Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА'

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1109
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / БОРТОВАЯ АПТЕЧКА / FIRST AID / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / AIRCRAFT / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / PRIMARY HEALTH CARE / FLIGHT KIT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Герасимов Д. В.

Подчеркивается необходимость присутствия медицинского работника и набора медицинских средств для оказания первой и первичной медико-санитарной помощи на воздушных судах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FIRST AID AND PRIMARY HEALTH CARE ON BOARD AN AIRCRAFT

The paper gives evidence that there should be a medical worker and a kit of medical products for providing first and primary health care on aircraft

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА»

© Д.В. Герасимов, 2017

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Д.В. Герасимов, канд. мед. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва E-mail: [email protected]

Подчеркивается необходимость присутствия медицинского работника и набора медицинских средств для оказания первой и первичной медико-санитарной помощи на воздушных судах.

Ключевые слова: первая помощь, воздушное судно, первичная медико-санитарная помощь, бортовая аптечка.

Каждый год, по оценке Министерства транспорта РФ, услугами российских авиакомпаний пользуются >80 млн пассажиров. Количество медицинских инцидентов, возникающих во время полета, составляет примерно 1 на 11 тыс. пассажиров. Кроме того, на авиационном транспорте нередки чрезвычайные ситуации, которые имеют ряд специфических особенностей, требующих не только умелого использования аварийно-спасательного оборудования, но и медицинских средств.

Согласно Федеральным авиационным правилам, пассажир сам должен следить за своим здоровьем и определять степень своей готовности к перелетам [1]. Это - общемировая проблема, так как нередко в полет отправляются люди, имеющие хронические заболевания даже в стадии обострения, что повышает вероятность возникновения неотложных медицинских ситуаций.

К группе риска во время авиаперелетов относятся в первую очередь пассажиры с сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями, а также люди, страдающие сахарным диабетом и психотическими

расстройствами. Спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем могут перепады давления, низкая влажность воздуха на борту, вынужденная многочасовая малоподвижность и, конечно, аварийные ситуации [1-3].

И хотя в 70% случаев неотложных медицинских ситуаций бортпроводники управляются без помощи медиков, отсутствие возможности оказания адекватной медицинской помощи на борту воздушного судна остается актуальной проблемой [3,4].

Согласно методическим рекомендациям «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями», утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта 09.12.13 г., на борту воздушного судна в рейсе может быть оказана первая помощь и первичная медико-санитарная помощь. В рейсе также могут проводиться первичные мероприятия в случаях выявления больного, подозрительного на контагиозные, карантинные инфекционные заболевания и инфекционные болезни неясной этиологии, имеющие важное международное значение [2,3,5].

Поскольку первая помощь оказывается до медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью человека, экипаж воздушного судна, согласно Федеральному закону РФ [6] и международным медико-санитарным правилам [5], обязан иметь соответствующую подготовку. Таким образом, первую помощь пассажирам в рейсе оказывает бортпроводник, или, при отсутствии кабинного экипажа, -члены летного экипажа, в частности второй пилот, прошедший соответствующий инструктаж. То есть члены экипажа воздушного судна обязаны знать стандарты оказания первой помощи и симптомы инфекционных заболеваний. Изучение стандартов оказания первой помощи и отработка навыков оказания первой помощи входят в программу подготовки бортпроводников по авиационной медицине; такие занятия должны проводиться не реже 1 раза в 24 мес [2, 6, 7].

В случае выявления во время рейса пассажира, нуждающегося в первой помощи, бортпроводник докладывает о данном факте старшему бортпроводнику ка-бинного экипажа и командиру воздушного судна [2].

ШКТУАЛ Ь НАЯ

Для оказания первой помощи в рейсе применяется комплект первой помощи с вложенным в него руководством, который имеет право использовать любой член экипажа. Важно, что в рамках оказания первой помощи в рейсе не рекомендуется самостоятельно давать или назначать лекарственные препараты пассажиру, но если пассажир просит лекарственный препарат, бортпроводник предлагает ему на выбор имеющиеся препараты из комплекта. Недопустимо использовать лекарственные препараты пассажира и лекарственные препараты, не допущенные к обращению в Российской Федерации, а также лекарственные препараты и медицинские изделия с истекшим сроком годности [2, 7].

Первичную медико-санитарную помощь в рейсе в экстренной или неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний оказывает пассажир с медицинским образованием и соответствующей подготовкой с использованием лекарственных средств. В зависимости от образования медицинского работника первичная медико-санитарная помощь может быть доврачебной и врачебной. Для привлечения пассажира рейса с медицинским образованием к оказанию медицинской помощи следует воспользоваться громкоговорящей связью [2, 6, 8].

Для оказания первичной медико-санитарной помощи в рейсе используется комплект медицинских средств, а при недостаточности его содержимого -и комплект первой помощи. Комплект медицинских средств имеет право использовать только пассажир с медицинским образованием, находящийся на борту воздушного судна, и только в случае крайней необходимости (принятие родов) - член кабинного экипажа [2].

Если после оказания первой помощи и, при наличии медицинского работника, - первичной медико-санитарной помощи состояние пассажира не улучшается, появляются признаки, угрожающие жизни, бортпроводник докладывает об этом командиру воздушного судна, который имеет право произвести вынужденную посадку. Для встречи пассажира медицинским работником с санитарным транспортом командир воздушного судна передает информацию в аэропорт прибытия [2].

По завершении оказания первой помощи, первичной медико-санитарной помощи и первичных противоэпидемических мероприятий на борту воздушного судна заполняется «Бланк оказания помощи на борту воздушного судна» (см. форму бланка). Бланк составляется в 2 экземплярах; 1 выдается пассажиру, которому оказывали помощь, а 2-й прикладывается к заданию на полет и возвращается в авиакомпанию. Копия бланка в дальнейшем передается в медицинскую службу авиакомпании для учета. Оформление бланка производится разборчиво, с заполнением всех граф, бортпроводником при оказании первой помощи

или медицинским работником при использовании комплекта медицинских средств [2].

Набор медицинских изделий, перевязочных материалов, инструментов и приспособлений, предназначенных для оказания первой помощи, а также лекарственные препараты для оказания медицинской помощи на борту воздушного судна составляют бортовую аптечку [2, 3].

На сегодня не существует определенных требований к содержимому аптечек на воздушном транспорте. Их комплектуют согласно методическим рекомендациям по обеспечению воздушных судов [2], а также на основании требований Конвенции о международной организации гражданской авиации и стандартов IOSA [3, 5]. Содержимое бортовой аптечки и количество медикаментов варьируется в зависимости от авиакомпании и пассажировместимости судна, причем комплект медицинских средств рекомендуется иметь только на воздушных судах с кабинным экипажем при числе пассажирских кресел >100 и продолжительности полета >2 ч [2].

В соответствии с рекомендациями, в состав аптечки обычно входят 3 комплекта: комплект первой помощи, комплект медицинских средств и комплект универсальный профилактический [2, 3, 5].

Комплект первой помощи (first aid kit) представляет собой комплект медицинских изделий, лекарственных препаратов и прочих средств, предназначенных для оказания первой помощи на борту воздушного судна (анальгетики, противовоспалительные, противорвотные и антигистаминные средства, перевязочный материал, антисептик, термометр, бланк оказания помощи и др.).

Комплект медицинских средств (medical kit) - комплект лекарственных препаратов, медицинских изделий и прочих средств, предназначенный для оказания первичной медико-санитарной помощи на борту воздушного судна (растворы для внутривенных и внутримышечных инъекций, медицинские предметы и оборудование для реанимационных мероприятий, комплект для принятия родов, таблетированные лекарственные препараты и др.).

Универсальный профилактический комплект (universal precaution kit) - комплект медицинских изделий и прочих средств, предназначенный для организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на инфекционное заболевание (индивидуальные средства защиты, антисептические и дезинфицирующие средства, инструкция по действиям экипажа и др.).

Таким образом, в настоящее время в случаях ухудшения самочувствия пассажиров на борту воздушных судов российские авиакомпании руководствуются международными рекомендациями, согласно которым первую помощь пассажирам в рейсе оказывает борт-

3 1JJJJ

5 or i J w I

ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА

Дата №2 рейса ФИО бортпроводника, принимавшего участие в оказании первой медицинской помощи

Информация о пассажире, которому оказана помощь

Фамилия, инициалы Подпись

Контактная информация Телефон Адрес проживания:

Причина использования комплекта

Наименование лекарственного средства, медицинского изделия из комплекта Кол-во Подпись бортпроводника

Эффективность принятых мер

II II II

Сведения о медицинском работнике из состава пассажиров на борту ВС в рейсе**

Фамилия, инициалы Подпись

Специальность

Контактные данные телефон Адрес проживания:

рыми должна быть укомплектована аптечка на борту самолета, выработать требования к содержанию бортовых аптечек и определить ответственность за отсутствие в них обязательных препаратов, а также регламентировать доступ к лекарствам бортпроводников и пассажиров с медицинским образованием.

Эти вопросы пока остаются нерешенными, но каждый медицинский работник должен знать, что, оказавшись на борту самолета и ответив на запрос персонала, он вступает в формальные отношения с пациентом и персоналом авиакомпании, которые регламентируются законами страны, в которой зарегистрирован самолет. Поэтому он должен не только оказать первичную медико-санитарную помощь с использованием имеющихся на борту медицинских средств, но и правильно оформить бланк оказания помощи и, возможно, нести ответственность за неправильные действия.

Форма бланка оказания медицинской помощи на борту воздушного судна

проводник, для которого обязательны изучение стандартов оказания первой помощи и отработка практических навыков; они входят в программу подготовки по авиационной медицине.

Оказание же первичной медико-санитарной помощи на воздушных судах регламентировано присутствием медицинского работника и наличием необходимых медицинских средств, уровнем его образования, специализацией и соответственно с учетом того, в каком объеме он имеет право оказать медицинскую помощь в рамках правового поля, не уточняются также ответственность медицинских работников за осложнения в результате их действий и назначений с точки зрения определения диагноза и применения медикаментозных средств, необходимый перечень которых также не регламентирован.

Итак, для повышения качества авиаперевозок, сохранения жизни и здоровья пассажиров необходимо строго регламентировать, кто может и должен оказывать медицинскую помощь на борту воздушного судна в рейсе, создать четкий алгоритм медицинских мероприятий и обеспечить согласование действий на борту с медицинским центром на земле. То есть через радиоканал круглосуточно должен быть доступен консультант, способный оперативно обеспечить лиц, оказывающих помощь, необходимой информацией и осуществлять руководство их действиями для поддержания жизнеспособности больного до посадки самолета. Необходимо также четко определить состояние больного пассажира, при котором командир воздушного судна обязан совершить экстренную посадку. Кроме того, следует составить обязательный перечень лекарственных средств и медицинских предметов, кото-

Литература

1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации 2009 №128 от 31.07. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»;

2. Методические рекомендации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» М., Федеральное агентство воздушного транспорта: 2013.

3. Конвенция о международной гражданской авиации. «Эксплуатация воздушных судов». Издание девятое, Монреаль, Канада, 2010 (Приложение 6).

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №147 от 12.09.2008 г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».

5. Руководство по гигиене и санитарии в авиации. Швейцария, Женева: ВОЗ. 2009.

6. Федеральный закон Российской Федерации №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Приказ Минздравсоцразвития России №477н от 04.05.2012 г. «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №543н от 15.05.2012 г. «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

FEATURES OF FIRST AID AND PRIMARY HEALTH CARE ON BOARD AN AIRCRAFT D.V. Gerasimov, Cand. Med. Sci. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow The paper gives evidence that there should be a medical worker and a kit of medical products for providing first and primary health care on aircraft

Key words: first aid, aircraft, primary health care, flight kit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.