References:
1. Abramov R. A. The Role and place of territorial clusters in the development of the economy of Russian regions. //Economic Sciences. - 2009. - No. 8. - Pp. 240-252
2. Alekseev A.V. Priorities of the state policy of creating an innovative economy in the Russian Federation. - Novosibirsk: Ieopp SB RAS, 2015.- 424 p.
3. Becker G. Human capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education. - Chicago: University of Chicago Press,1993. - 420 p.
4. Borodin A. I., Sorochkin A. N. The human capital of the company: identification problems //Fundamentals of management, Economics and law. - 2013. - No. 4. - Pp. 102-109
5. Chernova A. S. The Essence of innovative activity of enterprises // Young scientist. - 2015. - No. 1. - Pp. 311-314
6. Emelyanov S. G. Methodological bases of research of innovative potential of the region // Innovations. - 2006. -No. 2. - P. 20-32
7. Malysheva T. V. Quality of life of the population and its regional differentiation. - Kazan, 2004. - 214 p.
8. Mazhigova E. M., Misakov V. S., Goova R. H. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Bulletin of the Rostov state University. - 2007. - Vol. 5. - No. 4-2. - Pp. 152-155.
9. Mirzoev R. S. Interregional interactions in the Russian economic space // Bulletin of the Volgograd state University. Series: Economics. - 2011. - No. 1(18). - P. 96-101
10. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
11. Misakov V. S. Development of financial analysis at the investment stage //Questions of statistics. - 2002. - No. 2.
- P. 47.
12. Mustafin A. N. Human capital Management through non-financial incentives in the innovative economy // Kazan economic Bulletin. - 2015. - No. 1. - Pp. 104-107
13. Schultz T. Investment in Human Capital //Economic Growth - an American Problem. - Englewood Cliffs, 1964
14. UN reports on human development. - [Electronic resource]: http://www.un.org
15. Lazarenko L.A. Human Resource Management in Modern Economic Conditions: Psychological Aspect // L.A. Lazarenko, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 6 (35). - S.164-170.
16. Miroshnichenko M.A. Quality management and human capital management based on lean innovations / M.A. Miroshnichenko, A.V. Kovtun, K.A. Kuznetsova // Natural-humanitarian research. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 142-148.
17. Uyanaev B. B., Misakov V. S. A New model of rural development and food security // Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
18. Voronina N. A. Research of principles of interaction of innovative potential and innovative activity // Questions of innovative economy. - 2012. - No. 1. - P. 24-34
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10135
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Л.В. Папова - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L.V. Papova - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;
И.П. Якубец - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
I.P. Yakubets - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE ACCOUNTING AND ANALYTICAL PROCESS IN THE AGRICULTURAL ORGANIZATION
Аннотация. Основным источником информации для оценки эффективности деятельности сельскохозяйственной организации являются данные бухгалтерской финансовой отчетности. Следовательно, достаточно актуальными вопросами являются вопросы организации учетно-аналитического процесса в сельскохозяйственной организации. Именно от качества постановки учетно-аналитического процесса зависит достоверность формируемых в бухгалтерской финансовой отчетности данных, предоставляемых всем заинтересованным пользователям.
В статье рассмотрена организация учетно-аналитического процесса на примере конкретной сельскохозяйственной организации. В исследуемой организации объектами бухгалтерского учета выступают собственный капитал, имущество организации, факты хозяйственной жизни, изменяющие состав активов и обязательств, дебиторская и кредиторская задолженности. На систему бухгалтерского учета, каждой конкретной сельскохозяйственной организации оказывают влияние ряд факторов, среди которых можно выделить государственное регулирование, организационно-правовую форму экономического субъекта, масштабы производственной
деятельности, систему управления организацией, выбор системы налогообложения, а также форму организации бухгалтерского учета.
Abstract. The main source of information for assessing the effectiveness of the agricultural organization is the data of financial statements. Therefore, quite relevant issues are the organization of the accounting and analytical process in an agricultural organization. The reliability of the data generated in the financial statements, provided to all interested users, depends on the quality of the accounting and analytical process.
The article describes the organization of the accounting and analytical process on the example of a specific agricultural organization. In the studied organization, the objects of accounting are equity capital, property of the organization, facts of economic life that change the composition of assets and liabilities, receivables and payables. A number of factors influence the accounting system, each specific agricultural organization, among which are state regulation, the legal form of an economic entity, the scale of production, the organization's management system, the choice of taxation system, and the form of accounting.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, форма организации учета, учетная политика, сельское хозяйство
Keywords: accounting, accounting organization form, accounting policy, agriculture
Сельское хозяйство является самой крупной сферой агропромышленного комплекса, в составе его выделяют земледелие, растениеводство, животноводство и т.д. Именно сельское хозяйство определяет весь спектр деятельности всего агропромышленного комплекса.
В условиях коренных преобразований системы социально-экономических отношений России на сегодняшний день достаточно остро встали вопросы исследования рыночных механизмов и способов повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Основным источником информации для оценки эффективности деятельности сельскохозяйственной организации являются данные бухгалтерской финансовой отчетности. Следовательно, достаточно актуальными вопросами являются вопросы организации учетно-аналитического процесса в сельскохозяйственной организации. Именно от качества постановки учетно-аналитического процесса зависит достоверность формируемых в бухгалтерской финансовой отчетности данных, предоставляемых всем заинтересованным пользователям.
Рассмотрим организацию учетно-аналитического процесса на примере конкретной сельскохозяйственной организации. Главной составляющей деятельности исследуемого хозяйства в настоящее время является растениеводство. В хозяйстве постоянно модернизируется материально-техническая база для производства продукции, внедряются новые, прогрессивные технологии обработки почвы, борьбы с вредителями, с сорной растительностью.
В составе исследуемой организации функционируют два основных производственных подразделения: две комплексные бригады по производству сельскохозяйственной продукции, в исследуемом периоде в обеих бригадах осуществлялось производство продукции растениеводства, Кроме того, на балансе организации имеется машинно-тракторная мастерская, автомобильный парк, строительная бригада, а также пекарня и кирпичный завод с довольно большой производственной мощностью.
С целью укрепления позиций в отраслях растениеводства руководство организации постоянно работает над развитием новых технологий и ростом производства сельскохозяйственной продукции. В частности в 2018 г. было окончено строительство современного свинокомплекса. Для осуществления своей основной деятельности каждому экономическому субъекту необходимы материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Их наличие, состав и движение в обязательном порядке находят свое отражение в бухгалтерском учете организации, а в последующем - в бухгалтерской финансовой отчетности.
Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету, и составление на ее основе бухгалтерской отчетности. В исследуемой организации объектами бухгалтерского учета выступают:
- собственный капитал;
- имущество организации;
- факты хозяйственной жизни, изменяющие состав активов и обязательств;
- дебиторская и кредиторская задолженности.
На рисунке 1 наглядно представлена структура бухгалтерской службы исследуемой организации.
Рисунок 1 - Структура бухгалтерской службы исследуемой организации
Главной целью бухгалтерского учета в сельскохозяйственной организации являются анализ и использование экономической информации для выявления тенденций в результатах деятельности, выбора пути развития и принятия управленческих решений.
На систему бухгалтерского учета, каждой конкретной сельскохозяйственной организации оказывают влияние ряд факторов, они приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на систему бухгалтерского учета сельскохозяйственной организации
Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учета при отражении фактов хозяйственной жизни на предприятии, является учетная политика. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Организация формирует учетную политику, опираясь на свою структуру, отрасль, в которой функционирует, и другие особенности деятельности. При формировании учетной политики предприятие имеет право определить методы оценки незавершенного производства; методы списания материалов, сырья и инвентаря в производство; возможности применения ускоренной амортизации; варианты формирования фондов и так далее.
Одной из важнейших задач учетной политики сельскохозяйственного предприятия является разработка комплексной системы инструкций, положений и методов, которые позволяют упорядочить, унифицировать и регламентировать учет, сформировать отчетность, отражающую имущественное положение хозяйства, создать схему документооборота и систему оценки активов.
При формировании учетной политики сельскохозяйственной организации следует учитывать следующие особенности бухгалтерского учета:
1) специфика бухгалтерского учета в данной сфере возникает из-за разной природы отраслей сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, вспомогательного производства;
2) основным производственным средством в сельском хозяйстве является земля, поэтому существует необходимость бухгалтерского учета земельных угодий и финансовых вложений в них;
3) в сельском хозяйстве применяется разнообразная техника - требуется достоверный учет всех машин и механизмов;
4) бухгалтерский учет должен учитывать и отражать сезонность работ, затрат и доходов;
5) получение продукции может занимать более календарного года - по некоторым сельскохозяйственным культурам и животным затраты осуществляются в текущем отчетном году, а продукцию получают только в следующем;
6) часть продукции поступает на внутрихозяйственное потребление: продукция растениеводства - на семена и корм скоту; продукция животноводства - на удобрения в растениеводстве. Поэтому необходимо отражение движения продукции на всех этапах внутрихозяйственного оборота;
7) от одной культуры или одного вида скота получают несколько видов продукции, что порождает необходимости разграничения затрат в бухгалтерском учете.
Однако, несмотря на то, что форма организации бухгалтерского учета аграрных предприятий зависит от ряда факторов, ей присущи общие, характерные для любой отрасли народного хозяйства, черты: учет строится по унифицированному Плану счетов с использованием типовые регистров и форм, а также методов проведения учетных работ.
Экономическая отчетность по международным стандартам стала применяться в России сравнительно недавно. Выход страны на международные рынки, развитие инвестиционной деятельности, увеличение объемов международной торговли, в которой в настоящее время участвует не только государство, но и частный бизнес, стал причиной необходимости трансформации национальных стандартов согласно международным принципам и стандартам. Международные стандарты финансовой отчетности - это набор документов, утверждающих правила составления финансовой отчетности согласно международным стандартам, что облегчает взаимоотношения между участниками международного экономического сообщества.
В рамках дальнейшей трансформации российских стандартов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, в настоящее время представляется весьма актуальным возможность введения понятия «денежные эквиваленты» в российскую практику. При этом в рамках отчета весьма актуально введение в форму документа данных о денежных средствах и денежных эквивалентах на начало и конец отчетного периода.
Все факты хозяйственной жизни в исследуемой организации оформляются первичной документацией, использование которой позволяет избежать разнобоя и облегчает внедрение компьютерного учета.
Обращение документов на предприятии происходит в соответствии с утвержденным графиком документооборота - движением документов с момента их составления или получения до сдачи в архив после обработки и систематизации.
В документе должны быть обязательные реквизиты, такие как наименование документа, наименование организации, содержание факта хозяйственной жизни, дата составления, должности и подписи лиц, ответственных за совершение фактов хозяйственной жизни и правильность оформления, величина натурального и (или) денежного измерения.
После систематизации и накопления первичных документов осуществляются соответствующие записи в регистры синтетического учета. Под регистром в бухгалтерском учете принято понимать различные виды таблиц, содержащих данные первичной документации.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры предназначены для накопления и систематизации данных из принятых к учету первичных документов, для их отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности.
Следовательно, адекватно, грамотно и объективно сформированная учетная политика является важнейшим аспектом эффективности ведения бухгалтерского учета.
Источники:
1. Адаменко А.А. Особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и их амортизации в сельскохозяйственных организациях / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Ю.С. Литовка // Вестник академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 18-24.
2. Адаменко А.А. Системы управленческого учета коммерческих организаций, их свойства и признаки / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, В.С. Зиновьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 22. - С. 122-127.
3. Кесян С.В. Проблемы учетно-аналитического обеспечения управленческого учета по бизнес-процессам в сельскохозяйственных организациях / С.В. Кесян, Н.В. Еремина, С.С. Ситайло // Вестник Академии знаний. - 2017. - №3 (22). - С. 85-92.
4. Кузина А.Ф. Бухгалтерский управленческий учет затрат и исчисление себестоимости озимой пшеницы в сельскохозяйственных организациях / А.Ф. Кузина, А.С. Товстелева // Aspectus. - 2014. - № 2. - С. 186-190.
5. Папова Л.В. Особенности ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях / Л.В. Папова, О.А. Миронов // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI Международной научной конференции. - 2016. - С. 18-23.
References:
1. Adamenko A.A. Features of accounting of fixed assets and their depreciation in agricultural organizations / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, Yu.S. Litovka // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 6 (35). - S. 18-24.
2. Adamenko A.A. Management accounting systems of commercial organizations, their properties and signs / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, V.S. Zinoviev // Natural-humanitarian research. - 2018. - No. 22. - S. 122-127.
3. Kesyan S.V. Problems of accounting and analytical support for management accounting in business processes in agricultural organizations / S.V. Kesyan, N.V. Eremina, S.S. Sitilo // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 3 (22). - S. 85-92.
4. Kuzina A.F. Accounting management cost accounting and calculating the cost of winter wheat in agricultural organizations / A.F. Kuzina, A.S. Tovsteleva // Aspectus. - 2014. - No. 2. - S. 186-190.
5. Papova L.V. Features of accounting in agricultural organizations / L.V. Papova, O.A. Mironov // Information support for the effective management of economic entities: proceedings of the VI International Scientific Conference. - 2016 . - S. 18-23.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10136
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, [email protected],
D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar;
B.В. Маркелов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.V. Markelov - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A COMMERCIAL ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF A SMALL BUSINESS
Аннотация. Целью деятельности всех без исключения коммерческих организаций является извлечение прибыли. Данная цель достигается параллельно с удовлетворением общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах. Коммерческие организации осуществляют ведение предпринимательской деятельности, то есть самостоятельной деятельности, осуществляемый на свой страх и риск. Объектом исследования выступила коммерческая организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства.
С целью изучения особенностей развития исследуемой коммерческой организации был произведен расчет экономических показателей ее деятельности в динамике за пять лет, дана оценка эффективности использования ресурсов, рассмотрена структура оборотных активов, собственных и заемных средств. Представлены результаты расчета относительных показателей финансовой устойчивости и ликвидности исследуемой организации по состоянию на конец каждого года, в динамике за пять лет.
Abstract. he goal of all commercial organizations, without exception, is to make a profit. This goal is achieved in parallel with the satisfaction of the social needs of legal entities and individuals in work, goods and services. Commercial organizations carry out business activities, that is, independent activities, carried out at your own peril and risk. The object of the study was a commercial organization, which is a subject of small business.
In order to study the development features of the studied commercial organization, the economic indicators of its activity over five years were calculated, the efficiency of resource use was assessed, the structure of current assets, own and borrowed funds was considered. The results of calculating the relative indicators of financial stability and liquidity of the organization under study at the end of each year, in dynamics over five years, are presented.