Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ / ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНФОРМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Александровна, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович, Анзорова Светлана Петровна

В статье раскрывается понятие и особенности проблемного обучения. Рассмотрены способы технологии проблемного обучения, построение проблемных занятий, роль педагога при решении задач проблемного обучения. Особое значение придается достоинствам проблемного обучения, показаны недостатки проблемного обучения и возможности их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Светлана Александровна, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович, Анзорова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PROBLEM TRAINING IN EDUCATIONAL PRACTICE

The article reveals the concept and features of problem learning. The methods of problem learning technology, the construction of problem lessons, the role of the teacher in solving problems of problem learning are considered. Particular importance is attached to the advantages of problem learning, the disadvantages of problem learning are shown.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

а также, природного и человеческого свойства. Наука предстает в сознании обучающегося как значимая область деятельности человечества, с ведущей функцией создания, расширения и углубления знаний о мире, в сочетании их систематизации и классификации, на базе которых происходит построение четкой научной картины мира, обоснованной теории и практики. Наличие методологической культуры обеспечивает магистранту осознанное использование закономерностей функционирования и развития науки, в динамике взаимодействия ее с другими социальными институтами и сферами жизни общества.

Литература:

1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. - М.: Логос, - 2014. - 335 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51634 -ЭБС «IPRbooks»

2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 446 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045 - ЭБС «IPRbooks»

3. Кочетков, М.В. Коммуникативно-ориентированные технологии профессионального обучения: учебное пособие для студентов вузов / Кочетков М.В. - Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2014. - 161 с. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29279. - ЭБС «IPRbooks»

4. Крулехт, М.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / М.В. Крулехт. - Москва: ЮРАЙТ-Восток, 2021. - 196 с.

5. Кручинин, В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурностроительный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 197 с. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793 - ЭБС «IPRbooks»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Павлова Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);

кандидат педагогических наук, доцент Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой

педагогики и культуры здоровья Анзорова Светлана Петровна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье раскрывается понятие и особенности проблемного обучения. Рассмотрены способы технологии проблемного обучения, построение проблемных занятий, роль педагога при решении задач проблемного обучения. Особое значение придается достоинствам проблемного обучения, показаны недостатки проблемного обучения и возможности их преодоления.

Ключевые слова: проблемное обучение, организационные формы занятий, проблемно-поисковые ситуации, групповая рефлексия, дидактические технологии, конформное мышление.

Annotation. The article reveals the concept and features of problem learning. The methods of problem learning technology, the construction of problem lessons, the role of the teacher in solving problems of problem learning are considered. Particular importance is attached to the advantages of problem learning, the disadvantages of problem learning are shown.

Keywords: problem-based learning, organizational forms of classes, problem-search situations, group reflection, didactic technologies, conformal thinking.

Введение. Проблемное обучение - это система методов и инструментов обучения, основанная на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний в этом случае представляет собой самостоятельное открытие учениками с помощью учителя [8, C. 96].

Проблемное обучение также предполагает метод активного взаимодействия субъекта с содержанием преподавания, установленный преподавателем, в ходе которого он объединяет объективные противоречия научного знания и методы их решения, мыслит и творчески усваивает знания [7, C. 26].

Основная цель исследования рассмотреть, как работает технология проблемного обучения, насколько важна эта технология для обучающихся и часто ли преподаватели внедряют ее в образовательный процесс.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

- Дать определение понятиям «проблемное обучение», «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация»;

- Определить сущность технологии проблемного обучения;

- Выявить плюсы и минусы данной технологии;

- Определить степень важности технологии проблемного обучения.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают исследователи, в том числе наш многолетний педагогический опыт [3-5], занятия, проводимые с использованием технологии проблемного обучения, дают возможность использовать различные формы организации занятия: диспут, дискуссию, деловую игру, конференция, научный симпозиум, форум, защиту исследовательских и творческих проектов, заседание экспертной группы, мозговой штурм и т.д.

Причём, данные формы успешно применяются как в высшей, так и в средней общеобразовательной школе.

Следует отметить, что выбор той или иной формы организации учебного занятия зависит от ряда условий: целью занятия; уровнем подготовки обучающихся (учащихся, студентов) и их познавательной активности на занятиях; уровнем владения педагогом (или преподавателем высшей школы) методикой организации данных занятий; от педагогического мастерства и педагогической техники педагога в целом.

При этом крайне важно, чтобы выбранная форма способствовала организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по решению поставленной проблемы, а так же стимулировала бы их познавательный интерес к предмету (учебной дисциплине).

Основными методами при реализации технологии проблемного обучения выступают проблемно-поисковые или эвристические, творческо- воспроизводящие и исследовательские методы.

Как отмечает Г.К. Селевко [9], для решения отдельных задач проблемного обучения в арсенале педагогов (преподавателей) должны быть следующие приемы и способы:

1. Способы, направленные на формирование и активизацию отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения. Это прежде всего: рифмованное начало урока; модели, диаграммы, схемы, систематизирующие таблицы; анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия [9].

2. Применение проблемно-поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности школьников. Таких как: опорные схемы, диалог, научный спор, мозговой штурм-брейнсторминг, мозговая атака, задачи исследовательского характера, коммуникативная атака, дифференцированная работа, документы, тексты, материалы проблемной направленности [9].

3. Приёмы, активизирующие переживания, чувства обучающихся, связанные с изучаемым материалом: эпиграф к занятию, элементы театрализации, высказывания выдающихся людей, подходящие по тематике, стихотворные строки, пословицы, поговорки и т.д. [9, С. 97].

4. Приемы самоконтроля, взаимоконтроля, самообучения: индивидуальная работа со справочниками, с учебной литературой, организация работы в микрогруппах, организация работы в парах, самостоятельное решение задач и самопроверкой по образцу и т.д. [9].

5. Приемы управления взаимоотношениями обучающихся: взаимообучение в парах, групповая работа над проблемой, взаимооценивание. взаимообучение и т.д. [9, С. 97].

Итак, преимущества проблемного обучения видны.

Прежде всего, они заключаются в том, что: формируют положительную мотивацию к изучению конкретного материала, учебному процессу в целом; отражают образовательные потребности обучающихся; способствуют овладению исследовательскими навыками и др.

Зачастую многие проблемы решаются в форме групповой работы, но могут решаться и в коллективе.

Конечно, изменяется и роль педагога в образовательном процессе, которая детерминирует возникновение новых требований к педагогу (преподавателю высшей школы), поскольку цели и методы проблемного обучения весьма специфичны.

Перед педагогом в проблемном обучении стоят следующие ведущие задачи, решение которых должно способствовать этому обучению:

- изменение содержания и (или) структуры учебного материала;

- новый подход к информативному обеспечению учебного процесса;

- использование приёмов, направленных на поощрение познавательной активности учащихся [6, С. 91].

В этом случае под информативным обеспечением понимается не предоставление готовых знаний, а создание проблемных ситуаций, в которых нужно найти решение. Это заставляет человека логически мыслить, адекватно оценивать ситуацию.

Во-первых, речь идет о постановке проблемных ситуаций, во время которых ученикам предоставляется тот минимум информации, который необходим для возникновения противоречия (или также, в зависимости от способа создания проблемной ситуации, незначительная информация, предназначенная завуалировать методы, подходящие для решения проблемной задачи) [7].

А во-вторых, речь идет об информации, необходимой для успешного решения проблемной задачи, которая на данном этапе выходит за рамки непосредственного развития ученика. Исследование всей другой информации выполняется учениками самостоятельно или с помощью учителя, но всегда в рамках исследования, а не усвоения [7].

При проблемном обучении меняется статус педагога, его роль. Он теперь уже главный наставник, помощник обучающегося в решении проблем, который наводящими вопросами подводит его к решению проблемы, управляя всем процессом в целом.

Характерной особенностью проблемного обучения является то, что педагог действует одновременно как координатор или партнер (на каждом этапе обучения) и как руководитель обучения (если мы рассматриваем обучение в целом) [1, С. 97].

Мы видим здесь субъект-субъективные отношения, складывающиеся между учителем и учеником, где они выступают как два субъекта.

Педагог (преподаватель высшей школы) организует весь образовательный процесс и при необходимости может существенно изменить подачу учебного материала, применить различные активизирующие формы и методы работы с обучаемыми. Кроме того, организация и методическое обеспечение работы в команде, группе студентов, могут быть отнесены к отдельному аспекту этой задачи педагога, если такое вмешательство объективно необходимо.

Задача изменения содержания и структуры учебного материала, относится не только к педагогу, но и ко всей образовательной системе: по сравнению с традиционной концепцией обучения меньший объем конкретного материала может быть изучен по объективным причинам, а для этого требуется существенное изменение структуры учебного материала с целью придания ему характера проблемы [3].

Так как система образования динамична и требует быстрого реагирования, то проблему должны решать сами педагоги. Прежде всего, мы видим решение этой проблемы в создании органичной системы проблемных ситуаций и адаптация ее к индивидуальному темпу обучения обучающихся.

При классификации технологий в соответствии с основным направлением модернизации традиционной системы (в соответствии с инновационными технологиями, в соответствии с основной идеей образовательной концепции) проблемное обучение классифицируется как «педагогические технологии, основанные на активизации и интенсификации ученической деятельности» [3, С. 68].

Необходимость активной ученической деятельности в учебном процессе была признана в педагогике с самого начала. Это было достигнуто с помощью различных методов, которые были основаны главным образом на внешней мотивации.

В современной дидактике признается приоритет интеллектуальной деятельности, что обусловлено внутренней мотивацией учащихся и осознанной необходимостью усвоения знаний и навыков, что обеспечивает большую эффективность учебного процесса, а также развитие личности.

Как отмечает Д.А. Белухин [2], с которым мы солидарны, важными показателями интеллектуальной деятельности являются следующие:

- способность обучаемых видеть противоречия в предоставляемом учебном материале и умение их разрешать;

- умение обучаемых применять словесные формы объективации деятельности;

- качество и количество объектов активации интеллектуальной деятельности, которые использует преподаватель на занятии;

- соответствие мышления обучаемых в учебном процессе объективной логике реальной жизни и др. [2, С. 99].

Задача образовательных технологий состоит в том, чтобы обучать, поддерживать и повышать познавательную активность, которая может быть достигнута посредством образовательных воздействий, нацеленных на учащихся [5, С. 97].

Что касается проблемного обучения, то в его контексте познавательная деятельность учеников превращается, с одной стороны, в одну из важнейших задач, а с другой стороны, в один из необходимых элементов образовательного процесса, без которого процесс обучения проблем немыслим.

Итак, в процессе решения проблемы педагог (преподаватель высшей школы) должен стараться увлечь обучающихся (учащихся, студентов) проблемой и процессом её решения, применяя мотивы самореализации, конкуренции, создания максимума положительных эмоций (удивление, радость познания, успех в процессе освоения учебного материала и познания действительности) [4].

Преподаватель должен быть терпимым к ошибкам, допущенным учениками при попытке найти собственное решение, а также к невозможности сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию, свою точку зрения. Поскольку это с самого начала имеет решающее значение в глазах учеников, оно может повысить их образовательную активность, если они будут развивать и подчеркивать свою значимость, укреплять уверенность в себе и в своих принятых решениях [4, С. 85].

Чтобы развить творческий подход, учитель не должен допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрения неправильного поведения, а должен стремиться проявить интерес к проблеме, стимулировать его самостоятельный выбор целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

Основная задача современной образовательной политики - это создание условий для достижения школьниками таких результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.

В соответствии с этим было проведено исследование - опрос среди учеников старших классов. В данном эксперименте опрошенные сравнивали проблемное и традиционное обучение и выявляли, что более интереснее проблемная технология, которая заставляет думать и мыслить логически.

В ходе данного опроса, было выявлено, что и у одного и у другого вида обучения есть свои достоинства и недостатки. Но, задав конкретный вопрос: «Какой вид обучения вы выберете для более эффективного развития в теории и практике?» Большинство из учащихся выбрали проблемное обучение, они считают, что именно оно поможет им достичь нужных высот.

Выводы. Из сказанного выше, можно сделать вывод, что проблемное обучение все же наиболее эффективный способ для получения умений и навыков, с помощью которых человек может реализоваться в будущем. Проблемное обучение хотя и длительно во времени, но помогает решать проблемные вопросы, встающие перед школьниками в дальнейшей жизни. Они уверенно чувствуют себя участниками учебного сотрудничества, критически мыслящими людьми, где все умения и навыки применяются в тесной связи с их активными действиями. Опираясь на свой опыт и умения, они ищут решение новой проблемы, что побуждает их к поиску новых знаний. Это, в свою очередь, и есть развитие творческого мышления. Можно смело сказать, что такой вид обучения способствует личностному развитию, творческому мышлению, развитие способности к самообучению, развитию навыков самостоятельной работы.

Литература:

1. Ангеловски К.В. Учителя и инновации. - М., 2019. - 189 с.

2. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М: Академия, 2017. - 430 с.

3. Беспалько В.П. Новые педагогические технологии. - Мн.: Амалфея, 2015. - 397 с.

4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия, 2018. - 453 с.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - СПб.: Педагогический центр «Эксперимент», 2015. - 480 с.

6. Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы \\ Педагогика и психология. - 2017. - С. 89-93.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М., Просвещение, 2017. - 280 с.

8. Понурова Г. А. Проблемный подход в средней школе. - М., 2018. - 262 с.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии в средней школе. - М.: Дашков и К, 2018. - 380 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Павлова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); кандидат педагогических наук Пурдина Елена Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье «Возникновение, развитие и совершенствование форм организации процесса обучения» показаны основные формы организации процесса обучения их развитие и совершенствование, показано что организационные формы влияют на ход и результат обучения и способствуют его успешности. Возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных форм обучения связано с требованиями общества к образованию. Рассмотрено понятие «форма». Особое внимание в статье уделено проблеме совершенствования форм организации обучения, представлены достоинства и недостатки этих форм организации обучения. Сделан анализ форм организации процесса обучения.

Ключевые слова: форма организации, индивидуальное обучение, индивидуально-групповая форма, классно-урочная форма, мангеймская система обучения, бригадно-лабораторная система, система план Трампа.

Annotation. The article "The emergence, development and improvement of forms of organizing the learning process" shows the main forms of organizing the learning process, their development and improvement, it is shown that organizational forms affect the course and result of learning and contribute to its success. The emergence, development, improvement and gradual withering away of certain forms of education is associated with the requirements of society for education. The concept of "form" is considered. Particular attention in the article is paid to the problem of improving the forms of training organization, the advantages and disadvantages of these forms of training organization are presented. The analysis of the forms of organization of the learning process is made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.