УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
© Марина Юрьевна ЛЕМЕЩЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Описывается технология восстановления и активации профессионально-личностного потенциала сотрудников полиции, выполнявших служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона.
Ключевые слова: стрессовые состояния; профессиональная идентичность; профессиональное совершенствование; система жизненных ценностей.
Выполняя служебные обязанности, связанные с пресечением террористических актов на территории Северо-Кавквзского региона, сотрудники органов внутренних дел подвергаются воздействию целого ряда экстраординарных и психотравмирующих факторов, негативно влияющих на процесс адекватного восприятия окружающей действительности. Аффективные раздражители, с высокой долей вероятности, изменяют самооценку, значительно сужают коммуникацию, трансформируют мотивационную сферу, перестраивают привычные поведенческие и когнитивные стереотипы и, вторгаясь в структуру личности, серьезно ее деформируют [1]. В результате этого, в постэкстре-мальный период почти у четверти полицейских фиксируются различные психологические трудности и проблемы, среди которых особую значимость приобретают нарушения профессиональной идентичности, в т. ч. снижение работоспособности, ухудшение деловой квалификации, препятствия в осознании собственных индивидуальных возможностей, утеря побуждений к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию. Как правило, все эти люди, возвращаясь к обычной жизнедеятельности, отчетливо ощущают ситуационно обусловленную депрофессионализацию, зачастую прогрессирующую и коренным образом изменяющую их отношение к профессии в целом. Преодолеть подобные затруднения самостоятельно получается далеко не у каждого, вследствие чего возникает потребность в современных, надежных и экономичных тех-
нологиях, минимизирующих или сводящих на нет негативные последствия психотравмирующего воздействия. В этой связи важно учитывать и то обстоятельство, что именно эта категория специалистов, в силу наличия опыта работы в особых условиях, является значимой частью социально-политического и мобилизационного ресурса государства и рост требований к их компетентности и квалификации существенно возрастает [2], а это значит, что постэкстремальное психологическое сопровождение сотрудников полиции становится жизненно необходимым. Его первоочередная задача - закрепление в профессиональном поле устойчивой личностной позиции, а так же создание условий для дальнейшего профессионального роста, развития, совершенствования и самосовершенствования. Алгоритм одной из подобных технологий будет подробно описан в данной статье.
Восстановительные и профилактические мероприятия целесообразно проводить комплексно и поэтапно.
На первом этапе, как правило, происходит общее диагностирование, т. е. изучается среда и другие параметры, влияющие на общее самочувствие сотрудников полиции. Затем составляются психологические портреты, прогнозируются дальнейшая профессиональная деятельность и личностное взаимодействие. Документально отражаются все аспекты текущего состояния, дающие возможность выявить лица с нарушениями психической активности. Исследование включает методики, направленные на выявление
личностных особенностей, адаптационных возможностей, а также наличие или отсутствие эмоциональной деструкции. Кроме того, в обязательном порядке проводится индивидуальное собеседование, формирующее или дополняющее объективную оценку личностного потенциала и профессионально-значимых качеств. По результатам психологической диагностики все испытуемые подразделяются на 3 основные группы:
1) испытуемые без существенных психических отклонений, сохранившие оптимальную работоспособность и нормально социально адаптированные, т. е. способные самостоятельно решать возникающие проблемы, связанные с пребыванием в экстремальных условиях;
2) испытуемые, имеющие психические нарушения и сниженный уровень работоспособности, но сохраняющие достаточный самоконтроль посредством значительного эмоционального и физического напряжения и нуждающиеся в проведении восстановительных мероприятий;
3) испытуемые, имеющие выраженные нарушения социальной и профессиональной адаптации и требующие повышенного внимания со стороны специалиста-психолога.
Второй этап включает реализацию комплекса программных мероприятий, направленных на успешную реадаптацию сотрудников полиции в микро- и макросреде, т. е. здесь непосредственно применяются специальные методы, методики и психотехники, ориентированные на преодоление негативных последствий психотравмирующих ситуаций, восстановление аутопсихологического ресурса, обучение навыкам личностной саморегуляции в сложных и критических условиях профессиональной деятельности. Рабочий процесс на втором этапе должен осуществляться в кабинете психоэмоциональной регуляции, оснащенном необходимым оборудованием, и быть ориентированным по двум вариантам:
1) профилактический - для сотрудников, отнесенных по результатам диагностического обследования к 1 и 2 группам и рассчитанный на 10-12 занятий;
2) углубленный - для сотрудников, отнесенных к 3 группе и рассчитанный на 1520 занятий.
Продолжительность и периодичность профилактических, восстановительных и коррекционных мероприятий, а также количество участников определяется в зависимости от поставленных задач. Первые 2-3 ознакомительных занятия проводятся индивидуально, по возможности - ежедневно, но не реже 1 раза в 2 дня. Их цель - формирование зрелой мотивации, позволяющей сотрудникам полиции осознанно включаться в рабочий процесс. Задача психолога здесь - обозначение методико-практических основ профилактики и коррекции негативных последствий психотравмирующих факторов и их влияние на качество профессиональной деятельности. Затем, в зависимости от выраженности проблематики и других показателей, осуществляется подбор форм и методов дальнейшей работы с сотрудниками полиции. Индивидуальная форма используется, если проблемы носят индивидуальный характер, тогда собеседования или консультирования проводятся не реже 3-х раз в неделю и ориентируются на оптимизацию психической активности в преодолении стрессовых состояний, психологических затруднений, кризисных ситуаций. При консультировании особое значение придается формированию адекватного профессионального сознания и повышению личной ответственности за способы выражения иррациональных чувств и аффективных переживаний. Групповая форма работы используется, если сотрудник адекватно воспринимает и принимает остальных участников микрогруппы. При такой форме в первую очередь решается задача акцентирования внимания на активном межличностном взаимодействии. Занятия в группе проводятся ежедневно и участвуют в них от 3-х до 10-ти человек. Их основная задача - обучение и отработка навыков выброса отрицательных эмоций и травмирующих переживаний социально-приемлемыми способами. Продолжительность занятий в среднем 45 мин. Общий курс рассчитан на 8-10 дней. При необходимости применяется и смешанная, т. е. индивидуально-групповая форма работы.
В ходе работы с сотрудниками полиции используются следующие основные методы:
- эксперимент - для изучения личностных и других особенностей в специально созданных условиях;
- анализ продуктов деятельности - для оценки различных психологических показателей;
- наблюдение - для планомерного и целенаправленного фиксирования способов реагирования в условиях повседневной жизни.
При выборе методов коррекции упор делается на использование максимально естественных для человека приемов, в первую очередь таких, которые ориентированы на включение собственных механизмов регуляции психической деятельности [3].
Одним из основных и действенных методов эмоционально-личностной саморегуляции является метод активной или пассивной нервно-мышечной релаксации. Он рекомендуется для ежедневных занятий в группе в течение 5-10 дней. Длительность каждого занятия от 45 до 75 мин. Занятия сопровождаются специальной функциональной музыкой [4]. Восстановление процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также быстрая мобилизация внутренних резервов организма осуществляется при помощи различных дыхательных упражнений, в т. ч. «Свободного дыхания» и «Саморегуляции дыхания». Это самостоятельные техники балансировки эмоций, позволяющие закреплять навыки определенной устойчивости к различным неблагоприятным внешним воздействиям. Кроме того, широко используются упражнения с элементами телесноориентированной терапии. Они, как правило, являются завершающим звеном в сеансах психоэмоциональной регуляции. Выполняются всеми участниками в течение 6090 мин., если блок этих упражнений применяется как самостоятельная психокоррекционная техника. Отработка навыков поведенческой регуляции в «острые» или кризисные моменты осуществляется в ходе социальнопсихологических тренингов. По окончанию тренинговых занятий упор делается на разработку практических рекомендаций для каждого сотрудника.
Наиболее эффективными средствами воздействия на психическое состояние сотрудников ОВД в условиях дефицита времени, являются цвето- и звукодинамические устройства, в т. ч. аппарат психоэмоциональной коррекции «АПЭК», в основу работы которого положен метод цветовой терапии монохроматическими излучениями. С его
помощью происходит формирование оптимального психологического настроя. После повышенных эмоциональных и физических нагрузок рекомендуется проведение 1-2-х сеансов в день в течение недели. Продолжительность каждого сеанса - 10-15 мин. Для восстановления работоспособности и балансировки процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга используется аппарат аудиовизуальной стимуляции класса «Вояджер» «NOVA PRO 100». Его мерцающий свет в сочетании с шумовыми эффектами настраивает на активную деятельность и дает возможность чувствовать себя бодрее, энергичнее или наоборот, позволяет существенно снизить эмоциональное напряжение, ощутить психологический комфорт. Рекомендуемая частота использования прибора -ежедневные сеансы по 10-45 мин. каждый в течение 5 дней. При необходимости количество сеансов может быть увеличено, но с учетом его особенностей для каждого из сотрудников подбираются индивидуальные программы монохромного излучения и бинауральных ритмов. Формирование устойчивых навыков саморегуляции осуществляется при помощи прибора биологической обратной связи «Релана-Эрго», принцип действия которого основан на непрерывном измерении поверхностного сопротивления кожи, увеличивающегося в процессе релаксации. Количество сеансов с «Реланой-Эрго» не ограничено. Прибор используется до того момента, когда у сотрудников полиции появляются устойчивые релаксационные реакции. Кроме того, «Релана-Эрго» позволяет контролировать ход, направленность и глубину эмоциональных реакций на различные раздражители, изменяющие активность симпатической нервной системы, то есть при необходимости она используется и как индикатор подбора программ аудиовизуальной терапии. Для усиления психостимулирующего и психорелаксационного эффекта может применяться проекционное цветодинамическое устройство «Цветодин-200», увеличивающее периоды последовательной смены процессов торможения - активации и разрывающее связанность негативно ориентированных ассоциаций. Время его использования - 10-30 мин. в течение одного сеанса. Наибольший эффект достигается, когда занятия проходят с использованием аэроионизатора «Ленар». По-
высить общий тонус организма и уменьшить болевые ощущения стрессового происхождения возможно с помощью аппарата электроакупунктуры. Это современный нетравмирующий метод стимулирования биологически активных точек электронными импульсами. Особенно эффективна электро-пунктура при хроническом мышечном напряжении, стрессах, нарушениях сна. Кроме того, на протяжении коррекционного процесса применяется ароматерапия, снижающая постстрессовые реакции. Динамика коррекционного процесса в обязательном порядке отслеживается.
На третьем этапе серьезно анализируются результаты работы с сотрудниками полиции, имевшими различные психологические нарушения, а также прогнозируются дальнейшие пути их социальной и профессионально-личностной интеграции. При построении прогностических оценок для сотрудников, отнесенных к 3-1 группе, специалисты уделяют повышенное внимание определению для них различных, иногда альтернативных, вариантов адаптации к условиям обычной жизнедеятельности и повседневной службы. Проблемы, возникающие при дальнейшем ее прохождении, подробным образом фиксируются и при необходимости в индивидуальном порядке корректируются.
Алгоритм, описанной выше технологии, апробирован на базе госпиталя Медико-санитарной части УМВД по Тамбовской области. Результаты эксперимента позволяют говорить о ее экономичности, надежности и эффективности, ведь именно в ходе реализации программных мероприятий стало возможным
разрешить трудную жизненную ситуацию сотрудников полиции - ситуационно обусловленную депрофессионализацию. Особенно ценным в данных условиях стала правильная интерпретация ими внешних событий и формирование комфортного жизненного пространства в соответствии с собственной системой значимых профессиональноличностных ценностей. Кроме того, важнейшим стратегическим компонентом активации профессионально-личностного потенциала
стало умение находить возможность укрепления собственной жизненной позиции и способность преодолевать препятствия, несмотря на текущие трудности и проблемы [5].
1. Мягких Н.И., Каляев А.В., Ермачков А.И., Шутко Г.В. Организация медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в особых условиях. М., 2005.
2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2008.
3. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2007.
4. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. Пермь, 1975.
5. Коваль Н.А., Горячев В.А. Психологические факторы преодоления кризиса в зрелом возрасте // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. Вып. 2. С. 212-215.
Поступила в редакцию 12.12.2012 г.
UDC 159.9
FEATURES OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN POST-EXTREME PERIOD
Marina Yuryevna LEMESHCHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The technology of restoration and activation of professional and personal capacities of police who performed the service and combat missions in the North Caucasus region is described.
Key words: stress conditions; professional identity; professional development; system alignment.