Научная статья на тему 'Особенности оперативно-разыскного обеспечения противодействия преступлениям против свободы личности человека'

Особенности оперативно-разыскного обеспечения противодействия преступлениям против свободы личности человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ И СОКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОХИЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ / ТРЕБОВАНИЯ / ВСТРЕЧИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИНОВНЫЙ / ПОДГОТОВКА / ПОДБОР / УЧАСТНИКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЖЕРТВА / THE RIGHTS AND A PERSONAL FREEDOM / WAYS OF FULFILMENT AND CRIME CONCEALMENT / KIDNAPPING / REQUIREMENTS / MEETINGS / RESPONSIBILITY / GUILTY / PREPARATION / SELECTION / PARTICIPANTS / PLANNING / VICTIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половка Василий Васильевич

В статье рассматриваются способы умышленного преступления, сопряженные со свободой личности человека, а также действия по подготовке, совершению и сокрытию похищения с применением необходимых специальных средств, перемещением потерпевшего с применением физического или психического насилия и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Половка Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of an investigative provide counter Crimes against the freedom of the individual person

This article discusses how an intentional crime, coupled with the freedom of the human person on, as well as steps to prepare, commit and conceal the abduction with the necessary special assets, move the victim to physical or mental violence, its place retention.

Текст научной работы на тему «Особенности оперативно-разыскного обеспечения противодействия преступлениям против свободы личности человека»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

УДК 343.9

Особенности оперативно-разыскного обеспечения противодействия преступлениям против свободы личности человека

Половка Василий Васильевич, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются способы умышленного преступления, сопряженные со свободой личности человека, а также действия по подготовке, совершению и сокрытию похищения с применением необходимых специальных средств, перемещением потерпевшего с применением физического или психического насилия и т. д.

Ключевые слова: права и свобода личности; способы совершения и сокрытия преступления; похищение людей; требования; встречи; ответственность; виновный; подготовка; подбор; участники; планирование; жертва.

Features of an investigative provide counter Crimes against the freedom of the individual person

Polovka Vasily Vasilevich,

Head of the chair of Department of operational-investigative activity of bodies of Ministry of Internal Affairs of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor

This article discusses how an intentional crime, coupled with the freedom of the human person on, as well as steps to prepare, commit and conceal the abduction with the necessary special assets, move the victim to physical or mental violence, its place retention.

Key words: the rights and a personal freedom; ways of fulfilment and crime concealment; kidnapping; requirements; meetings; the responsibility; guilty; preparation; selection; participants; planning; a victim.

Современный этап развития нашего общества характеризуется сложными процессами, проблемными ситуациями, а формы их разрешения нередко оказываются тесно связаны с таким сложным социальным явлением, каким является преступность.

Гарантии прав и свобод личности, связанные с ними законотворческая и правоприменительная практика, нацеленная на их обеспечение, предполагают определенное переосмысление некоторых ранее существо-

вавших стереотипов. Это обстоятельство обусловлено глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями, принципиальным обновлением законодательства, наконец, потребностью приведения правообеспечивающих функций тех или иных органов российского государства в соответствие с конституционными и международными стандартами в области соблюдения прав человека. Это требование в полной мере относится и к правоохранительным органам,

которые выполняют разносторонние задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению личности преступника и способов их совершения.

За последнее время был принят ряд законов, отдельные нормы которых подчеркивают приоритетность превентивных мер в борьбе с преступностью. Однако демократические и правовые преобразования, а вместе с ними и экономические реформы не только не привели к прогнозируемым положительным результатам, но и усугубили проблему защиты прав законопослушных граждан в России, что в конечном итоге негативно сказывается на общественно-политической атмосфере в государстве и вместе с тем вызывает недоверие у граждан в возможность властных структур, в первую очередь правоохранительных органов, защитить их от криминальных проявлений.

Следует отметить, что высказанное суждение справедливо и для мирового сообщества в целом. Ибо «преступность во всем мире принимает такие опасные формы, с которыми совершенно не справляется уголовная юстиция, использующая традиционные средства» [1, с. 196].

В этой связи правоохранительным органам требуется концептуальное обновление своей политики в сфере борьбы с преступностью. Они должны не пассивно ожидать совершения преступлений, а вести активную работу по недопущению нарушения конституционных прав граждан, минимизации факторов, негативно влияющих на криминогенную обстановку.

Это в полной мере относится к органам МВД России. К их компетенции отнесена борьба с наиболее тяжкими преступлениями, способными нанести существенный ущерб гражданам и государству. Важным условием эффективного противодействия таким преступлениям является создание четко скоординированной системы правовых, организационных и тактических механизмов, а также обеспечение необходимых условий и процедур их реализации.

В настоящее время назрела необходимость в проведении комплексных мер, направленных на повышение уровня оперативно-разыскного противодействия похищению человека оперативными подразделениями органов МВД России как функции, имеющей «яркую социальную направленность» [2, с. 4].

Одновременно представляется очевидным, что какие бы разрозненные усилия ни прилагали различные органы по противодействию преступлениям, связанным со свободой личности человека, их сотрудники в одиночку не смогут устранить причины и условия, способствующие их совершению. Кроме того, не смогут минимизировать их совершение и оказать позитивное воздействие на лиц, попавших в поле их зрения, в целях отказа от совершения ими замышляемых преступлений и приготовительных действий к ним.

Таким образом, одной из основ общей концепции противодействия похищению человека оперативными подразделениями органов МВД России является разработка оценочных показателей их вклада в эту деятельность.

Вышеизложенное позволяет высказать суждение о том, что каждое оперативное подразделение различной ведомственной принадлежности нуждается в четком определении системы взглядов (концепции) на их роль и место в осуществлении противодействия похищению человека в соответствии с их компетенцией и особенностями решаемых задач.

В целом это означает в первую очередь необходимость четкого установления и безусловного соблюдения рамок компетенции для каждого государственного органа, учреждения, должностного лица. Установление четкой компетенции предполагает столь же четкую ответственность за принимаемые решения и конкретные действия.

Противодействие преступлениям, связанным со свободой личности человека, имеет основу в виде комплексной целостной системы используемых сил, средств и методов, определяющих общее направление этой деятельности, которая характеризуется интегра-тивными связями, имеющимися между различными организационно-тактическими формами оперативно-разыскной деятельности. В рамках этих форм она дифференцируется по объекту, предмету, субъектам и проявляется в относительно самостоятельных формах: уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных, оперативно-разыскных, криминологических, криминалистических и других [3, с. 18].

Решение этой сложной задачи предполагает разработку эффективных средств, приемов и методов, основанных на всестороннем и глубоком познании природы и содержания преступной деятельности и ее закономерностей [4, с. 38; 5, с. 14-23; 6, с. 36-38; 7, с. 5-19]. Многообразие способов совершения преступлений требует постоянного совершенствования организационных и тактических основ следственной и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

Их научная разработка служит, прежде всего, дальнейшему совершенствованию их структуры и системы, выбору их оптимальной модели, использованию «рациональных форм и методов их воздействия на социальные процессы» [8, с. 3].

Заметное место здесь занимают оперативно-разыскные силы, средства и методы органов МВД России. При этом оперативно-разыскное обеспечение противодействия совершению преступлений, включая преступления, связанные со свободой личности человека, является не самоцелью, а необходимым условием эффективности всей разведывательной и оперативно-разыскной деятельности органов МВД России.

По мнению С. В. Дъякова, приоритетность упреждения преступных проявлений позволяет «реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии, делает чище нравственную атмосферу общества, позволяет полнее реализовывать принцип демократизации общественных отношений» [9, с. 131].

В числе факторов, влияющих на эффективность оперативно-разыскного противодействия преступлениям, связанным со свободой личности человека, важная роль отводится качеству и слаженной работе всех за-

действуемых субъектов оперативно-разыскной деятельности. Эта деятельность по своей сути многосубъектная, хотя приоритет здесь принадлежит органам внутренних дел и только потом - ФСБ России.

Решение задачи противодействия преступлениям связанным со свободой личности человека, предполагает разработку эффективных средств, приемов и методов, основанных на всестороннем и глубоком познании сущности и содержания преступной деятельности и ее закономерностей [6, с. 36-38; 7, с. 5-19]. Многообразие способов совершения данных преступлений требует постоянного совершенствования организационных и тактических основ оперативно-разыскной и следственной практики. Их научная разработка служит, прежде всего, дальнейшему поиску «рациональных форм и методов их воздействия на социальные процессы» [8].

В целом управленческий цикл начинается и заканчивается с анализа и оценки управленческой ситуации, т. е. с работы с информацией. То же самое можно сказать и про решение задачи оперативно-разыскного обеспечения раскрытия и расследования похищения человека. И тут и там информация первична. Она воздействует на все функции, включая рассматриваемую нами, и решаемые при этом задачи. И чем рациональней организовано информационное обеспечение, тем обоснованней принимаются решения и осуществляется реализация целей, задач системы в целом.

По своему содержанию информационный процесс включает в себя такие операции (функции, мероприятия) органа управления или его субъектов, как «получение необходимой исходной информации об объекте и окружающей его среде (информации состояния), принятие решения (переработка и преобразование информации состояния)» [10, с. 11] и постановка задач объекту управления (оперативному сотруднику). В данном случае речь идет об организационном упорядочении получения информации, хотя сказанное может быть соотнесено и с информацией вообще [11, с. 249], и с оперативно-следственной информацией в частности.

Системный подход к проблеме реализации функции по оперативно-разыскному обеспечению борьбы с преступлениями, связанными со свободой личности человека включает в себя несколько этапов, неразрывно связанных друг с другом и представляющих своеобразную цепочку: систематизация - анализ - использование. Первым этапом является систематизация информации, поступающей из разных уровней, т. е. от низового звена городских и районных отделов до подразделений центрального аппарата МВД России.

На последующих этапах вырабатываются конкретные управленческие решения по выполнению конкретной задачи посредством подготовки и осуществления следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, ведению дел оперативного учета.

Из всей информации, обеспечивающей решение рассматриваемой задачи, исключительную важность имеют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления и, что особенно важно для научного предвидения, информация об их последующих намерениях и предполагаемых действиях для принятия адекватных мер [12,

с. 185-197; 13, с. 176-177]. Именно такую информацию добыть особенно трудно.

По мнению В. А. Лукашова, получение оперативно-следственной информации в какой-то мере связано с изучением состояния оперативной обстановки на основе анализа данных, полученных от государственных органов; представителей общественности; негласных сотрудников; оперативно-разыскных подразделений; иных служб правоохранительной системы [14, с. 3].

Кроме этого, широко используется информация, непосредственно получаемая сотрудниками подразделений криминальной милиции в процессе изучения оперативной обстановки, складывающейся на территории (объекте) оперативного обслуживания или по линии работы [15, с. 46].

В связи с этим В. А. Лукашов отмечал, что одним из путей достижения истины в ходе изучения оперативной обстановки является совершенствование информационного обслуживания, создание надежной системы управленческой и оперативно-разыскной информации [16, с. 53].

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что раскрытие и расследование преступлений, связанных со свободой личности человека, носящих замаскированный, скрытый характер, требует преимущественно мер оперативно-разыскного характера. Оперативно-разыскные мероприятия помогают и позволяют сотрудникам оперативных подразделений обнаруживать фактические данные, способствующие привлечению подозреваемых лиц к уголовной ответственности. Между тем с точки зрения теории и практики организации оперативно-разыскного обеспечения накопилось, да и ранее существовало немало проблем, которые до сих пор недостаточно исследуются и являются предметом анализа и оценок.

В различных источниках термин «организация» определяется по-разному. С. И. Ожегов понимает его как «организованность, планомерное, продуманное устройство; государственное учреждение; объединение для какой-нибудь цели; упорядочить что-нибудь» [17, с. 456].

В юридической литературе существует несколько точек зрения на понятие «организация». Так, В. Г. Афанасьев и А. М. Омаров считают, что организация - самостоятельная общая функция управления, состоящая в формировании управляющей и управляемой систем, создании состояния как их упорядоченности, так и определенных отношений между ними [18, с. 221; 19, с. 111]. В. Д. Малков, разделяя точку зрения об отнесении организации к самостоятельной функции управления, считает, что она решает задачу «формирования в системе соответствующих отношений и поддержания их на требуемом уровне, обеспечивается проектированием организационных структур, подбором, расстановкой, обучением и воспитанием кадров, текущим распорядительством, координированием и т. п.» [20, с. 20]. Являясь функцией управления, организация имеет существенное значение в рационализации деятельности подразделений органов внутренних дел. Ибо, начинаясь с определения целей и задач предстоящей де-

ятельности, она способствует правильному выбору организационной формы их реализации [21, с. 161-162].

Вместе с тем эффективность результатов применения сил, средств и методов органов предварительного расследования и дознания находится в прямой зависимости не только от организационных, но и тактических основ, которые также необходимо учитывать при решении конкретных задач борьбы с преступностью.

Семантическое понятие «тактика» употребляется в двух смысловых значениях. Во-первых, тактика - это искусство ведения дела, осуществление какой-либо деятельности. Во-вторых, тактика - это совокупность средств, методов, приемов того или иного вида деятельности [17, с. 777].

По словам А. Г. Лекаря, к понятию «тактика» применимы оба смысловых значения, ибо она предполагает использование в определенном порядке совокупности сил, средств, методов и приемов, и в то же время это искусство, поскольку в борьбе с преступностью эффективной является совокупность непрерывно совершенствуемых приемов и методов проведения необходимых мероприятий [22 с. 19].

Г. К. Синилов под оперативно-разыскной тактикой понимает «систему поисковых (разведывательных) методов и приемов, при помощи которых обеспечиваются наиболее оптимальные результаты борьбы с преступностью» [23, с. 189]. В. Г. Самойлов определяет оперативно-разыскную тактику как «систему научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций по организации, планированию и осуществлению оперативно-разыскных мероприятий, а также линии поведения лиц, участвующих в их проведении» [24, с. 7]. В. П. Шиенок оперативно-разыскную тактику представляет как «совокупность базирующихся на научных, правовых и нравственно-психологических основах приемов и способов решения частных задач оперативно-разыскной деятельности в условиях противоборства с преступниками» [25, с. 18]. В. М. Мешков и В. Л. Попов оперативно-разыскную тактику понимают как «систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по осуществлению совокупности действий, операций, производимых субъектами оперативно-разыскной деятельности, учитывающих особенности складывающейся криминальной ситуации, основанных на требованиях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и на нормах Морально-этического кодекса оперативного работника и направленных на решение задач, стоящих перед оперативным сотрудником на данном этапе» [26, с. 4].

В. А. Лукашов оперативно-разыскную тактику рассматривает в двух аспектах:

1) как комплексную систему научных положений и рекомендаций по организации оперативно-тактического планирования, а также применению апробированных практикой тактических приемов осуществления оперативно-разыскной методики различного вида и назначения, имеющих целью предупреждение, раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц;

2) как совокупность приемов и способов использования негласных и иных специальных средств, обеспечивающих наиболее быстрое и полное предотвращение или раскрытие преступлений и розыск скрывшихся преступников [16, с. 133-134].

С. С. Овчинский рассматривает оперативно-разыскную тактику как «категорию оперативно-разыскной деятельности, отражающую мышление оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для достижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы» [27, с. 329; 2, с. 274].

Несмотря на определенную дискуссионность изложенных позиций в отношении оперативно-разыскной тактики, мы полагаем, что они составляют вполне приемлемую методологическую основу.

Вместе с тем практический опыт свидетельствует, что в документировании преступной деятельности, связанной со свободой личности человека, групп (организованных групп, преступных сообществ) из предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-разыскных мероприятий наиболее результативными являются оперативное внедрение и оперативный эксперимент.

Оперативное внедрение основано на легендиро-ванном вводе сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел и лиц, оказывающих содействие, в криминальную среду или криминогенные объекты в целях разведывательно-поискового сбора информации, документирования преступных действий, содействия в пресечении и раскрытии совершенных ими преступлений, розыске скрывшихся преступников.

В зависимости от характера решаемой оперативно-тактической задачи оперативное внедрение может быть кратковременным1 и долговременным2.

Долговременное внедрение отличается от кратковременного по глубине внедрения, сложности решаемых задач и, вследствие этого, требует более глубокой конспирации.

На протяжении длительного времени в оперативно-разыскной деятельности для решения ее задач, по сущности, характеру и целям аналогичных тем, которые сейчас разрешаются с помощью оперативного эксперимента, ранее использовалась оперативная комбинация, имеющая более широкий круг решаемых ею задач [28, с. 64].

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативный эксперимент включен в число оперативно-разыскных мероприятий. Однако

1 В этих случаях добывание информации осуществляется посредством краткосрочных, рассчитанных на достижение конкретных локальных целей, легендированных контактов оперативных работников с лицами, причастными к совершению краж в организованных формах.

2 Этот вид оперативного внедрения предполагает участие внедренного субъекта в разведывательно-агентурной деятельности, имеющей форму его долгосрочного ввода в криминальную среду под надежным оперативным прикрытием.

вопрос о его понятии и содержании до сих пор остается дискуссионным.

В комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что «оперативный эксперимент - это оперативно-розыскное мероприятие, основу которого представляет психологический опыт, предполагающий активное вмешательство в деятельность наблюдаемого, испытуемого лица с целью создания условий, в которых проявляются предположения, выдвинутые для объяснения явлений и действий, проявление которых вероятно в поведении испытуемого» [29, с. 248].

На наш взгляд, наиболее удачным является определение оперативного эксперимента, данное в научно-практическом комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», подготовленном коллективом авторов Омской академии МВД России. Под оперативным экспериментом предлагается понимать «способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений» [30, с. 67].

Мы считаем, что приведенное определение более полно отражает сущность оперативного эксперимента, основания проведения, цели и задачи - не только подтверждение либо опровержение информации о конкретных лицах, выявление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших тяжкие преступления, но и получение оперативной информации об этих лицах, позволяющей изобличать их в совершенных преступлениях. При этом принципиальным является тот факт, что оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности, так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных «ловушек» и «приманок» [30, с. 67-68].

Резкий рост числа нераскрытых преступлений, связанных со свободой личности человека, требует разработки новых методик решения проблемы их раскрытия и расследования. В этой связи позволим себе остановиться на использовании нетрадиционных методов: полиграфа «детектора лжи», допросов под гипнозом, обращении за содействием к ясновидящим - способствующих осуществлению принципа неотвратимости наказания.

Специально проведенные исследования не дали однозначного ответа на вопрос об эффективности использования в оперативно-разыскной деятельности нетрадиционных методов. В то же время привлечение экстрасенсов для участия в раскрытии преступлений в повседневной работе органов внутренних дел не редкость и порой дает положительные результаты.

Так, в 13 % случаев (6 регионов) было отмечено, что по отдельным расследуемым делам информация, полученная от специалистов-экстрасенсов, или, как их именуют А. И. Скрыпников и А. Б. Стрельченко, специалистов-искателей, оказалась весьма полезной и реша-

ющим образом способствовала раскрытию преступлений [31, с. 13].

Подводя итоги, можно констатировать, что обращения органов внутренних дел за содействием в розыске к лицам, обладающим экстраординарными способностями, случаются не так редко. Однако их эффективность оказывается довольно низкой, т. к. положительные результаты применения экстрасенсорных методов раскрытия преступлений отмечены лишь в 13 % случаев.

Анализ результатов практического применения нетрадиционных методов раскрытия преступлений, которыми в ряде случаев пользуются сотрудники органов внутренних дел в виде вспомогательных приемов при раскрытии особо сложных преступлений, показывает, что с их помощью (с различной степенью надежности) могут решаться следующие поисковые задачи:

- формирование представления о том, жив или мертв человек в данный период времени;

- определение местонахождения искомых объектов: живых людей, трупов, подпольных жилищ;

- установление внешнего вида разыскиваемого неизвестного человека, его возраста, пола, рода занятий;

- выявление круга межличностных контактов и образа жизни похищенного человека на данный период времени;

- производство словесного описания жилища или транспорта, принадлежащего похищенному лицу, или которым оно пользовалось в определенных ситуациях;

- осуществление прогнозирования (в некоторых наиболее сложных случаях) времени и характера очередных преступных действий, которые совершаются одним лицом.

По мнению А. И. Скрыпникова и А. Б. Стрельченко, «преждевременно говорить об участии лиц, обладающих экстраординарными способностями, в уголовном процессе» [31, с. 18]. Однако многие ученые и практики согласны с тем, что помощь экстрасенсов может пригодиться в качестве получения ориентирующей следственные и оперативные подразделения информации, которая в дальнейшем отчасти сможет обеспечить раскрытие и расследование преступлений, связанных со свободой личности человека.

Список литературы

1. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учеб. пособие / В. Н. Кудрявцев. - М.: Форум-Инфра-М, 1998.

2. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / С. С. Овчинский; под ред. А. С. Овчинского и В. С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Нечевин Д. К. Организационно-правовые проблемы профилактической деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д. К. Нече-вин. - М.: Академия МВД СССР, 1990.

4. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы ОРД ОВД / Д. В. Гре-бельский. - М.: Академия МВД СССР, 1977.

5. Лекарь А. Г. Основы организации и тактики раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска / А. Г. Лекарь. - Киев: КВШ МВД СССР, 1979.

6. Лукашов В. А. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / В. А Лукашов. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1995.

7. Михайлов В. А. Организация раскрытия и расследования преступлений / В. А. Михайлов // Актуальные проблемы расследования преступлений: труды Академии МВД России. - М.: Академия МВД России, 1995.

8. Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. - Н. Новгород: «Н. Новгород», 1994.

9. Дъяков С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность / С. В. Дъя-ков. - М.: НОРМА, 1999.

10. Иванов В. А. Основы управления войсками / В. А. Иванов, В. П. Савельев, П. В. Шеманский. - М., 1971.

11. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М., 1997.

12. Ратинов А. Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике / А. Р. Ратинов // Правовая кибернетика. - М., 1980.

13. Коноплев В. К. Научное предвидение в военном деле / В. К. Коноплев. - М., 1974.

14. Лукашов В. А. Организация и методика информационно-аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция / В. А. Лукашов. - Омск, 1983.

15. Воробьев И. П. Оперативно-розыскная информация и основные формы использования ее при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук / И. П. Воробьев. - М., 1973.

16. Проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. избр. работ / В. А. Лукашова; сост. К. К. Горяинов, А. П. Исиченко, А. С. Вандышев. - М., 2000.

17. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 8-е изд. - М., 1970.

18. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования) / В. Г. Афанасьев. - М., 1973.

19. Омаров А. М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики / А. М. Омаров. - М., 1980.

20. Малков В. Д. Функции управления в органах внутренних дел / В. Д. Малков // Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985.

21. Криминология и организация предупреждения преступлений: учеб. пособие. - М.: Академия МВД России, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Основы тактики предотвращения преступлений органами охраны общественного порядка. - М.: Высшая школа МВД СССР, 1967.

23. Синилов Г. К. Правовые, организационные и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции / Г. К. Синилов. - М., 1975.

24. Самойлов В. Г. Оперативно-розыскная тактика органов внутренних дел / В. Г. Самойлов. - М., 1984.

25. Шиенок В. П. Оперативно-розыскная тактика органов внутренних дел / В. П. Шиенок. - Минск, 1995.

26. Мешков В. М. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия / В. М. Мешков, В. Л. Попов. - М.: «Щит-М», 1999.

27. Основы борьбы с организованной преступностью: моногр. / под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. - М.: Инфра-М, 1996.

28. Бондарь Т. И. Некоторые вопросы применения оперативного эксперимента / Т. И. Бондарь // Теоретико-прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности на современном этапе: сб. науч. трудов. - М.: Домодедово, 1998.

29. Горяинов К. К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий / К. К. Горяинов, Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков; под ред. П. Г. Пономарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

30. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: науч.-практ. комментарий / под ред. проф. В. В. Николюка. - М., 2002.

31. Скрыпников А. И. Использование экстраординарных способностей человека при расследовании преступлений / А. И. Скрыпников, А. Б. Стрельченко. -М.: ВНИИ МВД России, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.