Научная статья на тему 'Особенности оптимизма курсантов военных вузов как психологический феномен'

Особенности оптимизма курсантов военных вузов как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
291
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптимизм / курсанты / военные вузы / optimism / cadets / military schools

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григоров С.Ю., Григоров А.Ю., Горбунова А.А.

В статье рассматривается психологический феномен«оптимизм курсантов военных вузов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григоров С.Ю., Григоров А.Ю., Горбунова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological phenomenon of "optimism cadets of military schools."

Текст научной работы на тему «Особенности оптимизма курсантов военных вузов как психологический феномен»

Территория науки, 2013.№3

ПСИХОЛОГИЯ

Григоров С.Ю., Григоров А.Ю., Горбунова А.А.

ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗМА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: оптимизм, курсанты, военные вузы.

Аннотация: в статье рассматривается психологический феномен «оптимизм курсантов военных вузов».

Key words: optimism, cadets, military schools.

Abstract: The article deals with the psychological phenomenon of "optimism cadets of military schools."

Исследования оптимизма имеют особую актуальность и перспективы в России, поскольку, по данным различных исследований, россияне показывают низкие показатели психического здоровья, удовлетворенности жизнью, преобладание негативного аффекта над позитивным, высокие показатели депрессии, тревожности, агрессии и т.п. Множество исследователей разделяет точку зрения о пессимистичности жителей России, опираясь в том числе на данные опроса Gallup International, а также на результаты исследования Credit Suisse Research Institute. Кроме того, по показателям смертности современная Россия находится на одном уровне с самыми отсталыми развивающимися странами, продолжительность жизни особенно низка у российских мужчин. С нашей точки зрения, большой вклад в понижение указанных показателей могут вносить психологические факторы, такие как склонность к депрессии, агрессивному реагированию, особенности ценностных ориентаций и объяснения негативных событий, происходящих в жизни.

Следует учитывать, что в настоящее время в системе высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации всё больше внимания уделяется проблеме обеспечения процесса подготовки квалифицированных кадров, которая направлена преимущественно на профессионально-личностное развитие будущих офицеров.

Целесообразно отметить, что проблема личности будущего офицера занимает одно из ведущих мест, как в фундаментальной, так и

70

Территория науки, 2013.№3

в практической психологии. Это объясняется, во-первых, необходимостью активизации человеческого фактора в интересах успешного решения задач, стоящих перед военно-учебными заведениями по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. Во-вторых, важностью осуществления решительного поворота от массового, валового подхода к обучению и воспитанию курсантов к подходу индивидуальному, к развитию творческих способностей обучаемых. Оптимистическое видение мира и своего места в нём является профессионально важным образованием, влияющим на профессионально-личностное развитие курсантов. Нас интересовал вопрос о том, как изменяются особенности оптимизма у них на последнем этапе обучения в военном вузе (на старших курсах). Теоретические положения и эмпирические данные нашей работы могут быть использованы различными специалистами (в том числе педагогами и психологами) для диагностики личности и для разработки рекомендаций по практическому осуществлению индивидуального подхода в воспитательной работе, касающейся формирования, развития и коррекции атрибутивного стиля курсантов.

Целесообразно указать, что в современной психологии доминируют два подхода к пониманию оптимизма. Один из них рассматривает оптимизм-пессимизм как обобщенную диспозицию (Ч. Карвер, М. Шейер), а другой - как стиль атрибуции, способ объяснения происходящих событий (М. Селигман). В данном исследовании оптимизм рассматривался как разновидность стиля атрибуции. Следует отметить, что под атрибутивным стилем традиционно понимают характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий [1].

Понятие атрибутивного (или объяснительного) стиля является ключевым понятием переформулированной теории выученной беспомощности и депрессии, предложенной М. Селигманом и Л. Абрамсон и её последней версией, теорией безнадёжности [2].

Обратимся к анализу эмпирических данных, касающихся оптимизма у курсантов, собранных нами на базе ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) на выборке, включающей 141 человека. В работе использовался опросник оптимизма - «ШОСТО». Авторы: М. Селигман, русская адаптация Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой [3]. Поскольку данная методика позволяет определить уровень оптимизма, она была использована для того, чтобы определить преобладающий у курсанта уровень оптимизма, а также проверить, есть ли различия в уровне оптимизма у курсантов различных курсов.

71

Территория науки, 2013.№3

На основании использования критерия Манна-Уитни для сравнения выборочных показателей из двух выборок мы не выявили значимых различий в уровне оптимизма у курсантов-девушек и курсантов-юношей, обучающихся на III курсе. Из этого можно сделать вывод о том, что обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности и их целесообразно объединить в одну выборку для дальнейшего сравнения выборочных показателей у курсантов разных курсов.

Таким образом, мы сравнивали между собой выборки, состоящие из курсантов III, IV и V курсов. Поскольку объём каждой из выборок не превышает 60 человек, а количество сравниваемых групп равно 3, то данные выборки было целесообразно попарно сравнивать с помощью критерия Манна-Уитни.

Итак, в ходе статистической обработки мы не выявили значимых различий в уровне оптимизма в следующих попарно сравниваемых выборках: девушки и юноши, обучающиеся на III курсе (z = 0,047, p < 0,05), курсанты III и IV курсов (z = 0,141, p < 0,05), курсанты IV и V курсов (z = 0,831, p < 0,05), курсанты III и V курсов (z = 1,090, p < 0,05).

Значит, данные выборки принадлежат одной генеральной совокупности и наша гипотеза относительно отсутствия значимых гендерных и возрастных различий оптимизма у курсантов подтвердилась.

Следует отметить, что военно-профессиональная деятельность -форма деятельности человека, характеризующаяся повышенным риском. Это область особых отношений между людьми. В армии действует принцип единоначалия. Для курсантов как мужского, так и женского пола - это начальный этап профессиональной деятельности, когда молодые люди и девушки с недостатком жизненного опыта оказываются в сложных, экстремальных условиях. Испытание боевого духа на прочность в военных учебных заведениях издавна рассматривалась как специфическая традиция, через которую должны пройти все, чтобы отсеять слабых физически и психологически.

Таким образом, курсанты-девушки и курсанты-юноши находятся в достаточно сложных условиях, заняты единой деятельностью. Помимо этого, девушек обязывают ходить в той же форме, в которой ходят и молодые люди. Всё это влияет как на общее восприятие различных ситуаций, так и на их объяснение, т.е. стиль атрибуции. Кроме того, люди, выбирающие одинаковые профессии, изначально обладают сходным мировоззрением. Это объясняет отсутствие гендерных различий оптимизма у курсантов.

72

Территория науки, 2013.№3

Отсутствие значимых возрастных различий объясняется тем, что все исследованные нами курсанты находятся в одном возрастном периоде: средний возраст курсантов III курса составил 19 лет, IV курса - 20 лет, а V курса - 21 год. В классификациях периодов жизни человека этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Следовательно, установленные нами особенности соответствуют юности как периоду формирования жизненных позиций и профессиональных планов людей.

Таким образом, выяснилось, что уровень оптимизма у курсантов не имеет значимых различий у юношей и девушек, а также у курсантов, обучающихся на разных курсах. Это свидетельствует о том, что атрибутивный стиль в большей степени связан с профессией, чем с возрастом и полом курсантов.

По результатам проведённого исследования можно заключить о том, что среднее значение уровня оптимизма у курсантов III курса равно 21 баллу, что соответствует уровню умеренного оптимизма. Среднее значение уровня оптимизма у курсантов IV курса равно 20,5, что тоже соответствует уровню умеренного оптимизма. На V курсе данный показатель несколько ниже, чем в остальных выборках, он равен 18, что также свидетельствует о преобладании умеренного уровня оптимизма.

Таким образом, самое высокое значение среднего уровня оптимизма обнаружено у курсантов, обучающихся на III курсе, на втором месте по данному показателю находятся курсанты IV курса. Наконец, самое низкое значение получено у курсантов V курса.

Люди, имеющие уровень умеренного оптимизма, склонны считать стакан, наполовину налитый водой, полуполным. Их оптимизм, как правило, позволяет им не расстраиваться из-за неудач, т.к. они осознают их неизбежность.

Оптимизм и жизнестойкость, вероятно, помогают им легко находить позитивные стороны в негативных событиях, смотреть на жизнь гибко и реалистично. Такие люди склонны проявлять ответственность и планировать пути решения возникших проблем, а не искать виновных; почти всегда реалистично воспринимают свои успехи и неудачи, надеясь на лучшее, веря в успех и предпринимая необходимые действия для его достижения. Курсанты могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего настроя обычно ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они хотят жить благополучно и готовы выслушивать советы и следовать

73

Территория науки, 2013.№3

рекомендациям, способствующим продлению и улучшению их жизни [4].

Таким образом, на последнем этапе обучения в военном вузе оптимистический стиль атрибуции выражен умеренно, то есть курсанты реально оценивают ситуацию успехов и неудач, не отчаиваются, если что-то не удалось и не питают беспочвенных иллюзий. При этом сходство таких установок, вероятно, отражает их выраженную социальную желательность.

Список литературы

1. Селигман М.Э. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день: Пер. с англ. - М.: Вече, 1997. - 432 с.

2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: Учеб. пособие. - М.: Смысл: Академия, 2006. - 332 с.

3. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. - М.: Смысл, 2009. - 151 с.

Караванов А.А., Устинов И.Ю.

ПРОБЛЕМА МОББИНГА И ХАРАССМЕНТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Воронежский экономико-правовой институт,

Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.

Гагарина

Ключевые слова: моббинг, харассмент, российский социум.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы моббинга и харассмента в служебном коллективе в условиях российского общества.

Keywords: mobbing, harassment, Russian society.

Abstract: This article deals with the problems of mobbing and harassment in the service team in the conditions of Russian society.

Современный этап развития производственных и иных социальных отношений в организациях и учреждениях различных форм собственности характеризуется неоднозначным поведением работников и управляющего персонала, обусловленного потребностями личности в самоутверждении и самореализации. Наряду с общепринятыми паттернами в нем обнаруживаются явления, не свойственные ранее российскому социуму, которые в зарубежных странах получили названия «моббинга» и «харассмента». В связи с

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.