Научная статья на тему 'Особенности организации процедуры стратегического планирования на муниципальном уровне'

Особенности организации процедуры стратегического планирования на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / MUNICIPAL FORMATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Рябцев Николай Владимирович

В статье рассматриваются этапы процесса стратегического планирования на муниципальном уровне; представлена схема взаимодействия участников процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования; приведена система основных документов стратегического планирования на муниципальном уровне; указаны этапы разработки долгосрочного и среднесрочного прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Рябцев Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE STRATEGIC PLANNING PROCEDURE AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article discusses the stages of the process of strategic planning at the municipal level; presents a scheme of interaction between participants in the process of developing a strategy for socio-economic development of a municipality; provides a system of basic documents for strategic planning at the municipal level; indicates the stages of developing long-term and medium-term forecasts.

Текст научной работы на тему «Особенности организации процедуры стратегического планирования на муниципальном уровне»

УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор

(e-mail: zahar-e@yndex.ru) Рябцев Николай Владимирович, к.э.н., доцент (e-mail: nikolas14@mail.ru) Адыгейский государственный университет, г.Майкоп, Россия

В статье рассматриваются этапы процесса стратегического планирования на муниципальном уровне; представлена схема взаимодействия участников процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования; приведена система основных документов стратегического планирования на муниципальном уровне; указаны этапы разработки долгосрочного и среднесрочного прогнозов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, прогнозирование.

Разработка стратегии развития муниципального образования и выбор наиболее приемлемых направлений ее реализации являются крайне важной и, в то же время, достаточно сложной задачей, так как успешность ее решения определяет эффективность и стабильность развития территории. При этом содержание стратегии развития конкретного муниципального образования определяется сложившейся в его рамках социально-экономической ситуацией, а ее разработка невозможна без применения современных методов стратегического анализа и оценки перспектив развития ведущих секторов и сфер муниципального образования.

Согласно определению в Федеральном законе РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», система стратегического планирования является механизмом обеспечения согласованного взаимодействия участников процесса стратегического планирования в процессе осуществления разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля их реализации.

Процесс стратегического планирования на муниципальном уровне можно подразделить на несколько этапов.

На первом этапе глава муниципального образования издает постановление или распоряжение о начале разработки стратегии (стратегического плана) развития муниципального образования. При этом создаются органы, осуществляющие основную работу по разработке стратегического плана, - координационный совет и рабочая группа стратегического планирования.

Координационный совет формируется из представителей органов власти, деловых кругов и населения, а рабочая группа стратегического пла-

нирования - в основном из представителей администрации. Также к работе привлекаются представители деловых кругов и местного сообщества [1].

На втором этапе проводится сбор и оценка аналитических данных, проводятся круглые столы, собрания, совещания, публичные слушания, городские форумы, осуществляется анкетирование населения и т.д.

В рамках этапа осуществляется SWOT-анализ, предполагающий исследование положительных и отрицательных характеристик муниципального образования, а также возможностей и угроз его развитию. Очень важно провести ретроспективный анализ, например, исследовать те сферы производства, которые были развиты на территории муниципального образования в прошлом. Эксперты определят, не было ли решение о прекращении определенных видов деятельности необоснованным и можно ли исправить допущенные ошибки.

На третьем этапе формулируются основная стратегическая цель и миссия муниципального образования. При этом под понятием миссии подразумевается то, как муниципалитет позиционирует себя по отношению к внешней среде. Речь идет о стратегическом выборе его населения с точки зрения того, каким муниципальное образование будет восприниматься извне.

Главная преобразовательная цель отражает внутреннее стремление, основное направление развития муниципального образования. Часто главная стратегическая цель развития формулируется как улучшение уровня, качества жизни, рост ее продолжительности, создание более комфортной среды проживания.

Затем определяются приоритетные направления развития, например, повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, развитие городского хозяйства, модернизация системы ЖКХ, улучшение состояния окружающей среды, развитие сферы досуга и туризма, формирование благоприятного социального климата, повышение эффективности управления и т.д.

Под каждое приоритетное стратегическое направление координационный совет создает рабочую группу, которые на следующем этапе на основании результатов проведенного анализа и исследований составляют перечни ключевых программ и проектов. В рамках одного приоритетного направления, как правило, предусматривают от одной до четырех программ, а обычный срок их реализации составляет от 3 до 5 лет.

Во время пятого этапа важно не только организовать массовое оповещение населения о разработке проекта стратегии, но и собрать предложения по его дополнению или корректировке, которые затеи передаются в рабочие группы. Окончательные предложения рабочих групп с учетом всех корректировок передаются в координационный совет, который принимает решение по конечным формулировкам.

На этапе утверждения глава муниципального образования получает от координационного совета разработанный окончательный вариант страте-

гии. В случае одобрения документа его выносят на обсуждение и утверждение представительным органом власти.

Утверждение стратегии на заседании представительного органа дает гарантии того, что даже в случае смены власти новая администрация будет обязана действовать по разработанному ранее стратегическому плану. Затем стратегический план направляется главе администрации на подпись, после чего он публикуется в качестве официального документа.

Подготовка к реализации стратегии подразумевает разработку механизмов ее реализации. В данном контексте определяются структуры, которые будут отвечать за успешность данного процесса. Это могут быть специальная организация либо подразделения администрации по вопросам экономики и развития.

Подытоживая вышесказанное, механизм разработки стратегии развития муниципального образования можно представить следующим образом (рисунок 1).

Стратегия развития муниципального образования занимает центральное место в системе инструментов стратегического планирования на рассматриваемом нами уровне.

При этом она в обязательном порядке должна содержать следующие элементы: цели, конкретизирующие их задачи, показатели, позволяющие оценивать степень успешности достижения целей, приоритетные направления и ожидаемые результаты реализации стратегии.

Кроме того, в стратегии содержится оценка необходимых для ее реализации финансовых ресурсов, представленная, как правило, только в части источников финансирования, но не в виде конкретных расчетов.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия участников процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Также в стратегии отражается основное содержание предусмотренных ею к реализации муниципальных программ, которое затем дополняется и конкретизируется на этапе разработки остальных документов стратегического планирования, которые представлены на рисунке 2.

1. Стратегия развития муниципального образования: цели, задачи, показатели, приоритеты, направления, ожидаемые результаты, оценка финансовых ресурсов, информация о муниципальной программе

Рисунок 2 - Система основных документов стратегического планирования

на муниципальном уровне [3]

Как показано на вышеприведенном рисунке, вслед за разработкой стратегии в развитие ее основных положений формируется прогноз социально-экономического развития муниципального образования как в части построения средне- и долгосрочного прогноза, так и в отношении построения таких вариантов прогноза как базовый, консервативный и целевой.

Среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития муниципального образования - документы стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования, соответственно, на среднесрочный и долгосрочный периоды [4].

Этапы разработки долгосрочного и среднесрочного прогнозов выглядят следующим образом:

1) Уполномоченное подразделение Администрации муниципального образования в соответствии с правовыми актами субъекта Российской Федерации на основании методических рекомендаций Министерства экономического развития РФ направляет в органы Администрации, ответственные за предоставление отдельных показателей прогноза по курируемым ими отраслям и сферам, запрос с конкретным перечнем прогнозируемых показателей.

2) Соответствующие подразделения предоставляют статистическую информацию о положении дел в курируемых ими отраслях и прогноз с пояснительной запиской по запрашиваемым показателям;

3) Производится согласование проекта прогноза подразделением Администрации муниципального образования, ответственным за реализацию экономической политики;

4) Формируется сводный прогноз социально-экономического развития с учетом прогнозных показателей и прогнозно-аналитических материалов и направляет его согласно срокам и порядкам, установленным региональными и муниципальными правовыми актами главе Администрации муниципального образования.

Основное содержание рассмотренных прогнозов в дальнейшем используется при построении бюджетного прогноза и плана мероприятий по реализации стратегии.

Под бюджетным прогнозом понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик муниципального бюджета, а также основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.

Бюджетный прогноз включает в себя следующие разделы: основные итоги реализации и текущее состояние бюджета муниципального образования; подходы и методология разработки бюджетного прогноза муниципального образования; прогноз основных характеристик и иных показателей бюджета муниципального образования; структура расходов и доходов бюджета муниципального образования; муниципальный долг; основные подходы, цели и задачи формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики в долгосрочном периоде в муниципальном образовании; механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза на долгосрочный период; подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия.

Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период является основополагающим документам, так как формирование мероприятий по реализации стратегии и муниципальных программ напрямую зависит от распределения средств бюджета в долгосрочной перспективе.

В целях организации работы по стратегическому планированию в муниципальном образовании, учитывая положения основных направлений реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования утверждается план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, который считается основным механизмом мониторинга и контроля реализации стратегии. В рамках плана мероприятий по реализации стратегии назначаются лица, ответственные за мониторинг и контроль исполнения стратегии.

План мероприятий по реализации стратегии развития муниципального образования включает мероприятия, обеспечивающие достижение на эта-

пах реализации стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития [5]. В заключении плана по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования уточняются целевые показатели, которые должны быть достигнуты на каждом из этапов реализации стратегии.

Завершается формирование комплекса документов стратегического планирования разработкой муниципальных программ. Муниципальная программа - это документ, утвержденный постановлением администрации муниципального образования, определяющий комплекс мероприятий, обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач и способствующих комплексному развитию территории муниципального образования.

Формирование муниципальных программ осуществляется, исходя из следующих принципов:

• соответствие долгосрочным целям муниципального развития и целевым показателям их достижения;

• наличие комплекса измеримых результатов реализации;

• охват конкретных сфер социально-экономического развития и наличие финансового обеспечения;

• наличие соответствующей квалификации субъектов, включенных в состав исполнителей муниципальной программы;

• реализация регулярных мероприятий по мониторингу и оценке результатов муниципальной программы.

При этом, имея общие характерные черты, процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образования в любом из них приобретает определенную специфику, обусловленную совокупностью характерных для конкретной территории особенностей.

Список литературы

1. Исупова С.С. Стратегическое планирование на муниципальном уровне [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gkh.ru/article/102090-strategicheskoe-р1ашгоуаше-па-тип^ра1пот-игоупе

2. Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне. - М.: Институт экономики города, 2015. - С.24.

3. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Стратегия как документ стратегического планирования в муниципальном образовании // Ученые записки Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2018, № 1. - С. 57.

4. Захарова Е.Н., Мотрошилова Т.В. Процесс стратегического планирования и особенности его осуществления на местном уровне / В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 68-72.

5. Захарова, Е.Н. Основные постулаты концепции устойчивого развития муниципальных образований / Е.Н. Захарова, Е.П. Авраменко // Современные подходы к

трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 159-162.

Zakharova Elena, doctor of Economics, Professor (e-mail: zahar-e@yndex.ru)

Ryabtsev Nikolay Vladimirovich, candidate of Economics, associate Professor

(e-mail: nikolas14@mail.ru)

Adygea state University, Maykop, Russia

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE STRATEGIC PLANNING PROCEDURE AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article discusses the stages of the process of strategic planning at the municipal level; presents a scheme of interaction between participants in the process of developing a strategy for socio-economic development of a municipality; provides a system of basic documents for strategic planning at the municipal level; indicates the stages of developing long-term and medium-term forecasts.

Keywords: strategic planning, municipal formation, socio-economic development, forecasting

РЕИНЖИНИРИГ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Казакова Дарья Дмитриевна, студент, магистр е-mail: dasha_kas15@mail.ru Матросова Елена Васильевна, к.э.н., доцент Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,

г.Москва, Россия е-mail: matrosova_ev@inbox.ru

В данной статье рассмотрена проблематика, связанная с разработкой предложений по реинжинирингу процессов управления инвестициями за счёт внедрения научных анализов. Детально представлены рекомендации по внедрению системы реинжиниринга процессов управления инвестициями. Особое внимание уделено вариантам изменения экономических характеристик компании. Анализируются варианты влияния трудозатрат на увеличение стоимости компании. Сделаны выводы о неприменимости мо-дернизационных моделей в улучшении экономического положения компании.

Ключевые слова: автомобили, экономические характеристики, реинжиниринг, инвестиции, управление.

Реинжиниринг — переосмысление и перепроектирование деловых процессов в радикальном ключе для достижения стоимостных и качественных показателей деятельности компании [1].

Реинжиниринг бизнес-процессов означает их другое проектирование для достижения эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, которое оформляется нормативными документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.