■а к Особенности онкологической заболеваемости у лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда
Ключевые слова:
онкологическая
заболеваемость,
вредные условия труда,
железнодорожный
транспорт
Keywords:
oncological morbidity, harmful working conditions, railway transport
Комарова А.Н.
Западно-Сибирская дирекция здравоохранения ОАО «РЖД». 630003, Российская Федерация, Новосибирск, Владимировский спуск, д. 2а. E-mail: [email protected]
Peculiarities of oncological morbidity in persons of workers in adversorally conditions of labor
Komarova A.N.
West-Siberian Health Directorate of «Russian Railways». 2a Vladimirovsy Descent, Novosibirsk, 630003, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Резюме
Спецификой онкологической заболеваемости прикрепленного населения Западно-Сибирской железной дороги является высокий удельный вес гормонально-обусловленной патологии, а также заболеваний связанных с непосредственным воздействием вредных факторов труда.
Abstract
Specificity of oncological morbidity of the attached population of the West Siberian Railway is a high specific gravity of hormonal-conditioned pathology, as well as diseases associated with direct exposure to harmful labor factors
Специфика и характер трудовой деятельности на объектах железнодорожного транспорта таковы, что на работников воздействует значительное количество вредных производственных факторов, приводящих к ухудшению их здоровья и возникновению профессиональных заболеваний, в том числе опухолевых процессов.
Цель исследования. Определить особенности онкологической патологии у лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда.
Материалы и методы. Нами был проведен ретроспективный анализ 1340 случаев онкологической заболеваемости среди работников Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД»
Результаты. Показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями в учреждениях здравоохранения Западно-Сибирской железной дороги в 1,5-1,9 раза ниже общероссийских, что связано с тем что все работающее население подвергается обязательным ежегодным медицинским осмотрам. На первом месте располагается рак молочной железы, но заболеваемость в 3 раза ниже показателей по РФ. На втором месте рак легкого, что связано с образом жизни и работы железнодорожников, высоким удельным весом курильщиков, алкоголизацией работников. На третьем месте располагается рак кожи, развитие которого связано с выраженной инсоляций работающего населения, особенно таких профессий как монтеры и бригадиры пути.
Особенностью онкологической заболеваемости является высокий уровень рака щитовидной железы и рака почки, что связано с особенностями труда железнодорожников, контактом с вредными веществами, а также необходимостью работы в ночное время, что приводит к дисинхронизации как обменных, так и эндокринных процессов в организме.
У женщин онкологическая патология выявляется уже в возрастной категории 20-24 года, в то время как у мужчин на 10 лет позже, что связано с тем что женщины чаще уделяют внимание своему здоровью. Мужчины часто скрывают имеющиеся жалобы из-за боязни идти к врачу, из-за страха
потерять место работы доводя онкологический процесс до запущенного состояния. Наибольшая заболеваемость злокачественными новообразованиями отмечена у мужчин в возрасте 65-69 лет, у женщин 60-64 года, и часто это опухоли в Ш-М стадии. Что обусловлено тем, что по выходу на пенсию больные перестают посещать лечебные учреждения и обращаются к врачу только в случае крайней необходимости.
Анализируя заболеваемость злокачественными новообразованиями в зависимости от стажа работы следует отметить 2 пиковых показателя. Это стажевые группы 11-15 лет и 25-30 лет. Первый пик заболеваемости связан с реализацией первичного контакта с неблагоприятными условиями труда, т. к. опухоль развивается через — 8-15 лет от момента воздействия повреждающего фактора. Второй пик заболеваемости связан с накоплением факторов, влияющих на развитие опухоли и как следствие этого ослаблением противоопухолевой защиты организма и развитием рака.
Наибольшая онкологическая заболеваемость отмечена среди машинистов, помощников машинистов и монтеров пути что можно объяснить непосредственным влиянием факторов труда. Но также высокая заболеваемость наблюдается среди медицинского персонала и группе работников социальной сферы, связанная вероятно всего с выраженным влиянием стресса, а также с необходимостью работы в ночное время.
Заключение. Основным профилактическим направлением железнодорожной медицины является минимизация вредного воздействия условий труда на организм работающего. Но полностью устранить вредное воздействие производственных факторов в настоящее время не представляется возможным. С одной стороны, это связано с современным техническим обеспечением отрасли, не позволяющим на всех рабочих местах организовать соблюдение гигиенических нормативов. С другой стороны, специфика работы железнодорожного транспорта связана с необходимостью круглосуточного движения поездов и обеспечением безопасности этого.
III Национальный конгресс «Онкология репродуктивных органов: от профилактики и раннего выявления к эффективному лечению», 31 мая-2 июня 2018 года, Москва