Научная статья на тему 'Особенности организации системы материальной ответственности в Российской Федерации и технологическая дисциплина'

Особенности организации системы материальной ответственности в Российской Федерации и технологическая дисциплина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / LIABILITY / TECHNOLOGICAL DISCIPLINE / SPACECRAFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лиховид А.В.

Публикация посвящена предупреждению будущих нарушений при производстве и установке частей космических аппаратов, влекущих особо-крупные убытки. На основе данных аварии Ракета-Носителя «Протон-М» 2 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF THE LIABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND TECHNOLOGICAL DISCIPLINE

The publication is devoted to the prevention of future violations by production and installation of parts of the spacecrafts attracting special severe losses. On the basis of data of accident the Proton-M Rocket Carrier on July 2, 2013.

Текст научной работы на тему «Особенности организации системы материальной ответственности в Российской Федерации и технологическая дисциплина»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 349.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

А. В. Лиховид Научный руководитель - Е. С. Щебляков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Публикация посвящена предупреждению будущих нарушений при производстве и установке частей космических аппаратов, влекущих особо-крупные убытки. На основе данных аварии Ракета-Носителя «Протон-М» 2 июля 2013 г.

Ключевые слова: материальная ответственность, технологическая дисциплина, космический аппарат.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF THE LIABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND TECHNOLOGICAL DISCIPLINE

A. V. Likhovid Scientific Supervisor - E. S. Shcheblyakov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru

The publication is devoted to the prevention of future violations by production and installation of parts of the spacecrafts attracting special severe losses. On the basis of data of accident the Proton-M Rocket Carrier on July 2, 2013.

Keywords: liability, technological discipline, spacecraft.

2 июля 2013 года после старта РН «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 произошли авария и падение РКН на 32-й секунде полёта на территории космодрома приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. В этот момент в ракете находилось около 600 тонн компонентов топлива, большая часть которых сгорела при взрыве. Жертв и разрушений нет. Ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей, так как этот пуск не был застрахован. Страховка стоила бы порядка 480 млн рублей - больше трети всего бюджета Роскосмоса на страхование [1].

По результатам проведенных работ комиссия пришла к следующим выводам:

Причиной аварийного пуска РКН является нарушение технологии установки трех ДУС по каналу рыскания на РН «Протон-М» во ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Применяемые способы и методы контроля в ходе наземной подготовки и испытаний по действующей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации не позволяют выявить неправильную установку ДУС на РН; Дефект проявился в полете, имеет производственный характер [2].

Потеря 2 июля трех спутников «Глонасс-М» при крушении «Протона» ударила по карману ракетно-космической отрасли: аппараты, от работы которых зависит судьба отечественного конкурента американской GPS, не были застрахованы. Причина тому - урезание бюджета Роскосмоса на эти цели. Спутники не были застрахованы, поскольку Роскосмос принял решение страховать только уникальные аппараты, такие как «Фобос-грунт», а «Глонасс-М» находятся в серийном производстве [3].

Проанализировав выше изложенное можно выделить два фактора:

- несоблюдение технологической дисциплины сотрудниками;

- сокращение Минфином финансирования программ, касающихся космической деятельности, в частности ГЛОНАСС.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Данные действия сотрудников так же содержат признаки состава преступления предусмотренного статьёй 293 УК РФ. Халатность: наказать штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев сотрудников федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева». В целях предупреждения огромных убытков (4,4 млрд руб.) и предупредить будущие нарушения Государственному космическому научно-производственному центру имени М. В. Хруничева следует разработать систему мер предусматривающих полную материальную ответственность сотрудников за несоблюдение технологической дисциплины повлекшее значительный ущерб.

Также не маловажным является распределение Министерством Финансов Российской Федерации средств на финансирования программ Федерального Космического Агентства. Министерству Финансов Российской Федерации в соответствии с действующим бюджетным законодательств, а также обеспечивать страхование РН и КА, так и на всю деятельность Федерального Космического Агентства.

В противном случае Федеральное Космическое Агентство должно разумно распределять данные им средства. Страховать по большей части, к примеру, не научные спутники не несущие никакой экономической ценности, а серийные КА способные приносить прибыль.

Библиографические ссылки

1. Цветков С. В. Материальная ответственность сторон трудового договора: проблемы и перспективы // Юрист. 2001. № 6. С. 51.

2. О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю : Судебная практика по делам о материальной ответственности работника обобщена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 1.

3. Об охране заработной платы : Рекомендация № 85 Международной организации труда // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева : Международное бюро труда, 1991. С. 954-956.

© Лиховид А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.