Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баирова Наталья Ивановна, Андреева Саглар Николаевна, Сарангов Андрей Юрьевич

В статье рассмотрены отличительные особенности организации и функционирования финансовой системы депрессивного региона. Проведен анализ финансово-экономического состояния Республики Калмыкия. Выделены тревожные тенденции корпоративного кредитования субъектов предпринимательства. Сформулированы принципиальные условия оздоровления финансовой системы экономики Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF THE FINANCIAL SYSTEM OF DEPRESSED REGIONS

The article examines the distinctive features of the organization and functioning of the financial system of a depressed region. The analysis of the financial and economic state of the Republic of Kalmykia has been carried out. Alarming tendencies of corporate lending to business entities are highlighted. The basic conditions for the improvement of the financial system of the economy of the Republic of Kalmykia are formulated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 5 10 947

УДК 336.02

Баирова Наталья Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: bairova@yandex.ru

Андреева Саглар Николаевна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: andreeva-sn@mail.ru

Сарангов Андрей Юрьевич,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: sarangov78@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

В статье рассмотрены отличительные особенности организации и функционирования финансовой системы депрессивного региона. Проведен анализ финансово-экономического состояния Республики Калмыкия. Выделены тревожные тенденции корпоративного кредитования субъектов предпринимательства. Сформулированы принципиальные условия оздоровления финансовой системы экономики Республики Калмыкия.

Ключевые слова: финансовая система; депрессивный регион; финансовое оздоровление; бюджет региона.

UDC 336.02

Bairova Natalia Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration and Law, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: bairova@yandex.ru

Andreeva Saglar Nikolaevna,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration and Law, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: andreeva-sn@mail.ru

Sarangov Andrey Yurievich,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration and Law, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova, Elista, Russia, e-mail: sarangov78@mail.ru

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF THE FINANCIAL SYSTEM OF DEPRESSED REGIONS

The article examines the distinctive features of the organization and functioning of the financial system of a depressed region. The analysis of the financial and economic state of the Republic of Kalmykia has been carried out. Alarming tendencies of corporate lending to business entities are highlighted. The basic conditions for the improvement of the financial system of the economy of the Republic of Kalmykia are formulated.

Keywords: financial system; depressed region; financial recovery; regional budget.

С позиции системного подхода финансовая система представляет собой одну из важнейших подсистем экономической системы государства наряду с производственной подсистемой (сферой производства), социальной подсистемой (социальной сферой) и объединяющих их в единое целое подсистемой государственного управления [2]. Принято выделять следующие уровни финансовой системы: общегосударственные федеральные финансы, региональные финансы или финансы субъекта федерации и местные финансы.

Каждый из указанных элементов разноуровневой иерархической системы имеет собственную организационную структуру, состоящую из институтов и организаций, которые относятся к ведению определенного субъекта государственного управления. В состав федеральных финансов входит федеральный бюджет, органы исполнительной власти, отвечающие за финансовую систему (организация, реализующая функции федеральных финансов), финансово-кредитные организации, находящиеся в государственно собственности, и другие элементы. В составе финансовой системы региона нами рассматриваются консолидированный бюджет региона, исполнительные органы государственного финансового управления региона, территориальные подразделения финансово-кредитных организаций (центральные, филиалы, представительства федеральных и региональных организаций) и др.

Исходя из приведенных составляющих региональных финансов, «финансовую систему региона Российской Федерации в логико-вербальной форме можно представить как взаимодействующую друг с другом и с федеральной финансовой системой совокупность институтов и организаций, обеспечивающих социально-экономическое развитие субъекта федерации посредством формирования денежных отношений и организации движения денежных средств субъектов хозяйственной жизни, расположенных на подведомственной территории» [2].

Необходимо отметить, что финансовая система региона - это открытая, динамическая система, на состояние которой в каждый определенный момент времени влияет огромное количество внешних и внутренних факторов. Финансовая система региона имеет множество внешних связей, реализация которых является принципиальным условием эффективного функционирования этого элемента финансовой системы региона, обусловливая его включенность в федеральную и межрегиональную финансовую сферу.

Сочетание этих факторов обусловливают успешное развитие финансовой системы региона либо ее кризисное состояние. В сложившейся экономической и геополитической ситуации проблема депрессивного и кризисного состояния ряда субъектов Российской Федерации существенно усложняет решение задач, поставленных в сфере государственного регулирования экономики. Депрессивные территории сдерживают, а иногда могут полностью нивелировать действие экономических механизмов, направленных на активизацию развития российской экономики.

В депрессивных регионах по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, а следовательно, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций.

Б. М. Штульберг [7] отмечает, что устойчивость депрессивного состояния связана, прежде всего, с недостаточностью внутренних резервов обеспечения экономического роста. В этом аспекте интерес представляет «порочный круг нищеты», проиллюстрированный еще в 1949-1950 гг. Г Зингером и Р. Пребишем. А. А. Хомяковой [6] проанализирована взаимосвязь таких факторов «порочного круга нищеты» депрессивных регионов, как низкая производительность труда, низкий душевой доход, низкий уровень спроса и сбережений и низкий уровень капитальных вложений, прибыльность предприятий и наполняемость бюджета, а также иннова-

ционная активность реального сектора экономики. В результате получена следующая логическая схема формирования депрессивного состояния региона. Низкая эффективность использования ресурсов предприятий, обусловленная моральным и физическим старением используемых техники и технологий в условиях низкой инновационной активности и дефицита капитальных инвестиций, приводит к снижению доходов населения. Низкий уровень дохода населения региона, очевидно, приводит к снижению объемов потребления, то есть к снижению платежеспособного спроса на внутреннем региональном рынке, а следовательно, и к уменьшению объемов прибыли предприятий реального сектора экономики. Последствием сокращения прибыли неизбежно является снижение наполняемости регионального бюджета собственными налоговыми доходами, что ограничивает возможности регионального правительства в финансировании региональных инвестиционных программ. Снижение уровня сбережений населения также приводит к дефициту инвестиционных ресурсов, формируемых в финансово-кредитной сфере. Таким образом, возможности повышения эффективности ресурсов предприятия и связанная

с ними способность выхода из «порочного круга нищеты» блокируются формирующимся дефицитом инвестиций.

Республика Калмыкия относится к депрессивным регионам с аграрной специализацией экономики. Фактический объем валового регионального продукта Республики Калмыкия по итогам 2019 г. составил 88,9 млрд руб., или 99,6 % в сопоставимой оценке к уровню 2018 г. [5] В 2020 г., по оценке профильного ведомства, объем валового регионального продукта Республики Калмыкия уменьшится еще на 3,4 % от уровня 2019 г. и составит 86,7 млрд руб. В 2021 г. объем прогнозного ВРП к уровню 2020 г. составит 98,2 % [3].

В 2020-2021 гг. на объем и динамику ВРП повлияло снижение объема производства продукции сельского хозяйства (по причине продолжительной сухой и жаркой погоды в 2020 и 2021 гг.), объема добычи полезных ископаемых (прохождение процедуры банкротства нефтедобывающих компаний), инвестиций в основной капитал (завершение в 2020 г. реализации крупных инвестиционных проектов), негативное воздействие пандемии COVID-19 на экономическую активность. Вместе с тем наблюдается положительная динамика в торговле, обеспечении электри-

Рисунок 1 - Структура ВРП Республики Калмыкия

ческой энергией, транспортировке и хранении.

В структуре ВРП республики доминирует сельскохозяйственное производство (22,6 %), которое имеет ярко выраженный экстенсивный характер с преобладанием пастбищного животноводства. В структуре ВРП выделяются также отрасли, относящиеся к разделу «транспортировка и хранение», совокупная доля которой составила 24,1 % ВРП. Однако данная отрасль представлена только одним крупным предприятием АО «КТК-Р», осуществляющим деятельность в том числе на территории Республики Калмыкия. Кроме того, стоит отметить, что доля нерыночных услуг в структуре ВРП составила около 30 %.

По основным показателям социально-экономического развития - валовому региональному продукту на душу населения, уровню денежных доходов и занятости населения, объему инвестиционных вложений в экономику и другим - Республика Калмыкия находится на последних местах среди субъектов Российской Федерации. Так, по объему ВРП на душу населения республика находится на 78-м месте среди регионов России [4]. Несмотря на абсолютное увеличение показателя более чем на 20 % в 2016-2019 гг., ВРП на душу населения составляет почти 50 % от среднероссийского уровня и более чем на 20 % ниже среднего по ЮФО.

Таблица 1 - Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации

в 2016-2019 гг. (руб.)

¡Валовой региональный продукт 2016г. 2017г. 201&г. 2019г.

по субъектам РФ 505 331,1 543 065.9 614 333.2 646 144.1

Южный федеральный округ 332 286,2 354 937.6 384 256.8 400 883.7

Республика Адыгея 223 469.4 241 997.3 264 198.0 288 147.8

Республика Калмыкия 249 989.8 289 676.6 314 225.2 327 149.3

Республика Крым 139 91б:б 201 251=2 228 б92=9 245 411=7

Краснодарский край 407 239:7 433 626=9 444 364Л 453 882=0

Астраханская область 361 704.5 434 701.5 570 206.4 596 388.2

Волгоградская область 324 961.1 336 306.7 369 000.4 384 677.3

Ростовская область 324 802;1 341 1бЗ=4 367 б27=9 389 933=4

г. С ев астополь 211 3бб:0 234 060=8 276 550=7 306 891=7

Рост среднедушевого показателя в абсолютном выражении за 2016-2019 гг. обусловлен в том числе снижением численности населения за этот период на 3,3 %.

По состоянию на 1 января 2021 г. в бюджеты Республики Калмыкия поступило доходов (табл. 2) 28 525,91 млн руб., из которых в республиканский бюджет поступило 20 252,39 млн руб. Основными источниками формирования доходов бюджетов республики являются безвозмездные поступления, удельный вес которых в общей сумме доходов состави -ли 68,75 %, или 19 612,52 млн руб., налоговые доходы - 28,96 %, или 8261,06 млн руб., и поступления от неналоговых доходов - 2,29 %, или 652,33 млн руб. Высокий уровень без-

возмездных поступлений свидетельствует о дисбалансе поступлений налоговых, неналоговых и безвозмездных доходов.

За отчетный период перечислено в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований 28 525,91 млн руб. (табл. 1.2), в том числе: в республиканский бюджет - 20 252,39 млн руб., или 71 %; в бюджет городского округа - 2 739,66 млн руб., или 9,60 %; в бюджеты РМО - 4743,87 млн руб., или 16,63 %; в бюджеты ГМО, СМО - 789,99 млн руб., или 2,77 %. Наибольшую долю поступлений в структуре налоговых доходов составляют доходы, перечисленные в республиканский бюджет ,- 6380,70 млн руб.

МйнмгЫмкйИнг [мс| 1Ж1Ч11К 41 НИИIIШ.ЕМНЛ |>%;|!"|и|МНИ Поступила дойми

Вмп и ши числе:

Налогошгдоюды улеп, в«1 п % НспалиШШ уим. Н1'С к % Ьсищчгчныс 1Н1)НННИ укл. в«1 и %

Ктаджста 1 ррр:юв11кркш1> [мшит 168 317 561,10 124 548 1 ¡¡3,97 1,51 ¡5921 657,80 1,97 317647 719,33 1,62

Е>вджхш Мкн-Еуруде кот район 415973 893,77 842бьад^5 1,02 24 № 6*3.40 3.77 307 104 262,02 1,57

Итджлчи ^-гц-щршцкян рэ^чи (И? Ш,93 0,84 13906 003 ¿4 2.13 339 953 594.74 1.73

БЮЛФСГЫ Л^акмп гч»ч<ч|» 431070«45< 77 кг доле 0.91 49 99й 325.78 7.« ИЗ 312060.10

Екчжсты М алвдсрбп счюнто ранта 453054ЩД1 67*29403.12 0,32 15 6»; 241,3? 2,40 369 4*12492,79 1,88

Евдигт Опш'ри'кмо рийяи 57 5% 374,56 0,70 21 053 625,31 3.3* 195 760 739,93 1 ■ н 1

ЕЮНСШ 11]>|1М11Киеи|т ЗМ 949 №.(¡2 83 335 255.97 1.01 13 244 <42.99 2.34 201 37731Ш 1,04

БЮДЖГТЫ Ор......... 28« ВЭ2419Л4 81 «М [83.58 0.« 14 [ВДИЗЛ 2.П 191 037 822.68 0.97

ЕМГСЮТЫ 1 |у.1"НЧ«1 Ч рЗШШ 7В8 150 «7,20 120 5« >75,« 1,46 26 93* 243,10 4,13 И) 660048,28 Кл* м -1

Е^нп^т Чврноэпкльснего района 403 289 103,41 800082Й1.М 0,47 73200122,69 11,22 250 080698,76 1,28

БНШЖГТЫ К к ш ними И р;|][|Им 314 9-2(1.27 55 149625.89 0.67 27 543 161,61 4.22 231 572 132.77 1 18

Hm.lAi.-iii Яш1 ШИШ-ИМЛ района 522 427.77 143 350676.5) 1.74 46 Ы>9 824,42 7.15 303 501 926.80 1.55

Бкдаеть Янушкол) раЛонэ 477 939916Д4 94 60) «2,94 1,15 41118585,81 6.30 342 219677,49 1,74

Ьодмгт г. ёжиста 2 739 435 893,14 740 233 561.80 8,96 79 0Н8 930,90 12,12 1 920 333 400,44 9,79

РУХПу№шиа|||:|и|Л икм^Ч 20 232 3« Ch34.R0 6 380 697 155.25 77,24 176 1 79 327, 98 27,01 13 695 516 556.57 69,83

ВСЕГО ПО БЮДЖЕТАМ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ 2*525 910611.0 8 261 06! 549,44 100,00 652 328 11 ДО 100,00 19 612 520 944,36 100,00

Таблица 2 - Поступление доходов республиканского и местных бюджетов по состоянию

на 1 января 2021 г., руб.

(или 77,24 %), на долю местных бюджетов приходится 1880,36 млн рублей (22,76 %). Аналогичная ситуация по безвозмездным поступлениям - в республиканский бюджет перечислено 69,83 % поступлений (или 13 695,52 млн руб.), в местные бюджеты - 30,16 % (или 5 917,00 млн руб.).

Рассматривая структуру неналоговых доходов, видно, что наибольший удельных вес в структуре занимают доходы, перечисленные в местные бюджеты, - 476,15 млн руб. (73 %), доля республиканского бюджета -176,18 млн руб. (27 %).

В общей структуре доходов, перечисленных в республиканский бюджет, доля налоговых поступлений составляет 31,5 %, неналоговых - 0,87 %, безвозмездных - 67,63 %. Наибольшая доля перечисленных налоговых доходов в структуре бюджетов муниципальных образований Республики Калмыкия приходится в бюджеты Яшалтинского района (29 %), Приютненского и Сарпинского районов (28 %), неналоговых доходов - в бюджеты Черноземельского района (18 %), Лаганского района (12 %), безвозмездных поступлений -в бюджеты Малодербетовского района (82 %), Целинного и Кетченеровского районов (81 %).

Из налоговых доходов основными источниками поступлений в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований Республики Калмыкия являются:

- налог на прибыль, доходы - 4762,07 млн руб., или 57,6 % от общей суммы налоговых поступлений;

- налог на имущество - 1525,83 млн руб., или 18,5 %;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 1 441,13 млн руб., или 17,4 %.

В группу поступлений доходов от налога на доходы, прибыль относят доходы, получаемые от уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, и налог на доходы физических лиц. Поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований Республики Калмыкия составили 652,33 млн руб., или 2,29 % от общей суммы доходов. Рассматривая источники поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкии, можно сделать вывод, что основными из них являются: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (60,1 %); штрафы, санкции, возмещение ущерба (21,5 %); доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (10,2 %); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (5,1 %).

Общая сумма налоговых и неналоговых доходов за 2020 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась на 8,2 %, или на 673,58 млн руб., в том числе доля налоговых доходов на 10,2 %. Доля неналоговых доходов уменьшилась на 12,2 %.

Рисунок 2 - Структура поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет

Республики Калмыкия на 01.01.2021

Общая сумма поступивших целевых межбюджетных трансфертов за 2020 г., составила 9210,49 млн руб., из них в декабре поступило 2819,14 млн руб. Наибольшая сумма межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета, зачислена на лицевые счета Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - 2246,05 млн руб., Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия -1773,42 млн руб., Министерства здравоохранения Республики Калмыкия - 1222,10 млн

руб., Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия - 912,20 млн руб.

В целом по уровню доходов регионального бюджета в 2020 г. Республика Калмыкия занимала предпоследнее место среди всех субъектов страны. В табл. 3 приведена ранжированная информация по доходам бюджетов всех регионов Российской Федерации. Кроме того, для наглядности указаны данные о населении субъектов и расходах региональных бюджетов на душу населения.

Таблица 3 - Рейтинг бюджетов субъектов Российской Федерации [1]

Суоъект РФ Доходы бюджета на 2020 г.г млрд руб. Расходы бюджета на 2020 г., млрд руб. Население, тыс. чел. Расходы бюджета на душу населения, тыс. руо.

Российская Федерация 20379,3 19503.3 146780.72 132.9

1 Москва 2795,7 3150 12615,25 249,7

2 Санкт-Петербург 674,9 727,7 5353,89 135,2

3 Московская о оласть 617,5 673,3 7599,65 55,6

4 Краснодарский краб 283 292,7 5648,24 51,5

5 Республика Татарстан 270,1 273,2 3598,63 70,1

84 Р е с шолик а Калмыкия 16.2 16.3 272.65 59.8

55 Еврейская АО 11,9 11,8 159,91 73,5

Финансовый сектор в Республике Калмыкия практически отсутствует. Согласно данным Отделения Банка России - Национальный банк по Республике Калмыкия в регионе отсутствуют самостоятельные кредитные организации, финансовый сектор представлен только операционными подразделениями федеральных банков и страховых компаний.

В последние годы наблюдается значительное снижение темпов кредитования корпоративного сегмента с учетом негативных тенденций в экономике республики. Корпоративное кредитование за этот период характеризовалась следующими тревожными тенденциями:

- в связи с введением режима чрезвычайной ситуации (ЧС) из-за засухи и гибели урожая, продолжающейся в течение последних лет, а также сокращением объемов реализации сельскохозяйственной продукции животноводства ввиду неблагоприятной конъюнктуры рынка, произошло ухудшение финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов региона, занятых в АПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- просроченная задолженность юридических лиц росла опережающими темпами, увеличившись за несколько лет более чем в три раза, что привело к ухудшению качества действующих кредитных портфелей банковских организаций и сокращению дальнейшего кредитования субъектов корпоративного сегмента.

Таким образом, основным ограничивающим фактором развития корпоративного портфеля является ухудшение финансового состояния предприятий-заемщиков, большинство из которых было не способно качественно обслуживать долг в силу многократного превышения долговой нагрузки над денежными потоками.

Качественное и своевременное исполнение кредитных обязательств заемщиками позволит в дальнейшем обращаться за заемными средствами в кредитные организации для обеспечения текущей деятельности или реализации инвестиционных проектов. В то же время государственными структурами, выступающими основными инвесторами Банка при предоставлении финансовых ресурсов (Правительство, Банк России, АСВ и др.), предъявляются жесткие требования к оценке потенциальных заемщиков. Обязательной оценке подлежат факторы риска,

связанные с финансовым состоянием заемщика и тенденциями его изменения, структурой собственности, деловой репутации, кредитной истории.

Ввиду отсутствия региональных банков в республике на основе методик федеральных банковских организаций подавляющее число корпоративных клиентов, работающих на территории республики, будут отнесены к сегментам малого и микробизнеса, к которым относятся предприятия и ИП с годовым оборотом от 120 до 400 млн руб. (малый бизнес) и с годовым оборотом до 120 млн руб. (микробизнес).

Таким образом, финансовая система Республики Калмыкия представлена преимущественно только бюджетным сектором, который выполняет основную функцию финансовой системы региона.

Решающим условием выхода из «порочного круга нищеты» для Республики Калмыкия может стать внешний толчок, например в виде притока капитала или формирования условий для такого притока ресурсов. Первоначальный импульс оздоровления экономической системы происходит за счет аккумуляции капитала из внутренних источников, капитала финансовых организаций, реинвестирования прибыли нефинансовых предприятий и сбережений населения.

Финансовое оздоровление депрессивных регионов необходимо направить на обеспечение условий эффективной организации, функционирования и развития региональной финансовой системы. При этом процесс финансового оздоровления должен проводиться одновременно с экономическим оздоровлением региона, базирующимся на создании или развитии точек роста экономической системы.

План мероприятий экономического оздоровления должен предусматривать диверсификацию, реструктуризацию и повышение инновационной составляющей экономики региона, обеспечивающей формирование перспективных экономических субъектов-резидентов региона. В плане финансового оздоровления необходимо предусмотреть такое развитие региональной финансовой системы, при котором она обеспечивает привлечение, аккумуляцию и перераспределение финансовых средств в регионе в достаточном объеме и на приемлемых условиях,

в целях обслуживания новых экономических процессов. Указанные мероприятия должны способствовать формированию в регионе состояния самоподдерживающегося роста экономики, при котором аккумулируемые внутри данной системы финансовые потоки могли обслуживать финансовые потребности системы, направленные на поддержание функционирования и ее расширенного воспроизводства. Однако зачастую ввиду отсутствия в экономике депрессивных регионов импульсов к саморазвитию наличие внешнего толчка является крайне необходимым, который при этом реализуется преимущественно в форме государственной поддержки.

Список литературы

1. Бюджеты субъектов РФ в цифрах. - URL: https://bujet.ru/article/396309.php (дата обращения: 01.09.2021).

2. Миленков, А. В. Сущность, структура и функции финансовой системы региона / А. В. Миленков // Вестник ВГУИТ. - 2015. - № 4 (66).

3. О текущей ситуации в экономике Республики Калмыкия. Ежемесячный доклад Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия. Электронный ресурс. - URL: http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/ sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-/ (дата обращения: 01.09.2021).

4. Регионы России. Социально-экономические по-

казатели : статистический сборник. Москва, 2019. -URL: www.gks.ru (дата обращения: 01.09.2021).

5. Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2019: статистический сборник / Калмыкиястат. -Элиста, 2019.

6. Хомякова, А. А. Особенности функционирования экономической системы депрессивных регионов / А. А. Хомякова // Известия вузов ЭФиУП. - 2015. - № 3 (25).

7. Штульберг, Б. М. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг. - Москва : Гелиос, 2000. - 208 с.

References

1. Byudzhety sub"ektov RF v cifrax. URL: https://bujet. ru/article/396309.php (data obrashheniya: 01.09.2021).

2. Milenkov A.V. Sushhnost', struktura i funkcii finansovoj sistemy' regiona. Vestnik VGUIT. 2015. № 4 (66).

3. O tekushhej situacii v e'konomike Respubliki Kalmykiya. Ezhemesyachnyj doklad Ministerstva e'konomiki i torgovli Respubliki Kalmykiya. E'lektronny'j resurs. URL: http://economy.kalmregion.ru/deyatelnost/ sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

4. Regiony Rossii. Social'no-e'konomicheskie pokazateli : statisticheskij sbornik. Moskva, 2019. URL: www.gks.ru (data obrashheniya: 01.09.2021).

5. Respublika Kalmykiya. Statisticheskij ezhegodnik. 2019: statisticheskij sbornik / Kalmy'kiyastat. E'lista, 2019.

6. Xomyakova A.A. Osobennosti funkcionirovaniya e'konomicheskoj sistemy' depressivny'x regionov. Izvestiya vuzov ETiUP. 2015. № 3 (25).

7. Shtul'berg B.M. Regional'naya politika Rossii. Teoreticheskie osnovy, zadachi i metody' realizacii. Moskva : Gelios, 2000. 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.