Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ "ТОЧНО В СРОК"'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ "ТОЧНО В СРОК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "ТОЧНО В СРОК"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Н.А.

В связи с непрерывным развитием рыночной экономики, возникает потребность в поддержании и увеличении конкурентоспособности предприятия. Одним из факторов, влияющих на степень конкурентоспособности, является уровень логистических издержек. Внедрение концепции «точно в срок» позволит компании сократить уровень издержек и повысить конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DELIVERIES ON THE BASIS OF THE LOGISTIC CONCEPT "JUST IN TIME"

Due to the continuous development of market economy, there is a need for maintenance and increase in business competitiveness. One of the factors influencing degree of competitiveness is the level of logistic expenses. Implementation of the concept «Just In Time» will allow the company to reduce the cost level and to raise competitiveness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ "ТОЧНО В СРОК"»

УДК 658.7(075.8)

Савельева Н.А. студент магистратуры ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Россия, г. Тольятти

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «ТОЧНО В СРОК»

Аннотация. В связи с непрерывным развитием рыночной экономики, возникает потребность в поддержании и увеличении конкурентоспособности предприятия. Одним из факторов, влияющих на степень конкурентоспособности, является уровень логистических издержек. Внедрение концепции «точно в срок» позволит компании сократить уровень издержек и повысить конкурентоспособность.

Ключевые слова: концепция «точно в срок», логистические издержки, Just in time, EDI.

Savelyeva N.A., graduate student Togliatti State University Russia, Togliatti

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DELIVERIES ON THE BASIS OF THE LOGISTIC CONCEPT «JUST IN TIME»

Abstract: Due to the continuous development of market economy, there is a need for maintenance and increase in business competitiveness. One of the factors influencing degree of competitiveness is the level of logistic expenses. Implementation of the concept «Just In Time» will allow the company to reduce the cost level and to raise competitiveness.

Keywords: concept «Just in time», logistic expenses, Just in time, EDI.

В современных условиях развития рыночной экономики России, одним из основных факторов, влияющих на степень конкурентоспособности предприятия, является уровень логистических издержек на предприятии, которые включают в себя процесс размещения заказов, транспортировки и складирования.

Одной из основных задач руководителей Российских компаний является разработка плана действий, направленных на снижение, а также полное устранение логистических потерь предприятия. Наиболее распространенным инструментом, позволяющим снизить общие издержки, а также запасы предприятия является концепция бережливого производства «точно в срок».

Концепция «точно в срок» (Just in time, JIT) - представляет собой эффективную и сбалансированную систему управления производственными процессами предприятия, направленную в первую очередь на снижение запасов и, как следствие, общих логистических издержек предприятия, а также на сокращение жизненного цикла продукции. Основным принципом

работы данной концепции является минимизация запасов на складе для осуществления синхронизированной работы между звеньями цепи поставок, когда поставщик поставляет продукцию в адрес клиента в необходимое время, в необходимое место и в необходимом количестве. Основной целью данной системы является отказ от излишних затрат, наиболее эффективное управление ресурсами компании, а также повышение качества изготавливаемой продукции [3].

Применение концепции «точно в срок» наиболее распространено в области автомобильного производства, где в сборке одной единицы готовой продукции задействовано несколько сотен поставщиков различных автокомплектующих. В связи с этим использование системы «точно в срок» является наиболее привлекательной, так как позволяет уменьшить необходимость в складских помещениях до минимума. В общем виде автопроизводящее предприятие состоит из четырех основных этапов производства:

1. сварочный цех, на котором происходит сварка основного кузова автомобиля, где ему также присваивается уникальный идентификационный номер транспортного средства (Vehicle identification number, VIN), также следует отметить, что большая часть работ на данном участке производства роботизирована;

2. цех пресс-форм, где автомобильные комплектующие изготавливаются путем литья;

3. цех покраски, в котором производится покраска кузова и составных деталей автомобиля;

4. цех финальной сборки автомобиля, наиболее загруженный этап производства, куда непосредственно происходит доставка нескольких тысяч комплектующих от различных поставщиков по принципу «точно в срок» [4].

Обмен информацией между клиентом и поставщиком происходит посредством системы электронного документооборота - EDI (Electronic data interchange), которая представляет собой открытый и прозрачный способ осуществления обмена структурированными и стандартизированными сообщениями, содержащими в себе информацию о производственной потребности клиента.

На начальном этапе производства, когда в сварочном цеху будущему автомобилю присваивается идентификационный номер транспортного средства, поставщикам рассылается EDI-сигнал, информирующий о начале процесса производства, исходя из которого поставщики самостоятельно рассчитывают необходимые сроки доставки комплектующих на линию сборки для данного автомобиля. После получения сигнала поставщик проверяет наличие необходимой продукции и в зависимости от результата запускает процесс изготовления продукции, дозаказывает комплектующие у поставщиков второго уровня, либо резервирует готовое изделие на складе готовой продукции.

На следующем этапе производства, после завершения покраски

автомобиля в адрес поставщиков формируется очередное БЭЛ-сообщение, напоминающее о необходимости поставки комплектующих и информирующее о скором перемещении в сборочный цех.

Существуют различные способы организации работы производственной деятельности с использованием БЭЛ-системой, наиболее распространенные способы приставлены ниже:

1. принцип массовой сборки, характеризуется осуществлением производства однотипной продукции в течение одно смены, по результатам которой часть продукции отгружается в адрес клиента, а оставшаяся перемещается на склад хранения готовой продукции;

2. принцип сборки под заказ, характеризуется тем, что каждый продукт изготавливается непосредственно для автомобиля с конкретным идентификационным номером, в связи с чем на складе хранится минимальный объем готовой продукции;

3. принцип смешанной сборки, характеризуется тем, что процесс изготовления продукции происходит исходя из заказа клиента, но в случае, если заказ от клиента отсутствует, преимущество в изготовлении отдается наиболее популярным видам продукции.

Наиболее популярным способом организации работы в концепции «точно в срок» является принцип сборки под заказ, при такой организации поставок, поставщик получает БЭ1-сигналы по следующим периодам:

1. за три месяца до начала производства, в этот период поставщик первого уровня размещает заказ поставщикам второго уровня, заключает необходимые договора с компаниями-подрядчиками, производит долгосрочное планирование производства;

2. за один месяц до начала производства, в этот период комплектующие начинают поступать на склад поставщика, начинается процесс производства заготовок;

3. прогноз за 24 часа, данный сигнал поступает после поступления будущего автомобиля в сварочный цех, в этот период поставщик проверяет наличие продукции на складе, дозаказывает комплектующие, либо запускает заказ в производство;

4. прогноз за 8 часов или за одну смену, когда поставщик еще раз перепроверяет наличие комплектующих, подготавливает отгрузочную партию, транспортное средство и осуществляет отправку комплектующих;

5. заказ 0 часов, когда автомобиль поступает в сборочный цех и поставщику необходимо организовать доставку продукции к соответствующему этапу сборки [1].

К положительным сторонам концепции «точно в срок» можно отнести следующие характеристики:

1. снижение затрат на складирование продукции, складские операции и погрузочно-разгрузочные работы;

2. уменьшение необходимого объема складских площадей;

3. повышение уровня рационального использование ресурсов

компании и гибкости предприятия;

4. сокращение жизненного цикла продукции;

5. заключение долгосрочных партнерских отношений клиентом.

К отрицательным сторонам и возможным негативным моментам можно отнести:

1. повышение уровня транспортных расходов предприятия;

2. зависимость от бесперебойности поставки других поставщиков первого уровня;

3. зависимость от качества поставляемых комплектующих, а также деятельности поставщиков второго уровня;

4. высокие штрафы за несвоевременную поставку комплектующих и простой производства клиента [2].

В результате вышеперечисленного можно сделать вывод, что внедрение концепции «точно в срок» позволит отечественным предприятиям значительно снизить уровень логистических издержек на предприятии и повысить уровень конкурентоспособности. Некоторые крупные предприятия, такие как ПАО «АвтоВАЗ» и ПАО «КАМАЗ» уже осуществили внедрение системы «точно в срок» на свои предприятия.

Кроме того, также следует отметить, что для внедрения данной концепции потребуется изменить способ мышления всего персонала предприятия, который привык к традиционному методу организации деятельности, характеризующийся наличием страхового запаса на складах комплектующих и готовой продукции.

Использованные источники:

1. Вумек Дж. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж. Вумек, Д. Джонс; пер. С. Турко. - М. : Альпина Паблишер, 2013. 472 с.

2. Луйстер Т. Бережливое производство от слов к делу / Т. Луйстер, Д. Теппинг; пер. А.Л. Раскина. - М. : Стандарты и качество, 2013. 130с.

3. Мугак Т.А., Терехин И.А. Применение концепции Just-in-time на отечественных предприятиях // Успехи современного естествознания. 2014. № 7. С. 141-143;

4. JiT-JiS SCM или «Как делают Автомобили» [Электронный ресурс]. URL: https://geektimes.ru/post/259366/ (дата обращения: 15.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.