смысле — объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания взаимодействия человека и природы.
7. Самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг отмечал, что в его время следует уже говорить не о картине природы, складывающейся в естественных науках, а о картине наших отношений с природой. Поэтому разделение мира на объективный ход событий в пространстве и времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, уже не может служить отправной точкой в понимании науки XXI в.
Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. А это значит, что «активное вопрошание природы» есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. При этом подчеркивается, что в мире, основанном на нестабильности и созидательности (а современный мир именно таков), человечество опять оказывается в самом центре мироздания. И это не отход от объективности, а все более полное приближение к ней, ибо она открывается только в процессе активной деятельности людей.
Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностнонейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам, каким являются объекты экологической науки, не только не допускает, но и предполагает включение аксиоло-
гических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.
В естествознании XXI в. должен получить более широкое распространение так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Нужно отметить, что именно на основе антропного принципа формируется постнеклассический взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект. В этом смысле экология превращается из внешнего фактора по отношению к человеку во внутренний фактор единой системы «Природа—Человек».
Таковы предпосылки идей экологического культуротвор-чества, заложенные в современном постеноклассическом естествознании конца XX и начала XXI вв. И именно через них появляется возможность глубокого осознания методологии экологического культуротворчества.
Разрабатывая принципы экологического культуротворчества, мы опирались на основные методологические выводы и положения, к которым пришло человечество к XXI веку. Современное состояние мира характеризуется, невиданным прежде, обострением глобальных экологических проблем, следствием которого является нестабильность социальнополитической и социально-культурной ситуации. Фактически перед человечеством стоит задача научиться мыслить и действовать по-новому или погибнуть. В связи с этим одной из задач экологического культуротворчества является переосмысление многих представлений о человеке, обществе и культуре. Для этого необходимо привлечение методологического аппарата философии, социологии, культурологии, без которых невозможно построение теоретической системы любой специальной науки.
Bibliography
1. Kochanowski, V.P. Philosophy and Methodology of Science: Textbook for higher educational institutions. - Rostov on Don: Feniks, 2009.
2. Simonov, A.L. Complex Systems and Nonlinear Dynamics in Nature and Society. / / Problems of Philosophy. - 2009. - № 4.
3. Prigogine, I. Order Out of Chaos: A new dialogue with nature. - M., 2006.
4. Moiseyev, N. natural sciences and human thought / / Social Sciences and the present. - 2003. - № 2.
5. Philosophy of nature: the co-evolutionary strategy / Sat articles. - Moscow: Progress, 2004.
6. Problems of methodology postnonclassycal science. - M.: Politizdat, 1992.
7. Stepin, V.S. The scientific world view in a culture of technological civilization. - M.: Knowledge, 1994.
8. Vernadsky, V.I. On science. Scientific knowledge: scientific creativity. Scientific thought. - Dubna, 1997. - V.1.
9. Feinberg, E.L. Evolution of the methodology in the XX Century: Problems of Philosophy. - 1995. - № 7.
10. Kuznetsov, V.I. General Chemistry: Trends / / Problems of Philosophy. - 1989. - № 7.
11. Schelling, F.W. Introduction to the outline of a system of natural philosophy: essays: 2 T. - M., 1987. - V.1.
12. Knyazev, E.N. Synergetics as a new vision of the world: a dialogue with I. Prigogine: Problems of Philosophy. - 1992. - № 2.
13. Prigogine, I. The philosophy of instability / / Problems of Philosophy. -1991. - № 6.
Article Submitted 20.12.10
УДК 37.013.42
А. А. Попов, соискательНПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
В статье определены общие особенности организации ЗОЖ студентов, присущие всем учреждениям образования системы ВПО; специфические - обусловленные профильной направленностью вуза (медицинский, педагогический, творческий и др.); частные - особенности, присущие конкретному образовательному учреждению. Акцент сделан на особенностях организации ЗОЖ студентов в творческом вузе.
Ключевые слова: особенности, специфические особенности, общие особенности, частные особенности, принципы.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи - настоящего и будущего интеллектуального и трудового потенциала нашего государства.
Снижение уровня здоровья студенческой молодежи - одна из актуальных проблем современного общества. Большую долю ответственности в решении данной проблемы принято возлагать на образовательное учреждение.
Система высшего профессионального образования тесно связана со здоровьем: эффективность профессионального образования и воспитания во многом определяются уровнем здоровья обучающихся, а качество образования не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. Цели и задачи, решаемые в образовании, не могут не соизмеряться с психологопедагогическими и физиологическими закономерностями учебно-трудовой деятельности, психофизическими возможностями обучающихся; без этого цели образования во многом утрачивают свою социальную и личностную значимость.
В науке выявлены и систематизированы предпосылки организации ЗОЖ студентов ВПО: социально-экономические (особенности современного профессионального труда,
уменьшение социальной ценности здоровья, ухудшение медико-биологических параметров состояния здоровья молодежи, расширение процесса десоциализации молодежи); организационно-педагогические (методологические и организационнопедагогические структурные изменения в системе образования России, обновление содержания образования на основе требований мировых образовательных стандартов, востребованность личности в интеллектуальном, социально-профессиональном и психофизиологическом развитии, ориентир на целостное развитие человека, его био-психо-социо-духовную сущность [1, с. 6].
Несмотря на повышенное внимание исследователей к данному вопросу неблагоприятные тенденции в динамике состояния здоровья российских студентов сохраняются.
Сложившиеся экономические и социальные отношения в стране еще сильнее обостряют ухудшение состояния здоровья студентов. Изучаемые в вузах дисциплины «Физическая культура» (частично «Валеология») не в состоянии сформировать культуру здоровья студента.
Задача формирования ЗОЖ студентов творческого вуза имеет особый смысл в связи с их будущей профессиональной деятельностью, важнейшим элементом которой должна стать работа по формированию ЗОЖ населения средствами культуры и искусства. В словах «образование» и «здоровье» можно усмотреть лишь обучение студентов здоровому образу жизни, которое необходимо организовать с учетом возможностей вуза, специфики его профильной направленности и особенностей обучающихся.
При анализе особенностей мы считаем необходимым из множества факторов, негативно сказывающихся на здоровье студентов, учитывать те, которые относятся к организации их ЗОЖ.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить ряд факторов формирования ЗОЖ в образовании: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, технологии обучения, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, функциональная неграмотность педагога в вопросах ЗОЖ, провалы в существующей системе физического воспитания, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ (в том числе профилактики вредных привычек, полового и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. д.), пропаганда нерационального питания - закусочные «быстрая кухня», гиподинамия среди студентов и пр.
Анализ особенностей целесообразно, на наш взгляд, проводить на основе выделения общих, частных и специфических особенностей.
К общим особенностям мы относим присущие всем образовательным учреждениям системы высшего профессионального образования применительно к организации ЗОЖ студентов; к специфическим - особенности, обусловленные профильной направленностью вуза (технического, педагогического, творческого, медицинского и др.); к частным - особен-
ности, присущие конкретному образовательному учреждению.
Общие особенности, обусловленные проблемой ЗОЖ студентов в условиях вуза, определены, во-первых, стандартом ВПО, содержанием образования, их ориентированностью на проблемы здоровья студентов вуза.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегией модернизации содержания общего образования» в число социальных ключевых компетентностей определена компетентность здоровьесбережения, при формировании которой реализуется множество подходов. В ее основе: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности; принятие здоровьесбережения как ценности; регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья [2].
Во-вторых, к числу общих особенностей мы относим наличие в стандарте ВПО следующих учебных дисциплин: физическая культура, валеология, психология, социальная психология и др., содержание которых во многом определяет ЗОЖ студентов в системе ВПО.
В-третьих, к числу общих особенностей организации ЗОЖ в вузе, на наш взгляд, целесообразно отнести соблюдение требований по формированию культуры здоровья, по соблюдению гигиенических, психолого-педагогических и пси-хо-физиологических требований.
В-четвертых, в вуз приходят люди с достаточно сформировавшимися взглядами, правилами, привычками, установками, в том числе и в отношении ЗОЖ, следовательно, проблема организации ЗОЖ студентов в вузе может быть успешно разрешена при учете этой особенности.
К числу специфических особенностей организации ЗОЖ студентов мы относим, во-первых, учет индивидуальных особенностей студентов творческого вуза. По мнению К. Роджерса, творческие люди стремятся жить «конструктивно и адаптивно в своей культуре» [2, с. 550].
Во-вторых, к числу обобщенных компетенций выпускников вузов относят познавательные, творческие, социальнопсихологические, профессиональные компетенции, а для студентов творческого вуза творческие компетенции являются одновременно и обобщенными, и специальными (профессиональными).
К обобщенным творческим компетенциям относят:
• способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных причин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;
• умение выявлять основные противоречия в изучаемых вопросах и задачах, способность решать «нестандартные» задачи, в том числе из областей, внешне далеких от исходной дисциплины;
• способность ставить новые задачи и проблемы и др.
Деятельность выпускника творческого вуза, в нашем случае университета культуры и искусств, характеризуется мно-гоаспектностью, неповторимостью по характеру осуществления и результату, оригинальностью, общественноисторической и индивидуальной уникальностью. В ней диалектически сочетаются сознательное и подсознательное, интуитивное и рассудочное, эмоциональное и рациональное начала.
Опыт творческой деятельности предполагает не стереотипный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, а самостоятельное видение проблемы и альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Студент, обладающий опытом творческой деятельности, спо-
собен преобразовывать действительность в соответствии с жизнеутверждающими смыслами. Он может предсказать, понять и изменить события, уменьшить их неопределенность, проходя путь исследователя, что, безусловно, следует учитывать при организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза. В этом кроются истоки успешности и плодотворности ЗОЖ студентов, жизнеутверждающей адаптации.
В науке установлено, что в формировании культуры здоровья и организации ЗОЖ большое значение имеет интеллектуальная и творческая компоненты [3, с. 7]. Определено, что чем больше в трудовой деятельности занимает место творческое начало, инициатива, личностные способности и знания, тем больше эта деятельность приносит удовлетворение, а тем самым устойчивость к заболеваниям. В. А. Лищук справедливо считает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей, отношение к труду, к социальной сфере способствует ЗОЖ человека [3, с. 7].
Способности к творческой деятельности мы рассматриваем как внутриличностный фактор студента творческого вуза, учет которого является важной особенностью для организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза.
Учет творческого потенциала при формировании культуры здоровья студента с целью организации ЗОЖ в условиях вуза наиболее результативно можно осуществлять в активноразвивающей и здоровьеформирующей психологопедагогической среде вуза, способствующей ЗОЖ студентов на основе вариационного выбора оптимальных и привлекательных способов и форм формирования культуры здоровья студентов.
К числу специфических особенностей организации ЗОЖ студентов в творческом вузе, на наш взгляд, можно отнести синкретические возможности искусства, которые в университете культуры и искусств не ограничены, но для формирования культуры здоровья студентов и ЗОЖ используются, как выявлено нами, недостаточно активно.
Понятие синкретизма (от греч. synkretismos - соединение) трактуется как некая исконная слитность элементов, которые не могут быть разъединены и рассматриваться отдельно. Особенности этого процесса в том, что каждый человек субъективно эмоционально реагирует на естественные природные явления: свет, звук, цвет, аромат - и воспринимает их как образы-переживания. Так создается внутренняя гармония человека, его здоровье. Поэтому дальнейшее развитие проблемы «искусство-здоровье» в рамках творческого вуза нам видится через организацию активизации синкретического потенциала искусства.
В науке имеют место исследования в этом направлении. Л. В. Андреева в рамках педагогической валеологии утверждает, что «искусство выступает в роли валеологической технологии» [4, с. 22-23]. Действительно, в системе ЗОЖ студентов творческого вуза необходимо больше внимания уделять гармонизации человека с самим собой и окружающим миром, в качестве механизма выделяется искусство как средство, способ, метод саморегуляции, формирования культуры эмоций и чувств и тем самым достижения духовно-душевного благополучия.
Эту точку зрения поддерживает и развивает Л. Г. Татар-никова, которая считает, что система образования часто угнетает обучающегося, не всегда формирует его позитивное мышление, не актуализирует философскую сущность искусства - веру в себя и т. д. Она считает, что «принципиальное значение имеет искусство как средство и метод формирования философии здоровья» [5, с. 176]. Н. А. Барбараш обращает внимание на гармонию и здоровье, которое несет искусство, подчеркивая при этом благотворное влияние на внутренний мир человека красоты природы, архитектурных сооружений, интерьера [6], в том числе это актуально, на наш взгляд, для интерьеров вузов, в целом образовательных учреждений. Она утверждает, что исследования подтвердили гармонизирующую силу музыки П. И. Чайковского и В. Моцарта на физио-
логические процессы в организме человека, слушающего ее; классическая музыка стимулирует рост растений, а рок-музыка - приостанавливает [6, с. 226].
Широко известны точки зрения Е. И. Рерих о том, что «прекрасное произведение искусства имеет в себе целительный дар»; Пифагора, который установил влияние музыки на состояние здоровья во время занятий математикой; Б. В. Петровского, использовавшего музыку во время операций.
Исследования подтвердили, что программы по искусству или связанные с искусством формируют потребность в ЗОЖ через приобщение к нему.
Роль искусства в формировании и сохранении здоровья человека обоснована в рамках концепции педагогической валеологии и постепенно находит свое место в практике образовательных учреждениях (музыкотерапия, ароматерапия, релаксация и др.), однако в системе ВПО, в том числе в творческих вузах, это направление не получило должного развития. А вместе с тем синкретическое творчество доступно каждому человеку, то есть не требует особых навыков и умений. Задача человека состоит в умении раскрепощаться, слышать себя, свою внутреннюю гармонию и самовыражаться, опираясь на внутренние потребности души - это, безусловно, принципиально значимо для студентов творческого вуза. В системе образования успешно внедряются на практике ряд методик, использующих элементы синергетического творчества («Ритмическая гимнастика» Э. Жак-Долькроза, «Эвритмия» Р. Штайнера и др.).
Задача организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза на основе возможностей синкретического творчества, на наш взгляд, заслуживает внимания, изучения и внедрения.
К числу частных особенностей организации ЗОЖ студентов мы относим особенности конкретного вуза, в нашем случае Кемеровского государственного университета культуры и искусств, к числу которых в первую очередь относятся особенности организации ЗОЖ студентов с учетом специфики факультета и специальности обучения с целью поиска присущих им возможностей влияния на ЗОЖ. Так, опора на здоровьеформирующие возможности народной культуры, элементы обрядовой деятельности в системе воспитательнообразовательного процесса студентов факультета народного художественного творчества, факультета театрального и музыкального искусства, безусловно, заслуживают особого внимания. Исследователи С. К. Баструшкин, О. А. Керимшеева [3, с. 60] утверждают, что использование элементов обрядовой деятельности имеет разнообразные формы психосоматического воздействия и способствует воспитанию и формированию в естественных, привлекательных условиях жизненно необходимых духовных и физических индивидуальных качеств личности, позволяющих человеку безболезненно и гармонично адаптироваться в отечественном социокультурном пространстве. По мнению В. П. Казначеева, «если внешняя природная и социальная среда меняются быстрее, чем динамика адаптивных механизмов, то этническое образование теряет свой репродуктивный потенциал и вступает в период депопуляции» [3, с. 60].
Организация ЗОЖ студентов, обучающихся на хореографическом отделении, также имеет свои особенности и специфические возможности, учет которых также важен для формирования культуры здоровья как основы ЗОЖ. Исследователи факторов ЗОЖ обучающихся Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьев [3, с. 258] утверждают, что в основе любого двигательного действия лежит ритмический двигательный рефлекс, обусловливающий закономерную последовательность отдельных фаз конкретного движения. Освоение ритма двигательного действия определяет ритм физиологических функций, соответствующих их характеру. Известно, что ритмичность лежит в основе научно обоснованного режима человека, что также значимо для жизнедеятельности студента. Для студентов хореографического отделения совершенствование рит-
мичности - не только направление, формирующее ЗОЖ, но и первичное условие успешного овладения своей профессией. Изучение закономерностей и факторов развития ритмичности (активизация внимания, развитие двигательной памяти, совершенствование координации движений, ориентировки в пространстве, способностей к совместной групповой деятельности) важно для профессорско-преподавательского состава, работающего на этом отделении, и организаторов различных форм здоровьесохраняющей деятельности студентов, так как это позволит управлять совершенствованием данного качества.
Для определения способов организации ЗОЖ мы обосновали и раскрыли основные принципы, которые относим к особенностям.
Принцип, по определению Е. С. Рапацевич, - это «руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению» [7, с. 615].
К особенностям организации ЗОЖ студентов в творческом вузе мы относим принципы организации. Ведущий методологический принцип организации ЗОЖ в вузе, определяющий содержание, организационные формы и методы, приемы и способы здоровьесбережения, - принцип здоровьесбереже-ния, назначение которого мы видим в обосновании теоретических предпосылок для реализации обучающих, развивающих, воспитывающих функций процесса профессионального обучения с позиций ЗОЖ.
Принцип культуросообразности организации ЗОЖ студентов обусловлен культурологическими факторами, связанными с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов на основе пупуляризации вопросов ЗОЖ.
Валеологический дидактический принцип обосновывает единение потребностей студентов в ЗОЖ и мотивации к ЗОЖ, формирует методологию валеологического образования студента.
Принцип природосообразности предполагает организацию ЗОЖ студентов с учетом их природных задатков и индивидуальных предпочтений на основе индивидуальной траектории, соответствующей природным морфо-функциональным свойствам.
Следование принципу преемственности и непрерывности означает необходимость организации постоянной и не-прерывающейся работы по формированию ЗОЖ личности, обязательность формирования ЗОЖ на каждом этапе профессионального образования в вузе, следование необходимости
обеспечивать определенный уровень готовности к ЗОЖ студентов от одного уровня к другому.
Принцип интеграции в организации ЗОЖ студентов означает усиление взаимодействия структурных подразделений вуза, субъектов воспитательно-образовательного процесса в направлении формирования культуры здоровья студентов.
Принцип педагогической поддержки предполагает необходимость помощи студенту вуза в организации ЗОЖ с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей и интересов.
Принцип гибкости основан на том, что организация ЗОЖ студентов должна быть гибкой к внутренней логике и закономерностям воспитательно-образовательного процесса в творческом вузе, к внешней среде и к индивидуальным особенностям студентов творческого вуза.
Принцип адаптивности предполагает необходимость приспосабливать формы и методы организации ЗОЖ в вузе к индивидуальным особенностям и интересам студентов творческого вуза.
Принцип активности и самостоятельности заключается в необходимости осуществлять организацию ЗОЖ студентов в творческом вузе с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на основе их активной позиции и самостоятельности.
Принцип привлекательности и эмоциональной удовлетворенности предполагает необходимость осуществлять организацию ЗОЖ студентов в творческом вузе на основе свободного выбора ими форм и методов организации, привлекающих и вызывающих у них положительные эмоциональные реакции, что обусловлено индивидуальными особенностями студентов творческого вуза.
Таким образом, выявленные нами особенности организации ЗОЖ студентов в творческом вузе предполагают создание специальных условий, к которым мы относим необходимость разработки и реализации структурно-функциональной модели организации ЗОЖ студентов в творческом вузе, включающей в себя педагогические (реализация содержания образования, способствующего ЗОЖ студентов, отказ от авторитарной педагогики, совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса в вузе по организации ЗОЖ), организационные (следование концепции ЗОЖ всеми участниками процессов обучения и воспитания в вузе; разработка и реализация программ, проектов организации ЗОЖ), материально-технические, санитарно-гигиенические, информационно-методические, кадровые и финансово-экономические условия.
Bibliography
1. Gerchakov, J.M. Formation of preparedness zdorovesberezheniyu students: Author. ... Candidate. Ped. Science. - Novokuznetsk, 2007.
2. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result // Higher education in Russia. - 2003. - № 4.
3. Introduction to problems of general and applied valeology. - Kemerovo, 1999.
4. Healthy lifestyle: the nature, structure, building on the threshold of the XXI century. - Tomsk, 1996.
5. Tatarnikova, L.G. Educational valueology: genesis, development trends. - St.Petersburg, 1997.
6. Essays on the behavioral health psychology. - Kemerovo, 1995.
7. Rapatsevich, J.S. Modern Dictionary of Education. - Minsk, 2001.
Article Submitted 29.11.2010
УДК 371:351.851
Т.Т. Черкашина, соискатель РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
В статье анализируются психолого-педагогические условия формирования языковой личности диалогического типа, рассматриваются условия формирования диалогического мировосприятия, диалогического отношения личности к внешним воздействиям, охарактеризована