Научная статья на тему 'Особенности определения статуса "налоговый резидент Российской Федерации" для физических лиц, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в переходный период'

Особенности определения статуса "налоговый резидент Российской Федерации" для физических лиц, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в переходный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ СТАТУС / НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телегус Август Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы определения статуса «налогового резидента Российской Федерации» в отношении граждан новых субъектов России (Республики Крым и г. Севастополя) в течение переходного периода. Также затронуты проблемы применения налоговых льгот, установленных гл. 23 Налогового кодекса РФ для указанных налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of the definition of the "Russian Federation tax resident" status for private persons, residing at the Republic of Crimea and at the city with federal status Sevastopol, during transitional period

This publication describes the issues of the definition of the «Russian Federation tax resident» status for the citizens of new territorial entities of the Russian Federation (Republic of Crimea and Sevastopol) during transitional period. It also tells about problems of tax remissions applications, which are stipulated in chapter 23 of the RF Tax Code for the above mentioned taxpayers.

Текст научной работы на тему «Особенности определения статуса "налоговый резидент Российской Федерации" для физических лиц, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в переходный период»

© 2014 г. А. В. Телегус

особенности определения статуса «налоговый резидент российской федерации» для физических лиц, проживающих на территории республики крым и города федерального значения севастополя,

в переходный период

Телегус Август Валерьевич - заведующий кафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС России, канд. экон. наук.

(E-mail: a.v.telegus@mail.ru )

В 2014 году в составе Российской Федерации (далее - РФ) появились два новых субъекта -Республика Крым и город федерального значения Севастополь. На граждан, проживающих на указанных территориях, в полной мере распространяются положения ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Основным налогом, уплачиваемым трудоспособным населением РФ, является налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), регулируемый положениями гл. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

При этом в силу ст. 210, 224 НК РФ режим налогообложения конкретных доходов, особенности применения налоговых ставок и налоговых льгот для налогоплательщика будут зависеть от наличия либо отсутствия у него особого правового статуса - «налоговый резидент РФ».

В частности, отметим, что стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ представляют собой налоговые льготы (см., например, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 689-О, п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 № 809-0), а согласно положениям п. 3 ст. 210 НК РФ предоставление налогоплательщику предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ налоговых вычетов возможно только в отношении налоговой базы, облагаемой по ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13 % и действующей исключительно в отношении доходов резидентов РФ.

Общие условия определения статуса налогового резидента РФ установлены в п. 2 ст. 207 НК РФ: налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Соответственно, при определении статуса не учитываются критерии гражданства (отсутствие такового), место рождения и место жительства физического лица (см. письма Минфина России от 11.10.2013 № 03-08-05/42552, от 16.03.2007 № 03-04-07-01/30). То есть, чтобы обосновать статус налогового резидента РФ, физическому лицу следует подтвердить срок своего пребывания на её территории1.

1 Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 179.

В случае нахождения физического лица в РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо не признается налоговым резидентом РФ и его доходы от источников в РФ подлежат обложению с применением налоговой ставки 30 % (Письмо Минфина России от 15.04.2014 № 03-04-06/17166).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (рези-дентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резидентов и нерезидентов2.

Каков же налоговый статус физических лиц, проживающих в настоящее время в Республике Крым и г. Севастополе?

Для ответа на данный вопрос следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) и Федеральному закону от 21.03.2014 № 36-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» Республика Крым и город Севастополь приняты в состав РФ с 18.03.2014.

Следовательно, необходимо констатировать, что граждане указанных территорий уже являются налоговыми резидентами РФ в смысле, придаваемом такому понятию НК РФ. Соответствующий статус появился у большинства таких налогоплательщиков с 16.09.2014 - на 183-й календарный день фактического нахождения на территории РФ (при условии перманентного нахождения в РФ).

Вместе с тем п. 2 ст. 15 Закона № 6-ФКЗ введена норма, согласно которой до 01.01.2015 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Письмо ФНС России от 04.04.2014 № ГД-4-3/6133).

Отметим, что Закон № 6-ФКЗ не входит в систему федерального законодательства о налогах и сборах, или, как оно именуется в НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Вместе с тем, названный нормативный акт следует отнести к общему налоговому законодательству, которое включает в себя федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах». Как справедливо отмечает Л.В. Попова, рассматриваемую группу источников налогового законодательства составляют федеральные законы, направленные, в первую очередь, на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении3.

В отношении налогового администрирования на территории Республики Крым отметим следующее.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (далее - Положение).

В соответствии с п. 17 Положения (п. 9 Положения в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2093-6/14 (далее - Постановление № 2093-6/14)) независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Автономной Республике

2 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум : учебное пособие. -М.: Проспект, 2014. С. 29.

3 Попова Л.В. Теория и история налогообложения: учебник /Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. - М.: Дело и Сервис, 2011. С. 199.

Крым (Республике Крым) и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, которые до 18 марта 2014 года проходили военную службу в Автономной Республике Крым (Республике Крым), вне зависимости от их гражданства.

В отношении города федерального значения Севастополя обратим внимание на то, что ст. 14 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»4 (далее - Закон № 2-ЗС) установлено, что независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18.03.2014, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 01.01.2015 признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в городе федерального значения Севастополе и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, которые до 18.03.2014 проходили военную службу в городе федерального значения Севастополе, вне зависимости от их гражданства.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что граждане, проживающие на территории новых субъектов РФ - Республики Крым и г. Севастополя, фактически обладают специальным правовым статусом (по отношению к остальным гражданам РФ и терминологии НК РФ) - «условный налоговый резидент РФ».

Принципиально важно отметить, что наличие данного регулятивного фактора влечет за собой для рассматриваемых категорий налогоплательщиков определённые правовые последствия.

В частности, обратим внимание на следующее: п. 1 ст. 15 Закона № 6-ФКЗ определено, что законодательство РФ о налогах (соответственно и положения ст. 218 - 221 НК РФ) применяется на соответствующих территориях с 1 января 2015 года.

В отношении граждан, проживающих на территории Республики Крым, укажем, что согласно п. 21 Положения (п. 13 в ред. Постановления № 2093-6/14) доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также от филиалов и представительств российских организаций, иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым, подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ и не облагаются подоходным налогом Украины.

В п. 8 Письма ФНС России от 02.04.2014 № СА-4-14/6035 отмечено, помимо прочего, что на основании ст. 10 Закона № 6-ФКЗ государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственных и местных учреждениях, предприятиях и организациях, функционирующих на территориях Республики Крым на день принятия её в РФ, в соответствии с законодательством РФ будет осуществляться после урегулирования их правового статуса.

Следовательно, если житель Республики Крым - «условный резидент РФ» будет получать в течение 2014 года доходы от организации (индивидуального предпринимателя), зарегистрированной в налоговых органах Республики Крым в соответствии с законодательством РФ (в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП внесены необходимые данные), то начиная с соответствующего месяца он имеет право на применение как общей ставки по НДФЛ, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13 %, так и налоговых вычетов, установленных ст. 218 - 221 НК РФ.

Однако, в соответствии с п. 1 Положения (в ред. Постановления № 2093-6/14), отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе отношения по установлению

4 иИЬ: http://www.nalog.rU/rn52/taxation/krim_sev/#title1 НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 3/2014

налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21.02.2014 (в ранее действующей редакции - на 17.03.2014).

То есть иные доходы налогоплательщика, постоянно проживающего в Республике Крым, получаемые им не от соответствующих организаций (индивидуальных предпринимателей), например полученные до 01.01.2015 от продажи имущества физическим лицам, от частнопрактикующих лиц, от организаций или индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных в субъекте, в котором проживает физическое лицо, будут подлежать налогообложению в порядке, действовавшем в Республике Крым на 21.02.2014, т.е. по Налоговому кодексу Украины без применения налоговых вычетов и налоговых ставок, установленных гл. 23 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 28.05.2014 № 03-04-05/26383).

Относительно доходов граждан, проживающих на территории г. Севастополя, можно прийти к аналогичным выводам, поскольку ч. 6 ст. 18 Закона № 2-ЗС определено, что доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а также от филиалов и представительств российских организаций, иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории города федерального значения Севастополя, подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ и не облагаются налогом на доходы физических лиц Украины.

Учитывая изложенное, приходим к заключению, что всеобъемлющее применение положений гл. 23 НК РФ, в том числе налоговых льгот для граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, несмотря на наличие у них статуса налогового резидента РФ, возможно только начиная с 1 января 2015 года.

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 21.03.2014 № 36-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.