Территория науки, 2013.№3
ПСИХОЛОГИЯ
Григоров С.Ю., Григоров А.Ю., Горбунова А.А.
ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗМА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: оптимизм, курсанты, военные вузы.
Аннотация: в статье рассматривается психологический феномен «оптимизм курсантов военных вузов».
Key words: optimism, cadets, military schools.
Abstract: The article deals with the psychological phenomenon of "optimism cadets of military schools."
Исследования оптимизма имеют особую актуальность и перспективы в России, поскольку, по данным различных исследований, россияне показывают низкие показатели психического здоровья, удовлетворенности жизнью, преобладание негативного аффекта над позитивным, высокие показатели депрессии, тревожности, агрессии и т.п. Множество исследователей разделяет точку зрения о пессимистичности жителей России, опираясь в том числе на данные опроса Gallup International, а также на результаты исследования Credit Suisse Research Institute. Кроме того, по показателям смертности современная Россия находится на одном уровне с самыми отсталыми развивающимися странами, продолжительность жизни особенно низка у российских мужчин. С нашей точки зрения, большой вклад в понижение указанных показателей могут вносить психологические факторы, такие как склонность к депрессии, агрессивному реагированию, особенности ценностных ориентаций и объяснения негативных событий, происходящих в жизни.
Следует учитывать, что в настоящее время в системе высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации всё больше внимания уделяется проблеме обеспечения процесса подготовки квалифицированных кадров, которая направлена преимущественно на профессионально-личностное развитие будущих офицеров.
Целесообразно отметить, что проблема личности будущего офицера занимает одно из ведущих мест, как в фундаментальной, так и
70
Территория науки, 2013.№3
в практической психологии. Это объясняется, во-первых, необходимостью активизации человеческого фактора в интересах успешного решения задач, стоящих перед военно-учебными заведениями по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. Во-вторых, важностью осуществления решительного поворота от массового, валового подхода к обучению и воспитанию курсантов к подходу индивидуальному, к развитию творческих способностей обучаемых. Оптимистическое видение мира и своего места в нём является профессионально важным образованием, влияющим на профессионально-личностное развитие курсантов. Нас интересовал вопрос о том, как изменяются особенности оптимизма у них на последнем этапе обучения в военном вузе (на старших курсах). Теоретические положения и эмпирические данные нашей работы могут быть использованы различными специалистами (в том числе педагогами и психологами) для диагностики личности и для разработки рекомендаций по практическому осуществлению индивидуального подхода в воспитательной работе, касающейся формирования, развития и коррекции атрибутивного стиля курсантов.
Целесообразно указать, что в современной психологии доминируют два подхода к пониманию оптимизма. Один из них рассматривает оптимизм-пессимизм как обобщенную диспозицию (Ч. Карвер, М. Шейер), а другой - как стиль атрибуции, способ объяснения происходящих событий (М. Селигман). В данном исследовании оптимизм рассматривался как разновидность стиля атрибуции. Следует отметить, что под атрибутивным стилем традиционно понимают характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий [1].
Понятие атрибутивного (или объяснительного) стиля является ключевым понятием переформулированной теории выученной беспомощности и депрессии, предложенной М. Селигманом и Л. Абрамсон и её последней версией, теорией безнадёжности [2].
Обратимся к анализу эмпирических данных, касающихся оптимизма у курсантов, собранных нами на базе ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) на выборке, включающей 141 человека. В работе использовался опросник оптимизма - «ШОСТО». Авторы: М. Селигман, русская адаптация Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой [3]. Поскольку данная методика позволяет определить уровень оптимизма, она была использована для того, чтобы определить преобладающий у курсанта уровень оптимизма, а также проверить, есть ли различия в уровне оптимизма у курсантов различных курсов.
71
Территория науки, 2013.№3
На основании использования критерия Манна-Уитни для сравнения выборочных показателей из двух выборок мы не выявили значимых различий в уровне оптимизма у курсантов-девушек и курсантов-юношей, обучающихся на III курсе. Из этого можно сделать вывод о том, что обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности и их целесообразно объединить в одну выборку для дальнейшего сравнения выборочных показателей у курсантов разных курсов.
Таким образом, мы сравнивали между собой выборки, состоящие из курсантов III, IV и V курсов. Поскольку объём каждой из выборок не превышает 60 человек, а количество сравниваемых групп равно 3, то данные выборки было целесообразно попарно сравнивать с помощью критерия Манна-Уитни.
Итак, в ходе статистической обработки мы не выявили значимых различий в уровне оптимизма в следующих попарно сравниваемых выборках: девушки и юноши, обучающиеся на III курсе (z = 0,047, p < 0,05), курсанты III и IV курсов (z = 0,141, p < 0,05), курсанты IV и V курсов (z = 0,831, p < 0,05), курсанты III и V курсов (z = 1,090, p < 0,05).
Значит, данные выборки принадлежат одной генеральной совокупности и наша гипотеза относительно отсутствия значимых гендерных и возрастных различий оптимизма у курсантов подтвердилась.
Следует отметить, что военно-профессиональная деятельность -форма деятельности человека, характеризующаяся повышенным риском. Это область особых отношений между людьми. В армии действует принцип единоначалия. Для курсантов как мужского, так и женского пола - это начальный этап профессиональной деятельности, когда молодые люди и девушки с недостатком жизненного опыта оказываются в сложных, экстремальных условиях. Испытание боевого духа на прочность в военных учебных заведениях издавна рассматривалась как специфическая традиция, через которую должны пройти все, чтобы отсеять слабых физически и психологически.
Таким образом, курсанты-девушки и курсанты-юноши находятся в достаточно сложных условиях, заняты единой деятельностью. Помимо этого, девушек обязывают ходить в той же форме, в которой ходят и молодые люди. Всё это влияет как на общее восприятие различных ситуаций, так и на их объяснение, т.е. стиль атрибуции. Кроме того, люди, выбирающие одинаковые профессии, изначально обладают сходным мировоззрением. Это объясняет отсутствие гендерных различий оптимизма у курсантов.
72
Территория науки, 2013.№3
Отсутствие значимых возрастных различий объясняется тем, что все исследованные нами курсанты находятся в одном возрастном периоде: средний возраст курсантов III курса составил 19 лет, IV курса - 20 лет, а V курса - 21 год. В классификациях периодов жизни человека этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Следовательно, установленные нами особенности соответствуют юности как периоду формирования жизненных позиций и профессиональных планов людей.
Таким образом, выяснилось, что уровень оптимизма у курсантов не имеет значимых различий у юношей и девушек, а также у курсантов, обучающихся на разных курсах. Это свидетельствует о том, что атрибутивный стиль в большей степени связан с профессией, чем с возрастом и полом курсантов.
По результатам проведённого исследования можно заключить о том, что среднее значение уровня оптимизма у курсантов III курса равно 21 баллу, что соответствует уровню умеренного оптимизма. Среднее значение уровня оптимизма у курсантов IV курса равно 20,5, что тоже соответствует уровню умеренного оптимизма. На V курсе данный показатель несколько ниже, чем в остальных выборках, он равен 18, что также свидетельствует о преобладании умеренного уровня оптимизма.
Таким образом, самое высокое значение среднего уровня оптимизма обнаружено у курсантов, обучающихся на III курсе, на втором месте по данному показателю находятся курсанты IV курса. Наконец, самое низкое значение получено у курсантов V курса.
Люди, имеющие уровень умеренного оптимизма, склонны считать стакан, наполовину налитый водой, полуполным. Их оптимизм, как правило, позволяет им не расстраиваться из-за неудач, т.к. они осознают их неизбежность.
Оптимизм и жизнестойкость, вероятно, помогают им легко находить позитивные стороны в негативных событиях, смотреть на жизнь гибко и реалистично. Такие люди склонны проявлять ответственность и планировать пути решения возникших проблем, а не искать виновных; почти всегда реалистично воспринимают свои успехи и неудачи, надеясь на лучшее, веря в успех и предпринимая необходимые действия для его достижения. Курсанты могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего настроя обычно ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они хотят жить благополучно и готовы выслушивать советы и следовать
73
Территория науки, 2013.№3
рекомендациям, способствующим продлению и улучшению их жизни [4].
Таким образом, на последнем этапе обучения в военном вузе оптимистический стиль атрибуции выражен умеренно, то есть курсанты реально оценивают ситуацию успехов и неудач, не отчаиваются, если что-то не удалось и не питают беспочвенных иллюзий. При этом сходство таких установок, вероятно, отражает их выраженную социальную желательность.
Список литературы
1. Селигман М.Э. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день: Пер. с англ. - М.: Вече, 1997. - 432 с.
2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: Учеб. пособие. - М.: Смысл: Академия, 2006. - 332 с.
3. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. - М.: Смысл, 2009. - 151 с.
Караванов А.А., Устинов И.Ю.
ПРОБЛЕМА МОББИНГА И ХАРАССМЕНТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Воронежский экономико-правовой институт,
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.
Гагарина
Ключевые слова: моббинг, харассмент, российский социум.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы моббинга и харассмента в служебном коллективе в условиях российского общества.
Keywords: mobbing, harassment, Russian society.
Abstract: This article deals with the problems of mobbing and harassment in the service team in the conditions of Russian society.
Современный этап развития производственных и иных социальных отношений в организациях и учреждениях различных форм собственности характеризуется неоднозначным поведением работников и управляющего персонала, обусловленного потребностями личности в самоутверждении и самореализации. Наряду с общепринятыми паттернами в нем обнаруживаются явления, не свойственные ранее российскому социуму, которые в зарубежных странах получили названия «моббинга» и «харассмента». В связи с
74