7. Москаленко М.С. Педагогическое сопровождение позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка в процессе преодоления детско-родительских конфликтов: автореф. дис. канд. психол. наук. - Москва, 2012. - 24 с.
8. Мусханова И.В. Информационные технологии как фактор мотивации участников образовательного процесса / И.В. Мусханова, К.Р. Пашаев // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 2-3 (47). - С. 45-47
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Мухаметшин Александр Тагирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); доктор педагогических наук, профессор Жданова Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)
РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье охарактеризованы возможности формирования и развития методологической культуры магистранта в университете в рамках специальной учебной дисциплины. Актуальность состоит в том, описано содержательное насыщение методологической культуры магистранта в совокупности компетенций, лежащих в основе портрета выпускника университета, который знает, умеет и владеет необходимым потенциалом профессионально-личностного характера для будущей профессии. Особое внимание уделяется способности изучать и применять методы анализа, критики и оценки научных достижений; выделять проблемную педагогическую ситуацию и приоритетные вопросы, требующие решения; выстраивать теоретические базовые основания и научно обоснованные положения. Раскрыты цель и основные задачи методологии в профессиональном образовании, требующие внимания и культуры магистранта к научному поиску и мастерству исследователя с помощью педагогических методов и технологий изучения общих и частных проблем в области педагогики и образования. Использованы методы критического анализа комплекса образовательных дисциплин, сопутствующих накоплению содержательного базиса методологической культуры обучающихся и способов ее реализации. Описаны и учитываются взаимосвязи предшествующих, параллельно осваиваемых и последующих учебных дисциплин, влияющих на обогащение методологической платформы профессии будущего выпускника. В результате обоснованы необходимость и возможности взаимодействия науки и практики с учетом требований современности и социального заказа общества на компетентность научно-педагогических работников, соответствующих критериям и индикаторам успешного становления методологической культуры специалиста. В выводах акцентированы ресурсы исследования современных проблем образования в рамках технологической и преддипломной практики магистранта, по итогам которых выполняется и защищается его выпускная квалификационная работа.
Ключевые слова: высшее образование, методология педагогики и образования, методологически принципы взаимодействия науки и практики в сфере образования.
Annotation. The article describes the possibilities of forming and developing the methodological culture of a graduate student at the university within the framework of a special academic discipline. The relevance lies in the fact that the content saturation of the methodological culture of a graduate student is described in the totality of competencies underlying the portrait of a university graduate who knows, is able and possesses the necessary potential of a professional and personal nature for a future profession. Special attention is paid to the ability to study and apply methods of analysis, criticism and evaluation of scientific achievements; to identify the problematic pedagogical situation and priority issues that need to be addressed; to build theoretical foundations and scientifically sound provisions. The purpose and main objectives of the methodology in vocational education are disclosed, requiring the attention and culture of the undergraduate student to the scientific search and the skill of the researcher with the help of pedagogical methods and technologies for studying general and particular problems in the field of pedagogy and education. The methods of critical analysis of the complex of educational disciplines accompanying the accumulation of the content basis of the methodological culture of students and ways of its implementation are used. The interrelations of the preceding, parallel mastered and subsequent academic disciplines affecting the enrichment of the methodological platform of the profession of the future graduate are described and taken into account. As a result, the necessity and possibilities of interaction between science and practice are substantiated, taking into account the requirements of modernity and the social order of society for the competence of scientific and pedagogical workers who meet the criteria and indicators of the successful formation of the methodological culture of a specialist. The conclusions emphasize the resources of the study of modern problems of education within the framework of the technological and pre-graduate practice of a graduate student, according to the results of which his final qualifying work is performed and defended.
Keywords: higher education, methodology of pedagogy and education, methodological principles of interaction between science and practice in the field of education.
Введение. Погружение магистрантов университета в изучение базисных оснований взаимосвязанных структурных звеньев педагогической системы предусматривает освоение ими собственно педагогики и науковедения о теории, методике и практике педагогики и образования, с целью развития их методологической культуры. Общая педагогика, как базовая научная дисциплина интегрирует методологические основы и содержание всех педагогических дисциплин, определяя и отражая их общее и особенное; используется в категориально-понятийном поле различных дисциплин педагогического профиля. Это, в свою очередь обеспечивает научно направленное общение и взаимопонимание исследователей при гармоничном согласовании общеметодологических и частных конкретных аспектов общего педагогического знания.
Особыми структурными компонентами высшего уровня организации педагогической науки являются: методология образования; история, теория и методика воспитания; дидактика; методики и технологии обучения; управление образовательными системами и организациями. В таком едином сочетании элементов системы отражается целостность общей картины педагогической действительности в реальности.
Цель исследования - рассмотреть наиболее глубокое освоение методологии основ педагогики и образования магистрантами университета происходит в рамках учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования», с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.0l Педагогическое образование. Именно здесь начинается их знакомство с общей педагогикой и со спецификой предмета других, близких по смыслам и целевым ориентирам, групп научно обоснованных
дисциплин по организации образования обучающегося: «Дошкольная педагогика», «Социальная педагогика», «Профессиональная педагогика», «Специальная педагогика». Общие методологические основания, изученные магистрантами, позволяют им в дальнейшем осмыслить свой статус в отношении каждой отрасли педагогики, выстроить стратегию углубленного исследования того профиля, который привлекает их интерес, и изучить его во всех проявлениях с целью дальнейшего практического использования данного базового знания в своей профессии.
Изложение основного материала статьи. Дан теоретический анализ научной литературы, отражающий специфику преподавания в магистратуре, особенности интегративного синтеза межпредметных связей, совокупность аналитических методов, позволяющих делать обобщение, прогнозирование и проектирование дальнейшего хода исследования.
В результате было выявлено обоснование формирования компетенций магистранта, способствующих получению опыта исследователя в реализации педагогических ситуаций и событий с позиции методологических подходов к пониманию их сущности, содержания и методов активизации в педагогическом пространстве. В программной документации заданы модули и блоки описания деятельности преподавателя, пошагово ведущего магистранта в результативном научном поиске. При этом закладываются индикаторы уровня достижения компетенций, со своеобразными насыщенными задачами и формулировками: знает, умеет, владеет.
На примере анализа одной из компетенций, заявленных в программе, рассмотрим возможность представить обучающемуся спектр его педагогического инструментария, приводящего к стратегии и тактике успешности в профессии. Данная компетенция предусматривает, что выпускник магистратуры способен осуществлять критический научный анализ проблемных ситуаций в теории и практике образования на основе общеметодологических подходов, прежде всего, системного, что позволит в дальнейшем осознанно и основательно вырабатывать собственную стратегию необходимых действий [2].
При этом вырабатывается комплекс совокупного предъявления содержательно наполненных компонентов профессионально-педагогического образования для обучающегося магистранта:
- он знает методы анализа, критики и оценки научных достижений, соответствующих современным требованиям; имеет понятие об основных принципах критического анализа педагогических систем, моделей, событий;
- он умеет выделять проблемную педагогическую ситуацию, описывать ее специфические особенности; определять принципиально важные основные вопросы, которые нужно обнаружить в процессе анализа; формулировать первичные гипотезы, требующие проверки в практике; раскрывать различные явления педагогической действительности в их многообразии и уникальности; выявлять и адекватно сопоставлять альтернативные позиции изучения педагогических событий и явлений; инвариантность и совокупность вариантов разрешения проблем и решения педагогически целесообразных задач; выращивать новое знание на основе проведенного анализа и синтеза; собирать в процессе научного поиска свежие данные, факты и сведения по неоднозначно трактуемым научным проблемам, относящимся к профессионально-педагогической области;
- он владеет навыками выстраивания теоретических базисных оснований, множества преимуществ и граней дефицитов; профилактики сложности применимости научных положений; умениями обнаружения скрытых связей, взаимозависимостей на основе глубокой интеграции; синтезирования информации, практического внедрения научных положений; навыками доказательной аргументации обоснованной и выработанной стратегии и тактики положительного решения обнаруженных проблем в рамках педагогической или образовательной ситуации; разработки конкретных действий на фоне общих принципов проектирования результатов с учетом предпочитаемых возможностей для профессионально-педагогического успеха [1].
В соответствии с заявленными индикаторами определяются планируемые результаты обучения по дисциплине «Методология и методы научного исследования», содержащиеся в знании методов критического анализа и оценки педагогической действительности, включая теорию и практику образования. Они дополняются комплексом умений магистранта выделить и охарактеризовать проблемные ситуации педагогики и образования, определив ключевые ее моменты и совокупность вопросов, требующих особого научно-педагогического внимания к их анализу и синтезу. И еще остается постоянно востребованным осознанное владение навыками выделения главного и второстепенных акцентов, для определения приоритетов базисных основ при выработке стратегии и дополнительной тактики в решении проблемной педагогической ситуации, явления, события в непредсказуемых обстоятельствах образовательной практики.
Немаловажным звеном в развитии профессионально-личностных качеств магистрантов представляется нам та часть программы, которая обращена напрямую к субъекту образования, к формированию опыта и образа магистранта -выпускника, компетентного и грамотного, умеющего использовать полученное знание методологического характера на практике.
По набору компетенций он способен определять и выстраивать методически и практически приоритеты собственной профессиональной деятельности и оттачивать способы повышения ее эффективности и совершенствования на основе самооценки; способен осознанно проектировать содержание и методы профессионально - педагогической деятельности, базируясь на специальных научных знаниях и конкретных результатах своих, проведенных в различных социально-педагогических условиях, исследований [5].
Остановимся еще на одном аспекте, существенно влияющем на процесс развития методологической культуры магистранта в сфере высшего профессионально-педагогического образования. Это взаимопроникновение и взаимовлияние всех составляющих образовательного процесса на методологическое мышление обучающихся.
В ходе реализации программы о методологии и методах педагогики образования учитывается весь комплекс образовательных дисциплин, сопутствующих накоплению методологического базиса для обучающихся. Тщательно продуманы и учитываются взаимосвязи предшествующих, параллельно осваиваемых и последующих учебных дисциплин, которые обогащают методологическую платформу профессии.
В частности, в начале, педагогическая инноватика выступает в связке с ознакомительной практикой и научно-исследовательской работой. И в дальнейшем, параллельно проходит изучение таких дисциплин, как философия современного образования, психологии развития, креативная педагогика и психология, в дополнение основ методологии как базиса последовательного освоения частных методик педагогики и теорий образования [3; 4].
Естественным продолжением такого всестороннего охвата и глубины концептуально - методологичного знания является исследование современных проблем педагогической науки и образования в рамках технологической (проектно-технологической) и позже на преддипломной практики магистранта, которая завершается выполнением выпускной квалификационной работы, включая подготовку и процедуру ее защиты.
Выводы. Таким образом, происходит последовательное гармоничное слияние методологических вершин педагогики и образования, и прикладных базовых ценностей и ориентаций в профессиональной научно - теоретической и практической профессиональной подготовке магистрантов. Знание осваивается как специфичный продукт общественной материальной и духовной деятельности социума, получая идеальное выражение в знаковой форме всех объективных свойств и связей мира,
а также, природного и человеческого свойства. Наука предстает в сознании обучающегося как значимая область деятельности человечества, с ведущей функцией создания, расширения и углубления знаний о мире, в сочетании их систематизации и классификации, на базе которых происходит построение четкой научной картины мира, обоснованной теории и практики. Наличие методологической культуры обеспечивает магистранту осознанное использование закономерностей функционирования и развития науки, в динамике взаимодействия ее с другими социальными институтами и сферами жизни общества.
Литература:
1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. - М.: Логос, - 2014. - 335 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51634 -ЭБС «IPRbooks»
2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 446 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045 - ЭБС «IPRbooks»
3. Кочетков, М.В. Коммуникативно-ориентированные технологии профессионального обучения: учебное пособие для студентов вузов / Кочетков М.В. - Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2014. - 161 с. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29279. - ЭБС «IPRbooks»
4. Крулехт, М.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / М.В. Крулехт. - Москва: ЮРАЙТ-Восток, 2021. - 196 с.
5. Кручинин, В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурностроительный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 197 с. -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793 - ЭБС «IPRbooks»
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Павлова Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);
кандидат педагогических наук, доцент Дудаев Геназ Саид-Хусейнович
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
педагогики и культуры здоровья Анзорова Светлана Петровна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье раскрывается понятие и особенности проблемного обучения. Рассмотрены способы технологии проблемного обучения, построение проблемных занятий, роль педагога при решении задач проблемного обучения. Особое значение придается достоинствам проблемного обучения, показаны недостатки проблемного обучения и возможности их преодоления.
Ключевые слова: проблемное обучение, организационные формы занятий, проблемно-поисковые ситуации, групповая рефлексия, дидактические технологии, конформное мышление.
Annotation. The article reveals the concept and features of problem learning. The methods of problem learning technology, the construction of problem lessons, the role of the teacher in solving problems of problem learning are considered. Particular importance is attached to the advantages of problem learning, the disadvantages of problem learning are shown.
Keywords: problem-based learning, organizational forms of classes, problem-search situations, group reflection, didactic technologies, conformal thinking.
Введение. Проблемное обучение - это система методов и инструментов обучения, основанная на моделировании реального творческого процесса путем создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний в этом случае представляет собой самостоятельное открытие учениками с помощью учителя [8, C. 96].
Проблемное обучение также предполагает метод активного взаимодействия субъекта с содержанием преподавания, установленный преподавателем, в ходе которого он объединяет объективные противоречия научного знания и методы их решения, мыслит и творчески усваивает знания [7, C. 26].
Основная цель исследования рассмотреть, как работает технология проблемного обучения, насколько важна эта технология для обучающихся и часто ли преподаватели внедряют ее в образовательный процесс.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- Дать определение понятиям «проблемное обучение», «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация»;
- Определить сущность технологии проблемного обучения;
- Выявить плюсы и минусы данной технологии;
- Определить степень важности технологии проблемного обучения.
Изложение основного материала статьи. Как отмечают исследователи, в том числе наш многолетний педагогический опыт [3-5], занятия, проводимые с использованием технологии проблемного обучения, дают возможность использовать различные формы организации занятия: диспут, дискуссию, деловую игру, конференция, научный симпозиум, форум, защиту исследовательских и творческих проектов, заседание экспертной группы, мозговой штурм и т.д.
Причём, данные формы успешно применяются как в высшей, так и в средней общеобразовательной школе.
Следует отметить, что выбор той или иной формы организации учебного занятия зависит от ряда условий: целью занятия; уровнем подготовки обучающихся (учащихся, студентов) и их познавательной активности на занятиях; уровнем владения педагогом (или преподавателем высшей школы) методикой организации данных занятий; от педагогического мастерства и педагогической техники педагога в целом.
При этом крайне важно, чтобы выбранная форма способствовала организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по решению поставленной проблемы, а так же стимулировала бы их познавательный интерес к предмету (учебной дисциплине).