Научная статья на тему 'Особенности ономастических фоновых знаний о Витебске у студентов-иностранцев'

Особенности ономастических фоновых знаний о Витебске у студентов-иностранцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ОНИМ-РЕАКЦИЯ / ONYM-REACTION / ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ONOMASTIC VOCABULARY / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / LINGUOCULTURAL VALUES / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / CULTURE-ORIENTED LINGUISTICS / ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ / BACKGROUND KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мезенко А.М.

В статье рассматриваются особенности ономастических фоновых знаний о Витебске и их роли в адаптации обучающихся иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe peculiarities of foreigh students' onomastic background knowledge of Vitebsk

The peculiarities of onomastic background knowledge of Vitebsk and its role in the teaching adaptation for foreign students are described in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности ономастических фоновых знаний о Витебске у студентов-иностранцев»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). № 1. Ч.1 - С. 245-249

УДК 811.161.1'373.2(476.5):378.016

Особенности ономастических фоновых знаний о Витебске у студентов-иностранцев

Мезенко А. М.

Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

В статье рассматриваются особенности ономастических фоновых знаний о Витебске и их роли в адаптации обучающихся иностранных студентов.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, оним-реакция, ономастическая лексика, лингвокультурологические ценности, лингвострановедение, фоновые знания.

Постановка проблемы. Одной из центральных проблем современного языкознания, характеризующейся различными подходами к ее рассмотрению, является проблема взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры. Тезис о культурно-исторической ценности собственных имен в настоящее время уже не нуждается в доказательствах: в онимии воплощается характер культуры каждого этноса и каждого человека-имядателя [4, с. 31]. Историко-культурный модуль любого онима, по мнению М.В. Горбаневского, «формируется как знаниями (представлениями, ассоциациями) о самом названии, так и знаниями, представлениями, ассоциациями об объекте,.. за которыми данное наименование исторически и социально закреплено»; историко-культурные знания распределяются на два подвида — общие (универсальные) и индивидуальные (ситуативные) [1, с. 25-28]; иными словами, топонимическая (и шире ономастическая - А.М.) культурно-историческая информация сводится к фоновым знаниям [2, с. 220]. Проверенным и результативным путем выявления фоновых знаний, по свидетельству Н.А.Максимчук [3], является изучение ассоциативно-культурного фона онимов. Актуальность данного исследования определяет широкий интерес, проявляемый в последние десятилетия к проблеме взаимодействия языка и культуры, языковой личности в плане совершенствования методики преподавания русского языка как иностранного.

Целью настоящего исследования является определение особенностей ономастических фоновых знаний о Витебске и их роли в адаптации обучающихся из Туркмении, стран СНГ, Китая, Ганы при «включении» их в витебский региональный социум.

Научные результаты. Ономастические фоновые знания рассматриваются как составные элементы знаний историко-культурного типа, отражающие культурные представления использующего их языкового коллектива.

Для реализации цели был проведен ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие 118 респондентов. Предварительно испытуемыми были занесены в анкету социально-биографические данные: пол, год и место рождения, образование, сфера профессиональной деятельности, время проживания в Витебске, место жительства, - а затем в течение одной минуты записаны имена собственные, с которыми у них ассоциируется название города Витебск. Таким образом количество реакций ограничивалось только временем. Исследование частотности онимов, формирующих

ассоциативно-культурный фон ойконима Витебск, позволило выявить наиболее значимые из них, формирующие структуру региональных ономастических фоновых знаний студентов-иностранных граждан, обучающихся в вузах исследуемого города.

Анализ полученных данных показал, что респондентами приведено 124 онима-реакции, употребленные ими 687 раз. По фреквентативным показателям в соответствии с разрядами имена собственные распределились следующим образом: количественно преобладающими среди онимов-реакций оказались ойкодомонимы (55 - употреблены 425 раз), другие группы урбанонимов, ойконимы и гидронимы (38 -- 206), которым несколько уступают антропонимы, в том числе имена знакомых (29 -- 56).

К числу наиболее частотных относятся 9 онимов: ВГУ имени П.М.Машерова (55 употреблений), ТЦ «Эвиком» (42), площадь Победы (36), река Витьба (30), сеть магазинов «Евроопт» (29), Ратуша (27), ТЦ Марко-Сити (пирамида, 26), река Западная Двина (24), Марк Шагал (23), - включающих в свой состав единицы, употребленные от 20 до 47% анкетируемых. Так, у каждого второго из опрошенных название города Витебск из онимов-носителей духовной культуры, заключающих в себе историко-культурную информацию, ассоциируется с названием вуза, в который они поступили учиться - Витебский государственный университет имени П.М.Машерова; у каждого третьего - с названием площадь Победы, каждого четвертого - с названием река Витьба и Ратуша; каждого пятого - река Западная Двина и именем М. Шагала, белорусского и французского художника еврейского происхождения, уроженца Витебщины, и т.д. Что же касается онимов-носителей материальной культуры, то среди наиболее частотных из них названия повседневных ориентиров в новом для студентов социуме - торговых центров, ночного клуба.

В целом информативные для описания анализируемого ойконима реакции подразделяются на три основные группы: 1) реакции-топонимы (93), 2) реакции-антропонимы (29), 3) реакции-геортонимы (2).

Первые из них четко подразделяются на: 1.1. реакции-урбанонимы, включающие 1.1.1. реакции-ойкодомонимы (55/425), тематически представленные следующими группами: 1.1. 1.1. торговые центры и магазины (18/180): «Эвиком» (42), «Евроопт»(29), «Марко-Сити» (26), «Веста» (16), «Беларусь» (12), «Континент» (11), «Корона» (11), «Витебскиепродукты» (8), «Универмаг» (7), «Ника» (5), «Омега» (2), «Пчела» (2), «5-й Элемент» (2), «Рублёвский» (2), «Европа» (2), «Пассаж» (1), «Серж» (1), «Большой» (1). Несмотря на высокую повторяемость большинства из этих названий, рассматриваться они могут лишь в качестве показателя регионального уровня лингвокультурологической ценности; 1.1.1.2. учебные и просветительские заведения (5/83): ВГУ имени ПМ.Машерова (55), ВГМУ (16), ВГТУ (6), ВГАВМ (4), Ленинская библиотека (2); 1.1.1.3. зрелищные объекты (8/53): Летний амфитеатр (18), Театр имени Я.Коласа (12), кинотеатр «Мир» (11), музей Марка Шагала

(4), Дом кино (4), Филармония (2), Художественный музей (1), КДЦ (1); 1.1.1.4. развлекательные заведения (4/22): ночной клуб «Энергия» (15), ночной клуб «Вегас» (3), ночной клуб «Зебра» (3), клуб «Планета» (1); 1.1.1.5. рестораны, бары, кафе (6/11): «Виктория» (4), Арена-пицца (2), «Да Винчи» (2), «Журавинка» (1), «ЗеленаГура» (1), «Мелоди» (1); 1.1.1.6. спортивные объекты (2/7): Ледовый дворец

(5), ВЦСК (1); 1.1.1.7. гостиницы (3/5): «Витебск» (2), «Лучеса» (2), «Эридан» (1);

1.1.1.8. производственные объекты, фирмы (2/3): «Витязь» (2), «Три кита» (1);

1.1.1.9. исторические объекты (1/27): Ратуша (27); 1.1.1.10. памятники (2/7): Три штыка (5), памятник А.С.Пушкину (2); 1.1.1.11. отдельные здания (1/6): Синий дом

(6);

1.1.2. реакции-годонимы, представленные тематической группой улицы, проспекты (14/60): ул.Терешковой (13, на улице находится общежитие),

Особенности ономастических фоновых знаний...

ул.Суворова (13, на улице находится корпус университета, где обучаются слушатели подготовительного отделения), Московский просп. (12, на проспекте расположен главный корпус университета), просп.Фрунзе (7), просп. Победы (3), Смоленская ул. (2), ул. Ленина (2), ул. Чехова (2), ул. Гагарина (1), ул. Гоголя (1), ул. Правды (1), Советская ул. (1), ул. Строителей (1), ул. Титова (1);

1.1.3. реакции-агоронимы, представленные тематической группой площади, парки (4/59): пл. Победы (36), пл. Ленина (15), пл. Свободы (7), парк Мазурино (1). Первое из указанных названий площадей приведено каждым третьим из анкетируемых неслучайно: именно с этим объектом связаны важнейшие события общественной жизни витеблян;

1.1.4. реакции-экклезионимы, представленные тематической группой церкви, соборы (2/4): Воскресенская церковь (2), Успенский собор (2);

1.1.5. реакции-гидронимы, представленные тематической группой реки (3/59): Витьба (30), Западная Двина (24), Лучёса (5). Показательно, что первое и последнее названия относятся к водным объектам регионального (областного) уровня, Западная Двина же протекает не только по территории Беларуси, но России и Латвии;

1.1.6. реакции-ойконимы, представленные тематической группой города (8/18): Витебск (5), Орша (4), Полоцк (3), Новополоцк (2), Лепель (1), Новолукомль (1), Минск (1), Сенно (1). Приведенные единицы - астионимы областного, кроме предпоследнего, уровня, встречаются в небольшом количестве анкет и не имеют высокого уровня лингвокультурологической ценности;

1.1.7. реакции-хоронимы, представленные тематической группой страны, части города (6/6): Беларусь (1), ДСК (1), Тирасполь (1), Тулово (1), Юг-7 (1), Яма (место, где проводится фестиваль «Славянский базар в Витебске») (1). Использование в качестве реакции хоронима Беларусь, вероятно, можно объяснить включением города Витебска в понятие «часть страны» или отсутствием дифференциации в восприятии отдельными иностранными студентами общенациональных (о Беларуси) и региональных (о Витебске) фоновых знаний.

2. Реакции-антропонимы (29 - 56) условно можно разделить на три тематические группы, включающие в себя имена конкретных людей. Несмотря на общее преобладание среди них имен знакомых (12/12: Александр, Андрей, Аня, Настя, Вика, Виктор, Вита , Лида, Мила, Марина, Олег, Ольга), большая значимость по количеству употреблений имен художников очевидна: количество реакций (4) и количество употреблений (29) их соотносятся почти как 1 к 5. Это значит, что именно имена художников - Марк Шагал (23), Репин (4), Пэн (1), Казимир Малевич (1), - прежде всего имя Марка Шагала, употребленное почти каждым четвертым респондентом (для сравнения среди респондентов-белорусов - каждым третьим), является показателем его принадлежности к ядру региональных фоновых знаний. Перечисленные реакции представляют уже не только региональный, но и общенациональный уровни лингвокультурологической ценности. Индекс частотности 12 характеризует и реакции тематической группы известные люди страны и города - государственные деятели, преподаватели, предприниматели, писатели (9/10): княгиня Ольга (2), Лукашенко (1), Машеров (1), Мартынов (1), Наполеон (1), Бочков (1), Солодков (1), Яковлев (1), Ирина Кураш (1), Оксана Анатольевна (1), Давид Симанович (1), Лагин (1).

3. Реакции-геортонимы (2 — 20) составляют минимальную тематическую группу, представленную названиями двух фестивалей - «Славянский базар в Витебске » (19), «Сальса-фэст» (1), первое из которых относится к общенациональному и общечеловеческому уровню лингвокультурологической ценности. Наличие этой реакции объясняется ассоциациями, имеющими отношение к фестивальной практике Витебска.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенный анализ позволяет констатировать, что ойконим Витебск представляет собой комплексный оним. Состав его ассоциативно-культурного фона формируют ойкодомонимы (55), антропонимы (29), годонимы (14), ойконимы (8), хоронимы (6), гидронимы (3), агоронимы (3), экклезионимы (2). Ядро региональных фоновых знаний инофонов шире, чем у студентов-белорусов, и включает 9 онимов, употребленных от 47 до 20 % анкетированных (ВГУ им. П.М.Машерова, «Эвиком», пл. Победы, Витьба, «Евроопт», Ратуша, «Марко-Сити», Западная Двина, Марк Шагал). Показательно, что из других разрядов онимов в реакциях студентов-иностранцев не нашли фиксации эргонимы, библионимы, зоонимы, имевшие место при анкетировании студентов -уроженцев города и Витебщины.

Реестр же наиболее частотных онимов, входящих в ассоциативно-культурный фон ойконима Витебск, свидетельствует о преобладании в его топонимной составляющей, в отличие от антропонимной, имен собственных регионального уровня лингвокультурологической ценности, как и у студентов-белорусов.

Наличие среди реакций-топонимов неофициального названия «Синий дом», обычно употребляемого витеблянами, позволяет говорить о «включенности» инофонов в естественную языковую среду, в витебский региональный социум.

Обилие онимов-носителей материальной культуры, в особенности у студентов подготовительного отделения и первых курсов, свидетельствует об ориентации их в начальный период обучения на овладение прежде всего бытовой жизнью города и о влиянии «включенности» в региональный социум на формирование фоновых знаний.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что успешное «включение» иностранных студентов в региональный социум диктует необходимость формирования у них знаний историко-культурного типа.

Список литературы

1. Горбаневский М. В. Русская городская топонимия: проблемы историко-культурного изучения и современного лексикографического описания : автореф.: дис. ...докт. филол.наук: спец. 10.02.01 - русский язык / М. В. Горбаневский. - М., 1994. - 39 с.

2. Горбаневский М. В. Русская городская топонимия: методы историко-культурного изучения и создания компьютерных словарей / М.В.Горбаневский. - М.: Об-во любителей рос. словесности, 1996. - 304 с.

3. Максимчук, Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч.1 / Н.А.Максимчук. -Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. - 204 с.

4. Материалы к серии «Народы и культуры». - М., 1993. — Вып. 25. - Кн. 1. - Ч. 1. - 260 с.

МезенкоА.М. Особенности ономастичних фоновых знань о Витебске у студентов-иностранцев // Вчен1 записки Тавр1йського нац1онального ун1верситету 1мен1 В. I. Вернадського. Сер1я «Ф1лолог1я. Соц1альн1 комун1кацИ»>. - 2014. - Т. 27 (66). № 1. Ч.1 - С.245-249

У статт1 розглядаються особливост1 ономастичних фоновых знань о В1тебске 7 гх рол1 в адаптацИ тоземных студентов.

Ключовi слова: асоцгацШны експеримент, ошм-реакцгя, ономастична лексика, лтгвокультуролог1чт цтност1, л1нгвокрагнознавство, фонов1 знанм.

Особенности ономастических фоновых знаний.

Mezenko A. ^e peculiarities of foreigh students' onomastic background knowledge of Vitebsk // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2014. - Vol. 27 (66). No 1.1 - P.245-249

The peculiarities of onomastic background knowledge of Vitebsk and its role in the teaching adaptation for foreign students are described in the article.

Key words: associative experiment, onym-reaction, onomastic vocabulary, linguocultural values, culture-oriented linguistics, background knowledge.

Поступила в редакцию 12.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.