Научная статья на тему 'Организационные аспекты формирования умений иноязычного общения учащихся негосударственных школ'

Организационные аспекты формирования умений иноязычного общения учащихся негосударственных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негосударственные образовательные учреждения / иноязычное образование / умения общения на иностранном языке / non-state educational institutions / foreign language education / foreign language communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривощапова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы организации процесса иноязычного образования учащихся негосударственных школ с учетом положений культурологического и компетентностного подходов, позволяющих определить цель обучения иностранному языку развитие у обучаемых способности к общению на иностранном языке, формирование навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении, письме на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривощапова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational Aspects of Foreign Communication Skills Formation of Non- State School Students

The article dwells upon the foreign languages education organization process of the non-state schools students taking into consideration cultural and professional approaches specification, which let us define the goal of foreign language education – that is, the foreign language communication abilities development, skills formation in the course of individual communication tasks solving in speaking, reading and writing in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты формирования умений иноязычного общения учащихся негосударственных школ»

Кривощапова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук г. Магнитогорск

Krivochshapova Natalia Gennadievna

Candidate of Pedagogics Magnitogorsk

Организационные аспекты формирования умений иноязычного общения

учащихся негосударственных школ

Organisational Aspects of Foreign Communication Skills Formation of NonState School Students

В статье рассматриваются вопросы организации процесса иноязычного образования учащихся негосударственных школ с учетом положений культурологического и компетентностного подходов, позволяющих определить цель обучения иностранному языку - развитие у обучаемых способности к общению на иностранном языке, формирование навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении, письме на иностранном языке.

The article dwells upon the foreign languages education organization process of the non-state schools students taking into consideration cultural and professional approaches specification, which let us define the goal of foreign language education - that is, the foreign language communication abilities development, skills formation in the course of individual communication tasks solving in speaking, reading and writing in a foreign language.

Ключевые слова: негосударственные образовательные учреждения, иноязычное образование, умения общения на иностранном языке

Key words: non-state educational institutions, foreign language education, foreign language communication skills.

К негосударственным образовательным учреждениям в соответствии с Законом РФ «Об образовании» могут быть отнесены учреждения различных типов (дошкольные; общеобразовательные; учреждения профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей и др.). Но при этом пока не существует четкая нормативная база для создания подобных учреждений. Законодательство

УДК 372.65 ББК Ш 12/9

недостаточно четко определяет требования к содержанию негосударственного образования и управлению его развитием.

Но цели и содержание образования учащихся негосударственных образовательных учреждений (НОУ) в полной мере ориентированы на решение проблем базового образования с учетом особенностей организации образовательного процесса в негосударственных образовательных учреждениях дополнительного образования.

Содержание образования, представленное в различных формах и уровнях, призвано обеспечить развитие духовных и жизненных потребностей и способностей личности, обеспечить становление ее индивидуальности, обеспечить высокий уровень ее включения в систему социальных отношений. В Законе РФ «Об образовании» речь идет о культурно-образовательном пространстве, в рамках которого самореализуется личность. Формирование этого пространства осуществляется не только государственными, но и негосударственными образовательными учреждениями, не только базовыми, но и учреждениями дополнительного образования.

Негосударственное образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами кроме базового образования, может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Решение проблемы формирования умений иноязычного общения, на наш взгляд, возможно с учетом положений культурологического и компетентностных подходов.

Необходимость учета положений теории культуры в связи с теорией коммуникации нам представляется очевидной, поскольку, по сути образование есть не что иное, как овладение культурой (Р.М.Асадуллин, В.Л.Бенин, В.С.Библер, Л.П.Буева).

Общим признаком подходов определения понятия культура является то, что сущность культуры сосредоточена, прежде всего, в способе и средствах человеческой деятельности.

Для выработки нашей позиции значимой стала коммуникативная концепция культуры, согласно которой:

1) культура имеет коммуникационную природу, это форма общения между людьми (Ю.М. Лотман);

2) культура - общение людей различных культур;

3) характеристика творческой созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (В .А. Бажанов, Л.Н. Волович и др.).

При рассмотрении общения как особого вида деятельности, можно выделить две точки зрения:

1) общение - это не что иное, как коммуникативная деятельность;

2) коммуникация является качественной характеристикой общения, показателем его успешности, высшей мерой проявления.

Важным для нашего исследования является вопрос о структуре коммуникативной деятельности, что позволит анализировать коммуникацию поэлементно. Основными компонентами, по мнению исследователей, являются собственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный (Г.М. Андреева и др.).

Современная культура - это культура диалога, а не монолога. Особый интерес для нас представляет идея диалогической культуры, разработанная в отечественной философской литературе В.С. Библером. Он отмечает, что культура по своей природе несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также возникает и формирует себя личность. Культура должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только через диалог, т.е. в отношении к таким же «другим» мыслям.

При этом собственно языковые знания являются ориентировочной основой для формирования коммуникативной культуры. А знания и умения

иностранного языка расширяют возможности формирования коммуникативной культуры.

В процессе изучения иностранного языка характеристика эрудиции, коммуникативных знаний и умений создает, на наш взгляд, содержательную основу для выделения ее основных компонентов:

1) коммуникативные знания - обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях (общие коммуникативные знания в рамках таких понятий как «коммуникация», «культура», «коммуникативная культура»; знание норм вербального и невербального поведения в родной и иноязычной культурах; знание лексики).

2) коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющий теоретически использовать отражения и преобразования действительности.

Культурологический подход как один из ведущих методологических оснований процесса формирования коммуникативной культуры позволили нам учесть закономерные связи между:

а) процессом формирования коммуникативной культуры и комплексом внешних по отношению к нему условий и факторов;

б) деятельностью учителя по формированию коммуникативной культуры и самообразовательной деятельностью учащихся;

в) отдельными компонентами данного процесса - задачами, содержанием, методами, формами, средствами, результатом.

Таким образом, культурологический подход создает условия для эффективного формирования коммуникативной культуры личности обучающегося посредством развития творческой индивидуальности, овладения им культурными ценностями, развития способностей, умений личности, обеспечения возможностей личного роста и самореализации.

В современных условиях развития общества в основу совершенствования процесса образования должен быть положен также и компетентностный подход.

Ключевым понятием компетентностного подхода является понятие «компетентности».

В общем случае компетентность рассматривается как глубокое, выходящее на стратегию знаний владение существом выполняемой деятельности, способами и средствами достижения намеченных целей и решения важных задач, наличие необходимых для выполнения этих функций умений и навыков. Компетентность представляет собой не только совокупность знаний и умений, но и опыт творческой деятельности.

Определяющим фактором при реализации компетентностного подхода является цель образовательной деятельности.

В теории и практике иноязычного образования учащихся признается, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие способности обучающегося к общению на иностранном языке, формирование умений иноязычного общения на высоком уровне. Выдвижение ее в качестве стратегической цели в полной мере отражает общую направленность современной системы образования на развитие личности обучающегося и в достаточной мере учитывает требования компетентностного подхода.

Реализация этой цели связана с формированием у обучающихся следующих коммуникативных умений, определяющих содержание компетенций:

- понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

- осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

- пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, совершенствоваться в нем.

- Определение в качестве цели обучения предмету развитие у обучаемых способности к общению дает нам возможность найти общие аспекты реализации коммуникативного и культурологических подходов. Способность к общению на иностранном языке также предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих владение языком средством межкультурной коммуникации эффективным. Реализация главной цели обучения иностранному языку в вузе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся, обеспечивает наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране, мире.

Развитие способности к общению на иностранном языке связано, в первую очередь, с формированием коммуникативной компетенции. Еще в школе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие школьников, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. При этом должны быть максимально учтены реальные потребности и интересы обучающегося в общении и познании. Из этого следует, что для обучающегося язык, которым он овладевает, должен являться не системой знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему осуществлять свои намерения, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата (узнать что-то новое, совместно сделать что-то и т.д.).

Включение иностранного языка в контекст жизнедеятельности учащихся нацелено на оказание им помощи в осознавании того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами и их обычаями и традициями нужно хорошо говорить, читать, понимать на иностранном языке.

Процессу изучения иностранного языка придается личностный практически значимый характер. В связи с этим приоритетными являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с

формированием у обучающихся желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстников за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, ее народу, является одной из ведущих целевых установок. Ее успешной реализации способствуют разнообразные аутентичные материалы, достоверно отражающие жизнь зарубежной молодежи.

Важной задачей курса обучения иностранному языку является формирование навыков и умений самостоятельного решения на различных уровнях сложности коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. В процессе обучения иностранному языку у школьников на различных уровнях должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

1. В области говорения:

- осуществлять на достаточном уровне диалогическое общение, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных программой;

- делать связные, развернутые высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на должном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

2. В области аудирования:

- в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать, творчески и адекватно реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;

- понимать просьбы и указания учителя и сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в учебной группе;

- понимать общее содержание учебных, а также достаточно сложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и невербально на их содержание;

- полностью и точно понимать сообщения монологического и диалогического характера, построенные на знакомом языковом материале.

3. В области чтения:

- Выразительно и осознанно читать вслух;

- читать про себя с целью:

а) понимания основного и дополнительного содержания учебных, сложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности обучающихся;

б) полного и точного понимания содержания учебных, адаптированных и неадаптированных аутентичных текстов, построенных на знакомом или незнакомом языковом материале

в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

4. В области письма:

- написать развернутое изложение материала по тому или иному вопросу учебной программы;

- составить и записать план прочитанного;

- делать выписки из текста; выполнить творческую письменную работу.

Эти умения должны обладать свойством широкого переноса в различные

учебные ситуации, то быть обобщенными.

Отбор содержания обучения иностранному языку осуществляется в соответствии с образовательным заказом, особенностями образовательных программ, интересами обучающихся, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. При этом на первом месте -образовательный заказ.

Для его выполнения содержание обучения должно отвечать таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая образовательная ценность, аутентичность и доступность. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения пробуждал у школьников познавательную активность, стимулировал их общение на изучаемом языке.

Как известно, в содержание обучения иностранным языкам включают:

- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования;

- сферы общения, темы и ситуации;

- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения;

- в комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

- общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

Но нужно иметь в виду, что поскольку на начальном этапе ставится задача создания у обучающихся основ коммуникативной компетенции, то все компоненты содержания должны быть строго минимизированы. При этом основным требованием к отобранному минимуму является его коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в школе. В вузе проблема минимизации не стоит.

В отборе содержания большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в иностранный язык и наоборот. Это возможно за счет насыщения курса интересной и значимой для обучающихся страноведческой информацией, связанной с различными видами деятельности. Идея

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ межпредметных связей находит свое полное воплощение в принципе непрерывности изучения иностранного языка.

Важной особенностью процесса обучения иностранному языку является то, что в процессе обучения обучающиеся овладевают общеучебными навыками и умениями, которые также включаются в содержание обучения предмету. Это следующие умения:

1. Умения и навыки, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:

- слушать преподавателя и собеседника (аудитивное внимание);

- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, фронтально, в группе), взаимодействуя друг с другом;

- контролировать и оценивать свои действия (неречевые и речевые) и действия своих товарищей.

2. Умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами:

- наблюдать за тем или иным языковым явлением в воспринимаемой на слух речи преподавателя, диктора, одноклассника;

- сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и родном;

- распознавать и дифференцировать (по определенным признакам) языковые явления и слова в иностранном языке (например, имена собственные, слова, обозначающие предметы, действия и т.д.);

- выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа.

3. Умения и навыки речевой направленности:

- планировать свое высказывание, используя вербальную установку преподавателя, содержательные и смысловые опоры в виде иллюстративной и предметной наглядности;

- соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении (в обращении к собеседнику, в употреблении этикетных форм общения, в

адекватном реагировании на ситуацию, реплику собеседника, во вступлении в разговор и т. п.);

- выражать свою мысль, пользуясь ограниченным, по сравнению с родным языком, запасом языковых средств.

Формирование указанных умений в равной степени максимально эффективно осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностно-деятельностный подход ориентирует обучающихся не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. В психологии основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. В основании данного подхода лежат два взаимосвязанных компонента - личность и деятельность.

Организация обучения учащихся иностранному языку на основе личностно-деятельностного подхода означает, что все методические решения учителя должны преломляться через призму личности обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей (Г.А.Китайгородская, В.П.Кузовлев, А.Н.Леонтьев, Е.И. Пассов и др.).

Важным является то, что этот подход также предполагает, что в процессе преподавания иностранного языка максимально полно учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные и т.п. особенности личности обучаемого.

Рассматривая процесс обучения иностранному языку как организацию и управление учебной деятельностью учащихся, личностно-деятельностный подход означает переориентацию всего процесса на постановку и решение конкретных учебных задач. Это могут быть задачи - реферировать тексты разных жанров, научиться высказывать согласие, одобрение, развивать или сокращать высказанную мысль в такой-то ситуации такому-то лицу и т.д.

Специфика личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку проявляется и в том, что он предполагает изменение объекта овладения - не система языка, а речевая деятельность на нем в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Языковая система в данной трактовке выступает только как средство реализации этой деятельности.

Очень важным здесь является формирование не только коммуникативной и познавательной компетентности учащихся, но и учебной потребности в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных речевых умений во всех видах речевой деятельности. Личностно-деятельностный и компетентностный подходы позволяют по-новому построить процесс обучения иностранному языку. Согласно их требованиям деятельность учащихся в процессе формирования умений иноязычного общения определяется основной целью обучения иностранному языку - развитие способности к свободному творческому общению на иностранном языке.

Реализация положений культурологического и коммуникативного подходов возможна при максимально полном учете организационных особенностей образования учащихся в негосударственных обрахзовательных учреждениях.

В связи с этим большое значение приобретает образовательно-информационная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Решение поставленной нами проблемы может быть найдено с учетом взаимосвязи дополнительного образования (в том числе и негосударственного) и развития личности.

Дополнительное образование в современной мире рассматривается как важнейший фактор разностороннего развития личности. Главное назначение его обеспечить возможности для получения разноуровневого образования.

Дополнительное образование обеспечивает в полной степени реализацию принципа современного образования - принципа единства образовательной, воспитательной и развивающей функций (Н.А. Менчинская и другие). В

конечном итоге в ходе нашего исследования мы считали необходимы опираться на следующие положения:

- в центре образовательного процесса в негосударственном образовательном учреждении должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение к обучающемуся, отношение людей друг к другу, возникающее в процессе их совместной деятельности;

- свойства и качества личности обучающегося, уровень его образования формируются под влиянием внешней ситуации;

- развитие личности обучающегося определяется уровнем организации и уровнем овладения им основными видами учебно-познавательной деятельности;

- эффективность образовательного процесса в негосударственном образовательном учреждении определяется оптимальным соотношением государственных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала; образовательный процесс должен иметь личностно-ориентированный характер (В .Я. Ляудис, В.В. Сериков и др.).

Негосударственный компонент системы образования в России обеспечивает решение ряда социально важных задач - подготовка высокообразованных выпускников, создание новых рабочих мест, включение российской школы в мировую образовательную систему, укрепление материальной базы образования за счет привлечения средств обучающихся и их родителей, развитие прикладных и фундаментальных исследований, расширение сферы удовлетворения потребностей и интересов личности.

Анализ существующих учреждений негосударственного базового и дополнительного образования приводит к выводу о том, что система находится в стадии становления и накопления опыта образовательной деятельности. При этом четко прослеживается тенденция к количественному и качественному росту. В центре формирующейся системы негосударственного образования стоит личность обучающегося как единственного потребителя дополнительных образовательных услуг.

При определении содержания и структуры негосударственного дополнительного образования мы считаем необходимым учитывать следующие социальные и иные условия:

- качество образования учащихся в государственных образовательных учреждениях;

- уровень и характер социального спроса (заказ) на дополнительные образовательные услуги;

- квалификация педагогических кадров, привлекаемых к работе в негосударственном образовательном учреждении;

- уровень развития ресурсной базы;

- характер требований к отбору контингента и к содержанию образования;

- уровень учебно-материальной базы.

- существующий положительный (или негативный) опыт работы негосударственных учреждений дополнительного образования в городе.

К социальным основам организации образования в НОУ относится и заказ родителей обучающихся, их ожидания от деятельности негосударственных школ. Нами было проведено анкетирование родителей учащихся 6-9 классов школ города Магнитогорска с целью выявить содержание этих ожиданий. Рейтинг ожиданий (образовательный заказ) родителей был определен следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Образовательный заказ родителей

Рейтинг Содержание заказа

1 Давать более глубокие и прочные знания

2 Готовить к поступлению в престижные вузы

3 Занимать свободное время и организовывать досуг

4 ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Преодолевать недостатки общей средней школы

5

Создание системы негосударственного дополнительного образования изначально ориентируется на использование инновационных подходов, методик и технологий образования. Это тем более важно, что данная система является в какой-то мере конкурентом традиционной государственной школе.

Основными положениями инновационного образования, к максимально полному учету которых мы стремились в своем исследовании, являются:

- изменение позиции и положения учителя в организации процесса образования, отказ от воздействия и переход к взаимодействию в образовательном процессе;

- изменение функций и строения знаний, способов организации их усвоения;

- ориентация на индивидуальные, а не на групповые формы образовательного процесса, ориентация на совместную деятельность его участников;

- изменение критериев оценивания эффективности образования (В.Я.Ляудис, В.П. Ушачев и др.).

При организации образовательного процесса в негосударственном образовательном учреждении можно вести речь о традиционной и инновационной моделях организации. Общим для деятельности всех образовательных учреждений различных типов является их ориентация на Государственный образовательный стандарт.

Образовательный стандарт дает представление о минимальных требованиях государства к выполнению процесса образования, о достижении минимума образовательных целей. По его достижению можно судить о качественном выполнении всех функций образования.

Таким образом, социально-экономические преобразования, происходящие в обществе на современном этапе развития, предъявляют качественно новые требования к организации образовательной системы, в том числе системы негосударственного дополнительного образования. Суть их определяется с учетом положений системного, личностно-ориентированного,

синергетического и других подходов, определяющих инновационным характер деятельности современных образовательных учреждений инновационного типа.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Наука, 1994. - 324 с.

2. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире.-М:Наука, 2003.-255с.

3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход// Педагогика.-2005.-№1.-С.13-19.

4. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 года)//Вестник образования.-2002.-№6.-С.11-40

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Bibliography

1. Andreeva G. M. Social Psychology / G. M. Andreeva.- M: Science, 1994. - 324 p.

2. Gayazov A. Education and Accomplishment in Modern World.- M.: Science, 2003.-255p.

3. Ivanova E., Osmolovskaya I., Shaligina I. Contents of Education: Culturological Approach.// Pedagogics.-2005.-№ 1.- P.13-19.

4. Concepts of Russian Education Modernization for the period till 2010 (It is approved by the Government of the Russian Federation on December, 29th, 2001) // the Bulletin of Education. -2002.- №6.- P.11-40.

5. Khutorskoy A. Key Competence as a Component of the Person-Focused Education Paradigm

/ A. Khutorskoy. - School Technologies. - 2003. - № 2. - P. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.