Научная статья на тему 'Медицинская помощь во время авиаперелета как актуальная проблема логистического сервиса российских авиакомпаний'

Медицинская помощь во время авиаперелета как актуальная проблема логистического сервиса российских авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
171
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИЦИНА / АВИАКОМПАНИИ / LOGISTICS SERVICE / SECURITY / MEDICINE / AIRLINES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Станкевич Д.Ю.

Во время совершение авиаперелетов безопасность пассажиров является первостепенной задачей авиакомпаний. Медицинская помощь является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности. Освещены основные препятствия для обеспечения врачебной помощи во время полета, а также предоставлены пути преодоления этих препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical assistance during the flight - is an actual problem of logistics service of Russian airlines

During the air travel, the safety of passengers is a primary task. Medical assistance is one of the key security factors. The article highlights the main obstacles for quality health care during the flight, as well as we have ways to overcome these obstacles.

Текст научной работы на тему «Медицинская помощь во время авиаперелета как актуальная проблема логистического сервиса российских авиакомпаний»

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 656

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВО ВРЕМЯ АВИАПЕРЕЛЕТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

Д. Ю. Станкевич Научный руководитель - О. А. Алемжина

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56 E-mail: daristanofficial@gmail.com

Во время совершение авиаперелетов безопасность пассажиров является первостепенной задачей авиакомпаний. Медицинская помощь является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности. Освещены основные препятствия для обеспечения врачебной помощи во время полета, а также предоставлены пути преодоления этих препятствий.

Ключевые слова: логистический сервис, безопасность, медицина, авиакомпании

MEDICAL ASSISTANCE DURING THE FLIGHT - IS AN ACTUAL PROBLEM OF LOGISTICS SERVICE OF RUSSIAN AIRLINES

D. Y. Stankevich Scientific supervisor - O. A. Alemzhina

Novosibirsk state University of economics and management 56, Kamenskaya st., Novosibirsk, 630099, Russian Federation E-mail: daristanofficial@gmail.com

During the air travel, the safety of passengers is a primary task. Medical assistance is one of the key security factors. The article highlights the main obstacles for quality health care during the flight, as well as we have ways to overcome these obstacles.

Keywords: logistics service, security, medicine, airlines.

Отсутствие квалифицированной медицинской помощи на борту самолета - это одна из актуальных проблем авиации в России на сегодняшнее время. Человеческие жизнь и здоровье стоят на первом месте перед перевозчиком, так как перелет, особенно на большие расстояния, является большим стрессом на организм пассажира, его сердечно-сосудистую и нервную системы.

Врач Московского Государственного Медицинского Университета им. Сеченева Антон Родионов на своей странице в социальной сети Facebook описал процесс предоставления им медицинской помощи человеку с диагнозом «Абстинентный синдром». При этом врач отметил, что требовалось разрешение с земли применения того или иного препарата, а так же, что аптечка на борту не соответствует современным требованиям - многие препараты уже не используются, а некоторые вводятся лишь при использовании определенных медицинских аппаратов, которые отсутствуют на борту самолета.

Во время полета умирает 97 человек на сто тысяч, и из этих 97 пятьдесят человек из-за «сердечных» причин. На развитие сердечно-сосудистых патологий, к примеру, влияет относительная обездвиженность, которая создает отеки в ногах, что может привести к увеличению нагрузки на сердце, риску образования тромбов у людей с варикозным расширением вен или тромбофлебитом и, как следствие, к инфаркту или инсульту, а варикозным расширением вен страдают 20-30%матерей. Влияние имеют и другие факторы: шум, вибрация, давление, и, конечно же, страх. Из-за страха и нервов организм начинает вырабатывать адреналин, так называемый «гор-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

мон движения», но, из-за отсутствия движения, вся энергия уходит на повышения давления и сопутствующий спазм сосудов, что тоже близко к инфаркту и инсульту. Перечисленные факторы и причины могут привести, к так называемому, синдрому внезапной смерти» - фибрилляции желудочков сердца. Больного с этим синдром может спасти вовремя задействованный дефибриллятор, при этом вероятность выжить у больных с фибрилляцией желудочков, по современным литературным данным, снижается на 7-10 % в каждую последующую минуту. Проще говоря, дефибриллятор обязан быть на борту самолета, потому что в данном случае скорость имеет колоссальное влияние [1].

В соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Главой 5. Статьёй 32. «Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями», при этом под Медицинской организацией понимается «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность» [2].

Вызваться добровольцем - очень рискованный для врача поступок, так как вышеописанный закон связывает ему руки - в случае ошибки и гибели пассажира, на него ложится ответственность не только за то, что он виновен в неудачи с пациентом, но и в том, что он занимался медицинской деятельностью вне медицинской организации.

Во избежание подобных инцидентов, в том случае, когда самолет пролетает рядом с каким-либо городом, он может совершить экстренную посадку с вызовом скорой медицинской помощи или бригады МЧС. Но при этом много времени уходит на совершение посадки и прибытие бригады.

В связи с этим было составлено несколько вариантов, как можно изменить ситуацию с медициной во время перелета:

1. В первую очередь следует сделать ревизию медицинских аптечек каждой авиакомпании, в соответствии с международным стандартом и с консультацией практикующих врачей. Последнее поможет оптимально составить список препаратов, необходимых в самых критичных случаях.

2. Создание каждой авиакомпанией личного медицинского центра с лицензией, в котором будут обучать бортпроводников с медицинским образованием. В этом случае требуется, что бы на каждом рейсе среди экипажа был человек, который может оказать экстренную медицинскую помощь с консультацией с земли лично, а не через пилота. Либо даже без консультации, если это не требуется. Таким образом авиакомпания сможет стать частично медицинской организацией и предоставлять услуги медицинской помощи пассажирам.

3. Вариант, связанный с внесением поправок в законодательство может потребовать значимых событий, которые крайне нежелательны - большое количество пострадавших во время полета в связи с отсутствием врачей, либо же чего-то подобного. Так что следует искать варианты, которые не связаны с изменением законодательства Российской Федерации.

Одним из примеров решения этой проблемы является совместная программа лояльности немецкой и австрийской компании. Lufthansa и Austrian Airlines запустили программу по набору практикующих врачей, для оказания медицинской помощи своим пассажирам. Врачи в этом случае получают страхование ответственности перед третьими лицами - «в отношении возможных регрессных требований со стороны пассажира, которому оказывалась помощь», а так же дополнительные бонусы, в виде 5000 миль, промо-код на билет в размере 50 евро, багажные бирки с пометкой «Doctor on board» возможность слушать курсы медицинской службы, пока лишь на немецком языке и платно, экземпляр «Справочника по авиационной медицине и неотложным состояниям во время полёта», а так же дополнительные акции для участников этой программы [1, 3].

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

Этот вариант обеспечения рейсов авиалиний врачами также можно взять на вооружение, но может быть встречено негативно со стороны законодательства.

К сожалению, без изменения законов, которые касаются медицинской помощи, обеспечение авиакомпаниями безопасности пассажиров во время полета является достаточно рискованным, затратным и трудоемким процессом. Но в случае выбора какого-либо проекта, и обеспечение оного налаженной системой, процесс станет легче.

Библиографические ссылки

1. Авиакомпания Lufthansa, проект по предоставлению страховки врачам, участвующим в программе «врач на борту»: http://www.lufthansa.com/ru/ru/doctor-on-board

2. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»

3. Логистические системы в глобальной экономике [Электронный ресурс]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 марта 2017 г., Красноярск) : электрон. сб. / Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. - Красноярск, 2017 с. 620-625

© Станкевич Д. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.