Научная статья на тему 'К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Решение задач ЕГЭ по информатике» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»'

К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Решение задач ЕГЭ по информатике» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Решение задач ЕГЭ по информатике» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»»

процесса реализации дистанционного обучения) и является немаловажным ресурсом развития муниципальной системы образования, позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, возможность транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.

А. В. Голанова, Е. И. Голикова

К вопросу об отборе содержания лабораторных работ по дисциплине «Решение задач ЕГЭ по информатике» для бакалавров по направлению «Педагогическое образование»

Курс «Решение задач ЕГЭ по информатике» является дисциплиной факультативной части профессионального цикла при подготовке бакалавров по направлению 050100.62 «Педагогическое образование». Данной дисциплиной закладываются теоретические и методологические основы подготовки к ЕГЭ по информатике. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные бакалаврами в результате изучения дисциплин математического и естественно-научного цикла («Информатика», «Основы математической обработки информации», «Информационные технологии») и профессионального цикла («Программирование», «Абстрактная и компьютерная алгебра», «Численные методы», «Теоретические основы информатики», «Архитектура компьютера», «Базы данных», «Математическая логика и теория алгоритмов», «Операционные системы, сети и интернет-технологии», «Методика обучения и воспитания информатике»).

Для того чтобы отобрать содержание лабораторных работ по данной дисциплине, проведем структурный анализ материалов ЕГЭ по информатике.

Общее число заданий в работе - 32. Работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 13 заданий закрытой формы с выбором единственного правильного ответа (9 заданий базового уровня сложности и 4 задания повышенного уровня сложности). Часть 2 содержит 15 заданий открытой формы (задания-дополнения, 6 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности). Часть 3 содержит 4 задания открытой формы (задания свободного изложения, 3 задания повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности). В работе присутствуют задания по всем разделам школьного курса информатики: алгоритмизация; программиро-

306

вание; решение задач (моделирование); архитектура ЭВМ; информационные технологии; компьютерная математика.

Отметим, что уровень знаний обучаемых к моменту изучения дисциплины позволяет им решать практически все задачи экзаменационной работы: в рамках дисциплины «Программирование» рассматриваются задачи: А12, B2, B5, B6, B8, B14, C1, C2, C4; в рамках дисциплины «Теоретические основы информатики» рассматриваются задачи: A2, А9, А11, B4, B9, B10; в рамках дисциплины «Базы данных» рассматриваются задачи: А6; в рамках дисциплины «Информатика» рассматриваются задачи: А4; в рамках дисциплины «Информационные технологии» рассматриваются задачи: А7, B3; в рамках дисциплины «Архитектура компьютера» рассматриваются задачи: А1, B7, B15; в рамках дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов» рассматриваются задачи: А3, А5, А10; в рамках дисциплины «Операционные системы, сети и интернеттехнологии» рассматриваются задачи: А8, B11, B12; в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания информатике» рассматриваются задачи: А13, B1, B13, C3. Поэтому задачи курса «Решение задач ЕГЭ по информатике» скорее методические - продемонстрировать различные приемы, которые могут быть использованы при решении задач и систематизировать имеющиеся знания таким образом, чтобы обучаемый мог сформулировать общий алгоритм решения каждой задачи ЕГЭ.

В связи с этим обучаемым предлагаются лабораторные работы следующей структуры: краткие теоретические сведения, демонстрационные примеры, задания для самостоятельного выполнения, список источников для подготовки.

Приведем тематику лабораторных работ по данной дисциплине.

1. Кодирование чисел. Системы счисления

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: перевод из одной системы счисления в другую, арифметические операции с числами, кодирование чисел.

Базовые умения: осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую; определение основание системы счисления по заданным исходным данным.

2. Информационные модели

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: виды информационных моделей, анализ информационных моделей.

Базовые умения: моделировать результаты поиска в сети Интернет, формулировать запросы к поисковым системам.

3. Основы логики

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: логические операции, таблицы истинности, построение таблиц истинности, равносильные преобразования формул, логические задачи.

307

Базовые умения: построить таблицу истинности для заданной формулы, преобразовать логическое выражение.

4. Файловая система

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: операции с файлами и папками, поиск файлов и папок, полный путь и адрес файла, структура файловой системы.

Базовые умения: записать маску поиска, определить результат поиска по заданной маске, записать полный путь к файлу и адрес файла.

5. Поиск и сортировка информации в базах данных

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: создание базы данных, формирование таблиц, запросов, форм, отчетов.

Базовые умения: формулировать запросы к базам данных, оперировать с массивами данных.

6. Кодирование и декодирование информации. Кодирование звуковой информации

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: количество информации, виды кодирования, представление различных видов информации.

Базовые умения: определить информационный объем сообщения, анализировать однозначность кода.

7. Обработка массивов

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: виды массивов, организация поиска данных в массиве данных.

Базовые умения: оперировать с массивами данных.

8. Анализ и построение алгоритмов для исполнителей

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: понятие алгоритм, типы алгоритмов, рассмотрение различных исполнителей.

Базовые умения: анализировать обстановку исполнителя алгоритма, использовать стандартные алгоритмические конструкции.

9. Анализ программ

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: понятие программы и подпрограммы, базовые алгоритмические конструкции, выполнение базовых алгоритмических конструкций.

Базовые умения: анализировать текст программы, определять результат работы программы.

10. Алгоритмы обработки массивов

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: способы и методы обработки массивов.

Базовые умения: реализовать алгоритм обработки массива, использовать стандартные алгоритмические конструкции, определить результат работы алгоритма обработки массива.

308

11. Выигрышная стратегия

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: виды стратегий, создание выигрышной ситуации, анализ предложенной стратегии.

Базовые умения: осуществить поиск выигрышной стратегии, анализ предложенной стратегии.

12. Поиск путей в графе. Построение дерева

В рамках данной работы рассматриваются вопросы: понятие графа, виды графов, построение графов, выбор оптимального пути.

Базовые умения: искать кратчайший путь в графе, осуществить обход графа.

Отметим, что при выполнении лабораторной работы, обучаемый должен: 1) продемонстрировать различные приемы решения одной и той же задачи; 2) уметь сформулировать общий алгоритм решения задачи; 3) описать все трудности, с которыми можно столкнуться при решении задачи; 4) описать все возможные типы задач, с которыми можно столкнуться при выполнении заданий ЕГЭ; 5) уметь подобрать задания для самостоятельной работы, позволяющие проверить степень готовности к сдаче ЕГЭ; 6) уметь подобрать учебную и методическую литературу для подготовки к ЕГЭ; 7) оценить степень готовности к сдаче ЕГЭ.

Порядок выполнения лабораторной работы: 1) знакомство с теоретическим материалом; 2) изучение демонстрационных примеров; 3) выполнение заданий для самостоятельного выполнения, 4) подготовка заданий для альбома ключевых задач; 5) подготовка заданий, позволяющих оценить степень готовности к сдаче ЕГЭ (материалы для итогового контроля знаний (тесты) и алгоритмы статистической обработки полученных результатов); 6) подготовка методического сопровождения альбома ключевых задач.

Время, отводимое на выполнение лабораторной работы, будет определяться степенью трудности заданий. Наибольшую трудность у обучаемых вызывают лабораторные работы 10-12. Наиболее легкими, на их взгляд, являются лабораторные работы 1, 4 и 5. Последовательность изучения лабораторных работ может варьироваться.

Для аттестации обучаемых используется балльно-рейтинговая система. В течение семестра баллы выставляются по следующим показателям:

1. Посещение лабораторных занятий. За каждое посещенное лабораторное занятие обучаемый получает 1,1 балл. Общее количество лабораторных занятий в соответствии с учебным планом 9. Поэтому за посещение лабораторных занятий максимально возможно получить 10 баллов.

309

2. Выполнение лабораторных работ. За выполнение лабораторной работы обучаемый может получить 2, 2,5 или 3 балла. 2 балла выставляется, если обучаемый предоставил лабораторную работу, содержащую решение всех задач, и при этом количество верно выполненных заданий от 50 до 70% включительно. 2,5 балла выставляется, если обучаемый предоставил лабораторную работу, содержащую решение всех задач, и при этом количество верно выполненных заданий от 70 до 90 % включительно. 3 балла выставляется, если обучаемый предоставил лабораторную работу, содержащую решение всех задач, и при этом количество верно выполненных заданий от 90 до 100 %. Также обучаемый может дополнительно получить 0,33 балла за каждую лабораторную работу, если он способен объяснить алгоритм решения каждой задачи и исправить имеющиеся ошибки. При изучении содержания дисциплины «Решение задач ЕГЭ по информатике» предполагается выполнение 12 лабораторных работ. Поэтому за лабораторные работы максимально возможно получить 40 баллов.

3. Подготовка отчетов по лабораторным работам. За каждый предоставленный отчет выставляется от 0,21 до 0,42 балла. 0,21 балла выставляется, если обучаемый предоставил отчет, 0,3 баллов - при соблюдении всех требований к содержанию отчета, 0,42 баллов - если содержание и оформление отчета соответствуют заявленным требованиям. Общее количество лабораторных работ -12, поэтому за отчеты максимально возможно получить 5 баллов.

4. Самооценивание. Обучаемому предлагается самостоятельно оценить степень усвоения материала. 1,5 балла выставляется, если обучаемый знает и способен объяснить «идею» решения каждой рассматриваемой задачи, 2 балла - если может сформулировать разные способы решения задачи, 2,5 балла - если обучаемый может не только сформулировать, но и реализовать алгоритмы решения задачи. В течение семестра проводится два самооценивания. Максимально возможное количество баллов - 5.

В сессию предполагается сдача зачета, который проводится в форме защиты разработанного альбома ключевых задач. Оцениваются: содержание и оформление работы (10 баллов); качество доклада (10 баллов); уровень защиты работы и ответов на вопросы (20 баллов).

Зачет выставляется в случае, если обучаемый набрал более 70 баллов за семестр и в сессию.

310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.