Научная статья на тему 'Особенности организации работы по формированию техники речи будущего учителя'

Особенности организации работы по формированию техники речи будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА РЕЧИ / ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ АППАРАТ / ДЫХАНИЕ / ГОЛОС / ДИКЦИЯ / ТЕМБР / ТОН / SPEECH TECHNIQUE / VOICE-SPEECH APPARATUS / BREATHING / VOICE / DICTION / TIMBRE / TONE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харлова Надежда Михайловна

The article discusses the features of the work organization of on the formation of future teacher’s speech techniques. The research material was observations on the speech of future teachers of Russian language and literature. The article describes the key concepts for the formation of a perfect speech technique: breathing, voice, diction. Special attention is paid to the system of exercises and rules that help future teachers develop the necessary skills of correct speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE WORK ORGANIZATION ON THE FORMATION OF FUTURE TEACHER’S SPEECH TECHNIQUES

The article discusses the features of the work organization of on the formation of future teacher’s speech techniques. The research material was observations on the speech of future teachers of Russian language and literature. The article describes the key concepts for the formation of a perfect speech technique: breathing, voice, diction. Special attention is paid to the system of exercises and rules that help future teachers develop the necessary skills of correct speech.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы по формированию техники речи будущего учителя»

PHILOLOGICAL SCIENCE

2. Andreeva K.A. Vvedenie v kognitivnuju pojetiku: ucheb. posobie [Introduction to Cognitive Poetics]. Tjumen': Vektor Buk, 2009. 160 p.

3. Gal'perin I.R. Tekst kak ob#ekt lingvisticheskogo issledovanija [Text as an object of linguistic research]. Moscow: Nauka, 1981. 138 p.

4. Pushmina S.A. Fragment kognitivnoj modeli mnogomirija v literaturnom tekste (na materiale romana L.N. Tolstogo «Anna Karenina») [A fragment of the cognitive model of multiriminity in a literary text (based on the material of Leo Tolstoy's novel "Anna Karenina")]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija. Iskusstvovedenie [CSU Bulletin. Philological Sciences], 2009, no. 22, pp. 97-102.

5. Pushmina S.A. Tekstovoe mnogomirie i vhod v nego cherez vorota dejksisa: na materiale sopostavitel'nogo analiza tekstov proizvedenij L. N. Tolstogo «Anna Karenina» i Dzh. Golsuorsi «The Forsyte Saga». Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Textual diversity and entry into it through the gates of deixis: on the basis of a comparative analysis of the texts of the works of L. N. Tolstoy "Anna Karenina" and J. Galsworthy «The Forsyte Saga». Ph. D. (Philology) diss.]. Tjumen', 2009. 22 p.

6. Filistova N.Ju. Lingvisticheskie osobennosti kategorii hudozhestvennogo vremeni (na primere psihologicheskih ras-skazov M. Spark) [Linguistic features of the category of artistic time (on the example of psychological stories by M. Spark)]. Filologicheskie nauki v MGIMO [PhilologicalSciences in MGIMO], 2018, no. 3 (15), pp. 132-137.

7. Filistova N.Ju., Svistunova M.A. Tekstovye miry v detektivnom zhanre (na materiale detektivnogo romana A. Kristi «Murder on the Orient Express») [Text worlds in the detective genre (based on the material of the detective novel by A. Christie «Murder on the Orient Express»)]. Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii i zhurnalistiki [Urgent issues of modern philology and journalism], 2019, no. 1 (32), pp. 16-27.

8. Fowles J. The Collector. N.Y.: The Penguin Books, 1989. 290 p.

9. Mclntyre D. Point of view in plays: A cognitive stylistic approach to viewpoint in drama and other text-types. L.: John Benjamins Publishing, 2006. 203 p.

10. Werth P. Texts Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse. L.: Longman, 1999. 390 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.Ю. Филистова, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения, БУ ВО ХМАО-Юры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия, e-mail: nataliafilistova@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3342-905Х.

А.О. Родионова, студент, БУ ВО ХМАО-Юры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия, e-mail: rodionovaaa98@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5272-8904. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.Yu. Filistova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University, Surgut, Russia, e-mail: nataliafilistova@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3342-905Х.

A.O. Rodionova, Student, Surgut State University, Surgut, Russia, e-mail: rodionovaaa98@mail.ru, ORCID: 00000002-5272-8904.

УДК 371

Надежда Михайловна Харлова

г. Шадринск

Особенности организации работы по формированию техники речи

будущего учителя

В статье рассматриваются особенности организации работы по формированию техники речи будущего учителя. Материалом исследования послужили наблюдения над речью будущих учителей русского языка и литературы. В статье описаны ключевые понятия для формирования совершенной техники речи: дыхание, голос, дикция. Особое внимание уделяется системе упражнений и правилам, помогающим будущим учителям выработать необходимые навыки правильной речи.

Ключевые слова: техника речи, голосо-речевой аппарат, дыхание, голос, дикция, тембр, тон.

Nadezhda Mikhailovna Kharlova

Shadrinsk

Features of the work organization on the formation of future teacher's speech techniques

The article discusses the features of the work organization of on the formation of future teacher's speech techniques. The research material was observations on the speech of future teachers of Russian language and literature. The article describes the key concepts for the formation of a perfect speech technique: breathing, voice, diction. Special attention is paid to the system of exercises and rules that help future teachers develop the necessary skills of correct speech. Keywords: speech technique, voice-speech apparatus, breathing, voice, diction, timbre, tone.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

259

Правильная, грамотная речь учителя - это профессиональная необходимость. Мы считаем, что владение техникой речи - это орудие профессиональной деятельности. Значимость грамотной речи учителя состоит и в том, что восприятие учащимися учебного материала становится гораздо эффективнее. Невыразительная, тихая речь, нечёткая артикуляция затрудняет процесс обучения.

Вопросам формирования техники речи будущего учителя в отечественной науке уделяется достаточно серьёзное внимание. Существуют научные школы, проходят конференции, защищаются диссертации, Так, в 2005 году в Иркутске на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Л.А. Бабицкая защитила диссертацию на тему «Педагогические условия становления техники речи будущего учителя в образовательном процессе вуза» [1].

Во все времена учитель являлся образцом правильной речи. Это относится к любому учителю, будь это учитель физики, биологии, математики. Но в первую очередь, обладать образцовой речью должен учитель русского языка и литературы. Именно на уроках русского языка, на уроках литературы учащийся получает первые систематические сведения о правилах общения, о коммуникативных качествах речи, о системе функциональных стилей русского языка - то есть о культуре речи.

Понятие «культура речи» включает несколько аспектов. Согласно определению, данному в Лингвистическом энциклопедическом словаре В.Н. Ярцевой, культура речи - «это 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры» [3, С. 247].

В процессе подготовки учителя в педагогических вузах предусмотрена дисциплина «Русский язык и культура речи». Значение этой дисциплины в подготовке учителя действительно велико. На занятиях студенты не только систематизируют знания по русскому языку, полученные в средней школе, но и изучают нормы русского литературного языка, коммуникативные качества речи, систему функциональных стилей и жанров русского языка.

Вопросы культуры речи изучаются и на другой дисциплине «Культура речи будущего учителя», которая предполагает изучение качеств грамотной речи учителя: точности, логичности, чистоты, уместности, краткости, выразительности, ясности; нормативности речи учителя; использование невербальных средств общения. Проблеме обучения будущего учителя владению грамотной речью посвящены отдельные труды [4]. Одним из аспектов широкого понятия «культура речи» является техника речи.

В процессе подготовки учителя русского языка и литературы большого внимания заслуживает овладение техникой речи. Учитель может уметь использовать стилистические ресурсы русского языка, владеть нормами устного и письменного литературного языка, но неумелое пользование голосом, дыханием, нечёткая дикция могут вызывать у школьников непонимание или формировать неприятие учителя или учебного предмета.

В учебных планах подготовки учителей русского языка и литературы в 2015 году была введена дисциплина «Техника речи будущего учителя». Рабочая программа данной дисциплины предусматривает большой круг вопросов: от общих («Культура речи как педагогическая необходимость». «Понятие техники речи учителя». «Основные требования к технике речи учителя») до конкретных («Голосо -речевой аппарат человека». «Голос. Способы формирования голоса». «Дыхание и дикция»). Студенты знакомятся с понятиями: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация.

Основное внимание на лекциях и семинарских занятиях уделяется собственно методам и приёмам формирования техники речи будущего учителя.

Начинаются занятия с повторения устройства речевого аппарата человека, поскольку с этим материалом студенты-филологи знакомились на первом курсе при изучении раздела современного русского языка - «Фонетика». Отмечается роль речео-бразующих органов всех уровней (нижний, средний, верхний) для формирования голоса человека.

Важнейшим понятием дисциплины «Техника речи будущего учителя» является «дыхание». Именно дыхание является основой формирования речи. Нижний уровень (этаж), где возникает поток воздуха, включает лёгкие, бронхи, трахею. Воздушная струя является основой возникновения образующих звук колебаний. Каждый орган нижнего этажа речевого аппарата важен. Чтобы речь будущего учителя была свободной, нужно научиться правильно дышать. «Многие люди... не умеют управлять своим дыханием: не набирают воздуха достаточно, чтобы его хватило на нужное количество слов, хрипят, задыхаются, брызгают слюной, сбиваются на фальцет или шёпот, делают неоправданные паузы, произносят текст с неестественными, натужными интонациями» [5, С.178-179]. В повседневной жизни человек не задумывается о глубине и частоте вдоха, но когда голос становится профессиональным орудием, очень важно научиться правильно организовать процессы вдоха и выдоха. С этой целью студенты знакомятся с различными дыхательными техниками. На занятиях проводится дыхательная гимнастика с привле-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО _ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PHILOLOGICAL SCIENCE

чением видеоматериалов. Так, например, студенты с удовольствием занимались дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой. Такая гимнастика практиковалась в начале каждого занятия по «Технике речи будущего учителя», и студенты смогли приобрести прочный навык применения различных дыхательных упражнений.

Как показал опрос студентов-филологов пятого курса, многие из них никогда не задумывались, что правильное дыхание - это основа техники речи учителя. «На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхания дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка... Поэтому систематическая работа над собой и выполнения специальных упражнений способствовать совершенствованию дыхательной системы будущего учителя» [6].

На среднем уровне речевого аппарата при колебании голосовых связок формируется голос. Именно голос считается главным в формировании техники речи. Наиболее часто встречающиеся профессиональные заболевания учителя - ларингит (воспаление ларинкса - околосвязочного пространства), фарингит (воспаление фарингальной области), ангина. Часть из них носит инфекционную природу, а причиной ларингита часто является перенапряжение голосовых связок, несоблюдение голосового режима. Как отмечают исследователи, «голос учителя должен быть сильным, звучным, гибким, с широким диапазоном и приятным тембром» [2].

Студенты-филологи провели наблюдение, целью которого был анализ качеств голоса. Как оказалось, студенты хорошо воспринимают голос, обладающий высокой полётностью, звучностью, мелодичностью, гибкостью, приятным тембром. Вызывает неприятие голос монотонный, невыразительный, скрипучий, ворчливый.

Формирование качеств голоса может происходить при помощи специального комплекса упражнений. Для формирования полётности используются пение слогов. Гибкость вырабатывается при помощи произношения фраз в различных регистрах (верхнем, среднем, нижнем), в различных типах тональных конструкций. Тембр относится к индивидуальным качествам голоса и формируется за счёт индивидуальных особенностей строения речевого аппарата человека. На верхнем уровне речеобразующие органы (верхнее нёбо, язык, губы, зубы, носоглотка) помогают оформить голос в звук. Они могут иметь отличия у разных людей. На основной тон накладываются дополнительные тоны. Даже у одного человека в разное время суток состояние органов может быть различно. Сложно требовать от будущего учителя того, чтобы его голос обладал приятным от природы тембром. Но работать над совершенствованием и гигиеной полостей резонаторов (ротовая полость, носовая полость, носоглотка) будущий

учитель также может при помощи различных упражнений. Такие упражнения помогут снять гнусавость, визгливость, хриплость, сипоту голоса. Соблюдение гигиены голосо-речевого аппарата является важным требованием.

При произнесении звука важным составляющим техники речи является дикция.

Дикция зависит от правильной работы активных органов речи: губ, языка, маленького язычка. Неверное движение этих органов ведёт к возникновению шепелявости, картавости, сюсюканья. Нарушение дикции может проявляться в проглатывании слогов, узком раскрытии рта, что ведёт к неясности. Если работа логопеда не принесла результата и будущий учитель всё-таки имеет нарушения дикции, нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. На семинарских занятиях студенты-филологи также познакомились с различными вариантами таких гимнастик, при помощи которых прорабатывается подвижность губ, языка. Полезным является упражнение на чёткое проговаривание всех звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Например, во фразах: «Здравствуйте!», «Откройте тетради!», «Запишите число!». Улучшает дикцию произношение скороговорок. Как оказалось, студенты осознают важность дикции для учителя русского языка и литературы, а процесс формирования чёткой дикции с интересом воспринимается ими.

Хорошая дикция готовит речевой аппарат к работе на протяжении 5-6 уроков, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

К числу других важнейших понятий, рассматриваемых на дисциплине «Техника речи будущего учителя», относятся следующие качества голоса: сила голоса, внушаемость голоса, выносливость голоса.

Как же будущему учителю сформировать сильный, выразительный голос с широким диапазоном и приятным тембром?

К числу основных рекомендаций, с которыми знакомятся студенты-филологи, относятся следующие:

1. Учитель должен начинать свой день не только с занятия физзарядкой. Не меньшего внимания требует подготовка к работе голосо-речевого аппарата. Голосу также требуется утренняя гимнастика, которая поможет разогреть его пред использованием. Голосовая гимнастика включает различные артикуляционные упражнения.

2. Важным этапом подготовки голоса к работе являются гигиенические процедуры: полоскание горла, промывание носовой полости.

3. Важна осанка учителя. Согнутая спина, опущенные плечи, голова мало способствуют правильному речевому дыханию, полётности голоса.

4. Сила голоса проявляется не в крике. Голос, срывающийся на крик, так же отрицательно вос-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

261

принимается учащимися, как и очень тихий, слабый голос. Учитель, обладающий сильным голосом, умеет пользоваться всеми регистрами в зависимости от ситуации. Однако на уроках следует пользоваться голосом средней силы. Такой голос более вынослив.

5. Голос учителя, как мы уже отмечали, - это его рабочий инструмент, поэтому голос нужно беречь. По возможности в течение урока, на переменах, в конце рабочего дня после шестичасовой нагрузки учителю следует давать отдых голосу, соблюдать режим голосового покоя. Для этого учитель может воспользоваться большим набором невербальных средств общения: поза, жест, взгляд, мимика.

6. Речь может быть невнятной, прерывистой, сопровождаться затруднённым дыханием из-за чрезмерного волнения. Исключить волнение полностью невозможно. Однако учиться справляться с

эмоциями - это значит подготовиться к различным ситуациям на уроке.

Работа по формированию правильной техники речи студентов-филологов не должна ограничиваться рамками учебных занятий. «После объективной оценки собственных речевых данных следует начать регулярные занятия для исправления выявленных недостатков, слабых сторон речи (тренировать дыхание, отрабатывать дикцию, укреплять голосовые связки)» [6].

Таким образом, формирование совершенной техники речи предполагает выработку навыков правильного дыхания, голоса и дикции, позволяющих производить на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление. Правильная речь учителя, как мы уже отмечали, - это профессиональная необходимость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабицкая, Л.А. Педагогические условия становления техники речи будущего учителя в образовательном процессе вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.А. Бабицкая. - Иркутск, 2005. - 19 с.

2. Важнейший компонент педагогической техники учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsia.com/10x2f5d.html. - 10.05.2020.

3. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Сов. энцикл., 1990. - 682 с.

4. Мурашов, А.А. Культура речи учителя [Текст] / А.А. Мурашов. - М. : МПСИ, 2002. - 432 с.

5. Сидорова, М.Ю. Русский язык. Культура речи [Текст] : конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 208 с.

6. Техника речи - Педагогика - Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pedagogika.org/publ/tekhnika_rechi/1-1-0-6. - 10.05.2020.

REFERENCES

1. Babickaja L.A. Pedagogicheskie uslovija stanovlenija tehniki rechi budushhego uchitelja v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of the speech technique of the future teacher in the educational process of the university. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Irkutsk, 2005. 19 p.

2. Vazhnejshij komponent pedagogicheskoj tehniki uchitelja [Elektronnyi resurs] [The most important component of the teacher's pedagogical technique]. URL: https://lektsia.com/10x2f5d.html (Accessed 10.05.2020).

3. Jarceva V.N. (ed.) Lingvisticheskij jenciklopedicheskij slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sov. jencikl., 1990. 682 p.

4. Murashov A.A. Kul'tura rechi uchitelja [Teacher speech culture]. Moscow: MPSI, 2002. 432 p.

5. Sidorova M.Ju., Savel'ev V.S. Russkij jazyk. Kul'tura rechi: konspekt lekcij [Russian language. A culture of speech]. Moscow: Ajris-press, 2005. 208 p.

6. Tehnika rechi - Pedagogika - Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Elektronnyi resurs] [Speech Technique - Pedagogy - Fundamentals of Pedagogical Mastery]. URL: https://www.pedagogika.org/publ/tekhnika_rechi/1-1-0-6 (Accessed 10.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.М. Харлова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.M. Kharlova, Ph. D in Philology, Associate Professor of the Department of Philology, Social and Humanistic subjects, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 262_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-U291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.