Научная статья на тему 'Особенности организации здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов творческого вуза'

Особенности организации здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ / FEATURES / SPECIFIC FEATURES / COMMON FEATURES / INDIVIDUAL FEATURES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А. А.

В статье определены общие особенности организации ЗОЖ студентов, присущие всем учреждениям образования системы ВПО; специфические обусловленные профильной направленностью вуза (медицинский, педагогический, творческий и др.); частные особенности, присущие конкретному образовательному учреждению. Акцент сделан на особенностях организации ЗОЖ студентов в творческом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ART HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS HEALTHY LIFE-STYLE (HLS) ORGANIZATION

Common features of students HLS organization, inherent to all educational establishments of higher professional education (HPE) are identified in the article; specific features are those that are specified by University professional orientation (Medical, pedagogical, artistic); individual features are features inherent to the particular educational establishment. The emphasis is placed on the characteristics of the Art University students HLS organization.

Текст научной работы на тему «Особенности организации здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов творческого вуза»

смысле — объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания взаимодействия человека и природы.

7. Самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг отмечал, что в его время следует уже говорить не о картине природы, складывающейся в естественных науках, а о картине наших отношений с природой. Поэтому разделение мира на объективный ход событий в пространстве и времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, уже не может служить отправной точкой в понимании науки XXI в.

Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. А это значит, что «активное вопрошание природы» есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. При этом подчеркивается, что в мире, основанном на нестабильности и созидательности (а современный мир именно таков), человечество опять оказывается в самом центре мироздания. И это не отход от объективности, а все более полное приближение к ней, ибо она открывается только в процессе активной деятельности людей.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностнонейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам, каким являются объекты экологической науки, не только не допускает, но и предполагает включение аксиоло-

гических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.

В естествознании XXI в. должен получить более широкое распространение так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Нужно отметить, что именно на основе антропного принципа формируется постнеклассический взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект. В этом смысле экология превращается из внешнего фактора по отношению к человеку во внутренний фактор единой системы «Природа—Человек».

Таковы предпосылки идей экологического культуротвор-чества, заложенные в современном постеноклассическом естествознании конца XX и начала XXI вв. И именно через них появляется возможность глубокого осознания методологии экологического культуротворчества.

Разрабатывая принципы экологического культуротворчества, мы опирались на основные методологические выводы и положения, к которым пришло человечество к XXI веку. Современное состояние мира характеризуется, невиданным прежде, обострением глобальных экологических проблем, следствием которого является нестабильность социальнополитической и социально-культурной ситуации. Фактически перед человечеством стоит задача научиться мыслить и действовать по-новому или погибнуть. В связи с этим одной из задач экологического культуротворчества является переосмысление многих представлений о человеке, обществе и культуре. Для этого необходимо привлечение методологического аппарата философии, социологии, культурологии, без которых невозможно построение теоретической системы любой специальной науки.

Bibliography

1. Kochanowski, V.P. Philosophy and Methodology of Science: Textbook for higher educational institutions. - Rostov on Don: Feniks, 2009.

2. Simonov, A.L. Complex Systems and Nonlinear Dynamics in Nature and Society. / / Problems of Philosophy. - 2009. - № 4.

3. Prigogine, I. Order Out of Chaos: A new dialogue with nature. - M., 2006.

4. Moiseyev, N. natural sciences and human thought / / Social Sciences and the present. - 2003. - № 2.

5. Philosophy of nature: the co-evolutionary strategy / Sat articles. - Moscow: Progress, 2004.

6. Problems of methodology postnonclassycal science. - M.: Politizdat, 1992.

7. Stepin, V.S. The scientific world view in a culture of technological civilization. - M.: Knowledge, 1994.

8. Vernadsky, V.I. On science. Scientific knowledge: scientific creativity. Scientific thought. - Dubna, 1997. - V.1.

9. Feinberg, E.L. Evolution of the methodology in the XX Century: Problems of Philosophy. - 1995. - № 7.

10. Kuznetsov, V.I. General Chemistry: Trends / / Problems of Philosophy. - 1989. - № 7.

11. Schelling, F.W. Introduction to the outline of a system of natural philosophy: essays: 2 T. - M., 1987. - V.1.

12. Knyazev, E.N. Synergetics as a new vision of the world: a dialogue with I. Prigogine: Problems of Philosophy. - 1992. - № 2.

13. Prigogine, I. The philosophy of instability / / Problems of Philosophy. -1991. - № 6.

Article Submitted 20.12.10

УДК 37.013.42

А. А. Попов, соискательНПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В статье определены общие особенности организации ЗОЖ студентов, присущие всем учреждениям образования системы ВПО; специфические - обусловленные профильной направленностью вуза (медицинский, педагогический, творческий и др.); частные - особенности, присущие конкретному образовательному учреждению. Акцент сделан на особенностях организации ЗОЖ студентов в творческом вузе.

Ключевые слова: особенности, специфические особенности, общие особенности, частные особенности, принципы.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи - настоящего и будущего интеллектуального и трудового потенциала нашего государства.

Снижение уровня здоровья студенческой молодежи - одна из актуальных проблем современного общества. Большую долю ответственности в решении данной проблемы принято возлагать на образовательное учреждение.

Система высшего профессионального образования тесно связана со здоровьем: эффективность профессионального образования и воспитания во многом определяются уровнем здоровья обучающихся, а качество образования не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. Цели и задачи, решаемые в образовании, не могут не соизмеряться с психологопедагогическими и физиологическими закономерностями учебно-трудовой деятельности, психофизическими возможностями обучающихся; без этого цели образования во многом утрачивают свою социальную и личностную значимость.

В науке выявлены и систематизированы предпосылки организации ЗОЖ студентов ВПО: социально-экономические (особенности современного профессионального труда,

уменьшение социальной ценности здоровья, ухудшение медико-биологических параметров состояния здоровья молодежи, расширение процесса десоциализации молодежи); организационно-педагогические (методологические и организационнопедагогические структурные изменения в системе образования России, обновление содержания образования на основе требований мировых образовательных стандартов, востребованность личности в интеллектуальном, социально-профессиональном и психофизиологическом развитии, ориентир на целостное развитие человека, его био-психо-социо-духовную сущность [1, с. 6].

Несмотря на повышенное внимание исследователей к данному вопросу неблагоприятные тенденции в динамике состояния здоровья российских студентов сохраняются.

Сложившиеся экономические и социальные отношения в стране еще сильнее обостряют ухудшение состояния здоровья студентов. Изучаемые в вузах дисциплины «Физическая культура» (частично «Валеология») не в состоянии сформировать культуру здоровья студента.

Задача формирования ЗОЖ студентов творческого вуза имеет особый смысл в связи с их будущей профессиональной деятельностью, важнейшим элементом которой должна стать работа по формированию ЗОЖ населения средствами культуры и искусства. В словах «образование» и «здоровье» можно усмотреть лишь обучение студентов здоровому образу жизни, которое необходимо организовать с учетом возможностей вуза, специфики его профильной направленности и особенностей обучающихся.

При анализе особенностей мы считаем необходимым из множества факторов, негативно сказывающихся на здоровье студентов, учитывать те, которые относятся к организации их ЗОЖ.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить ряд факторов формирования ЗОЖ в образовании: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, технологии обучения, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, функциональная неграмотность педагога в вопросах ЗОЖ, провалы в существующей системе физического воспитания, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ (в том числе профилактики вредных привычек, полового и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. д.), пропаганда нерационального питания - закусочные «быстрая кухня», гиподинамия среди студентов и пр.

Анализ особенностей целесообразно, на наш взгляд, проводить на основе выделения общих, частных и специфических особенностей.

К общим особенностям мы относим присущие всем образовательным учреждениям системы высшего профессионального образования применительно к организации ЗОЖ студентов; к специфическим - особенности, обусловленные профильной направленностью вуза (технического, педагогического, творческого, медицинского и др.); к частным - особен-

ности, присущие конкретному образовательному учреждению.

Общие особенности, обусловленные проблемой ЗОЖ студентов в условиях вуза, определены, во-первых, стандартом ВПО, содержанием образования, их ориентированностью на проблемы здоровья студентов вуза.

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегией модернизации содержания общего образования» в число социальных ключевых компетентностей определена компетентность здоровьесбережения, при формировании которой реализуется множество подходов. В ее основе: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности; принятие здоровьесбережения как ценности; регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья [2].

Во-вторых, к числу общих особенностей мы относим наличие в стандарте ВПО следующих учебных дисциплин: физическая культура, валеология, психология, социальная психология и др., содержание которых во многом определяет ЗОЖ студентов в системе ВПО.

В-третьих, к числу общих особенностей организации ЗОЖ в вузе, на наш взгляд, целесообразно отнести соблюдение требований по формированию культуры здоровья, по соблюдению гигиенических, психолого-педагогических и пси-хо-физиологических требований.

В-четвертых, в вуз приходят люди с достаточно сформировавшимися взглядами, правилами, привычками, установками, в том числе и в отношении ЗОЖ, следовательно, проблема организации ЗОЖ студентов в вузе может быть успешно разрешена при учете этой особенности.

К числу специфических особенностей организации ЗОЖ студентов мы относим, во-первых, учет индивидуальных особенностей студентов творческого вуза. По мнению К. Роджерса, творческие люди стремятся жить «конструктивно и адаптивно в своей культуре» [2, с. 550].

Во-вторых, к числу обобщенных компетенций выпускников вузов относят познавательные, творческие, социальнопсихологические, профессиональные компетенции, а для студентов творческого вуза творческие компетенции являются одновременно и обобщенными, и специальными (профессиональными).

К обобщенным творческим компетенциям относят:

• способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных причин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;

• умение выявлять основные противоречия в изучаемых вопросах и задачах, способность решать «нестандартные» задачи, в том числе из областей, внешне далеких от исходной дисциплины;

• способность ставить новые задачи и проблемы и др.

Деятельность выпускника творческого вуза, в нашем случае университета культуры и искусств, характеризуется мно-гоаспектностью, неповторимостью по характеру осуществления и результату, оригинальностью, общественноисторической и индивидуальной уникальностью. В ней диалектически сочетаются сознательное и подсознательное, интуитивное и рассудочное, эмоциональное и рациональное начала.

Опыт творческой деятельности предполагает не стереотипный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, а самостоятельное видение проблемы и альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Студент, обладающий опытом творческой деятельности, спо-

собен преобразовывать действительность в соответствии с жизнеутверждающими смыслами. Он может предсказать, понять и изменить события, уменьшить их неопределенность, проходя путь исследователя, что, безусловно, следует учитывать при организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза. В этом кроются истоки успешности и плодотворности ЗОЖ студентов, жизнеутверждающей адаптации.

В науке установлено, что в формировании культуры здоровья и организации ЗОЖ большое значение имеет интеллектуальная и творческая компоненты [3, с. 7]. Определено, что чем больше в трудовой деятельности занимает место творческое начало, инициатива, личностные способности и знания, тем больше эта деятельность приносит удовлетворение, а тем самым устойчивость к заболеваниям. В. А. Лищук справедливо считает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей, отношение к труду, к социальной сфере способствует ЗОЖ человека [3, с. 7].

Способности к творческой деятельности мы рассматриваем как внутриличностный фактор студента творческого вуза, учет которого является важной особенностью для организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза.

Учет творческого потенциала при формировании культуры здоровья студента с целью организации ЗОЖ в условиях вуза наиболее результативно можно осуществлять в активноразвивающей и здоровьеформирующей психологопедагогической среде вуза, способствующей ЗОЖ студентов на основе вариационного выбора оптимальных и привлекательных способов и форм формирования культуры здоровья студентов.

К числу специфических особенностей организации ЗОЖ студентов в творческом вузе, на наш взгляд, можно отнести синкретические возможности искусства, которые в университете культуры и искусств не ограничены, но для формирования культуры здоровья студентов и ЗОЖ используются, как выявлено нами, недостаточно активно.

Понятие синкретизма (от греч. synkretismos - соединение) трактуется как некая исконная слитность элементов, которые не могут быть разъединены и рассматриваться отдельно. Особенности этого процесса в том, что каждый человек субъективно эмоционально реагирует на естественные природные явления: свет, звук, цвет, аромат - и воспринимает их как образы-переживания. Так создается внутренняя гармония человека, его здоровье. Поэтому дальнейшее развитие проблемы «искусство-здоровье» в рамках творческого вуза нам видится через организацию активизации синкретического потенциала искусства.

В науке имеют место исследования в этом направлении. Л. В. Андреева в рамках педагогической валеологии утверждает, что «искусство выступает в роли валеологической технологии» [4, с. 22-23]. Действительно, в системе ЗОЖ студентов творческого вуза необходимо больше внимания уделять гармонизации человека с самим собой и окружающим миром, в качестве механизма выделяется искусство как средство, способ, метод саморегуляции, формирования культуры эмоций и чувств и тем самым достижения духовно-душевного благополучия.

Эту точку зрения поддерживает и развивает Л. Г. Татар-никова, которая считает, что система образования часто угнетает обучающегося, не всегда формирует его позитивное мышление, не актуализирует философскую сущность искусства - веру в себя и т. д. Она считает, что «принципиальное значение имеет искусство как средство и метод формирования философии здоровья» [5, с. 176]. Н. А. Барбараш обращает внимание на гармонию и здоровье, которое несет искусство, подчеркивая при этом благотворное влияние на внутренний мир человека красоты природы, архитектурных сооружений, интерьера [6], в том числе это актуально, на наш взгляд, для интерьеров вузов, в целом образовательных учреждений. Она утверждает, что исследования подтвердили гармонизирующую силу музыки П. И. Чайковского и В. Моцарта на физио-

логические процессы в организме человека, слушающего ее; классическая музыка стимулирует рост растений, а рок-музыка - приостанавливает [6, с. 226].

Широко известны точки зрения Е. И. Рерих о том, что «прекрасное произведение искусства имеет в себе целительный дар»; Пифагора, который установил влияние музыки на состояние здоровья во время занятий математикой; Б. В. Петровского, использовавшего музыку во время операций.

Исследования подтвердили, что программы по искусству или связанные с искусством формируют потребность в ЗОЖ через приобщение к нему.

Роль искусства в формировании и сохранении здоровья человека обоснована в рамках концепции педагогической валеологии и постепенно находит свое место в практике образовательных учреждениях (музыкотерапия, ароматерапия, релаксация и др.), однако в системе ВПО, в том числе в творческих вузах, это направление не получило должного развития. А вместе с тем синкретическое творчество доступно каждому человеку, то есть не требует особых навыков и умений. Задача человека состоит в умении раскрепощаться, слышать себя, свою внутреннюю гармонию и самовыражаться, опираясь на внутренние потребности души - это, безусловно, принципиально значимо для студентов творческого вуза. В системе образования успешно внедряются на практике ряд методик, использующих элементы синергетического творчества («Ритмическая гимнастика» Э. Жак-Долькроза, «Эвритмия» Р. Штайнера и др.).

Задача организации ЗОЖ студентов в условиях творческого вуза на основе возможностей синкретического творчества, на наш взгляд, заслуживает внимания, изучения и внедрения.

К числу частных особенностей организации ЗОЖ студентов мы относим особенности конкретного вуза, в нашем случае Кемеровского государственного университета культуры и искусств, к числу которых в первую очередь относятся особенности организации ЗОЖ студентов с учетом специфики факультета и специальности обучения с целью поиска присущих им возможностей влияния на ЗОЖ. Так, опора на здоровьеформирующие возможности народной культуры, элементы обрядовой деятельности в системе воспитательнообразовательного процесса студентов факультета народного художественного творчества, факультета театрального и музыкального искусства, безусловно, заслуживают особого внимания. Исследователи С. К. Баструшкин, О. А. Керимшеева [3, с. 60] утверждают, что использование элементов обрядовой деятельности имеет разнообразные формы психосоматического воздействия и способствует воспитанию и формированию в естественных, привлекательных условиях жизненно необходимых духовных и физических индивидуальных качеств личности, позволяющих человеку безболезненно и гармонично адаптироваться в отечественном социокультурном пространстве. По мнению В. П. Казначеева, «если внешняя природная и социальная среда меняются быстрее, чем динамика адаптивных механизмов, то этническое образование теряет свой репродуктивный потенциал и вступает в период депопуляции» [3, с. 60].

Организация ЗОЖ студентов, обучающихся на хореографическом отделении, также имеет свои особенности и специфические возможности, учет которых также важен для формирования культуры здоровья как основы ЗОЖ. Исследователи факторов ЗОЖ обучающихся Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьев [3, с. 258] утверждают, что в основе любого двигательного действия лежит ритмический двигательный рефлекс, обусловливающий закономерную последовательность отдельных фаз конкретного движения. Освоение ритма двигательного действия определяет ритм физиологических функций, соответствующих их характеру. Известно, что ритмичность лежит в основе научно обоснованного режима человека, что также значимо для жизнедеятельности студента. Для студентов хореографического отделения совершенствование рит-

мичности - не только направление, формирующее ЗОЖ, но и первичное условие успешного овладения своей профессией. Изучение закономерностей и факторов развития ритмичности (активизация внимания, развитие двигательной памяти, совершенствование координации движений, ориентировки в пространстве, способностей к совместной групповой деятельности) важно для профессорско-преподавательского состава, работающего на этом отделении, и организаторов различных форм здоровьесохраняющей деятельности студентов, так как это позволит управлять совершенствованием данного качества.

Для определения способов организации ЗОЖ мы обосновали и раскрыли основные принципы, которые относим к особенностям.

Принцип, по определению Е. С. Рапацевич, - это «руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению» [7, с. 615].

К особенностям организации ЗОЖ студентов в творческом вузе мы относим принципы организации. Ведущий методологический принцип организации ЗОЖ в вузе, определяющий содержание, организационные формы и методы, приемы и способы здоровьесбережения, - принцип здоровьесбереже-ния, назначение которого мы видим в обосновании теоретических предпосылок для реализации обучающих, развивающих, воспитывающих функций процесса профессионального обучения с позиций ЗОЖ.

Принцип культуросообразности организации ЗОЖ студентов обусловлен культурологическими факторами, связанными с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов на основе пупуляризации вопросов ЗОЖ.

Валеологический дидактический принцип обосновывает единение потребностей студентов в ЗОЖ и мотивации к ЗОЖ, формирует методологию валеологического образования студента.

Принцип природосообразности предполагает организацию ЗОЖ студентов с учетом их природных задатков и индивидуальных предпочтений на основе индивидуальной траектории, соответствующей природным морфо-функциональным свойствам.

Следование принципу преемственности и непрерывности означает необходимость организации постоянной и не-прерывающейся работы по формированию ЗОЖ личности, обязательность формирования ЗОЖ на каждом этапе профессионального образования в вузе, следование необходимости

обеспечивать определенный уровень готовности к ЗОЖ студентов от одного уровня к другому.

Принцип интеграции в организации ЗОЖ студентов означает усиление взаимодействия структурных подразделений вуза, субъектов воспитательно-образовательного процесса в направлении формирования культуры здоровья студентов.

Принцип педагогической поддержки предполагает необходимость помощи студенту вуза в организации ЗОЖ с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей и интересов.

Принцип гибкости основан на том, что организация ЗОЖ студентов должна быть гибкой к внутренней логике и закономерностям воспитательно-образовательного процесса в творческом вузе, к внешней среде и к индивидуальным особенностям студентов творческого вуза.

Принцип адаптивности предполагает необходимость приспосабливать формы и методы организации ЗОЖ в вузе к индивидуальным особенностям и интересам студентов творческого вуза.

Принцип активности и самостоятельности заключается в необходимости осуществлять организацию ЗОЖ студентов в творческом вузе с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса на основе их активной позиции и самостоятельности.

Принцип привлекательности и эмоциональной удовлетворенности предполагает необходимость осуществлять организацию ЗОЖ студентов в творческом вузе на основе свободного выбора ими форм и методов организации, привлекающих и вызывающих у них положительные эмоциональные реакции, что обусловлено индивидуальными особенностями студентов творческого вуза.

Таким образом, выявленные нами особенности организации ЗОЖ студентов в творческом вузе предполагают создание специальных условий, к которым мы относим необходимость разработки и реализации структурно-функциональной модели организации ЗОЖ студентов в творческом вузе, включающей в себя педагогические (реализация содержания образования, способствующего ЗОЖ студентов, отказ от авторитарной педагогики, совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса в вузе по организации ЗОЖ), организационные (следование концепции ЗОЖ всеми участниками процессов обучения и воспитания в вузе; разработка и реализация программ, проектов организации ЗОЖ), материально-технические, санитарно-гигиенические, информационно-методические, кадровые и финансово-экономические условия.

Bibliography

1. Gerchakov, J.M. Formation of preparedness zdorovesberezheniyu students: Author. ... Candidate. Ped. Science. - Novokuznetsk, 2007.

2. Zimnyaya, I.A. Key Competencies - a new paradigm of education result // Higher education in Russia. - 2003. - № 4.

3. Introduction to problems of general and applied valeology. - Kemerovo, 1999.

4. Healthy lifestyle: the nature, structure, building on the threshold of the XXI century. - Tomsk, 1996.

5. Tatarnikova, L.G. Educational valueology: genesis, development trends. - St.Petersburg, 1997.

6. Essays on the behavioral health psychology. - Kemerovo, 1995.

7. Rapatsevich, J.S. Modern Dictionary of Education. - Minsk, 2001.

Article Submitted 29.11.2010

УДК 371:351.851

Т.Т. Черкашина, соискатель РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

В статье анализируются психолого-педагогические условия формирования языковой личности диалогического типа, рассматриваются условия формирования диалогического мировосприятия, диалогического отношения личности к внешним воздействиям, охарактеризована

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.