Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ (НА ПРИМЕРЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ)'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ (НА ПРИМЕРЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПСИХОЛОГИ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

В местах лишения свободы сотрудники ежедневно проводят работу по воспитанию и ресоциализации осужденных. Во главе угла процесса исправления и психокоррекции личности преступивших закон остаются методы гуманистической психологии и психологии личности, позволяющие достигать значительных результатов. Безусловно индивидуальная работа психолога с осужденным остается наиболее действенным механизмом психокоррекционной работы, однако работа с группами осужденных имеет свои преимущества и достоинства. Когнитивно-поведенческая терапия с осужденными направлена преимущественно на индивидуальные цели, однако в рамках индивидуальной работы не всегда представляется возможным достигнуть и закрепить полученный результат, на который может оказать влияние, окружающий осужденного социум. Анализ материалов показывает, что осужденные имеют ряд предубеждений в отношении работы с психологом и работы в группе. Представлены практические рекомендации по организации групповой психокоррекционной работы на примере когнитивно-поведенческих методов психотерапии, признанных психологами одним из наиболее приоритетных направлений в пенитенциарной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND PERFORMANCE OF GROUP PSYCHOCORRECTION WORK WITH CONVICTS (USING THE EXAMPLE OF COGNITIVE-BEHAVIORAL PSYCHOTHERAPY)

In places of deprivation of liberty, employees daily carry out work on the education and resocialization of convicts. At the forefront of the process of correction and psycho-correction of the personality of those who have transgressed the law are the methods of humanistic psychology and personality psychology, which allow achieving significant results. Undoubtedly, the individual work of a psychologist with a convict remains the most effective mechanism for psycho-correctional work, however, work with groups of convicts has its own advantages and merits. Cognitive-behavioral therapy with convicts is mainly aimed at individual goals, however, within the framework of individual work, it is not always possible to achieve and consolidate the result obtained, which may be influenced by the society surrounding the convict. An analysis of the materials shows that convicts have a number of prejudices regarding working with a psychologist and working in a group. Practical recommendations are presented on the organization of group psycho-correctional work on the example of cognitive-behavioral methods of psychotherapy, recognized by psychologists as one of the most priority areas in penitentiary practice.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ (НА ПРИМЕРЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ)»

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ (НА ПРИМЕРЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ)

Аннотация. В местах лишения свободы сотрудники ежедневно проводят работу по воспитанию и ресоциализации осужденных. Во главе угла процесса исправления и психокоррекции личности преступивших закон остаются методы гуманистической психологии и психологии личности, позволяющие достигать значительных результатов. Безусловно индивидуальная работа психолога с осужденным остается наиболее действенным механизмом психокоррекционной работы, однако работа с группами осужденных имеет свои преимущества и достоинства. Когнитивно-поведенческая терапия с осужденными направлена преимущественно на индивидуальные цели, однако в рамках индивидуальной работы не всегда представляется возможным достигнуть и закрепить полученный результат, на который может оказать влияние, окружающий осужденного социум. Анализ материалов показывает, что осужденные имеют ряд предубеждений в отношении работы с психологом и работы в группе. Представлены практические рекомендации по организации групповой психокоррекционной работы на примере когнитивно-поведенческих методов психотерапии, признанных психологами одним из наиболее приоритетных направлений в пенитенциарной практике.

Ключевые слова: осужденные, места лишения свободы, групповая психокоррекционная работа, пенитенциарные психологи, когнитивно-поведенческая психотерапия, уголовно-исполнительная система.

Annotation. In places of deprivation of liberty, employees daily carry out work on the education and resocialization of convicts. At the forefront of the process of correction and psycho-correction of the personality of those who have transgressed the law are the methods of humanistic psychology and personality psychology, which allow achieving significant results. Undoubtedly, the individual work of a psychologist with a convict remains the most effective mechanism for psycho-correctional work, however, work with groups of convicts has its own advantages and merits. Cognitive-behavioral therapy with convicts is mainly aimed at individual goals, however, within the framework of individual work, it is not always possible to achieve and consolidate the result obtained, which may be influenced by the society surrounding the convict. An analysis of the materials shows that convicts have a number of prejudices regarding working with a psychologist and working in a group. Practical recommendations are presented on the organization of group psycho-correctional work on the example of cognitive-behavioral methods of psychotherapy, recognized by psychologists as one of the most priority areas in penitentiary practice.

Key words: convicts, places of deprivation of liberty, group psycho-correctional work, penitentiary psychologists, cognitive-behavioral psychotherapy, penitentiary system.

Введение. Вопрос повышения эффективности исправления осужденных актуален сегодня как никогда. Для качественного решения этого вопроса потребуется изучение методов групповой работы с осужденными, своевременное определение предубеждений осужденных в отношении психологических методов и методик, а также распознавание факторов, обусловливающих их возникновение и определение путей формирования приверженности осужденных к исправлению и ресоциализации.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - определение особенностей организации и проведения групповой психокоррекционной работы с осужденными (на примере когнитивно-поведенческой психотерапии).

Использованные методы: анализ проблемы в научной литературе, анкетирование, анализ дисциплинарной практики, анализ результатов изучения социально-психологической обстановки в среде осужденных исправительных учреждений, экспертный опрос психологов-практиков, анализ отчетной документации пенитенциарных психологов.

Выводы, сделанные на основе анализа полученных данных, исследуемой проблемы в научной литературе позволяют определить собственный подход к научно-методическому обеспечению организации групповой психокоррекционной работы с осужденными [1, 2, 3, 8].

Результаты проведенного исследования показывают, что сегодня у пенитенциарных психологов приоритетными формами работы с осужденными остаются групповые методы работы. Это связано как с высокой нагрузкой на специалиста, так и с несомненными преимуществами работы в группе над индивидуальным подходом. Когнитивно-поведенческая терапия с осужденными, как наиболее часто используемое в практике пенитенциарных психологов направление, направлена преимущественно на индивидуальные цели, однако в рамках индивидуальной работы не всегда представляется возможным достигнуть и закрепить полученный результат, опробовать новые модели поведения непосредственно в процессе их освоения, причем мнение отдельных лиц для осужденного часто более значимо, чем психолога. Кроме того, специалист не в состоянии постоянно присутствовать рядом с осужденным. Группа единомышленников, лиц, объединенных общей проблемой, способна вызывать и закреплять в сознании и поведении индивида те мировоззренческие и поведенческие стереотипы, которые невозможно создать в рамках только индивидуальной терапии. Кроме того, группа способна оказать моральную поддержку в сложных ситуациях, дать возможность выговориться, снять эмоциональное напряжение, либо обязать индивида неукоснительно поддерживаться определенных правил и соблюдать принятые обязательства.

Согласно теории Брабендера и Фалллона [7, C. 20] групповая психотерапия обеспечивает прогрессивное движение к реализации индивидуальных целей, использую расширенное подкрепление. Находясь в условиях защищенной обстановки группы, участники поощряются к практике усвоенного или модифицированного поведения и готовы спонтанно и без страха столкнуться с негативными обстоятельствами. Естественно, психолог при этом должен сохранять определенную степень контроля над ситуацией, однако не лишать при этом членов группы возможности проявлять собственную инициативу. В противном случае, психотерапевтическая группа превращается в формальную организацию. Только индивидуальная психотерапия без групповых форм работы нередко приводит к ситуации, когда специалисту приходится противостоять негативному влиянию на осужденного окружающей криминогенной среды в местах лишения свободы.

В работах Роуза и Эдлесона [10, C. 135] отмечен ряд преимуществ групповой поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии:

• группа помогает сделать шаги, необходимые для перенесения форм поведения, усвоенных в процессе индивидуальной психокоррекции, в повседневную жизнь, обучает навыкам, необходимым для адекватного поведения;

• группа обладает мощными нормами для контроля над поведением человека. Примером позитивных терапевтических норм и индикатором успешности психотерапевтического воздействия могут служить согласие на посещение, готовность к

самораскрытию и проработке собственных проблем, поощрение других к составлению личностных жизненных планов, определяющих поведенческие и когнитивные изменения в ближайшей и отдаленной перспективе;

• работая в группе, ее члены получают обратную связь, связанную с конкретным поведением, причем исходит она от участников группы, а не только от психолога, поэтому воспринимается значительно лучше и действует более эффективно;

• в группе можно опробовать самый широкий спектр навыков межличностного общения, которые можно будет обсудить и перенести во внегрупповую ситуацию;

• психолог контролирует групповой процесс, поощряя членов группы экспериментировать с новым поведением в обстановке принятия, где можно допускать ошибки и учиться на них.

В то же время при проведении групповой психокоррекции следует учитывать и определенные ограничения. Игнорирование их может привести к развитию антитерапевтических норм. Например, следует учитывать неформальное стратификационное деление осужденных, особенно в мужских исправительных учреждениях, повышенную агрессивность, психические отклонения и т.д. Возможна ситуация, когда в слишком сильно структурированной группе конкретный индивид может не решить своих позитивных личных целей. Потеря понимания и интереса к работе со стороны членов группы может наступить при жестком и ригидном давлении со стороны психолога и отдельных ее участников, стремящихся к доминированию или проявляющих излишнюю демонстративность [11].

Работая с группой специалисту приходится решать помимо основной цели множество дополнительных вопросов: связанных с этическими проблемами, соотносить их с требованиями законодательства и инструкций, характером местных особенностей учреждения, избегать использования группы для переработки проблем личного характера и т.д. Наиболее активна роль психолога в период формирования группы. С другой стороны, целенаправленная работа с группой способствует более быстрому приобретению профессиональных навыков, что отвечает и личным интересам специалиста [4].

Обобщенный личностный портрет осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, позволяет предполагать основные проблемы, с которыми обязательно столкнется специалист при формировании психотерапевтической группы [2]. К ним, в первую очередь, относятся настороженное, крайне недоверчивое отношение осужденного к психологу, как представителю администрации исправительного учреждения.

Это связано: с предшествующим жизненным опытом («нельзя доверять никому», «уже поверил следователю», «опасно если узнают мои слабые места» и т.д.:

• отчуждением самого себя от остального (находящегося на свободе) общества в связи с осуждением, изоляцией и наказанием («мы другие», «теперь одна дорожка», «с какой стати нам кто-то здесь будет в чем-то помогать» и т.д.);

• сформировавшейся веками системой неформальных морально-нравственных ценностей «тюремной» (лагерной) субкультуры («не верь, не бойся, не проси»), не поощряющей проявление человеческих чувств, откровенности;

• текущими сложностями взаимоотношений с администрацией и персоналом исправительного учреждения («скрытое» противодействие всем, в том числе позитивным для основной массы осужденных, мероприятиям, проводимым руководством исправительного учреждения, обида на «несправедливость», допущенную отдельными сотрудниками, утрированно критическое отношение к малейшим недостаткам в деятельности колонии;

• влиянием мнения «авторитетных» лиц с криминальной направленностью.

При этом, следует учесть избирательность восприятия поступающей информации: люди склонны слышать только то, что хотят, не обращая внимания на те вещи, которые не отвечают сложившемуся у них мировоззрению или неприятны.

Во-вторых, большое значение играют опасения нарушения специалистами принципа конфиденциальности, использования полученной информации в ущерб самому осужденному.

В то же время любому человеку свойственна потребность высказаться внимательному слушателю, поделиться своими проблемами, получить ободрение или сочувствие. Подобная потребность становится наиболее актуальной в условиях социальной депривации, недостатка возможностей получения важной для индивида информации и искусственного подавления своих насущных желаний. Это обстоятельство следует учитывать специалисту, проводящему психокоррекционной воздействие на осужденных.

Любая психокоррекционная группа в ходе своего создания и эволюционирования обычно проходит следующие стадии [3, 4, 8]:

- предварительная работа (выяснение проблемы, подлежащей решению, оценка личностных психологических характеристик потенциальных участников будущей группы, их наиболее важных проблем, способов привлечения их к групповой работе, согласование с администрацией исправительного учреждения условий функционирования группы, стоящих задач и ожидаемых результатов и т.д.);

- стадия формирования группы;

- ориентационная стадия (время для исследований в ходе начальных сессий);

- переходная стадия (работа с конфликтами, защитами и сопротивлением);

- рабочая стадия (работа со значимыми личностными трудностями и перевод инсайта в действие как в группе, так и за ее пределами);

- стадия объединения и закрепления полученного опыта, жизни, в том числе и после отбывания наказания;

- оценка консультантом полученных результатов работы группы для совершенствования собственных профессиональных навыков.

Проведенный анализ практики показывает, что единых рецептов организации психокоррекционной группы, эффективных на все случаи не существует. Поэтому специалисты вынуждены постоянно видоизменять содержание работы, сообразуясь с преобладающим возрастом участников группы, уровнем их развития, гендерными различиями, отношением к проводимому психокоррекционному воздействию (например, наличием оппозиционных взглядов части участников группы) [1].

В качестве одной из оптимальных моделей, предваряющих когнитивно-поведенческое психотерапевтическое воздействие на осужденных может быть метод фокусирования группового интервью, предложенный Р. Мертоном, М. Фиске, П. Кендел [12]. Его суть сводится к предоставлению потенциальным участникам группы возможности высказать свою точку зрения на предложенную обсуждению проблему, выслушать мнение других участников, обменяться своими мнениями и впечатлениями. При этом респонденты заранее должны быть предупреждены о необходимости внимательно выслушать другие мнения и недопустимости перебивать друг друга.

Интервьюер должен стараться сохранять беспристрастное отношение к сказанному и не впадать в искушение ставить оценки. На этом этапе не ставится задача кого-то в чем-то убедить или что-то внушить. Достаточно внимательно выслушать мнение всех участников, обобщить и систематизировать полученные сведения. Если работа организована правильно, участники группы уходят удовлетворенными, с чувством, что, наконец-то, их услышали. В начале занятия участники должны быть предупреждены о цели и правилах работы в группах (соблюдение конфиденциальности, необходимости

проявлять терпение к чужому мнению, каким бы спорным оно не было бы) [6]. Ведущий групповые занятия психолог должен гарантировать, что полученная информация не будет использована во вред кому-либо из участников группы.

Тема занятия должна быть предварительно продумана и побуждать участников не просто обсуждать ситуацию, а совершать определенные действия. Фокус-группой нельзя назвать любую группу людей, которые собрались поговорить о чем-либо. Это особый тип группы с точки зрения цели и методики ее проведения, количества и состава участников.

Цель проведения занятий заключается в том, чтобы выслушать участников группы с целью снять с них психологические зажимы, вызванные нереализованной потребностью высказаться о наболевшей проблеме, собрать информацию, в том числе о потенциальных ресурсах каждого участника группы и коррекции препятствующих этому взглядов. При этом косвенно внушается каждому из участников группы, что он не одинок в своей проблеме и отношении к ней. Иными словами, работа с фокус группой - это тщательно спланированная целенаправленная акция, предусматривающая цикл последовательных дискуссий. Количество участников в фокус-группе в среднем насчитывает, как правило, незначительное количество активных участников, готовых выразить мысли, стремления и надежды большей части присутствующей молчаливой массы. Внимание, с которым это большинство выслушивает вопросы или выступления этих лиц, позволяет дать оценку актуальности озвученной проблемы, а также определить будущее ядро группы. Последующее более внимательное знакомство с этими людьми позволяет оценить, насколько они адекватны и самостоятельны, не является ли озвучивание ими актуальных проблем лишь влиянием более авторитетных и влиятельных осужденных, предпочитающих действовать более осмотрительно. В последнем случае существует возможность воздействовать на них и пользоваться их влиянием опосредовано, через «проводника».

Режим групповой работы может затруднить проведение индивидуальной психодиагностики и психокоррекции. Однако, с другой стороны, он представляет более оптимальную возможность в короткие сроки охватить максимальное число осужденных, связанных одной проблемой (с помощью наблюдения за поведением и степенью участия в работе группы, использования письменных опросников, в том числе анонимных, по наиболее актуальным для участников группы вопросов и проблем, с последующей организацией группового интервью и т.д.).

Часто сложно определить, какие члены психокоррекционной группы получат реальную пользу от работы в ней, а кто будет «вытягивать» из нее всю энергию, уводить ее деятельность в сторону демагогии и формализма, создавать изнутри неблагоприятную атмосферу. К последним относятся индивиды, стремящиеся полностью сосредоточить все внимание на себя или враждебно относящиеся ко всему окружающему. К ним можно отнести личности, чрезмерно центрированные на себя, которые надеются найти в членах группы благодарную аудиторию, либо склонные воспринимать все, что исходит не от них крайне негативно. С этой категорией осужденных предпочтительней индивидуальная работа.

Вторым шагом, как правило, на основе «фокус-группы» организуется «группа взаимоподдержки» [8, 11]. Такая группа может подчеркивать в различной степени свою автономию и делать акцент на внутригрупповых ресурсах, а психолога рассматривать в качестве «стороннего наблюдателя», посредника для решения некоторых вопросов с администрацией, третейского судьи при разногласиях. И наоборот, строить отношения со специалистом как с единственным носителем профессиональных знаний, способным оказать действенную психологическую (индивидуальную и групповую) психологическую помощь в сложных личностных ситуациях всем членам группы (см. рис. 1). В любом случае, активность подобной самоорганизации позитивной направленности следует поддерживать, так как она сможет решать многие вопросы психологической поддержки не только для участников группы, и оказывать благоприятное воздействие своим примером на других осужденных, особенно вновь прибывших в исправительное учреждение, предупреждая у них острые психологические реакции и нервные срывы.

2. Вариант

Рисунок 1. Возможные варианты структур «групп взаимоподдержки» осужденных

Между «группами взаимоподдержки» и собственно психокоррекционными группами, несмотря на некоторые общие черты (оба типа групп делают акцент на обмене переживаниями и выражении эмоций, культивируется поддержка, подчеркивается ценность установления связей и отмечается стремление к изменению поведения), имеются существенные различия:

• группу взаимоподдержки обычно «ведет» человек, страдающий от тех проблем («равный»), что и члены группы, а психолог генерирует идею создания такой группы и на первых порах оказывает профессиональную помощь при ее организации. В последующем он выполняет скорее роль наблюдателя, координатора деятельности и профессионального специалиста (см. вариант 1 рис. 1);

• возможности группы взаимопомощи недостаточны для решения более глобальных задач, таких как укрепление психологического здоровья в целом, углубление самопонимания или улучшения межличностного взаимодействия.

Поэтому психологу в процессе групповой психокоррекционной работы приходится постоянно вносить необходимые коррективы в соотношения деятельности «психокоррекционных групп» и «групп взаимоподдержки», руководствуясь лишь собственной интуицией, здравым смыслом и учетом внешних факторов.

В работе указанных групп нередко отмечаются сложности уже на самом раннем этапе их существования. Чаще эти проблемы возникают, когда группа создается лишь одним «волевым усилием» психолога без предварительной подготовки и тщательной проработки стоящих задач, целей и инструмента для их реализации, а также недостаточно учтены ожидания членов группы. Многих потенциальных препятствий можно избежать, если тщательно спланировать работу и подготовиться к ней. Несмотря на то, что предварительная подготовка требует много времени, она полностью компенсируется достижением полученного результата.

Выводы. Проведенное исследование особенностей организации групповой психокоррекционной работы с осужденными показывает, что наиболее частыми проблемами, которые приходится решать психологу, являются: тревога отдельных членов группы, конфликты и борьба за контроль, вызов психологу как личности и как профессионалу, сопротивление как следствие защиты типичного подхода к жизни, «трудные» члены группы.

Следует осознать, что это естественные трудности, которые неизбежны и которые следует понимать. В работе с «трудными» членами группы акцент должен делаться на реальном поведении, а не соответствующих ему ярлыках. Важно понять, что лежит в основе такого поведения. Осужденные «сложны», в первую очередь крахом своих жизненных перспектив и надежд, социальной изоляцией в обществе, в которое они надеются еще вернуться, отягощенностью в своем большинстве, наркотической зависимостью, социальной дезадаптацией, «ярлыками»: «судимый», «неисправимый» и т.п. препятствующим как ресоциализации и восстановлению социально-значимых связей, так и трудоустройству после отбытия наказания, а также набором различных механизмов психологических защит, с одной стороны, облегчающих душевное состояние, с другой - препятствующей проявлению активности в деле собственной ресоциализации и реадаптации.

Таким образом, представленные материалы позволяют ознакомить практических психологов, уже имеющих опыт психокоррекционной работы, с особенностями проведения ее с осужденными, учитывая проблемы, связанные с их отношением к психологическому сопровождению и психологические механизмы, лежащие в основе причин отказов от него.

Кроме того, мы надеемся, что рекомендации будут полезными и для проведения профилактической работы с мотивированными к ней осужденными, в целях дальнейшего укрепления приверженности к проводимой психокоррекции и формирования более адекватного мироощущения и осознания собственного места в жизни.

Литература:

1. Императивный подход в психокоррекционной работе с лицами, отбывающими наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства: Экспертные оценки, выводы и заключения / П.Н. Казберов, А.В. Новиков, В.В. Новиков [и др.]. - М: Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 2017. - 136 с.

2. Казберов, П.Н. Алгоритм индивидуальной психологической работы с осужденными, отбывающими наказание за экстремистские и террористические преступления / П.Н. Казберов // Юридическая психология. - 2022. - № 3. - С. 35-40. -DOI 10.18572/2071-1204-2022-3-35-40.

3. Казберов, П.Н. Организационные основы реализации воспитательной, социальной и психологической работы по профилактике наркотической и алкогольной зависимости среди спецконтингента в пенитенциарной системе / П.Н. Казберов // Наркоконтроль. 2022. № 3. С. 16-19. DOI 10.18572/2072-4160-2022-3-16-19.

4. Кори, Д. Теория и практика групппового консультирования / Д. Кори // пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.

5. Кулакова, С.В. Предубеждения сотрудников уголовно-исполнительной системы в отношении психологической деятельности / С.В. Кулакова, Ю.Е. Суслов, А.В. Новиков // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8. -№ 7 А. - С. 166-173

6. Мокрецов, А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие / А.И. Мокрецов. - М.: 2006. - 220 с.

7. Практическое пособие (для пенитенциарных систем независимых государств). Всемирная организация здравоохранения. Пер. с англ. осуществлен Международным комитетом Красного Креста. - 2001. - 144 с.

8. Психологическая коррекция осужденных группы риска с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии (криминологический и психотерапевтический аспекты): Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 2009. - 56 с.

9. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ; СПб.; Сова, 2005. - 575 с.

10. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 528 с.

11. Чурилова, И.А. Психологические особенности проведения тренинга коррекции личности и конструктивного отношения к наказанию несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы / И.А. Чурилова, К.Ф. Фадеева, С.В. Кулакова // Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения в правоохранительной сфере: сборник научных трудов / под. науч. ред. Е.А. Петровой; сост. Э.Х. Галиева. - М.: Издательство РГСУ, 2015. -С. 319-325

12. Merton, R.K. The focused interview. Glencoe, IL: Free Press 1956 / R.K. Merton, M. Fiske, P.L. Kendall // перевод с английского к.э.н. Т.Н. Федоровской под редакцией к.э.н. С.А. Белановского. - М. - 1991. -http://www.sbelan.ru/Fokusirovannoe-iterview-(Merton-Fiske-Kendall).htm (дата обращения. 20.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.