Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокотехнологичная информационная образовательная среда / музыкально-компьютерные технологии (МКТ) / образование детей / музыкальный инструмент / цифровой музыкальный инструментарий / патриотическое воспитание / high-tech information educational environment / music computer technologies (MKT) / children’s education / musical instrument / digital musical instruments / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова, С.В. Мезенцева, П.А. Миронов, А.А. Рубцов

В современной науке разрабатывается концепция музыкально-компьютерного педагогического образования в России, а также намечаются перспективы развития концепции музыкально-компьютерного педагогического образования как нового вида образовательной и художественной деятельности в общем, профессиональном, дополнительном и инклюзивном образовании. В круг научного осмысления ученых входят самые различные аспекты, связанные с МКТ и информатизацией современного общества: вопросы влияния МКТ на профессиональное творчество музыкантов и композиторов раскрываются, проблемы информатизации современного музыкального образования, разработка концепции электронного музыкального творчества в художественном образовании и другие. В статье рассматривается проект сотрудничества общеобразовательной школы и педагогического вуза на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и средней общеобразовательной школы № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Основой проекта является разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проект построен на основе многогранного использования музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса. Активными участниками образовательного процесса и создания совместного творческого и музыкально-художественного исследовательского проекта авторы статьи видят студентов педагогического вуза, являющихся одновременно и разработчиками информационно-художественных средств образования, и тьюторами в структуре организации нового по форме и содержанию образовательного процесса с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MUSICAL INSTRUMENT FOR EVERY CHILD: THE CONCEPT OF IMPLEMENTING A SOCIALLY-ORIENTED PATRIOTIC PROJECT BY MEANS OF MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

In modern science, the concept of music and computer pedagogical education in Russia is being developed, and prospects for the development of the concept of music and computer pedagogical education as a new type of educational and artistic activity in general, professional, additional and inclusive education are being outlined. The circle of scientific understanding of scientists includes a variety of aspects related to the ICT and informatization of modern society: the issues of the influence of ICT on the professional creativity of musicians and composers are revealed, the problems of informatization of modern music education, the development of the concept of electronic music creativity in art education and others. The article discusses a project of cooperation between a secondary school and a pedagogical university on the basis of the research and methods laboratory “Music Computer Technologies” at the Herzen State Pedagogical University of Russia and the Secondary School No. 8 with profound study of music series “Music” of the Frunzensky District of Saint Petersburg. The basis of the project is the development of the World Skills competence “Socio-cultural initiative” in the line of junior and young professionals. The project is based on the multifaceted use of music computer technologies as one of the tools for the formation of the information educational environment of the school, aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process. The authors see students of a pedagogical university as active participants in the educational process and the creation of a joint creative and musical-artistic research project, who are at the same time developers of information and artistic means of education and tutors in the structure of the organization of a new form and content of the educational process using modern music computer technologies and electronic musical instruments.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

13. Ефимова ГЗ., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука. 2021; Т. 23, № 1: 202-230.

14. Галустян О.В., Колбая И.Г., Гамисония С.С. Профессиональные и личностные качества современного преподавателя высшей школы. Известия ВГПУ. 2020; № 2 (287): 6-10.

15. Блинов Л.В., Шафранова O.E. Профессионально-личностное становление преподавателя высшей школы в контексте аксиологического подхода. Педагогическое образование и наука. 2010; № 11: 50-54.

16. Марков A.C. Личностно-профессиональное развитие преподавателя высшей военной школы. Человек и образование. 2012; № Э (32): 71-75.

17. Зеленина Э.Е. Оценка профессиональной деятельности молодого преподавателя высшей школы в контексте личностного и профессионального развития. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 63-2: 82-87.

1В. Морозова О.П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования. Известия Алтайского государственного университета. 2011; № 2-1: 31-37.

References

1. Zaharova S.E., Ukolova L.E. Professionalizm v deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. Mir nauki. Internet zhurnal. 2016; T. 4, № 6. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/50PDMN616.pdf

2. Gaten Yu.V. Razvitie sistemy professional'no-pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelej inzhenernogo vuza. Politematicheskijsetevoj 'elektronnyjnauchnyjzhurnalKubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014; № 103 (09). Available at: file:///C:/Users/Elena/Desktop/%D0%94%D0%9F%D0%9E%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82 %D1%8C%D1%8F/razvitie-sistemy-professionalno-pedagogicheskoy-podgotovki-prepodavateley-inzhenernogo-vuza.pdf

3. Morozova O.P. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya vuzovskogo pedagoga. 'Ekonomika. Professiya. Biznes. 2016; Specvypusk 2: 106-111.

4. Yarosh M.A. Dopolnitel'noe pedagogicheskoe obrazovanie kak sostavlyayuschaya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: suschnost' i perspektivy razvitiya. Krymskij nauchnyj vestnik. 2016; № 5 (11): 96-111.

5. Shibankova L.A. Chelovecheskij kapital universiteta: formirovanie i razvitie v 'epohu cifrovizacii. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3: 19-27.

6. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie - resurs kadrovogo razvitiya universiteta. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017; № 3: 28-31.

7. Melehina E.A. Principy professional'nogo razvitiya prepodavatelya vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education). 2023; № 2 (2014): 218.

8. Shakirova D.Sh., Nikiforova 'E.G. Osobennosti professional'nogo razvitiya prepodavatelej vysshej shkoly. 'Ekonomika v menyayuschemsya mire: materialy 'ekonomicheskogo foruma: sbornik nauchnyh statej. Kazan', 2017: KFU: 117-119.

9. Kac A.S. Vektor professional'nogo razvitiya prepodavatelej vysshej shkoly: issledovanie kognitivnyh stilej pedagogicheskoj deyatel'nosti. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 6: 37-43.

10. Beroeva E.A. Realizaciya sovremennyh pedagogicheskih tehnologij v razvitii professional'noj kompetentnosti prepodavatelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 3 (221): 15-20.

11. Zhuravleva O.N., Andreevskaya T.P., Aleksandrova S.V. Vhodnaya diagnostika professional'nyh deficitov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov (na primere ocenivaniya urovnya informacionno-analiticheskoj kompetencii uchitelya istorii). Nauchno-teoreticheskijzhurnal. 2019; Vypusk 1 (38): 97-106.

12. Shafranskaya A.I. Professional'noe samosovershenstvovanie nachinayuschego prepodavatelya vysshej shkoly v ramkah realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Molodoj uchenyj. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2010; № 17 (307): 153-155.

13. Efimova G.Z., Sorokin A.N., Gribovskij M.V. Ideal'nyj pedagog vysshej shkoly: lichnostnye kachestva i social'no-professional'nye kompetencii. Obrazovanie i nauka. 2021; T. 23, № 1: 202-230.

14. Galustyan O.V., Kolbaya I.G., Gamisoniya S.S. Professional'nye i lichnostnye kachestva sovremennogo prepodavatelya vysshej shkoly. Izvestiya VGPU. 2020; № 2 (287): 6-10.

15. Blinov L.V., Shafranova O.E. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie prepodavatelya vysshej shkoly v kontekste aksiologicheskogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010; № 11: 50-54.

16. Markov A.S. Lichnostno-professional'noe razvitie prepodavatelya vysshej voennoj shkoly. Chelovek i obrazovanie. 2012; № 3 (32): 71-75.

17. Zelenina 'E.E. Ocenka professional'noj deyatel'nosti molodogo prepodavatelya vysshej shkoly v kontekste lichnostnogo i professional'nogo razvitiya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 63-2: 82-87.

18. Morozova O.P. Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 2-1: 31-37.

Статья поступила в редакцию 04.12.23

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Research and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Davletova K.B., methodologist, State Educational Institution DO Center for Creative Development and Humanitarian Education of Children "On Vasilyevsky"; senior methodologist, city methodological association of methodologists and teachers of state institutions of additional education in the direction of"Electronic keyboard instruments" of state non-standard budget educational institution "Saint Petersburg City Palace of Youth Creativity"; MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: davletovaMKT@gmail.com

Mezentseva S.V., Doctor of Art History, senior lecturer, senior researcher, Research and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

Mironov P.A, teacher of additional education of the State Youth Educational Institution, Palace of Creativity for Children and Youth "Youth Creative Forum Kitezh Plus" of Saint Petersburg; MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: mironov-petr@yandex.ru Rubtsov A.A., teacher of music computer technologies, Academic Gymnasium No. 56 of Saint Petersburg; MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: petershelter@mail.ru

Tovpich I.O., Headmistress, School No. 8 with profound study of music series 'Music' (Frunze District, Saint Petersburg); MA student of the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: tov_ru@mail.ru

Titova R.А., music director, Saint Petersburg State Budgetary Institution Center for orphans and children left without parental care "Center for Promotion of Family Education No. 11"; MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: rozalichka86@mail.ru

A MUSICAL INSTRUMENT FOR EVERY CHILD: THE CONCEPT OF IMPLEMENTING A SOCIALLY-ORIENTED PATRIOTIC PROJECT BY MEANS OF MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES. In modern science, the concept of music and computer pedagogical education in Russia is being developed, and prospects for the development of the concept of music and computer pedagogical education as a new type of educational and artistic activity in general, professional, additional and inclusive education are being outlined. The circle of scientific understanding of scientists includes a variety of aspects related to the ICT and informatization of modern society: the issues of the influence of ICT on the professional creativity of musicians and composers are revealed, the problems of informatization of modern music education, the development of the concept of electronic music creativity in art education and others. The article discusses a project of cooperation between a secondary school and a pedagogical university on the basis of the research and methods laboratory "Music Computer Technologies" at the Herzen State Pedagogical University of Russia and the Secondary School No. 8 with profound study of music series "Music" of the Frunzensky District of Saint Petersburg. The basis of the project is the development of the World Skills competence "Socio-cultural initiative" in the line of junior and young professionals. The project is based on the multifaceted use of music computer technologies as one of the tools for the formation of the information educational environment of the school, aimed at achieving new educational results by all participants in the educational process. The authors see students of a pedagogical university as active participants in the educational process and the creation of a joint creative and musical-artistic research project, who are at the same time developers of information and artistic means of education and tutors in the structure of the organization of a new form and content of the educational process using modern music computer technologies and electronic musical instruments.

Key words: high-tech information educational environment, music computer technologies (MKT), children's education, musical instrument, digital musical instruments, patriotic education

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Научно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru К.Б. Давлетова, методист ГБУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», ст. методист городского методического объединения методистов и педагогов государственных учреждений дополнительного образования по направлению «Электронные клавишные инструменты» государственного нетипового бюджетного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: davletovaMKT@gmail.com

С.В. Мезенцева, д-р искусствоведения, доц., ст. науч. сотр. Научно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru П.А. Миронов, педагог дополнительного образования ГЮУ ДО Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г. Санкт-Петербурга, магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: mironov-petr@yandex.ru

А.А. Рубцов, преп. музыкально-компьютерных технологий Академической гимназии № 56, г. Санкт-Петербург,

магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, E-mail: petershelter@mail.ru Р.А. Титова, муз. рук. СПбГБУ Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 11», магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: rozalichka86@mail.ru

И.О. Товпич, директор школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, магистрант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: tov_ru@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА:

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной науке разрабатывается концепция музыкально-компьютерного педагогического образования в России, а также намечаются перспективы развития концепции музыкально-компьютерного педагогического образования как нового вида образовательной и художественной деятельности в общем, профессиональном, дополнительном и инклюзивном образовании. В круг научного осмысления ученых входят самые различные аспекты, связанные с МКТ и информатизацией современного общества: вопросы влияния МКТ на профессиональное творчество музыкантов и композиторов раскрываются, проблемы информатизации современного музыкального образования, разработка концепции электронного музыкального творчества в художественном образовании и другие. В статье рассматривается проект сотрудничества общеобразовательной школы и педагогического вуза на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и средней общеобразовательной школы № 8 «Музыка» с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района г Санкт-Петербурга. Основой проекта является разработка компетенции WorldSkills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов. Проект построен на основе многогранного использования музыкальных компьютерных технологий как одного из инструментов формирования информационной образовательной среды школы, направленной на достижение новых образовательных результатов всеми участниками образовательного процесса. Активными участниками образовательного процесса и создания совместного творческого и музыкально-художественного исследовательского проекта авторы статьи видят студентов педагогического вуза, являющихся одновременно и разработчиками информационно-художественных средств образования, и тьюторами в структуре организации нового по форме и содержанию образовательного процесса с использованием современных музыкально-компьютерных технологий и электронных музыкальных инструментов.

Ключевые слова: высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), образование детей, музыкальный инструмент, цифровой музыкальный инструментарий, патриотическое воспитание

Современная информационная образовательная среда высоких технологий требует новых подходов и образовательных методик. Музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ) позволяют по-новому оценить и организовать учебный процесс для всех уровней и возрастных категорий как в основном, так и в дополнительном образовании [1]. МКТ становятся неотъемлемым инструментом и для обучения детей, приобщения их к высокому уровню музыкальной культуры, и для мира компьютерных технологий.

При осмыслении новейших процессов, происходящих в мире с учётом тенденций глобализации, необходимо найти новые и актуализировать существующие формы и методы музыкально-педагогической работы с применением возможностей МКТ. Исключительная динамичность развития этой сферы, включая ее фундаментальные основы, структуру, приоритеты, обусловливает многочисленные проблемы обучения музыкантов с применением МКТ, связанные с перманентным изменением целей, содержания, форм, методов и средств обучения; возникают проблемы, требующие нетривиального оперативного подхода к их решению, чем обусловлена актуальность проекта.

Предлагаемый научный подход настоящего проекта продолжает заложенные традиции учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и имеет целью в условиях быстрого развития технологий сохранять культурные ценности путем создания новых компонентов образования, которые позволят достоверно интерпретировать традиционное музыкальное искусство в цифровом формате. Научная новизна состоит в том, что внедрение компьютеров кардинально изменило подход к воспитанию и обучению детей. Компьютеризация музыкального образования может быть не только новой мотивацией для детей к учебной деятельности, но и расширением их понимания возможностей современного информационного поля. Речь идет не о полной замене педагога компьютером, а о создании подходящих обучающих программ и грамотном использовании компьютерных технологий в образовательном процессе. Педагог, обладая большим арсеналом педагогических средств, может выбрать наиболее эффективную форму воздействия в процессе обучения, что приведет к более быстрому и успешному обучению.

Цель и объект исследования: предлагаемая научно-практическая концепция реализации социально-ориентированного патриотического проекта «Музыкальный инструмент для каждого ребёнка средствами музыкально-компьютерных технологий» в рамках системы дополнительного образования детей и молодежи предполагает 10 лет обучения.

Конкретная цель в рамках проблемы, на решение которой направлен проект - разработка концепции 10-летнего обучения детей и подростков в системе дополнительного образования «Музыкальный инструмент для каждого ребёнка»: выявление роли средств музыкально-компьютерных технологий в сфере патриотического воспитания, разработка образовательной программы на основе результатов проведенного исследования, имеющегося у коллектива задела и опыта практической деятельности.

Наш коллектив имеет большой задел исследований и опыт практической педагогической деятельности в рамках тематики проекта, который охватывает работу с детьми и молодежью разных возрастов: от самых маленьких (3-4 года) до подростков (17 лет).

В проекте выделяются следующие этапы (уровни) в зависимости от возраста:

1 этап. Младший (начальный) (2 года обучения). От 3-4-х лет до 1-го класса общеобразовательной школы (5-6 лет).

2 этап. Средний (3 года обучения). От 2-го класса общеобразовательной школы (8-9 лет) до 11- 12 лет

3 этап. Старший (4 года обучения). От 12 -13 до 17 лет

Обязательным основным инструментом, начиная со 2-го этапа, является

дисциплина «Электронный клавишный синтезатор» (срок обучения - 7 лет для учащихся от 7 до 17 лет).

Важнейшими задачами исследования являются:

- разработка основных положений, методической системы, педагогических технологий и общеметодических принципов, направленных на развитие музыкальных способностей средствами МКТ в процессе обучения детей и подростков в системе дополнительного образования;

- формирование теоретической базы построения концепции обучения в системе дополнительного образования с применением МКТ, выбор принципов и

технологий отбора ее составляющих с учетом требований актуальных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов;

- внедрение основных положений, методической системы, педагогических технологий и общеметодических принципов в процесс обучения в системе дополнительного образования;

- разработка и внедрение в образовательный процесс системы дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации по тематике исследования для педагогов-музыкантов;

- разработка разнообразных сервисов, дополняющих процесс обучения музыке с использованием МКТ, соответствующих расширяющимся возможностям клиентов коммуникационных сетей в процессе организации дистанционных форм обучения. Сохранение опоры на классическое музыкальное наследие в его исторической значимости, разработка педагогического репертуара патриотической направленности;

- создание цифровой коллекции творческих работ для сопровождения учебного процесса.

Научная и общественная значимость предлагаемого проекта - массовый охват музыкального образования. Сохранение ориентации на приобщение к классическому мировому музыкальному искусству, разработка репертуара патриотической направленности.

Научная проблема, на решение которой направлен проект - создание концепции патриотической направленности, связанной с всеобщим приобщением детей к музицированию с применением музыкально-компьютерных технологий (в том числе ансамблевому и массовому) и поиск путей ее реализации.

Теоретическая и практическая значимость: одной из основных составляющих проекта является использование электронного музыкального инструментария. Групповые (ансамблевые) занятия, где обучающиеся занимаются в ансамбле, становятся важной частью нашей концепции. Такое музицирование (как сольное, так и ансамблевое) имеет большой потенциал для развития. Оно положительно влияет на все аспекты мышления ребенка и подростка, основываясь на эмоциональной сфере. Ансамблевое музицирование способствует развитию продуктивных стилей коммуникации. Оно развивает такие качества, как умение работать в группе, согласовывать свои действия с другими участниками ансамбля на основе невербального общения, а также ответственность за эстетическую составляющую каждого момента процесса и конечного результата. Одной из главных проблем современного музыкального образования (как основного, так и дополнительного) является формирование педагогического репертуара, ориентированного на патриотические ценности, для исполнения на электронных музыкальных инструментах и работа с музыкальными компьютерными программами.

Предлагается научно-практическая разработка концепции реализации социально-ориентированного патриотического проекта «Музыкальный инструмент для каждого ребёнка» средствами музыкально-компьютерных технологий в рамках системы дополнительного образования детей и молодежи.

Концепция предполагает 10 лет обучения. Наш коллектив имеет большой задел исследований и опыт практической педагогической деятельности в рамках тематики проекта, который охватывает работу с детьми и молодежью разных возрастов: от самых маленьких (3- 4 года) до подростков (17 лет).

В проекте выделяются следующие этапы (уровни), в зависимости от возраста:

1 этап. Младший (начальный) (2 года обучения). От 3-4 лет до 1-го класса общеобразовательной школы (5-6 лет).

2 этап. Средний (3 года обучения). От 2-го класса общеобразовательной школы (8-9 лет) до 11- 12 лет.

3 этап. Старший (4 года обучения). От 12-13 до 17 лет.

Обязательным основным инструментом на протяжении всего периода обучения, начиная со 2-го этапа, является электронный клавишный синтезатор (срок обучения - 7 лет). Программа реализуется для учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.

Описание этапов проекта:

1 этап. Младший (начальный) (2 года обучения). Развитие творческого потенциала средствами МКТ через интерактивные игры

Автор предложенных интерактивных игр - Р.А. Титова. Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра, а одним из ведущих направлений применения интерактивной игры выступает исследовательская и познавательная деятельность ребенка. Дети 3-4 лет способны на самом легком, «донотном» уровне выполнять предлагаемые задания. Дети от 5 лет и старше смогут освоить программу в более быстром темпе и сразу после ее освоения перейти к классической записи нот, их опознаванию и воспроизведению.

Примерный тематический план:

1-й год

Подготовительный этап. За основу берутся «музыкально-ягодные истории». Каждая картинка-ассоциация идет на цветном фоне, соответствующем впоследствии цвету ноты в звукоряде, от «до» до «си»: красный (клюква), оранжевый (рябина), желтый (морошка), зеленый (крыжовник), голубой (голубика), синий (черника), фиолетовый (ежевика).

Игры: «Лесенка из ягодок-ноток», «Найди ягодку-нотку», «Ягодная полянка».

Знакомство с основами ритма: короткие и долгие звуки. Игра «Ягодные ритмы» направлена не только на развитие чувства ритма, внимания, координации, памяти, мышления, речи у детей, но и на знакомство с различными названиями ягод, закрепление представлений об основных цветах радуги, а также знакомство с основами ритма: короткие и длинные звуки и с длительностями: четверть и восьмая, с понятием размер.

2-й год

Знакомство с длительностями (четверть и восьмая) и понятием, что такое размер.

Игра «Клюквенные ритмы». Порядок изучения записи нот. Запоминание и написание нотной грамоты происходит в игровой форме, по «ягодным» прописям. Для закрепления изученного материала предлагаются интерактивные игры с яркими персонажами-ягодками:

- Игра-пазл «Цветные клавиши»: https://interacty.me/projects/1633e4b 483f48d81

- Интерактивная новогодняя игра «Ягодные клавиши»: https://interacty.me/ projects/a49a44b4c1d2cd48

- Игра-мемори «Найди пару»: https://interacty.me/projects/469807fba 77e32ca

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

- изучение нот 1-й октавы;

- пение нотами и со словами все пьесы из сборника «Ягодные песенки»,

- автоматизация нот 1-й октавы, определение их в любой последовательности,

- игра на фортепиано коротких пьес из 4-8 тактов,

- чтение нот с листа с цветными подсказками и без них,

- выполнение упражнений по игровому сольфеджио,

- выполнение интерактивных игр и упражнений.

- умение различать, воспроизводить и определять на слух и зрительно основные ритмические рисунки в размере 2/4.

2-й этап. Средний (3 года обучения). Приобщение к активной музыкально-исполнительной деятельности средствами МКТ

Предлагается новая технология приобщения к активной музыкально-творческой деятельности - теория и практика элементарного музицирования, представляющая собой новый, апробированный в многолетней педагогической практике эффективный и положительно предсказуемый метод приобщения к активной музыкально-творческой деятельности учащихся посредством обучения их начальным формам элементарного импровизационного музицирования на клавишных инструментах (фортепиано, синтезатор). Что важно - с опорой на основополагающие элементы музыкальной теории: на представления о расположении звуков на клавиатуре и их названии, гамме и ступенях, о трезвучиях, аккордах, интонации и мотиве как элементах образного языка музыки, о способах создания мелодии и обыгрывания аккордовых последовательностей, о музыкальном размере и др. Автор технологии - А.А. Рубцов. Технология развивает парадигму и методические рекомендации «Инновационного учебно-методического комплекса «Музыка и информатика» (авторский коллектив: И.Б. Горбунова (руководитель), М.В. Демидов, С.В. Чибирев и др.), с опорой на «Концепцию духовнонравствен-ного развития и воспитания личности гражданина России».

Современные цифровые средства обучения: электронный формат обучающих материалов, удобный для просмотра и работы c использованием современного цифрового оборудования (планшеты, компьютеры, школьные электронные доски, смартфоны) с минимальным текстовым содержанием, с ярко и наглядно представленной учебной информацией на хорошем художественном уровне. Отдельные электронные страницы легко распечатываются на бумаге в виде раздаточного материала. Специально разработанные творческие задания на освоение музыкальной импровизации (с опорой на элементы музыкальной теории) составляют эффективный метод приобщения к музицированию на клавишных инструментах, открывающий каждому ребенку широкие просторы музыкального самовыражения. Задания с интересом воспринимаются как детьми, только соприкоснувшимися с инструментом, так и учащимися детских музыкальных школ, успешно осваивающими клавишные инструменты, благодаря скорому практическому эффекту - открывающейся способности свободного музыкального самовыражения в индивидуальной или групповой игре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение ориентировано на игру в удобной для этого уровня До-мажорной и ля-минорной тональностях, при этом не ограничивается игрой на белых клавишах: даются простые правила использования также и черных клавиш - для добавления хроматизмов в мелодической фразе. Это расширяет возможности выражения музыкальной идеи, музыкального самовыражения и тем самым служит дополнительным фактором творческой мотивации, так как у начинающего музицировать по белым клавишам ученика почти сразу возникает интерес к черным клавишам и расширению «игрового поля».

Новизна и отличительная особенность проекта - это метод введения в начальное музицирование: оно не привязано к нотной записи, чтению и разучиванию музыкального текста, что позволяет сосредоточить внимание учеников на технике игры, самих принципах музыкального языка, на построении собственной музыкальной речи. Тем самым данный подход обеспечивает и максимально интерактивный, игровой характер музицирования, мотивируя творческую активность учеников в музыкальной деятельности. С самых первых занятий предполагается

быстрое погружение учеников в создание интересной многоэлементной фактуры в игре двумя руками - мелодии, проигрываемой на фоне гармонической последовательности. Уже это - интересное и гармоничное звучание создаваемой в импровизационной игре музыкальной фактуры - служит эффективным средством укрепления интереса к музыкально-творческой деятельности, обеспечивая главное условие позитивного творческого процесса, укорененное в самой природе музыки как действия, рождающего эстетическое удовольствие «здесь и сейчас».

Плавная и спокойная мелодическая фразировка - естественная и наиболее удобная для начинающих, и выбор красивых тембров классических инструментов (на клавишном синтезаторе) оказывает положительное воспитательное воздействие на играющих школьников, слушающих их сверстников, подготавливает слух к более внимательному восприятию классического музыкального наследия.

Упражнения - в наглядной и доступной форме, в виде примеров простых музыкальных действий, соответствующих определенным понятиям музыкальной теории. Практическое осмысление этих понятий - в опыте непосредственной игры на инструменте - закладывает прочное основание для дальнейшего музыкального развития ученика: для игры по нотам, для сочинения музыки, для создания музыки средствами МКТ. Важным достоинством (в связи с актуальной проблемой детского школьного музицирования) является его практическая направленность: эффективная методика развития навыков непосредственного музицирования у отдельного ученика, а также на их основе - продуктивной групповой импровизационной игры (особенности ладовой импровизации делают возможным групповое музицирование c большим составом участников).

Уделяется внимание связи школьного импровизационного музицирования и возможностей современного электронного музыкального инструментария и МКТ, в рамках которых актуально и востребовано появление новых, отвечающих современным социокультурным условиям подходов и методов музыкально-творческого развития и самореализации. Учитывая позитивный арт-терапевтический эффект активного музыкального творчества, способствующего нормализации психофизического состояния, снятию стресса, эмоционального напряжения, и важность своевременного формирования музыкальной моторики и координации в детском возрасте, представленная музыкально-педагогическая технология может быть полезным инструментарием в педагогической практике современной школы.

Ниже представлены видеозаписи занятия с использованием музыкально-компьютерных технологий и клавишного синтезатора, закрепление музыкальных движений в музыкальной импровизации на клавишном инструменте с опорой на представление о гармонической последовательности и ее мелодическом сопровождении.

Все части видеозаписи доступны по ссылкам:

https://youtu.be/2NU1JNNZvXM

https://youtu.be/LWB1CzcATBY

https://youtu.be/A9Zp4XVv3v0

https://youtu.be/pfgkHFpt-74

https://youtu.be/2gd-u0UgWgI

https://youtu.be/gfCqpnePJpU

Примерный тематический план:

Первый год обучения:

Информация вокруг нас, виды информации. Музыка как информация. Техника безопасности и организация рабочего пространства. Компьютер - устройство обработки информации. Музыкальный компьютер. Визуализация музыкальных образов. «Рисуем музыку». Формирование навыков работы с мышкой и клавиатурой. (Word, PowerPoint).

Музыкальная литература в проектной деятельности. (Word, Power Point). Игра на музыкальных инструментах (перкуссия: металлофон, барабаны). Основы музыкальной грамоты. Нотный редактор MuseScore. Игра на midi-клавиатуре.

Музыкальные упражнения в секвенсоре. (Fruity Loops Studio). Повторение и закрепление пройденного материала. Духовность и творчество. Беседа.

Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение творческих идей. Второй год обучения:Современные компьютерные технологии и синтез искусств.

Техника безопасности и организация рабочего пространства (Вводное занятие. Беседа).

Музыкальная литература в проектной деятельности (Movie Maker, PowerPoint).

Игра на midi-клавиатуре. Основы музыкальной грамоты. Нотный редактор MuseScore.

Игра на музыкальных инструментах (перкуссия: металлофон, барабаны, тон-блок, тарелки).

Понятие о компьютерной аранжировке (программа Band-in-a-Box). Музыкальные упражнения в секвенсоре. (Fruity Loops Studio). Повторение и закрепление пройденного материала.

Прекрасное в жизни и творчестве. Беседа.

Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение творческих идей.

Третий год обучения:

Вдохновение и художественная идея в творчестве.

Техника безопасности и организация рабочего пространства (Вводное занятие. Беседа).

Музыкальная литература в проектной деятельности. (PowerPoint, Movie Maker).

Игра на MIDI-клавиатуре.

Основы музыкальной грамоты.

Нотный редактор MuseScore.

Игра на музыкальных инструментах (перкуссия: металлофон, барабаны, тон-блок, тарелки, тамбурин).

Понятие о компьютерной аранжировке (программа Band-in-a-Box).

Музыкальные упражнения в секвенсоре (Fruity Loops Studio).

Повторение и закрепление пройденного материала.

Музыкальные компьютерные технологии в самообразовании и в профессиональной деятельности. Беседа.

Итоговое занятие. Подведение итогов.

3-й этап. Старший (5 лет обучения). От 12-13 до 17 лет. Развитие музыкальных способностей учащихся и формирование музыкальной культуры через разностороннюю музыкально-творческую деятельность средствами ансамблевого музицирования с использованием музыкально-компьютерных технологий. Автор - П.А. Миронов.

1-й год (1-я ступень) - подготовительная.

Рассчитана на один год обучения и предполагает овладение первоначальными навыками игры на инструменте, основами творческой деятельности, развитие и закрепление интереса к занятиям музыкой, приобретение первоначальных музыкально-слуховых представлений и теоретических знаний, первого опыта игры в ансамбле и концертных выступлений. Но некоторым детям со слабыми музыкальными данными или детям, которые не успели пройти весь курс 1-го года по состоянию здоровья, рекомендуется пройти курс повторно.

2-й-3-й год (2 ступень) - основная.

Рассчитана на 2-3 года обучения и ставит своей целью не только совершенствование и углубление практических знаний и умений владения инструментом, но и закрепление интереса к занятиям музыкой, развитие способностей, накопление музыкальных впечатлений и обогащение слухового опыта, определение состава ансамбля и распределение партий между участниками. Включение в репертуар пьес с более сложной фактурой изложения.

Составы ансамблей (дуэты, трио, квартеты и т. д.) комплектуются с учетом характеристики музыкально-технических и исполнительских данных учащихся. Выбор концертмейстера (играет аккомпанемент на синтезаторе). Создание единого коллектива, возникновение традиций, неформальных отношений между учащимися.

4-й-5-й год (3 ступень) - концертная.

Приходя на занятия коллектива, учащийся попадает в соответствующее детско-взрослое сообщество, принимающее участие в проекте «Творческие встречи», входящим в программу воспитания. Такая среда предоставляет не только возможность максимального творческого самовыражения ее участников, но, прежде всего, является важнейшим стимулом обучения творческому мастерству. Действительно, для того чтобы двигаться в творческом направлении, важно не только оттачивать технические навыки. Необходимо расширять кругозор в выбранной области, быть готовым к критике, знать требования профессионалов и понимать критерии оценки творческих продуктов, отстаивать индивидуальный стиль, наконец, уметь вести профессиональный диалог/полилог с представителями творческих направлений. Наиболее остро такая потребность возникает к подростковому возрасту, когда на этапе самоопределения молодой человек принимает решение развиваться в какой-то из выбранных творческих сфер деятельности.

Продолжается работа по совершенствованию и углублению знаний и навыков игры на инструменте. Введение новых участников в ансамбль, распределение их по партиям, знакомство с ребятами. Полноценное овладение обучающимися текущим репертуаром, а также пополнение репертуара ансамбля, введение более сложных технически произведений, выявление солистов ансамбля. Планомерная концертная деятельность.

Обязательным основным инструментом на протяжении всего периода обучения, начиная со 2-го этапа, является дисциплина «Электронный клавишный синтезатор». Программа обучения детей музыке с применением возможностей клавишных синтезаторов «По Белому и Черному» рассчитана на семь лет реализации. Автор - К.Б. Давлетова. Программа реализуется для учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.

Примерный план занятий:

Первый год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

Истории о музыкальных инструментах.

Теоретические сведения, специальная терминология.

Работа с панелью синтезатора: VOICE (банки тембров), STYLE (банки стилей).

Работа над репертуаром.

Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: подбор голосов для правой, левой руки и стилей.

Развитие творческих навыков.

Концертное время.

Итоговое занятие.

Второй год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

Истории о музыкальных инструментах.

Теоретические сведения, специальная терминология.

Работа с файлами.

Работа с панелью синтезатора: VOICE (банки тембров), STYLE (банки стилей). REGISTRATION MEMORY (банк регистрационной памяти).

Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом.

Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: подбор голосов для правой, левой руки и стилей.

Развитие творческих навыков.

Концертное время.

Итоговое занятие.

Третий год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

Теоретические сведения, специальная терминология. Режимы записи.

Работа с панелью синтезатора.

Режим быстрой записи Quick Record. Редактирование стиля. Работа с каналом Chanel.

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов.

Работа над репертуаром: детские песенки, попевки, несложные пьесы. Разные режимы исполнения: NORMAL, SPLIT, с автоаккомпанементом.

Аранжировка музыкальных произведений. Основные элементы аранжировки: работа над партией голосов: FUNCTION HARMONY, элементы редактирования стиля.

Развитие творческих навыков. Импровизация, сочинение мелодии, подбор басовой партии. Концертное время.

Итоговое занятие

Четвертый год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке. История возникновения электронных музыкальных инструментов.

Теоретические сведения, специальная терминология.

Работа с основными банками синтезатора. Разные режимы записи. Работа с секвенсором. CONTROLLER. Функция FOOD PEDAL.

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов.

Работа над репертуаром. Режим полного взятия аккорда в левой руке: AI FINGERED. Музыкальные формы: рондо.

Работа со звуком. MIXING CONSOLE, TUNE EFFECT. Настройка баланса партий.

Аранжировка музыкальных произведений. Работа с панелью SONG.

Развитие творческих навыков. Сочинение мелодии, гармонизация, подбор аккомпанемента.

Концертное время.

Итоговое занятие.

Пятый год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретические сведения, специальная терминология.

Работа с внешними устройствами.

Работа с основными банками синтезатора. Редактирование, создание пользовательских настроек Style, Multi Pad. Режимы записи функции Song. Работа с музыкальными файлами.

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов.

Работа над репертуаром. Музыкальные формы: полифония, соната.

Работа со звуком. Звуковые эффекты: DSP, CHORUS, EQ.

Аранжировка музыкальных произведений. Детальная работа над композицией. Режим пошаговой записи. Работа с USB.

Развитие творческих навыков. Сочинение композиции более сложных форм.

Концертное время.

Итоговое занятие.

Шестой год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

Теоретические сведения, специальная терминология, обзор музыкально-компьютерных программ, программы нотные редакторы.

Работа с основными банками синтезатора. Редактирование, создание пользовательских настроек Style,Voice, MultiPad. Панель Song.

Работа с музыкальными файлами.

Работа над техникой: гаммы, этюды, технические пьесы.

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов.

Работа над музыкальным произведением.

Работа со звуком.

Аранжировка музыкальных произведений.

Чтение нот с листа.

Развитие творческих навыков. Создание авторских композиций.

Концертное время. Конкурсы, фестивали.

Седьмой год обучения:

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с электронными музыкальными инструментами, подключение к устройствам.

Слушание музыки. Беседы о музыке.

Теоретические сведения, специальная терминология, обзор музыкально-компьютерных программ, программы нотные редакторы.

Работа с основными банками синтезатора. Редактирование, создание пользовательских настроек Style,Voice, Multi Pad. Режимы записи функции Song.

Работа с музыкальными файлами.

Работа над техникой: гаммы, этюды, технические пьесы.

Инструментоведение, изучение музыкальных инструментов.

Работа над репертуаром.

Работа со звуком. Обработка звука. Звуковые эффекты. Баланс партий. Звуковой синтез. Создание пользовательских тембров.

Аранжировка музыкальных произведений.

Чтение с листа пьес уровня сложности 3-5 года обучения.

Развитие творческих навыков. Создание авторских композиций.

Концертное исполнение. Экзамены, зачеты. Конкурсы, фестивали.

Итоговое занятие.

Современные МКТ выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом и открывает широкую перспективу системе дополнительного музыкального образования, включающую освоение музыкального инструмента каждым учащимся. При осмыслении новейших процессов, происходящих в мире с учётом тенденций глобализации, необходимо найти новые и актуализировать существующие формы и методы музыкально-педагогической работы с применением возможностей МКТ. Исключительная динамичность развития этой сферы, включая ее фундаментальные основы, структуру, приоритеты, обусловливает многочисленные проблемы обучения музыкантов с применением МКТ, связанные с перманентным изменением целей, содержания, форм, методов и средств обучения; возникают проблемы, требующие нетривиального оперативного подхода к их решению, чем обусловлена актуальность проекта.

Должна быть произведена оценка новейших процессов, происходящих в мире, связанных с МКТ как музыкально-педагогического инструмента, и внедрены их возможности в процесс обучения, разработаны научно-методические основы приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности на основе современных МКТ, которые рассматриваются как инструмент, обладающий богатыми ресурсами с точки зрения перехода музыкального образования на новый уровень, актуальный для подрастающего поколения и требований современности, способный гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкально-компьютерных технологий, позволяющих использовать музыкальный компьютер как средство обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся через музыкальное искусство.

Впервые в музыкальной теории и практике на основе полученного опыта реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов в научно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» (под руководством И.Б. Горбуновой) РГПУ им. А.И. Герцена разрабатывается методика обучения и оценки эффективности обучения педагогов-музыкантов на базе МКТ для дальнейшего развития музыкально-эстетического воспитания детей с применением МКТ. Впервые были разработаны теоретические основы и методическое обеспечение обозначенной проблемы, при этом отмечается особая роль МКТ в формировании новой структуры музыкально-педагогического пространства, сохранении классического музыкального наследия в его исторической значимости.

На часто звучащий вопрос: «Для чего нужно заменять одаренных музыкантов "машинами", отводить живое искусство на какой-то последний план и тем самым понижать эстетическую ценность музыкального искусства?», композитор и музыковед, педагог и ученый Ю.Н. Рагс, работавший в различных областях науки о музыке (среди которых - проблемы музыкальной эстетики, музыкальной аку-

стики, исследования в области музыкальной психологии, взаимодействие композиторского и исполнительского творчества, исследование роли и места информационных технологий в музыке и музыкальном образовании, роли электронной и компьютерной музыки в современном музыкально-художественном пространстве и т. д.), отвечал: «Но в таком плане задачу никто не ставит. Известно, что компьютерное и электронное звучание заполняет уже сейчас рекламу, клипы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и т. п. Их качество нас далеко не всегда удовлетворяет Поэтому возникает необходимость готовить в этой сфере настоящих профессионалов, которые могли бы действительно поднять художественный уровень искусства. И учебные заведения должны не отходить от дела, а по возможности руководить им» [2].

Сегодня важны актуальные, соответствующие стремительно меняющейся окружающей действительности педагогические технологии. Именно тесная связь с МКТ видится нами как один из главных путей воспитания и обучения современных детей и молодежи. Предлагаемая программа 10-летнего обучения детей и подростков в системе дополнительного образования «Музыкальный инструмент для каждого ребёнка» нацелена на доступность самого языка современного общения через музыкальное искусство в высокотехнологичной творческой музыкально-компьютерной среде.

У педагога-музыканта должны быть сформированы актуальные компетенции в области МКТ с целью перехода на новый уровень преподавания музыкальных дисциплин. Должна быть произведена оценка новейших процессов, происходящих в мире, связанных с МКТ как музыкально-педагогическим инструментом, и внедрены их возможности в процесс обучения, разработаны научно-методиче-

Библиографический список

ские основы приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности на основе современных МКТ

МКТ сегодня интерпретируются как современный и гибкий инструмент, способный вывести обучение музыке на новый уровень, отвечающий запросам современности и потребностям подрастающего поколения. Они представляют собой сочетание традиционных методов обучения музыке и широких возможностей компьютерных технологий. Музыкальный компьютер может быть использован как средство обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся через музыкальную культуру.

Таким образом, впервые в музыкальной теории и практике на основе полученного опыта реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» (под руководством И.Б. Горбуновой) РГПУ им. А.И. Герцена разрабатывается методика обучения и оценки эффективности обучения педагогов-музыкантов на базе МКТ для дальнейшего развития музыкально-эстетического воспитания детей с применением МКТ Предлагаемый научный подход позволяет в условиях быстрого развития технологий сохранять традиционные ценности путем создания инновационных компонентов образования, которые позволят преподнести по-новому традиционное музыкальное искусство в цифровом формате.

Впервые разрабатываются теоретические основы и методическое обеспечение обозначенной проблемы, при этом отмечается особая роль МКТ в формировании новой структуры музыкально-педагогического пространства, сохранении классического музыкального наследия в его исторической значимости.

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая образовательная творческая среда в обучении современного музыканта. Компьютерные технологии в развитии музыкальной одаренности детей и юношества: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2012: 22-24.

2. Шалаева Е.А., Горбунова И.Б., Яковлева О.В. Направления деятельности «наука и инновации». Проект «Музыка для всех». Проекты и методические разработки воспитательной деятельности в вузе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2015: 123-136.

3. Gorbunova I.B. T-Shaped Professionals: Music Computer Technologies in Pedagogical Higher Education. 23rd BUDAPEST International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (BLLHSS-19). Proceedings. 2019: 12-18.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2011: 128-131.

5. Горбунова И.Б., Горелыенко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Санкт-Петербург, 2007.

6. Мезенцева С.В., Товпич И.О. Формирование актуальных компетенций в рамках педагогической практики в вузе (к проблеме педагогики сопричастности и компетенций WorldSkills). Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 200-203.

7. Товпич И.О. Педагогика сопричастности. Современное музыкальное образование - 2020: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021: 47-49.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda v obuchenii sovremennogo muzykanta. Komp'yuternye tehnologiivrazvitii muzykal'noj odarennosti detej iyunoshestva: sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2012: 22-24.

2. Shalaeva E.A., Gorbunova I.B., Yakovleva O.V. Napravleniya deyatel'nosti «nauka i innovacii». Proekt «Muzyka dlya vseh». Proekty i metodicheskie razrabotki vospitatel'noj deyatel'nosti v vuze: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2015: 123-136.

3. Gorbunova I.B. T-Shaped Professionals: Music Computer Technologies in Pedagogical Higher Education. 23rd BUDAPEST International Conference on Literature, Languages, Humanities and Social Sciences (BLLHSS-19). Rroceedings. 2019: 12-18.

4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2011: 128-131.

5. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2007.

6. Mezenceva S.V., Tovpich I.O. Formirovanie aktual'nyh kompetencij v ramkah pedagogicheskoj praktiki v vuze (k probleme pedagogiki soprichastnosti i kompetencij WorldSkills). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 200-203.

7. Tovpich I.O. Pedagogika soprichastnosti. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2020: Materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2021: 47-49.

Статья поступила в редакцию 30.11.23

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Research and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Mezentseva S.V., Doctor of Art History, senior lecturer, senior researcher, Research and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

ON THE DEVELOPMENT OF AN INTERDISCIPLINARY MODULE OF THE MASTER'S DEGREE PROGRAM "MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DESIGN OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR GIFTED CHILDREN AND TALENTED YOUTH". The development of an artistic and creative attitude to the world of students from various faculties/institutes, the creation of a tolerant university environment through the development of students' ability to perceive innovations in science and education in the context of socio-cultural changes in the country and the world by improving fundamental knowledge and applied aspects of their use in the study of disciplines of an interdisciplinary module are among the main tasks that today they stand in front of the teaching community of educational institutions. In the context of this issue, the authors of the article present the main ideas, embedded in the theory and practice of creating disciplines of the interdisciplinary module of the master's degree program "Music and computer technologies in the design of additional educational programs for gifted children and talented youth" (within the framework of the transformation of the educational environment of the university in the context of socio-cultural changes) in accordance with the problems of considering the content of university education as an object of interdisciplinary transformation in modern conditions, taking into account the development of the ability trainees analyze and take into account the diversity of cultures in the process of intercultural interaction and other processes taking place in the social life of mankind.

Key words: music computer technologies, intercultural interaction, special vocabulary, universal competencies, master's degree course

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.