Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

РАБОТА С КАДРАМИ

А. А. ГОЛДЫРЕВ начальник кафедры кинологии

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, кандидат сельскохозяйственных наук, полковник внутренней службы

К. В. ГИЛЁВ начальник кинологической службы

ГУФСИН России по Пермскому краю, подполковник внутренней службы

Особенности организации подготовки специалистов-кинологов в уголовно-исполнительной системе

Основными задачами подразделений кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний являются обеспечение охраны и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), проведение оперативно-розыскных мероприятий, розыск и задержание бежавших из мест лишения свободы осужденных и лиц, заключенных под стражу, поиск и обнаружение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов.

Для выполнения этих задач используется служебная собака, которая в руках специалиста-кинолога становится основным и главным специальным средством, а также гарантом безопасности окружающих и самого кинолога.

В соответствии с Наставлением по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом ФСИН России от 29.04.2005 № 336 [1], в ходе несения службы или при проведении оперативно-розыскных мероприятий специалист-кинолог не может допускаться к выполнению поставленных задач без служебной собаки. Подготовка специалиста кинологи-

ческой службы состоит из профессиональной подготовки самого специалиста-кинолога как сотрудника и подготовки его «напарника» -служебной собаки.

Подготовка специалистов-кинологов в УИС организуется образовательными организациями высшего образования ФСИН России, институтами повышения квалификации работников УИС, межрегиональными учебными центрами ФСИН России и межрегиональными учебными центрами территориальных органов ФСИН России, реализующими программы профессионального обучения сотрудников УИС в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2], приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [3], приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» [4], и включает следующие виды обучения:

67

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- специальное первоначальное обучение;

- профессиональная переподготовка;

- обучение в процессе служебной деятельности.

Согласно Наставлению по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, специальное первоначальное обучение проходят лица, впервые принимаемые на службу в учреждения и органы УИС. Профессиональная переподготовка специалистов проводится с учетом профиля полученного образования и осуществляется по программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой -получение дополнительной квалификации. Подготовка и обучение в процессе служебной деятельности предусматривают систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Однако данная система подготовки не позволяет в полной мере обеспечить обучение всех категорий сотрудников, например тех, кто не проходил профессионального обучения и не получил профессионального образования, а имеют только основное или среднее общее образование. В связи с этим Пермским институтом ФСИН России во взаимодействии с управлением кадров ФСИН России по заявке управления охраны и конвоирования ФСИН России проведена работа по разработке проектов типовых программ профессионального обучения, предназначенных для этой категории сотрудников.

В целях выполнения задач, стоящих перед кинологической службой ФСИН России, программами по всем видам обучения предусмот-

рена подготовка специалистов-кинологов со служебными собаками по трем направлениям:

- подготовка специалистов-кинологов с розыскными (патрульно-розыскными) собаками;

- подготовка специалистов-кинологов со специальными собаками по поиску и обнаружению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- подготовка специалистов-кинологов со специальными собаками по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов.

На практическую дрессировку служебных собак в программах предусмотрено выделение не менее 60 % учебных часов от общего времени обучения.

Подготовка служебных собак организуется в соответствии с Наставлением по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний и включает в себя:

- общую дрессировку служебных собак;

- специальную дрессировку служебных собак;

- тренировку служебных собак.

Основной этап подготовки служебных собак осуществляется специалистами-кинологами в образовательных организациях УИС в соответствии с методиками дрессировки (тренировки) служебных собак. На следующем этапе дальнейшая их тренировка по видам служебного предназначения организуется и проводится в подразделениях кинологической службы учреждений, исполняющих наказания, в следственных изоляторах.

Качество обучения в образовательных организациях УИС в основном зависит от уровня подготовки самих преподавателей и нагрузки, распределяемой между ними. У преподавателей должно быть соответствующее образование и опыт работы в учреждениях и органах УИС. Учитывая специфику подготовки специалистов-кинологов, на практических занятиях по дрессировке служебных собак учебную группу необходимо делить на подгруппы из расчета четыре-шесть обучаемых со служебными собаками на одного преподавателя. Это условие, к сожалению, не всегда соблюдается, из-за чего качество подготовки существенно снижается ввиду невозможности проконтролировать ход выполнения упражнений по приемам дрессировки (особенно специального курса) всеми обучающимися и их собаками, своевременно подсказать индивидуальные упражнения по развитию навыков дрессировки, выявить ошибки, не допустить воз-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 68

РАБОТА С КАДРАМИ

никновения ненужных условных рефлексов у собак. Поэтому руководители образовательных организаций УИС должны уделять этому особое внимание и держать на личном контроле соблюдение требований, предъявляемых к преподавательскому составу и распределяемой между ними нагрузке при проведении занятий по дрессировке служебных собак.

Другой составляющей, обеспечивающей высокий уровень подготовки специалистов-кинологов, является качественная подготовка для последующей работы служебных собак. В соответствии с Наставлением по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний служебные собаки для дрессировки должны подбираться за один-два месяца до направления кинологов в образовательные организации УИС (что также не всегда выполняется). Этот период закрепления служебной собаки за кинологом позволяет подготовить ее к предстоящему обучению, обеспечив:

- формирование стойких навыков в подготовительных приемах общего курса дрессировки (установление контакта между специалистом-кинологом и служебной собакой, приучение служебной собаки к кличке, специальному снаряжению, чистке и показу для осмотра, темноте, непогоде и другим необычным условиям, перевозке на автомашине, выстрелам и другим сильным звуковым и световым раздражителям, развитие физической выносливости у служебной собаки);

- социализацию животного (приучение служебной собаки к окружающей ее обстановке, разным раздражителям и т. п.);

- формирование первоначальных навыков в основных приемах общего курса дрессировки (приучение служебной собаки подходить к кинологу, к движению рядом со специалистом кинологической службы, садиться, ложиться, стоять, к подноске предметов, к прекращению нежелательных действий, к преодолению препятствий, к переходу в свободное состояние, к подаче голоса, к переползанию);

- развитие навыков в подготовительных упражнениях специального курса дрессировки собак (обонятельно-поисковая и игровая реакции поведения, инстинкт добычи).

Руководители обязаны заблаговременно планировать время направления кандидатов на обучение, контролировать изучение ими нормативных актов и подготовку рефератов по

заданию образовательных учреждений, проверять внешний вид, экипировку и проводить их инструктаж.

Служебные собаки, подобранные для обучения, должны иметь выраженные породные признаки, быть здоровыми, подвижными и физически крепкими, иметь контакт со специалистом-кинологом, обладать крепкой хваткой и выраженной апортировочной реакцией (хватанием, удержанием и подноской различных предметов), безбоязненным отношением к различным шумовым раздражителям (техногенного и природного характера) и различным объектам (помещения, транспорт и т. д.). У них не должно быть пассивно-оборонительной реакции поведения (трусости), а также пороков и болезней, препятствующих их служебному использованию.

Большое значение имеет и возраст служебных собак, направляемых на обучение, который должен составлять от 9 до 24 месяцев, так как в этот период у собак средних и крупных пород формируется тип высшей нервной деятельности, что позволяет в значительной степени облегчить процесс их дрессировки.

В выполнении данных требований также существуют проблемы, связанные с нехваткой качественного поголовья щенков и служебных собак как в племенных питомниках территориальных органов ФСИН России, так и в других кинологических организациях. В связи с этим необходима систематизация работы племенных питомников по разведению и учету племенного поголовья, приведение ее к единым требованиям и стандартам. Отделом кинологической службы управления охраны и конвоирования ФСИН России совместно с Пермским институтом ФСИН России организован мониторинг деятельности племенных питомников, последующий анализ и подготовка методических рекомендаций.

69

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Завершающим этапом подготовки специалистов-кинологов и служебных собак является подготовка и обучение в процессе служебной деятельности после прибытия из образовательных организаций УИС, предусматривающие систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В рамках специальной подготовки специалисты-кинологи продолжают дрессировку и тренировку служебных собак по видам служебного предназначения. Для розыскных, пат-рульно-розыскных и специальных собак занятия проводятся девять раз в месяц. В ходе занятий приобретенные во время обучении в образовательных организациях служебными собаками условные рефлексы совершенствуются и доводятся до навыков. И самое главное -служебных собак подготавливают к условиям службы в своем учреждении. Поэтому на данном этапе подготовки специалистов-кинологов как никогда важна роль непосредственных руководителей в обеспечении контроля и организации занятий по дрессировке и тренировке служебных собак, которые тоже не всегда исполняются.

Дрессировка (тренировка) служебных собак в подразделениях кинологической службы организуется в соответствии с графиком дрессировки (тренировки) служебных собак на месяц, составляемым на основании квартального плана дрессировки (тренировки) служебных собак, разработанного кинологической службой территориального органа. В планы дрессировки (тренировки) включаются конкретные задания по совершенствованию навыков дрессировки у собак, ввод и отработка усложнений, исходя из особенностей охраны объектов и степени натренированности каждой собаки.

Занятия по дрессировке (тренировке) служебных собак учитываются в дневниках учета дрессировки (тренировки) служебных собак. Как правило, планирование процесса дрессировки (тренировки) служебной собаки проводит начальник кинологического отделения (группы). Роль специалиста-кинолога в дрессировке закрепленной за ним служебной собаки сводится к прибытию на занятия и выполнению определенного варианта тренировочного задания. В этом случае кинолог не чувствует

ответственности за подготовку закрепленной за ним собаки. Более эффективно было бы личное планирование специалистом-кинологом дрессировки своей служебной собаки, когда он сам разрабатывает план тренировочных занятий, а начальник кинологического отделения (группы) его утверждает.

Одним из важных аспектов подготовки специалистов-кинологов в УИС является наличие специальной учебно-материальной базы -учебных площадок для отработки нормативов, учебных полигонов, где моделируется обстановка, близкая к реальным условиям служебной деятельности сотрудников УИС, которую не всегда удается обеспечить по ряду причин. Основной из них является использование самодельных некачественных макетов. Во избежание этого следует использовать списанные транспортные средства, элементы различных конструкций и строений, контейнеры, цистерны и другие предметы и объекты, которые могут встречаться при выполнении служебных задач специалистами-кинологами и служебными собаками.

Таким образом, подготовка специалистов-кинологов и служебных собак в уголовно-исполнительной системе представляет собой комплекс осуществляемых в несколько этапов мероприятий, качество выполнения которых зависит не только от специалиста-кинолога, но и от всех лиц, принимающих участие в этом процессе. ^

1. Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний : приказ ФСИН России от 29.04.2005 № 336. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам : приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 41.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.