Научная статья на тему 'Особенности организации занятий по физическому воспитанию у студентов с заболеваниями органов зрения'

Особенности организации занятий по физическому воспитанию у студентов с заболеваниями органов зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТАКТИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЗАБОЛЕВАНИЯ / PHYSICAL CULTURE / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / TACTICAL AND OPERATIONAL THINKING / ABSTRACT AND LOGICAL THINKING / COMPETENCE APPROACH / SPECIAL MEDICAL GROUP / DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Босхолова С.Э., Яковлева А.П., Мирошникова Алина Николаевна

Одним из критериев здоровья является физическая подготовленность человека. Однако в последние годы наблюдается резкое ухудшение физической подготовленности студентов. Так, у студентов, поступающих в Читинскую государственную медицинскую академию, этот показатель ежегодно снижается. В то же время именно неудовлетворительная физическая подготовленность следствие ослабления здоровья и причина многих болезней. Общая выносливость наиболее важное двигательное качество для здоровья, так как коррелируется с другими показателями здоровья трудоспособностью, устойчивостью к заболеваниям и стрессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Босхолова С.Э., Яковлева А.П., Мирошникова Алина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of organization of employments on physical education of students with visual disorders

One of the health criteria is the physical fitness of a person. However, in recent years there has been a sharp deterioration in the physical fitness of students. Thus, students entering the Chita state medical Academy, this figure is reduced annually. At the same time, it is unsatisfactory physical fitness a consequence of the weakening of health and the cause of many diseases. General endurance is the most important motor quality for health, as it is correlated with other health indicators ability to work, resistance to diseases and stress.

Текст научной работы на тему «Особенности организации занятий по физическому воспитанию у студентов с заболеваниями органов зрения»

Особенности организации занятий по физическому воспитанию у студентов с

заболеваниями органов зрения

Features of organization of employments on physical education of students with visual

disorders

Босхолова С. Э.,

Студентка 203 группы лечебного факультета ФГБОУ ВО ЧГМА г. Чита

Bosholova S. E.,

Student of203 group of medical faculty FGBOU IN CHGMA of Chita

Яковлева А. П.

Студентка 209 группы лечебного факультета ФГБОУ ВО ЧГМА г. Чита

Yakovleva A. P.

Student of209 group of medical faculty FGBOU IN CHGMA of Chita

Мирошникова Алина Николаевна,

преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО ЧГМА г. Чита e-mail: evelina.mirosh@mail.ru

Miroshnikova Alina Nikolaevna,

teacher of the Department ofphysical culture FGBOU IN CHGMA of Chita e-mail: evelina.mirosh@mail.ru

Аннотация.

Одним из критериев здоровья является физическая подготовленность человека. Однако в последние годы наблюдается резкое ухудшение физической подготовленности студентов. Так, у студентов, поступающих в Читинскую государственную медицинскую академию, этот показатель ежегодно снижается. В то же время именно неудовлетворительная физическая подготовленность — следствие ослабления здоровья и причина многих болезней. Общая выносливость — наиболее важное двигательное качество для здоровья, так как коррелируется с другими показателями здоровья — трудоспособностью, устойчивостью к заболеваниям и стрессам.

Annotation:

One of the health criteria is the physical fitness of a person. However, in recent years there has been a sharp deterioration in the physical fitness of students. Thus, students entering the Chita state medical Academy, this figure is reduced annually. At the same time, it is unsatisfactory physical fitness — a consequence of the weakening of health and the cause of many diseases. General endurance is the most important motor quality for health, as it is correlated with other health indicators — ability to work, resistance to diseases and stress.

Ключевые слова: физическая культура, общекультурные компетенции, тактическое и оперативное мышление, абстрактно-логическое мышление, компетентностный подход, специальная медицинская группа, заболевания.

Key words: physical culture, General cultural competence, tactical and operational thinking, abstract and logical thinking, competence approach, special medical group, diseases.

Актуальность: профилактика развития глазных заболеваний у студентов медицинских ВУЗов.

Цель: создать у студентов-медиков представление об особенностях организации и планирования занятий физическими упражнениями лиц, с близорукостью.

В настоящее время заметен рост лиц, страдающих близорукостью, всего в мире таких людей около 1 миллиарда человек. По данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,5 до 17,2% и более.

У студентов вузов этот процент ещё выше, по данным 2018 года в Читинской государственной медицинской академии обучается 19% студентов с заболеванием органа зрения. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Миопия - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего лица, страдающие данным заболеванием, плохо видят отдалённые предметы. Миопия начинает развиваться в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях, и связана главным образом с большой нагрузкой на глаза (чтение, письмо, черчение, длительные занятия за компьютером), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях.

Согласно ФГОС 3+, курс «Физическая культура и спорт» предполагает формирование, развитие и саморазвитие у студентов вузов компетенций, принципиально важных для поддержания духовного, физического и психического здоровья, что соответствует принципам гуманизма, содействует всестороннему и гармоничному развитию личности. Принятие компетентностного подхода требует от преподавателей физической культуры новой системы оценочных средств результатов образования, необходим переход от оценки знаний к оценке компетенций. В этом случае результатами образования по дисциплине «Физическая культура и спорт» должны быть ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов, которые определяют, что должен будет делать студент по завершении всей образовательной программы.

Итак, рассмотрим проблему с позиции организации и планирования занятий по физической культуре.

Студентов распределяют в группы функциональной подготовки в соответствии с их состоянием здоровья.

1. Основная группа - физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

2. Подготовительная - имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно, как и основная группа, хотя на занятия ходят вместе.

3. Специальная - студенты, которые имеют значительные ограничения по физическим нагрузкам. Они занимаются по специально разработанным квалифицированными преподавателями программам отдельно от основной группы. Также им ограничивают посещение спортивных секций, участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

У обучающихся с проблемами в нормальном функционировании зрительного аппарата, степень нервно-мышечного напряжения и физическая нагрузка во время упражнений на занятиях должны быть несколько ниже. Необходимо исключить упражнения, требующие длительного и значительного физического напряжения.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются укрепление здоровья и поддержание хорошей работоспособности студентов.

Формирование общекультурных компетенций у студентов при изучении данной дисциплины является очень сложным педагогическим процессом.

Во-первых, низкий уровень физической подготовленности большей части обучающихся студентов. Так, по результатам диспансеризации в 2016 г. среди студентов ЧГМА были определены 5 групп здоровья:

• I группа здоровья - 1522 (66%) (практически здоровые, не требующие диспансерного наблюдения)

• II группа здоровья - 341 (15% с риском развития заболеваний)

• III группа здоровья - 247 (10,8% состоящие на диспансерном учете)

• IV группа здоровья - 148 (6,4% имеющие хронические заболевания)

• V группа здоровья - 16 (4,9% имеющие инвалидность)

Во-вторых, убедить студентов младших курсов, не полюбивших физические нагрузки и занятия физическими упражнениями в школьном возрасте, в необходимости непрерывного физического саморазвития для дальнейшей успешной профессиональной деятельности не всегда удаётся. Очень многие студенты не понимают, что обществу требуются не только врачи, знающие медицину, но и обладающие знаниями и умениями по укреплению здоровья людей средствами физической культуры. Студенты, желающие стать врачами, должны понимать значение для профессии врача роли занятий физической культурой.

Реализация поставленных задач заключается в применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) предотвращает дальнейшее развитие заболевания, ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности.

В организации занятий применяются все методы обучения, но, беря во внимание особенности восприятия ими учебного материала и физические возможности студентов, могут изменяться. Ниже представлены некоторые требования к проведению занятий по физической культуре:

• студент с нарушением зрения нуждается в особом подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки

• необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)

• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в

целое

• выполнение упражнений в облегчённых условиях

Во время обучения студентам рекомендуется вести дневник здоровья, в котором учитываются физические параметры, функциональное состояние и динамика заболевания. Для наблюдения и учета используются методы тестирования такие как:

• Измерение пульса в начале и конце занятия

• Проба Штанге

• Тесты Бондаревского

• и т.п.

Основные задачи физической культурой для студентов с нарушениями зрения являются: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечнососудистой системы; повышение общей работоспособности; общее укрепление организма и т.д. Правильная организация занятий по физической культуре и соблюдение рекомендаций относительно своего заболевания, помогают студентам поддерживать своё здоровье и сохранить работоспособность.

На занятиях физкультуры в специализированных группах интерес к самостоятельным занятиям у студентов повышается, когда они обучаются самооценке своего физического развития и сравнивают его с нормативными показателями, а затем разрабатывают рекомендации по коррекции отстающих показателей физического развития и по истечении определенного тренировочного периода оценивают достигнутые в ходе тренировок результаты. Это позволяет более осмысленно подходить к выбору физической нагрузки и пониманию ее положительного влияния.

Такой подход позволяет развивать личностные качества студента и готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности в дальнейшем.

Можно заметить в Читинской медицинской академии снижение доли обучающихся в специальной медицинской группе с заболеванием органа зрения с 21% до 19% в период с 2016 по 2018 года. Также общее число обучающихся в специальной медицинской группе снизилось с 28% до 23.3% за последние года.

Таким образом, физическая культура с элементами игр в сочетании с циклическими упражнениями и специальными упражнениями для зрительного анализатора должны занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушений зрения и их прогрессирования.

Список используемой литературы:

1. Волнина Н.Н., Мирошникова А.Н. В сборнике: Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике //СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ I МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОИ КОНФЕРЕНЦИИ. Чита, 2019. С. 63-67.

2. Макеева В.С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2013. №4. С. 41-43.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 2010. 326 с.

4. Мирошникова А.Н., Петрова С.Ю., Гаськов А.В. //ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ//Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 13. С. 73-76.

5. Прошляков В.Д., Толстова Т.И. Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017. Т. 25. № 3. С. 501-506.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.