Научная статья на тему 'К вопросу повышения качества услуг в системе городского пассажирского транспорта общего пользования'

К вопросу повышения качества услуг в системе городского пассажирского транспорта общего пользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1329
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УСЛУГ / QUALITY OF SERVICE / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / PUBLIC TRANSPORT / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRANSPORT / ГОРОДСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / URBAN TRANSPORTATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / MARKET OF TRANSPORT SERVICES / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / PASSENGER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

Статья посвящена актуальным вопросам повышения качества управления городским пассажирским транспортом общего пользования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт в сфере управления качеством на рынке пассажирских услуг. Делается вывод об ориентированности населения России на общественный транспорт и о возможности удовлетворения потребности населения больших городов через дальнейшее развитие системы городского пассажирского транспорта общего пользования. Помощь в решении вопросов качества и возможного увеличения доходов транспортных компаний может оказать изучение зарубежного опыта в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яценко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO SERVICE QUALITY IMPROVEMENT IN THE URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT SYSTEM

The article deals with the topical issues of improving the management quality of urban public passenger transport. National and international experience in the field of quality management in the market for passenger services is analyzed. The conclusion is derived on the orientation of the Russian population on public transport and the possibility of meeting the needs of the population of large cities in transportation through the further development of the urban public passenger transport system. The study of foreign experience in this field will render assistance in solving the issues of quality and possible increase in incomes of transportation companies.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения качества услуг в системе городского пассажирского транспорта общего пользования»

lui

Транспорт

(08.09.2015).

5. Проблемы пешеходов и первоочередные меры для обеспечения безопасности пешеходов России [Электронный ресурс]. URL: //www.gibdd.ru/mens/interview/pravo-peshekhoda/70114/ (23.04.2015).

6. Светофоры с пешеходными кнопками [Электронный ресурс]. URL: //proboknet. livejour-

nal.com/329888.html (03.04.2015).

7. Скульбеденко Н.А., Михайлов А.Ю. Задачи совершенствования норм проектирования пешеходных переходов [Электронный ресурс]. URL: //waksman.ru/Russian/Ek&org/2007/sku. htm (03.04.2015).

8. Статистика ДТП [Электронный ресурс]. URL: //www.gibdd.ru/ (20.02.2015).

УДК 656.13:658

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

© С.А. Яценко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена актуальным вопросам повышения качества управления городским пассажирским транспортом общего пользования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт в сфере управления качеством на рынке пассажирских услуг. Делается вывод об ориентированности населения России на общественный транспорт и о возможности удовлетворения потребности населения больших городов через дальнейшее развитие системы городского пассажирского транспорта общего пользования. Помощь в решении вопросов качества и возможного увеличения доходов транспортных компаний может оказать изучение зарубежного опыта в этой сфере. Ключевые слова: качество услуг; пассажирский транспорт; пассажирские перевозки; городские перевозки; общественный транспорт; рынок транспортных услуг

TO SERVICE QUALITY IMPROVEMENT IN THE URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT SYSTEM S.A. Yatsenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the topical issues of improving the management quality of urban public passenger transport. National and international experience in the field of quality management in the market for passenger services is analyzed. The conclusion is derived on the orientation of the Russian population on public transport and the possibility of meeting the needs of the population of large cities in transportation through the further development of the urban public passenger transport system. The study of foreign experience in this field will render assistance in solving the issues of quality and possible increase in incomes of transportation companies.

Keywords: quality of service; passenger transport; passenger transportation; urban transportation; public transport; market of transport services.

История развития общества неразрывно связана со стремлением людей к перемене мест. Возможность передвижения является необходимым условием для работы и учебы, поездок на отдых, за покупками; способы и средства передвижения определяют социальный статус человека. Роль общественного транспорта до недавнего времени не связывалась с аспектом возможности передвижения. С появлением понятия «мобильность населения» положение изменилось. В настоящее время представления об общественном транспор-

те ассоциируются с мобильностью населения. Это понятие стало общеизвестным, но по-разному понимается людьми. Для одних - это возможность с одинаковой степенью надежности планировать поездку на общественном и частном транспорте, для других - уверенность в приезде в пункт назначения в намеченное время. Для третьих мобильность подразумевает выбор более удобного вида транспорта [1].

В настоящее время высокие темпы автомобилизации и интенсивность использования личных автомобилей привели к

1

Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89500554250, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 89500554250, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

Транспорт

снижению скорости и, соответственно, к увеличению затрат времени населения на поездки. Как показывает практика, увеличение протяженности улично-дорожной сети и числа полос движения лишь на короткое время приводит к улучшению ситуации на дорогах. Есть примеры перехода муниципальных властей к политике стимулирования своих жителей к преимущественному использованию городского пассажирского транспорта общего пользования.

Общественный наземный транспорт - самый массовый вид транспорта, им ежедневно пользуется около 47 млн пассажиров. На его долю в среднем по России приходится более 45% перевозок пассажиров в городах [4].

В современных, ориентированных на потребителя экономических условиях необходимо предоставить населению возможность выбора из широкого спектра разнообразных и гибких транспортных вариантов. Городским жителям требуются не только более частые и разветвленные сообщения, но и обслуживание на более высоком уровне. Для удовлетворения современных потребностей общественный транспорт должен быть более гибким, конкурентоспособным и в большей степени ориентированным на обслуживание населения. Установление величины спроса на услуги городского пассажирского транспорта общего пользования, прежде всего, необходимо для определения рационального количества подвижного состава на городских маршрутах. Желательно установить мотивы, которыми руководствуются пассажиры при выборе того или иного маршрута движения и вида транспорта. Исследования пассажирских передвижений в городах показали, что в первую очередь пассажиры стремятся избрать беспересадочный маршрут движения, независимо от вида транспорта [6]. Если между заданными районами отправления и прибытия существуют беспересадочные маршруты частного и муниципального транспорта, то у пассажира возникает возможность выбора. На выбор средства передвижения оказывают влияние следующие факторы:

• стоимость поездки;

• время ожидания транспорта;

• время нахождения в транспорте;

• частота движения;

• вместимость подвижного состава;

• комфортабельность поездки;

• возраст пассажира и состояние здоровья;

• время суток и климатические условия;

• плотность маршрутной сети.

Многие факторы, влияющие на выбор, трудно поддаются учету, так как не имеют количественного выражения. Для других факторов требуется проводить сложные и трудоемкие статистические исследования, ценность результатов которых часто не соизмерима с затратами на проведение исследований. Поэтому целесообразно учесть только те факторы, которые в наибольшей степени влияют на выбор пассажира: стоимость поездки, время ожидания транспорта, время нахождения в транспорте и частота движения подвижного состава на маршруте. Эти факторы формируют величину спроса на услуги городского транспорта на каждом отдельном маршруте.

Если спрос на отдельном маршруте не удовлетворяется, то пассажир вынужден воспользоваться альтернативным видом транспорта, маршрут которого пролегает между заданными транспортными районами. В случае, когда спрос на передвижение между заданными транспортными районами превышает все существующие предложения на отдельном участке маршрутной сети, у пассажира возникает неудовлетворенность работой городского пассажирского транспорта общего пользования. Особенно остро неудовлетворенность его работой проявляется в часы пик, когда ценность поездки наиболее высока.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что удовлетворить потребности населения больших городов можно, только если и дальше активно развивать систему городского пассажирского транспорта общего пользования. Использование личных и служебных автомобилей - это

Транспорт

тупиковый путь, от которого уже отказались многие крупные города мира. Они уже прошли его в период бурной автомобилизации в 60-70 гг. XX в. Этот путь оказался чреват заторами (пробками), что свело на нет преимущества легковых автомобилей. Рост их числа и интенсивности их использования привел в крупных городах к снижению скорости и увеличению затрат времени на поездки.

Муниципальные власти многих крупных городов мира, в том числе и России, перешли к политике стимулирования населения к отказу от легковых автомобилей и к преимущественному использованию городского пассажирского транспорта общего пользования. Но его активное использование станет привлекательным для населения больших городов только тогда, когда он сможет составить достойную конкуренцию легковым автомобилям, прежде всего с точки зрения качества предоставляемых услуг. Качество услуг в системе городского пассажирского транспорта общего пользования определяется комплексом более или менее взаимосвязанных показателей, таких как:

• комфортность поездки;

• затраты времени на поездку;

• надежность работы транспорта;

• безопасность поездки.

Комфортность поездки определяется возможностью проехать сидя, удобством входа и выхода, удобством оплаты проезда. Пассажирам, которые едут на небольшие расстояния, более важны удобство входа и выхода и простота оплаты проезда. Люди, которым ехать далеко, предпочтут пожертвовать удобством входа и выхода и простотой оплаты проезда в пользу поездки сидя и с большой скоростью.

Особую роль среди всех показателей качества играют затраты времени на поездку. Важность этого показателя для жителей крупных городов трудно переоценить. В то же время затраты времени на поездку в городском пассажирском транспорте общего пользования в значительной степени определяются практикой организации транспортного обслуживания пассажи-

ров на регулярных маршрутах и, в частности, тем, какие автобусы используются.

На рынке пассажирских перевозок в абсолютном большинстве городов России работает значительное количество перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности. Федеральное законодательство содержит только общие и в некоторых случаях весьма расплывчатые требования к конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию транспортных средств, осуществляющих специфические городские перевозки [5]. Органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по организации транспортного обслуживания населения, не имеют достаточных полномочий предъявлять требования к транспортным средствам перевозчиков [5]. В частности, это касается вместимости транспортных средств, высоты пола, количества и ширины дверей, накопительных площадок, конструкции сидений, ширины проходов, поручней для стоящих пассажиров и т.д. Справедливости ради все же следует сказать, что в некоторых городах при законодательной поддержке региональных властей и непротивлении антимонопольных органов проводятся конкурсы по допуску к работе на маршрутах наиболее добросовестных перевозчиков. При этом в конкурсной документации к транспортным средствам претендентов предъявляются и некоторые вышеприведенные требования.

В целом в системе городского пассажирского транспорта общего пользования к настоящему времени сложилось некое двоевластие: федеральное законодательство предусматривает выдачу лицензий, которые, как оказывается, не дают безусловного права выполнять перевозки пассажиров. Получив лицензию, перевозчик должен обратиться к городским властям, которые окончательно допускают его к работе на каком-либо маршруте. Все это привело к тому, что маршрутные перевозки в городах выполняются многообразным подвижным составом как российского, так и зарубежного производства. В настоящее время используются автобусы, различаю-

lamnl

Транспорт

щиеся по вместимости, наличию или отсутствию мест для стоящих пассажиров (микроавтобусы), динамическим качествам и ряду других параметров.

В последние годы в России в городских перевозках широкое применение нашли автобусы особо малой вместимости (микроавтобусы). Их отличительные черты (помимо вместимости) состоят в следующем:

• более высокая скорость сообщения;

• неудобства входа и выхода пассажиров;

• неудобство, а иногда невозможность перевозки ручной клади;

• отсутствие стоячих мест.

Динамика перевозок автобусным

транспортом в настоящее время стабилизировалась на уровне 45-48% в общей внутригородской структуре пассажирских перевозок [4]. Конкуренцию городским автобусным перевозкам в городах с населением свыше миллиона составляют метрополитен и легковые автомобили. Увеличение перевозок метрополитеном в крупных городах России, а также растущий уровень автомобилизации в стране отражаются на динамике автобусных перевозок. Но, несмотря на существенное увеличение парка автомобилей, Россия все еще значительно отстает от развитых стран по числу автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. По состоянию на 1 июля 2015 г. парк легковых автомобилей в России насчитывает 40,9 млн шт. В среднем на каждую тысячу жителей страны приходится 284 легковых автомобиля, что в 2,8 раза меньше, чем в США, самой автомобильной стране в мире, и почти в два раза меньше, чем в Германии (рис. 1). При этом нужно отметить, что 49% семей не имеют собственного автомобиля (рис. 2) [3]. Все эти данные свидетельствуют о том, что почти половина населения России до сих пор ориентировано на общественный транспорт.

Если обратиться к зарубежному опыту, то на данный момент основной формой организации конкуренции на городском пассажирском транспорте являет-

ся конкурсная реализация маршрутных концессий. Данная форма основана на организации для лицензированных компаний-перевозчиков конкурсов на получение прав осуществления муниципальных маршрутных заказов. Преимущество при получении маршрутных концессий отдается транспортной компании, которая наилучшим образом может обеспечить соблюдение установленных объемно-качественных параметров. При этом за органами местной власти сохраняются права контроля за исполнением условий муниципального заказа указанной компанией. Концессионными контрактами предусмотрены санкции к компаниям-нарушителям: в исключительных случаях последние могут лишаться концессий, а также лицензий на право осуществления данного вида деятельности. В таких странах, как Германия, Франция, Италия, Австрия, Швейцария, так же как и в России, приняты законы, на основании которых ответственность за городской пассажирский транспорт общего пользования несут местные власти [1, 2].

При сравнении технико-эксплуатационных данных муниципальных и частных компаний по таким важным показателям, как объем перевозок, уровень эксплуатационных расходов и рентабельности, частные фирмы находятся в более выгодном положении. Для того чтобы общественный транспорт был конкурентоспособным, в ряде европейских стран уделяют особое внимание качеству услуг. При этом для увеличения доходов применяют следующие формы обслуживания:

Рис. 1. Обеспеченность автомобилями на 1000 жителей, ед.

I ИЩИ I

Транспорт

Рис. 2. Обеспеченность семей в РФ автомобилями

• экспрессные маршруты;

• комбинированные маршруты (в межпиковые периоды соединяют несколько маршрутов в один);

• маршруты по предварительным заявкам;

• маятниковые маршруты на короткие расстояния между объектами культурного, торгового, спортивного назначения;

• «блуждающие» перевозки при отклонении автобуса от намеченного маршрута по просьбе пассажиров;

• «заводские маршруты» (перевозка работников предприятий на работу и обратно);

• социальные перевозки (дотации из общественных фондов);

• пульсирующее сообщение на

маршрутах в отдельные дни при увеличении пассажиропотока;

• «диско-автобусы» для перевозки посетителей ночных дискотек;

• микроавтобусы по вызову (круглосуточно);

• перевозки в позднее время суток «от двери до двери» женщин с детьми, пожилых супружеских пар;

• рыночные, театральные маршруты;

• централизованная служба доставки купленных товаров;

• обслуживание вызовов такси из общественного транспорта.

Тарифы на такие перевозки разрабатываются исходя из потребительской стоимости этих услуг и с учетом изучения пассажиропотока в рамках активного транспортного маркетинга.

В целом сложившаяся структура организации работы городского пассажирского транспорта общего пользования в России может сохранять свою жизнедеятельность в течение еще некоторого времени. Однако имеющийся зарубежный опыт показывает, что в дальнейшем мелкие перевозчики будут вынуждены объединяться в более крупные автотранспортные предприятия [7].

Статья поступила 05.11.2015 г.

Библиографический список

1. Колганов С.В. Перспективы развития городского пассажирского транспорта общего пользования в России // Вестник ИрГТУ. № 4. 2011. С. 79-84.

2. Михайлов А.Ю., Шаров М.И. К вопросу развития современной системы критериев оценки качества функционирования общественного пассажирского транспорта // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 9. № 19 (146). С. 64-66.

3. Официальный сайт аналитического агентства «Автостат» [Электронный ресурс]. URL: http://www.autostat.ru (5.10.2015).

4. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://

www.statistika.gks.ru (15.10.2015).

5. Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек: утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (ред. от 26.11.2013) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/04/10/marshrutki-site-dok.html (15.10.2015).

6. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А.В. Вельмо-жин [и др.]. Волгоград, 2002. 256 с.

7. A New Optimization Method for Large Scale Fixed Charge Transportation Problems / R.S. Barr, F. Glover, D. Klingman // Operations Research. 1981. V. 29 (3). P. 448-463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.