Научная статья на тему 'Особенности организации внеаудиторной работы студентов профессионального колледжа средствами социального воспитания'

Особенности организации внеаудиторной работы студентов профессионального колледжа средствами социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторная работа / социализация / социальное воспитание / воспитанность / компетенции / социальный статус. / extracurricular work / socialization / social education / education / competence / social status.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Д. Гатальский, И. К. Дракина

В статье рассмотрены процессы организации и апробации внеаудиторной работы студентов профессиональных колледжей в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, адаптированных к вступившим в действие профессиональным стандартам. Авторы аргументированно обосновывают точку зрения о том, что средствами социального воспитания можно добиться положительной результативности в процессе обучения студентов с разным статусом умениям и навыкам будущей профессиональной деятельности. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций рассматривается как интеграционный процесс, связанный с инновационной деятельностью. Материал статьи базируется на осмыслении опыта функционирования ведущего профессионального образовательного учреждения Санкт-Петербурга – Российского колледжа традиционной культуры, осуществляющего подготовку в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Д. Гатальский, И. К. Дракина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS OF PROFESSIONAL COLLEGE BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION

The article considers processes of organization and approbation of extracurricular work of students of professional colleges in the conditions of implementation of Federal state educational standards adapted to the effective professional standards. The authors substantiate the point of view that the means of social education can achieve positive results in the process of teaching students with different status skills and abilities of future professional activity. The formation of general cultural and professional competencies is considered as an integration process associated with innovation. The material of the article is based on the understanding of the experience of the leading professional educational institution of St. Petersburg – the Russian College of traditional culture, which provides training in the field of decorative and applied arts and folk arts and crafts

Текст научной работы на тему «Особенности организации внеаудиторной работы студентов профессионального колледжа средствами социального воспитания»

УДК 377 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10103

Gatalsky V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Honored worker of culture of the Russian Federation, Director of St. Petersburg state budgetary professional educational institution "Russian College of Traditional Culture" (St. Petersburg, Russia), E-mail: rktk@obr.gov.spb.ru

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-rector on methodical work of Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS OF PROFESSIONAL COLLEGE BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION. The article considers processes of organization and approbation of extracurricular work of students of professional colleges in the conditions of implementation of Federal state educational standards adapted to the effective professional standards. The authors substantiate the point of view that the means of social education can achieve positive results in the process of teaching students with different status skills and abilities of future professional activity. The formation of general cultural and professional competencies is considered as an integration process associated with innovation. The material of the article is based on the understanding of the experience of the leading professional educational institution of St. Petersburg - the Russian College of traditional culture, which provides training in the field of decorative and applied arts and folk arts and crafts.

Key words: extracurricular work, socialization, social education, education, competence, social status.

В.Д. Гатальский, д-р пед. наук, Заслуженный работник культуры РФ, директор Санкт-Петербургского ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры», г. Санкт-Петербург, E-mail: rktk@obr.gov.spb.ru

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Санкт-Петербург, E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассмотрены процессы организации и апробации внеаудиторной работы студентов профессиональных колледжей в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, адаптированных к вступившим в действие профессиональным стандартам. Авторы аргументированно обосновывают точку зрения о том, что средствами социального воспитания можно добиться положительной результативности в процессе обучения студентов с разным статусом умениям и навыкам будущей профессиональной деятельности. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций рассматривается как интеграционный процесс, связанный с инновационной деятельностью. Материал статьи базируется на осмыслении опыта функционирования ведущего профессионального образовательного учреждения Санкт-Петербурга - Российского колледжа традиционной культуры, осуществляющего подготовку в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, социализация, социальное воспитание, воспитанность, компетенции, социальный статус.

Внеаудиторная работа является неотъемлемой частью процесса обучения студентов профессиональных колледжей в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, адаптированных к вступившим в силу профессиональным стандартам. Результативность подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования во многом зависит от сформированных у них не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, которые определяют культуру личности молодого специалиста, гуманистическую направленность формирующегося в процессе обучения мировоззрения, связь знаний, умений и практического опыта с окружающим его социумом. Внеаудиторная работа со студентами в силу данного обстоятельства предполагает не только деятельность обучающего, но и воспитательного характера.

Определяя особенности организации воспитательного процесса в условиях современного образовательного пространства любого учреждения, в том числе и среднего профессионального образования, следует конкретизировать понятийное поле основных терминов и понятий, при помощи которых выстраивается логистика данного процесса, формируются программные и концептуальные документы, согласовывается и реализуется план перспективных и текущих мероприятий. В контент понятийного аппарата необходимо включить: воспитание, воспитанность, социализация, социальный опыт, социальное воспитание, воспитательная среда. Научная интерпретация обозначенных терминов известна, но их определение в контексте рассматриваемой темы имеет определенные особенности.

Воспитание следует рассматривать не только как целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности, гарантирующий включение молодого поколения в жизнь социума, становление их субъектами с активной жизненной позицией, но и целенаправленное создание условий для развития личности [1]. В современных условиях именно воспитание является качественной характеристикой личности обучающегося, которая определяет степень его воспитанности. Воспитанность может рассматриваться как приобретаемые качества личности, формируемые в период обучения в колледже. К ним можно отнести отношение к Отечеству, малой родине, труду, образовательному учреждению, окружающему миру, преподавателям, однокурсникам, самому себе.

Система воспитания, сформированная в профессиональном колледже, позволяет обучающимся приобрести социальный опыт, способствует формированию положительной тенденции социализации личности молодого человека. Социальный опыт не может не быть исключен из сферы взаимоотношений естественного природного характера, присущего и человеку, и обществу в целом.

Система обучения в условиях современных законодательных инициатив в профессиональном образовании оказывает влияние на взаимодействие обучающего с окружающим его миром, помогает приобрести жизненный опыт, необходимый в будущей профессиональной деятельности, социально самоопределиться, понять жизненные и профессиональные ценности и смыслы [2].

В исследованиях по педагогике вопросы социального воспитания рассмотрены достаточно подробно: В.П Бочарова, В.И. Загвязинский, В.А. Мудрик, В.И Курбатов и др. При всем разнообразии определений социального воспитания и его составляющих исследователи характеризуют его как социальное становление личности, взращивание человека, целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, важных и значимых для ее эффективной социализации [3 - 5].Относительное разнообразие определений содержит одну базовую составляющую социального воспитания, связанную со средовым подходом, в рамках которого через процесс социального становления личности подростка происходит формирование личности и ее профессиональное становление, социальное самоопределение. И решение проблем социализации обучающегося осуществляется педагогическими средствами, связанными с системой воспитания конкретного образовательного учреждения. В этих условиях и происходит воспитание индивидуальности в определенном социуме как образовательном, так и профессиональном.

Федеральные образовательные стандарты предполагают организацию и проведение внеаудиторной работы со студентами, которая должна носить самостоятельный характер. И данный вид работы с обучающимися становится все более доступным как в организационном, так и в содержательном плане. Но имеющий место факт приоритета учебной деятельности в ущерб воспитательной может иметь негативные последствия. Преодолеть это возможно через организацию внеаудиторной работы с обучающимися средствами социального воспитания.

В связи с этим целесообразно обратить внимание на то, что и воспитание, и воспитанность, и социализация обучающихся должны быть связаны с определенной воспитательной средой социального характера.

Процесс создания воспитательной среды как части социальной рассмотрены в контексте коммуникативной культуры педагога, визуального художественного пространства, необходимости социального проектирования [6], [7]. Усилия педагогического коллектива важно направить на мероприятия, способствующие раскрытию не только интеллектуального, но креативного творческого потенциала обучающихся. И желательно, чтобы это осуществлялось не через насилие или принуждение, а через формирование осознанной мотивации поступка, действия.

Воспитательная среда в профессиональном колледже должна быть связана с волонтерством, занятием спортом, студенческим самоуправлением, дополнительным образованием, художественным и техническим творчеством [8], [9].

Внеаудиторная самостоятельная воспитательная работа оказывает существенное влияние на формирование общекультурных компетенций. Рассмотрим данный процесс на примере работы педагогического коллектива Российского колледжа традиционной культуры. Образовательное учреждение является одним из крупнейших учреждений среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге, в декабре 2017 года колледжу исполнилось 50 лет За это время пройден путь от профессионально-технического училища до крупного многопрофильного учебного заведения.

В Российском колледже традиционной культуры одним из направлений является подготовка специалистов по специальности 54.02.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», которые являются не только наследниками традиций художественного опыта лучших мастеров Санкт-Петербурга, но и высококвалифицированными рабочими, в которых остро нуждается промышленность Петербурга. В настоящее время в колледже по 10 специальностям и профессиям среднего профессионального образования для различных отраслей экономики обучается более 1 500 студентов. Всего же за пятидесятилетний период существования данного учебного заведения было подготовлено свыше 35 тысяч выпускников, которые в настоящее время составляют большую часть трудового коллектива художников и мастеров ЗАО «Императорский фарфоровый завод» и иных предприятий народных художественных промыслов, являются специалистами сферы обслуживания, работают в реставрационных мастерских города и пригородов, в их числе - музей-заповедник «Царское село» и музей-памятник «Исаакиевский собор».

С целью формирования общекультурных компетенций у обучающихся педагоги колледжа планируют определенные мероприятия.

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, что воспитывается через конкурсы профессионального мастерства, олимпиады. Ведущая роль в данном направлении принадлежит международному движению - чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы (World Skills Russia)». В рамках чемпионата в декабре 2019 года пройдут соревнования по 96 компетенциям, профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга. В соревнованиях принимают участие студенты профессиональных образовательных учреждений, а также юниоры World Skills Russia Juniors - обучающиеся школ и учреждений дополнительного образования детей. Колледж примет участие в конкурсе по следующим компетенциям: сварочные технологии, ремесленная керамика, поварское дело, ремонт и обслуживание автомобиля, парикмахерское искусство, администрирование отеля, туризм, организация экскурсионного обслуживания и др.

ОК-3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Обучение в колледже осуществляется в формате занятий, составляющим компонентом которых является использование фондов музейных колледжных экспозиций и выставок.

Библиографический список

ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. В рамках данной компетенции обучающимся обеспечивается участие в конкурсах различного уровня, с различной степенью профессиональных задач. В ноябре 2019 года прошло награждение победителей и финалистов районных конкурсов, которые проходили в Невском районе. Среди них конкурс «Молодой лидер Невского района» и конкурсы «Добрых дел мастер», «Первый по профессии».

ОК-7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. В колледже достаточно эффективно функционирует система студенческого самоуправления. С мнением обучающихся считаются при обсуждении, принятии и выполнении значимых решений, касающихся развития колледжа.

ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Обучающиеся колледжа принимают активное участие в инновационной деятельности по проблемам «Разработка и внедрение модели профессионального образовательного учреждения как центра непрерывного основного и дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых (в области декоративно-прикладного искусства)», «Совершенствование структуры и содержания программ дополнительного образования детей».

Инновационная работа предполагает создание профессионального образовательного учреждения, выступающего в роли центра непрерывного основного и дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых (в области декоративно-прикладного искусства), что является образцом комплексной системы реализации образовательных программ различных видов и уровней, оптимально использующих потенциальные возможности социального воспитания.

Влияние воспитательной среды на процесс внеаудиторной работы со студентами средствами социального воспитания имеет адресный характер, так как Российский колледж традиционной культуры является образовательным комплексом, составной частью которого является детский дом. По его инициативе в колледже успешно зарекомендовала себя практика комплектования учебных групп по совместному принципу, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучаются вместе с домашними детьми. Они быстрее адаптируются в коллективе студентов, достигают постепенно необходимого уровня знаний. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многому учатся у домашних детей, но и домашние дети благодаря опыту общения с ними приобретают много нового. Это достигается обстановкой равного и ровного общения в учебных группах.

Таким образом, современные законодательные инициативы в области профессионального образования позволяют через различные формы внеаудиторной работы с использованием средств социального воспитания формировать гражданскую и профессиональную позицию обучающихся и выпускников.

1. Мудрик В.А. Социальная педагогика. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Педагогический словарь по темам. Составитель Л.П. Русинова. Сарапул, 2010.

3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Мудрик В.А. Социальная педагогика. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. Москва: Академия, 2007.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. Москва: Академия 2013.

7. Никитин З.Н., Дракина И.К. Концепция содержания среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) в области народного художественного творчества. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 3: 98 - 105.

8. Плоткин М.М. Социальное воспитание и социальная педагогика. Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2012; Т. 18.

9. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13591

References

1. Mudrik V.A. Social'naya pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

2. Pedagogicheskij slovar'po temam. Sostavitel' L.P. Rusinova. Sarapul, 2010.

3. Kurbatov V.l., Kurbatova O.V. Social'noeproekiirovanie: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2001.

4. Mudrik V.A. Social'naya pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

5. Kolesnikova I.A. Kommunikativnaya deyatel'nost'pedagoga. Moskva: Akademiya, 2007.

6. Zagvyazinskij V.l. Teoriya obucheniya i vospitaniya. Moskva: Akademiya 2013.

7. Nikitin Z.N., Drakina I.K. Koncepciya soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) v oblasti narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 3: 98 - 105.

8. Plotkin M.M. Social'noe vospitanie i social'naya pedagogika. VestnikKGU imeniN.A. Nekrasova. 2012; T. 18.

9. Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. Social'noe vospitanie kak pedagogicheskij fenomen. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13591

Статья поступила в редакцию 03.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.