Научная статья на тему 'Особенности онлайн-обучения творческим дисциплинам'

Особенности онлайн-обучения творческим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / творческая направленность / развитие креативного мышления / дизайнерское образование / online education / distance learning / creative orientation / development of creative thinking / design education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Наталья Юрьевна, Вадеева Мария Олеговна, Господарева Вера Константиновна, Щербаков Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются различные аспекты онлайн-образования при подготовке студентов дизайнерских специальностей, плюсы и минусы такого формата образовательной коммуникации, особенности дистанционного преподавания творческих практических и теоретических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Наталья Юрьевна, Вадеева Мария Олеговна, Господарева Вера Константиновна, Щербаков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF ONLINE LEARNING IN CREATIVE DISCIPLINES

The article focuses on the various aspects of the online education for students of the design and creative specializations, such as : the advantages and disadvantages of online education, the features of remote teaching of creative practical and theoretical disciplines.

Текст научной работы на тему «Особенности онлайн-обучения творческим дисциплинам»

УДК 37.018.43:7

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-12-15

Особенности онлайн-обучения творческим дисциплинам

Казакова Н.Ю., Вадеева М.О., Господарева В.К., Щербаков Д.Н.

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия

ORCID ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0000-0003-0006-1412, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-8090-9438, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-3446-8045, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-3081-6989, E-mail:

I

: kazakova-nu@rguk.ru : vadeeva-mo@rguk.ru : gospodareva-vk@rguk.ru : shherbakov-dn@rguk.ru

Резюме: В статье рассматриваются различные аспекты онлайн-образования при подготовке студентов дизайнерских специальностей, плюсы и минусы такого формата образовательной коммуникации, особенности дистанционного преподавания творческих практических и теоретических дисциплин.

Ключевые слова: дистанционное обучение, творческая направленность, развитие креативного мышления, дизайнерское образование. Для цитирования: Казакова Н.Ю., Вадеева М.О., Господарева В.К., Щербаков Д.Н. Особенности онлайн-обучения творческим дисциплинам // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 12-15. D0l:10.24412/2226-2296-2022-2-3-12-15

CHARACTERISTIC FEATURES OF ONLINE LEARNING IN CREATIVE DISCIPLINES Natalya YU. Kazakova, Mariya O. Vadeeva, Vera K. Gospodareva, Dmitriy N. Shcherbakov

Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), 117997, Moscow, Russia

ORCID ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0000-0003-0006-1412, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-8090-9438, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-3446-8045, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-3081-6989, E-mail:

: kazakova-nu@rguk.ru : vadeeva-mo@rguk.ru : gospodareva-vk@rguk.ru : shherbakov-dn@rguk.ru

Abstract: The article focuses on the various aspects of the online education for students of the design and creative specializations, such

as : the advantages and disadvantages of online education, the features of remote teaching of creative practical and theoretical disciplines.

Keywords: online education, distance learning, creative orientation, development of creative thinking, design education.

For citation: Kazakova N.YU., Vadeeva M.O., Gospodareva V.K., Shherbakov D.N. CHARACTERISTIC FEATURES OF ONLINE LEARNING IN

CREATIVE DISCIPLINES. History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 12-15.

D0I:10.24412/222B-229B-2022-2-3-12-15

В последнее время преподаватели многих вузов, в том и числе и готовящих специалистов творческих и дизайнерских направлений, столкнулись с довольно сложной проблемой полного или частичного перехода на удаленное обучение, что на первом этапе казалось почти невыполнимой задачей. В данной статье хотелось бы немного рассказать об опыте преподавания «на расстоянии» преподавателей кафедры промышленного дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина.

Необходимость перехода на дистанционное обучение возникла в период пандемии, и преподавателям самых разных дисциплин, в том числе и творческих, пришлось осваивать этот формат работы. «Переключение» произошло не сразу, сложность преподавания таких практических дизайнерских дисциплин, как «Основы композиции в дизайне», «Проектирование», «Макетирование», «Академическая скульптура и пластическое моделирование» состоит в том, что для студентов в процессе обучения необходима контактная работа с преподавателем, его помощь, совет, корректировка заданий. На расстоянии методы работы нужно было менять - так, чтобы не пострадал учебный процесс. Для практической работы можно было сочетать как формат конференции с общением со студентами в режиме реального времени, так и формат личного кабинета с проверкой и правкой работ, размещенных студентами после завершения задания. В качестве примера можно привести проведение занятий по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование». У дизайнера эта дисциплина яв-

ляется основополагающей для детального «тактильного» изучения формы. Во время обучения студент должен научиться основам моделирования на базе объемно-пространственного восприятия формы и развить свое креативное мышление в процессе ее стилизации. Традиционно скульптура создается в глине в мастерской за специально предназначенным для этого станком; вполне понятно, что при дистанционном обучении возникает ряд трудностей. Практические занятия выполняются студентами в домашних условиях, и основным рабочим материалом служит пластилин. Нет непосредственного контакта учитель-ученик, который является важной составляющей в учебном процессе, при этом эмоциональная связь «по вертикали» служит развитию и укреплению творческих способностей студента-дизайнера. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, преподаватель в условиях дистанционного общения очень много внимания уделяет индивидуальной работе с каждым студентом. Обсуждение работы, анализ скульптурного изображения в целом и ее составляющих - объема, контробъема, формы, пластики, силуэта и других средств художественной выразительности объекта - все это очень важно, поскольку учитываются природные данные и степень подготовки каждого начинающего дизайнера. По сути, преподаватель на расстоянии выступает сотворцом учебного задания, контролируя все этапы создания скульптурного изображения.

К творческим гуманитарным дисциплинам можно отнести «Историю искусства», «Историю дизайна», «Историю

Y2

История и педагогика естествознания

2-3 • 2022

костюма», то есть те курсы, в которых лекции чередуются с семинарами, притом, и те и другие сопровождаются демонстрацией большого количества визуального материала. Режим видеоконференции позволяет вести эти дисциплины практически без ущерба для уровня качества преподавания. Нужно сказать, что студенты легко освоили этот вид коммуникации с преподавателем и презентации по учебному курсу готовили тщательно, разнообразно, демонстрируя не только знание предмета, но и владение цифровыми технологиями. Можно отметить более активное участие студентов в семинарах по сравнению с очной формой обучения, что, видимо, связано с тем, что многие учащиеся неуверенно себя чувствуют в процессе публичного выступления, теряются перед большим количеством слушателей, не могут выигрышно подать подготовленный материал, испытывают стресс во время его демонстрации и забывают текст, которым необходимо сопроводить презентацию. Дистанционный формат обучения позволяет таким студентам чувствовать себя более свободно и не только демонстрировать свои знания, эрудицию, степень подготовки к занятию, но и спокойно, без волнения отвечать на вопросы слушателей и преподавателей. Подготовка же преподавателя к лекции, по сути, не слишком изменилась в удаленном формате, разве что от него потребовалось предварительное изучение алгоритма организации работы в режиме видеоконференции. Правда, нужно сказать, что отсутствие живого отклика на преподносимый преподавателем лекционный материал может сказываться на качестве лекции. В аудитории перед слушателями лектор сразу чувствует ослабление интереса слушателей в тот или иной момент и может быстро перестроиться, задав аудитории ряд вопросов, которые потребуют концентрации внимания на лекционном материале, или уйдя немного в сторону от основной темы, чтобы оживить внимание слушателей, или перейдя к другой презентации, или воспользовавшись каким-либо еще приемом «переключения регистров» для фокусировки внимания аудитории на излагаемом материале. В условиях дистанционного общения контролировать внимание студентов значительно сложнее, что иногда сказывается на эмоциональности подачи материала и преждевременной усталости лектора, не получающего обратной связи и «энергии зала». В отличие от семинара, где выступающий всегда чувствует интерес и поддержку преподавателя, который задает ему наводящие вопросы и приходит на помощь в случае возможной заминки с ответом, формат лекции делает, как правило, такое постоянное общение лектора и слушателей невозможным, и это можно считать главным минусом такого вида учебной работы.

Плюсом же можно считать возросшую цифровую грамотность большинства преподавателей, прошедших соответствующие курсы повышения квалификации и овладевших мастерством не только создания и совершенствования презентаций, но и корректировки творческих работ учащихся с помощью цифровых технологий.

В РГУ им. А.Н. Косыгина дистанционный формат преподавания в личном кабинете осуществляется на платформе Moodle, где первый шаг, связанный собственно с созданием курса, делает по запросу автора администратор сайта, который создает первоначальный контент, дает курсу название и определяет роли автора курса и преподавателя. При этом курс создается в уже заранее заданной оболочке, единообразной по форме и возможному содержанию. Основной этап - наполнение курса обучающими материалами, создание страниц. Данный этап создания любого курса сетевого сопровождения является очень ответственным и, как правило, наиболее сложным. В Moodle наполнение учебными материалами происходит в режиме редактирования через

функции «Добавить». При этом автору-составителю курса необходимо предварительно самостоятельно овладеть информацией о различных типах ресурсов и элементах курса, о способах их включения в систему, о типах работы с ними. Инструкции по работе с Moodle представлены в большинстве случаев на английском языке в открытом доступе, в том числе - на сайте разработчика [1].

Хотелось бы отдельно остановиться на интерактивном контенте работы на данной платформе, который особенно важен при разработке как заданий для студентов творческих специальностей, так и нестандартных, привлекательных по форме и содержанию проверочных тестов, включающих работу воображения, что априори должно быть ключевой задачей при коммуникациях со студентами, осваивающими творческие специальности. Хотя само создание теста и требует достаточно много времени на первоначальном этапе, готовый тест может быть востребован затем не одним преподавателем, а несколькими, ведущими данную дисциплину. Его можно при необходимости легко трансформировать или дополнять на протяжении многих лет. Сохраняющаяся статистика облегчает при этом анализ процесса обучения, возникающих сложностей и способствует их решению [1].

Встроенные функции Moodle предоставляют широкие возможности, однако для креативных преподавателей этих возможностей бывает мало. Тогда на помощь приходит плагин Interactive Content - H5P. Данный плагин полностью на английском языке, однако его использование интуитивно понятно [2]. Какой же контент можно добавлять с помощью этого плагина? Например, Multiplechoice (множественный выбор): вопросы, предложенные преподавателем в проверочном тесте, могут иметь один или несколько правильных ответов; Accordion (аккордеон) дает возможность сократить объем видимого текста, при этом его читатели решают, какие фрагменты более внимательно посмотреть, нажав на заголовок; Chart (диаграмма): простые статистические данные подаются в виде наглядной диаграммы; Collage (коллаж) позволяет организовать изображения в гармоничную композицию; Column (колонка) - соединение текста лекции, тестов, видео- и фотоизображений, при этом можно проявить креативность и подать предназначенный для изучения материал в остроумной игровой форме; Dragand Drop (перетаскивание) позволяет связать несколько элементов и визуально установить логические связи; Dragthe Words (перетаскивание слов) позволяет создать текст с отсутствующими фрагментами, чтобы дать возможность студенту восполнить пробелы с помощью перетаскивания слов; Fillinthe Blanks (заполнение пропусков) несколько напоминает предыдущий, но здесь нужно добавить слова в текст без подсказки; Image Hotspots (горячие точки на изображении) - создание изображений с интерактивными горячими точками, нажатие на которые позволяет видеть всплывающее окно с текстом или видео. Это только несколько примеров разработки заданий и тестов в игровой креативной форме для того, чтобы сделать обучение на расстоянии не рутинным, а по-настоящему творческим и плодотворным занятием и для преподавателя, и для студента.

Для работы над проектами в рамках дисциплины «Проектирование и моделирование в промышленном дизайне» крайне важно систематизировать и структурировать информацию об объекте проектирования. Система Moodle позволяет эффективно выдавать и контролировать задания, при этом для достижения наиболее полного освоения компетенций требуются дополнительные сторонние ресурсы, которые позволяют провести структуризацию и анализ необходимых для реализации проекта данных [3].

Первым стоит отметить ресурс под названием miro.com [4], данный ресурс позволяет организовать как индивиду-

2-3 ■ 2022

История и педагогика естествознания

Ml

н Kanban Framework + Quick Retrospective + Flowchart + Visual Table

Рис. 1. Возможности визуализации данных сервиса Miro

HT

Удаленное управление

Remote Management

Конференция

альные исследования, так и групповые. Список реализуемых возможностей представлен на рис. 1.

Студентам рекомендуются к разработке как индивидуальные майнд-кар-ты (mind maps) так и групповые, в групповом режиме, каждый студент может добавить или отредактировать каждую ветвь важной для разработки проекта информации. Групповая работа над майнд-картами позволяет инициировать более глубокую вовлеченность группы студентов в работу над исследованиями, и в частности проектами.

Вторым важным для удаленной работы и обучения ресурсом является сервис pinterest.com [5]. Особенностью этой платформы является сборка индивидуальных мудбордов и стен (лент) аналогов; при этом в конце работы над мудбордами-аналогами староста группы объединяет все доски студентов в единую ленту, тем самым достигается конвергенция исследовательской работы всех участников группы и интеграция полученной информации в собственный проект (рис. 2).

Также хочется отметить еще связку ресурсов, которые позволяют создать максимально интерактивный канал работы. Это такие системы, как Googlemeet и TeamViewer; при помощи первого устанавливается групповая видео- и аудиосвязь с возможностью делиться каждому участнику трансляцией с собственного экрана. Второй ресурс, TeamViewer, позволяет преподавателю подключаться к каждому компьютеру студента и удаленно работать в программах 2D или 3D графики, показывая мастер-классы или внося необходимые правки (рис. 3), используя для доступа к студенческому компьютеру программу TeamViewer [6]. При этом стоит отметить глубокий подход Е.С. Полат в разработке учебного пособия для вузов по теории и практике дистанционного обучения [7]. Совмещением современных технологических площадок и глубокой проработкой теоретической части коллегами-практиками у студентов и преподавателей открываются впечатляющие перспективы на развитие онлайн-обучения.

Таким образом, резюмируя сказанное выше, можно отметить, что, наверное, нет такого теоретического или практического курса, который нельзя было бы дополнить электронной версией или полностью перевести в режим

Рис. 2. Пример подборок референсов в программе Pinterest

= ± (32 Введите ID партнёра_Подключиться j Û ® âv

(D Бесплатная лицензия (только некоммерческое использование) - DenwerD

а ер

Компьютеры и контакты

Дополненная реальность (AR)

-у- Начало работы

Другие решения i.'uvi

Q TeamViewer

• Готов к подключению (безопасное соединение)

Разрешить управление

555 908

Пароль

Не ко нтро л и руе м ы й доступ

Запускать TeamViewer при загрузке Windows

Предоставить легкий доступ

Управлять компьютером

* Удаленное управление -

214

¡46

Подключиться

Рис. 3. Интерфейс подключения к удаленному рабочему столу программы TeamViewer

онлайн-обучения. Для каждого из творческих направлений возможно создание веб-страниц с теоретическим материалом, подготовка упражнений на проверку его усвоения, запись видеолекций, а также насыщение содержания видео- и аудиофрагментами и тестами. При этом выбор платформы, где будут создаваться курсы, не является столь принципиальным, потому что каждая из платформ онлайн-обучения предлагает в целом схожий инструментарий, который при необходимости может быть легко дополнен ссылками на внешние ресурсы.

М

История и педагогика естествознания

2-3 ■ 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пузейкина Л.Н., Бояркина А.В. Системы дистанционного обучения для студентов творческих специальностей // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 1. С. 71-77.

2. Как создавать интерактивный контент в Moodle. URL: https://distantplus.ru/kak-sozdavat-interaktivnyj-kontent-v-moodle/ (дата обращения 30.06.2022).

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения. URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 30.06.2022).

4. Miro (RealtimeBoard) Интерактивные доски https://ru.wikipedia.org/wiki/Miro_(RealtimeBoard) (дата обращения 30.06.2022).

5. Разработка тематических коллекций https://ru.wikipedia.org/wiki/Pinterest (дата обращения 30.06.2022).

6. TeamViewer - программное обеспечение для удаленного доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/TeamViewer (дата обращения 30.06.2022).

7. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. URL: https://urait.ru/bcode/449342 (дата обращения 30.06.2022).

REFERENCES

1. Puzeykina L.N., Boyarkina A.V. Distance learning systems for students of creative specialties. VestnikAkademii Russkogo baleta im. A.YA. Vaganovoy, 2017, no. 1, pp. 71-77 (In Russian).

2. Kak sozdavat'interaktivnyy kontent v Moodle (How to create interactive content in Moodle) Available at: https://distantplus.ru/kak-sozdavat-inter-aktivnyj-kontent-v-moodle/ (accessed 30 June 2022).

3. Vayndorf-Sysoyeva M.YE., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Metodika distantsionnogo obucheniya (Distance learning methodology) Available at: https:// urait.ru/bcode/45083B (accessed 30 June 2022).

4. Miro (Real time Board) Interaktivnyye doski (Miro (Real time Board) Interactive Whiteboards) Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Miro_(Re-altimeBoard) (accessed 30 June 2022).

5. Razrabotka tematicheskikh kollektsiy (Development of thematic collections) Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pinterest (accessed 30 June 2022).

6. TeamViewer - programmnoye obespecheniye dlya udalennogo dostupa (TeamViewer - Remote access software) Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/TeamViewer (accessed 30 June 2022).

7. Polat YE.S. Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya (Theory and practice of distance learning) Available at: https://urait.ru/bcode/449342 (accessed 30 June 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Казакова Наталья Юрьевна, д.иск., доцент, и.о. завкафедрой промышленного дизайна, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Вадеева Мария Олеговна, доцент кафедры промышленного дизайна, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Господарева Вера Константиновна, ст. препод. кафедры промышленного дизайна, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Щербаков Дмитрий Николаевич, ст. препод. кафедры промышленного дизайна, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Natalya YU. Kasakova, Dr. Sci. (Arts.), Assoc. Prof., Deputy Head Department of Industrial Design, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Mariia O. Vadeeva, Assoc. Prof., Department of Industrial Design, Kosygin

Russian State University (Technology. Design. Art).

Vera K. Gospodareva, Senior Lecturer, Department of Industrial Design,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Dmitry N. Shcherbakov, Senior Lecturer, Department of Industrial Design,

Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

2-3 • 2022

История и педагогика естествознания

Ü5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.