Научная статья на тему 'Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам'

Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРЕВОЗКА / ORGANIZATION / MANAGEMENT / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков В. С.

Представлены общие и конкретные сведения об особенностях организации и управления работой маршрутных такси по заявкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE FIXED-RUN TAXI BY REQUESTS

General and specific information about the features of the organization and management of the fixed-run taxi by requests is presented

Текст научной работы на тему «Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам»

УДК 656.012

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ МАРШРУТНЫХ ТАКСИ

ПО ЗАЯВКАМ

ВС. Волков

Представлены общие и конкретные сведения об особенностях организации и управления работой маршрутных такси по заявкам

Ключевые слова: организация, управление, перевозка

В современных условиях решение транспортной проблемы крупных городов может быть получено только на базе развития общественного транспорта. Возросшие требования пассажиров к качеству, быстроте и надежности обслуживания привели к поискам путей совершенствования перевозок пассажиров в населённых пунктах. В качестве одного из путей решения такой проблемы обозначилась система перевозок пассажиров маршрутными такси по заявкам. Данная система рассматривается как дополнение к существующим системам городских пассажирских перевозок.

Наибольшее развитие данная форма организации перевозок получила в городах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции. Анализ зарубежного опыта [1] свидетельствует, что основной целевой предпосылкой создания систем перевозок пассажиров маршрутными такси по заявкам явилось требование максимального сочетания удобств проезда в легковом автомобиле с сокращением расходов на поездку.

В России городские пассажирские перевозки развивались до настоящего времени в основном по экстенсивному направлению, что предусматривало увеличение числа маршрутов и подвижного состава на них. Интенсификация общественного производства, курс на ускорение социально-экономического развития страны требуют качественно нового подхода к решению вопросов развития городских пассажирских перевозок.

Первым этапом внедрения системы маршрутных такси по заявкам в Российской Федерации явился вариант движения микроавтобусов между заданными начальным и конечным пунктами в границах определённой полосы обслуживания между одним крупным пассажирообразующим пунктом и несколькими отдельными зонами города.

Сущность такого варианта заключается в организации перевозок пассажиров на оперативно сформированных маршрутах движения автобусов по заявкам, случайно распределённых по времени и направлению в пределах обоснованных полос и зон обслуживания. В качестве основных условий и ограничений учитываются разность времени поездки на маршрутном такси и на автобусе и соотношение тарифов на рассматриваемых видах транспорта.

Волков Владимир Сергеевич - ВГЛТА, д-р техн. наук, профессор. тел. (4732) 537707,

Е-шаД: [email protected]

В этой связи представляет интерес рассмотрение и использование зарубежного опыта. Наибольшее распространение получили системы типа «Б1а1-a-ride», которые предусматривают обслуживание пассажиров в соответствии с поданными по телефону заявками. Применяются также системы с приемом заявок со специальных вызывных устройств, системы с фиксированными и «гибкими» маршрутами. На постоянно действующих маршрутах автомобили работают с остановками по требованию пассажиров, а на оперативных маршрутах, организуемых по заявкам, в соответствии с предварительной заявкой пассажиров определяются пункты их посадки и высадки.

В качестве подвижного состава, перевозящего пассажиров, в основном используются радиофицированные микроавтобусы, имеющие специальное оформление и окраску, позволяющие хорошо замечать их в массе транспортного потока.

Микроавтобусы, работающие по заявкам, перевозят пассажиров «от двери до двери», то есть забирают пассажира от любого указанного им места и доставляют в любое место в пределах обслуживаемой территории.

Порядок оплаты за проезд в маршрутных такси, работающих по заявкам, аналогичен оплате за проезд в заказанном легковом такси. Плата за транспортные услуги от постоянных пассажиров взимается предварительно и со скидкой.

Перевозка пассажиров выполняется по заявкам, поступающим от населения обслуживаемой территории в диспетчерский пункт.

Разовые заявки принимаются по телефону, а на постоянные поездки продаются абонементы. Постоянными пассажирами считаются те, которые совершают ежедневные поездки в течение недели и более в одно и то же время с постоянных мест посадки и высадки. В заявках на поездки указываются начальные и конечные пункты, требуемое время подачи автобуса и число мест. Удовлетворение заявок обеспечивается, как правило, в точно назначенное время или с отклонением от него, но не более пяти минут.

Организация перевозок пассажиров по указанной системе включает прием заявок от населения и их обработку, составление с помощью прикладных компьютерных программ оптимальных маршрутов, обеспечивающих минимальные затраты времени

пассажиров на ожидание и поездку, а также диспетчерское управление движением автобусов на линии.

Система «Dial-a-ride» [1] получила наибольшее распространение в городах с населением до 50 тысяч человек и в пригородах с площадью до 25 квадратных километров. В более крупных городах транспортное обслуживание населения заказными маршрутными такси осуществляется по зонам, в каждой из которых имеется диспетчерский пункт, осуществляющий прием заказов и организующий перевозку пассажиров.

Организация перевозок по системе <Юіа1-а-ride» показывает целесообразность применения небольших компьютерных станций, позволяющих обработать и реализовать, ежедневно до 3 тысяч заказов. При компьютерной поддержке рассчитываются не только оптимальные маршруты движения, но и определяется наполнение автобусов на линии.

В настоящее время во всем мире насчитывается более 100 различных систем обслуживания населения по заявкам, однако все они могут быть разделены на две основные группы. Наиболее характерной для первой группы является система <Ю1а1-а-ridе». Ко второй группе можно отнести систему «Кеіах» [3]. Сфера применения данной системы та же что и «Dial-a-ride», - транспортное обслуживание небольших городов и их отдельных зон по заявкам населения.

Основной отличительной чертой является то, что заявки на поездку передаются с автоматических устройств вызова, установленных в различных пунктах зоны обслуживания. Заявки могут быть предварительными и текущими. Текущие заявки подразделяются на срочные и обычные. К срочным заявкам относятся такие заявки, которые должны быть удовлетворены в течение 30 минут с момекнта их принятия. К обычным текущим заявкам относятся те, которые выполняются в назначенное время в течение суток. К предварительным относятся заявки, принимаемые за срок более суток от заявленного времени. Предварительные заявки принимаются на постоянные и разовые поездки. В качестве постоянных рассматриваются поездки, выполняемые регулярно в одно и то же время в одном и том же направлении в течение длительного времени продолжительностью до месяца и более. В качестве разовых рассматриваются заявки на однократные поездки.

Заявка подается следующим образом. Пассажир набирает цифровой код конечного пункта поездки. При этом в заявке сообщается номер маршрута, адрес места начала поездки, время начала поездки, адрес места прибытия. На специальном указателе отображается информация о стоимости поездки. Пассажир оплачивает стоимость проезда и получает посадочный талон. Далее информация о принятии заявки после обработки передается водителю автомобиля, путь следования которого проходит через заданные в заявке пункты. Одновременно пассажир извещается о времени прибытия автомобиля с указанием его номера.

В последнее десятилетие маршрутные таксомоторные перевозки непрерывно совершенствовались, и их положительные стороны наиболее полно проявились в новой форме обслуживания населения — организации перевозок пассажиров маршрутными такси по заявкам. Это предоставляет пассажирам дополнительные удобства в результате сокращения затрат времени на поездку и обеспечения поездки в назначенное время, что приближает данный вид транспортных услуг к автомобилям-такси.

Системы транспортного обслуживания населения по заявкам можно классифицировать по следующим признакам:

1. Назначение системы (по видам обслуживания):

- дополнительное обслуживание — обслуживание аэропортов, железнодорожных вокзалов, автостанций междугородных сообщений;

- вспомогательное обслуживание — перевозка пассажиров в районах города с малыми пассажиропотоками;

- специализированное обслуживание — перевозка пассажиров, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественным транспортом или легковыми автомобилями-такси (маршрутные автомобили-такси оснащаются специальным оборудованием);

- альтернативное обслуживание — выбор пассажиром маршрутного такси при параллельной работе других видов общественного транспорта.

2. Организация движения автомобилей:

- фиксированные маршруты — между определенными конечными и промежуточными пунктами с отклонением от направления движения автомобиля на маршруте по требованиям пассажиров;

- оперативные маршруты — маршруты, которые формируются на основе поданных заявок, главным образом срочных и разовых, без постоянной привязки маршрута к определенным конечным точкам.

Оснащенность системы средствами связи, навигации, автоматики и компьютерными технологиями влияет на уровень организации перевозок [3]. Состав комплекса технических средств управления зависит от величины обслуживаемой территории, количества маршрутов и подвижного состава, спроса населения на перевозки, а также от местных условий.

Уровень обслуживания системой маршрутных такси по заявкам обычно оценивается коэффициентом качества, равным отношению суммы времени на ожидание автомобиля и на непосредственное движение в транспортном средстве до места назначения к аналогичному времени при использовании личного автомобиля.

Следует также отметить, что данный показатель при оценке уровня обслуживания не является совершенным. Наблюдения показали, что для клиентов важно точно знать время прибытия автобуса: гарантированность его прибытия в точно указанное время для него более существенна, чем время, кото-

рое он затратит непосредственно на движение в маршрутном автобусе.

На основе обобщения опыта работы указанных зарубежных систем выявлены следующие основные функционально-организационные особенности:

1. Целью функционирования систем является обеспечение более высокого уровня качества обслуживания городского на селения транспортом общего пользования, повышение эффективности его использования путем предоставления пассажирам более удобных средств осуществления поездок, приближенных по обслуживанию к поездкам «от двери до двери», и снижение затрат за счет сокращения числа легковых автомобилей, занятых перевозкой пассажиров.

2. Системы маршрутных перевозок по заявкам сочетают в себе преимущества легковых автомобилей-такси и общественного транспорта.

3. Перевозка пассажиров по рассматриваемой системе осуществляется на оперативно сформированных маршрутах движения автомобилей по предварительным, текущим и срочным заявкам, случайно распределенным по времени и направлению в пределах установленных зон обслуживания.

4. Функция диспетчерской службы заключается в приеме заявок по телефону на перевозку из любого пункта обслуживаемой зоны, разработке задания водителю с помощью оргтехники или компьютера, передаче задания и информации водителю и клиенту, контроле за исполнением заявки.

5. В зависимости от цели, направлений поездок и планировочной структуры обслуживаемой зоны организуются следующие виды маршрутов:

- перевозка пассажиров из множества пунктов отправления в один или несколько других пунктов (или в обратном направлении);

- перевозка пассажиров из множества пунктов отправления в любой заданный пункт назначения в зоне обслуживания.

6. Движение автомобилей по предварительным заявкам может осуществляться по заранее состав-

Воронежская государственная лесотехническая академия

ленным маршрутам и расписаниям. Движение автомобилей по текущим заявкам в основном осуществляется по оперативным маршрутам. Срочные разовые заявки могут удовлетворяться путем отклонения маршрута автомобилей от основного направления, сформированного по предварительным и текущим заявкам.

7. Организация движения маршрутных такси, работающих по заявкам, может осуществляться при различных уровнях автоматизации процессов организации и управления.

8. Надежное функционирование системы обеспечивается: при наличии необходимого количества и правильного выбора типа подвижного состава; при наличии средств связи (пассажир — диспетчер

— водитель); при оснащении диспетчерской станции современными средствами оргтехники; при продуманном информационном обеспечении; при четкой работе всех звеньев системы.

Уровень надёжности транспортного процесса определяется показателем рентабельности транспортной работы автомобилей, что определяется уровнем спроса на данный вид перевозок и тарифами на рассматриваемый вид услуг.

Применение системы работы маршрутных такси по заявкам в Российской Федерации представляется перспективным, поскольку с ростом благосостояния населения наблюдается увеличение спроса на маршрутные такси по заявкам.

Литература

1. Багдасаров А.М. Пассажирский автомобильный транспорт и организация его работы за рубежом [Текст] / А.М. Багдасаров, И.А. Цеханович. - М.: МАДИ, 1983. -100 с.

2. Макаров И.П. Автоматизация управления городским транспортом [Текст] / И.П. Макаров, В.З. Ямполь-ский. - М.: Транспорт, 1981. - 152 с.

3. Behrhard P. Impuls 2005 [Text] / P. Behrhard // Autowerk, 2004, № 11.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE FIXED-RUN TAXI BY REQUESTS

V.S. Volkov

General and specific information about the features of the organization and management of the fixed-run taxi by requests is presented

Keywords: organization, management, transportation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.