Научная статья на тему 'Особенности организации психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в постэкстремальный период'

Особенности организации психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в постэкстремальный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / STRESS CONDITIONS / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SYSTEM ALIGNMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лемещенко Марина Юрьевна

Описывается технология восстановления и активации профессионально-личностного потенциала сотрудников полиции, выполнявших служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN POST-EXTREME PERIOD

The technology of restoration and activation of professional and personal capacities of police who performed the service and combat missions in the North Caucasus region is described.

Текст научной работы на тему «Особенности организации психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в постэкстремальный период»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

© Марина Юрьевна ЛЕМЕЩЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной психологии, e-mail: lemechenko71@mail.ru

Описывается технология восстановления и активации профессионально-личностного потенциала сотрудников полиции, выполнявших служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона.

Ключевые слова: стрессовые состояния; профессиональная идентичность; профессиональное совершенствование; система жизненных ценностей.

Выполняя служебные обязанности, связанные с пресечением террористических актов на территории Северо-Кавквзского региона, сотрудники органов внутренних дел подвергаются воздействию целого ряда экстраординарных и психотравмирующих факторов, негативно влияющих на процесс адекватного восприятия окружающей действительности. Аффективные раздражители, с высокой долей вероятности, изменяют самооценку, значительно сужают коммуникацию, трансформируют мотивационную сферу, перестраивают привычные поведенческие и когнитивные стереотипы и, вторгаясь в структуру личности, серьезно ее деформируют [1]. В результате этого, в постэкстре-мальный период почти у четверти полицейских фиксируются различные психологические трудности и проблемы, среди которых особую значимость приобретают нарушения профессиональной идентичности, в т. ч. снижение работоспособности, ухудшение деловой квалификации, препятствия в осознании собственных индивидуальных возможностей, утеря побуждений к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию. Как правило, все эти люди, возвращаясь к обычной жизнедеятельности, отчетливо ощущают ситуационно обусловленную депрофессионализацию, зачастую прогрессирующую и коренным образом изменяющую их отношение к профессии в целом. Преодолеть подобные затруднения самостоятельно получается далеко не у каждого, вследствие чего возникает потребность в современных, надежных и экономичных тех-

нологиях, минимизирующих или сводящих на нет негативные последствия психотравмирующего воздействия. В этой связи важно учитывать и то обстоятельство, что именно эта категория специалистов, в силу наличия опыта работы в особых условиях, является значимой частью социально-политического и мобилизационного ресурса государства и рост требований к их компетентности и квалификации существенно возрастает [2], а это значит, что постэкстремальное психологическое сопровождение сотрудников полиции становится жизненно необходимым. Его первоочередная задача - закрепление в профессиональном поле устойчивой личностной позиции, а так же создание условий для дальнейшего профессионального роста, развития, совершенствования и самосовершенствования. Алгоритм одной из подобных технологий будет подробно описан в данной статье.

Восстановительные и профилактические мероприятия целесообразно проводить комплексно и поэтапно.

На первом этапе, как правило, происходит общее диагностирование, т. е. изучается среда и другие параметры, влияющие на общее самочувствие сотрудников полиции. Затем составляются психологические портреты, прогнозируются дальнейшая профессиональная деятельность и личностное взаимодействие. Документально отражаются все аспекты текущего состояния, дающие возможность выявить лица с нарушениями психической активности. Исследование включает методики, направленные на выявление

личностных особенностей, адаптационных возможностей, а также наличие или отсутствие эмоциональной деструкции. Кроме того, в обязательном порядке проводится индивидуальное собеседование, формирующее или дополняющее объективную оценку личностного потенциала и профессионально-значимых качеств. По результатам психологической диагностики все испытуемые подразделяются на 3 основные группы:

1) испытуемые без существенных психических отклонений, сохранившие оптимальную работоспособность и нормально социально адаптированные, т. е. способные самостоятельно решать возникающие проблемы, связанные с пребыванием в экстремальных условиях;

2) испытуемые, имеющие психические нарушения и сниженный уровень работоспособности, но сохраняющие достаточный самоконтроль посредством значительного эмоционального и физического напряжения и нуждающиеся в проведении восстановительных мероприятий;

3) испытуемые, имеющие выраженные нарушения социальной и профессиональной адаптации и требующие повышенного внимания со стороны специалиста-психолога.

Второй этап включает реализацию комплекса программных мероприятий, направленных на успешную реадаптацию сотрудников полиции в микро- и макросреде, т. е. здесь непосредственно применяются специальные методы, методики и психотехники, ориентированные на преодоление негативных последствий психотравмирующих ситуаций, восстановление аутопсихологического ресурса, обучение навыкам личностной саморегуляции в сложных и критических условиях профессиональной деятельности. Рабочий процесс на втором этапе должен осуществляться в кабинете психоэмоциональной регуляции, оснащенном необходимым оборудованием, и быть ориентированным по двум вариантам:

1) профилактический - для сотрудников, отнесенных по результатам диагностического обследования к 1 и 2 группам и рассчитанный на 10-12 занятий;

2) углубленный - для сотрудников, отнесенных к 3 группе и рассчитанный на 1520 занятий.

Продолжительность и периодичность профилактических, восстановительных и коррекционных мероприятий, а также количество участников определяется в зависимости от поставленных задач. Первые 2-3 ознакомительных занятия проводятся индивидуально, по возможности - ежедневно, но не реже 1 раза в 2 дня. Их цель - формирование зрелой мотивации, позволяющей сотрудникам полиции осознанно включаться в рабочий процесс. Задача психолога здесь - обозначение методико-практических основ профилактики и коррекции негативных последствий психотравмирующих факторов и их влияние на качество профессиональной деятельности. Затем, в зависимости от выраженности проблематики и других показателей, осуществляется подбор форм и методов дальнейшей работы с сотрудниками полиции. Индивидуальная форма используется, если проблемы носят индивидуальный характер, тогда собеседования или консультирования проводятся не реже 3-х раз в неделю и ориентируются на оптимизацию психической активности в преодолении стрессовых состояний, психологических затруднений, кризисных ситуаций. При консультировании особое значение придается формированию адекватного профессионального сознания и повышению личной ответственности за способы выражения иррациональных чувств и аффективных переживаний. Групповая форма работы используется, если сотрудник адекватно воспринимает и принимает остальных участников микрогруппы. При такой форме в первую очередь решается задача акцентирования внимания на активном межличностном взаимодействии. Занятия в группе проводятся ежедневно и участвуют в них от 3-х до 10-ти человек. Их основная задача - обучение и отработка навыков выброса отрицательных эмоций и травмирующих переживаний социально-приемлемыми способами. Продолжительность занятий в среднем 45 мин. Общий курс рассчитан на 8-10 дней. При необходимости применяется и смешанная, т. е. индивидуально-групповая форма работы.

В ходе работы с сотрудниками полиции используются следующие основные методы:

- эксперимент - для изучения личностных и других особенностей в специально созданных условиях;

- анализ продуктов деятельности - для оценки различных психологических показателей;

- наблюдение - для планомерного и целенаправленного фиксирования способов реагирования в условиях повседневной жизни.

При выборе методов коррекции упор делается на использование максимально естественных для человека приемов, в первую очередь таких, которые ориентированы на включение собственных механизмов регуляции психической деятельности [3].

Одним из основных и действенных методов эмоционально-личностной саморегуляции является метод активной или пассивной нервно-мышечной релаксации. Он рекомендуется для ежедневных занятий в группе в течение 5-10 дней. Длительность каждого занятия от 45 до 75 мин. Занятия сопровождаются специальной функциональной музыкой [4]. Восстановление процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также быстрая мобилизация внутренних резервов организма осуществляется при помощи различных дыхательных упражнений, в т. ч. «Свободного дыхания» и «Саморегуляции дыхания». Это самостоятельные техники балансировки эмоций, позволяющие закреплять навыки определенной устойчивости к различным неблагоприятным внешним воздействиям. Кроме того, широко используются упражнения с элементами телесноориентированной терапии. Они, как правило, являются завершающим звеном в сеансах психоэмоциональной регуляции. Выполняются всеми участниками в течение 6090 мин., если блок этих упражнений применяется как самостоятельная психокоррекционная техника. Отработка навыков поведенческой регуляции в «острые» или кризисные моменты осуществляется в ходе социальнопсихологических тренингов. По окончанию тренинговых занятий упор делается на разработку практических рекомендаций для каждого сотрудника.

Наиболее эффективными средствами воздействия на психическое состояние сотрудников ОВД в условиях дефицита времени, являются цвето- и звукодинамические устройства, в т. ч. аппарат психоэмоциональной коррекции «АПЭК», в основу работы которого положен метод цветовой терапии монохроматическими излучениями. С его

помощью происходит формирование оптимального психологического настроя. После повышенных эмоциональных и физических нагрузок рекомендуется проведение 1-2-х сеансов в день в течение недели. Продолжительность каждого сеанса - 10-15 мин. Для восстановления работоспособности и балансировки процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга используется аппарат аудиовизуальной стимуляции класса «Вояджер» «NOVA PRO 100». Его мерцающий свет в сочетании с шумовыми эффектами настраивает на активную деятельность и дает возможность чувствовать себя бодрее, энергичнее или наоборот, позволяет существенно снизить эмоциональное напряжение, ощутить психологический комфорт. Рекомендуемая частота использования прибора -ежедневные сеансы по 10-45 мин. каждый в течение 5 дней. При необходимости количество сеансов может быть увеличено, но с учетом его особенностей для каждого из сотрудников подбираются индивидуальные программы монохромного излучения и бинауральных ритмов. Формирование устойчивых навыков саморегуляции осуществляется при помощи прибора биологической обратной связи «Релана-Эрго», принцип действия которого основан на непрерывном измерении поверхностного сопротивления кожи, увеличивающегося в процессе релаксации. Количество сеансов с «Реланой-Эрго» не ограничено. Прибор используется до того момента, когда у сотрудников полиции появляются устойчивые релаксационные реакции. Кроме того, «Релана-Эрго» позволяет контролировать ход, направленность и глубину эмоциональных реакций на различные раздражители, изменяющие активность симпатической нервной системы, то есть при необходимости она используется и как индикатор подбора программ аудиовизуальной терапии. Для усиления психостимулирующего и психорелаксационного эффекта может применяться проекционное цветодинамическое устройство «Цветодин-200», увеличивающее периоды последовательной смены процессов торможения - активации и разрывающее связанность негативно ориентированных ассоциаций. Время его использования - 10-30 мин. в течение одного сеанса. Наибольший эффект достигается, когда занятия проходят с использованием аэроионизатора «Ленар». По-

высить общий тонус организма и уменьшить болевые ощущения стрессового происхождения возможно с помощью аппарата электроакупунктуры. Это современный нетравмирующий метод стимулирования биологически активных точек электронными импульсами. Особенно эффективна электро-пунктура при хроническом мышечном напряжении, стрессах, нарушениях сна. Кроме того, на протяжении коррекционного процесса применяется ароматерапия, снижающая постстрессовые реакции. Динамика коррекционного процесса в обязательном порядке отслеживается.

На третьем этапе серьезно анализируются результаты работы с сотрудниками полиции, имевшими различные психологические нарушения, а также прогнозируются дальнейшие пути их социальной и профессионально-личностной интеграции. При построении прогностических оценок для сотрудников, отнесенных к 3-1 группе, специалисты уделяют повышенное внимание определению для них различных, иногда альтернативных, вариантов адаптации к условиям обычной жизнедеятельности и повседневной службы. Проблемы, возникающие при дальнейшем ее прохождении, подробным образом фиксируются и при необходимости в индивидуальном порядке корректируются.

Алгоритм, описанной выше технологии, апробирован на базе госпиталя Медико-санитарной части УМВД по Тамбовской области. Результаты эксперимента позволяют говорить о ее экономичности, надежности и эффективности, ведь именно в ходе реализации программных мероприятий стало возможным

разрешить трудную жизненную ситуацию сотрудников полиции - ситуационно обусловленную депрофессионализацию. Особенно ценным в данных условиях стала правильная интерпретация ими внешних событий и формирование комфортного жизненного пространства в соответствии с собственной системой значимых профессиональноличностных ценностей. Кроме того, важнейшим стратегическим компонентом активации профессионально-личностного потенциала

стало умение находить возможность укрепления собственной жизненной позиции и способность преодолевать препятствия, несмотря на текущие трудности и проблемы [5].

1. Мягких Н.И., Каляев А.В., Ермачков А.И., Шутко Г.В. Организация медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в особых условиях. М., 2005.

2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2008.

3. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2007.

4. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. Пермь, 1975.

5. Коваль Н.А., Горячев В.А. Психологические факторы преодоления кризиса в зрелом возрасте // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. Вып. 2. С. 212-215.

Поступила в редакцию 12.12.2012 г.

UDC 159.9

FEATURES OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN POST-EXTREME PERIOD

Marina Yuryevna LEMESHCHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: lemechenko71@mail.ru

The technology of restoration and activation of professional and personal capacities of police who performed the service and combat missions in the North Caucasus region is described.

Key words: stress conditions; professional identity; professional development; system alignment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.