Научная статья на тему 'Особенности организации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе'

Особенности организации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБОБЩЕННЫЕ УМЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE SKILLS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / GENERALIZED SKILLS / EDUCATIONAL ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгалёва Екатерина Евгеньевна

В статье отмечается, что особенности организации учебно-познавательной деятельности в ходе иноязычной подготовки студентов вузов определяются на основе личностно-деятельностного подхода, что должно способствовать обеспечению эффективного развития студентов. Приоритетными в процессе профессионального образования в вузе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у студентов желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS’ EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article reads that the main characteristics of the students’ educational and cognitive activity in learning a foreign language are based on a personal activity approach what contributes to an efficient development of a student. Educational aspects are considered to be priority in teaching a foreign language and are connected with students’ desire to master a foreign language as a means of communication and interaction with other national cultures.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе»

72

проблемы образования

УДК 378.147:81(045)

особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе

долгалёба екатерина ебгеньебна

кандидат педагогических наук преподаватель кафедры «Иностранные языки-1» Финансового университета E-mail: dolgaleva_ee@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что особенности организации учебно-познавательной деятельности в ходе иноязычной подготовки студентов вузов определяются на основе личностно-деятельностного подхода, что должно способствовать обеспечению эффективного развития студентов. Приоритетными в процессе профессионального образования в вузе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у студентов желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями.

Ключевые слова: коммуникативные умения; межкультурная коммуникация; обобщенные умения; социокультурный; учебно-познавательная деятельность.

Main Characteristics of the Students' Educational and Cognitive Activity in Learning a Foreign Language

EKATERINA E. DOLGALEVA

Ph. D. (Pedagogics), Lecturer, «Foreign Languages-1» Department, Financial University, E-mail: dolgaleva_ee@mail.ru

Abstract. The article reads that the main characteristics of the students' educational and cognitive activity in learning a foreign language are based on a personal activity approach what contributes to an efficient development of a student. Educational aspects are considered to be priority in teaching a foreign language and are connected with students' desire to master a foreign language as a means of communication and interaction with other national cultures.

Keywords: cognitive activity; communicative skills; educational activity; generalized skills; intercultural communication.

Основными целями обучения иностранным языкам в современном высшем профессиональном образовательном учреждении являются развитие способности студента к общению на иностранном языке, формирование умений иноязычного общения на высоком уровне, в первую очередь умений, обладающих свойством широкого переноса, то есть обобщенных [1, с. 4].

По мнению исследователей, реализация этой цели связана с формированием у студентов следующих коммуникативных умений:

• понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

• осуществлять свое речевое и неречевое поведение, учитывая правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

• пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, совершенствоваться в нем [2, с. 18].

Способность к общению на иностранном языке также формирует у студентов определенные качества, делающие эффективным процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации. Это означает развитие в студенте:

• интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

• понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

• общечеловеческого сознания;

• понимания важности изучения иностранного языка;

• потребности в самообразовании [3].

Реализация главной цели обучения иностранному языку в вузе связана с расширением общеобразовательного кругозора студентов. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт студентов в родном языке, сопоставление этого опыта со знаниями, навыками и умениями в иностранном языке призваны сформировать у студентов широкое представление о достижениях культур собственного народа страны изучаемого языка [4, с. 113].

Развитие способности к общению на иностранном языке связано в первую очередь с формированием коммуникативной компетенции. В вузе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие студентов, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. При этом должны быть максимально учтены реальные потребности и интересы студентов в общении и познании. Из этого следует, что для обучающегося язык, которым он овладевает, должен являться не системой знаков, правил и речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему осуществлять свои намерения, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата (узнать что-то новое, совместно сделать что-то и т.д.) [5].

Приоритетными в процессе профессионального образования в вузе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у студентов желания овладеть иностранным языком как

средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями. Иностранный язык призван ввести студентов в мир другой культуры.

Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстников за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, ее народу, является одной из ведущих целевых установок. Ее успешной реализации способствуют разнообразные аутентичные материалы, достоверно отражающие жизнь зарубежного сверстника. Эти материалы призваны стимулировать образное мышление студентов, развивать их вкусы и чувства, формировать их эмоции и образно-художественную память.

Важной задачей всего курса обучения иностранному языку является формирование у студентов навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. По окончании курса обучения иностранному языку у студентов должны быть сформированы коммуникативные умения, востребованные в их профессиональной деятельности.

В настоящее время в педагогике признается тот факт, что в процессе учебно-познавательной деятельности у студентов должно происходить формирование обобщенных учебно-познавательных умений и навыков. На это впервые указывала А.В. Усова [6, с. 119].

Обобщенными умениями называют умения, основанные на понимании обучающимися научных основ и структуры деятельности, на самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций и действий, из которых она состоит. Студент, владея обобщенными умениями и навыками, может использовать их при решении широкого круга познавательных задач не только в рамках одного предмета, но и на занятиях по другим учебным дисциплинам, а также в практической деятельности. То есть основной отличительный признак обобщенных умений — это свойство широкого переноса с одного вида деятельности на другие.

Отбор содержания обучения иностранному языку в вузе осуществляется в соответствии с интересами студентов, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. При этом учитывается в полной мере образовательный

74

проблемы образования

заказ будущего работодателя на подготовку специалиста, владеющего иностранным языком.

Для его выполнения необходимо, чтобы содержание обучения соответствовало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, аутентичность и доступность. Необходимо, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения побуждал у студентов познавательную активность, стимулировал их общение на изучаемом языке.

В содержание обучения иностранным языкам в процессе профессионального образования в вузе входят:

• языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования;

• сферы общения, темы и ситуации;

• речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения;

• комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

• общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

Поскольку на начальном этапе ставится задача создания у студентов основ коммуникативной компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы. При этом основным требованием к отобранному минимуму является его коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в вузе.

В отборе содержания большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в иностранный язык, и наоборот. Это возможно за счет насыщения курса интересной и значимой для студентов страноведческой информацией, связанной с различными видами деятельности. Идея межпредметных связей находит свое полное воплощение в принципе непрерывности изучения иностранного языка.

В процессе обучения иностранному языку студенты овладевают также общеучебными

навыками и умениями, которые тоже включаются в содержание обучения предмету.

1. Умения и навыки, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:

• слушать преподавателя и собеседника (аудитивное внимание);

• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, фронтально, в группе), взаимодействуя друг с другом;

• контролировать и оценивать свои действия (неречевые и речевые) и действия своих товарищей.

2. Умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами:

• наблюдать за тем или иным языковым явлением в воспринимаемой на слух речи преподавателя, диктора, однокурсника;

• сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и родном;

• распознавать и дифференцировать (по определенным признакам) языковые явления и слова в иностранном языке (например, имена собственные, обозначающие предметы, действия и т.д.);

• выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа.

3. Умения и навыки речевой направленности:

• планировать свое высказывание, используя вербальную установку преподавателя, содержательные и смысловые опоры в виде иллюстративной и предметной наглядности;

• соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении (в обращении к собеседнику, в употреблении этикетных форм общения, в адекватном реагировании на ситуацию, реплику собеседника, во вступлении в разговор и т.п.);

• выражать свою мысль, пользуясь ограниченным, по сравнению с родным языком, запасом языковых средств. Формирование указанных умений, таким

образом, максимально эффективно осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Именно эти умения могут быть сформированы на обобщенном уровне.

Согласно личностно-деятельностному подходу, в центре обучения находится сам студент — его мотивы, цели, способности, его неповторимый склад, то есть студент как личность. Преподаватель в контексте такого подхода

определяет учебную цель занятия и организует, направляет и корректирует весь учебный процесс, исходя из интересов студента, уровня его знаний и умений. Цель учебного занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формулируется с позиции каждого конкретного студента или всей учебной группы. Студент в конце занятия, построенного на основе данного подхода, должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он научился сегодня, чего не смог еще сделать вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения и т.д. [7, с. 97].

Организация обучения на основе личност-но-деятельностного подхода означает, что все методические решения преподавателя должны преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей [8, с. 39; 9, с. 72; 10, с. 78; 11, с. 36].

Важным для системы высшего профессионального образования является то, что этот подход также предполагает, что в процессе преподавания иностранного языка преподаватель максимально учитывает национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные (то есть положение в учебной группе) особенности студента. Этот учет может осуществляться как через содержание и форму (то есть задание) самих учебно-речевых задач, так и через соответствующий характер общения со студентом, группой. Каждая учебная задача должна быть понята и принята обучаемым.

Очень важным здесь является формирование не только коммуникативной и познавательной потребности студентов в общении с преподавателем, но и учебной потребности в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных умений во всех видах речевой деятельности [1, с. 18].

Другими словами, должно быть организовано учебное сотрудничество между преподавателем и студентами. А также и самих студентов между собой в решении учебных задач так, чтобы формировался коллективный субъект и действовал принцип коллективной коммуникативности обучения [8, с. 66].

Таким образом, особенности организации учебно-познавательной деятельности в процессе иноязычной подготовки студентов вузов

определяются на основе личностно-деятельност-ного подхода и направлены на обеспечение эффективного развития студентов. При этом данный подход открывает большие возможности: позволяет по-новому построить процесс обучения иностранному языку.

Литература

1. Долгалёва Е.Е. Дидактическое обеспечение иноязычной подготовки студентов вузов в учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд.пед.наук — Оренбург, 2008. — 184 с.

2. Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 5.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2001. — 272 с.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов и др. — М.: Политиздат, 1989. — Ч. 1. — 639 с.

5. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методов исследований // Иностранный язык в школе — 1985. — № 2. — С. 17-24.

6. Успенский Б.А. Язык и культура: Избр. тр.: в 2 т. — М.: Гнозис. — Т. 2. — 1994. — 179 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов — М.: Логос, 2003. — 384 с.

8. Козлова Н.Б. Развитие профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе: дис. . канд. пед. наук — Магнитогорск, 2003. — 149 с.

9. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития. Гуманизация образования — Бийск: НИИРАО, 1994. — 154 с.

10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения — М.: Педагогика, 1981. — 342 с.

11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению — М.: Рус. яз., 1989. — 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.