УДК 37
Драгункина Н.А.
педагог
Центр детского творчества «Родник» (г. Орехово-Зуево, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АРАНЖИРОВКЕ НА СИНТЕЗАТОРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Аннотация: в статье затрагивается проблема воспитания самостоятельности обучающихся по классу синтезатора в сфере музыкальной, учебной деятельности, говорится об особенностях содержания музыкально-педагогической работы с воспитанниками среднего и старшего учебного возраста, показывается значение практической деятельности воспитанников, на примере электронной аранжировки пьес разного характера, в процессе повышения уровня музыкальной и общей духовной культуры, связанных с овладением основами музыкальных знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: музыкальное творчество, электронная аранжировка, музыкальный вкус, творческая активность, самоопределение воспитанника, эстетическое развитие, практическая деятельность.
Область профессиональных интересов - музыкальная педагогика, аранжировка для клавишного синтезатора. Педагог высшей квалификационной категории. Основное место работы Центр детского творчества» Родник». Электронной аранжировкой занимаюсь с 2011 года. Принимала участие в разработке, модифицированной дополнительной общеразвивающей программы «Клавишный синтезатор», в основе которой лежит программа И. М. Красильникова, И. Л. Клип. Накопленный в этой сфере опыт позволил с успехом провести не только множество концертов, академических выступлений воспитанников, но и детско-юношеские фестивали и конкурсы на разных уровнях. Происходящий на этих концертах и конкурсах интенсивный обмен
педагогическими наработками способствовал повышению качества преподавания и росту художественного уровня представляемых работ. Начиналось все с самых простых моделей синтезатора, затем педагогические курсы города Химки при научно - методическом центре ЦДШИ, семинары -демонстрации профессиональных рабочих станций, представителя компании Ямаха, голландского музыканта Питера Бартманса, который раскрыл возможности цифровых инструментов, показал направления педагогической и творческой деятельности. Воспитание творческой самостоятельности молодого музыканта всегда было в центре внимания русской музыкальной педагогики. Л. В. Николаев в статье «Несколько слов об исполнительстве» писал: «В области музыкального учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи» с. 90. Интересно характеризует роль педагога Г. Г. Нейгауз: «Считаю, что одна из главных задач педагога -сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью» с. 200. Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает яркой спецификой. Она обусловлена электронно-цифровой природой нового цифрового инструментария. Расширением сферы музыкально - учебной деятельности. Соответственно целью обучения воспитанников по классу синтезатор становиться приобщения их к электронному музицированию в самых разнообразных формах проявления творческой деятельности (исполнительстве, электронной аранжировке, игре по слуху, звукорежиссуре) и на этой основе формирование у воспитанников основ музыкальных способностей, хорошего музыкального вкуса, интереса к музыкальному творчеству. В процессе обучения необходимо поощрять концертную и конкурсную деятельность. Участие в концертах, конкурсах, музицирование, развитие и стремление воспитанника к творчеству, познанию, обогащает его духовно и совершенствует его практическую исполнительскую деятельность.
Электронная аранжировка на синтезаторе, дает возможность воспитаннику проявить свою индивидуальность, на определенном этапе накопить музыкальные представления и навыки, воспитать и развить самостоятельность, инициативность, стимулировать творческий процесс. Один из видов творческой работы на инструменте является самостоятельная аранжировка, глубина решения этой задачи зависит от способностей и возраста воспитанника (в дополнительной общеобразовательной программе «Клавишный синтезатор» -это средние и старшие классы). Алгоритм аранжировки. Существует ли какая -либо схема создания аранжировки? Если под словом алгоритм подразумевается последовательность действий, то да, существует. Как правило, аранжировка начинается с выбора стиля музыки, а проще говоря, с выбора ритма, который будет впоследствии многое определять: рисунок баса, характер самой аранжировки, ритм влияет на линии обыгрывания самой мелодии. Ритм должен задать движение, характер и форму музыки. Вторым важным моментом является выбор тембра инструментов. Семплы электронного инструмента имеют свою природу, они не всегда звучат реалистично, иногда заметно отличаются от акустических инструментов. Соответственно перед аранжировщиком ставиться непростая задача выбора, из огромного количества тембров найти тембр, который будет передавать характер звучания мелодии пьесы и раскрывать ее художественный образ. Это самое простое, что можно сделать на синтезаторе, а далее следует непрерывный творческий процесс, когда воспитанник увлечен своей творческой работой, у него возникает множество идей и замыслов. Прослушивание этапов практической работы в средних и старших классах проходят на уроках, где совместно обсуждается творческая работа обучающегося, совместная дискуссия помогает осознать и учесть ошибки, переосмыслить некоторые моменты. Воспитанник готовит реферат о композиторе, я добавляю интересные факты, совместно прослушивается музыка, эта работа позволяет более полно раскрыть композиторский замысел. Подведение итога самостоятельной работы проходит в виде зачета. Далее воспитанник может показать свою работу на концертных
выступлениях. Вынесение собственной аранжировки на концерт накладывает определенную ответственность, будит собственную инициативу, показывает собственное понимание произведения, исполнительскую концепцию и логику художественного мышления. Практическая работа позволяет воспитанникам увидеть и оценить результаты своего труда, его эффективность и степень их исполнительской, теоретической и технической подготовленности.
Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что самостоятельная, практическая деятельность воспитанников по направлению художественно-эстетического развития способствует углублению их знаний о музыкальном искусстве, помогает в становлении личности, прививает им интерес к музыке и художественный вкус.
Приложение 1:
План конспект открытого урока.
«Проект самостоятельной аранжировки на синтезаторе.
Ямаха 710 пьесы современного автора в старших классах».
(музыкальное отделение МУ ДО ЦДТ «РОДНИК», по программе «Обучение игре на синтезаторе».
Разработала педагог дополнительного образования:
Драгункина Наталья Алексеевна.
Тип учебного заведения: учреждение дополнительного образования.
Форма проведения: урочная деятельность.
Материалы и оборудование: синтезатор Ямаха 710, синтезатор Ямаха 650, музыкальный центр, СД диски.
Тема занятия: «Проект самостоятельной аранжировки на синтезаторе.
Ямаха 710 пьесы современного автора Александра Деспла».
Педагогические технологии:
• Информационно - коммуникативные.
• Технология педагогика сотрудничества.
• Технология индивидуализации обучения.
• Технология развивающего обучения.
Цель: создание обучающимися собственного продукта и реализация его в учебной и концертной деятельности.
Задачи:
• формирование самостоятельности в учебном процессе.
• формирование интереса к обучению и саморазвитию.
• применение учебных компетенций.
• активизация креативности мышления.
План урока:
1. Организационный момент (5 мин.).
Постановка цели. Вводное слово педагога.
2. Основная часть - аранжировка пьесы современного автора (30 мин.)
3. Обсуждение возникших вопросов в самостоятельной работе (5
мин.).
4. Анализ и итог урока. Запись домашнего задания. Общая оценка деятельности обучающегося (5 мин.)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Введение в предмет аранжировки, беседа. Вводное слово педагога: Алгоритм аранжировки. Существует ли какая - либо схема создания аранжировки? Если под словом алгоритм подразумевается последовательность действий, то да, существует. Как правило, аранжировка начинается с выбора стиля музыки, а проще говоря, с выбора ритма, который будет впоследствии многое определять: рисунок баса, характер самой аранжировки, ритм влияет на линии обыгрывания самой мелодии. Ритм должен задать движение, характер и форму музыки. Вторым важным моментом является выбор тембра инструментов. Хотелось бы в данной работе уйти от штампов и проявить свое собственное тембровое восприятие музыки Александра Деспла. Передать настроение, стиль, характер мелодии, погрузить слушателя в мистический и
завораживающий мир, который рисует композитор, с помощью наличных выразительных средств синтезатора.
2. Реферат воспитанника о композиторе Александре Деспла и музыке к фильмам. Знакомство с композитором, музыкой, слушание музыки к фильму «Сумерки»
3. Проверка самостоятельной работы на инструменте. Обсуждение, работа на инструменте, выбор стиля, работа со стилем в режиме «Stytl Creator», гармонизация партий, выбор темпа, корректировка выбора тембров инструментов, использование выразительных средств (балансировка голосов по звучанию, изменения октав, наложение второго голоса), запись мультипада в режиме «M. Creator», запись на USB флешноситель вариантов аранжировки, сохранение в «Regist. Memory» долговременную память инструмента.
4. Анализ проделанной работы, обобщение и пожелание. Полное принятие творческой работы воспитанника, разбор неиспользованных наличных возможностей синтезатора (показ работы в режиме записи мультипада, в режиме записи Song, работа со стилем произведения, проработка технических трудностей, уточнения по тональному и композиционному плану, и аппликатурным принципам.
5. Итог урока: педагог оценивает активность обучающегося, степень участия в работе. Ставит оценку в дневник. Домашнее задание: дополнить пункты по составлению плана аранжировки, работать над текстом, аппликатурой в трудных местах, слушать музыку, опираться на композиторский замысел.
6. Рабочий вариант плана аранжировки.
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 2 (71) Том 2. ФЕВРАЛЬ 2024 г. План аранжировки:
1.S - Piano Ballad, T - 80, Fill A Vol.- 80 Split - F2, все каналы вык., Ritm 1- Musik Box. R.1 - Warm Piano R.2 - Strings
2. S - Piano Ballad, T - 80, Fill A Vol.- 80 M. P. 1.2.
Split - F2, все каналы вык., Ritm 1- Musik Box. R.1 - Warm Piano R.2 - Gothic Vox
3. S - Piano Ballad, T - 80, Fill A Vol.- 80 Split - F2, все каналы вык., Ritm 1- Musik Box. R.1 - Warm Piano R.2 - Live Allegro Strings
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И. М. Красильников, И. Л. Клип программа «Клавишный синтезатор» выпущена Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры, Министерство культуры РФ г. Москвы - 2002. 170 с.;
2. М. Н. Скаткин Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 2000. 206 с.
Dragunkina N.A.
Children's Creativity Center "Rodnik" (Orekhovo-Zuyevo, Russia)
FEATURES OF ORGANIZATION OF SELF-ARRANGEMENT CLASSES ON SYNTHESIZER FOR CHILDREN OF MILE AND OLDER AGE GROUPS
Abstract: the article touches upon the problem of educating the independence of students in the synthesizer class in the field of musical and educational activities, talks about the features of the content of musical and pedagogical work with pupils of middle and senior school age, shows the importance ofpractical activities ofpupils, using the example of electronic arrangement ofplays of various types, in the process of increasing the level of musical and general spiritual culture, related with mastering the basics of musical knowledge, skills and abilities.
Keywords: musical creativity, electronic arrangement, musical taste, creative activity, pupil's self-determination, field of aesthetic, development, practical activity.