Научная статья на тему 'Особенности организации курса «Информатика и информационные технологии» в условиях дистанционного обучения'

Особенности организации курса «Информатика и информационные технологии» в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслова Н. С.

В данной статье представлен один из способов организации обучения курсу школьной информатики в условиях дистанционного обучения, для введения профильного обучения на местах где часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации курса «Информатика и информационные технологии» в условиях дистанционного обучения»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Буслова Н.С.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

В данной статье представлен один из способов организации обучения курсу школьной информатики в условиях дистанционного обучения, для введения профильного обучения на местах где часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов.

Сегодня перед школой стоит задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей для всех обучающихся в получении качественного образования. На качество образования наряду с другими сторонами учебного процесса влияет оценка образовательных достижений учащихся. Последние годы характеризуются изменениями в системе аттестации выпускников школы, среди которых наиболее важны компьютерное тестирование, порт-фолио, введение единого государственного экзамена [3]. Одним из выходов в решении этих проблем мы видим использование элементов дистанционного обучения, способствующего эффективно организовать основной и профильный курсы информатики в школе.

Учитывая особенности изучения курса «Информатика и информационные технологии» в системе дистанционного обучения, предполагающего освоение учащимися основного профессионально-ориентированного модуля, изложение этих тем возможно в следующем порядке.

Всего на изучение курса планируется 36 часов, но в условиях дистанционного обучения учащийся сам может планировать и распределять изучаемую нагрузку.

Примерное тематическое планирование для изучения курса «Информатика и информационные технологии» и краткое описание содержания каждой из тем представлено ниже.

1. Введение. История, предмет, структура информатики

Рассматривается история развития информатики и излагается предмет

информатики, а также роль информатики в обществе и познании.

2. Информация, ее представление и измерение

Рассматриваются основные понятия информатики, измерение сообщений и информации, виды и свойства информации, меры количества

* Старший преподаватель кафедры Информатики и методики преподавания информатики, кандидат педагогических наук.

информации (по Хартли и Шеннону), их свойства и значение, вопросы, связанные с информационными системами и управлением в системе.

3. Кодирование и шифрование информации

Рассматриваются основные понятия кодирования и шифрования информации, защиты информации и антивирусной защиты.

4. Системы счисления и действия в них

Рассматриваются основные понятия числовых систем, правила их построения, выполнение действий в них.

5. Высказывания и предикаты

Рассматриваются основные понятия и сведения алгебры высказываний и предикатов, а также инфологические задачи.

6. Логические вентили, схемы, структуры

Рассматриваются базовые логические элементы и структуры - логических вентилей, логических схем, логической базы аппаратуры ЭВМ.

7. Базовые алгоритмические структуры

Рассматриваются основные понятия об алгоритме в программах и алгоритмизации решения задач.

8. Данные, их типы, структуры и обработка

Рассматриваются основные понятия о данных к алгоритмам, их базовые типы и структуры, вопросы их использования в алгоритмизации задач.

9. Методы разработки и анализа алгоритмов

Рассматриваются основные понятия о методах проектирования и разработки алгоритмов (программ), тестирование и верификация алгоритма, трассировка алгоритма.

10. Исполнители алгоритмов - человек и автомат

Рассматриваются основные понятия о базовых исполнителях алгоритмов, об их управляющих и исполняющих подсистемах, структурах.

11. Программное и техническое обеспечение

Рассматриваются основные понятия о вычислительной системе - совокупности программного и технического обеспечения, их структура.

12. Формальные языки и грамматики

Рассматриваются основные сведения о формальных и естественных языках, грамматиках, типах грамматик, типах трансляторов.

13. Введение в моделирование объектов, процессов и явлений

Рассматриваются основные понятия моделирования, типы и свойства

моделей, жизненный цикл моделирования.

14. Введение в информационные технологии

Обзор и классификация новых информационных технологий, тенденции развития этих технологий.

15. Информатизация общества, информационное общество. Интернет.

Рассматриваются основные понятия, относящиеся к информатизации

и информационному обществу, информатизации экономики [2].

Преобладающими формами обучения являются различного типа лекции и практические занятия. Лекции в данном случае рассматриваются, как самостоятельное изучение предложенного материала.

Основа в упражнениях - задача, решение которой разбирается с помощью теории, изложенной в лекции. В ряде случаев фрагменты занятий в форме упражнений можно заменить такими формами обучения, как микролекция (в решение задач «встраивается» теоретический материал для решения конкретной задачи) или минилекция (лекционный материал «встраивается» перед решением определенного класса задач, например, перед решением задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую (раздел «Теория кодирования») излагаются общие сведения о системах счисления и способах перевода чисел из одной системы счисления в другую). При обучении алгоритмам информатики и их реализации на компьютере основной организационной формой обучения будет являться лабораторный практикум, задания которого заранее рассылаются учащимся.

Во время обучения в условиях системы дистанционного обучения у учащихся необходимо сформировать стойкую потребность в самостоятельном освоении научной, учебной и методической информации. Для этого учащийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности, поэтому в процессе обучения важно организовать эффективную самостоятельную работу учащихся [3].

Остановимся подробнее на организации контроля качества образовательных услуг в рамках системы дистанционного обучения.

Контроль в системе дистанционного обучения, как и в любой другой системе деятельности, позволяет установить соответствие между целевыми требованиями к деятельности системы и реальными результатами ее деятельности. Так как система дистанционного образования является составным элементом сферы образования, то целевые требования, декларированные для сферы образования, являются базовыми целевыми требованиями к деятельности системы дистанционного образования. Таким образом, основная цель деятельности системы дистанционного образования -формирование деятельностных способностей в процессе обучения - коммуникативные и рефлексивные способности [1].

Любая способность демонстрируется в деятельности, поэтому проверить наличие способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому средства контроля, используемые в системе дистанционного образования должны содержать задания, требующие от ученика продемонстрировать коммуникативные или деятельностные способности.

Например. Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к пониманию авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания вида: ученику предлагается некоторый текст, например текст определения информатики, после прочтения которого он должен продолжить предложение: «Правильно ли я понял, что информатика это...». Варианты

возможных продолжений могут быть предложены в тексте средств контроля, в этом случае процесс контроля может быть автоматизирован. Однако контроль будет объективнее, если ученик предлагает собственный текст. В этом случае проверку правильности этого текста должен проводить педагог.

Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к оформлению авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания вида: составьте план предложенного текста. Далее следует текст, который может либо относиться к учебному содержанию по изучаемой дисциплине, либо носить надпредметный характер.

Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к морфологи-зации по предложенной форме, в список средств контроля должны быть включены задания вида: выбрать из числа предложенных текст, соответствующий указанному плану.

Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к соотнесению текста с системой критериев, в список средств контроля должны быть включены задания вида: выбрать задачи, которые решаются по следующему алгоритму ... (приводиться алгоритм решения задач и текст нескольких задач); указать события, которые происходили в заданном временном интервале. (далее приводится интервал времени, и перечисляются события) и др.

Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к выполнению заданного алгоритма, ему следует предложить задание вида: вычисли значение выражения в следующей последовательности . (далее перечислена последовательность операций, которые выполняются с заданными числами) или расположи исторические факты в следующей последовательности . (перечисляется последовательность операций по установлению порядка в перечисленном перечне исторических фактов).

Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к моделированию некоторой ситуации средства контроля должны содержать задания вида: выбери из числа предложенных текст, в котором говорится. (приводится краткое изложение существа информации, передаваемой в тексте); выбери задачу соответствующую предложенной схеме. (указывается схема текста задачи); из перечисленных веществ выбери те, строение которых соответствует заданной модели и др.

Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к сопоставлению модели с системой критериев в средства контроля должны быть включены задания вида: укажи схему выполнения задания, при решении которого используется формула Хартли. (приводиться схематическое описание алгоритма выполнения задания) и др.

Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма указанным методом в средства контроля должны быть включены задания вида: вычислить значения числового выражения, использую распределительный закон умножения относительно сложения на множестве; расположи перечисленные исторические события в хроно-

логической последовательности; расположи предложенные устройства в хронологическом порядке их изобретения.

Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма неуказанным заранее методом в средства контроля должны быть включены задания требующие решение задач, уравнений неравенств, составление математических моделей и т.д.

Применительно к информатике в средства контроля должны быть включены задания вида - написать эссе по теме, например, «Основные причины возникновения и развития ЭВМ» или «Положительные и отрицательные стороны внедрения ЭВМ в промышленные, образовательные структуры» и др.

Таким образом, указали типы заданий, которые будут включены в средства контроля при организации курса «Информатика и информационные технологии» в условиях дистанционного обучения.

Совершенно очевидной является тенденция возрастания роли размещенных в Интернет образовательных программ для учебного процесса в школе. Интернет следует рассматривать как исключительно эффективный дополнительный инструментарий к углубленному изучению информатики, при правильном подходе к его использованию и организации с его помощью образовательного процесса обучения в школе.

Список литературы:

1. Иванов, В. Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- № 1.

2. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - № 5.

3. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Васюкова В.С.*, Бухарова О.В/

Детский сад комбинированного вида № 60, г. Асбест

Основными содержательными линиями дошкольного образования определены познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка дошкольного воз-

* Заведующая.

♦ Методист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.