Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на организацию здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза'

Факторы, влияющие на организацию здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
430
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ПРЕДПОСЫЛКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / FACTOR / PRECONDITIONS / A HEALTHY LIFESTYLE / ORGANIZATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попов А. А.

В статьи представлены результаты исследования проблемы факторов, влияющих на организацию здорового образа жизни студентов творческого вуза. Предложены факторы, имеющие отношение к организации ЗОЖ студентов независимо от профильной направленности вуза, но среди них особо выделены факторы, влияющие на организацию ЗОЖ студентов творческого вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN ART HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article researches the factors influencing the organization of a healthy way of students' life in art higher educational institution. A number of factors concerning organization of a healthy lifestyle of students are suggested. Suggested factors related to the organization of HLS students, regardless of the profile orientation of the institute but some of them highlighted the factors affecting the organization of HLS students of an art institute.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на организацию здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза»

УДК 37.013.42

Popov АЛ. FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN aRt HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article researches the factors influencing the organization of a healthy way of students' life in art higher educational institution. A number of factors concerning organization of a healthy lifestyle of students are suggested. Suggested factors related to the organization of HLS students, regardless of the profile orientation of the institute but some of them highlighted the factors affecting the organization of HLS students of an art institute.

Key words: factor, preconditions, a healthy lifestyle, organization of a healthy lifestyle of students.

А. А. Попов, соискатель НПА, г. Новокузнецк, Email: ahr@kemguki.ru

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В статьи представлены результаты исследования проблемы факторов, влияющих на организацию здорового образа жизни студентов творческого вуза. Предложены факторы, имеющие отношение к организации ЗОЖ студентов независимо от профильной направленности вуза, но среди них особо выделены факторы, влияющие на организацию ЗОЖ студентов творческого вуза.

Ключевые слова: фактор, предпосылки, здоровый образ жизни, организация здорового образа жизни студентов.

Причины стремительного ухудшения состояния здоровья населения многочисленны и многообразны. Но среди них ведущими являются те, которые обуславливаются экономическим и социальным положением в России, неблагоприятными факторами среды обитания человека.

Неблагоприятная ситуация в России в последние годы была усугублена затянувшимся социально-экономическим кризисом, что привело к значительному снижению потенциала здоровья населения и поставило задачу улучшения здоровья в разряд актуальных проблем. Трансформационные процессы выявили проблемы популяционного и индивидуального здоровья молодёжи.

К числу факторов социальной напряжённости, негативно влияющих на здоровье, относят: углубление дифференциации доходов и потребления; занятость населения и безработицу, бедность и нищету, уровень доступности медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры отдыха, деградацию личности и семьи [1, с. 105]

В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья детей и молодёжи, формирование и развитие здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, в том числе профилактика употребления психотропных веществ, выдвинуты как задачи первоочередной важности для развития общества и личности. Очевидно, что в условиях неблагоприятных социальных, экологических и экономических факторов актуализируются проблемы здоровья школьников и студентов.

Социально- экономические аспекты оценки здоровья населения свидетельствуют о недостаточной заботе со стороны государства о его здоровье, не смотря на принимаемые многочисленные меры.

Прямым доказательством этого являются цифры расходов на здравоохранение, физическую культуру, снижение качества питания, нехватка и дороговизна лекарств, медицинской помощи, введение платной медицины, недоверие к бесплатной государственной медицине и др.

Государственные программы « Здоровье населения России», национальный проект « Здоровье» ориентированы на лечение болезней, на соблюдение санитарных норм, а не на формирование здоровья.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учёта целого ряда факторов, к которым относятся: правовые, социально-экономические, образовательновоспитательные, семейные, медицинские, культурологические, медицинские, личностные [2]. Безусловно, важны все факторы, отмеченные исследователем в области культурологии [3], но для данной работы особо значимы «образовательно-воспитательные».

Совершенно справедливо исследователи [4, с. 45] считают, что «... решение вопросов здоровья в стране возможно лишь при координации всех государственных и негосударственных институтов, имеющих дело с человеком, без этого невозможно всерьёз приступить к разрешению проблемы» [4, с. 45]. Их точка зрения заключается также в том, что требует устранения целый ряд негативных факторов, например, такой: « в Российской Федерации не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью; на различных этапах возрастного и образовательного развития человека у него не формируется мотивация здоровья и установка на ЗОЖ и др.» [4, с. 45].

На наш взгляд, в стране не существует приоритета здоровья ни на бытовом, ни на производственном, ни на государственном уровнях; в обществе отсутствует мода на здоровье, а среди определённой части молодёжи, в том числе и студентов, наоборот, существует мода на пиво, курение и другие негативные привычки.

Одной из предпосылок необходимости решения проблемы организации ЗОЖ в вузе является уменьшение социальной ценности здоровья; недостаточный уровень общегосударственной идеологии, направленной на ЗОЖ; ухудшение медикобиологических параметров состояния здоровья молодёжи.

Второй предпосылкой, на наш взгляд, может быть социально -экономическая, с которой связаны особенности современного профессионального труда и подготовки специалиста.

В настоящее время профессиональное образование находится на этапе принципиальных нововведений. В условиях перехода к рыночной экономике радикально меняются требования к специалистам, работающим в различных сферах общественного производства. Значительная роль отводится таким качествам работника, как психическая устойчивость, физическая выносливость, самостоятельность, профессиональная мобильность, адаптированность в обществе, социализация в жизни.

Третьей предпосылкой могут быть организационно - педагогические и методологические изменения в системе образования России: обновление содержания образования на основе требований мировых образовательных стандартов; потребность личности в интеллектуальном, социальнопрофессиональном и психофизиологическом развитии; учёт социальных условий в педагогической практике; гуманизация отношений в системе образования вуза; эффективность мотивации ЗОЖ; зависимость качества образования от состояния здоровья обучающихся.

К педагогическим факторам, влияющим отрицательно на здоровье, относят: авторитарную педагогику; увеличение темпа и объёма учебной нагрузки; недостатки учебных программ и технологий; недостаточный уровень компетентности

преподавателя в вопросах ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий; неэффективность системы физического воспитания; низкий уровень двигательной активности обучающихся; неграмотные подходы с точки зрения ЗОЖ к организации обучения, питания; несоблюдение или невозможность соблюдения физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса и предметной среды; недостатки в системе валеологического воспитания и частичное разрушение служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; низкий уровень культуры здоровья участников процесса обучения , недооценка роли проблем организации ЗОЖ обучающихся и др.

Образование как фактор активизации борьбы человека за здоровый образ жизни рассматривает Л.П.Сущенко [5, с. 170]. Рассматривая компоненты образования, обучение и воспитание, автор считает, что каждый из них занимает своё место в культивировании ЗОЖ. Функция обучения состоит в создании идеальной формы ЗОЖ конкретного человека. Идеальная форма ЗОЖ студента может превратиться в реальную, как считает исследователь, за счёт воспитательной системы. « Воспитание как элемент образовательных технологий призвано развить навыки студента в практическом освоении ЗОЖ» [5, с. 171]. Рационально используя возможности образования как средства формирования ЗОЖ человека можно в процессе обучения в вузе всемерно использовать имеющийся арсенал образовательных средств воздействия на личность с этой целью. Организация как функция управления, безусловно, имеет большое значение для реализации рационального подхода использования возможностей образования для формирования ЗОЖ студентов в процессе обучения в вузе. В соответствии с предметом нашего исследования, думается, необходимо рассматривать проблему организации ЗОЖ в рамках построения концепции непрерывности процесса формирования здоровья человека. Такой взгляд обусловлен новым педагогическим мышлением, в основе которого « понимание человека как сложнейшей социально-биологической системы, которая предъявляет ряд требований: овладение методологией системно-интегративного подхода; сформированность системного мышления, позволяющего глубже понять взаимосвязь самосознания, социального поведения человека с его индивидуальными творческими способностями» [3, с. 174] .

По мнению ряда исследователей [2-5] решение таких задач требует особой деятельности преподавателей по формированию ЗОЖ. Исходя из этого, предлагается исследователями [3, с. 174-175] и нам это кажется целесообразным, осуществлять отбор и построение содержания образования по различным учебным дисциплинам ( валеология, ОБЖ, психология, социальная психология, культурология и др.) в вузе с целью формирования ЗОЖ на основе комплекса гуманистически направленных социальных, социально- психологических, педагогических, биоэтических и философских креативных факторов, которые можно объединить в следующие модули: социально-педагогический, научно-теоретический, функцио-

нальный, потребностно-личностный, дидактический, экзи-стенцианально-философский.

Данные Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населении» и «К здоровой России» показывают приоритет фактора « условия и образ жизни» среди других факторов обеспечения здоровья современного человека: генетические факторы - 15-20 % (по данным ВОЗ - 20%); состояние окружающей среды - 20-25 %, (по данным ВОЗ- 20%); медицинское обеспечение - 10-15 % , (по данным ВОЗ - 7- 8%); условия и образ жизни - 50-55% (по данным ВОЗ - 52-52%).

Теоретические и нормативные источники свидетельствуют о том, что ведущими причинами чрезмерного расходования здоровья являются факторы нездорового образа жизни: материальное неблагополучие, плохие жизненные условия, слабая социальная поддержка, вредные привычки (курение, пьянство), гиподинамия, физические и психические перегрузки, вредные экологические воздействия, недостаточное образование, дисгармонии интимных отношений, чрезмерные претензии и неудовлетворённость жизнью, неполноценное питание, отклонение от духовных и нравственных норм и другое. Перечисленные причины, безусловно, имеют отношение к большому количеству студентов, обучающихся в вузах.

С целью выявления осведомлённости студентов первых курсов о понятии «здоровый образ жизни», а также оценки состояния их здоровья нами проведён анонимный анкетный опрос 125 студентов. Установлено, что 84% студентов поступило в вуз с различными заболеваниями. При анализе заболеваний по нозологическим формам выяснено, что 54,2 % составляют нарушения со стороны органов зрения (миопия), у 22,4 % студентов обнаружены хронические заболевания ЛОР-органов. Заболевания и отклонения со стороны нервной системы обнаружены у 25% студентов: в виде повышенной тревожности, гипотонии и гипертонии, примерно у 9% студентов; преобладают вегетативная лабильность, нейроциркуляторная дистония у 16% студентов. Хронические терапевтические заболевания отмечают у 59, 3 %, из них патология сердечно-сосудистой - 19,1%, патология бронхов и лёгких - 28%. Уже на первом курсе более 80% студентов имеют кариес, удалённые зубы, стоматологические заболевания.

Для осуществления политики ЗОЖ студентов в условиях вуза очень важное место, на наш взгляд, должно быть отведено организации ЗОЖ студентов, то есть, важна деятельность по формированию и регулированию определённой структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения цели ЗОЖ студентов в условиях вуза; подбор, расстановка и согласование действий участников воспитательнообразовательного процесса в направлении ЗОЖ в вузе; мотивация, мобилизация и стимулирование усилий по реализации намеченной цели ЗОЖ студентов в вузе.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Ленинградского университета, 1968.

2. Здоровье и образование: материалы Международного конгресса валеологов и Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы валеологии / под. ред. В.В. Колбанова. — СПб, 1999.

3. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития// СПб.: Петрогадский и К, 1997.

4. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге 21 века: материалы международной научно-практической конференции. — Томск: ТГУ, 1996.

5. Здоровье сберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / И.А. Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.А. Фральцова [и др.]. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. - Ч. I.

Bibliography

1. Ananiev, B.G. Man as the object of knowledge.- Leningrad: Izdatel'stvo Leningrad University, 1968.

2. Health and education. Proceedings of the International Congress of valeologists and Third All-Russian scientific-practical conference “Pedagogical issues of valeology” / Ed. By V.V. Kolbanov. St.-Petersburg 1999.

3. Tatarnikova, L.G. Educational valeology. Genesis. Development trends // St. Petersburg, Publishing House «Petrograd and K», 1997.

4. Healthy lifestyle: nature, structure, building on the threshold of 21st century: materials of the international scientific practical conference. — Tomsk, 1996.

5. Health-saving support educational process. Manual. Gentle health environment at the educational institution / I.A. Sviridov, T.N. Semenkova, T.A. Fraltsova etc., 2005. — Part I.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.