Научная статья на тему 'Особенности организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг для реализации инновационных бизнес-процессов на предприятия ОПК'

Особенности организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг для реализации инновационных бизнес-процессов на предприятия ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / THE INNOVATIVE DEVELOPMENT / CONSULTING SERVICES / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черепанова Н. Б.

В статье рассматриваются особенности организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг на предприятиях оборонно-промышленного комплекса при реализации ими инновационных бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черепанова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг для реализации инновационных бизнес-процессов на предприятия ОПК»

Г армонизирующая модель - предельная модель развития отношений между руководителем и исполнителем. В этой модели управления руководитель доверяет исполнителю большую часть контрольных функций. За руководителем остаются только функции определения стратегических целей и укрупненный контроль. На последнем этапе развития гармонизирующей модели исполнитель готов занять место руководителя и контролировать все процессы управления самостоятельно (авторитарная модель).

В классе полных моделей управления возможны смешанные варианты (например, развитие бюджетирования в авторитарной модели), но они встречаются реже.

Если значение параметра уровня влияния руководителя - д. приближается к 1, то управление жестко авторитарное, процессы планирования, бюджетирования и контроля идут исключительно «сверху вниз». Если д > 0, то планы и бюджет формируется снизу, ответственность за результаты и процессный контроль распределены между подчиненными. Можно ввести классификацию форм управления в зависимости от значения д (табл.1).

В случае если нижнее звено иерархии заинтересовано в выполнении точно таких же задач, что и верхнее звено, делегирование полномочий управления вниз выгодно, так как там сосредоточено максимальное знание текущей ситуации, и эффективность управления будет выше. Проблема в том, что целевые задачи нижнего и верхнего звеньев различны. Поэтому оптимизация и выбор форм управления осуществляется в два шага:

• Определение объема делегированных вниз полномочий (ф;

• Стимулирование (мотивирование) нижнего звена, максимально сближающего его интересы с задачами верхнего звена.

М. Власов, Е. Попов (2006) провели исследование распределения, производства новых знаний в структуре интеллектуального капитала хозяйствующего субъекта по областям использования.

Важность управления знаниями значительно возрастает при переходе от индустриальной парадигмы развития экономических отношений к парадигме развития, основанной на использовании знаний (Ф. Котлер, А. Крыштафович (2006)) (табл. 2,3).

Ф. Бык, В. Китушин (2007) предложили некоторые понятийные аспекты новой парадигмы управления: в социально-экономических сетевых и иерархических системах всегда проявляются свойства самооргнизации. П. Друкер назвал постиндустриальную эпоху «эпохой без закономерностей», а задачи управления в современных условиях отнес к проблемам мировоззрения и образа мышления. Это позволило Н.С. Алексееву обосновано утверждать, что возникла потребность в создании новой парадигмы.

Литература:

1. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2000

2. Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М.: КомКнига, 2005

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК

Черепанова Н.Б., соискатель кафедры экономических теорий и военной экономики ФГВОУ ВПО «Военный университет»

В статье рассматриваются особенности организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг на предприятиях оборонно-промышленного комплекса при реализации ими инновационных бизнес-процессов.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, инновационное развитие, консалтинговые услуги, оборонно-промышленный комплекс.

FEATURES OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF CONSULTING SERVICES FOR THE REALIZATION OF INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES AT ENTERPRISES OF THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

Cherepanova N., an applicant of economic theories and the war economy FGVOU HBO Military University

This article discusses the features of the organizational-economic mechanism of management consulting services to enterprises of defense industry when implementing their innovative business processes.

Keywords: organizational-economic mechanism, the innovative development, consulting services, military-industrial complex.

В современных условиях устоялось мнение о том, что страте- 2) повышение конкурентоспособности основных видов про-

гия развития инновационной сферы предприятий оборонно-про- дукции.

мышленного комплекса (ОПК) является частью социально-эконо- Данные цели позволили этому предприятию ОПК достичь наи-

мической стратегии развития промышленности государства. Госу- высших результатом в области создания передовых систем воору-

дарство оказывает большое внимание проблемам в области инно- жения.

вационного развития сферы ОПК [1]. На основании вышесказанного автор предлагает для предпри-

Анализ докладов на заседаниях Министерства промышленно- ятий ОПК под целями инновационного развития считать не только

сти и торговли Российской Федерации позволил автору выявить разработку и внедрение новых технологий, производств и продук-

следующие цели инновационного развития предприятий ОПК [2]: тов оборонного назначения, но и достижение качественного пре-

- увеличение рыночной доли; восходства данных технологий, производств и продуктов оборон-

- исследования и развитие новых технологий; ного назначения среди аналогов на мировых рынках продукции.

- диверсификация производства; Исследования автора в этих вопросах позволяют ему обосно-

- повышение конкурентоспособности предприятия; вать собственный методический подход к формированию иннова-

- снижение себестоимости и экономия ресурсов; ционной стратегии оборонных предприятий основанной на консал-

- повышение платежеспособности предприятия; тинговом обеспечении (далее - Стратегия). Согласно данному

- укрепление финансовой устойчивости предприятия; подходу целостность комплекса мер создания и внедрения иннова-

- совершенствование управления. ций достигается путем выявления и закрепления интересов эконо-

Однако в последнее время стали проявляться и другие цели мических агентов, механизмов достижения их интересов, механиз-

инновационного развития, а именно - достижение превосходства мов парирования угроз и устранения препятствий на пути дости-

на рынках продукции. Так, например, для ОАО «Концерн ПВО жения интересов, тактических целей, механизмов достижения це-

«Алмаз - Антей» целями инновационного развития являются [3]: лей. Такой подход дает возможность формировать альтернативные

1) создание и производство систем ПВО-ПРО пятого поколе- сценарии достижения промежуточных целей в общей стратегии,

ния с требуемым качеством и себестоимостью; что особенно важно при актуализации научно-технологического

потенциала и модернизации предприятия ОПК.

Для перехода от устоявшейся в наше время традиционной системы инноваций в системе управления предприятием, к проектируемой системе мер по созданию и внедрению инноваций, выраженной цепочками процессов инновационной деятельности основанной на консалтинговом обеспечении, автор предлагает использовать подход, основанный на «функционально-методических отношениях» с применением теории системного анализа.

Используемый методический подход позволяет автору предложить собственную точку зрения на возможность выделения организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг, реализующих инновационные бизнес-процессы на промышленных предприятиях ОПК.

Предлагаемый автором организационно-экономический механизм использования консалтинговых услуг (см. рисунок 1) включает: предприятия ОПК, субъекты консалтингового обеспечения, потребители продукции, Центры компетенций консалтинговых услуг, органы управления предприятиями ОПК, внешние инвесторы, экспертную структуру по инновациям, фонд инвестиций в инновации ОПК и компании по сертификации и менеджменту качества.

Перечисленные элементы объединены в три сферы:

- инновационная сфера;

- инвестиционная сфера;

- регулятивно-информационная сфера.

Инновационная сфера предлагает и реализует инновационные продукты, инвестиционная сфера формирует финансовую и экономико-технологическое обеспечение, реализующее инновационные бизнес-процессы на промышленных предприятиях ОПК, а регулятивно-информационная сфера обеспечивает управление и координацию внедрения передовых технологий.

Функционирование всех элементов организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг, реализу-

ющих инновационные бизнес-процессы на промышленных предприятиях ОПК, должно основываться на принципах изменения соотношения размеров привлекаемых и собственных средств на различных этапах реализации инновационной программы технической и технологической модернизации предприятий ОПК. Это позволит обеспечить консолидацию и рациональное распределение связанных с инновационной деятельностью инвестиционных ресурсов, а также процесс постепенного замещения бюджетного финансирования и финансирования со стороны потребителей оборонной продукции средствами внешних инвесторов.

Ключевым элементом данного механизма являются субъекты консалтингового обеспечения, реализующих инновационные бизнес-процессы на предприятиях ОПК, привлечение которых характеризуется следующими преимуществами:

- консалтинговые услуги позволяют увязывать теоретические, методологические и методические проблемы с реальными практическими задачами, обеспечивая приближение теории к практике оборонного строительства;

- консалтинговые услуги отличаются большей полнотой и надежностью используемой информации, т.е. преодолевают информационные барьеры, существование которых относится к числу факторов, тормозящих развитие эффективного менеджмента;

- консалтинговые услуги позволяют обогатить практический опыт руководителей оборонных предприятий информационной базой и методологическими знаниями совершенствования систем управления;

- с помощью консалтинговых услуг удается внедрить в управленческую практику оборонно-промышленного строительства современный инструментарий, что способствует повышению качества и уровня эффективности управленческих решений;

- консалтинговые услуги обеспечивают приоритетность национально-государственных проектов, что значительно повышает ка-

Рис. 1. Модель организационно-экономического механизма использования консалтинговых услуг, реализующих инновационные

бизнес-процессы на предприятиях ОПК.

чество стратегии обеспечения военно-экономической безопасности государства;

- консалтинговые услуги повышают уровень компетентности специалистов в различных секторах оборонного строительства и управления.

Особое место в механизме использования консалтинговых услуг, реализующих инновационные бизнес-процессы на промышленных предприятиях ОПК, отводится Центрам компетенции консалтинговых услуг. Показательным примером создания такого подразделения, которое осуществляет консультационную поддержку и внедрение инновационных технологий не только на собственном, но и на ряде других предприятий Российской Федерации, является Центр компетенции № 1 по внедрению технологий БАР на Чепец-ком механическом заводе в городе Глазов.

На наш взгляд, рассматриваемый в статье организационно-экономический механизм позволит на промышленных предприятиях ОПК осуществлять следующие инновационные бизнес-процессы:

1) группа бизнес-процессов, реализующих технологические (производственные) инновации:

- освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;

- освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;

2) группа бизнес-процессов, реализующих маркетинговые инновации:

- проникновение (освоение) новых рынков сбыта;

- развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;

3) группа бизнес-процессов, реализующих организационные инновации:

- внедрение новых методов и стандартов управления;

- внедрение значительно измененных структур управления;

- реализация новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний;

4) группа бизнес-процессов, реализующих финансовые инновации:

- реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов;

- реализация новых методов организации использования финансовых ресурсов.

Отметим, что сердцевиной всей инновационной деятельности предприятий ОПК являются технологические (производственные) инновации, т.е. освоение (коммерциализация) новых видов продукции или методов её производства, доставки и реализации.

Методологическая постановка проблемы инновационного регулирования, а также фактическое протекание научно-технических процессов позволяют выделить три основные задачи, решаемые в рамках формирования стратегий оборонных предприятий:

- выявление и реализация государственных научно-технических приоритетов;

- создание условий инновационной предпринимательской активности оборонных предприятий;

- обеспечение инновационной безопасности оборонного предприятия.

Государственные научно-технические приоритеты определяют направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения конкурентоспособного положения предприятия ОПК в целом. Предприятие должно выявлять эти приоритеты и формировать стратегии их претворения в жизнь. Его усилия должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать всех участников инновационного процесса следовать в русле названных приоритетов. С этой целью на рассмотренные более низкие уровни передаются управляющие стратегические воздействия.

Создание условий предпринимательской активности является также важнейшей задачей стратегического управления. Формируя и реализуя функциональные инновационные стратегии, предприятие ОПК должно создать стимулы, заинтересовывающие структурные подразделения вкладывать средства в проведение НИОКР и усиливающие их восприимчивость к новшествам.

Инновационная стратегия на уровне предприятия ОПК сильно зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития, всецело направленных на обеспечение устойчивой стратегии экономической безопасности страны.

Таким образом, актуальность данных методических подходов предопределена значимостью консалтинга в процессах реализации инновационных проектов предприятия ОПК, определяющих, по сути, цель любой организации из сферы ОПК - это обеспечение приемлемого уровня обороноспособности государства при условиях достижения и сохранения своего конкурентного преимущества.

Литература:

1. Приказ Минпромторга России от 30 декабря 2008 г. «Об образовании научно-технического совета по реализации мероприятий в области развития оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и торговли российской федерации» № 479.

2. Наумов С. О модернизации промышленности России // Тезисы доклада на V Национальном конгрессе «Приоритеты развития экономики: Модернизация промышленности России». Опубликовано 13.01.2011. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ тд^гу/т^а1/105

3. http://www.a1maz-antey.ru/about/27/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.