Е.В. Комбарова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья посвящена вопросам деятельности органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Анализируются проблемы правовой интеграции и адаптации Крыма в составе России.
Ключевые слова: Конституция РФ, разделение властей, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организация, функционирование.
E.V. Kombarova
PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF PUBLIC AUTHORITIES ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
The article is devoted to the activities of bodies of state power Republic of Crimea and Sevastopol city of federal significance. The author analyses the problems of legal integration and adaptation of the Crimea in structure of Russia.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, principle of the separation of powers, public authorities, organization, functioning.
Развитие России как демократического правового федеративного государства во многом определяется тем, насколько рациональной и эффективной является организация власти в государстве, причем не только федеральной, но и региональной. Только власти, соединенные в единый конституционно-правовой механизм способны эффективно решать все вопросы как на уровне Федерации, так на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, что позволит укрепить единство Российской Федерации. 22 года развития демократического общества показывают, что процесс формирования публичной власти у нас далеко не завершен, большое количество изменений за последние десятилетия вносились и в форму выборов, и в организацию выборной работы, не стали исключением события, произошедшие в марте 2014 г., которые акцентируют внимание на механизме эффективной организации и функционирования органов публичной власти в России.
Выход Крыма из состава Украины и вступление его в состав России является, без сомнения, одним из главных мировых событий последнего времени. После присоединения Крыма и Севастополя в истории постсоветской России наступила новая эпоха, для которой характерны принципиально иные отношения во всех сферах конституционного строя, а также другая политическая система. Исследование процесса конституционализации новых субъектов РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеет в настоящее время принципиально важное значение.
© Комбарова Елена Валерьевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственной юридическая академия); e-mail: [email protected]
В соответствии с договором со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя1. Однако стоит отметить, что данный переходный период оказался по времени недостаточным.
Так, согласно Федеральному конституционному закону от 27 мая 2014 г. № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»2 сроки проведения выборов в Государственный Совет Республики Крым — парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города федерального значения Севастополя были перенесены со второго воскресенья сентября 2015 г., на второе воскресенье сентября 2014 г., т. е. 14 сентября 2014 г. Об этом Президенту России В.В. Путину было сказано в обращении Государственного совета Республики Крым и Законодательного собрания Севастополя. «Учитывая оперативность и масштабность мер, принимаемых Российской Федерацией по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, мы, депутаты Государственного Совета Республики Крым и депутаты Законодательного Собрания а города Севастополя, заявляем о своей готовности уже в настоящее время присту-? пить к рассмотрению и принятию необходимых правовых актов для скорейшей з интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в | систему органов государственной власти Российской Федерации»3, — говорится I в тексте обращения.
| В своем выступлении на собрании членов ассоциации «Совет муниципальных
! образований Республики Крым» глава Республики Крым С. Аксёнов сделал § акцент на необходимости оптимизации и формирования эффективной системы | органов государственной власти — это касается как органов исполнительной, | так и законодательной власти4. Президент и Правительство РФ поставили четкие задачи перед органами государственной власти Республики Крым и города | федерального значения Севастополь, касающиеся штатной численности, вопро-| сов формирования органов управления на территории Республики. В некоторых субъектах существуют недочеты в части того, что районные советы и органы исполнительной власти завысили штатную численность, необходимую для ё осуществления должностных полномочий. Принимаемые такого рода решения § позволят повысить эффективность деятельности органов публичной власти, а | также сформировать эффективное управление в конкретных муниципалитетах | на территории Республики.
Безусловно, государственная власть в субъектах РФ существует не сама по себе, а в системе, которая определяется как соотношение государственной власти в субъектах РФ и федеральной государственной власти, местного самоуправления, общественных институтов, гражданина как носителя конкретных прав и обязанностей. Согласно ст. 77 Конституции РФ система органов государственной 82 власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Всякое государственное властвование осуществляется через органы, между которыми распределяются государственные функции и властные полномочия. Процесс конституирования новых субъектов обусловливает создание правовых основ формирования и функционирования государственных структур, нуждающихся в адаптации к установленной федеральной Конституцией 1993 г. конституционной системе государственной власти5. В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе выстраивается собственная система органов государственной власти.
На территории Республики Крым были приняты следующие законы, регламентирующие конституционно-правовой статус органов государственной власти: от 15 мая 2014 г. «О Государственном Совете Республики Крым — Парламенте Республики Крым»6, от 29 мая 2014 г. «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым»7, от 10 сентября 2014 г. «О статусе депутата Государственного Совета Республики Крым»8, от 29 мая 2014 г. «О государственной гражданской службе Республики Крым» 9, от 29 мая 2014 г. «О государственных должностях Республики Крым»10, от 2 июля 2014 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым»11 и др. Соответствующие нормативные акты, конструирующие систему государственной власти, были приняты и в городе федерального значения Севастополе. Построение судебной власти на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя повлекло принятие таких правовых актов, как Федеральный закон от 23 июня 2014 г. «Об органах судейского сообщества Республики Крым и города | федерального значения Севастополя»12, Указ Президента РФ от 14 апреля 2014 г. и «О некоторых вопросах кадрового обеспечения судов Российской Федерации, а органов и учреждений Судебного Департамента при Верховном Суде Российской о
Федерации, создаваемых на территориях Республики Крым и города Севасто- к
10 й< поля»13 и др. о
с
Необходимо отметить, что вся система органов государственной власти должна а строиться на ряде основополагающих принципов, таких как суверенитет; един- в ство системы публичной власти; принцип разделения властей; самостоятельность; о законность; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани- ю
"О
на; гласность; ответственность; легитимность. Они придают публичному аппарату |
необходимые для его успешного развития целостность и целенаправленность. к
Реализация каждого принципа предполагает как укрепление государственного а
аппарата в целом, так и расширение эффективности деятельности каждого органа |
публичной власти в отдельности, повышение профессионализма и ответственно- ии
сти государственных и муниципальных служащих всех уровней и ветвей власти. №
На основании Решения Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании 1
о
РФ «О законодательном обеспечении мер по интеграции Республики Крым и ) города федерального значения Севастополя в правовую, политическую, эко- | номическую, социальную и финансовую системы Российской Федерации»14 представляется важным обеспечить оказание правового, аналитического, информационного и методического содействия законодательным органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в целях ознакомления депутатов указанных органов с практикой осуществления законодательного процесса в Российской Федерации на феде- 83
ральном и региональном уровнях, в т.ч. разработки проектов законодательных актов, а также с организацией правового, аналитического, информационного и иного экспертного обеспечения деятельности законодательных органов власти. Конструктивное взаимодействие представительных органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными органами государственной власти других субъектов РФ, направленное на успешную интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую, политическую, экономическую, социальную системы, в систему органов государственной власти является одним из приоритетов работы Совета законодателей Российской Федерации.
Однако для того чтобы новые субъекты РФ заработали в соответствии с законодательством нашей страны, необходима их интеграция в правовое поле России. Процесс трансформации властей Крыма в правовое поле России — это длительная и кропотливая работа. Перед Российской Федерацией, а также перед органами государственной власти ее субъектов стоит важная задача — как можно быстрее закончить процессы правовой интеграции и адаптации Крыма в составе России и в первую очередь это поступательная, синхронная по всем сразу направлениям законодательная работа.
Безусловно, для успешной реализации поставленной задачи изучены основы российского законодательства, которые стали воплощаться в жизнь; созданы новые государственные органы, перестроена работа действующих органов; сформировано региональное законодательство; Республика Крым и город федерального значения Севастополь разграничены на муниципальные образования; о определены особенности оценки эффективности деятельности органов исполни-■р тельной власти Республики Крым и города Севастополя в 2015-2018 гг.15 Однако в
о
~ 2015 г. проведение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти этих субъектов Федерации по итогам 2014 г. не предусматривается. Вы-| шеназванные аспекты способствуют интеграции органов исполнительной вла-| сти Республики Крым и города Севастополя в общероссийскую систему оценки >5 эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации.
0
| Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные вопросы реа-
у
| лизации конституционной модели эффективной организации органов государ-
2 ственной власти на территории Республики Крым: нормативное закрепление
1 статусов органов государственной власти на региональном уровне; создание
I
« сбалансированной системы взаимных прав и ответственности в деятельности
| органов государственной власти и местного самоуправления; реализация прин-
| ципов организации и функционирования органов публичной власти в полном
° объеме, что повлечет укрепление государственного аппарата в целом и расширение
0
° эффективности деятельности каждого органа публичной власти в отдельности. § Однако с момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и
1 образования в составе Российской Федерации новых субъектов прошло немного | времени, чтобы говорить о полномасштабном становлении властного института
в конституционно-правовой системе Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Дальнейшая модернизация системы органов публичной власти в данных субъектах Федерации должна строиться на основе государственной стратегии и в первую очередь опираться следует на институты гражданского общества и на высокий уровень информатизации, что будет способствовать 84 строительству демократического федеративного правового государства.
И.А. Зырянов • Открытые обращения как гарантия реализации политического многообразия
1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1570.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201.
3 Выборы в органы власти Крыма и Севастополя хотят провести уже в этом году. Сайт города Севастополя. URL: http://www.3652.ru/news/513961 (дата обращения: 15.09.2015).
4 См.: Аксёнов С. В Крыму необходимо сформировать эффективную систему органов государственной власти. Управление информации и пресс-службы Главы Республики Крым. URL: http://rk.gov.ru/rus/ index.html/news/296605.htm (дата обращения: 15.09.2015).
5 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: размышления конституционалистов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102).
6 См.: Ведомости Государственного Совета Республики Крым, 2014, № 1, ст. 69, № 3, ст. 218, № 6, ст. 598.
7 См.: Крымские известия. № 103-104. 2014. 30 мая.
8 См.: Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014, № 3, ч. 1.
9 См.: Крымские известия. № 105-106. 2014. 31 мая.
10 См.: Крымские известия. № 105-106. 2014. 31 мая.
11 См.: Крымские известия. № 134. 2014. 4 июля.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3361.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 16, ст. 1878.
14 См.: Решение Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ «О законодательном обеспечении мер по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую, политическую, экономическую, социальную и финансовую системы РФ». Санкт-Петербург, 25 апреля 2014 года. Официальный сайт Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ. URL: http://szrf. km.duma.gov.ru/site.xp/052057124051057054.html?month=9& year=2013 (дата обращения: 15.09.2015).
15 См.: Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. № 375 «О внесении изменений в методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2702.
И.А. Зырянов
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЩЕНИЯ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ
Статья посвящена исследованию открытых обращений — подинституту коллективных и личных обращений как гарантии реализации политических волеизъявлений граждан и их объединений.
Ключевые слова: открытые обращения, публичный ответ, подинституты обращений, предложения граждан, реализация политического многообразия, средства массовой информации.
I.A. Zyryanov
OPEN APPEALS AS A POLITICAL PLURALISM IMPLEMENTATION GUARANTEE
The article investigates public appeals — sub-institute collective and personal references as an implementation guarantee of the citizens political will and their associations.
Keywords: open appeals, public response, sub-institutions appeals, citizens' proposals, the implementation of political pluralism, mass media.
Процессуальными гарантиями реализации политических волеизъявлений граждан, их объединений, многонационального народа в системе политического многообразия выступают механизмы учета таких мнений в принятии государственных, муниципальных и общественных решений. Особое место среди них
© Зырянов Игорь Александрович, 2015
Старший преподаватель кафедры административного и финансового права (Поволжский кооперативный институт (филиал) РУК Центросоюза РФ); e-mail: [email protected] 85