Научная статья на тему 'Психокоррекционная работа с использованием программно-аппаратных средств'

Психокоррекционная работа с использованием программно-аппаратных средств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
840
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психокоррекционная работа / программно-аппаратные средства / учебная деятельность / эмоциональная устойчивость / psycho-correctional work / Firmware / academic activities / emotional stability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаламова Светлана Владимировна

Рассматривается психокоррекционная работа с использованием специальных психологических приборов, направленных на улучшение эмоциональной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаламова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers psycho-correctional work using special psychological devices for the improvement of emotional stability.

Текст научной работы на тему «Психокоррекционная работа с использованием программно-аппаратных средств»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

УДК 159.07

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНОАППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

С. В. Шаламова

Рассматривается психокоррекционная работа с использованием специальных психологических приборов, направленных на улучшение эмоциональной устойчивости.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, программно-аппаратные средства, учебная деятельность, эмоциональная устойчивость.

Рост ответственности и сложность решаемых ОВД задач повышает требования к деловым, профессиональным и индивидуально-личностныш качествам курсантов. Значение эмоциональной устойчивости в учебной деятельности курсантов обусловливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество деятельности и, в итоге, на учебную успешность.

В 2009/10 учебном году нами проведено исследование, целью которого бышо определение степени влияния коррекционных методик с использованием программно-аппаратнык средств на эмоциональное состояние курсантов, как одно из условий их учебной успешности.

Исследование велось на базе УрЮИ МВД России в три этапа. На первом этапе получены исходные данные эмоционального состояния курсантов первых курсов. На втором этапе осуществлялась психокоррекционная работа с использованием программно-аппаратных средств. На третьем этапе проведено повторное исследование эмоционального состояния курсантов первых курсов.

Во время первичного и повторного исследований применялись следующие психодиагностические методики:

- методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина(ОЛСТ)1;

- методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)2;

- стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ - 7 шкала)3.

Для проведения исследования нами были сформированы две группы курсантов - контрольная и экспериментальная. Распределение по группам происходило формально, так как все испытуемые являются курсантами УрЮИ МВД России, которые распределены по учебным курсам. В контрольную группу (далее - КГ) вошли

курсанты 1 курса факультета подготовки следователей (ФПС), в экспериментальную группу (далее - ЭГ) - курсанты 1 курса факультета подготовки сотрудников криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ФПС КМ и МОБ). Учащиеся в обеих группах одинакового возраста (17-18 лет), в группах примерно одинаковое количество юношей и девушек.

Рассмотрим полученные результаты первичного исследования по каждой диагностической методике.

1. «Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина»(ОЛСТ).

Проведение первичного исследования позволило распределить учащихся по уровням тревожности. С низким уровнем тревожности бышо вышвлено 26% испыггуемых в ЭГ и 28% - в КГ. Средний уровень тревожности зафиксирован у 38% курсантов в ЭГ и 39% - в КГ. У 36% испыгтуе-мых ЭГ уровень тревожности определен как высокий, в КГ данный уровень тревожности вышвлен у 33% учащихся.

2. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Данная методика применялась нами в полном объеме, т. е. у всех испыпуемык были определены уровни по всем трем шкалам - самочувствие, активность и настроение. В результате получены следующие данные.

Шкала самочувствия. Низкий уровень вышвлен у 21% курсантов, как в ЭГ, так и в КГ. Средний уровень самочувствия определен у 22% учащихся ЭГ и 24% учащихся КГ. При этом количество испытуемых с высоким уровнем самочувствия составило 57 и 55% соответственно.

Шкала активности. У подавляющего числа испыгту-емык (53% ЭГ и 51% КГ) вышвлен низкий уровень активности. При этом количество курсантов со средним уровнем активности составило 23% ЭГ и 22% КГ. Курсантов с высоким уровнем вышвлено 24% в ЭГ и 27% в КГ.

Шкала настроения. У 76% курсантов ЭГ уровень настроения быш определен как высокий, при этом у курсантов КГ данный уровень составил 78%. Средний уровень вышвлен у 15% испытуемых ЭГ и 16% их в КГ. Низкий уровень настроения в ЭГ показали 9%, а в КГ - 6% учащихся.

Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ)

Для получения более объективной картины мы провели методику СМИЛ. В рамках нашего исследования нас интересовали показатели только 7 шкалы - шкалы тревожности. В результате получены следующие данные.

Низкий уровень тревожности в ЭГ выявлен у 24% курсантов, а в КГ - 21%. В то же время у 42% исследуемых в ЭГ и у 43% исследуемых в КГ уровень тревожности был определен как средний. Высокий уровень тревожности выявлен у 34% испытуемых в ЭГ и 36% - в КГ. Обозначенные результаты сопоставимы с данными, полученными по методике Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (табл. 1).

Анализ результатов первичного исследования дает повод к поиску и применению более эффективных методик, направленных на снижение уровня тревожности у курсантов. Невозможно не обратить внимания на показатели высокого уровня самочувствия в обеих группах, что можно расценивать в целом как положительный факт. В то же время определенная часть курсантов нуждается в психокоррекционной работе по повышению уровня самочувствия.

Вызывает озабоченность большое число курсантов с низким уровнем активности. Этот факт, на наш взгляд, можно объяснить периодом адаптации первокурсников к кардинально изменившейся окружающей обстановке, новому коллективу, высоким требованиям и т. д. В свою очередь, это позволяет говорить о наличии объективной необходимости коррекционной работы, направленной на повышение активности курсантов.

Высокие показатели уровня настроения курсантов, на наш взгляд, объясняются тем, что у большинства курсантов сохранился эмоциональный подъем от поступления в институт, вступления в новую, взрослую жизнь.

Для проведения коррекционных мероприятий были определены основные направления и система методик работы с психологическими приборами, направленных на изменение эмоционального состояния у курсантов экспериментальной группы.

Первое направление - релаксационные мероприятия с использованием проекционных устройств «Цвето-дин-300»4 и аудиопрограмм5.

Второе направление - обучение навыкам саморегуляции с помощью приборов биологической обратной связи «Релана-Эрго»6.

Третье направление - сеансы психокоррекции с применением аппарата психоэмоциональной коррекции «АПЭК-3»7.

Четвертое направление:

а) релаксационные мероприятия с использованием аппарата для аудиовизуальной стимуляции класса “Voyagef,8;

б) сеансы, направленные на улучшение памяти и повышение работоспособности с использованием аппарата для аудиовизуальной стимуляции класса “Voyagef,9.

Повторное исследование эмоционального состояния курсантов обеих групп проводилось непосредственно перед летней сессией. В таблице 2 представлены результаты повторного психологического исследования в ЭГ.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследований в ЭГ позволяет говорить о снижении числа учащихся с «высоким» уровнем тревожности по обеим методикам (Спилбергера-Ханина, СМИЛ).

Качественный рост показателей эмоционального состояния прослеживается и в результатах САН (табл. 3). Результаты, полученные в КГ, показывают, что и в данной группе наблюдаются изменения во всех показателях. Однако они не носят столь значительного характера.

Определение степени влияния эмоционального состояния курсантов на их учебную успешность мы осуществляли на основании результатов, полученных ими во время сессий. Средний балл оценок, полученных учащимися после первого исследования, на зимней сессии, составил в экспериментальной группе 3,32, в контрольной группе - 3,37. В данном случае можно говорить о корреляции результатов в обеих группах.

Таблица 1

Результаты первичного психологического исследования курсантов ЭГ и КГ, %

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

к X & л £ л О САН СМИЛ (7 шкала) Спил бергер-Х анин САН СМИЛ (7 шкала)

самочувствие активность настроение самочувствие ь Й онви настроение

Низкий 26 21 53 9 24 28 21 51 6 21

Средний 38 22 23 15 42 39 24 22 16 43

Высокий 36 57 24 76 34 33 55 27 78 36

Таблица 2

Результаты первичного и повторного психологического исследования в ЭГ после коррекционной работы с приборами, %

Уровень Спилбергер -Ханин САН СМИЛ (7 шкала)

самочувствие активность настроение

Низкий 35 9 29 4 35

Средний 36 29 35 17 37

Высокий 29 62 36 79 28

Таблица З

Результаты повторного исследования в КГ, %

Уровень Спилбергер-Ханин САН СМИЛ (7 шкала)

самочувствие активность настроение

Низкий 32 19 39 4 27

Средний 37 23 25 17 4G

Высокий 31 58 36 79 33

По окончании коррекционной работы с учащимися экспериментальной группы мы сравнили также результаты летней сессии. В экспериментальной группе средний балл составил 3,84, в то время как в контрольной он оказался равен 3,53 балла.

Таким образом, данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить об эффективности применения программно-аппаратных средств в коррекционной работе с курсантами.

1 Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М., 1999. Т. 1. С. 39.

2 Там же. С. 238.

3 Там же. С. 274.

4 Проектор “ColorDynamic 300” (Цветодин-300): рекомендации по использованию. М., 2003. С. 4.

5 Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. С. 79.

6 Устройство биологической обратной связи для формирования устойчивых навыков саморегуляции «Релана-Эрго»: рекомендации по применению. М., 2002. С. 7.

7 Зверев В. А., Мамедов Ю. Э. Аппарат психоэмоциональной коррекции: метод. рекомендации. М., 2003. С. 14.

8 Рекомендации по использованию аппарата для аудиовизуальной стимуляции класса “Voyager”. М., 2003. С. 7.

9 Там же. С. 10.

УДК 159.07

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА УБИЙСТВО

Е. А. Щелкушкина

В статье раскрыты и эмпирически обоснованы основные направления психокоррекционной работы с осужденными за убийство. Представлена поэтапная программа организации психокоррекционных мероприятий с данной категорией осужденных.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, типологии, осужденные за убийство, гештальт-терапия.

Для определения и научно-психологического обоснования основных направлений организации психокоррекционной работы с осужденными за убийство мы будем опираться на выдвинутые и доказанные нами гипотетические положения об интрапсихической организации личности этой категории осужденных и психодинамических механизмах порождения ею поведения в

местах лишения свободы, а также на предложенные психодинамические типологии личности убийц, которые были получены в рамках исследования. Выборка составила 386 осужденных мужского пола, отбывающих наказание по следующим статьям: ст. 105 (убийство), ст. 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ст. 109 (причинение убийства по неосторожности), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ. Исследованием были охвачены осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Рязанской, Владимирской, Курской и Тульской областей.

Мы использовали два вида типологий, в основе которых в терминах системного подхода лежат «классификации при заданных классах» и «классификации при незаданных классах». Типология при заданных классах и представлена тремя группами осужденных: за умышленное убийство, убийство по неосторожности и убийство по неосторожности без агрессивного отношения к жертве (четвертый, возможный в данной типологии тип убийц, не вошел в объект нашего исследования - убийство по найму)1. Типологии при незаданных классах получены методами многомерного статистического анализа эмпирических данных, а именно - факторного и кластерного анализа, и каждая из них указывает на определенное направление психокоррекционной работы. При этом были выявлены эмпирические основания, на которых построены частные типологии, основанные на специальном анализе той или иной сферы личностных проявлений. В соответствии с использованием той или иной типологии можно построить поэтапную программу организации психокоррекционных мероприятий, к представлению которой мы и переходим.

Первый этап предполагает использование основной психодинамической типологии при незаданных классах, в основу которой положены два вектора поведения в момент совершения преступления, а именно умысел убийства - убийство по неосторожности и наличие в момент преступления негативного отношения (агрессии) к жертве.

Реализация первого этапа психокоррекции начинается в местах лишения свободы еще в карантине, когда осуществляется первое знакомство с осужден-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.