Научная статья на тему 'Интегрирование налоговой системы Республики Крым и города Севастополя в налоговую систему Российской Федерации'

Интегрирование налоговой системы Республики Крым и города Севастополя в налоговую систему Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ИНТЕГРИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаенко Елена Викторовна

В статье рассматривается текущий порядок работы налоговых органов на территории Республики Крым и города Севастополя в рамках интегрирования в российскую налоговую систему в соответствии с российским налоговым законодательством. Подводятся итоги анализа уникального налогового законодательства на переходный период, учитывающего особенности функционирования двух налоговых систем (Украины и России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol taxation system into the taxation system of the Russian Federation

This article considers current work scheme of the taxation bodies at the territory of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol under the course of integration into the Russian taxation system according to the Russian tax legislation. The analysis of the unique tax legislation for the transitional period, considering the specialties of both taxation systems functioning (Ukraine and Russia) is in process of summing up.

Текст научной работы на тему «Интегрирование налоговой системы Республики Крым и города Севастополя в налоговую систему Российской Федерации»

© 2014 г.

Е. В. Николаенко

интегрирование налоговой системы республики крым и города севастополя в налоговую систему российской федерации

Николаенко Елена Викторовна — начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Крымскому федеральному округу, государственный советник Российской Федерации 2 класса, канд. экон. наук

(E-mail: nalogi@nalogprof.ru)

Одной из первоочередных задач становления Республики Крым и города Севастополя как самостоятельных субъектов Российской Федерации (далее - РФ) является их финансовое обеспечение, в первую очередь, за счет собственных налоговых поступлений в региональные бюджеты. Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрен в текущем году переходный период, российское налоговое законодательство в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) вводится с 1 января 2015 года. В 2014 году налоговые отношения регулируются региональным законодательством. Налогоплательщикам, действовавшим на территории Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, дано право продолжать свою деятельность до конца 2014 года в прежних организационно-правовых формах.

Вместе с тем наряду с правом осуществлять деятельность без изменения украинской организационно-правовой формы Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступил в силу с момента признания Крыма территорией РФ. Необходимо было создать условия для регистрации новых юридических лиц по российскому законодательству. Функции регистрирующего органа выполняет Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), поэтому в конце марта было создано несколько налоговых органов ФНС России, которые уже с 3 апреля 2014 года стали регистрировать новые организации и предпринимателей.

Одновременно создавались региональные налоговые службы, находящиеся в подчинении Правительств Республики Крым и города Севастополя, куда были переведены крымские сотрудники налоговых органов Министерства доходов и сборов Украины.

Кроме того, требовалось быстрое принятие региональных временных положений о налогах и сборах переходного периода Республики Крым и города Севастополя. Региональное налоговое законодательство базируется на ранее действовавшем украинском налоговом кодексе. Вместе с тем необходимо было учесть ряд особенностей. Правила оформления товарных операций, ведения бухгалтерского учета также имеют существенные отличия. Так, по украинскому законодательству реализация товара оформлялась только накладными без составления счетов-фактур, не велись книги продаж и покупок. Вместе с тем накладные вносились в единую электронную базу, что позволяло налоговым органам Крыма контролировать обоснованность заявленных вычетов по НДС по всей цепочке движения товара. Так как налогоплательщики, записи о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единый

государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), имеют хозяйственные связи с ^перерегистрированными крымскими контрагентами, у которых отсутствуют счета-фактуры, возникла необходимость в налоговом законодательстве предусматривать отличные от НК РФ условия для предоставления вычетов. В течение семи месяцев практически по каждому налогу и по многим функциям администрирования (взыскание задолженности, досудебное урегулирование налоговых споров и т.д) создавалось уникальное налоговое законодательство на переходный период, учитывающее особенности функционирования двух налоговых систем (Украины и России).

В соответствии с Указом Президента РФ, с 1 июля 2014 года ранее действовавшие на территории Крыма организации имеют право приведения своих учредительных документов в соответствии с российским законодательством. По мере проведения такой «перерегистрации» количество администрируемых региональными налоговыми органами налогоплательщиков уменьшается, и они переходят под контроль ФНС России. Так, на 1 декабря 2014 года на учете в территориальных налоговых органах ФНС России состоят более 20 тысяч налогоплательщиков.

Не логично и практически очень сложно налогоплательщикам, имеющим российские идентификаторы, платить налоги по украинскому законодательству, поэтому в региональных временных положениях о налогах на переходный период предусмотрена норма, согласно которой юридические лица и предприниматели, записи о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, имеют налоговые отношения в соответствии с НК РФ.

Таким образом, на территории Крымского федерального округа (далее - КФО) параллельно функционируют региональные налоговые органы, занимающиеся администрированием ранее действовавших налогоплательщиков, и налоговые органы ФНС России, которые в соответствии с НК РФ осуществляют контроль в отношении налогоплательщиков, записи о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Одновременно осуществлялся постепенный перевод сотрудников из региональных налоговых органов в федеральные территориальные органы, к концу 2014 года все они будут зачислены в штат налоговых органов ФНС России.

Проводя анализ функций налоговых органов Украины и России, можно сделать вывод, что украинские налоговики имели другие полномочия и в большей степени, чем российские, выполняли фискальные функции. В состав Министерства доходов и сборов Украины (далее -Миндоходов Украины) входили налоговая милиция и таможенная служба. Также налоговики занимались выдачей лицензий на производство, реализацию алкогольной продукции, контролировали соблюдение уровня минимальных цен на отдельные группы товаров, администрировали уплату арендных платежей за землю и отчислений в Пенсионный фонд Украины, поэтому было организовано взаимодействие с региональными и местными структурами по передаче несвойственных функций соответствующим органам.

В целях интегрирования налоговых органов КФО в налоговую систему РФ в текущем году проводились мероприятия по созданию налоговых органов, переводу сотрудников налоговых органов Миндоходов Украины в региональные налоговые службы, а затем в налоговые органы ФНС России, для функционирования которых решались вопросы их финансового, имущественного и материального обеспечения. Для выполнения всех функциональных обязанностей проводится массовое обучение специалистов территориальных налоговых органов по различным направлениям деятельности. На сегодня организована функция по государственной регистрации и учету налогоплательщиков, осуществляется взаимодействие с органами казначейства и обеспечивается зачисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В системе электронного документооборота выполняется функция приема налоговых деклараций и иной отчетности от налогоплательщиков, организовано взаимодействие с созданными филиалами ФКУ «Налог-сервис», проводятся камеральные проверки налоговых деклараций и при необходимости принимаются меры принудительного взыскания. Вместе со всеми налоговыми органами страны внедряется новый программный продукт «АИС Налог-3».

Налоговыми органами КФО проводится работа по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления в целях принятия нормативных правовых актов об установлении региональных и местных налогов, которые будут взиматься на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», все налоги и платежи в 2014 году зачисляются в бюджеты двух новых субъектов РФ.

Несмотря на все сложности и многообразие проводимых мероприятий по интеграции в российскую систему, налоговики КФО обеспечили в 2014 году поступления администриру-емых налогов и сборов в региональные и местные бюджеты в запланированных объемах и с ростом к уровню прошлого года не менее 30 %.

Библиографический список:

1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 12. Ст. 1201.

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 33 (часть I). Ст. 3431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.