Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В АГЛОМЕРАЦИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, РЕГИОНАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ '

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В АГЛОМЕРАЦИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, РЕГИОНАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / субъект Российской Федерации / публичная власть / конституция / устав / казачье население / традиции / система публичной власти / state / subject of the Russian Federation / public power / constitution / charter / Cossack population / traditions / public power system

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малиненко Эльвира Владимировна

Проблема организации институтов публичной власти интенсивно вписалась в российскую государственность. Понятие «публичная власть бурно исследуется в процессе научных дискуссий учеными -правоведами, выявляются различные научные подходы. Актуальность научной дискуссии вызвана законодательно урегулированным единством системы публичной власти на основе внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. В статье предлагаются новые классификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of public power in agglomerations, federal territories, regions of traditional residence of the Cossack population

The problem of the organization of institutions of public power has intensely fit into the Russian statehood. The concept of "public power" is vigorously explored in the process of scientific discussions by legal scholars, various scientific approaches are identified. The relevance of the scientific discussion is caused by the legislatively regulated unity of the system of public power on the basis of amendments to the Constitution of the Russian Federation. The article proposes new classifications of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation on this issue.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В АГЛОМЕРАЦИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, РЕГИОНАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_131 УДК342.41

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В АГЛОМЕРАЦИЯХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, РЕГИОНАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Features of the organization of public power in agglomerations, federal territories, regions of traditional residence of the Cossack population

МАЛИНЕНКО Эльвира Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления -

филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

344002, Россия, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.

E-mail:malinenko-ev@ranepa.ru;

Malinenko Elvira Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 70 Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, Rostov region, 344002, Russia. E-mail:malinenko-ev@ranepa.ru

Краткая аннотация: Проблема организации институтов публичной власти интенсивно вписалась в российскую государственность. Понятие «публичная власть бурно исследуется в процессе научных дискуссий учеными -правоведами, выявляются различные научные подходы. Актуальность научной дискуссии вызвана законодательно урегулированным единством системы публичной власти на основе внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. В статье предлагаются новые классификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации по данной проблематике.

АЬвЯаМ: The problem of the organization of institutions of public power has intensely fit into the Russian statehood. The concept of "public power" is vigorously explored in the process of scientific discussions by legal scholars, various scientific approaches are identified. The relevance of the scientific discussion is caused by the legislatively regulated unity of the system of public power on the basis of amendments to the Constitution of the Russian Federation. The article proposes new classifications of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation on this issue.

Ключевые слова: государство, субъект Российской Федерации, публичная власть, конституция, устав, казачье население, традиции, система публичной власти.

Keywords: state, subject of the Russian Federation, public power, constitution, charter, Cossack population, traditions, public power system.

Для цитирования: Малиненко Э.В. Особенности организации публичной власти в агломерациях, федеральных территориях, регионах традиционного проживания казачьего населения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_131.

For citation: Malinenko E. V. Features of the organization of public power in agglomerations, federal territories, regions of traditional residence of the Cossack population // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_131.

Статья поступила в редакцию: 03.10.2023

Проблема организации институтов публичной власти интенсивно вписалась в российскую государственность.

Понятие «публичная власть бурно исследуется в процессе научных дискуссий учеными-правоведами, выявляются различные научные подходы. Актуальность научной дискуссии вызвана законодательно урегулированным единством системы публичной власти на основе внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

Внесенные положения о единстве системы публичной власти кардинально изменяют и укрепляют государственное и муниципальное управление. Поправки способствуют эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявлению особенностей организации публичной власти в агломерациях, федеральных территориях, регионах традиционного проживания казачьего населения. Вместе с тем, это не означает полное слияние органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Последние, не нарушая конституционные принципы, по прежнему не входят в систему органов государственной власти. Самостоятельность органов местного самоуправления конституционно закреплена и не подлежит изменению.

Система публичной власти в субъектах РФ формируется на основе исторических сложившихся традиций, особенностей территориального развития, особенностей уникального характера единства власти с учетом социально-экономических факторов. Ей присуще особенности организации публичной власти в агломерациях, федеральных территориях, регионах традиционного проживания казачьего населения.

В свою очередь закрепление единства системы публичной власти означает новый уровень эффективности их деятельности.

Понятие «публичная власть», законодательно урегулированное в федеральной Конституции активно исследуется учеными -юристами, политологами, социологами.

Ю. А. Тихомиров справедливо отмечал, что публичная власть достаточно емкое, широкое, объемное понятие. Оно включает в себя широкий спектр различных отраслей права[1].1.

1 Тихомиров Ю.А. Как обеспечить эффективность закона.2019.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

В конституционно-правовой науке появляются новые подходы к изучению проблематики публичной власти. В последнее время опубликованы научные труды А.В. Безрукова, А.А. Клишаса, О.А. Кожевникова, В.В. Комаровой, Н.В. Ландерсон, В.А. Лебедева, В.А. Мещерягиной, А.И, Стахова, Т.Я. Хабриевой и других авторов.

Они предлагают различные концептуальные подходы определения особенностей организации публичной власти.

Единство публичной власти рассматривается как назревшая особенность конституционной реформы. Например, такую идею высказывают А.В. Безруков, О.А. Кожевников, В.А. Мещерягина[2] 1. По их мнению, эффективность государственного управления зависит от закрепления на уровне федерального и регионального законодательства оптимального баланса в структуре и полномочиях органов государственной власти[2]2.

Вместе с тем, проблема значительно шире, распространеннее. Эффективность баланса зависит не только от компетенции, но и многочисленных факторов. Как представляется, важный фактор в оптимальном балансе ответственность органов публичной власти и должностных лиц. Неотъемлемым постулатом является и ведение активного диалога между населением и властью, способствующего участию населения в управлении делами государства и общества.

С.А. Авакьян, говоря о местном самоуправлении как форме публичной власти, отмечает относительность самостоятельности указанного института[3]3.

A.А. Клишас, Т.Я. Хабриева абстрагируются от идеи относительной самостоятельности, видя цель изменений в установлении более тесного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления^]4. Для этого, по их мнению, введена новая обобщающая категория - «публичная власть», а также близкие к ней понятия «система публичной власти» и «единство системы публичной власти» [4]5.

B. А. Лебедев, рассматривая органы государственной власти субъектов РФ, характеризует их как элемент единой системы публичной власти современной России[5]6. "

Однако, несмотря на наличие научных трудов, проблема организации публичной власти в агломерациях, на федеральных территориях, в регионах традиционного проживания казачьего населения не рассматривалась и не исследовалась. Не разработаны теоретические подходы с учетом принципов территориального развития субъекта, не выявлены особенности менталитета населения, этнических особенностей, коренных малочисленных народов.

В юридической литературе пока не установлено понятие «единая компетенция органов публичной власти» в условиях правового государства с учетом агломераций, федеральных территорий, регионах традиционно проживающего казачьего населения.

Законодательное решение проблемы в выработке концептуальных предпосылок, определяющих новые теоретические подходы.

В конституции и уставы субъектов РФ включены правовые нормы, регулирующие статус органов государственной власти в единой системе публичной власти. Например, ст.5 Устава Хабаровского края определяет перечень органов, входящих в единую систему публичной власти в Хабаровском крае[6]7. К таким относятся органы государственной власти Хабаровского края, иные государственные органы Хабаровского края, органы местного самоуправления муниципальных образований. Региональный законодатель определяет их роль в целях взаимодействия наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Хабаровского края.

1. Органы государственной власти Хабаровского края, иные государственные органы Хабаровского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края входят в единую систему публичной власти в Хабаровском крае (далее - органы, входящие в единую систему публичной власти в Хабаровском крае) и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Хабаровского края[6]8.

С целью эффективной организации деятельности единой системы публичной власти представляется насущной проблемой создание агломераций с учетом этнического традиционного населения[7].

Прежде всего, необходимо определить субъекты Российской Федерации, на территории которых этнически традиционно проживает казачье население[8]9.

К таким субъектам отнесены Краснодарский край, Волгоградская, Оренбургская область, Ростовская область, Свердловская область,

1 Безруков, А. В., Кожевников, О. А., Мещерягина, В.А. Конституционная реформа как основа построения устойчивой и эффективной системы публичного управления в России /А.В.Безруков, О.А.Кожевников, В.А. Мещерягина //Конституционное и муниципальное право.2021. № 9.

2 Безруков А. В., Кожевников О. А., Мещерягина В.А. Конституционная реформа как основа построения устойчивой и эффективной системы публичного управления в России /А.В.Безруков, О.А.Кожевников, В.А. Мещерягина//Конституционное и муниципальное право.2021. № 9.

3 Авакьян, С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции/С.А. Авакьян //Юридический мир.2020. № 1.

4 Хабриева, Т.Я., Клишас, А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» /Т.Я.Хабриева , А.А.Клишас А.А// М.,Норма, ИНФРА-М, 2020.

5 Хабриева, Т.Я., Клишас, А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» /Т.Я.Хабриева , А.А.Клишас А.А// М.,Норма, ИНФРА-М, 2020.

6 Лебедев, В. А. Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единства системы публичной власти современной России/В.А. Лебедев//Конституционное и муниципальное право.2021. № 8.

7 Устав Хабаровского края (принят постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19.05.2022 № 1331 Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 21.05.2022, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.05.2022, Приамурские ведомости. № 21, 01.06.2022

8 Устав Хабаровского края (принят постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19.05.2022 № 1331 Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 21.05.2022, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.05.2022, Приамурские ведомости. № 21, 01.06.2022

9 многочисленными являются члены Кубанского казачьего войска, проживающие на территории Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесской Республики, а также Абхазии. Второе место за казаками казачьих обществ «Всевеликого войска донского», охватывающего Ростовскую, Волгоградскую, Астраханскую области и Калмыкия. Замыкает тройку Центральный казачий округ//https://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/gde_zhivut_kazaki/153-1-0-1246 (дата обращения 01.04.2023)

Ставропольский край, Москва, Санкт-Петербург.

Именно на данных территориях в различные исторические времена зарождались этнические группы казачьего населения. . Ростовская область стала наиболее приемлемым местом территориального проживания казаков.

Вместе с тем, основываясь на данных о численности казачьего населения по субъектам, предлагаем следующую классификацию:

1)по территориальному устройству Воронежская, Ростовская области, Ставропольский край;

2) по численности казачьего населения

Наиболее крупными субъектами являются Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский, Ставропольский края.

Тем не менее Терское войсковое казачье общество, включающее в себя территорию Ставропольского края и всех республик СевероКавказского - федерального округа, кроме Карачаево-Черкесской Республики, находится на пятом месте[8]1.

3)субъекты Федерации, в которых отсутствуют этническое казачье население по данным переписи населения. К ним относятся Чеченская республика, 4 автономных округа.

При формировании научного представления об организации публичной власти в регионах традиционного проживания казачьего населения, необходимо, прежде всего, обратить внимание, на особенности подхода к анализу конституций и уставов субъектов РФ.

Такое невнимание в конституционно-правовой науке и государственно-правовой практике к проблематике конституций и уставов субъектов РФ позволяет указать на фактическое отсутствие понимания населением ряда понятий, связанных с институтом публичной власти.

Конституции и уставы субъектов РФ опосредствуют ряд институтов в той или иной степени, способствующих организации публичной власти в регионах традиционного проживания публичной власти. Вместе с тем основное содержание исследуемых нами актов, в большей степени, далеко от правового идеала, хотя очевидно, что в той или иной степени в конституции и уставы внесены правовые нормы, опосредствующие институт публичной власти.

Анализ теоретических подходов к организации публичной власти в указанных регионах возможен только на основе конституций и уставов субъектов РФ.

Вместе с тем, представляется необходимым предложить классификацию исследуемых актов по следующим основаниям

1) сфера народовластия;

2) процедура отзыва высшего должностного лица субъекта РФ;

3) процедура отзыва депутатов;

4) дистанционное электронное голосование.

Предложенная классификация будет способствовать в конституционно-правовой науке появлению новых теоретических подходов, а в практике совершенствованию деятельности системы публичной власти.

Библиография:

1.Тихомиров Ю.А. Как обеспечить эффективность закона. 2019.

2. Безруков А. В., Кожевников, О. А., Мещерягина, В.А. Конституционная реформа как основа построения устойчивой и эффективной системы публичного управления в России / А. В. Безруков, О.А. Кожевников, В.А. Мещерягина // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9.

3. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции / С.А. Авакьян // Юридический мир. 2020. № 1.

4. Хабриева, Т.Я., Клишас, А.А. Т ематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. М., Норма, ИНФРА-М, 2020.

5. Лебедев, В. А. Органы государственной власти субъектов РФ как элемент единства системы публичной власти современной России / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8.

6. Устав Хабаровского края (принят постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19.05.2022 г. № 1331 Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 21.05.2022, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.05.2022, Приамурские ведомости. № 21, 01.06.2022.

7.Малиненко Э.В. Конституции и уставы как договоры населения и власти в субъектах Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 5 (161). С. 61-64.

8. https://kazakcenter.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/gde_zhivut_kazaki/153-1-0-1246 (дата обращения 01.04.2023).

Abstract:

1. Tikhomirov Yu.A. How to ensure the effectiveness of the law. 2019.

2. Bezrukov A.V., Kozhevnikov, O. A., Meshcheryagina, V.A. Constitutional reform as the basis for building a stable and effective system of public administration in Russia / A.V. Bezrukov, O.A. Kozhevnikov, V.A. Meshcheryagina // Constitutional and municipal law. 2021. № 9.

3. Avakian S.A. Local self-government as a form of public authority: constitutional expectations and real constructions/S.A. Avakian // Legal world. 2020. No. 1.

4. Khabrieva, T.Ya., Klishas, A.A. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of Certain issues of the organization and functioning of public power" / T.Ya.Khabrieva, A.A. Klishas A.A. M., Norm, INFRA-M, 2020.

5. Lebedev, V. A. Public authorities of the subjects of the Russian Federation as an element of the unity of the system of public power in modern Russia / V.A. Lebedev // Constitutional and municipal law. 2021. № 8.

6. The Charter of the Khabarovsk Territory (adopted by Resolution of the Legislative Duma of the Khabarovsk Territory dated 05/19/2022 No. 1331, the official Internet portal of normative legal acts of the Khabarovsk Territory http://laws.khv.gov.ru , 05/21/2022, Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru , 05/25/2022, Amur region Vedomosti. No. 21, 06/01/2022.

7.Malinenko E.V. Constitutions and charters as contracts of the population and government in the subjects of the Russian Federation // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 5 (161). pp. 61-64.

8. https://kazakcenter.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/gde_zhivut_kazaki/153-1-0-1246 (accessed 04/01/2023).

1https://kazakcenter.ru/publ/novosti_kazak_inform/rossijskoe_kazachestvo/gde_zhivut_kazaki/153-1-0-1246 (дата обращения 01.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.