Научная статья на тему 'Особенности организации и проведения полигонной практики на Уральском артиллерийском полигоне'

Особенности организации и проведения полигонной практики на Уральском артиллерийском полигоне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКА / ПОЛИГОН / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE / RANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Виктор Леопольдович, Руденко Валерий Лукич, Чванов Александр Евгеньевич

Обсуждаются особенности организации и проведения полигонной практики студентами-оружейниками и боеприпасниками на Уральском артиллерийском полигоне в 2010-14 г.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Виктор Леопольдович, Руденко Валерий Лукич, Чванов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF THE URALS POLYGON PRACTICE ARTILLERY RANGE

The features of the organization and conduct of the students practice polygon-gunsmiths the Urals artillery range in 2010-14 are discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и проведения полигонной практики на Уральском артиллерийском полигоне»

этих занятий. Применение в программных комплексах корректных математических моделей и удобных для студентов интерфейсов для описания входных данных и представления результатов позволит интенсифицировать учебный процесс и улучшить усвоение студентами лекционного теоретического материала.

Стреляев Сергей Иванович, д-р техн. наук, проф., sergeystrelarambier.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Евланова Ольга Александровна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Дунаева Инна Валерьевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

COMPUTATIONAL EXPERIMENTING IN LABORATORY-BASED PRACTICAL CLASSES WITHIN COURSES RELATED TO HEAT AND MASS TRANSFER IN AIRCRAFTS

S.I. Strelyaev, O.A. Evlanova, I. V. Dunaeva

This paper provides a case study of using specialized software in laboratory-based practical classes within aerospace thermal engineering courses.

Key words: head and mass transfer, computational experimenting, software module.

Strelyaev Sergey Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, sergeystrel@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Evlanova Olga Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, evl. olg@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Dunaeva Inna Valerievna, candidate of technical sciences, docent, i w damail. ru,, Russia, Tula, Tula State University

УДК 6(085): 621.002

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИГОННОЙ ПРАКТИКИ НА УРАЛЬСКОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ПОЛИГОНЕ

В. Л. Баранов, В. Л. Руденко, А.Е. Чванов

Обсуждаются особенности организации и проведения полигонной практики студентами-оружейниками и боеприпасниками на Уральском артиллерийском полигоне в 2010-14 г.г.

Ключевые слова: учебный процесс, практика, полигон.

Важное место в процессе подготовки инженеров-оружейников и инженеров-боеприпасников занимает его практический компонент, когда

294

учебный процесс реализуется на базе производственного и лабораторного оборудования профильных предприятий отрасли.

Несколько десятилетий назад это не обсуждалось и не оспаривалось, и в процессе обучения студенты неоднократно проходили различные виды практик на ведущих профильных предприятиях, закрепляя тем самым полученные в вузе теоретические сведения и знания. Причем, в большинстве случаев практики проводились на предприятиях, расположенных на значительном удалении от вуза с выездом групп студентов в различные регионы страны, в том числе и в различные союзные республики. Конечно, это было сопряжено со значительными материальными затратами, но в те годы понимание полезности практик у государства было приоритетным, и материальные затраты не являлись помехой для их организации и проведения. Практиками охватывалось, как правило, 100 % состава студентов.

Так продолжалось до конца 80-х годов прошлого века, после чего ситуация катастрофически изменилась, и практики с выездом студентов на предприятия прекратились надолго. Взамен стало практиковаться их проведение на базе учебных и научных лабораторий выпускающих кафедр и редко - на предприятиях и в организациях по месту расположения вуза. Учитывая специфику организации оружейных и боеприпасных отраслей в России, когда флагманские предприятия и организации искусственно из соображений стратегической безопасности и неуязвимости рассредоточивались в различных регионах государства, охват их студенческими практиками существенно сузился, что, несомненно, отрицательно влияло на качество подготовки специалистов.

Это длилось до конца первого десятилетия нового века. Начиная с 2010 года, началась своего рода «реанимация»: производственные и, главное, полигонные практики вначале студентов-оружейников, а затем - и студентов-боеприпасников вновь возобновились на головном артиллерийском полигоне России - Федеральном казенном предприятии «Нижнетагильский институт испытания металлов» (далее НТИИМ), расположенном в центре России в Свердловской области. В июне 2014 года состоялся «юбилейный» пятый заезд студентов-оружейников и боеприпасников ТулГУ на полигон. Следует заметить, что этому возобновлению предшествовали длившиеся в течение полутора десятилетий личные плодотворные научные контакты преподавателей кафедры РиПАМ (впоследствии СПВ) со специалистами полигона, итогом которых явилась подготовка кадров высшей научной квалификации для предприятия. Сегодня Нижнетагильский полигон - головное предприятие отрасли в области производства испытаний перспективных ракетно-артиллерийских систем и боеприпасов на этапах их отработки и модернизации, он является Региональным центром Уральско-Сибирского отделения Российской академии ракетно-артиллерийских наук, на его базе создан и функционирует оснащенный по

последнему слову науки и техники мощный Межрегиональный научно-образовательный центр, полигон ежегодно организует и проводит широко известные Международные выставки вооружения и военной техники (Russia Arms Expo 2000-2014).

Благодаря сказанному выше, а также взаимопониманию руководства НТИИМ и ТулГУ, ежегодно мобильная и специально отбираемая группа студентов-оружейников (а в последние годы - и боеприпасников) ТулГУ в количестве 16-20 человек в течение 2 недель проходит в НТИИМ очень насыщенную и разноплановую полигонную практику. Ниже в качестве краткой иллюстрации приводятся выдержки из отчета о практике 2014 года.

«Цель практики - ознакомление со структурой, оборудованием и приборным оснащением полигона, а также с особенностями проведения полигонных испытаний артиллерийских систем и боеприпасов.

Структуре Нижнетагильского института испытания металлов и спектру решаемых им задач посвящена лекция, прочитанная в помещении Научно-образовательного центра (НОЦ) ФКП НТИИМ главным инженером В. И. Фалалеевым. Основным направлением деятельности предприятия является проведение широкого спектра натурных испытаний боеприпасов, вооружения и военной техники: баллистических испытаний, приемо-сдаточных испытаний, эксплуатационных и контрольных испытаний. Испытания проводятся на полигоне, располагающем трассой длиной в 54 км с хорошо оборудованными огневыми позициями, а также обширной номенклатурой материальной части и приборного обеспечения. Институт располагает цехами сборки боеприпасов, которые полностью покрывают потребности предприятия. Также в состав института входят:

- «Бронетир», обеспечивающий проведение испытаний броневых преград и бронебойных боеприпасов;

- летно-испытательная база и наземный комплекс, обеспечивающие проведение испытаний авиационных боеприпасов;

- специальное конструкторское бюро измерительной аппаратуры (СКБ ИЗАП), обеспечивающее разработку и производство специального приборного оборудования, необходимого для проведения испытаний.

В ходе экскурсии по исторической экспозиции, размещенной на площадке Демонстрационно-выставочного центра вооружений и военной техники, изучили историю развития отечественной артиллерии от Великой Отечественной войны до настоящего времени, ознакомились с представленными там многочисленными буксируемыми и самоходными артсисте-мами. В специализированной аудитории Учебного центра НТИИМ было проведено занятие, посвященное истории и основам конструкции боеприпасов артиллерии и средств ближнего боя. В ходе занятия были изучены бронебойные, осколочно-фугасные, кумулятивные снаряды; минометные

мины; выстрелы ручных гранатометов и боеприпасы реактивных систем залпового огня.

В «Бронетире» ознакомились с методикой испытания эффективности бронебойных боеприпасов (бронебойных, подкалиберных и кумулятивных снарядов; бронебойных пуль; кумулятивных противотанковых гранат) и стойкости броневых преград.

В ходе контрольных испытаний партии гранат РПГ-26 с термобарическим снаряжением ознакомились с методикой экспериментальной оценки кучности стрельбы.

В ходе контрольных испытаний 125-мм практических кумулятивных снарядов 3П11 ознакомились с методикой испытания боеприпасов на прочность при выстреле.

В ходе экскурсии по цехам сборки боеприпасов ознакомились с технологическими операциями сборки 80-мм неуправляемых авиационных ракет (НАР) С-8О ПМ. Также ознакомились с методикой эксплуатационных испытаний боеприпасов - на безопасность при транспортировке и в обращении.

В вычислительном классе Научно-образовательного центра, оснащенном одним из самых мощных в РФ суперкомпьютеров, начальник отдела моделирования И. Б. Литус провел занятие, посвященное работе отдела и решаемым там задачам. Отдел осуществляет моделирование процессов внутренней, внешней и конечной баллистики, газодинамических процессов. Ведется и работа в интересах опытного производства (например, моделирование работы крешерных приборов и проверка прочности элементов бортовой телеметрической аппаратуры). Также отдел моделирования производит анализ экспериментальных данных, полученных в ходе работ на полигоне, в частности, обработку результатов траекторных измерений, выполненных посредством высокоскоростной видеосъемки.

В музее Специального конструкторского бюро измерительной аппаратуры (СКБ ИЗАП) начальник отдела, лауреат Гос. Премии СССР Н. И. Кочкарь прочитал лекцию, посвященную истории СКБ и приборному оборудованию полигона. В ходе лекции ознакомились со следующими приборами:

а) для внутрибаллистических исследований:

- для определения давления пороховых газов: крешерные приборы с коническими, цилиндрическими и сферическими крешерными элементами; пьезоэлектрические датчики; вкладной электронный регистратор давления ЭРД;

- для определения перемещения, скорости и перегрузки снаряда в канале ствола: высокочастотный интерферометр «Ариэль-7М»;

- для определения начальной скорости снаряда: фотоэлектронные измерители скорости ФЭБ-7 с фотоэлектрической блокировкой.

б) для внешнебаллистических исследований:

- доплеровская радиолокационная станция «Луч»-88М, фиксирующая координаты и скорость снаряда на траектории;

- комплекс скоростной видеосъемки СВК-1М;

- мобильный измерительный комплекс «Траектория», обеспечивающий высокоскоростную видеосъемку с привязкой каждого кадра по времени и GPS;

- бортовая телеметрическая аппаратура, передающая информацию о положении, скорости и вращении снаряда в режиме реального времени.

В ходе посещения стрелкового комплекса мастер спорта, бывший спецназовец А. В. Помигалов провел со студентами тренировку по практической стрельбе из пистолета с отработкой хвата, стойки и прицеливания для точной стрельбы. Была изучена конструкция 9-мм пистолета системы Ярыгина (6П35). «Отработка» прицеливания и правильного спуска была произведена в ходе тренировки в виртуальном «лазерном» тире.

В ходе посещения 15-го цеха, расположенного на 15 км трассы полигона, под руководством А. Ю. Деменова изучили методику испытания авиационных боеприпасов и осмотрели необходимое для этой цели оборудование:

- мишенное поле, где производится бомбометание с горизонтального полета (в диапазоне высот 40..5000 м) и с пологого пикирования (с углом до 400), а также пуск неуправляемых авиационных ракет;

- вышки высотой 50 м для испытания радиовзрывателей методом облета (самолет проходит на высоте примерно 5 м над вышкой, где закреплен макет боеприпаса со взрывателем);

- вышки высотой 270 м для испытания радиовзрывателей путем стрельбы по подвешенным между вышками самолетам, крылатым ракетам и другим целям;

- кинофотоаппаратура КФТ-12М, фиксирующая подлет самолета и траекторию боеприпаса с привязкой каждого кадра по времени и к месту;

- стенды для испытания боеприпасов на осколочное действие;

- стенды для испытания боеприпасов на взрыво- и пожаро безопасность: сбросовые вышки высотой 15 м, откуда боеприпасы сбрасывают на бетон, грунт, либо металлические штыри; специальный участок, где проводятся испытания на огнестойкость.

В ходе поездки на летно-испытательную базу НТИИМ (аэродром Салка) и экскурсии по аэродрому, проведенной Н. Н. Новиковым, ознакомились с историей летно-испытательной базы и номенклатурой имеющихся летательных аппаратов, изучили тактико-технические характеристики самолетов и вертолетов, находящихся на оснащении летно-испытательной базы в настоящее время. На практике ознакомились с оборудованием кабин и салонов летательных аппаратов.»

Следует отметить, что полигонная практика проводится после завершения студентами 5 курсов обучения в ВУЗе непосредственно перед преддипломной практикой, что позволяет будущим специалистам как бы подвести определенный итог и своего рода маркетинговую черту при получении ими сложного, востребованного сегодня и актуального образования.

«Слух» о практике туляков в Нижнем Тагиле (рисунок) быстро распространился среди родственных специальностей других вузов России - и сегодня практику в НТИИМ проходят студенты уже восьми университетов. Но большинство из них проходят практику после 3 курса, а это - не оптимальный вариант. Именно прохождение полигонной практики на финише инженерной подготовки, по мнению авторов, является и целесообразным, и эффективным.

Полигонная практика - июнь 2014 г.

Надеемся, что «реанимация» полигонной практики в ее сегодняшнем виде, осуществленная нашими совместными усилиями в последние годы, - явление не временное, а перспективное и долгосрочное.

Баранов Виктор Леопольдович, д-р техн. наук, проф., ы1а@,гатЪ1ег.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Руденко Валерий Лукич, д-р техн. наук, генеральный директор, [email protected], Россия, Нижний Тагил, Федеральное казеннное предприятие ««Нижнетагильский институт испытания металлов»,

Чванов Александр Евгеньевич, канд. техн. наук, начальник НОЦ, ntiim@,mail.ru, Россия, Нижний Тагил, Федеральное казеннное предприятие ««Нижнетагильский институт испытания металлов»

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF THE URALS POLYGON

PRACTICE ARTILLERY RANGE.

V.L. Baranov, V.L. Rudenko, A.E. Chvanov

The features of the organization and conduct of the students practice polygon-gunsmiths the Urals artillery range in 2010-14 are discussed.

Key words: educational process, practice, range.

Baranov Victor Leopoldovich. doctor of technical sciences, professor, ivts. tiilaaramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Rudenko Valery Lukich, doctor of technical sciences, general director, [email protected], Russia, Nizhny Tagil, Metal Test Institute,

Chvanov Alexandr Evgenievich, candidate of technical sciences, chef of NOC, ntiim@,mail.ru, Russia, Nizhny Tagil, Metal Test Institute

УДК 378.14

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОПК В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

М.С. Воротилин, В.В. Морозов, В. А. Никитин, О. А. Фомичева

Излагаются цели, задачи и структура программы Тульского государственного университета, подготовленной для участия в конкурсе на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: кадры, оборонно-промышленный комплекс, высшее образование, целевое обучение, инфраструктурное обеспечение

Решение задач, определенных в стратегических документах, принятых на государственном уровне, по осуществлению перехода экономики к инновационной модели развития предопределяет необходимость активного развития кадрового потенциала организаций высокотехнологичных отраслей, к которым в первую очередь относится оборонно-промышленный

300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.