Научная статья на тему 'Особенности организации местного самоуправления в наукоградах'

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4348
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУКОГРАД / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / SCIENCE CITY / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPALITY / SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березин Ю.В.

В статье рассматриваются понятия наукограда, проанализированы критерии присвоения статуса наукограда на примере г. Реутова, выделены основные особенности организации местного самоуправления в наукоградах в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES THE ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BY SCIENCE CITIES

The article considers the concepts of a science city, analyzes the criteria for assigning the status of a science city using the example of Reutov, highlights the main features of the organization of local self-government in science cities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности организации местного самоуправления в наукоградах»

УДК: 352

Ю.В. Березин

Студент 2 курса

магистратуры ИГСУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва

E-mail: s-y-v@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАУКОГРАДАХ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия наукограда, проанализированы критерии присвоения статуса наукограда на примере г. Реутова, выделены основные особенности организации местного самоуправления в наукоградах в Российской Федерации.

Ключевые слова:

наукоград, местное самоуправление, муниципальное образование, научно-производственный комплекс.

Yuri Vitalievich Berezin

2-year student of the master's program of the Institute of Public Administration "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Moscow

E-mail: s-y-v@inbox.ru

FEATURES THE ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BY SCIENCE CITIES

Abstract

The article considers the concepts of a science city, analyzes the criteria for assigning the status of a science city using the example of Reutov, highlights the main features of the organization of local self-government in science cities in the Russian Federation.

Keywords:

science city, local government, municipality, scientific and industrial complex.

Наукограды представляют собой уникальное образование, которое изначально должно было работать над производством инновационных идей. Перед такими городами ставится задача максимально эффективно использовать крупный научно-исследовательский потенциал региона и страны в целом. Согласно Федеральному закону от 20 апреля 2015 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» «О статусе наукограда Российской Федерации» опубликованному в "Российской газете" от 14 апреля 1999 г. под наукоградами стали пониматься не только города, имеющие развитый научно-промышленный комплекс, но и мощную социальную инфраструктуру. В связи с чем для ученых, инженеров, конструкторов на таких территориях должны создаваться комфортные для работы и исследований бытовые условия. Федеральный закон №100-ФЗ от 20 апреля 2015 г. вступил в силу с 1 января 2017 года, и определил порядок финансирования наукоградов, закрепил определённое количество жителей, занятых научными исследованиями в научно-производственном учреждении, внес положение о предоставлении научного плана и комплексной стратегии развития наукограда.

Статус наукограда в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. №70 «О статусе наукограда Российской Федерации». Данный закон отражает основные понятия, регулирует правовой статус, выделяет критерии присвоения статуса, границы наукограда, формы поддержки государством и прочее. Согласно данному закону, наукоград - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Правовое регулирование статуса наукоградов осуществляется в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами, конституциями и законами субъектов Российской Федерации.

В Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №70 «О статусе наукограда Российской Федерации» дважды (в 2004 и 2015 годах) вносились поправки, касающиеся критериев присвоения статуса или его сохранения. Сам перечень критериев не был изменён, однако изменениям было подвержено количественное соотношение параметров в указанных критериях. Так, например, период действия статуса увеличился до 15 лет, доля численности работающих на научно-производственный комплекс (НИК) увеличилась с 15% до 20%, доля исследователей, занятых в НИК, должна быть не менее 20%, доля оборота организаций НИК и их инвестиций в основной капитал производства, должна составлять не менее 50%.

Закон закрепил следующие критерии присвоения статуса наукограда муниципальному образованию:

• наличие научно-производственного комплекса, расположенного в границах одного муниципального образования;

• разрабатывается социально-экономическая стратегия, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти;

• составляется план мероприятий по реализации социально- экономического развития муниципального образования;

• определяются требования к НИК муниципального образования;

• определяется состав НИК и требования, предъявляемые к организациям, включаемым в его состав.

Для получения статуса «наукограда» необходимо соблюдение всех критериев, приведенных в ст. 2.1

ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». На базе города Реутов Московской Области рассмотрим механизм присвоения данного статуса.

На территории г. Реутов располагается предприятие - АО «ВИК «НИО машиностроение» (в прошлом ФГУИ «НИО машиностроения»). Данное предприятие ведет свою деятельность с 1950-х г. Акционерное общество "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" является одним из ведущих ракетно-космических предприятий России. Как головное предприятие в многопрофильной кооперации обеспечивает Вооруженные Силы страны новейшими видами военной техники, осуществляет военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами. Успешная работа предприятия в течение десятилетий явилась определяющим фактором в развитии города Реутова и в присвоении ему в 2003 году статуса наукограда Российской Федерации.

Согласно требованиям присвоения статуса «наукограда» муниципальному образованию необходимо разработать социально-экономическую стратегию. Решением Совета депутатов города Реутов от 26.06.2017 №38/2017-НА была утверждена стратегия социально-экономического развития городского округа Реутов Московской области, как наукограда Российской Федерации, на период до 2026 года. Данная стратегия приводит анализ социально-экономического развития Реутова, включая общую характеристику наукограда Реутова, экономику, научно-производственный комплекс, городскую среду и пр., описывает стратегическое видение развития Реутова на перспективу до 2026 года, раскрывает систему стратегических действий по реализации стратегии, а также включает в себя систему управления инновационным развитием города.

На территории городского округа осуществляют деятельность основные предприятия промышленности, зарегистрированные в установленном порядке, среди которых: АО «ВИК «НИО машиностроение», ФГУИ «Реутовский экспериментальный завод средств протезирования», ООО «Мириталь-Реутов», ООО «Компания у Иалыча», ЗАО «Газкомплект» и ООО «Иервая линия».

На территории Реутова составлен план реализации социально-экономического развития, Указом Ирезидента Российской Федерации №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Особенный статус «наукограда» предоставляет региону некоторые преимущества, среди которых:

• Высокий уровень инвестиций со стороны Москвы;

• Потенциал коммерциализации научных разработок;

• Система поддержек инновационного предпринимательства, содействие предприятиям и проектам со стороны администрации города;

• Устойчивый рост населения;

• Высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

В ст. 8 Федерального закона от 20 апреля 2015 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» «О статусе наукограда Российской Федерации» закреплены положения о государственной поддержке развития наукоградов, среди которых:

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей;

2. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте, не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

3. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1, предоставляются для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона;

4. Часть общего объема указанных в пункте 1 межбюджетных трансфертов, направляемая на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, распределяется по результатам конкурсного отбора. Объем таких средств и порядок проведения конкурсного отбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Наукоград является городским округом, в котором органы местного самоуправления (ОМСУ) осуществляют полномочия по решению ряда вопросов муниципального значения. В статье 16 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», описаны отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления наукограда в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Особенности местного самоуправления в наукограде, не определены Федеральным законом №70-ФЗ, однако с 1 января 2017 года в данном законе введены права ОМСУ на (предусмотренные планом мероприятий) стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда. Согласно статье 8.1 Федерального закона №100-ФЗ от 20 апреля 2015 года, права ОМСУ наукограда реализуют мероприятия путем:

• Строительства (создания) и содержания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

• Использования находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

• Участия в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается.

Негативное влияние на муниципальное образование со статусом «наукограда», оказывает правовой фактор. В статье 81 Федерального закона №131-Ф3, «наукоград» наделяется статусом городского округа, где не упоминается об особенностях организации местной демократии в городских округах с таким статусом. Далее, подход к управлению, согласно ст.1 Федерального закона №70-ФЗ, состоит в том, что предоставление местной власти официальных разрешений для решения многих вопросов локального характера, не предоставлено.

Основной проблемой (вызовом) в области местного самоуправления является - сохранение и

развитие муниципального образования, занимающегося некоммерческими видами деятельности, при доминирующем ключевом предприятии, НПК. Статья 82.4 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявляет на территории научно-технологического центра неосуществление полномочий местного самоуправления. Согласно ст.1 Федерального закона №8-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», получая субсидии от государства в виде внебюджетных трансферов и ориентированность на промышленные заказы, которые распределены по результатам конкурсного отбора, муниципалитет не в состоянии потратить средства на собственные нужды, таким образом не регламентирован:

• расход бюджетных средств и субсидий на инфраструктуру муниципального образования;

• механизм использования федерального имущества для коммерческих заказов;

• порядок использования муниципальных земель органами местного самоуправления;

• способ стимулирования и развития коммерческой деятельности на территории муниципального образования;

• должным образом уровень оплаты труда в научно-производственном сегменте предприятий, происходит отток молодежи из научно-технического сектора науки;

• уровень затрат на воспроизводство научных кадров и поддержания их квалификации, делая профессию ученого не престижной.

Проанализировав особенности местного самоуправления наукоградов Российской Федерации, а также их основные проблемы, необходимо внести изменения в Федеральный закон №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Необходимо определить особенности организации местного самоуправления в наукоградах, а именно: дополнительные вопросы местного значения, полномочия ОМСУ, порядок наделения отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, особенности избрания высших должностных лиц, организации бюджетов, стратегического планирования развития наукограда Российской Федерации.

Подводя итоги вышесказанному, достигнутых решений, на данном этапе развития муниципального образования в городах со статусом «наукоград», недостаточно. Новые поправки в законодательстве, как Федеральный закон №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», должны являться стимулом для роста экономики в научно-технической сфере, а не диверсифицировать экономику, понижая уровень и качество жизни граждан, непосредственно вовлеченных в работу на градообразующее предприятие. Научно-производственный сектор должен разрабатывать документацию стратегического планирования, открывая для наукоградов возможность определить приоритеты, цели и задачи своего собственного развития и что самое важное, подстегнуть развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности в стране. Без должной инициативы и достаточной свободы, предлагаемые особенности местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации, перспективного развития наукоградов России и страны в целом, не видно. В таких научных и интеллектуальных центрах, где собраны вместе, работают и живут культурные и образованные люди, без финансовой самостоятельности наукоградов, невозможно построить сильное демократическое государство, которым мы хотим видеть Россию в будущем.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О статусе наукограда Российской Федерации» // Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ - Загл. с экрана.

2. Федеральный закон от 20.04.2015 №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru/ - 21.04.2015.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.09.2019) // Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ - Загл. с экрана.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 №79 «О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами» Режим доступа: http: // www.garant.ru/ - 22.09.1999.

5. Стратегия социально-экономического развития городского округа Реутов Московской области как наукограда Российской Федерации на период до 2026 года, утвержденную Решением Совета депутатов города Реутов от 21.06.2017 №38/2017-НА.

© Березин Ю.В., 2019

УДК 343.131.7

Ермакова А. О.

магистрант кафедры уголовного процесса ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

г. Саратов e_alisa@mail.ru

СУЩНОСТЬ ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ

СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В статье на основе анализа законодательства и дискуссионных точек зрения автор раскрывает проблемы, связанные с сущностью и содержанием принципа презумпции невиновности в российском уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова:

принципы уголовного судопроизводства, презумпция невиновности, обязанность доказывания виновности, сомнения в виновности обвиняемого, обвинительный приговор.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст. 49 Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 14 УПК РФ), является общепризнанным принципом цивилизованного правосудия, исходной базой правового статуса личности в уголовном процессе и фундаментальной основой его законодательной регламентации. Именно в положении и том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, заложены рамки взаимоотношений личности и государства в сфере уголовно-процессуальной деятельности. Данный принцип является «объективным правовым положением, выражающим отношение государства к лицу, обвиняемому (подозреваемому) в совершении преступления»10.

Как отмечает Ф. Г. Шахкелдов, «к презумпции невиновности не имеют никакого отношения суждения о том, что с гносеологической точки зрения содержание презумпции составляют знания вероятностного характера»11. Презумпция невиновности - это «предположение, но не в смысле высказывания о вероятности чего-либо, а в смысле положения, утверждения, принимаемого как истинное

10 Францифоров Ю.В., Манова Н.С. Уголовный процесс: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2018. С. 41.

11 Шахкелдов Ф. Г. Концептуальные аспекты презумпции невиновности в уголовном процессе: генезис и тенденции совершенствования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 14.

~ 76 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.