Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ США (AMERICAN AML/CFT SYSTEM KEY FEATURES)'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ США (AMERICAN AML/CFT SYSTEM KEY FEATURES) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / FINCEN / FATCA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин Дмитрий Сергеевич

Статья описывает особенности организации системы ПоД/Фт в США, а именно этапы создания вышеупомянутой модели. В статье рассмотрены основные элементы американской “антиотмывочной” системы, а также раскрыта сущ- ность и цели подразделения финансовой разведки FinCEN. Рассмотрен закон США «о налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), согласно которому финансовые организации всех стран (foreign financial institution, FFI) должны заключить специальное соглашение с налоговой службой США (Internal Revenue Service, IRS) об осуществлении контроля за наличием счетов американских налогоплательщиков (либо иностранных юридиче- ских лиц, где американские налогоплательщики имеют существенную долю владения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN AML/CFT SYSTEM KEY FEATURES

This article presents a research into very specific matters and issues of creating and further improvement of Anti-Money Laundering and Combating the Financing of Terrorism system (abbreviated as AML/CFT) in the USA. In contains a precise analysis of key elements of this system, as well as a deep look into the nature and purposes of financial intelligence “FinCEN”. Strong emphasis is laid on The US Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) for the reason that, according to this Act, any foreign financial institution is legitimately forced to sign a special agreement with The US Internal Revenue Service (IRS), giving the Service power to maintain control over any American asset within its equity. The latter is understood as a legal right to investigate not only the accounts and property of American taxpayers, but to investigate any account or capital of any foreign institution having American shares or stocks.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ США (AMERICAN AML/CFT SYSTEM KEY FEATURES)»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ США (AMERICAN AML/CFT

SYSTEM KEY FEATURES)

Ларин Дмитрий Сергеевич

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, Аспирант Кафедры Банков и Финансовых Рынков,

Факультет Экономики

AMERICAN AML/CFT SYSTEM KEY FEATURES

Larin Dmitry, Saint-Petersburg State University of Economics,Graduate student of banks and financial markets, Department of Economics

АННОТАЦИЯ

Статья описывает особенности организации системы ПОД/ФТ в США, а именно этапы создания вышеупомянутой модели. В статье рассмотрены основные элементы американской "антиотмывочной" системы, а также раскрыта сущность и цели подразделения финансовой разведки FinCEN. Рассмотрен закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), согласно которому финансовые организации всех стран (foreign financial institution, FFI) должны заключить специальное соглашение с налоговой службой США (Internal Revenue Service, IRS) об осуществлении контроля за наличием счетов американских налогоплательщиков (либо иностранных юридических лиц, где американские налогоплательщики имеют существенную долю владения).

ABSTRACT

This article presents a research into very specific matters and issues of creating and further improvement of Anti-Money Laundering and Combating the Financing of Terrorism system (abbreviated as AML/CFT) in the USA. In contains a precise analysis of key elements of this system, as well as a deep look into the nature and purposes of financial intelligence "FinCEN". Strong emphasis is laid on The US Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) for the reason that, according to this Act, any foreign financial institution is legitimately forced to sign a special agreement with The US Internal Revenue Service (IRS), giving the Service power to maintain control over any American asset within its equity. The latter is understood as a legal right to investigate not only the accounts and property of American taxpayers, but to investigate any account or capital of any foreign institution having American shares or stocks.

Ключевые слова: Отмывание денег, FinCEN, FATCA

Keywords: Money laundering, FinCEN, FATCA

Соединенные штаты Америки, как страна с ведущей экономикой мира, первая столкнулась с угрозой легализации преступных доходов. Это подтолкнуло руководство страны к началу активной деятельности, связанной с созданием системы противодействия выстраиванию различного рода схем, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем. Важнейшим элементом данной системы стала новая законодательная база, регулирующая деятельность финансовых институтов.

Так, в 1970 году был принят Закон о банковской тайне (Bank Secrecy Act, далее - BSA) в целях борьбы с проведением незаконных финансовых операций по отмыванию преступных доходов с использованием скрытых счетов в иностранных банках. Он предусматривает контроль за каждым денежным переводом, превышающим десять тысяч долларов США, а также устанавливает стандарты и требования, предусматривающие гражданскую или уголовную ответственность за их нарушение. Кроме того, для осуществления жесткого контроля со стороны государства за операциями, проводимыми финансовыми институтами в США, создана разветвленная сеть контролирующих организаций, наделенных обширными функциями.

Вторым важном шагом по борьбе с легализацией преступных доходов стало принятие в 1986 году закона Money Laundering Control Act, который добавил в список уголовных преступлений деяние, прямо или косвенно относящееся с отмыванием доходов. При этом данный нормативно-правовой акт выделил три отдельных уголовных преступления в области отмывания преступных доходов, а именно:

• умышленное оказание служащими кредитных организаций помощи при легализации преступных доходов;

• склонение третьих лиц к отмыванию крупных сумм (более ста тысяч долларов США), полученных от незаконной деятельности;

• умышленное дробление переводов с целью обойти соответствующие требования BSA.

Наказанием за указанные преступления предусмотрен денежный штраф, сумма которого может доходить до полумиллиона долларов США , или выплата в двойном размере суммы «отмытых» доходов с лишением имущества, а также ограничение свободы сроком до 20 лет.

Особое место в системе учреждений по борьбе с «отмыванием денег» в США занимает Управление по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network - «FinCEN»), скоординировавшая деятельность всех государственных органов в этой сфере. FinCEN выполняет роль ПФР США, основной функцией которого является оказание помощи правоохранительным органам в их противолегализационной деятельности как на американской территории, так и на международном уровне.

Сегодня FinCEN представляет собой информационно-аналитический центр, который собирает, обрабатывает, анализирует и классифицирует финансовую информацию, а затем передает ее компетентным органам. Самостоятельно же FinCEN не расследует преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а лишь осуществляет информационное обеспечение спецслужб и правоохранитель-

ных органов.

Кроме того, FinCEN играет определенную роль в расследовании дел, связанных с угрозой национальной безопасности США, рассмотрение которых относится к компетенции специальных служб. Его услугами также пользуются ЦРУ, ФБР и РУМО.

FinCEN имеет доступ к централизованным хранилищам информации ЦРУ, военной разведки и Агентства национальной безопасности (АНБ). Наличие доступа к информации АНБ имеет для работы FinCEN особо важное значение, так как АНБ может перехватывать информацию, передающуюся по цифровым внутри США, так и за ее пределами.

В 1995 году по инициативе FinCEN Министерство финансов США разработало новые правила, регламентирующие деятельность, направленную на борьбу с «отмыванием денег». Эти правила стали вменять банкам в обязанность сообщать в контрольные органы в стандартизированной и доступной форме обо всех денежных переводах наличных сумм свыше 3 тыс. долларов США. В этой связи финансовая документация, которая в соответствии с американским законом «О банковской тайне» представляется в контрольные органы США, поступает также и в FinCEN, где сформированы и постоянно пополняются следующие базы данных [2, 339]:

База данных финансовой информации (Financial Data Base - FDB), в которой сосредоточена вся финансовая отчетность, представляемая банками и финансовыми учреждениями США в государственные контрольные органы, в том числе:

• декларации о проведенных операциях с наличными суммами, превышающими пороговые значения;

• декларации о финансовых сделках в казино (Currency Transaction Reports by Casinos - CTRC);

• декларации о счетах в кредитных организациях, имеющихся за рубежом (Reports of Foreign Bank and Financial Accounts);

•декларации о денежных поступлениях. Эта декларация представляется в американское казначейство каждым, у кого разовые поступления на счет наличных денег от коммерческой или профессиональной деятельности превышают пороговое значение.

Кроме перечисленных документов в FDB содержатся отчеты обо всех подозрительных транзакциях и международных переводах, а также формы в отношении передачи дел на рассмотрение в органы полиции, заполняемые FinCEN после подтверждения незаконных действий финансовых учреждений.

База частных данных (содержит сведения о корпоративной и частной собственности, ее источником являются, в основном, базы данных коммерческих аналитических центров и специализированных служб, а также информация Таможенной службы и Службы внутренних доходов США).

Картотека судебных дел правоохранительных органов США состоит из следующих источников - баз данных:

• по источникам (Source Data Base);

• по проверке случаев «отмывания денег» (Undercover Money Laundering Investigations Data Base);

• по передаче дел на рассмотрение органов уголовной юрисдикции (Criminal Referral Data Base).

В картотеке судебных дел правоохранительных органов США хранятся данные на всех лиц, когда-нибудь попадавших в поле зрения американских правоохранительных органов. В случае если кто-либо из них становится субъектом конкретного правонарушения, FinCEN в состоянии предоставить заинтересованным ведомствам достаточно полную на него информацию.

С 1991 года в FinCEN действует компьютерная база данных о подозрительных счетах (Suspect Account Records

- SAR/ FinCEN). Кроме того, FinCEN имеет доступ к другой электронной базе данных таможенной службы Минфина США (Treasury Enforcement Communications System

- TECS II), дающей полную картину о финансовом положении лиц, подозреваемых в контрабанде наркотиков, а также к коммерческим банкам данных негосударственных структур и другим источникам информации.

Мощное программное обеспечение систем «искусственного интеллекта» FinCEN позволяет осуществлять автоматическое сканирование 60 государственных и коммерческих баз данных и одновременно проводить анализ разрозненных сведений об одном объекте (организации, частном лице), находящихся в разных учреждениях США. Помимо обработки финансовой базы данных, располагающей конфиденциальной информацией за 25 последних лет, FinCEN использует «искусственный разум» для подготовки новых видов справок. Они получили условное название - «Формы об уголовно-наказуемой деятельности». Такие формы составляются в FinCEN в тех случаях, когда банки, инспекторы министерства финансов, налоговой службы и другие проверяющие обнаруживают подозрительные с точки зрения законности операции.

По заявлению руководства FinCEN, в скором времени все вышеназванные правительственные базы данных будут объединены в системе новейшей технологии AI/MPP (MPP-Massive Parallel Processing), в рамках которой будет осуществляться мониторинг всего американского электронного банковского процесса в режиме реального времени.

Это, как заявляют в FinCEN необходимо, чтобы была возможность в режиме on-line фиксировать подозрительные моменты и все преступные операции. Кроме того, ведутся работы, для того чтобы указанная система «искусственного интеллекта» осуществляла автоматическое распознавание заполненных от руки финансовых бланков и дешифровку неправильно введенных имен, аббревиатур и других параметров. Это позволит FinCEN после подсоединения к системе отслеживания депозитных операций регистрировать движение финансов в момент совершения операции. Если что-то вызовет у локального компьютера подозрение, федеральный компьютерный центр автоматически подаст сигнал тревоги компьютеру банка-получателя. В результате выплата денег будет предотвращена еще до окончания банковской операции.

Таким образом, с созданием FinCEN появилась возможность не только обеспечить централизованный доступ ко всем указанным базам, но за короткое время провести анализ и сопоставление данных, полученных из самых

разнообразных источников. По оценке иностранных экспертов, FinCEN - это крупнейшая из всех существующих баз данных, способная в краткосрочный период обрабатывать и анализировать огромные объемы информации.

Кроме того, с 1 января 2013 года вступил в силу в полном объеме закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), согласно которому финансовые организации всех стран (foreign financial institution, FFI) должны заключить специальное соглашение с налоговой службой США (Internal Revenue Service, IRS) об осуществлении контроля за наличием счетов американских налогоплательщиков (либо иностранных юридических лиц, где американские налогоплательщики имеют существенную долю владения) и с 1 января 2014 года передавать информацию о них в IRS. При этом в случае отсутствия у организации такого соглашения в принудительном порядке будет удерживаться 30 %:

• с сумм денежных переводов, источник которых находится в США;

• с выручки, получаемой при продаже американских активов (например, акций или облигаций) независимо от того, была ли получена прибыль или убыток в результате сделки (с 2017 года);

• со всех переводов в неучаствующие организации (с 2017 года).

Целью FATCA является внедрение экстерриториального механизма противодействия легализации за пределами США доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами в результате уклонения от налогообложения.

С принятием международным сообществом закона FATCA согласно первой модели, к которой склоняется большинство стран, создается единое информационное поле о банковских счетах налогоплательщиков, операции по которым становятся доступными заинтересованным государственным органам власти. Тем самым банковские оффшорные зоны фактически перестают существовать как таковые, а преступники лишаются большинства схем по скрытию криминального источника своих капиталов. Другими словами под влиянием закона происходит реорганизация международной системы ПОД/ФТ в части выхода на новый уровень взаимодействия государств и пересмотра их национальных законодательств.

Таким образом, на сегодняшний день в США создана одна из самых эффективных систем ПОД/ФТ. Это обусловлено, по мнению авторов, прежде всего тем, что США являются ведущей экономикой мира, имеют широкую сеть как кредитных организаций международного уровня, так и кредитных организаций, имеющих известность больше на внутреннем рынке США, работающих на территории какого-либо штата (штатов).

Стоит также отметить, что с внедрением экстерриториального американского закона FATCA появляется необходимость пересмотра странами национальных законодательств, в том числе российского, в части информационного обмена налоговых органов и соблюдения бан-

ковской тайны. Исходя из того, что большинство стран будет вынуждено согласиться с требованиями экстерриториального закона FATCA, мировую банковскую систему ждет трансформация с переходом к большей прозрачности. По мнению авторов, мировую организацию международной системы ПОД/ФТ также ждут значительные изменения, в части интенсивного обмена сведениями не только о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов, но и о тех, кто осуществляет операции по легализации иных доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, рассмотрев организацию зарубежных систем ПОД/ФТ на примере США, можно сделать заключение, о наличии реализованных рабочих решений, которые, по мнению авторов, стоит учесть при формировании российской системы ПОД/ФТ.

Заслуживает внимания опыт США в создании FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network). Сегодня FinCEN представляет собой информационно-аналитический центр, который собирает, обрабатывает, анализирует и классифицирует финансовую информацию, а затем передает ее компетентным органам. Кроме того, FinCEN играет определенную роль в расследовании дел, связанных с угрозой национальной безопасности США, рассмотрение которых относится к компетенции специальных служб. Его услугами пользуются ЦРУ, ФБР и РУМО, которые используют возможности FinCEN в ходе оперативной разработки лиц, подозреваемых в шпионаже.

Целесообразно привлечение FinCEN к проверке потенциальных возможностей различных американских стратегий, предназначенных для борьбы с терроризмом, наркотиками и распространением оружия массового уничтожения. Так, аналитики FinCEN совместно с экспертами из DEA, РУМО и Лос-Аламосской национальной лаборатории принимали участие в разработке Системы моделирования и имитации методов борьбы с наркотиками (Counterdrug Modeling and Simulation System - CMASS). В указанной системе имитировались методы, используемые контрабандистами наркотиков, террористами и повстанцами, а также их реакция на ответные действия правоохранительных органов США.

Деятельность FinCEN не ограничивается только национальными рамками, а давно вышло на уровень серьезного международного сотрудничества.

Список использованной литературы:

1. Дементьева, Е.Е. Проблемы борьбы с экономической преступностью в зарубежных странах. / Е.Е. Дементьева. - Новосибирск: СИБИРЬ, 2008. - 544 с.

2. Жубрин, Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты / Р.В. Жубрин. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 339 с.

3. The Money Laundering Regulations 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov. uk/uksi/2007/2157/pdfs/uksi_20072157_en.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.