professional identity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 4 (88), pp. 985-994. (In Russian).
9. Gurskaya S. P., Lubyagina A. F. Vzaimosvyaz' mezhdu motivami professional'nogo vybora i udovletvoryonnost'yu kar'eroj sredi molodyh specialistov [The relationship between the motives of professional choice and career satisfaction among young professionals]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta, 2019, no. 4, pp. 243-248. (In Russian).
10. Grigor'eva D. A. Professional'naya motivaciya vybora vysshego uchebnogo zavedeniya sredi studentov pervogo goda obucheniya (na primere RGU imeni S. A. Esenina) [Professional motivation for choosing a higher educational institution among students of the first year of study (on the example of S. A. Yesenin Russian State
University)]. Molodoy uchenyy 2022: sbornik statey III Mezhdu-narodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, Penza, MTSNS «Nauka i Prosveshcheniye», 2022, pp. 79-86. (In Russian).
11. Pelet'e D. Razvitie prizvaniya i rost lichnosti [Development of vocation and growth of personality]. D. Pelet'e, G. Nuazo, S. Byu-zho. Mak Gro-Hill, Monreal', 1974, 36 p. (In French).
12. Noskova O. G. Psihologiya truda: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii [Labor psychology]. ed. E. A. Klimova, Moscow, Academia, 2004, 384 p. (In Russian).
13. Atlas novyh professij 3.0. [Atlas of new professions 3.0]. ed. D. Varlamovoj, D. Sudakova, Moscow, Intellektual'naya Literatura, 2020, 456 p. (In Russian).
УДК /UDC 378.184 EDN ERHPZQ
Гнездилова Елена Валерьевна
аспирант; начальник отдела научно-исследовательской, инновационной деятельности и аспирантуры; старший преподаватель кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский
Gnezdilova Elena V.
postgraduate student; Head of the Department of Research, Innovative activity and postgraduate studies; Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА
SPECIFICS OF ORGANIZING AND HOLDING THE SCHOOL OF YOUNG SCIENTISTS AT VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY
Аннотация. В статье рассматривается целевое назначение, особенности организации и содержательное наполнение научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Обосновывается значимость данной формы работы студентов для подготовки высококвалифицированных, инициативных и креативных специалистов, а также социально-экономического развития общества в целом. Описываются наиболее перспективные виды научно-исследовательской деятельности студентов.
Согласно современным стратегиям социально-экономического развития России, приоритетным направлением государственной политики является привлечение молодежи в науку. Для достижения этой цели сегодня создаются и реализуются комплексы мероприятий, вовлекающие студентов в разработку и решение важных задач, связанных с развитием общества и страны, формируются программы по повышению доступности информации о перспективах отечест-
венной науки. Омоложение кадров вузов и сектора науки является в настоящее время достаточно острой проблемой, особенно в удаленных от центра регионах России. В статье представлены результаты и опыт университета по привлечению и удержанию молодежи в научной сфере. Новизна выводов и предлагаемых практических рекомендаций заключается в реализации ряда мероприятий по созданию условий для привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности.
Представлен опыт по проведению в 2023 году на базе университета научно-образовательной школы молодого ученого, реализуемой в формате модульной школы для аспирантов, студентов, исследователей, с целью формирования и развития у слушателей навыков организации и проведения коллективных и индивидуальных мультидисциплинарных научных исследований и прикладных разработок, а также коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Abstract. The article discusses the purpose, features of the organization and the content of the research activities of students at the university. The significance of this form of work of students for the preparation of highly qualified, enterprising and creative specialists, as well as the socioeconomic development of society. The article describes the most promising types of research activities of students.
According to modern strategies of socio-economic development of Russia, the priority direction of state policy is to attract young people to science. To achieve this goal, complexes of events are being created and implemented today, involving students in the development and solution of important tasks related to the development of society and the country, programs are being formed to increase the availability of information about the prospects of domestic science. Rejuvenation of the personnel of universities and the science sector is currently quite an acute problem, especially in remote regions of Russia. The article presents the results and experience of the university in attracting and retaining young people in the scientific field. The novelty of the conclusions and the proposed practical recommendations lies in the implementation of a number of measures to create conditions for attracting young people to research activities.
The experience of conducting a scientific and educational school of a young scientist on the basis of the university in 2023, implemented in the format of a modular school for graduate students, students, researchers, in order to form and develop students' skills in organizing and conducting collective and individual multidisciplinary scientific research and applied research, as well as commercialization of intellectual activity results, is presented.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, высшее образование, студенты, высшее учебное заведение, проектные технологии.
Keywords: research activity, higher education, students, higher educational institution, design technologies.
Введение
Россия уверенно движется к научному лидерству, расширяя масштаб государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований. В 2023 году доля расходов федерального бюджета на гражданскую науку превысила отметку в 3 %, что является наивысшим показателем за последнее десятилетие, а общий объем финансирования государственной программы «Научно-технологическое развитие» составляет 1,2 трлн рублей ежегодно [1].
По данным ВЦИОМ, 74% россиян видят профессию своих детей в области технологий будущего, а молодежь в возрасте 18-24 лет наиболее высоко оценивает
престиж профессии ученого [2]. Действующие инициативы обеспечивают доступность и привлекательность отечественной науки для молодых исследователей.
Среди существующих на сегодняшний день инициатив в вопросе привлечения молодежи к науке следует упомянуть программу «Приоритет 2030», которая направлена на формирование технологических и социально-экономических центров в системе высшего образования [3]. Благодаря другому проекту под названием «Цифровые кафедры» 900 000 студентов получат квалификацию по 1Т-профилю к 2030 году [4].
В рамках национального проекта «Наука и университеты» в России функционируют 15 научно-образовательных центров мирового уровня и 24 Центра компетенций Национальной технологической инициативы [5]. При этом количество инновационных центров продолжает расти.
Активную роль в развитии научного потенциала России играют НКО. Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) ежегодно оказывает поддержку исследовательским проектам по общественно-политическим наукам в размере 200 млн рублей [6].
Крупнейшие молодежные мероприятия, треки профессионального развития и поддержка лучших общественных инициатив уже реализованы на платформе Росмолодежи [7]. Более того, грантовый конкурс, общий фонд которого составляет 2,5 млрд рублей, пополнился новой номинацией #вклад_в_будущее - это проекты, направленные на вовлечение молодежи в сферу науки и технологий.
В условиях усиления глобальной конкуренции именно развитие науки определяет темпы социально-экономического преобразования страны. Молодые ученые - это движущая сила грядущих открытий, поэтому вклад в талантливую молодежь сегодня обеспечит уверенное лидерство России завтра.
Большинство российских студентов испытывает низкую степень заинтересованности в учебе в отечественных вузах, причем низкий интерес во многом связан с отсутствием инновационных стилей и моделей преподавания, которые соответствовали бы познавательной активности и увлечениям современной молодежи.
В телеграм-канале Института образования «Наука и университеты» отмечено, что в современной России преобладает стиль преподавания, который исследователи называют «инструктивным». «Это традиционная диктовка лекций, то есть ставка на копирование и заучивание информации, а еще - негибкие учебные планы, жесткие правила, высокая аудиторная нагрузка, мало возможностей выбора. Есть студенты, которым как раз это и подходит, но таких очень мало» [8].
Проведенные Институтом образования опросы, результаты которых выложены в вышеприведенном телеграм-канале, показывают наиболее распространенные типы взаимоотношений студентов и вузов. Исследователи Института образования предлагают выделять четыре таких типа:
1. Потребительский, при котором студент потребляет услугу, которую поставляет вуз, так воспринимают учебу 36 % учащихся.
2. Конструктивистский тип, который характерен для 20 % студентов. Этот тип предполагает не просто передачу знаний, а активную вовлеченность студента в их присвоение.
3. Партнерский тип, при котором главную роль играет сотрудничество студента и преподавателя на равных -такой тип, как показывают результаты опроса, почти не встречается.
4. Инструктивистский тип, который близок лишь 10 %. Интересно, что, как правило, это студенты педагогических направлений. Так этот подход передается «из поколения в поколение» [8].
Большинство студентов с потребительским подходом к учебе не испытывает заинтересованности в получении знаний, так как само пребывание в вузе для них скучно и незанимательно. С этой точки зрения, проблема активизации познавательного интереса данной категории студентов должна решаться повышением интерактивных форм подачи информации.
В целом мотивация российской молодежи к научной работе чрезвычайно низкая. По данным социологического опроса, проведенного Центром социологических исследований Министерства образования РФ, поставившего своей целью выяснить отношение студентов к научно-исследовательской работе (НИР), а также оценить, насколько студенты склонны заниматься научными исследованиями в будущем, были выявлены причины скептического отношения к организации исследовательской работы в вузах [9]. К таким причинам относятся: низкая материальная заинтересованность, плохая или посредственная организация НИР, недостаточная или плохая материально-техническая база исследований, плохие социальные условия, неинтересная организация НИР, использование студентов только на простых технических и вспомогательных работах. Если условия для творчества не складываются, то рано или поздно происходит либо деградация, либо уход из науки.
Цель педагогической деятельности - воспитание и развитие знающего, инициативного, способного, творческого члена современного общества [10].
На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность
студентов приобретает все большее значение и становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Это, прежде всего, обусловлено тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сфор-мированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности [11].
Возникает вопрос: что же делать, чтобы НИР стала более привлекательной для студентов?
В наступившем веке инноваций, когда не работают привычные схемы взаимодействия и мотивации, назрела проблема разработки и внедрения принципиально новых методов привлечения молодежи к научным исследованиям. Все научно-образовательные инициативы должны быть направлены на выработку у молодых специалистов таких навыков и умений, которые помогут им презентовать себя и свой научно-исследовательский проект, рассказывать о научном результате просто и доступно, оттачивать навыки общения со специалистами из других областей наук.
Ошибочно будет считать, что привлечение молодежи к науке начинается лишь на этапе высшего образования. Как справедливо отмечает М. Г. Ярошевский, непременным постоянно действующим фактором прогресса в науке является школа: «Школа - это, прежде всего, «посвящение в науку», усвоение ее концептуального и методического аппарата, ценностных ориента-ций и категориального строя...» [12].
М. Г. Ярошевский предлагает научные школы классифицировать на три типологические формы (группы):
1) научно-образовательная школа (в обиходе чаще называют научно-педагогической школой) - сплоченный вокруг достаточно известного ученого небольшой коллектив (стажеры, аспиранты, студенты), в котором научные исследования совмещены с обучением;
2) школа - исследовательский коллектив - это определенное научное сообщество, действующее под влиянием идей, выдвинутых неким исследовательским коллективом, в том числе и уже после того, как последний прекратил свое существование (сравнительно небольшой коллектив ученых, непосредственно сплоченный вокруг лидера и в основном состоящий из его прямых или косвенных учеников разных поколений, разрабатывающих оригинальную научную программу лидера или ее модификации);
3) школа как направление - отождествляется с множеством ученых, не принадлежащих одному исследовательскому коллективу, но разрабатывающих сходными методами общую специфическую научную идею [12].
Трудности разграничения этих различных социально-научных форм, по оценке М. Г. Ярошевского, обусловлены тем, что, во-первых, один и тот же ученый может быть лидером всех трех типов школ, во-вторых, тем, что, как и в любой другой типологии, «чистые» формы - редчайший случай; наиболее же распространенный - смешанные типы. Программы профессионально-образовательных (научно-педагогических) школ предусматривают создание учебников и учеб -ных пособий, обеспечивающих формирование по данному научному направлению новых профессиональных знаний [12].
Результаты
Традиции КамГУ им. Витуса Беринга богаты и многообразны. Одни из них уже давно стали общими для студентов всех научных направлений, другие определяют специфику и самобытность того или иного факультета. Многие из них вошли в план вуза по реализации мероприятий в рамках Десятилетия науки и технологий.
Большое значение в системе привлечения молодежи в научную деятельность в КамГУ имеет организация и проведение научно-исследовательской работы, в которой особое внимание уделяется координации педагогических действий, поддерживающих мотивацию студентов в создании уникальной НИР. Вовлечение студентов в процесс создания научно-исследовательской работы основывается на активизации их познавательных интересов, соответствующих актуальным тенденциям и увлечениям современной молодежи, а также поддерживающих ведущие направления мировых научно-технических инноваций.
Помимо вышеприведенных задач, развитие мотивации студентов к выполнению научно-исследовательской работы реализуется за счет мероприятий, основанных на привлечении студентов к участию в различных научных конференциях, дебатах, круглых столах, конкурсах, разработке бизнес-планов и т. п.
На базе КамГУ им. Витуса Беринга много лет функционирует Совет молодых ученых, который предлагает целый спектр возможностей: работу в научных лабораториях и научно-исследовательских центрах университета, участие в грантовых программах и конкурсах, научных стажировках и конференциях; помощь в коллабора-ции с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; поиск индустриальных партнеров для реализации проектов; помощь в подготовке к конкурсам и презентациям, а также в составлении заявок и подготовке презентаций проектов.
На факультетах научно-исследовательская деятельность студентов ведется в группах научного резерва,
научных кружках и в индивидуальном порядке под руководством опытных наставников из числа ведущих преподавателей кафедр.
Работа в лабораториях и научных кружках позволяет выпускникам магистратуры продолжать обучение в аспирантуре, открытой на базе университета и являющейся основным звеном подготовки научных и научно-педагогических кадров в Камчатском крае.
Годовой цикл работы студентов и аспирантов над научными исследованиями ежегодно завершает апрельская «Неделя студенческой науки» - своеобразный смотр-конкурс научных достижений обучающихся университета. А также молодые ученые-авторы статей публикуют свои научные работы в журналах и сборниках материалов конференций.
Большую эффективность в привлечении студенческой молодежи к участию в научно-исследовательской деятельности оказывает давняя традиция КамГУ им. Витуса Беринга в организации и проведении тематических летних лагерей и полевых школ, в рамках которых обучающиеся под руководством наставника проводят экспериментальные исследования в экспедиционных и полевых условиях. Посещая заповедные территории, студенты приобретают навыки полевых исследований, закрепляют на практике теоретические знания.
Несмотря на большой спектр форм и методов вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность, продолжается поиск организации наиболее эффективных видов данной деятельности.
Для объективного изучения проблемы вовлечения студенчества в науку, исследования мотивации студентов и аспирантов к научной работе, развития научной карьеры, а также в целях улучшения научно-исследовательской деятельности студентов КамГУ им. Витуса Беринга и разнообразия студенческой научной жизни было проведено комплексное исследование мнения молодежи о науке с использованием социологического опроса.
Исследование проходило в несколько последовательных этапов:
- на первом этапе были составлены анкеты, содержащие ряд вопросов, позволяющих оценить отношение студентов к научной деятельности: анкета «Выявление перспективы создания потребности и интереса к научному контенту», анкета «Выявление степени вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность», анкета «Оценка отношения студентов к научно-исследовательской деятельности»;
- на втором этапе было определено необходимое количество респондентов при использовании статисти-
ческих методов расчета. Было определено достаточное количество респондентов - 80 студентов и аспирантов;
- на третьем этапе был проведен анализ социологического опроса.
В исследовании приняли участие 67 студентов и 13 аспирантов. Женский пол - 82 %, мужской пол -13 %. Уровень обучения: бакалавриат - 45 %, магистратура - 18,75%, аспирантура - 16,25%. Обучающиеся: психолого-педагогический факультет - 88,75 %, факультет общественных и гуманитарных наук - 5 %, факультет естественных и технических наук - 6,25 %. Члены Совета молодых ученых: да - 30,2 %, нет - 69,8 %.
1. Анкета «Оценка отношения студентов к научно-исследовательской деятельности»:
На вопрос о желании заниматься научной деятельностью в университете 27,3 % ответили утвердительно, 36,4 % - отрицательно, 36,4 % - не определились в своем решении.
Уровень организации научно-исследовательской деятельности студентов в университете удовлетворяет 78,8 % респондентов.
В университете достаточной технической базой для проведения научных исследований удовлетворены 54,5% студентов и аспирантов. Это, скорее всего, связано с тем, что многие не углубляются в изучение или разработки настолько, чтобы ощутить нехватку оборудования и материалов.
Всего 36,4 % участвующих в социологическом исследовании планируют и готовы остаться в университете и заниматься наукой при достойной оплате труда.
Однако 90,9 % респондентов считают, что молодежь может реализовать себя в научной сфере, а 87,9 % признают научную деятельность престижной.
78,8% признают, что мнение молодого исследователя (студента, аспиранта) учитывается при принятии решений руководителя в научном исследовании.
Была выявлена личностная мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. В причинах и основной мотивации, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, респонденты указали следующее: интерес к науке; требования к выпуску; желание изучать новое, открытия; научный интерес; удовлетворение интереса к познанию; карьерный рост, любовь к науке; необходимость в знании; решение существующих проблем; деньги.
В результате проведенного анализа были выявлены представления студентов, не занимающихся научными исследованиями, о причинах их неучастия в данном виде деятельности. Основными причинами названы: лень; не осознают ценности закрепления таких навыков; другая сфера интересов; не знают перспектив; низ-
кая заработная плата; либо не видят перспектив в этой области, либо не верят в российскую науку, либо считают, что там все по блату; нехватка времени; несогласованность учебных программ и научной деятельности; отсутствие мотивации.
Предложения по улучшению проведения научно-исследовательской работы студентов в университете были распределены по следующим категориям:
1) Масштабное информирование студентов о проведении научных мероприятий и событий (надо больше информации; просвещайте о карьерном росте, о перспективе; подавайте идеи, оглашайте заранее разные конкурсы; больше информации об этом; реклама; лучшее оповещение студентов).
2) Разнообразие научных увлекательных и доступных мероприятий в стенах вуза (проведение цикла обучающих и просветительских мероприятий; организация дистанционного участия в мероприятиях; внедрение увлекательной формы представления научной деятельности молодой общественности; больше практической деятельности; увеличение мероприятий в рамках Недели студенческой науки).
3) Стимулирование мотивации студентов и аспирантов к научно-исследовательской деятельности (побольше направлений открывать в научной деятельности и проводить агитацию; создание некой мотивации для студентов в виде различных плюсов от проведения данных мероприятий; материальное вознаграждение студентов; засчитывать научные работы и исследования в качестве практик / курсовых / дипломных работ; мотивация; хорошая мотивация и доступность проектов; поощрять деятельность и начинания молодых руководителей и их подопечных; заинтересовать темами, самой работой; четкая цель для занятия научно-исследовательской деятельностью; заинтересовывать работой в науке; гарантированное трудоустройство после окончания обучения в аспирантуре, написания и защиты диссертации; привлечение сотрудников к мероприятиям с наличием дальнейших перспектив).
4) Улучшение научной и материально-технической базы университета для занятия научно-исследовательской деятельностью (увеличение финансирования; принятие на работу грамотных докторов и кандидатов наук, готовых работать с аспирантами, вкладываться в них; открытие лабораторий, в которых студенты начали бы готовить свои исследовательские работы еще в процессе обучения на бакалавриате; наладить сотрудничество с другими вузами из других городов и нашего города, международное сотрудничество; необходимы учебные стажировки у специалистов по всем направлениям наук, которые бы интересовали студентов, сотруд-
ничество с научно-исследовательскими центрами нашего города на постоянной основе; улучшить библиотеку, мало кадров, нет места, где можно посидеть (в библиотеке ведутся пары и туда никого не пускают).
5) Усиление взаимодействия университета с образовательными организациями и научными учреждениями (научные сообщества при возможности должны взаимодействовать с молодежными объединениями при взаимном согласии; создать пространство для наиболее простого поиска единомышленников и полезных знакомств; открытие диссертационного совета, расширение направлений обучения, повышение престижа вуза, по сравнению с другими вузами; больше практик по учреждениям ).
2. Анкета «Выявление степени вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность»:
На вопрос о поступлении в университет с целью заниматься наукой и развивать ее, о желании заниматься научной деятельностью в университете 80 % ответили отрицательно, 16% - положительно, 4% -не определились в своем решении.
Вне стен университета научной деятельностью интересуется 28 % респондентов, 56 % - не интересуется, 16% - не определились в своем выборе.
На вопрос «Интересно ли Вам посещать лекционные и практические занятия?» 60 % ответили утвердительно, 8 % - отрицательно, 32 % - не определились.
Секции и круглые столы на научных мероприятиях интересно посещать 40% студентов и аспирантов, почти столько же (32 %) ответили отрицательно, 28 % -не уверены в своем ответе.
80% респондентов принимали участие в качестве слушателей научных мероприятий; 20 % - не принимали; в качестве докладчиков не принимали участие - 56 %; принимали - 44%.
Всего 32 % хотят принять участие в исследовательских проектах; не хотят - 20 %; не определились в своем выборе - 48%.
В качестве идей для исследовательской работы были предложены следующие: адаптация первокурсников; выгоды / притязания молодых людей участвующих в определенных мероприятиях; средства АДК с детьми с ОВЗ; психология; грантовая деятельность; роль предпринимательства в решении социальных проблем в Российской империи и современной России; влияние налогов на судьбы государств; отношение к внешнему виду и личностных качествам человека в разные исторические эпохи; наиболее эффективные методы изучения предмета «История» у детей разных возрастов; декоративно-прикладное искусство, как способ понижения стресса КПД студента на занятиях.
Предложений и идей для реализации инновационного проекта или стартапа от студентов практически не поступило, в числе некоторых были озвучены следующие: онлайн-школа иностранных языков для подготовки специалистов по отношениям с зарубежными гостями и партнерами; авторская методика музыкального воспитания; центр изучения языков, в том числе редких, даже зарубежных языков с выездами на стажировки; кружки изучения истории разных времен с разным уклоном.
Как показали результаты исследования, лишь малой части молодежи интересно заниматься наукой. К сожалению, сами студенты в большинстве своем не заинтересованы в научно-исследовательской деятельности, в продвижении науки в России и считают это не перспективным и малооплачиваемым занятием.
На основе результатов проведенного социологического исследования становится понятно, что необходимо более активно привлекать и стимулировать творческую активность и вовлеченность молодежи КамГУ им. Витуса Беринга в научную сферу. Существует ряд проблем по этому направлению, которые обусловлены несистемностью принимаемых решений, неравномерностью развития технологий работы с молодежью по привлечению в научную сферу в территориальном разрезе и другими аспектами.
В 2023 году в КамГУ им. Витуса Беринга была проведена первая научно-образовательная Школа молодого ученого под руководством Гнездиловой Елены Валерьевны, начальника отдела научно-исследовательской, международной деятельности и аспирантуры, старшего преподавателя кафедры педагогики.
Школа молодого ученого - это научно-образовательный проект, реализуемый в формате модульной школы для аспирантов, магистрантов, исследователей, целью которого является формирование и развитие у слушателей навыков организации и проведения коллективных и индивидуальных мультидисциплинар-ных научных исследований и прикладных разработок, а также коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
В процессе обучения слушатели Школы:
- консультируются с ведущими учеными-преподавателями Школы по разным наукам, готовыми делиться знаниями и опытом;
- развиваются в поддерживающем сообществе молодых ученых;
- получают удостоверение о повышении квалификации по итогам прохождения каждого модуля;
- получают диплом о профессиональной переподготовке при успешном освоении всех модулей;
- имеют пост-доступ ко всем материалам модулей.
В феврале 2023 года в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» состоялся конкурс проектов научно-образовательных школ / школ-экспедиций. Проект «Научно-образовательная Школа молодого ученого» разработала и представила на конкурс Гнездилова Е. В., начальник отдела научно-исследовательской, международной деятельности и аспирантуры,старший преподаватель кафедры педагогики с проектом. По результатам подведения итогов конкурса проект был поддержан.
С апреля 2023 года Школа молодого ученого начала свою работу. В состав участников Школы вошли 74 студента, представляющие все факультеты университета. В мессенджере WhatsApp была создана группа для обмена информацией и активного общения участников.
В апреле-июне 2023 года в рамках Школы были реализованы следующие обучающие модули, включающие в себя лекции, практические занятия, тренинги и мастер-классы (табл. 1).
Параллельно обучающим занятиям участники Школы разрабатывали несколько совместных твор-ческо-научных проектов:
1. Модуль 1 сопровождался разработкой научного проекта «Мои первые шаги в науку», представляющего собой серию интервью, посвященных деятельности преподавателей, научных сотрудников и аспирантов
университета. Целью проекта является повышение осведомленности о деятельности ученых университета. Участники Школы знакомятся с учеными вуза и задают им вопросы самого разного характера: начиная от истории начала карьерного пути, заканчивая профессиональными мечтами. Интервью обрабатываются участниками Школы для их дальнейшего размещения на сайте и социальных страницах университета. Студенты выступили корреспондентами, обработали, составили сборник, разработали дизайн.
Серия интервью публиковалась в социальной сети, а по завершению был сформирован сборник «Мои первые шаги в науку» [13]. Издание представляет собой сборник 33 интервью педагогов, научных сотрудников и аспирантов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, пользующихся авторитетом в профессиональной среде. Книга призвана помочь передать уникальный личный опыт и видение представителей научно-педагогической профессии коллегам, студентам, абитуриентам, молодым ученым - всем, начинающим путь в профессии.
Важнейшей целью издания этой книги является повышение авторитета российского педагога и укрепление статуса этой важнейшей профессии - задача, без решения которой невозможен успех образовательных реформ.
Таблица 1
Программа Школы молодого ученого
Модуль Темы занятий
1. Выбор темы исследования: тренды,инструменты 1.1. Научный метод: от научной идеи до научной публикации. 1.2. Ресурсы для организации научных исследований. 1.3. Тренды развития отрасли науки на современном этапе, отечественные и зарубежные журналы для публикации результатов исследований, истории успехов
2. Управление реализацией исследовательских проектов 2.1. Планирование сроков и ресурсов проекта. 2.2. Организационная структура проекта. 2.3. Исполнение проекта. Контроль проекта
3. Поиск и чтение научной литературы по теме исследования 3.1. Поиск научной информации: современные инструменты, системы и сервисы. 3.2. Интеграторы текстовых баз данных. 3.3. Системы управления библиографической информацией. 3.4. Патентный поиск. 3.5. Система «Антиплагиат». 3.6. Тренинг по поиску научной литературы по теме исследования
4. Написание научных статей по теме диссертации. Академическое письмо 4.1. Академическое письмо. Научный протокол. Наукометрические инструменты (индексы). 4.2. Типы научных статей, их структура. Методика написания научных статей по отраслям наук. 4.3. Позиционирование в глобальной академической среде. Исследовательский инструментарий. 4.4. Публичная презентация научной статьи
5. Грантовая деятельность и апробация результатов научных исследований. Заявки на патенты 5.1. Эффективная работа с грантами. 5.2. Грантовая система поддержки науки. 5.3. Методика написания грантовых заявок. 5.4. Защита интеллектуальной собственности. 5.5. Защита концепции научного проекта команды (публичный доклад)
6. Тренинг публичных выступлений. Презентация результатов исследования 6.1. Подготовка презентаций с учетом поставленных целей, целевой аудитории. 6.2. Принципы и приемы публичного выступления, установления контакта с аудиторией, способы удержания внимания. 6.3. Техника убеждающих речевых сообщений, методы аргументации, эффективные приемы риторики. Как отвечать на сложные вопросы аудитории, работать с возражениями и сомнениями, переубеждение аудитории
С декабря 2023 года планируется продолжение работы над 2-й частью сборника интервью, расширение географии респондентов (ученые и преподаватели других учебных заведений, научных учреждений).
2. Исследовательский проект «Педагог - творчески саморазвивающаяся личность», приуроченный к Году педагога и наставника, объявленного указом Президента Российской Федерации В. В. Путина в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Современный мир требует от педагогов не только знаний и умений, но и способности к саморазвитию и творческому мышлению. Педагог - это не только учитель, но и наставник, который помогает ученикам раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни. В данном проекте студенты Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга анализировали личность педагога как саморазвивающуюся и творческую. Были изучены направления саморазвития педагога, позволяющие ему стать более эффективным учителем и наставником для учеников; проанализированы личностные характеристики, способствующие и затрудняющее профессиональное развитие; составлены нравственные кодексы педагогов (учителей, воспитателей, логопедов, тренеров).
По результатам работы был сформирован сборник, важнейшей целью которого является основополагающая идея, что педагог - это личность, которая должна постоянно развиваться и стремиться к новым знаниям и умениям. Только так он сможет стать лучшим учителем для своих учеников и помочь им достичь успеха в жизни. Собранный материал планируется использовать на занятиях по дисциплине «Педагогика» со студентами очной и заочной форм обучения Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.
3. Результатом освоения модулей 3-4 было написание участниками Школы научных статей с последующим формированием сборника «Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых», куда вошли 49 статей, авторами которых являются студенты КамГУ им. Витуса Беринга. Сборник содержит материалы научных исследований, представленные студентами, аспирантами и молодыми учеными по результатам проведения мероприятий научно-образовательной школы молодого ученого-2023 в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» [14].
2. Проект «Без наук как без рук» сопровождал освоение модулей 5-6 Школы молодого ученого.
Изначально в социальной сети группы Школы была объявлена инициатива «Наука, у меня идея!». Участники направляли в адрес руководителя Школы молодого ученого волнующие их вопросы, а также проекты инновационных разработок и стартапов для их дальнейшего продвижения. После сбора идей проекты были «упакованы», студенты потренировались в их защите. В общий каталог научных проектов вошло 30 проектов разной направленности. Например, такие как «Виртуальный тур по университету», профориентационная настольная игра «ГОУ в КамОО», молодежный хакатон «Кампус моей мечты», онлайн-школа стартапов, автобусная экскурсия «Наука за бортом» и др.
В дальнейшем проекты могут быть вынесены на обсуждение на научных конференциях, круглых столах и семинарах. Регулярно таким образом проходит мозговой штурм и осуществляется сбор идей научно-популярных проектов.
Помимо освоения модулей программы и реализации проектов руководитель и участники Школы организовывали и принимали участие в ряде научных мероприятий. Руководитель Школы Е. В. Гнездилова приняла участие в значимых для популяризации науки мероприятиях, организованных образовательными и научными организациями Российской Федерации (табл. 2-4).
Таблица 2
Научные мероприятия, направленные на популяризацию науки
Мероприятие Наименование Время проведения Место проведения
Круглый стол Острые вопросы молодежной науки в России 24.04.2023 ДВФУ, г. Владивосток
Международная научная конференция молодых ученых Наука на благо человечества - 2023 17.04.2023-18.04.2023 Государственный университет просвещения, г. Москва
Молодежный научный форум Молодые исследователи - регионам 17.04.2023-21.04.2023 Вологодский государственный университет, г. Вологда
Международная научно-практическая конференция Исследование особенностей социально-экономического развития современного российского общества 24.04.2023 Московский психолого-социальный университет, г. Москва
Окончание таблицы 2
Мероприятие Наименование Время проведения Место проведения
V Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского Экологическое образование и воспитание детей младшего возраста: проблемы, опыт и перспективы развития 27.04.2023 Государственный университет просвещения, г. Москва
Вебинар Молодой ученый: первые шаги в науке 24.06.2023 ООО «Инфоурок»
Курс повышения квалификации Организация мероприятий Science Slam для университетов Август 2023 Ассоциация Science Slam Россия
Курс повышения квалификации Подготовка ученых для выступлений в формате Science Slam Август 2023 Ассоциация Science Slam Россия
Таблица 3
Научные мероприятия, организованные участниками Школы молодого ученого на базе КамГУ им. Витуса Беринга
Мероприятие Сроки проведения Участники
Международный конкурс «Экология России» Февраль 2023 Обучающиеся 1-11-х классов и дошкольники
Неделя студенческой науки 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы права:теория и практика» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и управления» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
V Народная олимпиада «Ни шагу назад!» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Человек и общество: взгляд молодого ученого» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития естественных, математических наук и информационных технологий» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
VII Краевой фестиваль «Робототехника» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодежи - Камчатскому краю» 17.04.2023-21.04.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Креатон «О науке без скуки» 20.04.2023 Студенты вузов
Интеллектуальная игра «Наука» 25.05.2023 Студенты вузов
Региональный этап Фестиваля 1МАУКА О+ 11.09.2023-15.09.2023 Студенты вузов, обучающиеся школ
Таблица 4
Участие в конкурсных мероприятиях
Мероприятие Сроки проведения Организатор Итоги
Всероссийский профессиональный художественно-творческий конкурс «Наставничество: взгляд молодых» Март 2023 Государственный университет просвещения, г. Москва Сертификат участника
I Международный конкурс проектов в сфере образования «РРОфессионал» 26.05.2023 Научно-образовательная платформа «Наука и Образование» Диплом I степени
I Международный конкурс курсовых работ и проектов «Научный дебют 2023» 25.05.2023 Научно-образовательная платформа «Наука и Образование» Диплом II, диплом III степени
I Всероссийский конкурс научных, учебных и творческих работ «Молодой ученый 2023» 25.05.2023 Научно-образовательная платформа «Наука и Образование» Два диплома II степени, две благодарности
Окончание таблицы 4
Мероприятие Сроки проведения Организатор Итоги
Международный конкурс научно-исследовательских работ «Ученые будущего - 2023» 12.06.2023 Российское научное общество «Future technologies: science and innovations» Два диплома I степени, диплом II степени
Всероссийский конкурс молодежных исторических проектов 05.06.2023 Российское историческое общество Сертификат участника
III Международный научно-исследовательский конкурс «Лучшая исследовательская статья - 2023» 12.06.2023 МЦНП «Новая наука» Четыре научные публикации в сборнике статей, регистрируемом в еЫВРДРУ. Три диплома I степени, диплом II степени, две благодарности
Всероссийский конкурс «Талисман 10-летия науки и технологий» Июль 2023 Минобрнауки России Сертификат участника
Всероссийский конкурс сценариев уроков и внеклассных мероприятий «ЗаРРОсы времени» 06.07.2023 Учебно-методический центр PEDAGOG.PRO Диплом I степени
Всероссийский просветительский проект «Ну-ка, наука!» Июль-август 2023 ТГПУ им. Л. Н. Толстого 28 сертификатов участника
III Международный научно-исследовательский конкурс «Лучшая исследовательская работа 2023» Июль 2023 Образовательное издание «Время развития» Два диплома I степени, диплом II степени
Всероссийский конкурс «Педагогические проекты» 11.08.2023 Образовательное издание «Время развития» Два диплома I степени
V Всероссийский конкурс научных работ «Научный прорыв - 2023» Сентябрь 2023 НОО «Наука плюс» Три диплома I степени, 5 дипломов II степени, 3 диплома III степени, 6 благодарностей, 8 подарочных сертификатов
IX Всероссийский конкурс отчетов по практике 09.09.2023 НОО «Наука плюс» Диплом I степени, подарочный сертификат
IV Всероссийский конкурс портфолио педагогических работников «Аттестация - это РРОсто!» 27.10.2023 Учебно-методический центр PEDAGOG.PRO Диплом II степени
XV Международный конкурс проектов в сфере образования Ноябрь 2023 НОО «Наука плюс» Диплом I степени
По результатам проведения Школы молодого уче-ного-2023 в КамГУ им. Витуса Беринга были опубликованы следующие работы:
1. Гнездилова Е. В. Пути привлечения молодежи в науку: опыт Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право / отв. ред.: В. П. Вершинин, А. Л. Третьяков. - Электрон. текстовые дан. - Москва: МПСУ, 2023. - С. 157-170.
2. Гнездилова Е. В. Сущность и специфика научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Журавлевские чтения. 2023.
3. Гнездилова Е. В. Научная, инновационная и международная деятельность ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга»: итоги 2022 года // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. № 3.
Участниками Школы молодого ученого подготовлены и успешно защищены на «хорошо» и «отлично»
10 курсовых работ по педагогике под научным руководством Е. В. Гнездиловой.
На основе проделанной работы Е. В. Гнездиловой разработана программа курсов повышения квалификации «Научно-исследовательская деятельность и продукт интеллектуального труда молодого ученого».
За популяризацию научной деятельности руководитель Школы молодого ученого в КамГУ им. Витуса Беринга Е. В. Гнездилова в 2023 году была поощрена следующими грамотами и благодарностями:
1. Почетная грамота Губернатора Камчатского края за многолетний добросовестный труд в системе высшего образования, профессионализм, инициативу, значительный вклад в развитие ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга».
2. Благодарственное письмо Заместителя председателя Правительства Камчатского края за участие в мероприятии - спутнике III Конгресса молодых ученых, популяризацию науки среди молодежи Камчат-
ского края и неоценимый вклад в развитие науки Российской Федерации.
3. Благодарность ректора ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» за активное содействие в организации научных мероприятий и вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность вуза.
Проведение Школы молодого ученого стало одним из эффективных приемов повышения имиджа науки, масштабным мероприятием,направленным на популяризацию научных знаний и достижений, позволило установить связи с широкой аудиторией и контакты с участниками мероприятий, повысило интерес у молодежи к научно-исследовательской деятельности.
Заключение
В настоящее время изучение проблем высшей школы принимает более глубокий и системный характер. Ведутся поиски наиболее рациональных форм и методов обучения, расширяется внедрение в учебный процесс активных технологий овладения знаниями.
Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны организации процесса научно-исследовательской деятельности студентов, показать пути совершенствования этой деятельности.
Проанализированы вопросы планирования, представлены возможные пути решения проблем организации научно-исследовательской работы студентов.
Ввиду сложности и многоплановости вытекающих задач принципиальным является положение о том, что созрела необходимость создания конкретных проектов подготовки студентов на основе проведенных исследований, а также объединения усилий специалистов как гуманитарного, так и технического профилей в совместном поиске резервов повышения качества подготовки выпускников.
Для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности необходимо делать доступной актуальную информацию о возможностях обучения и стажировок, учитывать возрастную специфику деятельности и мотивации студентов, доводить информацию о перспективах в профессиональной деятельности [15].
В рамках научно-исследовательской деятельности, как в целостном педагогическом процессе, участниками выступают и студенты, и преподаватель. Социальная система, как часть общечеловеческой культуры, также включает в себя научно-исследовательскую деятельность [16, с. 123].
Современные требования к выпускникам вузов неизменно включают в себя компетентность в научно-исследовательской деятельности, подкрепляются кри-
териями оценки эффективности самих вузов, которые, в свою очередь, создают инфраструктуру, позволяющую этим требованиям соответствовать: курирующее подразделение, например, управление научных исследований, студенческие научные общества, систему специальных регуляторов деятельности студентов и преподавателей и т.д. [17].
Молодежь - будущее любой страны. От того, как она будет воспитана, кем и на чем, зависит будущее не только нации, но и человечества. Юношество - это тот период, когда детство превращается во взрослую жизнь, где решаются более глобальные вопросы, где ответственность полностью падает на плечи взрослеющих людей. Период, когда нужно выбирать: что я буду делать во благо себя и человечества.
Все большее число людей в современном мире стремятся к творческой и научной деятельности, которая может не только принести им личный успех, но и будет полезна для общества. Наука предлагает возможности для создания и исследования новых технологий, повышения качества жизни людей, решения социальных и экономических проблем, а также открытия новых знаний о мире, в котором мы живем. Современные достижения уже привели к созданию компьютеров, интернета, мобильных телефонов, медицинских технологий, которые ранее считались невозможными.
Для последующего процветания общества нам необходимо поддерживать интересы молодежи в научной сфере: развивать образование, строить научные базы и инфраструктуру, обеспечивать финансирование и поддержку исследований. Поэтому важно содействовать развитию научного потенциала молодежи.
Литература
1. Фальков сообщил, что расходы на гражданскую науку превысили 3% от федерального бюджета // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/912964 (дата обращения: 15.10.2023).
2. ВЦИОМ: каждый второй россиянин считает престижной профессию ученого // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https:// tass.ru/obschestvo/18264499 (дата обращения: 15.10.2023).
3. Приоритет 2030. Государственная программа поддержки (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https:// priority2030.ru/ (дата обращения: 15.10.2023).
4. Участники программы «Приоритет 2030» запускают новый масштабный проект «Цифровые кафедры» // Министерство науки и высшего образования Российской федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/50232/ (дата обращения: 15.10.2023).
5. Национальный проект «Наука и университеты» // Министерство науки и высшего образования Российской федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac_ project/ (дата обращения: 15.10.2023).
6. ЭИСИ поддержит исследовательские проекты в сфере общественно-политических наук // Экспертный
институт социальных исследований [Электронный ресурс]. URL: https://eisr.ru/news-and-announcements/eisi-podderzhit-issledovatelskie-proekty-v-sfere-obshchestvenno-politicheskikh-nauk/ (дата обращения: 15.10.2023).
7. Платформа Росмолодежи (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://myrosmol.ru/ (дата обращения: 15.10.2023).
8. Наука и университеты (телеграм-канал Института образования) [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/ naukauniver/3580 (дата обращения: 15.10.2023).
9. Романчук Р. Как привлечь вузовскую молодежь в науку // Pandia [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/ text/78/459/63074.php (дата обращения: 15.10.2023).
10. Бушуева О. В. Научно-исследовательская работа студентов как этап на пути к изобретательской деятельности // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. под общей редакцией А. И. Вострецова. 2020. С. 577-582.
11. Савченко Л. В. Научно-исследовательская деятельность студентов как предпосылка опережающего саморазвития специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 186-189.
12. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. 1977. № 5. С. 7-97.
13. Мои первые шаги в науку. Сборник интервью КамГУ им. Витуса Беринга [Электронный ресурс]. URL: https://disk. yandex.ru/i/aMnC32ZhPLjQzA (дата обращения: 15.10.2023).
14. Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых: сборник научных статей КамГУ им. Витуса Беринга [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/_ S03JQlf00nmaQ (дата обращения: 15.10.2023).
15. Локшина В. И., Кузин А. В. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности // Актуальные вопросы медицинской науки. 2023. № 1. С. 128-129.
16. Камскова Е. О. Организация научно-исследовательской деятельности как возможность формирования творческих способностей студентов вуза. // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 193-197.
17. Кныш Е. В., Кныш А. А. Применение элементов стратегического планирования при организации преподавателем научно-исследовательской деятельности студентов // Вопросы педагогики. 2022. № 5-2. С. 138-141.
References
1. Fal'kov soobshchil, chto raskhody na grazhdanskuyu nauku prevysili 3 % ot federal'nogo byudzheta [Falkov reported that the costs of civil science exceeded 3 % of the federal budget]. Interfax. URL: https://www.interfax.ru/russia/912964 (accessed 15.10.2023). (In Russian).
2. VCIOM: kazhdyj vtoroj rossiyanin schitaet prestizhnoj professiyu uchenogo [VTSIOM: every second Russian considers the prestigious profession of a scientist]. TASS. URL: https://tass.ru/ obschestvo/18264499 (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
3. Prioritet 2030. Gosudarstvennaya programma podderzhki [Priority 2030. State Support Program] (Official website) URL: https:// priority2030.ru / (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
4. Uchastniki programmy «Prioritet 2030» zapuskayut novyj masshtabnyj proekt «Cifrovye kafedry» [Participants of the Priority 2030 program are launching a new large-scale project "Digital Departments"]. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-
center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/50232 (accessed 15.10.2023). (In Russian).
5. Nacional'nyj proekt «Nauka i universitety» [National project "Science and Universities"]. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ nac_project / (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
6. EISI podderzhit issledovatel'skie proekty v sfere obshchestvenno-politicheskih nauk [EISI will support research projects in the field of social and political sciences]. Expert Institute of Social Research. URL: https://eisr.ru/news-and-announcements/eisi-podderzhit- issledovatelskie-proekty-v-sfere- obshchestvenno-politicheskikh-nauk (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
7. Platforma Rosmolodyozhi [Rosmolodezh Platform] (Official website). URL: https://myrosmol.ru (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
8. Nauka i universitety (telegram-kanal Instituta obrazovaniya) [Science and Universities (telegram channel of the Institute of Education)]. URL: https://t.me/naukauniver/3580 (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
9. Romanchuk R. Kak privlech' vuzovskuyu molodezh' v nauku [How to attract university youth to science]. URL: https://pandia.ru/ text/78/459/63074.php (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
10. Bushueva O. V. Nauchno-i ssledovatel'skaya rabota studentov kak etap na puti k izobretatel'skoj deyatel'nosti [Research work of students as a stage on the way to inventive activity]. Science, education, innovations: approbation of research results. Materials of the International Scientific and Practical Conference. under the general editorship of A. I. Vostretsov. 2020, pp. 577-582. (In Russian).
11. Savchenko L. V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studen-tov kak predposylka operezhayushchego samorazvitiya specia-lista [Research activity of students as a prerequisite for advanced self-development of a specialist]. Problems of modern pedagogical education, 2020, no. 66-1, pp. 186-189. (In Russian).
12. Yaroshevsky M. G. Logika razvitiya nauki i nauchnaya shkola [Logic of science development and scientific school]. Schools in science, 1977, no. 5, pp. 7-97. (In Russian).
13. Moi pervye shagi v nauku. Sbornik interv'yu KamGU im. Vitusa Beringa [My first steps into science. Collection of interviews of KamSU im. Vitus Bering] URL: https://disk.yandex.ru/i/aMnC-32ZhPLjQzA (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
14. Sovremennye problemy v nauke i obrazovanii glazami molodyh uchenyh: sbornik nauchnyh statej KamGU im. Vitusa Beringa [Modern problems in science and education through the eyes of young scientists: collection of scientific articles of KamSU Vitus Bering]. URL: https://disk.yandex.ru/iZ_S03JQlf00nmaQ (accessed: 15.10.2023). (In Russian).
15. Lokshina V. I., Kuzin A. V. Motivaciya studentov k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti [Motivation of students to research activities]. Actual issues of medical science, 2023, no. 1, pp. 128-129. (In Russian).
16. Kamskova E. O. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti kak vozmozhnost' formirovaniya tvorcheskih sposobnostej studentov vuza [Organization of research activities as an opportunity to form the creative abilities of university students]. Questions of pedagogy, 2020, № 5-2, pp. 193-197. (In Russian).
17. Knysh E. V., Knysh A. A. Primenenie elementov strategi-cheskogo planirovaniya pri organizacii prepodavatelem nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov [Application of elements of strategic planning in the organization of research activities of students by the teacher]. Questions of pedagogy, 2022, no. 5-2, pp. 138-141. (In Russian).