Научная статья на тему 'Особенности организации и обеспечения размещения советских воинских контингентов в Литве в 1939-1940 годах'

Особенности организации и обеспечения размещения советских воинских контингентов в Литве в 1939-1940 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СССР / ВОЕННОЕ ДЕЛО / ПРИБАЛТИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА / РАЗМЕЩЕНИЕ ВОЙСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалев Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу организации и обеспечения размещения контингента советских войск в пунктах дислокации на территории Прибалтийских государств, и в особенности Литвы. Выявлены основные организационные и правовые проблемы, с которыми столкнулся СССР при вводе войск, а также способы их разрешения, предпринятые на межправительственном и государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ковалев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и обеспечения размещения советских воинских контингентов в Литве в 1939-1940 годах»

УДК 94(47).084.6

КОВАЛЕВ Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории МО РФ. Автор 20 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ КОНТИНГЕНТОВ В ЛИТВЕ В 1939-1940 ГОДАХ

Статья посвящена анализу организации и обеспечения размещения контингента советских войск в пунктах дислокации на территории Прибалтийских государств, и в особенности Литвы. Выявлены основные организационные и правовые проблемы, с которыми столкнулся СССР при вводе войск, а также способы их разрешения, предпринятые на межправительственном и государственном уровне.

История СССР, военное дело, Прибалтийские государства, размещение войск

После подписания 10 октября 1939 г. договора «О передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» было подписано соглашение представителями советского военного командования и представителями литовского правительства по вопросам, обусловливающим порядок ввода и обеспечения размещения контингента советских войск на территории Литвы.

Непосредственно по организации и обеспечению контингента советских войск в пунктах постоянной дислокации в Литве соглашением были определены первоочередные задачи, а также сроки очередности ввода войск. Также было оговорено, что «до постройки помещений и аэродромов в вышеуказанных пунктах»1 (Г айжунай, Алитус) «истребительная и бомбардировочная авиация вместе с базами дислоцируются на аэродроме Порубанек»2.

Для обеспечения авиации оперативными аэродромами выделялись земельные участки на

линии Скуодас - Юрбаркас - Алитус и на линии Шяуляй - Ионава - Вильнюс, «по четыре участка на каждой из двух названных линий»3.

Отвод зданий и земельных участков под учебные поля, аэродромы, посадочные площадки и танкодромы, определение их границ осуществляло правительство Литвы по соглашению с командованием советских войск в Литве. Соглашением было определено, что строительство основных аэродромов, ремонт отдельных помещений, строительство новых зданий производятся на средства Советского правительства. Правительство Литвы брало на себя обязательство оказывать (по мере возможности) «всемерное содействие по обеспечению строительными материалами, технической и рабочей силой»4.

Производство строительных работ, арендные условия, равно как и порядок производства оплаты, устанавливались особым соглашением между правительствами СССР и Литовской Республики.

Также особым соглашением устанавливались «Вопросы пользования средствами связи и сообщения, путями сообщения, <.. .> видами транспорта, принадлежащими Литовской Республике, порядок производства закупок на территории Литвы и их оплата <. > порядок ввоза и вывоза военных грузов»5.

Основная часть советского воинского контингента вводилась в Литву с 3 ноября 1939 г., а в населенные пункты Новая Вилейка и Пору-банек - немедленно, с подписанием соглашения. Соглашение предусматривало, что «все вопросы, не оговоренные в настоящем соглашении, связанные с пребыванием советских войск в Литве, регулируются особыми соглашениями»6 .

Следует отметить, что изначально литовская сторона проявляла «стремление к размещению наших войск вблизи германской границы и подальше от Каунаса»7. Литовскую сторону интересовало, «как широко наши гарнизоны будут соприкасаться с населением <...> и как будет организовано снабжение наших частей <...>, чтобы спрос наших войск не оголил прилегающих к ним рынков и не взвинтил бы на них цены»8.

Проблемы обустройства советских войск проявились сразу же с вводом войск на литовскую территорию, которые «вступили в предназначенные пункты при отсутствии арендных договоров на участки и строения»9. Более того, советский полпред отмечал: «О них [арендных договорах. - С.К. ] не вспоминает наше местное командование даже и теперь, когда наши части уже заняли определенные соглашением участки и строения. Такое спокойное <.. > безразличное наше отношение к вопросу об аренде создает у литовцев впечатление, что главное для нас было ввести войска, а остальное не важно»10.

С началом советско-финляндской войны, учитывая проблемы, складывающиеся со странами Прибалтики, Поздняков акцентировал внимание на следующем: «Не ограничивать нашу активность в Литве, Эстонии и Латвии лишь вводом войск. Надо в ускоренном порядке крепить новые отношения с ними оживлением товарооборота, некоторой уступчивостью в поставках дефицитных товаров, скорейшим раз-

решением поднимаемых ими вопросов и т.п. А то внешне получается сейчас такое впечатление - войска ввели, и ладно, а остальное нас не касается. Антисоветские агитаторы не дремлют <.. .> Своей практикой нам необходимо вышибить почву из-под ног врагов СССР»11.

Решение проблем размещения советских войск в Литве обсуждалось на межправительственном уровне. Несмотря на кажущуюся заинтересованность сторон в решении проблем, в реальности возникали различные препятствия. В обзорной записке, подготовленной временным поверенным в делах СССР в Литве В.С. Семёновым 3 июня 1940 г., отмечалось, что в переговорах по вопросам, связанным с пребыванием советских войск, литовцы заняли позицию беспрестанных проволочек и саботажа12.

Особо следует отметить, вопросы по размещению контингента советских войск в Литве, также как в Эстонии и Латвии, были предметом обсуждения между представителями военных командований этих государств. Так,

29 декабря 1939 г. в генеральном штабе латвийской армии состоялась «беседа осведомительного характера о взаимоотношениях с воинскими гарнизонами СССР в Прибалтийских государствах»13, в процессе которой обсуждались следующие вопросы:

- общая характеристика сложившихся отношений;

- вопросы, по которым достигнуты договоренности;

- по каким вопросам подготовлены проекты договоров;

- общее согласование условий перехода границы отдельными советскими военнослужащими, а также «подразделениями непосредственно из Латвии в Литву и тому подобное»14;

- новые советские требования и общая «линия, которой следует придерживаться в отношении этих требований»15.

Как отмечалось в рапорте Барзда относительно содержания этой встречи, «подразделения СССР пока ведут себя вполне прилично, не проявляют особых тенденций вмешательства во внутренние дела стран Прибалтики и избегают общения с их гражданами»16. Относительно же подготовки соглашений по обеспече-

нию размещения советских войск Барзда указывал, что эстонцы и латыши не продвинулись дальше, чем литовская сторона. По вопросам «арендной платы за помещения и землю еще не заключено никаких договоров. Эстонские и латвийские представители отметили, что правительство СССР у них (как и у нас) вообще не спешит договариваться по вопросам, которые связаны с расходами с его стороны (аренда, новое строительство и т.д.)»17.

Эстонские и латвийские представители просили литовскую сторону принять во внимание их решение и «держаться общей линии - не разрешать расселение семей за пределами района казарм»18. Кроме того, был согласован обмен информации между сторонами «обо всех новых требованиях СССР, о заключенных договорах и подготовленных проектах соглашений, «а также по возможности держаться одинаковой тактики и общей линии.»19.

Доклады о проблемах с обеспечением размещения советских воинских контингентов по линии наркоматов НКО, НКВМФ, НКИД не оставались без внимания.

Руководство Советского государства принимало соответствующие меры по обеспечению пребывания советских воинских контингентов в странах Прибалтики. Так, 3 ноября 1939 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) (пункт 195 протокола № 8) «О порядке финансирования и снабжения частей РККА и Военно-морского флота на территории Эстонии, Литвы и Латвии»20, которое утверждало постановление Экономического совета при СНК СССР о порядке финансирования частей РККА и Военно-морского флота на территории Эстонии, Литвы, Латвии.

26 ноября 1939 г. также состоялось совещание по урегулированию хозяйственно-правовых вопросов, связанных с вводом советских войск в Эстонию, Латвию и Литву В его работе принимали участие заместители народных комиссаров: иностранных дел - Потёмкин, обороны -Локтионов, внешней торговли - Степанов, а также сотрудники НКИД - Васюков, Соболев, Кузнецов и Ерофеев.

На совещании рассматривались проблемы заключения соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой по следующим вопросам:

«1. Об аренде средств телеграфно-телефонной связи, а также о курсировании наших почтовых вагонов на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

2. Об аренде земельных участков и строений.

3. О коммунальном обслуживании (снабжение электроэнергией, водой и проч.).

4. О работе военторга.

5. О порядке въезда и выезда комсостава и их семей, а также вольнонаемных служащих военных госпиталей и военторга.

6. О движении советских грузовых поездов на территории Эстонии, Латвии и Литвы»21.

По 2-му и 3-му пунктам повестки совещания была заслушана информация о положении дел и принято постановление: «2) 3) а) Признать целесообразным поручить торгпредам в Эстонии, Латвии и Литве вести переговоры и заключать соглашения по вопросам аренды земельных участков и строений, необходимых для размещенных советских войск в этих странах, а также о коммунальном обслуживании последних.

Поручить тов. Степанову доложить это мнение совещания наркому внешней торговли тов. Микояну для дачи соответствующих указаний торгпредам.

б) Предложить военному и военно-морскому командованию в 5-дневный срок, считая с

30 ноября 1939 г., собрать для указанных торгпредств необходимые сведения о размерах и качестве земельных участков и строений, занимаемых советскими войсками в Эстонии, Латвии и Литве, и в этот же срок представить в торгпредства данные о размерах потребления электроэнергии, воды и о необходимости в других коммунальных услугах.

в) Торгпредам в Эстонии, Латвии и Литве, на основе указаний Наркомвнешторга и по получении необходимых данных от военного и военно-морского командования, приступить немедленно к переговорам с соответствующими представителями Эстонии, Латвии и Литвы

и заключить с ними соглашения об аренде земельных участков и строений и об условиях коммунального обслуживания советских войск, расположенных на территории этих стран»22.

На совещании было согласовано принять к исполнению решение и остальных проблем в целях урегулирования хозяйственно-правовых вопросов, связанных с вводом советских войск в Эстонию, Латвию и Литву

В Советском правительстве к декабрю 1939 г. стало понятно, что нерешенность вопроса об аренде земельных участков и строений ставит под угрозу срыва всего замысла ввода войск и сил на территорию Прибалтийских государств. 8 декабря 1939 г на докладной по вопросу за-клю-чения договоров на аренду земельных участков в Эстонии, Латвии, Литве согласно заключенным договорам с этими странами Молотов наложил следующую резолюцию: «Нам надо немедленно кончить с этой безобразной волокитой и безответственностью. НКО (т. Локтионов) и НКВМФ (т. Левченко) обязаны немедленно представить в

СНК, что, где и на каких условиях арендовано ими в Эстонии, Литве и Латвии и что предпринимается ими на ближайшее время (в декабре

1939 г.). Совнарком ждет ответы НКО и НКВМ Флота не позже П.ХП.»23.

Было принято решение приступить немедленно к переговорам после получения всех необходимых сведений от НКО и НКВМФ.

10 декабря 1939 г. состоялось совещание в НКИД (у В.П. Потёмкина) «по урегулированию хозяйственно-правовых вопросов в связи с вводом советских войск в Эстонию, Латвию и Лит-ву»24. В ходе совещания было установлено, что интересующие сведения имеются только по Эстонии (и то без полной информации по НКВМФ), торгпред в Эстонии готов вести переговоры по заключению договоров по аренде25.

11 декабря Локтионов доложил Молотову сведения об оформленных приемными актами земельных участках и строениях в Эстонии, Латвии и Литве на 10 декабря 1939 г., «занимаемых нашими войсками»26.

Таблица 1

Распределение земельных участков и строений в Эстонии, Латвии и Литве на 10 декабря 1939 г.

№ п/п Назначение земельных участков, объектов Размеры участков, площадей

Эстония

1 Земельные площади под дворами 8,07 га

2 Земельные площади под аэродромами 766 га

3 Жилплощадь 83 703 кв. м

4 Хозяйственные постройки 36 269 кв. м

Латвия

1 Земельные участки, занимаемые наземными войсками 2,264 га

2 Земельные участки под аэродромами 458 га

3 Жилплощадь 15 000 кв. м: 7 домов и 65 комнат

4 Нежилые строения 30 660 кв. м

Литва

1 Площадь под основными аэродромами 207 га

2 Площадь под оперативными аэродромами 432 га

3 Площадь под городками Олита, Прены, Н. Вилейка 415 га

4 Площадь под казармами 5 га

5 Подсобные строения 61 634 кв. м

6 Дома начсостава 18 865 кв. м

По итогам совещания у Потёмкина было принято решение о том, что торгпреды в Прибалтийских государствах «производят оценку и готовят все необходимые данные для заключения договоров» и после вызова в Москву «получают окончательные указания об условиях аренды и заключения договоров»27.

22 декабря 1939 г. состоялось очередное заседание по вопросу о заключении договоров на аренду земельных участков, жилых домов и хозяйственных построек в странах Балтии.

14 января 1940 г. было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) - протокол № 11, пункт 173 - «Об отпуске аванса для НКО на содержание частей РККА в Эстонии, Латвии и Литве в 1 квартале 1940 г.»28.

«Обязать НКО представить к 20 января

1940 г. на утверждение СНК Союза ССР смету валютных расходов в 1940 году на содержание частей РККА, находящихся в Эстонии, Латвии и Литве»29.

Этим же протоколом Политбюро, пункт 189 «О капитальном строительстве НКО в Эстонии, Латвии и Литве», было утверждено решение Комитета обороны по этому вопросу:

19 февраля 1940 г. по итогам совещания заместителей наркома иностранных дел «о задачах полпредств и других ведомств в связи с пребыванием советских войск в странах Балтии. В постановлении по итогам совещания указывалось полпредам оказать «содействие торгпредам в заключении договоров на аренду земельных участков и строений и проследить за подписанием их в установленные правительством сроки»30.

В последующем вопрос размещения советских войск поднимался неоднократно и во время встреч представителей сторон.

Несмотря на то, что между сторонами проводилась определенная работа по подготовке соглашения об аренде и строительстве для советских войск в Литве, по состоянию на 6 апреля 1940 г. конкретного решения проблемы не было достигнуто. Хотя ряд пунктов соглашения был согласован, принципиальные разногласия оставались: по арендной плате, по капитальному ремонту (как показала практика, ли-

товская сторона передавала в аренду постройки в состоянии, не позволяющем советским воинским формированиям сразу же после их занятия обустроить их бытовые условия, а требующем немедленно производить их ремонт). Здесь очевидно, что предполагаемая готовность построек для размещения советских войск, что и было положено в п. 6 соглашения от 28 октября 1939 г., реально не соответствовала действительности. Такое положение дел вынуждало советскую сторону выполнять ранее непредвиденные строительные работы. Литовская сторона отказывалась «принять условия арбитражного рассмотрения споров по аренде, предусмотренного нашим проектом арендного договора»31.

Небезынтересно остановиться на мотивациях, легших в основу позиций литовского руководства к вопросу строительства и аренды строений (помещений) для размещения советских войск.

Несмотря на проведенные согласования на уровне Политбюро, СНК СССР, в мае возникли проблемы при расчетах «по элементам выполненного строительства»32. 16 мая 1940 г. Дека-нозов докладывал Молотову о том, что «по отдельным объектам уже закончены земляные работы и надо рассчитаться, но торговое представительство лишено этой возможности, так как у него нет денег»33. Т.е., как отмечал советский полпред в Литве, «создается совершенно очевидный разрыв между потребностями начавшегося строительства и способностями наших внутрисоюзных органов, в частности НКВТ», которые должны обеспечить строительство финансированием и стройматериала-ми34 . В этой ситуации торгпред в Литве был вынужден для решения проблем выезжать непосредственно в НКВТ.

В Литве, также как и в Латвии, окончательное решение проблемы размещения наземных войск и авиации не было достигнуто.

Анализ организации и обеспечения размещения контингента советских войск в пунктах дислокации (базирования) на территории Эстонии, Латвии и Литвы позволяет отметить следующее:

- организация и обеспечение размещения контингента советских войск и сил флота в пунктах дислокации (базирования) на территории Прибалтийских государств имели свои особенности: продолжительность ведения переговоров по решению проблем размещения органов управления, воинских формирований, привлечения подрядных строительных организаций; позиции руководств Прибалтийских государств; специфика дислокации советских войск и базирования сил флота;

- статус советских военных баз на территории Эстонии, в соответствии с принципами международного права, был определен как вне-земельный;

- выполнение мероприятий по расквартированию советских воинских формирований, проведение комплекса строительных работ в отведенных соглашением участках и на островах задерживались вследствие затяжки времени их отчуждения;

- лишь в Эстонии подписанное 8 июня 1940 г. соглашение об общих административных условиях пребывания Вооруженных Сил СССР до-

статочно точно фиксировало отношения сторон. В Латвии и Литве подобное соглашение так и не было подписано. Неподписание данного соглашения до начала лета 1940 г. с Эстонией, а неподписание его с Латвией и Литвой вообще отражало ориентированную позицию Прибалтийских государств на западных союзников. Это было вызвано следствиями войны с Финляндией и планами Запада об оказании последней военной помощи, вплоть до их нападения на СССР;

- подписанные соглашения с Эстонией удовлетворяли обе стороны относительно условий пребывания советского воинского контингента на ее территории. Проводимая советским руководством работа на подписание аналогичных соглашений также учитывала интересы Латвии и Литвы;

- длительные сроки подготовки соглашений и в конечном итоге выполнение работ во многом были связаны с отсутствием проработки этих вопросов в плоскости их практического решения, неготовностью наркоматов СССР к возникшим задачам.

Примечания

1 АВП РФ. Ф. 03а - Литва. Д. 07.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 АВП РФ. Ф. 011. Оп. 4. П. 29. Д. 112. Л. 93-94.

8 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 АВП РФ. Ф. 011. Оп. 4. П. 29. Д. 112. П. 95-98.

10 Там же.

11 АВП РФ. Ф. 011. Оп. 4. П. 29. Д. 112. Л. 110-111.

12 АВП РФ. Ф. 0151. Оп. 31. П. 57. Д. 1. Л. 109-130.

13 СССР и Литва в годы Второй мировой войны: сборник документов. Т. 1.: СССР и Литовская Республика (март 1939 - август 1940 гг.), Вильнюс, 2006. С. 426.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 СССР и Литва в годы Второй мировой войны. Т. 1.: СССР и Литовская Республика (март 1939 - август 1940 гг.). Вильнюс, 2006. С. 427.

18 Там же.

19 Там же.

20 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 26. Л. 81, 103-104.

21 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 2. П. 12. Д. 122. Л. 45-48.

22 Там же.

23 РГВА. Ф. 33988. Оп. 3. Д. 373. Л. 91.

24 Там же. Л. 115.

25 Там же.

26 Там же. Л. 93.

27 Там же.

28 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 26. Л. 169-170.

29 Там же.

30 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 2. П. 8. Д. 68. Л. 1-2.

31 АВП РФ. Ф. 012. Оп. 2. П. 21. Д. 215. Л. 21- 23.

32 АВП РФ. Ф. 012. Оп. 2. П. 21. Д. 215. Л. 99.

33 Там же.

34 На тот период «строительство сдано подрядчикам в трех пунктах размещения наших войск - Г айжуны, Прены и Ново-Вилейка. Последний <...> наиболее крупный пункт по вложениям, - Алитус - еще не сдан» / АВП РФ. Ф. 012. Оп. 2. П. 21. Д. 215. Л. 99.

Kovalev Sergey

PECULIARITIES OF SOVIET MILITARY CONTINGENTS ORGANIZATION AND STATIONING IN LITHUANIA, 1939-1940

This article is devoted to analysing the organization and stationing of the Soviet military contingent in the Baltic States, and, in particular, in Lithuania. The author brings out the main organizational and legal problems the USSR faced while introducing the troops as well as measures undertaken on the intergovernmental and state levels to solve these problems.

Рецензент - Супрун М.Н., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.