Научная статья на тему 'Состояние здоровья железнодорожников, работающих вахтовым методом на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС'

Состояние здоровья железнодорожников, работающих вахтовым методом на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / RADIATION POLLUTION / RAILWAYMEN / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панкова В. Б., Каменева Б. А.

В статье приведен анализ общих тенденций в изменении состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, трудовая деятельность которых происходит на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС. Обследованную группу составили монтеры пути, обходчики пути, осмотрщики пути и искусственных сооружений, работающие вахтовым методом. Проанализированы показатели заболеваемости монтеров пути по данным периодических медицинских осмотров в соответствии с отраслевыми регламентами, а также показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности, изучена зависимость этих данных от стажа работы в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панкова В. Б., Каменева Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATE OF RAILWAYMEN WORKING WITH WATCH METHOD ON THE TERRITORIES EXPOSED TO RADIATION POLLUTION AFTER ACCIDENT AT THE ATOMIC-ELECTRIC STATION IN CHERNOBYL (AESCH)

Analysis of general trends in health state alterations in the workers of railway transport, working activity of which is at the territories exposed to radiation pollution resulted from the accident at AESCh is presented in this paper. The railway fitters, railway rounders, railway inspectors and the inspectors of man-made structures, who work with watch manner, made a group for examination. The morbidity indices have been analyzed among the railway fitters based on the data of periodical medical examinations according to the branch regulations as the morbidity indices with a temporary

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья железнодорожников, работающих вахтовым методом на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС»

УДК 614.73:616-057:656.2

В.Б. Панкова, Е.А. Каменева

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ НА ЧАЭС

ФГУП Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены (Москва)

В статье приведен анализ общих тенденций в изменении состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, трудовая деятельность которых происходит, на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС. Обследованную группу составили монтеры, пути, обходчики пути, осмотрщики пути и искусственных сооружений, работающие вахтовым методом.. Проанализированы, показатели, заболеваемости монтеров пути по данным, периодических медицинских осмотров в соответствии с отраслевыми регламентами, а также показатели. заболеваемости с временной утратой трудоспособности, изучена зависимость этих данных от стажа работы, в профессии.

Ключевые слова: радиационное загрязнение, железнодорожники, заболеваемость

HEALTH STATE OF RAILWAYMEN WORKING WITH WATCH METHOD ON THE TERRITORIES EXPOSED TO RADIATION POLLUTION AFTER ACCIDENT AT THE ATOMIC-ELECTRIC STATION IN CHERNOBYL (AESCH)

V.B. Pankova, E.A. Kameneva AII-Russian Research Institute of Railway Hygiene, Moscow

Analysis of general trends in health state alterations in the workers of railway transport, working activity of which is at the territories exposed to radiation pollution resulted from the accident at AESCh is presented in this paper. The railway fitters, railway rounders, railway inspectors and the inspectors of man-made structures, who work with watch manner, made a group for examination.

The morbidity indices have been analyzed, among the railway fitters based, on the data of periodical medical examinations according to the branch, regulations as the morbidity indices with, a temporary loss of ability to work. Dependence of these data on occupational working duration has been studied.

Key words: radiation pollution, railwaymen, morbidity

Охрана здоровья железнодорожников и членов их семей является актуальной задачей в связи с серьезной проблемой безопасности движения поездов.

Работники преобладающего числа железнодорожных профессий работают во вредных и неблагоприятных условиях труда и, кроме того, зачастую проживают и работают на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие различных инцидентов (авария на НПО «Маяк», ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, авария на ЧАЭС).

В связи с этим представляется целесообразным проанализировать общие тенденции в изменении состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, подвергшихся воздействию вредных и опасных условий труда и одновременно попавших в зону распространения радиационного фактора. Важно в результате такого анализа более точно приблизиться к характеристике современного состояния здоровья трудовых коллективов железнодорожников, которые живут и трудятся на участках, когда-то подвергшихся выраженным радиационным воздействиям, а сегодня являющихся неблагополучными регионами по экологической и техногенно-экологической ситуации.

К числу отдаленных последствий воздействия радиационного фактора, наряду со специфическими эффектами, относятся и показатели общего уровня состояния здоровья населения, в частности, заболеваемость так называемыми «индикаторными» формами болезней. К этой категории, по мнению медицинских специалистов-радиоло-гов, относятся, в первую очередь, новообразования, аномалии развития, болезни крови, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной систем и др. [1, 2].

Ввиду того, что в зоны радиационного воздействия, как отмечалось выше, попало значительное число участков железных дорог и, соответственно, большое число работников железнодорожного транспорта, представляется актуальным изучить показатели состояния их здоровья спустя 18 лет после аварии на ЧАЭС. В качестве объекта изучения были выбраны монтеры пути, как профессиональная группа, трудовая деятельность которой проходит на открытом воздухе и, следовательно, подверженная большему риску воздействия вредных факторов окружающей среды.

Обследованные (351 человек) относительно равномерно распределены по основным трем возрастным группам от 18 до 49 лет.

По стажевым группам работники распределились следующим образом: большинство составили монтеры пути со стажем от 1 до 5 лет (38,7 %), от 6 до 10 и от 11 до 15 лет (30,8 и 28,2 % соответственно). Группы работников со стажем более 16 лет малочисленны (0,3 — 1,4 %).

При анализе соотношения больных и здоровых лиц в обследованной группе оказалось, что количество практически здоровых превышает количество лиц, имеющих то или иное заболевание (56,1 и 43,9 % соответственно). В стажевых группах анализируемые показатели распределились следующим образом: в группе от 1 до 5 лет абсолютное большинство составили практически здоровые люди (70,3 % против 29,7 %), в группах от 6 до

10 и от 11 до 15 лет данное соотношение практически уравнялось за счет увеличения количества больных лиц (52,1—52,3 % больных и 47,7 — 47,9 % практически здоровых). В стажевой группе более 16 лет количество больных людей значительно превалирует (75,0 % больных против 25,0 % практически здоровых).

У 351 обследованных лиц выявлено 214 случаев заболеваний (табл. 1). Причем, наиболее высокие показатели отмечаются в стажевых группах от 6 до 10 и от 11 до 15 лет (36,4 — 37,4 % соответственно). Обращает на себя внимание небольшое число случаев заболеваний в стажевой группе более 16 лет — 4,2 %. Вероятно, это связано с низкой численностью этой группы — всего 8 человек.

В связи с неравноценным количеством единиц наблюдения в обозначенных стажевых группах, наиболее объективным критерием является частота выявленных заболеваний (ЧВЗ) на 100 обследованных (табл. 2). При анализе данного показателя наблюдается нарастание ЧВЗ по мере увеличения стажа работы в профессии: 34,1; 71,6; 83,3 и 112,5 % соответственно вышеозначенным стажевым группам. Общий же показатель частоты выявленных заболеваний, без учета стажа работы в профессии, составляет 61 случай на 100 обследованных.

Анализ заболеваемости монтеров пути, проведенный согласно показателям профессиональной непригодности в соответствии с отраслевыми регламентами (табл. 3), выявил преобладание гипертонической болезни, нарушений остроты зрения, болезней эндокринной системы и хронических болезней среднего и внутреннего уха над другими нозологическими формами. По всей видимости, это связано с вредными и опасными производственными факторами, влиянию которых подвергаются работники данной профессиональной группы в процессе трудовой деятельности: шум, вибрация, тяжесть труда, работа в условиях дефицита времени и высокой опасности для жизни.

Далее было проведено изучение зависимости показателей заболеваемости вышеназванными нозологическими формами от стажа работы в профессии. Выявлено, что наибольшее количество случаев гипертонической болезни (эссенциальной гипертензии) наблюдается в стажевой группе от

11 до 15 лет — 28,8 %. Настораживающим является тот факт, что в относительно «молодой» стажевой группе от 6 до 10 лет данный показатель тоже достаточно высокий — 24,4 %. Такое положение дел, вероятно, обусловлено высоким уровнем физического и психоэмоционального напряжения, с одной стороны, и недостаточным уровнем профилактической работы, с другой.

Анализ распределения данных о нарушении остроты зрения в зависимости от стажа работы выявил, что самый высокий показатель данной патологии наблюдается в самой «молодой» стажевой группе от 1 до 5 лет и составляет 34,0 %. По-видимому, это свидетельствует о недостаточно четком соблюдении медицинских регламентов профотбора.

Болезни эндокринной системы чаще имеют место в «старших» стажевых группах — от 11 до 15 лет (16,3 %) и более 16 лет (22,2 %).

Таблица 1

Число выявленных заболеваний в зависимости от стажа работы монтеров пути

Стаж работы Число случаев заболеваний

абс. Р ± т

от 1 до 5 лет 47 22,0 ±2,8

от 6 до 10 лет 78 36,4 ± 3,3

от 11 до 15 лет 80 37,4 ± 3,3

более 16 лет 9 4,2 ± 1,4

Итого: 214 100,0 ± 0,0

Таблица 2

Показатели частоты заболеваний у монтеров пути в зависимости от стажа работы

Анализируемые показатели Стаж работы Всего

от 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет более 16 лет

Количество выявленных заболеваний (абс.) 47 78 80 9 214

Количество обследованных лиц (абс.) 138 109 96 8 351

Частота выявленных заболеваний (кол-во случаев) на 100 обследованных 34,1 71,6 83,3 112,5 61,0

Таблица 3

Заболеваемость монтеров пути по данным врачебно-экспертных комиссий

Нозологические формы, определяющие профнепригодность в профессии монтера пути (МКБ-Х) Число случаев %

Органические изменения и медленно прогрессирующие болезни ЦНС с незначительными неврологическими нарушениями 1 0,5

Нарушения ритма и проводимости сердца высоких градаций, представляющие риск остановки сердца, развития острой сердечной недостаточности, обморочного или других пароксизмальных состояний 2 0,9

Хр. болезни органов пищеварения тяжелого течения, с частыми обострениями, наклонностью к кровотечениям, выраженным болевым синдромом, печеночной недостаточностью, цирроз печени 1 0,5

Нарушения сердечного ритма и проводимости низких градаций с сердечной недостаточностью 0-1 ст. 4 1,9

Хр. болезни эндокарда, миокарда и перикарда без выраженных нарушений ритма и проводимости и др. состояний с высоким риском пароксизмальных расстройств 2 0,9

Функциональные нестойкие, нерезко выраженные нарушения сердечной деятельности при болезнях вегетативной нервной системы и эндокринных органов 9 4,2

Гипертоническая болезнь (эссенциальная гипертензия) 1-11 ст. без выраженного кризового течения 50 23,4

Хр. болезни легких без кровохарканья, с нечастыми обострениями и легочной недостаточностью 0-1 ст. 9 4,2

Последствия перенесенного туберкулеза легких 2 0,9

Хр. болезни органов пищеварения: выраженный гастрит, энтерит, колит, холецистит без частых обострений; болезни печени без выраженных нарушений функций, диафрагмальные грыжи симптомные 9 4,2

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки без осложнений, с нерезко выраженными и нечастыми обострениями 16 7,5

Хр. гломерулярные и тубоинтерстициальные болезни почек с почечной недостаточностью 0-1 ст. 11 5,1

Благоприятно протекающие, компенсированные болезни эндокринной системы, без осложнений 25 11,7

Врожденные аномалии и деформации (укорочение конечности более чем на 6 см, мозговая грыжа и др.) с нарушениями профессионально значимых функций соответственно статьям общих медицинских противопоказаний 1 0,5

Грыжи 2 0,9

Варикозное расширение вен нижних конечностей без выраженной хронической венозной недостаточности 1 0,5

Допустимая острота зрения 37 17,3

Аномалии цветового зрения 10 4,7

Хр. болезни среднего и внутреннего уха и их последствия с нарушением слуховой функции 22 10,3

Итого: 214 100,0

Таблица 4

Распределение по стажевым группам монтеров пути, признанных профнепригодными

с 2001 по 2003 гг.

Стаж работы Количество человек

абс. %

от 1 до 5 лет 4 19,0

от 6 до 10 лет 11 52,4

от 11 до 15 лет 2 9,5

более 16 лет 4 19,0

Итого: 21 100,0

Наибольшие показатели хронической нейро-сенсорной тугоухости имеют место в «старшей» стажевой группе (>16 лет) — 33,3 %, однако, и в «молодых» стажевых группах этот показатель обращает на себя внимание — уже при стаже от 1 до 5 лет он составляет 12,8%. Полученные данные свидетельствует о влиянии такой профессиональной вредности, как шум, на орган слуха работающих.

В ходе работы были также проанализированы показатели профнепригодности за 3 года — с 2001 по 2003 гг. (табл. 4). За данный период времени были признаны негодными к работе по состоянию здоровья 21 из обследованных монтеров пути. Самый высокий показатель профнепригодности был

зарегистрирован в относительно «молодой» стажевой группе от 6 до 10 лет — 52,4 %, что не может оставаться без внимания. Что касается распределения показателей профнепригодности по нозологическим формам, то в основном это эпизодические и пароксизмальные расстройства при цереброваскулярных болезнях, основные формы хронической ишемической болезни сердца и нарушения ритма и проводимости сердца высоких градаций.

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди обследованных монтеров пути за 2001—2003 гг. выявил положительную динамику данного показателя за указанный временной интервал: число случаев временной нетрудоспособ-

ности, равно как и количество дней нетрудоспособности имеют тенденцию к уменьшению, оставаясь, тем не менее, достаточно высокими по сравнению с аналогичными показателями в целом по отрасли.

Наиболее распространенными причинами временной утраты трудоспособности были ОРВИ, заболевания костно-мышечной системы, травмы в быту, заболевания почек, ЛОР-органов.

В связи с высокими цифрами заболеваемости некоторыми нозологическими формами (гипертоническая болезнь, снижение остроты зрения, хронические болезни внутреннего и среднего уха) и высокими цифрами профнепригодности в «младших» стажевых группах, выявленными в ходе исследования, необходимо акцентировать внимание работников лечебно-профилактических учреждений на более четком соблюдении медицинских регламентов допуска в профессию в рамках предварительных, при поступлении на работу, медосмотров, а также своевременное решение вопросов профпригодности в рамках периодических медосмотров.

Совершенствование охраны здоровья железнодорожников и членов их семей должно осуществляться в направлении конкретизации и обоснованности проводимых медико-профилактических и медико-реабилитационных мероприятий. Необходимость такого совершенствования в полной мере отвечает основным положениям Федеральных законов Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения»,

«Об использовании атомной энергии» и Федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000 — 2006 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2002 № 149 [3].

Важнейшим условием сохранения трудового потенциала работников железнодорожного транспорта, проживающих и работающих на территориях, загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС, коими являются, в том числе, и монтеры пути, являются дополнительные и медицинские мероприятия. Среди них немаловажное значение имеют меры повышения устойчивости организма к воздействию экзогенных факторов (прием адаптоге-нов, витаминов, энтеросорбентов и др.).

Важным разделом является работа по санаторно-курортному оздоровлению и пропаганда здорового образа жизни в межвахтовый период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов В.А. Результаты медицинского наблюдения за людьми, проживающими в районах, загрязненных продуктами деления: Дис. ... докт. мед. наук. — М., 1968. — 544 с.

2. Косенко М.М. Медицинские последствия облучения населения вследствие радиационных инцидентов на Южном Урале: Дис. ... докт. мед. наук. — М., 1990. — 279 с.

3. Тулушев В.Н. Радиационно-гигиенические аспекты безопасности труда железнодорожников и транспортных строителей: Автореферат дис. . канд. мед. наук. — М., 2002. — 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.