Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ФИКТИВНОЙ ПОСТАНОВКОЙ НА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ФИКТИВНОЙ ПОСТАНОВКОЙ НА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мустакимов Руслан Маратович

В настоящей статье рассматриваются особенности организации доследственной проверки по преступлениям, связанным с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан. В целях выявления преступлений, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан, проводятся профилактические мероприятия на межведомственной основе, привлекаются сотрудники прокуратуры, подразделений по вопросам миграции МВД России, иных подразделений полиции, представители органов местного самоуправления и общественных структур. Собранные материалы по результатам таких мероприятий регистрируются в органах внутренних дел для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Автором отмечается, что важно разграничивать постановку иностранного гражданина на миграционный учет и его регистрацию по месту жительства. На сегодняшний день еще не выработана единая методика расследования данной категории преступлений. И в первую очередь это связано с тем, что состав преступления новый, правоприменительная и судебная практика еще окончательно не сложилась. Правильное применение методики выявления и расследования преступлений в сфере миграционной деятельности выступает гарантом быстрого и полного расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FEATURES OF PRE-INVESTIGATION CHECKS ON CRIMES RELATED TO FICTITIOUS REGISTRATION OF FOREIGN CITIZENS

This article discusses the specifics of the organization of pre-investigation checks on crimes related to fictitious registration of foreign citizens. In order to identify crimes related to fictitious registration of foreign citizens, preventive measures are carried out on an interdepartmental basis, employees of the Prosecutor’s Office, migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, other police units, representatives of local governments and public structures are involved. The collected materials based on the results of such events are registered with the internal affairs bodies to conduct an audit and resolve the issue of initiating a criminal case. The author notes that it is important to distinguish between the registration of a foreign citizen for migration registration and his registration at the place of residence. To date, a unified methodology for investigating this category of crimes has not been developed yet. And first of all, this is due to the fact that the composition of the crime is new, law enforcement and judicial practice has not yet fully developed. The correct application of the methodology for detecting and investigating crimes in the field of migration activity is a guarantee of a quick and complete investigation of a criminal case and its consideration in court.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ФИКТИВНОЙ ПОСТАНОВКОЙ НА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

Особенности организации доследственной проверки по преступлениям, связанным с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан

РУСЛАН МАРАТОВИЧ МУСТАКИМОВ,

адъюнкт

Уфимский юридический институт МВД России Российская Федерация, 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2 E-mail: mustkimovruslan@rambler.ru

Organization features of pre-investigation checks on crimes related to fictitious registration of foreign citizens

RUSLAN MARATOVICH MUSTAKIMOV,

Adjunct

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa,

Muksinova Str., 2 E-mail: mustkimovruslan@rambler.ru

УДК 343.13

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности организации доследственной проверки по преступлениям, связанным с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан. В целях выявления преступлений, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан, проводятся профилактические мероприятия на межведомственной основе, привлекаются сотрудники прокуратуры, подразделений по вопросам миграции МВД России, иных подразделений полиции, представители органов местного самоуправления и общественных структур. Собранные материалы по результатам таких мероприятий регистрируются в органах внутренних дел для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Автором отмечается, что важно разграничивать постановку иностранного гражданина на миграционный учет и его регистрацию по месту жительства. На сегодняшний день еще не выработана единая методика расследования данной категории преступлений. И в первую очередь это связано с тем, что состав преступления новый, правоприменительная и судебная практика еще окончательно не сложилась. Правильное применение методики выявления и расследования преступлений в сфере миграционной деятельности выступает гарантом быстрого и полного расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.

Annotation. This article discusses the specifics of the organization of pre-investigation checks on crimes related to fictitious registration of foreign citizens. In order to identify crimes related to fictitious registration of foreign citizens, preventive measures are carried out on an interdepartmental basis, employees of the Prosecutor's Office, migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, other police units, representatives of local governments and public structures are involved. The collected materials based on the results of such events are registered with the internal affairs bodies to conduct an audit and resolve the issue of initiating a criminal case. The author notes that it is important to distinguish between the registration of a foreign citizen for migration registration and his registration at the place of residence. To date, a unified methodology for investigating this category of crimes has not been developed yet. And first of all, this is due to the fact that the composition of the crime is new, law enforcement and judicial practice has not yet fully developed. The correct application of the methodology for detecting and investigating crimes in the field of migration activity is a guarantee of a quick and complete investigation of a criminal case and its consideration in court.

Ключевые слова и словосочетания: преступление; Key words and phrases: crime; detection; investiga-выявление; расследование; миграционный учет; ино- tion; migration registration; foreign citizen; scene of the странный гражданин; место происшествия. incident.

Незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из проблем множества государств. В Российской Федерации для защиты интересов своих граждан и предотвращения случаев нахождения на территории страны лиц, не имеющих для этого законных оснований, принимается ряд мер. Одной из таких мер является установление ответственности за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина и лица без гражданства (ст. 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее — УК РФ)).

Граждане иностранных государств после соблюдения установленных процедур вправе длительное время находиться на территории Российской Федерации, если:

— они имеют постоянное гражданство Российской Федерации;

— получили вид на жительство и оформили временную регистрацию;

— получили разрешение на временное пребывание и оформили временную регистрацию;

— поставлены на миграционный учет [2, с. 579].

Важно обратить внимание на то, что понятия «постановка на учет» и «регистрация» следует разграничивать. Граждане, находящиеся на территории России, должны быть зарегистрированы в жилом помещении, т. е. иметь регистрацию. Постановка на миграционный учет предполагает, что лица, прибывшие на территорию страны, обязаны уведомить об этом соответствующие органы.

Органы государственной власти должны обладать данными о регистрации иностранного гражданина на территории Российской Федерации для того, чтобы при необходимости получить сведения о месте его пребывания. В связи с этим законодательством предусмотрена ответственность в отношении лиц, которые фиктивно поставили иностранного гражданина на учет в своем жилом помещении.

Понимая, что иностранные граждане не будут проживать по месту регистрации, лица, осуществляющие постановку на учет, тем самым препятствуют уполномоченным органам в осуществлении контроля за передвижением иностранных граждан на территории Российской Федерации и соблюдении ими миграционного учета.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Фиктивная постановка на учет подразумевает, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту проживания (пребывания), однако там не находится и не проживает. Преступное деяние состоит в предоставлении недостоверных (поддельных) документов и сведений либо формальной регистрации иностранного гражданина в месте, где он заблаговременно не планирует проживать, либо собственник жилого помещения не имеет намерений предоставить свое жилье для проживания гражданину иностранного государства, указанного им при подаче документов в территориальный отдел по вопросам миграции (далее — ОВМ) МВД России.

Для профилактики незаконного нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации органами, осуществляющими государственную политику в сфере миграции, и органами внутренних дел совместно проводятся необходимые мероприятия, направленные на выявление случаев фиктивной постановки на учет иностранных граждан.

Проверить регистрацию иностранного гражданина на территории Российской Федерации можно следующими способами:

1) уполномоченное лицо территориального ОВМ МВД России проверяет регистрацию иностранного гражданина по базе данных учета регистрации иностранных лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

2) опрос иностранного гражданина, а также лиц, которые имеют какое-либо отношение к месту его регистрации (собственник помещения, лица, зарегистрированные по тому же адресу);

3) запрос данных и необходимых документов, устанавливающих факт сделки с недвижимостью, где зарегистрирован иностранный гражданин (например, договор аренды жилого помещения) [6, с. 104].

При поступлении в правоохранительные органы информации о возможной фиктивной постановке на учет иностранного гражданина проводится проверка, в ходе которой:

— проверяются базы данных регистрационного учета;

— опрашиваются лица, в отношении которых имеются подозрения, что они незаконно поставлены на регистрационный учет;

— в органах миграционного учета истребу-ются документы, подтверждающие постановку иностранного лица на регистрационный учет;

— осуществляется осмотр места, которое указано в качестве места проживания иностранного гражданина;

— устанавливается, кому принадлежит жилое помещение;

— устанавливаются возможные свидетели произошедшего деяния и осуществляется их опрос;

— сотрудники полиции, участвующие в сборе первоначального материала, приобщают к материалам проверки рапорт о проделанной работе, полученной информации и выявленных правонарушениях.

На основании полученных данных и в результате изучения материала проверки дознавателем принимается решение о наличии признаков состава преступления, возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела [3, с. 124].

Специфика рассматриваемого состава преступления связана с тем, что при постановке иностранного гражданина на учет взаимодействуют несколько сторон: органы, осуществляющие миграционный учет, гражданин Российской Федерации, выступающий принимающей стороной и предоставляющий возможность регистрации в жилом помещении иностранному лицу, непосредственно сам иностранный гражданин.

Постановка на учет происходит следующим образом: иностранное лицо передает гражданину Российской Федерации миграционную карту и документ, удостоверяющий личность, а тот, в свою очередь, информирует органы миграционного учета о месте регистрации и проживания иностранного гражданина. Органы миграционного учета не имеют оснований для отказа в регистрации, поскольку постановка на учет носит уведомительный характер. Следовательно, в сложившихся обстоятельствах сложно установить фиктивность намерений иностранного гражданина проживать в том месте, где он был поставлен на учет, а также фиктивность намерений принимающей стороны предоставить помещение.

Своевременное и эффективное производство следственных действий способствует успешному расследованию преступления, поскольку на данном этапе формируется доказательственная база по делу [5, с. 62].

Для исследования обстановки преступления, выявления следов используется такое процессуальное действие как осмотр места происшествия.

В ходе расследования преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, правоохрани-

тельные органы при решении вопроса о месте совершения преступления сталкиваются с определенными сложностями. Осмотр места происшествия по делам о незаконной миграции имеет специфические особенности, в связи с этим данное следственное действие зачастую осуществляется неверно, а именно по месту фиктивной регистрации иностранного гражданина.

При производстве данного следственного действия исследуется предполагаемое место проживания гражданина (жилой дом, квартира, комната и т. п.). В ходе осмотра в целях укрепления доказательственной базы важно обращать внимание на следы жизнедеятельности, наличие бытовой техники, электроприборов для приготовления еды, одежды и обуви, холодильника для хранения продуктов, домашней утвари, предметов личной гигиены и т. д. Наличие или отсутствие вышеуказанных предметов свидетельствует о фиктивности пребывания иностранного гражданина по месту регистрации.

Однако производство осмотра места происшествия по месту регистрации иностранного гражданина не совсем верно с тактической точки зрения, поскольку он должен проводиться в том месте, где непосредственно могут быть обнаружены следы совершенного преступления, то есть в рассматриваемом случае это подразделение по вопросам миграции территориального органа внутренних дел.

В ходе осмотра места происшествия сотруднику, проводящему осмотр, следует изъять необходимые документы, свидетельствующие о регистрации иностранного гражданина по месту жительства. Изъятие следует осуществлять у сотрудника подразделения по вопросам миграции, где хранятся учетные документы (журнал учета заявлений о регистрации, заявление от собственника жилого помещения о регистрации, заявление принимающей стороны о разъяснении санкций ст. 322.3 УК РФ, журнал учета дел временно (постоянно) проживающих иностранных граждан и иные документы). Особое внимание необходимо обращать на внешние признаки документов, поскольку они могут быть поддельными [4, с. 13].

При необходимости может быть назначена почерковедческая экспертиза для установления исполнителей записей и подписей в официальных документах.

По месту фактической регистрации в соответствии со ст. 176—177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 также должен быть произведен осмотр жилища, за-

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 5496.

фиксирована обстановка, указывающая на возможность проживания посторонних лиц. Данные сведения собираются для дальнейшей их сверки с предусмотренными социальными нормами на человека и подтверждения формальности регистрации.

При проведении осмотра жилища важно получить согласие собственников и лиц, проживающих в жилом помещении (собственник собственноручно пишет заявление о том, что не возражает на проведение осмотра жилища). В случае если указанные лица возража-

ют против осмотра, следователь (дознаватель) вправе ходатайствовать перед судом о производстве необходимого следственного действия [1, с. 121].

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что на первоначальном этапе осмотр места происшествия по преступлениям, связанным с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан, осуществляется в ОВМ территориального органа внутренних дел МВД России, а не по месту регистрации иностранного гражданина.

Список литературы:

1. Алхименко Н. В. Особенности осмотра места происшествия при расследовании организации незаконной миграции // Современные закономерности и тенденции развития наук криминального цикла: материалы Международной научной конференции (Красноярск, 5 декабря 2019 г.). Красноярск, 2020.

2. Галиева О. С. Право иностранного гражданина проживать на территории РФ: порядок реализации // Молодой ученый. 2016. № 12 (116).

3. Кузнецов В. А. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1.

4. Михалева Д. А. Особенности этапа предварительной проверки материалов по фактам фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации: учебное пособие. Барнаул, 2018.

5. Николаев Е. М. Расследование преступлений о фиктивной постановке на учет иностранных граждан // Уголовный процесс. 2017. № 4 (148).

6. Пашаева Э. Х., Топчиева Т. В. Особенности доказывания при проведении проверки сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2020. № 20-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.