Научная статья на тему 'Альтернативы налогообложения организаций новых субъектов Российской Федерации (Республики Крым и города Севастополя)'

Альтернативы налогообложения организаций новых субъектов Российской Федерации (Республики Крым и города Севастополя) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулькова Елена Леонидовна, Типалина Мария Валерьевна

В статье обоснована необходимость развития налогового законодательства для новых субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Раскрыты и систематизированы различные инструменты государственного налогового менеджмента, применимые для новых субъектов Российской Федерации, особое внимание уделено налоговым льготам. Выделены типичные проблемы налогообложения Республики Крым и города Севастополя в условиях адаптации к налоговой системе Российской Федерации и реализации налоговой политики государства, намечены альтернативы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулькова Елена Леонидовна, Типалина Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE TAX ORGANIZING NEW SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION (REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL)

In the article authors substantiate necessity of tax legislation development for Republic of Crimea and Sevastopol due to their joining to Russian Federation. Authors keep attention on the tax benefits and determine tools of tax management which are applicable for new subjects of the Russian Federation. Moreover acute issues of taxation are highlighted during Republic of Crimea and Sevastopol tax policy would be adapting to Russian Federation tax legislation.

Текст научной работы на тему «Альтернативы налогообложения организаций новых субъектов Российской Федерации (Республики Крым и города Севастополя)»

УДК 336.22:005.59

АЛЬТЕРНАТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ)

Аннотация. В статье обоснована необходимость развития налогового законодательства для новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Раскрытыг и систематизированыi различным инструментыi государственного налогового менеджмента, применимым для новыгх субъектов Российской Федерации, особое внимание уделено налоговым льготам. Выделены типичные проблемы налогообложения Республики Крым и города Севастополя в условиях адаптации к налоговой системе Российской Федерации и реализации налоговой политики государства, намечены альтернативы налогообложения. Ключевые слова: Республика Крыш, Севастополь, налогообложение организаций, налоговое законодательство, особым экономические зоны1, налоговым льготыи

ALTERNATIVE TAX ORGANIZING NEW SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION (REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL)

Annotation. In the article authors substantiate necessity of tax legislation development for Republic of Crimea and Sevastopol due to their joining to Russian Federation. Authors keep attention on the tax benefits and determine tools of tax management which are applicable for new subjects of the Russian Federation. Moreover acute issues of taxation are highlighted during Republic of Crimea and Sevastopol tax policy would be adapting to Russian Federation tax legislation.

Keywords: Republic of Crimea, Sevastopol, taxation of corporations, tax law, special economic zones, tax benefits.

На момент написания статьи Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя ведут работы и готовят предложения, связанные с дальнейшим развитием экономики соответствующих субъектов, в том числе рассматриваются вопросы о создании особой экономической зоны. Для эффективного включения новых субъектов в состав Российской Федерации предлагаются меры в различных сферах деятельности [7; 8]: формирование системы государственного управления на основе российского законодательства; создание Министерства развития Крыма; доведение пенсий, зарплат работников бюджетных учреждений, военных, сотрудников правоохранительных органов до российских норм; модернизация инфраструктуры здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, образовательной инфраструктуры; развитие курортного комплекса; модернизация транспортной сферы, объектов коммунальной инфраструктуры; модернизация электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения; модернизация сельского хозяйства; налаживание работы банковской и расчетно-платежной систем; переход на российскую систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на систему государственного кадастрового учета; создание особой экономической зоны (ОЭЗ).

Налоговое законодательство Российской Федерации должно учесть приоритеты развития новых субъектов, выделенные Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что согласно Федеральному конституционному закону № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет применяться на соответствующих территориях с 01 января 2015 г. [3].

Е.Л. Гулькова М.В. Типалина

Elena Gulkova Maria Tipalina

© Гулькова Е.Л., Типалина М.В., 2014

На данный момент, можно выделить несколько вариантов развития событий в сфере налогового законодательства после 01 января 2015 г.:

— постепенный переход на применение российского налогового законодательства, предоставление предусмотренных федеральным и региональным законодательством налоговых льгот;

— льготное налогообложение в условиях создания особой экономической зоны;

— льготное налогообложение при включении новых субъектов в состав территорий, на которых могут реализовываться региональные инвестиционные проекты.

Рассмотрим каждый из представленных вариантов.

Постепенный переход на применение российского налогового законодательства, предоставление предусмотренных федеральным и региональным законодательством налоговых льгот. Представленная альтернатива заключается в установлении для Республики Крым и города федерального значения Севастополя общих положений НК РФ с учетом применения налоговых льгот по установленным в законодательстве видам налогов [1; 2]. Для реализации данного варианта необходимо введение нового понятия в первую главу НК РФ в части определения категории «вновь присоединенные к Российской Федерации территории». А также следует подготовить Федеральный закон «О налогообложении вновь присоединенных к Российской Федерации территорий (Республики Крым и города федерального значения Севастополя)», в котором следует отразить основные изменения и ключевые налоговые льготы.

Поскольку положения налогового законодательства Украины отличаются от российского, целесообразно рассмотреть некоторые вводимые преобразования более подробно. При внесении поправок в НК РФ нужно учитывать ранее существовавшую налоговую нагрузку на предприятия Республики Крым и города Севастополя и попытаться не только не увеличить, а, по возможности, уменьшить налоговое бремя для улучшения финансово-экономического состояния данных регионов. Для этого требуется проанализировать некоторые положения налогового законодательства Украины по налогам и сборам [6] в сравнении с положениями НК РФ.

Налог на добавленную стоимость в Украине имеет две ставки (0 % и 17 %), которые применяются при соблюдении определенных условий, особенно при ставке 0 %. Что касается НДС в России, то в данном случае имеются ставки - 0 %, 10 % и 18 %, что, несомненно, расширяет возможности варьирования налогообложением Республики Крым и города Севастополя для улучшения финансового состояния данных регионов. Для развития Крыма могут предлагаться следующие возможные коррективы:

— внесение изменений в 21 главу НК РФ «НДС» - п. 1 ст. 145 НК РФ («Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика»). В указанной статье следует отразить, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение 12 последующих месяцев, если данные организации и индивидуальные предприниматели зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на «вновь присоединенных к Российской Федерации территориях» (соответственно, если данная формулировка будет установлена в первой части НК РФ);

— внесение изменений в п. 2 ст. 164 НК РФ, введение подпункта 6, в котором необходимо определить налогообложение по налоговой ставке 10 % при реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг) в условиях «вновь присоединенных к Российской Федерации территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в течении трех лет после использования льготного периода, устанавливаемого с помощью внесения изменений п. 1 ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика».

Все остальные положения главы 21 «НДС» сохраняются.

Акцизы. В Украине ставки дифференцированы по различным группам, идентично российским

правилам, но исчисляются в евро, поэтому налоговая нагрузка зависит от курса данной валюты (соответственно, увеличение курса влечет за собой увеличение суммы налога). В этом отношении ставки НК РФ в рублях более предсказуемые, даже несмотря на периодическое повышение, и дают возможность предприятиям планировать свое налогообложение, что уже является уменьшением налоговых рисков для организаций. Поэтому данный вид налогов будет оставаться без изменений и уплачиваться новыми субъектами в полном объеме.

Налог на прибыль. Ставка в Украине 19 %, с 2014 г. планировалась 16 %. В России - 20 %. В НК РФ более четко и ясно прописано определение доходов и расходов в целях исчисления налога, а также более приемлемая и ясная амортизационная политика для организаций, что имеет важное значение в налоговом учете и налоговом планировании.

Однако в данном случае необходимо внести коррективы для новых субъектов РФ, в частности: внесение изменений в ст. 246.1 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов». Организации, осуществляющие исследования, разработки и коммерциализацию их результатов на вновь присоединенных к РФ территориях могут иметь право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта с соблюдением всех остальных положений данной статьи. Остальные статьи данной главы остаются без изменений, так как в НК РФ уже существуют льготы по основным видам хозяйственной деятельности, которые свойственны Республике Крым и городу Севастополю.

Таким образом, при налоге на прибыль в Украине 19 % (введение 16 % ставки с 2014 г. на сегодня под вопросом) налоговая ставка ориентировочно остается на прежнем уровне, так как ставка в РФ по налогу на прибыль является 20 % и состоит из 18 % в региональный бюджет и 2 % в федеральный бюджет.

Налог на доходы физических лиц. При переходе на положения НК РФ нагрузка на граждан уменьшается, так как в Украине ставка имеет прогрессивный характер - 15 % или 17 % (ставка 15 % применяется в случае, когда сумма соответствующего дохода за отчетный месяц не превышает десятикратный размер минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года; иначе применяется ставка 17 %), а в РФ ставка фиксирована - 13 %.

Существуют различия в уплате НДФЛ по другим видам деятельности (в Украине меньше ставка при получении дивидендов, продажи недвижимого имущества и т.д.), однако в налоговом законодательстве Украины не предусмотрены различные виды налоговых вычетов, что, несомненно, является положительным моментом в НК РФ и улучшает положение новых налогоплательщиков. Поэтому уплата данного налога будет проводиться в соответствии с НК РФ.

По аналогии с социальными взносами в ПФР, ФСС, ФОМС, в украинском законодательстве существует Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Единый социальный взнос (ЕСВ) подлежит уплате в Пенсионный фонд Украины. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора. Ставки ЕСВ дифференцированы в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности. В частности, для физических лиц - предпринимателей он составляет 34,7 %. В РФ существует иная, более прозрачная и понятная система социального страхования работников, прежде всего это касается определенного в законодательстве персонифицированного учета данных взносов и их расходования адресно по каждому работнику. Очевидны несомненные преимущества законодательства РФ в данном вопросе [4].

Водный налог. В Украине сбор за специальное использование воды устанавливается и уплачивается аналогично НК РФ, однако включены подземные воды, специальное использование шахтной,

карьерной и дренажной воды, ставки в гривнах с применением коэффициентов в зависимости от вида деятельности.

Государственная пошлина. Положения НК РФ будут соблюдаться в новых регионах в полном объеме.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В Украине существует плата за пользование недрами (в том числе плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, множество платежей за транзит полезных ископаемых), устанавливается и уплачивается идентично НДПИ в России. Однако в Украине ставки от 0,5 до 39 % в зависимости от вида полезного ископаемого, категории отличаются от российских, так же как и корректирующие коэффициенты. В Российской Федерации более открытый и понятный процесс исчисления, также планируются изменения в НК РФ для улучшения положения налогоплательщиков данного налога. НДПИ для новых регионов будет исчисляться в соответствии с НК РФ с учетом всех льгот и преференций российского законодательства.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). В Украине - фиксированный сельскохозяйственный налог, исчисляется идентично налоговому законодательству РФ. Уплата данного налога в соответствии с НК РФ не составит особых трудностей для новых регионов.

Упрощенная система налогообложения. Очень актуальна для вновь присоединенных территорий, на которых функционирует большое количество небольших предприятий. В Украине существует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которая устанавливает не только правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, но и взимание единого налога. В данном случае существует ограничение по доходу и количеству наемных работников, разделение на группы налогоплательщиков идентично налоговому законодательству РФ. Ограничения налогового законодательства Украины позволяют применять данную систему только для микропредприятий (например, ограничения по численности - не более 10 человек и т.д.). Таким образом, можно выделить явное преимущество российского законодательства по налогам и сборам, так как после соответствующих изменений данную систему в России смогут применять большее количество организаций (в частности, ограничение по численности - 100 человек и т.д.).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). В законодательстве РФ выделен в отдельный вид налогообложения, что позволяет более четко и ясно определять группы налогоплательщиков, уплачивающих ЕНВД, их обязанности и систему уплаты. Для новых налогоплательщиков в Республике Крым и городе Севастополе данная система также будет иметь немаловажное значение в связи с большим количеством малых предприятий, которые будут уплачивать данный вид налога.

Патентная система налогообложения. В законодательстве Украины предусмотрен сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности: торговый патент - плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица - предприниматели), их обособленные подразделения, которые получают в установленном порядке торговые патенты и осуществляют такие виды предпринимательской деятельности: торговая деятельность в пунктах продажи товаров; деятельность по предоставлению платных бытовых услуг по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины; торговля валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты; деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей). Отдельно выделяются виды деятельности, осуществляющиеся с приобретением льготного торгового патента (особый перечень) и освобожденные от приобретения. Данная система относительно идентична с налоговым законодательством РФ, переход на российскую систему возможен без внесения изменений в НК РФ для новых налогоплательщиков.

Транспортный налог. В налоговом законодательстве Украины существует сбор за первую регистрацию транспортного средства по группам в зависимости от объема двигателя (идентично определению налоговой базы по транспортному налогу в РФ). Также имеется сбор за места для парковки транспортных средств - плательщики юридические и физические лица (объектом налогообложения является земельный участок под парковку, базой налогообложения является площадь земельного участка, отведенная для парковки и т.д.). В данном случае исчисление транспортного налога в рамках законодательства РФ более понятно и прозрачно, не смешивается с земельным законодательством, существует более высокая собираемость налога, так как взимается ежегодно со всех владельцев транспортных средств не только при первой регистрации. Однако налоговая нагрузка на налогоплательщиков повышается.

Налог на игорный бизнес. В налоговом законодательстве Украины не выделен. В Российской Федерации данный налог имеет большое значение для пополнения бюджетов регионов. Некоторые виды деятельности, для которых применяется данный налог, могут осуществляться только на определенных территориях, если Республика Крым будет признана такой территорией, то появляется возможность использования дополнительных средств, полученных в бюджет Крыма от данного вида деятельности для более интенсивного развития. Рекомендуется применение данного налога без изменений.

Налог на имущество организаций. В налоговом законодательстве Украины - налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. При переходе на НК РФ возможно внесение изменений в ст. 381 НК РФ «Налоговые льготы». Указанное изменение подразумевает освобождение организаций Республики Крым и города Севастополя от налога на имущество организаций в течение 12 последующих месяцев и далее - право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. В данном случае в первый год все предприятия Республики Крым и города Севастополя будут освобождены от уплаты данного налога, так как материальная база многих предприятий находится в критической ситуации, кроме того, данная мера дает возможность использовать денежные средства для улучшения состояния имущества. В последующие годы освободить от данного налога возможно только организации, которые будут иметь отношение к разработке и внедрению инноваций в Республике Крым и городе Севастополе.

Земельный налог. При оценке главы налогового законодательства Украины «Плата за землю» можно сделать вывод об идентичности ее с главой НК РФ «Земельный налог» (базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации; площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, коэффициенты от 1,2 до 7,5 в зависимости от региона и назначения). Данный налог может быть применен в Республике Крым без изменений за исключением добавления в ст. 387 НК РФ «Общие положения» города Севастополя как города федерального значения.

Налог на имущество физических лиц. В налоговом законодательстве Украины - налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, объединяет физические и юридические лица, в том числе нерезидентов, которые являются владельцами объектов жилой недвижимости. Ставки налога устанавливаются сельским, поселковым или городским советом в таких размерах за 1 кв. м жилой площади объекта жилой недвижимости:

— для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. м, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. м, ставки налога не могут превышать 1 % размера минималь-

ной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;

— для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. м, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. м, ставка налога составляет 2,7 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

В российском законодательстве налог на имущество физических лиц регулируется отдельным законом и не включен в НК РФ [5]. Ставки в России - 0,1-2 % от инвентаризационной стоимости, в зависимости от назначения данного имущества. При переходе на российскую систему налогообложения Республика Крым и город Севастополь данный налог будут применять без возможных изменений и дополнений в НК РФ.

Кроме того, в Украине действуют сборы, аналогов которых в налоговом законодательстве Российской Федерации не существует: сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу за природный газ для потребителей всех форм собственности, сбор за специальное использование лесных ресурсов. Соответственно, в этом аспекте для налогоплательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки.

Льготное налогообложение в условиях создания особой экономической зоны. Данный вариант сочетается с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Инновационный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ - наиболее благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, а также значительных демографических ресурсов. В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом, необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса с учетом интенсивного развития рекреации на Черноморском побережье.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. (ред. от 23 июля 2013 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Основная цель их создания - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. В таблице 1 представлены налоговые льготы, льготные механизмы, которые предоставляются для резидентов особых экономических зон.

Таблица 1

Налоговые льготы, льготные механизмы для резидентов особых экономических зон

Вид налога Налоговые льготы, льготные механизмы Порядок предоставления налоговых льгот

Налог на прибыль организаций Амортизационная политика (право применять к норме амортизации специальный коэффициент, не выше 2) Право на применение имеют организации-резиденты промышленно-производственной или туристско-рекреационной особых экономических зон в отношении собственных амортизируемых основных средств

Пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (не может быть выше 13,5 %) Может устанавливаться законами субъектов РФ для организаций-резидентов особой экономической зоны при условии ведения раздельного учета.

Налоговая ставка 0 % в федеральный бюджет Для организаций-резидентов технико-внедренческой, туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер. Указанная налоговая ставка применяется при условии ведения раздельного учета соответствующих доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в особых экономических зонах и за ее пределами

Налог на имущество организаций Освобождение от налогообложения В отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Отдельно выделены судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны

Земельный налог Освобождение от налогообложения В отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Отдельно выделены судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны

Транспортный налог Налоговые льготы При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

Кроме того, выделяют преимущества, которые не регулируются налоговым законодательством - в области страховых взносов и таможенных платежей.

Со дня вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. (ред. от 23 июля

2013 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существование особых экономических зон и свободных экономических зон за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, созданных до дня его вступления в силу, прекращается. Таким образом, формально на территории Крыма можно создать только те особые экономические зоны, которые предусмотрены законодательством, т.е. необходимо будет определить тип зоны.

Для того, чтобы использовать опыт, например, Калининградской области, необходимо внести изменения в законодательство (определить новый тип особой экономической зоны). Одно из предложений - введение нового типа особой экономической зоны - особая экономическая зона, созданная и функционирующая на определенной территории Российской Федерации с учетом ее специфического географического положения, значения для геополитических интересов Российской Федерации в целях ускорения ее социально-экономического развития.

Например, для организаций-резидентов особой экономической зоны в Калининградской области предусмотрен льготный порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, установленный ст. 288.1 и 385.1 НК РФ. Резиденты используют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне в Калининградской области, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. В течение шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области налог на прибыль, полученную при реализации инвестиционного проекта в особой экономической зоне в Калининградской области и определенную в соответствии с НК РФ, взимается по ставке 0 %. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта составляет величину налоговой ставки, установленную п. 1 ст. 284 НК РФ, уменьшенную на 50 %. Для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 0 %. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50 %.

Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Преимущества данного варианта. Режим особой экономической зоны устанавливает ряд налоговых льгот для организаций-резидентов соответствующей территории. Ключевыми из налоговых преимуществ являются льготные налоговые ставки или освобождение от уплаты налогов при соблюдении условий, установленных законодательством Российской Федерации, по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу.

Недостатки данного варианта. Организация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к резиденту особой экономической зоны. Формально на территории Крыма можно создать только те особые экономические зоны, которые предусмотрены законодательством, т.е. необходимо

будет определить тип зоны. Для использования опыта Калининградской области следует внести изменения в законодательство.

Льготное налогообложение при включении новых субъектов в состав территорий, на которых могут реализовываться региональные инвестиционные проекты. Для реализации данного варианта необходимо внесение изменений в ст. 25.8 НК РФ «Общие положения о региональных инвестиционных проектах (включение новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя)». В таблице 2 представлены налоговые льготы, льготные механизмы, которые предоставляются для организаций-участников региональных инвестиционных проектов.

Таблица 2

Налоговые льготы, льготные механизмы для организаций - участников региональных инвестиционных проектов

Вид налога Налоговые льготы, льготные механизмы Порядок предоставления налоговых льгот

Налог на прибыль организаций Пониженная налоговая ставка Для организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % и применяется в течение десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта. Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов. Особый порядок предусмотрен в случае, если налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта не получил доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, в течение трех налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Участники региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющие требованиям, предусмотренным абзацем вторым пп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ (по объему капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией), утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, предусмотренных НК РФ, начиная с 1 января 2027 г.

Вид налога Налоговые льготы, льготные механизмы Порядок предоставления налоговых льгот

Налог на добычу полезных ископаемых Порядок исчисления налога Коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, применяется участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу полезных ископаемых, начиная с налогового периода, в котором организация внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов (при соблюдении им условий лицензии на пользование недрами и выполнении требований согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта разведки и (или) разработки участка недр). Коэффициент принимается равным 0 до начала применения налоговой ставки налога на прибыль организаций, установленной п. 1.5 ст. 284 НК РФ (0 % в федеральный бюджет) в соответствии с правилами НК РФ. В течение ста двадцати налоговых периодов, считая с начала применения ставки налога на прибыль организаций, в соответствии с п. 2 ст. 284.3 НК РФ коэффициент принимается равным: 0 - в течение первых двадцати четырех налоговых периодов; 0,2 - с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период; 0,4 - с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период; 0,6 - с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период; 0,8 - с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период; 1 - в последующие налоговые периоды.

Преимущества данного варианта. Создание благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности на территориях, закрепленных НК РФ. Ключевые налоговые преимущества предоставляются по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых.

Недостатки данного варианта. Организация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам региональных инвестиционных проектов. Для реализации данного варианта необходимо внесение изменений в ст. 25.8 НК РФ «Общие положения о региональных инвестиционных проектах (включение новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

Безусловно, для реализации того или иного предложения требуются полномасштабные расчеты на базе статистических данных налоговых органов Республики Крым и города Севастополя для оценки существовавшей налоговой нагрузки и предварительной оценки налоговой нагрузки при различных вариантах применения налогового законодательства Российской Федерации. Тем не менее, в сложившихся обстоятельствах возникает необходимость достаточно быстрого принятия решения по данному вопросу. Представленные альтернативы имеют ряд как положительных, так и спорных моментов.

В частности, при любом варианте развития событий необходимо внесение изменений в зако-

нодательство. При выборе постепенного перехода на применение российского налогового законодательства необходимо ввести новое понятие в НК РФ - «вновь присоединенные к Российской Федерации территории», подготовить Федеральный закон «О налогообложении вновь присоединенных к Российской Федерации территорий (Республики Крым и города федерального значения Севастополя)», в котором будут отражены основные изменения и ключевые налоговые льготы. При выборе варианта создания особой экономической зоны необходимо будет разработать соответствующий нормативный акт, осуществить выбор типа экономической зоны. Для использования опыта Калининградской области следует внести изменения в законодательство. Одно из предложений -введение нового вида особой экономической зоны - особая экономическая зона, созданная и функционирующая на определенной территории Российской Федерации с учетом ее специфического географического положения, значения для геополитических интересов Российской Федерации в целях ускорения ее социально-экономического развития.

Став резидентом особой экономической зоны, организации получают существенные налоговые льготы, но с другой стороны, должны выполнять ряд задач (по видам предпринимательской деятельности, по объему инвестиции). Если будет избран вариант налогообложения организаций - участников региональных инвестиционных проектов, то для реализации данного варианта необходимо внесение изменений в ст. 25.8 НК РФ «Общие положения о региональных инвестиционных проектах (включение новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя)». Таким образом, любой из выбранных вариантов изменений позволит усовершенствовать налоговое законодательство Российской Федерации, снизить налоговую нагрузку для вновь присоединенных территорий, что, несомненно, даст положительные результаты в части улучшения финансово-экономического состояния и послужит толчком к развитию данных регионов.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный конституционный закон от № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».

5. Закон РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6. Налоговый кодекс Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoteka24.com/ коёек8у_икшпу/32-па^оууу_коёек8_икгату.^т1

7. Товкайло М., Лютова М., Бочарова С. Правительство может объявить Крым особой экономической зоной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/po1itics/news/24361701/na1ogovyj-raj-кгут?М1#ст

8. О социально-экономическом развитии Республики Крым и города Севастополя [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/news/11368

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.