ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
УДК 336.648
И.Ю. Мерзлов
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
В работе рассматриваются вопросы, связанные с финансированием проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Выводится прямая взаимозависимость между конкурентоспособностью проекта ГЧП, конкурентоспособностью частного партнера и используемыми им конкретными инструментами привлечения заемного финансирования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство
(ГЧП), проектное финансирование, конкурентоспособность.
В связи с большой капиталоемкостью подавляющего большинства инфраструктурных проектов их реализация с использованием подхода, основанного на государственно-частном партнерстве (ГЧП), требует от частной стороны наличия достаточного объема финансовых ресурсов. Именно поэтому зачастую в проектах ГЧП появляется третья сторона — кредиторы (финансирующая организация). Как правило, в такой роли выступают банки развития (например, Мировой банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Внешэкономбанк и другие), реже — коммерческие банки и другие институциональные инвесторы. В связи с этим в рамках подготовки и непосредственной реализации проекта ГЧП необходимо значительное внимание уделять выбору наиболее подходящих инвестиционных технологий, под которыми мы понимаем совокупность тактических инструментов привлечения внешнего финансирования, позволяющих частной стороне наиболее эффективно реализовать проект ГЧП.
Следует подчеркнуть, что внутренние конкурентные преимущества частного партнера и, соответственно, проекта ГЧП должны базироваться не только на низких издержках производства и сбыта, но и на эффективном управлении финансовой составляющей проекта, обеспечивающей более высокую рентабельность на всех этапах его функционирования [3].
© Мерзлов И.Ю., 2013
6
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
Безусловно, одним из важнейших подходов к формированию стратегических конкурентных преимуществ проекта ГЧП является его успешная реализация частной стороной. При этом основной целью эффективной реализации любого инфраструктурного проекта для частной стороны должно быть формирование одного или нескольких ключевых факторов конкурентного успеха:
1) технологического и производственного (в том числе за счет низких затрат, высокой эффективности и качества работы, выгодного местоположения и т.д.);
2) сбытового (в том числе за счет качественного и быстрого оказания услуги конечным потребителям);
3) маркетингового (в том числе за счет глубокого изучения рынка, потребностей клиентов, их учета при оказании услуг и т.д.);
4) профессионального (в том числе за счет высокой квалификации персонала, способности быстро осваивать новые технологии, проводить самообучение и т.д.);
5) организационного (в том числе за счет способности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, поощрения творческого подхода и т.д.);
6) экономического (в том числе за счет обладания значительными финансовыми ресурсами).
Вместе с тем для успешной реализации и функционирования проекта ГЧП наряду с указанными факторами необходимо сохранение финансовой конкурентоспособности, под которой мы понимаем наличие денежного потока, позволяющего не только поддерживать существующий уровень рентабельности частной стороны в целом, но и обеспечивать своевременную реализацию запланированных мероприятий в рамках проекта.
Следовательно, финансовая конкурентоспособность частного партнера находится в диалектической взаимосвязи с процессом реализации проекта ГЧП. А именно, имея высокую финансовую конкурентоспособность, частная сторона получает больше шансов успешно реализовать инфраструктурный проект, что также должно находить отражение в условиях конкурсной документации, разрабатываемой государством по выбору частной стороны (в частности, речь идет о наличии качественных критериев отбора, связанных с финансовым потенциалом частной стороны). В то же время частная сторона, находящаяся в стадии реализации крупного и капиталоемкого проекта ГЧП, рискует столкнуться с проблемой снижения собственной финансовой конкурентоспособности (например, ресурсов одновременно не будет хватать на обеспечение ее текущего функционирования и на плановое финансирование проекта), теоретически это может привести не только к провалу проекта ГЧП, но и к банкротству самой частной стороны. При этом в процессе управления финансовой конкурентоспособностью частная сторона рано или поздно неизбежно сталкивается с необходимостью привлечения внешнего финансирования, что и опреде-
7
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
ляет актуальность данной работы, основная цель которой — анализ эффективных инвестиционных технологий и подходов по их использованию для повышения уровня финансовой конкурентоспособности частной стороны и, соответственно, развития ключевых факторов конкурентного успеха реализуемого проекта ГЧП.
При вхождении в проект ГЧП частная сторона должна иметь четкое понимание своей финансовой тактики как совокупности методов решения финансовых задач с учетом важнейших элементов финансовой стратегии. Под финансовой стратегией мы понимаем долгосрочный курс финансового развития как частной стороны, так и реализуемого ею проекта ГЧП, в основе которого лежит длительный горизонт планирования, как правило, содержащий капиталоемкие задачи.
Необходимо отметить, что на практике при обсуждении тактических вопросов финансирования любых инвестиционных проектов большинство топ-менеджеров отечественных организаций придерживается одной из двух позиций:
1. Если есть собственные ресурсы, то лучше к заемному финансированию не прибегать. А если собственных ресурсов не хватает для реализации инвестиционного проекта, то лучше и не начинать: «берешь чужие деньги, отдаешь свои».
Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но при этом мы понимаем, что в таком случае частный партнер сам себя ограничивает в перспективах дальнейшего развития и наращивании своего конкурентного потенциала. Теория финансового менеджмента говорит о том, что финансовое плечо в определенных пределах может и должно использоваться организацией, тем более если это касается частной стороны, планирующей участвовать в проекте ГЧП.
2. Ряд менеджеров, которые не разделяют вышеуказанную позицию, могут придерживаться следующего условия: срок привлекаемого заемного финансирования (например, в форме кредита) должен быть не меньше срока окупаемости проекта ГЧП.
Безусловно, они правы в том, что лучше оформить банковский кредит, например, на десять лет, имея расчетный срок окупаемости около семи лет. В этом случае, чтобы получить финансирование, достаточно владеть подходами к оценке инвестиционных проектов и удачно презентовать свой бизнес-план в банке.
В то же время, принимая во внимание дефицит «длинных» финансовых ресурсов в отечественной банковской системе, а также ставя задачу минимизировать стоимость обслуживания заемного капитала для частной стороны в проекте ГЧП, необходимо использовать инструментарий, имеющийся в настоящее время в банковской системе, который при грамотном подходе позволит обеспечить необходимое финансирование проекта ГЧП и минимизировать стоимость этого финансирования, что в результа-
8
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
те повлияет на рост как финансовой конкурентоспособности частной стороны, так и на дальнейшее развитие ключевых факторов конкурентного успеха проекта ГЧП.
Под финансированием проекта мы понимаем его обеспечение инвестиционными ресурсами, в том числе денежными средствами, прочими инвестициями (основными и оборотными средствами, имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, правами землепользования и проч.) [2].
При этом основными стадиями организации финансирования проекта ГЧП должны быть следующие:
1) анализ его жизнеспособности (определение целесообразности проекта с учетом прогнозной стоимости привлекаемого финансирования);
2) разработка плана привлечения финансирования (достижение предварительных договоренностей с потенциальными кредиторами об объемах и условиях финансирования, обсуждение с государством вопросов распределения финансовых рисков между сторонами, возможностей компенсации части процентной ставки и т.д.);
3) финансовое закрытие — фактическое привлечение финансирования с учетом выбранных инвестиционных технологий, принятие частной стороной определенных требований (ковенант), а также выполнение всех дополнительных и отлагательных условий, установленных кредитором.
В наиболее общем виде принятие решения о финансировании проекта ГЧП должно включать в себя два элемента:
• определение источников финансирования;
• выбор конкретных инвестиционных технологий.
Сам процесс финансирования проектов ГЧП, как уже отмечалось, может осуществляться одним из следующих способов:
• самофинансирование, предполагающее использование в качестве источника финансирования собственные средства частной стороны, также здесь может идти речь о частичном финансировании на безвозвратной основе из государственных бюджетов того или иного уровня;
• привлечение частной стороной заемных средств;
• привлечение государством заемных средств;
• сочетание первых трех способов финансирования.
Как уже отмечалось, во многом успешность реализации проекта ГЧП определяется возможностями частной стороны использовать финансовые ресурсы с учетом специфики доступных инвестиционных технологий и соответствующего построения денежных потоков в рамках проекта.
В указанном контексте финансовые ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) имеющиеся в наличии у частной стороны, в том числе денежные средства на счетах, средства в расчетах, заемные средства (уже получен-
9
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
ные), а также основные средства и оборотные активы (с учетом их ликвидности);
2) потенциальные финансовые ресурсы, то есть те ресурсы (как правило, в денежной форме), которые могут быть привлечены частной стороной. В большинстве случаев такие ресурсы привлекаются на основе платности, срочности, возвратности. Но для понимания и оценки целесообразности их использования в проекте ГЧП в первую очередь важно определить, сколько финансовых ресурсов частная сторона может максимально привлечь.
Источниками привлечения потенциальных финансовых ресурсов могут служить фондовый и денежный рынки. При этом для каждого из указанных рынков существуют свои инвестиционные технологии:
— для фондового рынка — выпуск акций и облигационные займы;
— для денежного рынка — кредитование, лизинг, импортное финансирование (непокрытые аккредитивы, кредитование под гарантии экспортных страховых агентств, форфейтинг), факторинг.
Каждая из указанных технологий уже много раз упоминалась и описывалась в отечественной литературе. Вместе с тем необходимо отметить, что управление финансовой составляющей проекта ГЧП должно заключаться в поиске оптимальных комбинаций и совершенствовании имеющихся инвестиционных технологий при условии глубокого понимания преимуществ и недостатков каждой из них с учетом сложившейся на рынке конъюнктуры.
Общепризнанной является классификация источников финансирования на внутренние и внешние. Мы рассматриваем возможные варианты использования в проектах ГЧП внешних источников финансирования, привлекаемых частной стороной, так как, как уже отмечалось, это самый распространенный в мировой практике подход к структурированию проектов ГЧП. Среди всех внешних источников финансирования проектов ГЧП целесообразно выделить три основные группы:
1) технологии частного (индивидуального) заемного (долгового) финансирования проектов ГЧП. В рамках данной группы рассматриваются кредит (в том числе проектное финансирование), лизинг, инструменты экспортно-импортного финансирования и структурные продукты, используемые частной стороной;
2) инструменты публичного заемного (долгового) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматривается выпуск облигаций и кредитных нот. При этом выпуск облигационного займа может осуществляться от лица государства или частной стороны;
3) инструменты публичного акционерного (долевого) финансирования проектов ГЧП. В рамках данной группы рассматривается частное, первичное и вторичное размещение акций на фондовом рынке от имени специ-
10
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
ально создаваемой проектной компании — specialpurposevehicle (SPV), отвечающей за реализацию проекта ГЧП.
Обобщенно возможные инвестиционные технологии реализации проектов ГЧП в зависимости от стороны, привлекающей финансирование для проекта, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Инвестиционные технологии реализации проектов ГЧП в зависимости от стороны, привлекающей финансирование для проекта
Сторона, привлекающая финансирование Технологии долгового финансирования Технологии долевого финансирования
частное (индивидуальное) финансирование публичное финансирование
Государство Не используется в проектах ГЧП Облигационный заем Неприменимо
Частная сторона Кредит, лизинг, экспортно-импортное финансирование Облигационный заем, Кредитные ноты Не используется в проектах ГЧП
SPV Кредит, лизинг, экспортно-импортное финансирование Облигационный заем, Кредитные ноты Частное, первичное и вторичные размещения акций SPV
Таким образом, при организации финансирования проектов ГЧП одним из способов повышения общей и финансовой эффективности проекта является выбор наиболее приемлемых (с учетом текущей ситуации, в которой реализуется проект) инвестиционных технологий.
Принимая во внимание международный опыт организации финансирования проектов ГЧП, необходимо отметить, что наиболее приемлемым (как с точки зрения риска, так и с точки зрения эффективности) является комбинирование использования собственных средств частного партнера и заемных, в основе которых всегда лежит подход, основанный на проектном финансировании [4].
Под проектным финансированием реализации проектов ГЧП мы понимаем такую форму привлечения от имени специальной проектной компании (SPV) внешнего финансирования для проекта ГЧП, при которой источником возврата привлеченных средств являются исключительно денежные средства, образующие доходную часть проекта на этапе его эксплуатации.
Традиционно выделяют три формы проектного финансирования.
1. Финансирование с полным регрессом на частную сторону. Суть этой формы заключается в том, что частная сторона несет наряду с SPV
11
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
солидарную ответственность по проекту, соответственно стоимость такого финансирования относительно невысока и позволяет получить кредит в относительно короткие сроки. Как правило, юридической конструкцией такой солидарной ответственности выступает поручительство частной стороны за SPV по привлекаемому финансированию.
2. Финансирование без права регресса на частную сторону — это финансирование, при котором ответственность по возврату кредита несет исключительно SPV. Соответственно, стоимость финансирования в данном случае высока в связи с присутствием у кредитующей организации высокой степени риска невозврата ссуды. Таким способом, как правило, финансируются проекты, имеющие высокий уровень рентабельности и связанные с выпуском высококонкурентной продукции (например, добыча углеводородов). Кредитор принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Нужно отметить, что данная форма проектного финансирования считается классической.
3. Финансирование с ограниченным правом регресса предусматривает такое распределение всех рисков между его участниками (SPV, частная сторона и государство), при которых каждый участник берет на себя те риски, которыми в состоянии управлять. Другими словами, все стороны принимают на себя определенные коммерческие обязательства. При этом стоимость финансирования умеренная.
Для проектов ГЧП, как правило, характерно применение третьей формы проектного финансирования, когда между сторонами проекта ГЧП заключается прямое соглашение, дающее кредитору право на вмешательство (то есть право по замещению частной стороны в проекте ГЧП в случае, если эта сторона не исполняет свои обязательства) и другие права.
При структурировании проектов ГЧП с использованием подхода, основанного на проектном финансировании, частная сторона (в ряде случаев — совместно с государством) учреждает проектную компанию (SPV), которая создается специально для реализации проекта. В таком случае нужно понимать, что вновь созданное юридическое лицо не будет иметь ни финансовой истории, ни достаточного имущества для предоставления залогов [5].
Необходимо отметить, что для подавляющего большинства проектов ГЧП одной из главных отличительных особенностей является именно использование SPV. Кредит получает не действующее юридическое лицо (представитель частной стороны), имеющее сложившийся бизнес (и, соответственно, прогнозируемый денежный поток) и, скорее всего, положительную кредитную историю, а вновь создаваемое юридическое лицо с «нулевым» балансом — проектная компания.
Частная сторона (возможно, совместно с государством) вкладывает собственные средства в капитал SPV. При этом, как правило, проекты ГЧП подразумевают, что частная сторона не ограничивается лишь вложе-
12
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
нием денежных вкладов и получением прибыли, но привносит в проект и различные ноу-хау и другие нематериальные активы.
В качестве частной стороны могут выступать несколько независимых инвесторов. В этом случае они образуют пул и будут называться спонсорами проекта.
«Золотое правило» проектного финансирования: 30% — это собственные средства спонсоров проекта, 70% — заемные средства, полученные от кредиторов. Считается, что такое соотношение минимизирует риски кредиторов, поскольку спонсоры проекта уже вложили достаточно собственных средств и, следовательно, более чем заинтересованы в успешном запуске всего проекта. При этом кредиторы ставят условие, что собственные средства должны быть вложены на начальных стадиях реализации проекта ГЧП (проектирование и строительство), после чего кредиторы предоставляют свое финансирование. Тем не менее нужно понимать, что такая доля заемного финансирования значительно больше, чем в классических инвестиционных кредитах, что связано с повышенными рисками кредиторов [1].
При этом спонсоры проекта, проводя переговоры с потенциальными кредиторами на предмет организации финансирования проекта ГЧП, должны понимать, что последние со своей стороны при принятии решений будут учитывать принципиальные особенности такого вида финансирования:
• сроки таких проектов обычно достаточно велики. Почти всегда речь идет о сроках свыше десяти лет, а в ряде случаев требуется кредитование на срок больше двадцати лет;
• как и в большинстве любых инвестиционных проектов, в проектах ГЧП инвестиционная фаза является наиболее рискованным этапом, неудача на котором может привести к досрочному свертыванию всего проекта;
• существенные временные и материальные ресурсы уходят на исследование рынка. Еще большую сложность добавляет влияние политического фактора, в связи с чем достаточно непросто спрогнозировать объемы спроса и возможную ценовую политику (например, в отношении платных автодорог в странах, где исторически население привыкло пользоваться бесплатными дорогами).
Эти особенности изначально предъявляют повышенные требования ко всем участникам проекта ГЧП в отношении глубины разработки бизнес-плана и подходов, используемых при его подготовке.
Кредиторы в качестве инструмента управления проектными рисками используют совокупность многосторонних договоров, определяющих системообразующие вопросы, связанные с реализацией проекта и устанавливающие четкое распределение рисков между сторонами в проекте ГЧП. Количество таких договоров различно, но обязательно включает в себя следующие:
13
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
• проектное соглашение — документ, устанавливающий условия расчетов и поставок продукции (оказания услуг) по проекту. Особую важность такое соглашение приобретает в отношении экономических проектов, в которых плата за пользование инфраструктурным объектом взимается с конечных пользователей;
• контракт на разработку проектной документации, содержащий договорные отношения с проектными, инжиниринговыми и строительными организациями, а также поставщиками основных средств;
• договоры, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием (заключаются в случае привлечения к работам подрядных организаций);
• договоры, связанные с закупками сырья, материалов и энергоносителей;
• разрешительная документация, включая лицензии, подтверждающие право на проведение тех или иных работ по проекту;
• соглашения, предусматривающие государственную поддержку в той или иной форме (государственные гарантии, субсидирование части процентной ставки по привлекаемому кредиту, льготные налоговые режимы и т.д.);
• страховые договоры, обеспечивающие защиту имущественных интересов и ответственности SPV;
• прямые соглашения, устанавливающие отношения всех участников проекта ГЧП с создаваемыми активами с целью упорядочивания возможных имущественных споров в случае неудачного завершения проекта.
Необходимо отметить, что вероятность привлечения заемного финансирования в проект увеличивается прямо пропорционально уровню подготовки указанной выше договорной базы и четкости распределения рисков между сторонами.
Одновременно с процессом формирования пакета договоров кредитор осуществляет всесторонний анализ проекта с целью оценки вероятности его успешной реализации и потенциальных рисков. Данный анализ включает в себя следующие взаимосвязанные элементы.
1. Технологический анализ, который заключается в оценке аспектов проекта, связанных с предлагаемой технологией, пониманием возможного состава используемых основных средств и проч. Необходимо отметить, что, например, банки, работающие на рынке проектного финансирования, имеют специализированные отраслевые отделы, способные давать качественную экспертизу в отношении технологических рисков проекта, так как в подавляющем большинстве случаев неудачная реализация проекта неразрывно связана с ошибками проектирования технологического процесса.
2. Анализ рисков, заключающийся в их выявлении, проработке механизмов минимизации и оптимального распределения между сторонами.
14
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
3. Правовой анализ. Долгосрочность проектов ГЧП предъявляет повышенные требования к качеству используемых в договорах юридических конструкций, способствующих учету интересов каждой из сторон в течение всего срока действия соглашения о ГЧП.
4. Анализ финансовой конкурентоспособности проекта ГЧП, заключающийся в построении прогнозного бюджета движения денежных средств, расчете показателей эффективности (NPV, IRR, IP и др.), а также оценки уровня финансовой прочности на всех этапах реализации проекта и чувствительности проекта к отклонениям его основных параметров.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что уникальность каждого отдельно взятого проекта обусловливает использование различных методик его анализа, в первую очередь технологического, правового и анализа рисков. Вместе с тем анализ финансовой конкурентоспособности независимо от специфики конкретного проекта всегда опирается на одни и те же методики, в основе которых лежат следующие элементы:
• классические показатели, характеризующие экономическую эффективность инвестиций, основанные на методах, учитывающих фактор времени (дисконтные методы): чистая текущая стоимость денежных потоков (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR), индекс доходности (IP) и срок окупаемости. При этом все перечисленные показатели должны рассчитываться с позиций и частной стороны, и государства, и кредитора. Следовательно, прогноз движения денежных средств по проекту должен составляться также отдельно для каждого из участников;
• точка безубыточности проекта, включая анализ чувствительности проекта к изменению его основных характеристик (в частности, изменение спроса, уровень инфляции). Также выявляются источники возмещения потенциально возможных убытков (в случае наступления пессимистического сценария) и мероприятия по их минимизации (например, хеджирование валютных рисков);
• общая долговая нагрузка. Финансирующая организация при определении максимально возможной суммы кредита принимает во внимание не только долю своего участия в проекте, но и оценивает достаточность будущих денежных поступлений по проекту, позволяющую своевременно и в полном объеме погашать как основной долг, так и проценты за пользование кредитом. Кроме того, банки практикуют фиксацию в кредитной документации по отношению к заемщику (то есть к SPV), а в ряде случаев — и к поручителю (частной стороне) дополнительных обязательств ограничивающего характера (ковенант), к которым можно отнести следующие: общие ковенанты (например, обязательство по своевременной уплате нало-
15
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
гов и других требований, обязательство предоставлять финансовую информацию, ограничения по изменению структуры управления, случаи неисполнения обязательств по другим договорам, изменения негативного характера, соблюдение экологических требований), ограничения деловой активности (например, запрет залога имущества, запрет на корпоративную реорганизацию, ограничение операций с аффилированными лицами, ограничения по изменению бизнеса, ограничения по изменению структуры управления), финансовые ковенанты, например, ограничение суммы долга (абсолютное или относительное), ограничение по объему активов (относительное или абсолютное), ограничение по рентабельности.
В условиях высокой неопределенности реализации проекта ГЧП кредитор неизбежно вынужден выходить за рамки простого изучения бизнеспланов и начинать поиск дополнительного подтверждения надежности и признаков повышенного риска. Зачастую этот поиск ведется на основе опыта конкретного банка (и, соответственно, конкретных личностей, задействованных в принятии решений).
Вместе с тем необходимо выделить ряд характерных признаков проекта ГЧП, позволяющих частной стороне с большей долей вероятности претендовать на получение необходимого внешнего финансирования:
• в рамках проекта завершена стадия предварительного проектирования, в том числе имеется точный сметный расчет всех капитальных затрат;
• частная сторона имеет опыт успешно реализованных аналогичных проектов или хотя бы в отрасли уже имеются успешно реализованные аналогичные проекты;
• договорная база, связанная с реализацией проекта, подтверждает долгосрочность отношений с основными поставщиками и покупателями, что значительно повышает достоверность прогноза движения денежных средств по проекту;
• расчеты показателей экономической эффективности проекта подтверждают высокую доходность проекта, существенно превышающую стоимость привлекаемого заемного капитала;
• срок окупаемости проекта наступает значительно раньше, чем сроки погашения кредита.
Кроме того, необходимо понимать, что на принятие будущим кредитором положительного решения существенное влияние оказывают и качественные характеристики самой частной стороны (а не только проекта), участвующей в проекте. Перечислим основные из них:
• наличие существенного опыта работы в той отрасли, где планируется реализация проекта, что позволяет частному партнеру привнести в проект более качественную экспертизу технических и эксплуатационных вопросов;
16
Особенности организации финансирования проектов государственно-частного партнерства
• наличие части собственных средств, инвестированных в проект на начальной стадии его реализации (как отмечалось ранее — около 30% всех необходимых вложений в проект);
• наличие прогнозной доходности проекта для частной стороны не ниже, чем доходность аналогичных проектов в данной отрасли, что является косвенным подтверждением для кредитора того, что частная сторона действительно заинтересована в реализации проекта и не выйдет из него досрочно;
• достаточно высокая финансовая конкурентоспособность самой частной стороны, косвенно свидетельствующая о том, что, если по каким-либо причинам в проект необходимо будет инвестировать дополнительные средства, то это самостоятельно сможет осуществить частная сторона.
Указанные характеристики не являются обязательной частью требований кредиторов, но их наличие или отсутствие тщательно изучается на этапе проверки частной стороны и в конечном итоге существенно влияет на принятие положительного решения о начале финансирования.
Таким образом, необходимым условием успешной реализации проекта ГЧП является его финансовая конкурентоспособность, которая определяется возможностями частной стороны эффективно использовать различные инвестиционные технологии, предлагаемые банковским сектором, и выстраивать с кредиторами конструктивные отношения.
Литература
1. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. M.: Мировой банк, 2010.
2. Мерзлое И.Ю. Особенности взаимодействия промышленных предприятий с кредитными организациями на современном этапе развития экономики // Экономические проблемы современной России и пути их решения. Научные чтения. Екатеринбург, 2005.
3. Мерзлое И.Ю. Управление финансовым потенциалом предприятия // Экономика и эффективность организации производства. Сб. науч. трудов. Вып. 9. Брянск, 2008.
4. UNCITRAL Model Legislative Provisions on Privately Financed Infrastructure Projects. Geneve, United Nations, 2001.
5. UNIDO Guidelines for Infrastructure Development through Build-Operate-Transfer. Geneve, United Nations, 1996.
References
1. Delmon J. Public-Private Partnership in Infrastructure: Practice Guidelines for Public Entities. Moscow: Mirovoy Bank Publising, 2010. In Russian.
17
Особенности организации финансирования проектов государственно- частного партнерства
2. Merzlov I.Yu. “Peculiarities of Interaction Between Industrial Enterprises and Credit Organizations on the Contemporary Stage of Economy Development”. Ekonomicheskie problemy sovremennoy Rossii i puti ikh resheniya. Nauchnye chteniya. [Economic Problems of Modern Russia and a Way of their Decision. Scientific Readings]. Ekaterinburg, 2005. In Russian.
3. Merzlov I.Yu. “The Management of the Enterprise’s Financial Potential”. Ekonomika i effektivnost’ organizatsii proizvodstva [Economics and Efficiency of Production Organization]. Collection of Scientific works. Vol. 9. Bryansk, 2008. In Russian.
4. UNCITRAL Model Legislative Provisions on Privately Financed Infrastructure Projects. Geneve, United Nations, 2001. In English.
5. UNIDO Guidelines for Infrastructure Development through Build-Operate-Transfer. Geneve, United Nations, 1996. In English.