вится ясно, что без адекватного ипотеке развития можно достичь его главной цели—доступности всех направлений национального проекта невоз- жилья для большинства российских семей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ипотечные кредиты физическим лицам [электронный ресурс] // http://www.cbr.ru/regions/Ipoteka/
2. Итоги реализации жилищного нацпроекта за первое полугодие 2007 г. [электронный ресурс] // http://www.national.invur.ru
3. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" [электронный ресурс] // http://www.rost.ru/
4. Официальный сайт Фонда Институт экономики города [электронный ресурс] // http://www. urbaneconomics.ru/
5. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/text/ appears/2008/02/ 161159. shtml
6. Щетинин Я. В. Доступность жилья в Российской Федерации как основной фактор спроса на банковские ипотечные кредиты / Щетинин Я. В., Савинченко В. Е. // Банковское кредитование. 2006. № 3. С. 58-72.
Оганян М.А.
Особенности определения выручки для целей составления отчетности по МСФО
В процессе трансформации финансовой отчетности даже небольшие отличия стандартов могут привести к необходимости масштабных корректировок. Однако в первую очередь, еще до трансформации, следует проверить правильность учета по РСБУ. Даже в отношении аналогичных требований РСБУ и МСФО компании могут применять неверные методы учета, что поставит под сомнение достоверность результатов трансформации.
Оценка выручки может осуществляться с отклонениями от требований ПБУ 9/99, что приводит к увеличению затрат по трансформации. Например, это касается отражения выручки при оплате неденежными средствами. Организации оптовой торговли нередко отражают предоставляемые клиентам скидки (например, накопительные за объем закупок) в качестве списания дебиторской задолженности на дату принятия решения о предоставлении
скидки, а не как корректировку выручки в периоде получения покупателем права на скидку, что соответствовало бы параграфам 9, 18 МСФО (IAS) 18 и пунктам 6.1 и 6.5 ПБУ 9/99 [3, с. 1257].
Отражение выручки при отсутствии уверенности в получении оплаты также является очень распространенным нарушением. Причина тому — стремление бухгалтеров минимизировать отличия бухгалтерского и налогового учета, чтобы не рассчитывать отложенные налоги.
На все эти обстоятельства следует обращать пристальное внимание. В противном случае трансформация даст недостоверные результаты только потому, что недостоверным был источник — отчетность по РСБУ.
В целом же после принятия ПБУ 9/99 отражение выручки в РСБУ во многом приблизилось к МСФО. Однако тем же ПБУ 9/99 были
введены и нормы, противоречащие международным стандартам. Рассмотрим некоторые отличия.
Необходимо отметить, что международные стандарты финансовой отчетности отдельно рассматривают вопросы признания выручки, возникающей от договоров аренды, договоров страхования, изменения стоимости биологических активов в сельском хозяйстве, добычи полезных ископаемых и т. п. В российском учете некоторые вопросы учета дохода в принципе не рассматриваются, например, вопрос признания доходов от изменения стоимости биологических активов. Поэтому в данной статье будут затронуты вопросы признания выручки от наиболее распространенных договоров реализации товаров, работ и услуг.
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета выручка от реализации — это поступление денежных средств или подлежащие к поступлению средства (дебиторская задолженность), возникающие при реализации произведенной продукции, товаров, оказания услуг, а также при использовании другими предприятиями его активов,
приносящих доход в виде процентов, роялти, дивидендов [4, с. 12].
Суммы, получаемые предприятием от имени третьих лиц (например, такие налоги как НДС, акцизы) не являются доходом предприятия, и, соответственно, они не показываются в финансовой отчетности в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров.
Определяя выручку от продажи товаров по российским стандартам, мы привыкли ориентироваться на факт перехода права собственности. В международных же стандартах формулировка условия признания выручки более расплывчата — важно, продолжает организация контролировать проданные товары или нет.
Рассмотрим условия признания выручки при продаже товаров. Выручка от продажи товаров должна признаваться, когда удовлетворяются все установленные условия. В случае, если хотя бы одно из условий не соблюдается, то выручка в отчетном периоде не признается. Рассмотрим условия признания выручки (см. таблица 1)
Таблица 1
Условия признания выручки
ПБУ 9/99 "Доходы организации" МСФО 18 "Выручка"
1. Организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом 1. Компания перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с владением товарами
2. Сумма выручки может быть определена 2. Сумма выручки может быть надежно измерена
3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации либо отсутствует неопределенность в их получении. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива 3. Существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в компанию
4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана) 4. Компания больше не участвует в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом владения, и не контролирует проданные товары
5. Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены 6. Понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно измерены
Из приведенной выше таблицы, очевидно, что МСФО оперирует в основном качественными понятиями ("значительные риски и вознаграждения", "надежное измерение выручки", "степень владения" и т. д.), оставляя значительный простор для профессионального суждения составителей отчетности. Российские же стандарты оперируют более точными определениями условий признания выручки ("право на получение выручки, вытекающее из договора или подтвержденное иным образом", "право собственности перешло от организации к покупателю"), которые имеют документальное подтверждение.
Одним из наиболее ярких примеров различия МСФО от ПБУ является подход к реализации товаров через посредника с учетом перехода права собственности, значительных рисков владения и прибыли от владения товаром (см. пример 1).
Пример 1. По условиям договора право собственности на товары переходит к посреднику. Посредник имеет право возвратить товар, если не сможет его реализовать в течение трех месяцев. По истечении трех месяцев посредник должен либо окончательно рассчитаться за товар, либо вернуть его.
Согласно МСФО 18 выручку необходимо признать в момент продажи посредником товара или по истечении трех месяцев (что произойдет раньше). В российском бухгалтерском учете выручка будет отражена сразу же в момент передачи товаров посреднику (момент перехода право собственности) [1, с. 318].
Самым серьезным отличием, существенно снижающим достоверность отчетности, составленной по российским стандартам, является формальный подход. Так, по РСБУ выручка признается в том случае, если право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком. А согласно МСФО (IAS) 18 выручка признается, когда организация передала существенные риски и выгоды, связанные с владением активом. Многообразие фактов хозяйственной деятельности и договорной практики приводит к тому, что далеко не всегда дата передачи рисков и выгод, связанных с активом, соответствует дате передачи права собственности.
Можно привести следующие примеры ситуаций, в которых предприятие может сохранить за собой значительные риски и преимущества,
связанные с правом собственности:
• предприятие продолжает нести ответственность за неудовлетворительное состояние товара в период, не покрываемый обычным сроком гарантии;
• получение дохода предприятием по некоторым сделкам зависит от получения дохода лицом, осуществляющим фактическую реализацию переданного ему товара (на примере договора-консигнации);
• отгруженная продукция подлежит установке, причем условия установки являются существенной частью контракта, а предприятие еще не выполнило эти условия;
• покупатель имеет право отказаться от покупки по причине, оговоренной в контракте купли/продажи, и у предприятия есть сомнения по поводу того, будет ли товар возвращен ему.
Наиболее характерным примером является передача активов, которая требует государственной регистрации. Часто бывают ситуации, когда компания продала покупателю здание, получила оплату, здание уже ремонтируется и используется покупателем, все риски и выгоды переданы. Но государственная регистрация перехода права собственности требует определенного времени, поэтому в отчетности по РСБУ доходы от продажи будут в этом случае признаны позже.
Как и в других случаях, существенные отличия в размере выручки по РСБУ и МФСО могут появляться в силу более последовательного применения принципа приоритета содержания перед формой в международных стандартах (в РСБУ этот принцип продекларирован в ПБУ 1/98, но на практике почти не применяется). Например, в российском учете сделки по продаже актива и его последующему приобретению будут трактоваться как две сделки, приводящие к отражению выручки и изменению стоимости товаров. В МСФО обе операции трактуются как одна, причем финансовая (обычно получение или выдача займа).
Принципы оценки полученной выручки в МСФО 18 и в ПБУ 9/99 также существенно различаются. Если договором предусмотрена отсрочка платежа, то согласно МСФО выручку надо признавать с учетом заложенной в договоре процентной ставки за пользование фактически заемными средствами.
В российском учете при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг
на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 9/99) [2, с. 6]. А согласно МСФО (IAS) 18 выручка признается в размере справедливой стоимости полученного (подлежащего получению) возмещения. Поэтому в том случае, когда контрагенту предоставляется отсрочка оплаты на значительное время (Иначе говоря, на время, за которое влияние временной стоимости денег станет существенным. В зарубежной практике это обычно более 12 месяцев, но в нашей стране такой срок может быть меньше в связи с повышенной инфляцией). Выручка в МСФО признается в размере приведенной (дисконтированной) суммы будущих поступлений. Разница же между признанной выручкой и номинальной задолженностью признается процентным доходом методом эффективных процентов.
Немаловажным отличием РСБУ и МСФО является учет безвозмездных поступлений. Согласно Плану счетов РСБУ учет безвозмездных поступлений ведется в том же порядке, что и учет государственной помощи. Иначе говоря, поступления отражаются как доходы будущих периодов, после чего признаются внереализационные доходы по мере признания соответствующих им расходов (например, амортизации полученного безвозмездно основного средства). Некоторые специалисты считают, что аналогичный порядок действует и в МСФО. Однако, по мнению автора, такой подход неверен. Во-первых, согласно параграфу 7 МСФО (IAS) 18 такие поступления полностью подпадают под определение дохода. Во-вторых, если при учете государственной помощи получение целевого финансирования в какой-то степени приводит к появлению обязательств, то в данной ситуации никаких обязательств организация не несет. Поэтому, доходы в виде безвозмездного поступления имущества в МСФО отражаются в полной сумме (согласно параграфу 9 МСФО (IAS) 18 — по справедливой стоимости получаемого актива) в составе прочих доходов в периоде получения актива [5, с. 14]. Это не относится к поступлениям от акционеров, подлежащим отражению в составе капитала.
Еще одним проблемным моментом с точки зрения оценки является осуществление оплаты неденежными средствами. Согласно МСФО
18, такая выручка оценивается в сумме справедливой стоимости полученного возмещения. Справедливая стоимость — это та сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами.
Согласно ПБУ 9/99 она оценивается в сумме "исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров". Если справедливая стоимость привязана только к рыночным условиям, то метод, которым организация определяет стоимость "аналогичных товаров" может не соответствовать справедливой стоимости.
Рассмотрим следующий пример, учитывающий различия в оценке - Получение векселя с процентной ставкой ниже рыночной.
Предприятие "АВС" отгрузило товара на 10,000 рублей по фактурной стоимости. Покупатель, местная газовая компания, произвела оплату векселем на 10,000 рублей, срок погашения которого наступает через 6 месяцев, с доходом по ставке 30 %. Рыночная ставка процента в настоящее время составляет 60 %%. Расчет начисленного процентного дохода производится следующим образом:
Стоимость векселя на момент погашения: 10,000 + (10,000 ■ 30 %) = 13,000
Расчет рыночной стоимости реализации, Согласно IAS производится следующим образом: 13,000 / (100 % + 60 %) = 8,125. Разница между 13,000 и 8,125, равная 4,875, представляет собой процентный доход, который принес бы вексель по текущей рыночной ставке. Таким образом, в момент отгрузки товаров должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т "Векселя к получению" 13,000
К-т "Выручка" 8,125
К-т "Отсроченный доход" 4,875
Процентный доход не отражается в учете как таковой, пока не будет погашен вексель, в данном случае через 3 месяца после отражения реализации; в момент получения денег по векселю будет сделана следующая проводка:
Д-т "Начисленный доход" 4,875
К-т "Отсроченный доход" 4,875
Принципы раскрытия информации в ПБУ 9/99 и МСФО 18 в целом совпадают. ПБУ 9/99, также как и МСФО 18, требует раскрытия в
учетной политике порядка признания выручки и способов определения стадии завершенности операций. При этом ПБУ 9/99 четко регламентирует разделение в отчете о прибылях и убытках доходов на выручку от основной деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы, в то время как МСФО 18 распределяет доходы на выручку и прочие доходы.
Несмотря на то, что ПБУ 9/99 приводит определение "чрезвычайных доходов", отдельная статья "чрезвычайных доходов" начиная с 2000 года не предусмотрена в российских формах отчетности, утвержденных Приказом Минфина от 13.01.2000 № 4н. А МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", начиная с отчетности за 2005 год, прямо запрещает представление доходов в отчетности как "чрезвычайных" [4, с. 13].
МСФО 18 требует раскрытия суммы каждой значимой категории выручки, признанной в течение периода (выручки, возникающей от продажи товаров, от предоставления услуг, процентов, лицензионных платежей и дивидендов), а также раскрытие суммы выручки, возникающей от обмена товаров или услуг, включенных в каждую значимую категорию выручки.
Отдельно МСФО 18 требует раскрывать любые условные обязательства и активы, возникающие в связи с затратами на гарантийный ремонт, претензиями, штрафами и прочими вероятными потерями.
В свою очередь, ПБУ требует показывать выручку по каждой категории, в случае если сумма выручки по данной категории составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период. Что касается выручки по операциям мены, то ПБУ регламентирует раскрытие: общего количества операции, с которыми осуществляются такого рода договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки; доли выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями, и способа определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Различия между МСФО 18 и ПБУ 9/99 носят в основном концептуальный характер (см. таблица 2). Хотя декларативно ПБУ приведено в соответствие с международными стандартами, тем не менее оно несет отпечаток российской
бухгалтерской традиции, когда отчетность составляется в целях контроля государственными органами, а не для частных инвесторов. При этом ПБУ 9/99 на уровне принципов противоречит ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", в котором в частности декларируется принцип приоритета экономической сущности над юридической формой. В ПБУ 9/99 содержится требование об обязательном подтверждении факта реализации договором или другим документом, что закрепляет в данном вопросе приоритет формы над содержанием. Напротив, МСФО 18 гармонично вписывается в систему международных стандартов и соответствует "Принципам подготовки и представления отчетности". Нечеткость формулировок и простор для профессионального суждения как раз обусловлены тем, что МСФО предлагает принципы, которыми необходимо руководствоваться при подготовке отчетности, а не правила, которым надо неукоснительно следовать.
На материале данной статьи мы убедились, что признание выручки — ключевой момент в определении прибыли компании — зависит от нескольких факторов. Во многих случаях при этом определяющим является управленческое решение, подразумевающее субъективный подход. Менеджмент компании принимает решение по следующим вопросам:
• определение состава основной деятельности компании;
• оценка момента передачи покупателю значительных рисков и выгод, связанных с собственностью;
• возможность надежной оценки соответствующего объема выручки, то есть возможность определения справедливой стоимости ее источника;
• степень уверенности в получении компанией экономических выгод, связанных с операцией (продажей);
• возможность надежной оценки затрат по операции;
• определение стадии завершенности конкретной операции по оказанию услуг.
Мы также убедились, что выручка отличается от дохода, который включает как выручку, так и прочие доходы.
Все это позволяет практически применить принципы надежности и осмотрительности при признании выручки в документах финансовой отчетности.
со
Сравнительный анализ учета выручки по российским правилам бухгалтерского учета
и в соответствии с МСФО
Таблица 2
Наименование
РСБУ
МСФО
Документ, регулирующий учет
ПБУ 2\94 ПБУ 9\99 ПБУ 10499
МСФО 1 МСФО 11 МСФО 17 МСФО 18
Концепция СМСФО
ПКИ-27
ПКИ-31
Общие положения
Выручка от продажи товаров признается тогда, когда передается право собственности на товар, даже если продавец продолжает нести значительные риски или у него остаются права на получение выгод.
Для целей признания доходы классифицируются по двум основным категориям:
— доходы от обычных видов деятельности;
— прочие поступления.
Выручка от обычных видов деятельности признается при соблюдении следующих условий:
• организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора;
• сумма выручки может быть определена;
• организация получила в оплату актив, либо на данный момент отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
• если выручка возникает в результате продажи продукции, оказанием услуг:
— юридическое право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или услуги были оказаны;
— затраты могут быть определены.
Во всех случаях сумма выручки определяется исходя из цены, установленной договором.
Агент, действуя в рамках агентского договора, не признает суммы, полученные от покупателей в качестве своей выручки. В отличие от МСФО, считается, что агентские отношения возникают только, если стороны заключили обязательный для исполнения договор.
Выручка от продажи товаров признается в момент, когда предприятие передает покупателю все существенные риски и выгоды, обычно связываемые с правом собственности на эти товары, и предприятие более не контролирует эти товары и не выполняет управленческие функции в отношении этих товаров.
Для целей признания выручка классифицируется по трем основным категориям:
— выручка от продажи товаров;
— выручка от предоставления услуг;
— выручка по долгосрочным договорам подряда (строительства). Три общих для этих категорий критерия признания:
• сумма выручки может быть достоверно оценена;
• существует вероятность, что экономические выгоды от сделки поступят на предприятие;
• затраты (понесенные и ожидаемые) могут быть оценены достовер-
Если отсрочка платежа превышает обычные сроки кредитования, то сумма выручка от продажи определяется исходя из справедливой стоимости товаров.
В случае агентских отношений суммы, полученные от имени принципала, не признаются агентом в качестве выручки. Выручка, полученная по договорам на предоставление услуг и договорам строительства, признается в периоде, в котором были оказаны соответствующие услуги.
Если обмениваемые товары или услуги являются подобными по сущности и стоимости, то в результате такой операции выручка не возникает.
Продолжение табл. 2
го со со
Наименование РСБУ МСФО
Общие положения По договорам на строительство разрешается признавать выручку по завершении выполнения всех работ по договору. Выручка от операций по оказанию услуг признается либо исходя из условий договора (договоры на услуги с краткосрочным циклом), либо в порядке, предусмотренном для договоров на строительство (договоры на услуги с длительным циклом их оказания). Выручка также может признаваться в сделках, где обмениваемые товары или услуги являются подобными по сущности и стоимости. Сумма выручки, как правило, определяется исходя из цены, установленной договором. Отсутствуют указания в отношении признания выручки по различным компонентам, включенным в единый договор, и практика может отличаться от подходов, принятых в МСФО. Величина выручки определяется по справедливой стоимости полученного возмещения. Даются некоторые указания в отношении признания выручки по различным компонентам, включенным в единый договор.
Товары Согласно вышеуказанным критериям признания, в РПБУ для признания выручки от продажи товаров обычно требуется передача юридического права собственности, а не передача рисков и выгод, связываемых с правом собственности. В отношении признания выручки от продажи товаров должны также соблюдаться следующие условия: • существенные риски и выгоды, связанные с собственностью на товары переданы покупателю; • предприятие уже не участвует в управлении товарами в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности; • у предприятия отсутствует фактический контроль над товарами.
Долгосрочные договоры Метод признания выручки по завершении изготовления продукции (оказания услуги) в целом допускается и часто применяется на практике. В РПБУ отсутствует требование о немедленном признании любых ожидаемых убытков в качестве расходов. Несколько договоров могут учитываться как единый договор, если они заключаются в виде комплексной сделки или относятся к одному и тому же проекту. В отличие от МСФО никаких других условий здесь не предусматривается. В случае осуществления работ по одному договору, охватывающему ряд проектов, эти проекты могут учитываться как отдельные договоры, если затраты и финансовый результат по каждому из проектов могут быть установлены отдельно. Это условие носит менее ограничивающий характер по сравнению с требованиями МСФО. Не разрешен к использованию метод признания выручки по завершению выполнения всех контрактных работ. Любой ожидаемый убыток по договору подлежит немедленному признанию в качестве расхода. Несколько договоров могут рассматриваться в учете как единый договор на строительство в том случае, когда в ходе переговоров они обсуждались в составе единого пакета; эти договора являются по сути частями одной комплексной сделки, имеющей общую норму прибыли и работы по этим договорам ведутся параллельно или в непрерывной последовательности. Если договор включает несколько проектов, то каждый из этих компонентов отражается в учете как отдельный договор в случае, когда по каждому из них были представлены отдельные заявки; каждый из них был предметом отдельного обсуждения в рамках проводимых переговоров, в результате которых он мог быть принят или отклонен;
со
Окончание табл. 2
Наименование РСБУ МСФО
Долгосрочные договоры Контракты на оказание услуг учитываются таким же образом, что и договоры на строительство. по каждому из этих компонентов могут быть определены соответствующие затраты и выручка. Учет долгосрочных контрактов на предоставление услуг ведется в соответствии с общими требованиями учета долгосрочных контрактов; в отношении любых других кон трактов на предоставление услуг применяются общие правила учета.
Рекламные услуги, оказанные на условиях бартера В РПБУ не установлены какие-либо особые требования в отношении учета рекламных услуг, оказываемых на условиях бартера. Поэтому есть вероятность, что выручка будет признаваться в тех случаях, когда признание выручки по МСФО запрещается. Выручка от оказания рекламных услуг на условиях бартера может быть признана только путем проведения параллелей с обычными операциями, которые: • предполагают оказание рекламных услуг, подобных тем, которые были оказаны в рамках рассматриваемых бартерных операций; • осуществляются часто; • представляют собой подавляющее большинство операций, и их суммы сопоставимы с аналогичными операциями; • предполагают расчеты денежными средствами или другими активами, величина которых может быть достоверно определена; • не совершаются с тем же контрагентом (стороной, с которой заключается договор).
Продажа объектов имущества Доход от продажи имущества признается в момент перехода юридического права собственности на них к покупателю, даже если продавец продолжает быть связанным с этими объектами. Основными условиями признания являются факт передачи покупателю связанных с правом собственности рисков и выгод, а также факт отсутствия фактического контроля над проданным объектом или
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверчев И.В. МСФО в примерах и задачах. М.: Эксмо. 2007.
2. Шнейдман Л.З. Финансовая газета. 2006. № 44.
3. Применение МСФО. От экспертов компании Ernst & Young. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007.
4. Гутцайт Е.М. Аудиторская проверка с позиций теорий принятия решения в условиях неопределенности. Аудиторские ведомости. 2006. № 8.
5. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века. Бухгалтерский учет. 2006. № 11.
Пискунова С.В., Журавлева Е.П.
Исследование баланса региональных бюджетных интересов
Механизмы дисбаланса региональных бюджетных процессов в силу полиаспектной обусловленности имеют способность проявляться не только в системе угроз, но и в системе бюджетных интересов, имеющих субъектную принадлежность к обществу, государству и личности. Одной из форм деструктивного воздействия на систему бюджетной безопасности региона является несбалансированность бюджетных интересов между их носителями. Настоящее исследование призвано определить и оценить динамику баланса государственных и социальных бюджетных интересов, выявить тенденций их развития.
В рамках реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: произвести группировку бюджетных расходов в группы социальной и государственной направленности; произвести расчет объемов финансирования социальных и государственных потребностей; построить диаграммы полученных данных; рассчитать суммы превышения реализации государственных и социальных интересов, коэффициент превышения расходов государственной направленности над расходами социального значения; построить график динамики коэффициента превышения и построить линию тренда; осуществить сравнительный анализ динамики баланса бюджетных интересов исследуемых регионов; составить рекомендации по совершенствованию системы балансировки бюджетных интересов в регионах.
Исследование базируется на статистических данных по бюджетам субъектов России в ЮФО — Ставропольского, Краснодарского краёв и Ростовской области, а также по данным федерального бюджета. Период выборки составляет 10 лет.
Методологическую базу составили ключевые для исследования категории — бюджетная стоимость государственных интересов, бюджетная стоимость общественных интересов, баланс бюджетных интересов и дисбаланс бюджетных интересов, а также методика расчета стоимости интересов и баланса их реализации, предполагающая расчет таких показателей как V ,г„, — объем превышения стоимости
превыш(1С) ^
государственных интересов над стоимостью социальных интересов, V евшп(СТ) — объем превышения стоимости социальных интересов над стоимостью государственных интересов, КпревьПп(ГС) — коэффициент превышения стоимости государственных интересов над стоимостью общественных интересов, Кпревыш(СГ) — коэффициент превышения стоимости общественных интересов над стоимостью государственных интересов. Перечень показателей для расчета бюджетной стоимости интересов представлена в табл.1.
Бюджетная стоимость государственных интересов (budgeting cost of state interests) — суммарный объем фактического или планируемого финансирования расходных статей бюджета несоциального значения (общегосударственные