Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСУЖДЕННЫЕ / ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Э. В., Соболев Н. Г.

Введение: статья посвящена изучению осмысленности жизни у осужденных, которые отбывают длительные сроки наказания в местах лишения свободы. Отношение к жизни следует рассматривать в качестве универсального субъектного образования, которое обеспечивает самоорганизацию человеческой активности в процессе жизнедеятельности. Цель: определить особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками наказания, дать рекомендации по коррекционно-воспитательной работе с данной категорией лиц. Методы: теоретический анализ литературы; методы синтеза и обобщения; тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева. Результаты: осужденные, находящиеся в социальной изоляции более десяти лет, демонстрируют низкий интерес к жизни, ее меньшую эмоциональную насыщенность, недостаточность жизненных целей, отсутствие временной перспективы (целей на будущее). Жизнь ими воспринимается недостаточно интересной, не наполненной смыслом. Прожитый отрезок не в полной мере осмыслен испытуемыми, отмечаются недостаточность самореализации, ощущение неуправляемости жизни. Выявленные особенности необходимо принимать во внимание при организации коррекционно-воспитательной работы с осужденными к длительным срокам лишения свободы. Выводы: при определении направления коррекционно-воспитательной работы с осужденными данной категории важно учитывать особенности их отношения к жизни, ориентировать их на исправление, осознание вины, сосредоточение на духовных и нравственных проблемах, предупреждать агрессию с их стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зауторова Э. В., Соболев Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEANINGFULNESS OF LIFE OF CONVICTS SERVING LONG-TERM SENTENCES

Introduction: the article describes features of meaningfulness of life of convicts serving longterm sentences in places of deprivation of liberty. An attitude to life should be considered as a universal subjective formation that ensures self-organization of human activity in the process of their life. Purpose: to determine features of meaningfulness of life of convicts serving long-term sentences, give recommendations on correctional and educational work with this category of offenders. Methods: theoretical analysis of literature; methods of synthesis and generalization; life orientations test by D.A. Leont’ev. Results: convicts who have been in social isolation for more than 10 years demonstrate a lower interest in life and less emotional intensity and lack life aspirations and goals; the time perspective is not indicated. They perceive life as uninteresting and insufficiently filled with meaning. At the same time, the time passed is not fully comprehended, they cannot realize themselves, they are dissatisfied with their life and do not feel that they can manage it. The revealed features of meaningfulness of life of convicts serving long-term sentences supplement characteristics of persons in this category and this should be taken into account when organizing correctional and educational work with them in places of deprivation of liberty. Conclusions: when determining the direction of correctional and educational work with convicts of this category, it is important to take into account the specifics of their attitude to life and direct them to correction, preventing aggression in their behavior. At the same time, it is important for convicts to realize their guilt, focus on their own spiritual and moral problems, and develop a desire to compensate for the harm they have caused. To do this, it is necessary to establish cooperation with convicts based on the in-depth study of life, personality and needs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ»

Научная статья УДК 343.82:159.9.07 doi: 10.46741/2686-9764.2022.59.3.010

Особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками отбывания наказания

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ЗАУТОРОВА

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия elvira-song@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654

НИКОЛАЙ ГУРГЕНОВИЧ СОБОЛЕВ

Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, sobolev-nikolay@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6101-7437

Реферат

Введение: статья посвящена изучению осмысленности жизни у осужденных, которые отбывают длительные сроки наказания в местах лишения свободы. Отношение к жизни следует рассматривать в качестве универсального субъектного образования, которое обеспечивает самоорганизацию человеческой активности в процессе жизнедеятельности. Цель: определить особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками наказания, дать рекомендации по коррекционно-воспитательной работе с данной категорией лиц. Методы: теоретический анализ литературы; методы синтеза и обобщения; тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева. Результаты: осужденные, находящиеся в социальной изоляции более десяти лет, демонстрируют низкий интерес к жизни, ее меньшую эмоциональную насыщенность, недостаточность жизненных целей, отсутствие временной перспективы (целей на будущее). Жизнь ими воспринимается недостаточно интересной, не наполненной смыслом. Прожитый отрезок не в полной мере осмыслен испытуемыми, отмечаются недостаточность самореализации, ощущение неуправляемости жизни. Выявленные особенности необходимо принимать во внимание при организации коррекционно-воспитательной работы с осужденными к длительным срокам лишения свободы. Выводы: при определении направления коррекционно-воспитательной работы с осужденными данной категории важно учитывать особенности их отношения к жизни, ориентировать их на исправление, осознание вины, сосредоточение на духовных и нравственных проблемах, предупреждать агрессию с их стороны.

Ключевые слова: места лишения свободы; исправительный процесс; осужденные; длительные сроки отбывания наказания; осмысленность жизни; коррекционно-воспитатель-ная работа.

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Зауторова Э. В., Соболев Н. Г. Особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками отбывания наказания // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 3 (59). С. 320-326. сЬэг 10.46741/2686-9764.2022.59.3.010.

Original article

Features of Meaningfulness of Life of Convicts Serving Long-Term Sentences

■ EL'VIRA V. ZAUTOROVA

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

© Зауторова Э. В., Соболев Н. Г., 2022

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia elvira-song@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654

NIKOLAI G. SOBOLEV

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, sobolev-nikolay@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6101-7437

Abstract

Introduction: the article describes features of meaningfulness of life of convicts serving long-term sentences in places of deprivation of liberty. An attitude to life should be considered as a universal subjective formation that ensures self-organization of human activity in the process of their life. Purpose: to determine features of meaningfulness of life of convicts serving long-term sentences, give recommendations on correctional and educational work with this category of offenders. Methods: theoretical analysis of literature; methods of synthesis and generalization; life orientations test by D.A. Leont'ev. Results: convicts who have been in social isolation for more than 10 years demonstrate a lower interest in life and less emotional intensity and lack life aspirations and goals; the time perspective is not indicated. They perceive life as uninteresting and insufficiently filled with meaning. At the same time, the time passed is not fully comprehended, they cannot realize themselves, they are dissatisfied with their life and do not feel that they can manage it. The revealed features of meaningfulness of life of convicts serving long-term sentences supplement characteristics of persons in this category and this should be taken into account when organizing correctional and educational work with them in places of deprivation of liberty. Conclusions: when determining the direction of correctional and educational work with convicts of this category, it is important to take into account the specifics of their attitude to life and direct them to correction, preventing aggression in their behavior. At the same time, it is important for convicts to realize their guilt, focus on their own spiritual and moral problems, and develop a desire to compensate for the harm they have caused. To do this, it is necessary to establish cooperation with convicts based on the in-depth study of life, personality and needs.

Keywords: places of deprivation of liberty; correctional process; convicts; long-term sentences; sense of purpose; correctional and educational work.

5.3.9. Legal psychology and security psychology.

5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education.

For citation: Zautorova E. V., Sobolev N. G. Features Of Meaningfulness Of Life Of Convicts Serving Long-Term Sentences. Penitentiary Science, 2022, vol. 16, no. 3 (59), pp. 320-326. doi: 10.46741/2686-9764.2022.59.3.010.

Введение

Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г. имеет целью дальнейшее совершенствование коррекционно-воспитательной работы с осужденными с учетом их индивидуальных особенностей и видов исправительных учреждений. Актуализируется необходимость поиска эффективных средств, форм и методов коррекционного и воспитательного воздействия, новых подходов к использованию уже имеющегося потенциала, возможностей и сил с привлечением различных служб (педагогической, психологической, медицинской, социальной и др.) исправительного учреждения.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 469 283 чел., в том числе в 647 исправительных колониях отбывало наказание 357 649 чел., в шести исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, находилось 1947 чел., в восьми тюрьмах -1345 чел. [8]. Особого внимания требуют лица, осужденные к лишению свободы на длительный срок, отбывающие наказание в исправительных учреждениях строгого и особого режимов за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Обращает на себя вни-

мание все более частое применение преступниками агрессии, насилия в крайне опасной для жизни и здоровья граждан форме, усиление жестокости в преступных действиях осужденных [12].

Длительное нахождение в условиях социальной изоляции способно привести к нарушению социально полезных связей, навыков и т. д., что в дальнейшем может затруднять процесс ресоциализации осужденного. Перед сотрудниками исправительного учреждения стоят важные задачи по обеспечению исправления осужденных с целью возвращения их в общество после освобождения, а также по предотвращению деструктивных форм поведения в период отбывания наказания.

Отношение к жизни у осужденных может выступать своего рода индикатором осмысленности прожитого периода и стремления улучшить качество жизни через принятие себя и ответственности за происходящие изменения. Различные взгляды на жизнь и ее ценности определяют закономерности поведения осужденных в исправительном учреждении, степень готовности к освобождению.

Изучению ценностных ориентаций личности посвящены труды С. А. Абдулгалимовой, И. С. Ар-тюховой, М. И. Бобневой, А. Г. Здравомыслова, И. С. Ильиной, И. С. Кона, А. В. Мудрика и других ис-

следователей. Вместе с тем практически не анализировалась система смысложизненных ориентаций и представлений о жизни с позиции содержания бытийных представлений лиц, лишенных свободы. Отношение к жизни влияет на поведение человека во всех сферах его активности, выражается в принятии (непринятии) жизни, ответственности за себя и свою жизнь, стремлении (отсутствии стремления) к личностному росту и определяется ценностным миром индивида [1]. При этом рассматриваемая субъективная категория объединяет отношение к настоящему, прошлому, будущему, формируется под влиянием восприятия смерти, включает смысл жизни в качестве обязательного компонента [4].

Вопрос отношения к жизни в психологии рассматривался многоаспектно. Так, в зарубежной психологии А. Адлер обратил внимание на взаимосвязь поведения с жизненным смыслом человека, направленностью жизни, представив достаточно развернутое понимание поведенческих смыслов жизни, которые он соотносил с жизненным стилем, жизненным планом [3]. К. Г. Юнг рассматривал направленность человеческой личности на поиск жизненного смысла как отдельную задачу. Он выдвинул гипотезу, что человек вообще стоит перед задачей обнаружения смысла и благодаря этому может жить, так как смысл жизни имеет взаимосвязь с наличием у него духовных и культурных целей, стремление к достижению которых выводит человека за пределы обыденности. Нахождение жизненного смысла у К. Г. Юнга является специфической потребностью и задачей, а источниками (формами) смысла жизни служат архетипы и символы [15].

По мнению В. Франкла, смысл жизни является стремлением к обретению универсальных ценностей, а его поиск заложен в человеке в виде тенденции. Переживание смысла жизни представляет собой высшую ценность отношения, и важной проблемой здесь является вопрос ответственности индивида за собственную жизнь [14].

Стремление к сохранению жизни является врожденным, человек витально ориентирован и жизнь выбирает в силу факта своего существования в противоположность смерти, придерживаясь той или иной жизненной концепции. Вследствие этой позиции жизнь предстает как высший ценностный статус. Определяя человеческую природу в качестве совокупности пяти базовых потребностей (в жизни, социальной защищенности, общности или принадлежности, уважении и самоуважении, самореализации), А. Маслоу отмечает, что исходной является потребность в жизни [10].

В отечественной психологической науке поиск смысла жизни рассматривался в рамках деятель-ностного подхода. С. Л. Рубинштейн выделяет два основных способа существования человека и его отношения к жизни. Первый способ представлен определенным отношением к отдельным явлениям, но не к жизни в целом, второй - рефлексией, философским осмыслением жизни. Смысловой анализ поведения человека трактуется как путь его духовной жизни, отношение ко всему, что окружает личность. Формирование общего и обобщенного отношения к жизни

находит свое отражение в прошлых, настоящих и будущих событиях. Такое отношение дает возможность поиска смысла жизни [13].

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, большое значение в понимании отношения к жизни имеет выстраиваемая индивидом единая линия, суть которой состоит в том, что вся жизненная динамика перестает представлять собой случайным образом чередующиеся события, а зависит от активности индивида, его способности придавать событиям жизни заданное направление [2]. В. Н. Мясищев указывал на значимость проблемы отношения личности к жизнедеятельности, рассматривая отношения индивида как важнейшую категорию, связанную с развитием и формированием личности. Отношение к жизнедеятельности является сложным структурным образованием, которое содержит в себе отношение к самому себе, деятельности и другим людям [11]. По В. А. Зоб-кову, отношение человека к своей жизни и самому себе способствует появлению и развитию смыслосо-держательных характеристик [7].

Таким образом, отношение к жизни следует рассматривать в качестве универсального субъектного образования, которое обеспечивает самоорганизацию человеческой активности в процессе жизнедеятельности.

Описание исследования

С целью изучения особенностей отношения к жизни у осужденных с разными сроками лишения свободы нами было проведено эмпирическое исследование, которое проходило в несколько этапов. На первом этапе изучались личные дела осужденных с целью отбора испытуемых и создания экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. Целью второго этапа было определение особенностей осмысленности жизни у осужденных, отбывающих длительные сроки наказания (ЭГ - 30 мужчин в возрасте от 34 до 50 лет, находящихся в условиях социальной изоляции свыше десяти лет). На третьем этапе сравнивались результаты исследования группы осужденных, отбывающих длительные сроки наказания, и группы осужденных, отбывающих недлительные сроки наказания (КГ - 30 мужчин в возрасте от 34 до 50 лет, находящихся в условиях социальной изоляции до пяти лет), по итогам формулировались рекомендации. Была построена гипотеза: длительный срок отбывания наказания приводит к значительным личностным изменениям отрицательного плана, в связи с чем отношение к жизни у осужденных к длительным срокам отбывания наказания характеризуется менее выраженным ее принятием и более выраженным отторжением, чем у осужденных к недлительным срокам отбывания наказания.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ИК № 17 УФСИН России по Вологодской области (ноябрь-декабрь 2021 г.). Данное учреждение является колонией строго режима, где отбывают наказание осужденные мужского пола (лимит наполнения -1565 чел. [8]).

Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева использовался для определения смысложизненных ориентаций испытуемого. Он позволяет оценить источник смысла жизни, который

может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо в прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Данная методика представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика [9].

Тест содержит общий показатель осмысленности жизни, пять субшкал, указывающих на три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией), а также два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локус контроля - Жизнь). На основе факторного анализа адаптированной Д. А. Леонтьевым методики отечественными исследователями (Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова) был создан тест СЖО, который включает 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

Анализ данных, полученных с помощью теста смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, показал следующие результаты.

В группе осужденных, находящихся в условиях социальной изоляции свыше десяти лет (ЭГ), преобладает низкий уровень осмысленности жизни по шкалам: цели в жизни, процесс, локус контроля - Жизнь; средний уровень осмысленности жизни превалирует по шкалам: локус контроля - Я, общий показатель осмысленности жизни (ОЖ). В группе осужденных к лишению свободы на недлительные сроки (КГ) преобладают средний уровень осмысленности жизни по шкалам: результат, локус контроля - Жизнь, а также низкий уровень по шкалам: цели в жизни, процесс, локус контроля - Я, показатель осмысленности жизни (ОЖ).

Показатели осмысленности жизни у осужденных в экспериментальной(1 группа) и контрольной(2 группа) группах представлены на рисунке.

Рис. Сравнительные показатели осмысленности жизни у осужденных в экспериментальной (1 группа) и контрольной (2 группа) группах

У осужденных к длительным срокам лишения свободы (ЭГ) в местах лишения свободы показатели общего уровня осмысленности жизни (1,3), ее цели (0,2), самого жизненного процесса (0,6) и его результативности (1,1), а также локуса контроля - Я (0,7), локуса контроля - Жизнь (1,1) ниже, чем у осужденных контрольной группы.

Осужденные в экспериментальной группе демонстрируют более низкий интерес к жизни, ее меньшую эмоциональную насыщенность, недостаточность жизненных целей, отсутствие цели будущего, временной перспективы. Жизнь ими воспринимается недостаточно интересной, не наполненной смыслом. При этом прожитый отрезок жизни испытуемыми не в полной мере осмыслен, отмечается недостаточность самореализации, отсутствие ощущения управляемости жизни.

У осужденных контрольной группы выше показатели общего уровня осмысленности жизни (2,1), ее цели (1,3), самого жизненного процесса (1,9) и его результативности (1,8), а также локуса контроля - Я (1,9), локуса контроля - Жизнь (1,8). У осужденных в этой группе отмечаются интерес к жизни, определенная ее эмоциональная насыщенность, наличие некоторых жизненных целей, целей будущего и анализа прожитого, временных границ, ощущение способности управлять собственной жизнью.

Результаты

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что отношение к жизни у осужденных к длительным срокам отбывания наказания характеризуется менее выраженным ее принятием и более выраженным отторжением, чем у осужденных с недлительными сроками отбывания наказания. В связи с этим пенитенциарным психологам и начальникам отрядов необходимо организовать специальную работу по коррекции поведения осужденных, особенно тех, кто отбывает лишение свободы длительное время. Это будет способствовать более гармоничным отношениям в коллективе осужденных, снижению стресса и уровня конфликтности и в конечном итоге исправлению личности правонарушителя.

Вместе с тем практика показывает, что уже имеется определенный опыт работы с данной категорией осужденных: проводятся индивидуальные беседы, поддерживаются социальные связи, используется положительное воздействие осужденных друг на друга, привлекаются родственники, общественность, представители религиозных конфессий и др. [16]. С целью оптимизации социально-психологической обстановки в отряде осужденных с длительными сроками отбывания наказания необходимо организовать работу по коррекции личности осужденных, принять меры по изменению их отношения к жизни [19, с. 48-54]. Важно при этом разработать меры по предупреждению и урегулированию деструктивных тенденций, проводить работу по коррекции взаимоотношений в группах осужденных.

В задачи сотрудников воспитательного отдела исправительного учреждения должны входить оказание своевременной социально-психологической поддержки лицу, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, создание условий для реализации полезной инициативы, развития личностного потенциала, психологической компетентности и навыков адаптивного поведения при рациональной занятости свободного времени. Важно содействовать оптимизации самооценки, стабилизации эмоционального и психосоциального состояния воспитуемых, снижению конфликтности, отчужденности и преодолению барьеров

в общении путем проведения групповых и индивидуальных психопрофилактических и психокоррекцион-ных мероприятий [5]. Формирование у осужденных модели здорового образа жизни, социально полезной инициативы, трудовых навыков, законопослушного поведения будет способствовать более успешной социальной реабилитации и адаптации после освобождения из мест изоляции от общества.

При этом важным направлением работы являются осуществление социальной поддержки осужденных к длительным срокам отбывания наказания [6], а также организация на постоянной основе мониторинга, направленного на выявление барьеров, препятствующих нормальной жизнедеятельности лиц данной категории.

Заключение

В исследовании были проанализированы характеристики осмысленности жизни у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы. Субъективная категория «отношение к жизни» включает отношение человека к прошлому, настоящему и будущему, является обязательным компонентом смысла жизни. Переживание смысла жизни представляет собой высшую ценность, выступает индикатором ответственности индивида за свою жизнь [18].

Были определены следующие особенности осмысленности жизни у лиц, находящихся в условиях социальной изоляции свыше десяти лет: низкий интерес к жизни, ее слабая эмоциональная насыщенность, недостаточность жизненных целей, отсутствие цели на будущее, временной перспективы, отчуждение от жизни, происходящих событий, от-

страненность в общении с администрацией исправительного учреждения и другими осужденными. Отсутствие перспектив, связанных с освобождением, камерное содержание, различные ограничения, которые направлены на регламентацию порядка отбывания наказания, исключают возможность строить свои отношения в обществе на принципах сотрудничества, являются причиной такого отношения к жизни [20]. У анализируемой группы осужденных нередко отсутствуют желание и внутренняя готовность к социальной реабилитации. Подобное мышление и неспособность к социализации могут стать основными факторами, определяющими социальную опасность лиц, преступивших закон.

Коррекционно-педагогическая работа и основная направленность мероприятий по организации работы с лицами, лишенными свободы на длительный срок, должны ориентировать их на изменение личности, предупреждение и предотвращение насилия и агрессии в отношении представителей администрации исправительной колонии, других осужденных и самих себя, осознание вины и покаяние на этой основе, сосредоточение на духовных и нравственных проблемах, стремление компенсировать вред, нанесенный преступлением [17].

Проведенное исследование будет способствовать разработке общих рекомендаций по психокоррекции отношения к жизни у осужденных и формированию их нравственных ценностных ориентаций в качестве профилактических мер по борьбе с суицидом в условиях исправительного учреждения и воспитанию готовности к социальной реабилитации.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулгалимова, С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С. А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. - 2011. - № 2. - С. 83-92.

2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с. - ISBN 5-89502-067-4.

3. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 165 с. - ISBN 978-5-88230-458-3.

4. Ильина, И. С. Специфика понятий отношения к жизни и смерти, к здоровью и болезни в исследованиях лиц, имевших опыт суицидальных попыток / И. С. Ильина // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2011. - № 1. - С. 339-343.

5. Зауторова, Э. В. Особенности агрессивного поведения осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима : монография / Э. В. Зауторова. - Москва : НИИ ФСИН России, 2020. - 120 с. - ISBN 9785-6042382-3-3.

6. Зауторова, Э. В. Профилактика противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2021. - № 2 (92). - С. 188-194.

7. Зобков, В. А. Отношение человека к жизнедеятельности / В. А. Зобков // Экономика образования. - 2015. -№ 2. - С. 91-94.

8. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Федеральная служба исполнения наказаний : официальный сайт. - URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 03.02.2022).

9. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) / Д. А. Леонтьев // Психология счастливой жизни : сайт психологической помощи. - URL: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-meto-dika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 03.02.2021).

10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 351 с. - ISBN 978-5-459-00494-7.

11. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Москва : МПСИ, 2011. - 398 c. - ISBN 978-5-89502790-5.

12. Недялкова, Й. М. Индивидуальные особенности личности осужденного (результаты психологического исследования) / Й. М. Недялкова // Пенитенциарная наука. - 2021. - № 2 (54). - С. 321-327.

13. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 287 с. - ISBN 9785-496-02943-8.

14. Франкл, В. Человек в поисках смысла : [сборник] / В. Франкл ; общая редакция Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. -Москва : Прогресс, 1990. - 366 с. - ISBN 5-01-001606-0.

15. Юнг, К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К. Г. Юнг. - Москва : АСТ, 2019. - 224 c. - ISBN 978-5-17117179-7.

16. Buss, A. H. Phisical aggression in relation to different frustrations / A. H. Buss // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1963. - Volume 67. - Pp. 1-7.

17. Kohlberg, L. Essays on Moral Development. Volume two: The Psychology of Moral Development / Lawrence Kohlberg. -San-Francisco : Harper & Row, 1984. - 580 p.

18. Moscovici, S. The phenomenon of social representations / Serge Moscovici // Social representations / R. Fair and S. Moscovici (Eds.). - Cambridge : Cambridge University Press, 1984. - Pp. 3-69.

19. Rath, T. Wellbeing: The Five Essential Elements / Tom Rath, Jim Harter. - New York : Gallup Press, 2010. - 229 p.

20. Zaleski, Z. Importance of and optimism-pessimism in predicting solution to world problems: an intercultural study / Z. Zaleski, Z. Chlewinski, W. Lens // Psychology of future orientation / Z. Zaleski (ed.). - Lublin : Towarzystwo Naukowe KUL, 1994. - Pp. 207-228.

Щ REFERENCES

1. Abdulgalimova S.A. The concept of the meaning of life and the meaning of life paradigms. Vestnik Sotsial'no-peda-gogicheskogo instituta=Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute, 2011, no. 2, pp. 83-92. (In Russ.).

2. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noi lichnosti): izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theory and research of real personality): selected psychological works]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. Voronezh: MODEK, 1999. 224 p. ISBN 5-89502-067-4.

3. Adler A. Individual'naya psikhologiya [Individual psychology]. Saint Petersburg: Piter, 2017. 165 p. ISBN 978-5-88230458-3.

4. Il'ina I.S. Specificity of the concepts of attitude to life and death, to health and illness in studies of persons who had experience of suicidal attempts. Lichnost' vekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti=Personality in Extreme Conditions and Crisis Situations of Life, 2011, no. 1, pp. 339-343. (In Russ.).

5. Zautorova E. V. Osobennostiagressivnogo povedeniya osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazanie vispravitel'noikolonii strogogo rezhima: monografiya [Features of aggressive behavior of convicts serving sentences in the correctional facility of strict regime: monograph]. Moscow: NII FSIN Rossii, 2020. 120 p. ISBN 978-5-6042382-3-3.

6. Zautorova E.V., Kevlya F.I. Prevention of illegal behavior of convicts in places of deprivation of liberty. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii=Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 2 (92), pp. 188-194. (In Russ.).

7. Zobkov V.A. Personality's attitude to the life activity. Ekonomika obrazovaniya=Economics of Education, 2015, no. 2, pp. 91-94. (In Russ.).

8. Brief description of the penal system. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii: ofitsial'nyi sait [Federal Penitentiary Service of the Russian Federation: official website]. Available at: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Krat-kaya%20har-ka%20UIS/ (In Russ.). (Accessed February 3, 2022).

9. Leont'ev D.A. Test of life-meaning orientations (the LMO method). Psikhologiya schastlivoi zhizni: sait psikhologiches-koipomoshchi [Psychology of a happy life: psychological help website]. Available at: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (In Russ.). (Accessed February 3, 2022).

10. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Piter, 2011. 351 p. ISBN 978-5-45900494-7.

11. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relations]. Moscow: MPSI, 2011. 398 p. ISBN 978-5-89502790-5.

12. Nedlyakova I.M. Individual features of the convict's personality (results of a psychological research). Penitentsiarnaya nauka=PenitentiaryScience, 2021, no. 2 (54), pp. 321-327. (In Russ.).

13. Rubinshtein S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Saint Petersburg: Piter, 2017. 287 p. ISBN 978-5-49602943-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla: sbornik [Man in search of meaning: collection]. Ed. by L.Ya. Gozman, D.A. Leont'ev. Moscow: Progress, 1990. 366 p. ISBN 5-01-001606-0.

15. Yung C.G. Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe [Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow: AST, 2019. 224 p. ISBN 978-5-17-117179-7.

16. Buss A.H. Physical aggression in relation to different frustrations. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, vol. 67, pp. 1-7. (In Russ.).

17. Kohlberg L. Essays on moral development. Volume 2: the psychology of moral development. San-Francisco: Harper & Row, 1984. 580 p.

18. Moscovici S. The phenomenon of social representations. In: Fair R., Moscovici S. (Eds.). Social representations. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. Pp. 3-69.

19. Rath T., Harter J. Wellbeing: the five essential elements. New York: Gallup Press, 2010. 229 p.

20. Zaleski Z., Chlewinski Z., Lens W. Importance of and optimism- pessimism in predicting solution to world problems: an intercultural study. In: Zaleski Z. (Ed.). Psychology of Future Orientation. Lublin: Towarzystwo Naukowe KUL, 1994, Pp. 207-228.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ | INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ЗАУТОРОВА - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры юридической психологии и

EL'VIRA V. ZAUTOROVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, professor at the Department for Legal Psychology and Pedagogy of

педагогики психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, elvira-song@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654

НИКОЛАЙ ГУРГЕНОВИЧ СОБОЛЕВ - кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, sobolev-nikolay@mail.ru, https://orciC. org/0000-0001-6101-7437

the Psychology Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, Leading Researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, elvira-song@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-1334-2654

NIKOLAI G. SOBOLEV - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Senior Researcher at the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, sobolev-nikolay@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0001-6101-7437

Статья поступила 27.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.