Научная статья на тему 'Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи'

Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВЫ И ТЕСТЫ / КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / HEALTH / PHYSICAL FI TNESS / SPORTS AND SPORT ACTIVITIES / PHYSICAL STANDARDS AND TESTS / COMPLEX OF TESTS FOR "READY FOR LABOUR AND DEFENSE"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милехина Ирина Алексеевна, Калмыков Иван Сергеевич, Попов Александр Геннадьевич

Задача сохранения и повышения уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения входит в число приоритетных государственных задач на современном этапе развития российского общества. Однако приходится констатировать, что негативная тенденция в отношении к обязательным занятиям физической культурой у студентов сохраняется в течение многих лет. При этом прослеживается явное противоречие между потребностями российского общества в здоровом поколении будущих квалифицированных специалистов и недооценкой возможностей физической нагрузки, недопониманием студентами решающей роли физической культуры как здоровьесберегающего и здоровьесозидающего фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милехина Ирина Алексеевна, Калмыков Иван Сергеевич, Попов Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENT YOUTH

The article states that preserving and improving the health and physical fi tness of the younger generation is one of the state priorities at the present stage of the development of Russian society. However, it can not be denied that there has been a negative tendency towards compulsory physical training among students for many years. At the same time, there is a clear contradiction between the need of Russian society for a healthy generation of future qualifi ed specialists and an underestimation of physical activity, and a lack of understanding of the decisive role of physical culture among other health-saving factors

Текст научной работы на тему «Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи»

♦-♦

Чьа> ш|1еЬ1аа62<? mail.ru Ирина Алексеев на Милехи на,

кандидат педазоаических наук, доцент кафедры физическово воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им Г.В. Плеханова

kafedra _fiasportrissea.runnet.ru Иван Сергеевич Калмыков,

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им.. Г. В. Плеханова

Александр Геинадьевич Полое,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 316 34/35 РЭУ им Г В. Плеханова

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Задача сокрэнанип л повышения уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего пскопе-ння входите число приоритетных государственных задач нэ современном этапе раз вития российского общества Однако приводится констатироза гь что нег-эт-ив на я тенденция в отношении К обязательным занятиям физической культурой у студентов сохраняется п течение многих лег При этом прореживается arhqo противоречие мй жду гчпребно lt ям и роммйекого общества а здоровом по колен и и буду щ их ив али ф Ици рова н ч ых г пе циал истов и недооценкой возможностей физической нагрузки, недопониманием студентами решающей роли физическеи культуры как эдоровьеоберегэющего и здоровьесоэ и дающего фактора

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, физкультурно-спортивная деятельность, норщэтиеы ц комплекс ffiотав к труду и ебаррне»

LA* Mifekhina, f.S. Katmykov, A.G. Popov

HEALTH AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENT YOUTH

" no artic-e states thai preserving and improving the health and physical fitness otthe younger generation ¡5 one of №e stale priorities at the present stage о Г the development of Russian society However, lean not be denied thai (here has been a negative Lendency towards compulsory physical training атпйпд students tor талу years At the same time. Hi его is a deai contradiction between the need Of Russian society for a hegirhy geneianon nf future qualified specialists and an underestimation of physical activity, and a iack of understanding of the decisive rolei of physical culture among other health-savrng factors

Keywords г health, physical fflrttfos, sports and sport activities, pHyshcat standards and tests, complex of tests for 'Reedy for Labour and Defense"

Социологические опросы и педагогические исследования в об пасти физического воспитания студенческой молодежи э XXI у чаш^ все: о сводятся - исследованиям цечностнук ориентации и мотиваций к занятия м физическими упражнениями, поиску Инновационным и здоровьесбе решающих технологий, а также способам внедрения в учебный процесс по дисциплине * Физическая чулыураи современны* систем физически* упражнений и нетрадиционных видое спорта позволяющий удовлетвори-ь потребности занимающихся и повысить интерес к тем или иным видам двигательной активности (В.К Бэльсевич. Е К Г^гсь-

фанова. ЛИ. Лубь;шееа. М ё Осыченко и др ) На-пряв пени ость таких исследований обуслоапивается недостаточной востребованностью и актиеноегью студентов в замятиям физкультурчо-спортиинои деятельностью

Здоровье граждан РФ. в том чиспе студентов, находится относительно на невысоком уровне Зга информация подтверждается в докладе «О состоянии здоровья кэселет№ и организации здрасоо*ракення по итогам деятельности оргэноа испори гельнойвласти субъектов Российской Федерации за 2014г.» В нем отмечается заметный рост с 2003 по 2014 г неинфех-

ционны* зэбопеааний болезней, связанны* с эндокринной системой, нарушением обмена веществ и расстрой ста ом питания, на 21,4%: уволичение количества пюден. страдающих всевозможными опухолями, - на 14 S%, бо/>езг.е^, связанных с отоларингологии и сосцевидным отростком, - на 6,1%. болезней косгнй-мышечной системы и соедини ильной тканина 3.5%; болезной моче поповой систем ы - на 7.5%; болезней органов дыхания - на А 7%; хромосомны* Нарушений - на болезней нервной системь - на 5,0% болезней системы кровообращение - и я 3,6% Не добавляют оптимума и предположения Феде ралЕшсй спужбь- государственной статистики. которая прогнозирует сокращение численности насепения Российской Федерации к 2020 Г до 136 7 МЛН человек, а к началу 20Э1 г число россиян сократится нэ 1?% и составит 127А млн человек. Эю уже угроза национальной безdпjсмоете. ибо трудоспособное население сократится не менее чем на 11 млн человек (с 63 до 55%), а число Граждан старше трудоспособного возраста в оз растет на 5-7 М п н человвк {с 21 д о ? 5-26%) По данным Всероссийской диспансеризации студенческой молодежи (2007 г}, лишь 31,1% обучающихся признаны здоровыми а 51,7% имеют функциональнее отклонения и 16,2% подвержены хроническим заболеваниям

Низкая физическая под готоэл ей кость молодежи подтверждается официальной статиспмои: о 2012 г первый спортивны*' разряд выполнит* только 3% российских призывников Причем масса тела у большинства ром:носких призывников сегодня чиже возрастной нормы на 6-10 кг В итоге допризывной российской молодежи не соответствует требован и ям службы в воинских частях По данные Минздрава, только 20% Школьников огнесень- к! ipyrir-e здоровья, г е практически здоровь 50% и^вют II группу здоровья. а энанят у них выявлены отклонения и нарушения □ состоянии здоровья. 30% имеют хронические заболевания и отнесены к III пэуппе

Анализ медицине* их документов, Предо eras лен« ых перво«5фсникэми СэраппО всвдгч со циапьно-эконоМичв-скоги института в 2016-2017 гг., показал что III группу здоровья имеют 23%. II группу - 42%. что подтверждает общероссийскую тенденцию

Отмечается и снижение уровня физического и психологического здоровья у возрастной грулпы. к

которой относятся студенты вузов [4, с 1Q0] Для того чтейы достичь профессионального уровня знания ы своей сфере обучений студенты испытыва ют со разные нагрузки и тем самым подрывают фиэичесме и психопатические система своего организма Такая тенденция приводит к таду, что студенту после прохождения acero курса обучения получают целый буке1 всевозможны* иронических заболеваний, таких пая аакиреатит, гастрит невроз и тд Эти хронические заболевания сильно влияют на состояние студентов вследствие чего производительность их труда падает и новоиспеченные специалисты не могут реализовать весь свой экономический потенциал Таким образом, мы приходим к выводу, (то современная система образования мало уделяет внимания здоровье сберегающему компоненту и приводит к снижении уровня здоровья у студенте, вследствие чего теряется потенциал будущего работающего а это экономически нецелесообразно

Авторами статьи в течение нескольких лет (201 32017 гг ) проводились исследования и мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов Реэультать подтверждают, что действительно уровень физической подготовь недостаточно высок При проаеденин Этого исследования использовалась методика профессора Г П Апанасеыо Ббази: методики положены показатели роста, объема легких, массы тела, состояния сердечно-сосудистой система а также кистевая динамометрия По данной шкале определяется примерный attepr о потенциал организма и объем физического потенциала исследуемого организма M ежд у д вумя эти м и показа ге л я м и с у ще-ствует прямая зависимость: чем меньше энергопс тенциал и резервы организма, тем экономичнее он использует cbo*i ресурсы, за счет чего повышается уровень соматического здоровья и уменьшается р^ск -получения хронического заболевания При отклонении от нормы Происходит ухудшение сомати^ессого здоровья * увеличивается рис* в получена забопе-ааиия |4 с 100—101J

На основе полученных данных в которых приняло участие 73В студентов, было выявлено что 48% студентов имеют уровень физического здоровья ниже среднего, 1Э%- имеют средней уровень. 15% - низки и 13% - выше среднего и высоким уровнем обладают пкшь 13% (рисунок)

Поа;; I с г и ypûBHfl физического дДОро&ьЯ у студентов

Саратовсого евцияльжу-зквномичкито института в 2016 г

14i>

Исходя из эггих данных, мы можем лринти к выводу, что доминирующая час ■ ь етуденто'&имеет физическое здоровье ниже среднего

На фоне негативных тендопций и состоянии здоровья особенно тревожным аыгладит факт недооценки систематических занятии Физическими упражнениями студентами высших учебных заведений

Проведенный авторами опрос ei удент ов двух вузов Саратова позволил сделать вывод, что 46% от общего чи сп а ре спондентов не стал и бы п осещатз, э а ияти я по физической культуре в своем учебном заведении, если Бы зти занятия носили факультативныйхарактер и не требовалось поп учение зачета Наиболее активны и положительно нас i роены на учеб но-тренировочное занятая студенты первого курса: более половины студентов старших курсов считают, что можно нерегулярно посещать занятая По дисциплине ^Физическая культура и спорт» в рамках расписания, в связи с

бйпЫиоЙ загруженностью и предстоящей подготовкой

дипломной работу Необходимо отменить, что данная тенденция сохраняется из протяжении последнего десятилетия. Наиболее частыми причинами отказа от занятий спорто-Гн' являютсл аргументы «нет времени» и * не позволяетздороаье» [3]

В то Ж1-' время при выяснении у респондентов их готовности к сохранению cöoeio здоровья, отмечается, что двигательная активность играет главенствующую роль при рассмотрении здоров ьесое ре га ющих и здоров ьеукре-ляющи> мер.

Так, мы выяснили, что наибольшее количество студентов а точнее 45, Б% выразили готовности заниматься спортом для того, чтобы не болеть, 2^,5% -согласны делать все. что нужно. чтобы быть здоровыми, возможно даже на зная, что на самом деле для этого необходимо Делать. 'i.b%-готовь закаляться для сохранения здоровья, а 16.4% - отказаться от употребления ал ко геля i курения и других вредных привычек.

Возникает противоречие между осознанием роли двипзтелыюи активности в профилактике и снижении заболевании Полезности и необходимости занятий физическими упражнениями и низким уровнем физической подготовленности студенческой молодежи возникающей из-ээ негативного от кошения к дисциплине «Физическая культура и спорт»

В этой связи отметим еще один немаловажный факт курс физического воспитания, прохождение которого обязательно дли всех обучающихся предь-ядпяет определенные требасания к физической подготовленности студентов, которые определяются путем едэни нормативов. позволяющих выявить уровень физической подготовлен нести. Мне гие студенты, ознакомившись с нормативными требованиями, сразу начинают говорить, «я это не умею», «никогда не делали «я не спортсмена и тд Однако реальные показатели свидетельствуют о том. что выполнение многих нормативов вполне доступно более 70% студентов Подтверждением является пробная сдача Нормативов комплекса ТО студентами Саратовского социально-экономического институте и Сат>атовсвдго государственнсго аграрного университета им Н И Ба-вилова в начале учебного годэ (сентябрь 2816 г.)Ш

На первом курсе одного из факультетов на дневном отделение обучается около 200 студентов Из них нормы ГТО (отдельные норматива) на добровольной основе сдавали 130 человек, отиосящиеся к основной и специальной Медицинским группам Одно из испы таний- пружок в длину с места толчком двумя ногами - выполнили на Бронзовый и серебряный эначох 10 человек, на золотой - 11 человек, не дотянули до нормы учащихся

После контрольного занятия бы пи подведены итоги и поставлена задача, к окончанию первого семестра улучшить показатели, не стесниться советоваться с првподаваггелямипр поводу вы поп нения специальных упражнений, бра -ь индивидуальные задания для самостоятельных занятии и т д

В декабре при повторной сдаче нормативов, только 2А первокурсника не улучшили свои результаты, у остальных показатели повысились [т,е более 50% студентов смогли добиться успеха) Считаем, что правильно поставленная перед студентами конкретная целевая установка, совместный труд студента и педагога в направлении достижения цели и требователь--юсть [т.е систематический контроль) со стороны педагога, а со стороны студентов « самим себе не только позволили добиться положительного резупь-гвта, но и стимулировали интерес к самостоятельной работе студентов способствовали проявлению и формированию морально-волевых качеств личности студента таких как чувство долга и ответственность трудолюбие, дисциплинированность добросовестность итч

Принимая во внимание данные наших исследовании. приходив к выводу, что для повышения уровня здоровья необходимо улучшать физические показатели студ е нтов . Кв к М ы у же от мечал и изменитс-свою физическую подготовленность возможно п*>и систематических эан*гтия* на основе индивидуального подхода.

Отметим, что дисциплина «Физическая культуре и спорт» выступает как средство развития личности студентов и способствует реализации цели физ*.уль турного образования, решает проблемы гуманизации образования, делающего человека образованным, с чувством собственного достоинства, уверенным, конкурентоспособным в меняющихся условиях современно к жизни

Входя в физкультур но-спортивную деятельность студен: накэлпиваетсоциальный опыт что приводит к повышению ого социальной активности Физические упражнения влияют не только непосредственно на тот или иной орган; но и на весь организм в целом через нервную систаму как основной пусковой механизм жизнедеятельности. Поэтому даже при небольших физически* нагрузках, таких как ходьба, приседанья и тд происходит улучшение функций многих органов и систем организма Углубляется и ускоряется дыхание, повышается частота сердечнух сокращении изменяется артериальное давление, улучшается функция желудочно-кишечного тракта, лечени, почек, других органов и систем человека Под влиянием систематических за пятифизическими упражнениями отмечаются заметные изменения в обмене веществ, новы-

шается функция внутренней секреции У чегшвеча улучшаемся аппетит и моторная, секретоная и химическая функции желудочно-кишечного траста, улучшается психологический настрой 12]

В процессе занятии физическими, упражнениями студенты воспитывают а себе сгоМрсть, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что карашерно для здорового человека

Итак, формирование здорового р&раза жизни и физического здоровья в системе физического воспи-танин в вуЗт^ должны базироваться на следующая позициях

- сознательное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию каждого студента;

- подготовка [тренировка} и сдача нормативов по физи-ескому воспитанию и выполнение тестов ком плекса П"0,

- разработка и регулярное выполнение индивидуальном самостоятельной физической лодготовки с элементами закаливания

Одним из массовых факторов интеграции развития физического здоровья у студентов явлпегсч снедрение комплекса гго. Согласно Улэзу от 24 марта 20*4 г «О Всероссийском физкультурном спортивном комплексе ГГО* определены физические нормативы для всех граждан России адекватные и доступные для каждой возрастной категории В комплекс включены такие упражнения, как бег на длинные и короткие дис танции, что улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудисто и систем Также в комплексе существует множество еилАвых упражнений, чтолозволш увели-

чить мышечную сипу Параппыльно физические упражнения снизят уровень стресса у студентов Но аведе ние требований выполнения тестов ГГО должно происходить очень плавно и не иметь принудительного характера Значкисту ГТО Должны предоставляться льготы внутри вузу, варьирующиеся в зависимости от возможностей вуза Он* ^огут выражаться в повышении с1 и пен дин, ■предмиавления парко&очным меС1 или выделении проездных, льготных туристических путевок на туры выходного дня награждение благодарственными письмами и грамотами за высокие спортивные результаты.

Студенты должны осознавать и помнить что какой бы совершенной ни была медицина, она не может сделать всех совершенно здоровыми * избавить от всех болезней Поэтому необходимо систематически заниматься различными видами спорта, аести здоровы* образ жизни, овладевать культурой здоровья

1. Гереськулз Л ю . Мглтечнк А 6. Активизация иреено-ИТвЛЫ1СЙ ДеЧГвЦынкГГ* студентки 'I Фи^ческан куПьтура и адоровьм пора г жизни студенческой молодежи материалы VII ийшвуа ндуч-практ хонф Сгрэтпв. С 16-19

2. Мип&хинл ¡4, А. Милвхин Д.В Здоров^сберегзющая деятельность студенческое г.юлодеки (I Актуальные про-Цг|§МЫ И Пнрсп^к1ийь1 развитая фИЗИчейнОй культуры л спорта о высших учебных заведениях Минсельхси России Саратов. 2016. С 2ВВ-2&0

3 Мщкяина МА Минигаринг фиаичее*ой подготовленности игуденгяв Наука и оч-ществи. гОТЭ №3 (111 С. 25-29

А <0?ова Е А Внедрение ОЮТемы гТО ф?кТар развита п эдороеьесберегаклцей г-имлете нгности ■" Пецагол1че. екга пбрямряние р Р^ссиы 5 N2 1 С 100-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.