Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / мнения пациентов / система здравоохранения / неотложная медицинская помощь / pandemic / patient opinions / healthcare system / emergency medical care / пандемия / пациенттердің пікірлері / Денсаулық сақтау жүйесі / жедел медициналық көмек

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Утаганов Бакыт Кустаевич

Важной задачей как системы здравоохранения в целом, так и ее отдельных структурных элементов является оказание качественной медицинской помощи, направленной на достижение оптимально возможных показателей общественного здоровья и высокого уровня удовлетворенности населения [1]. Уровень удовлетворенности населения медицинской помощью в последние годы становится важной структурной составляющей комплексной оценки деятельности здравоохранения. Обращение к общественному мнению позволяет выявить проблемы, которые не доступны для отражения цифрами официальной статистики. Сумма субъективных оценок, получаемая на правильно структурированных репрезентативных выборках, открывает возможности для совершенствования деятельности медицинских организаций с учетом реальных потребностей пациентов [2]. В настоящее время оценка удовлетворенности в основном осуществляется на основании использования социологического метода, который состоит в изучении мнения пациентов о различных аспектах качества медицинской помощи на основании анкетирования по специально разработанной программе. В условиях процесса улучшения качества стационарных услуг изложенный подход все больше вызывает интерес у специалистов в области организации здравоохранения [3, 4]. В этих условиях возрастает актуальность научного обоснования, разработки и внедрения таких организационных технологий, которые бы позволяли более эффективно использовать ресурсы здравоохранения Повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи является одной из значимых задач, стоящих перед каждой медицинской организацией. На сегодняшний день в условиях поиска новых подходов к повышению качества оказания медицинской помощи мнение пациентов служит одним из критериев в комплексной оценке деятельности стационара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Утаганов Бакыт Кустаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROVIDING EMERGENCY MEDICAL CARE DURING A PANDEMIC (LITERATURE REVIEW)

The practice of medicine in the context of a pandemic has many drawbacks: limited medicines and medicines, increased working hours, lack of medical infrastructure and public health infrastructure due to a sharp increase in morbidity, and the list goes on. But we, health professionals, are also lucky to witness a global pandemic, when more and more new information is emerging. The lack of definitive management protocols, treatment plans tested in desperation, and the lack of rigorous clinical trials may interfere with optimal treatment, but we need to monitor the literature more closely to ensure the best treatment available to our patients.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

когамдык, денсаулык, сактау боиынша орта-азиялык,

гылыми-практикалык; журналы

УДК 616.34-089.86

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Утаганов Бакыт Кустаевич

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан

Актуальность: Важной задачей как системы здравоохранения в целом, так и ее отдельных структурных элементов является оказание качественной медицинской помощи, направленной на достижение оптимально возможных показателей общественного здоровья и высокого уровня удовлетворенности населения [1]. Уровень удовлетворенности населения медицинской помощью в последние годы становится важной структурной составляющей комплексной оценки деятельности здравоохранения. Обращение к общественному мнению позволяет выявить проблемы, которые не доступны для отражения цифрами официальной статистики. Сумма субъективных оценок, получаемая на правильно структурированных репрезентативных выборках, открывает возможности для совершенствования деятельности медицинских организаций с учетом реальных потребностей пациентов [2]. В настоящее время оценка удовлетворенности в основном осуществляется на основании использования социологического метода, который состоит в изучении мнения пациентов о различных аспектах качества медицинской помощи на основании анкетирования по специально разработанной программе. В условиях процесса улучшения качества стационарных услуг изложенный подход все больше вызывает интерес у специалистов в области организации здравоохранения [3, 4]. В этих условиях возрастает актуальность научного обоснования, разработки и внедрения таких организационных технологий, которые бы позволяли более эффективно использовать ресурсы здравоохранения Повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи является одной из значимых задач, стоящих перед каждой медицинской организацией. На сегодняшний день в условиях поиска новых подходов к повышению качества оказания медицинской помощи мнение пациентов служит одним из критериев в комплексной оценке деятельности стационара. Ключевые слова: пандемия, мнения пациентов, система здравоохранения, неотложная медицинская помощь

Цель исследования: провести литературный обзор на организацию неотложной медицинской помощи в период пандемии и дать рекомендации по ее улучшению.

Результаты: Исторически сложилось так, что в глобальной политике в области здравоохранения особое внимание уделялось многочисленным вертикально ориентированным программам, которые были сосредоточены на охране здоровья матери и ребенка и борьбе с инфекционными детскими заболеваниями [1]. Это привело к тому, что основные учреждения общественного здравоохранения сосредоточили свою поддержку на выборочных программах, направленных на решение приоритетных заболеваний и мероприятий [2]. К сожалению, вертикальные программы не способствуют развитию сильных и эффективных систем оказания медицинской помощи. Слабость этого подхода наиболее очевидна во время кризисов, таких как чрезвычайные медицинские ситуации или инциденты, связанные с большим числом жертв.

К счастью, эксперты в области глобального здравоохранения начали более всесторонне рассматривать здравоохранение, включая оказание неотложной медицинской помощи, чем это было традиционно. Таким образом, минимальный пакет медицинских услуг Всемирного банка включает шесть экономически эффективных мероприятий, одно из которых представляет собой серию неспецифических мероприятий в чрезвычайных ситуациях, известных в совокупности как ограниченная помощь [3]. ВОЗ и ЮНИСЕФ уделяют значительное внимание укреплению сортировочной и неотложной помощи в контексте комплексного лечения детских заболеваний [4]. Некоторые правительства пытаются предоставить базовый пакет экстренных услуг. Например, вскоре после обретения независимости в 1979 году Мозамбик сделал неотложную помощь одной из своих четырех приоритетных областей в области здравоохранения [5]. Одним из элементов Проекта Инвестиционного фонда здравоохранения в Республике Молдова,

финансируемого Всемирным банком, является развитие основных служб неотложной медицинской помощи [6]. В Румынии Проект реформы сектора здравоохранения, осуществляемый при поддержке Всемирного банка, направлен на улучшение оказания неотложной медицинской помощи в качестве ключевого компонента общей программы здравоохранения [7].

Цель неотложной медицинской помощи состоит в том, чтобы стабилизировать состояние пациентов с опасной для жизни или конечностей травмой, или болезнью. В отличие от профилактической медицины или первичной медицинской помощи, неотложная медицинская помощь фокусируется на предоставлении немедленных или неотложных медицинских вмешательств. Она включает в себя два основных компонента: принятие медицинских решений и действия, необходимые для предотвращения ненужной смерти или инвалидности из-за критических во времени проблем со здоровьем, независимо от возраста, пола, местоположения или состояния пациента.

Три основные функции системы здравоохранения заключаются в улучшении здоровья населения, реагировании на ожидания людей и обеспечении финансовой защиты от издержек, связанных с плохим здоровьем [8]. Неотложная медицинская помощь может внести позитивный вклад в эти функции. Нет эмпирических данных о количестве жизней или лет жизни с поправкой на инвалидность (DALY), спасенных с помощью неотложной медицинской помощи. Тем не менее ясно, что многие из условий, способствующих бремени болезней в странах с низким и средним уровнем дохода, могут быть смягчены путем оперативного лечения.

Повышение способности системы здравоохранения реагировать на ожидания людей приводит к улучшению использования услуг и улучшению результатов [8]. Доступ к медицинской помощи при неотложных или угрожающих жизни состояниях является ключевым ожиданием во многих общинах. Исследование, показало, что люди чаще обращаются в центр первичной медико-санитарной помощи для оказания неотложной медицинской помощи, чем для профилактических услуг, таких как планирование семьи или дородовой уход. Население ощущало острую потребность в доступных неотложных медицинских и хирургических услугах по всему району [9].

Роль неотложной медицинской помощи в обеспечении финансовой защиты от расходов, связанных с плохим здоровьем, является сложной. Начало острого заболевания или травмы вынуждает отдельных лиц и семьи выбирать между риском финансового краха из-за медицинских расходов или риском смерти, или пожизненной инвалидности из-за отсутствия медицинской помощи. Оба результата могут иметь катастрофические долгосрочные последствия. Оперативный доступ к медицинской помощи во время чрезвычайной ситуации имеет важное значение, независимо от того, обеспечивает ли система финансовую защиту с помощью вариантов предоплаты, государственного медицинского обслуживания или других схем страхования.

Неотложная медицинская помощь состоит из трех компонентов: помощь в общине; помощь во время транспортировки, которая связана с вопросом доступа; и помощь по прибытии в принимающее медицинское учреждение. Он предназначен для преодоления факторов, наиболее часто связанных с предотвратимой смертностью, таких как задержки в обращении за медицинской помощью, доступ к медицинскому учреждению и предоставление адекватного ухода в этом учреждении [10].

На исход острого заболевания или травмы сильно влияет осознание ее тяжести и необходимость медицинского вмешательства. Поскольку большинство чрезвычайных ситуаций начинаются дома, любая система содействия раннему распознаванию чрезвычайных ситуаций должна основываться на сообществе. Для спасения жизни беременных женщин важно сократить задержки в доступе к медицинской помощи [11].

Тенденция увеличения ежегодного спроса на неотложную и неотложную помощь является постоянной как в развитых странах, так и в различных поставщиках неотложной и неотложной помощи. Исследования, проведенные в Соединенных Штатах, Канаде, Соединенном Королевстве и Австралии, показывают, что спрос на помощь в отделении неотложной помощи ежегодно увеличивается на 3-6% [20-24]. В Соединенных Штатах посещаемость отделении неотложной помощи увеличилась с 34,1% до 40,5% на 100 человек в период с 1996 по 2006 год [25], а в Англии

когамдык, денсаулык, сактау боиынша орта-азияльщ

гылыми-практикалык; журналы

спрос удвоился с примерно 6,8 миллиона посетителей отделении неотложной помощи в 1966 и 19677 годах до 13,6 миллиона в 2006 и 2007 годах, с дальнейшим увеличением до 14,3 миллиона в 2012 и 2013 годах [25]. Спрос на услуги центров неотложной медицинской помощи в Соединенном Королевстве также вырос, с увеличением посещаемости на 46% в период с 2006 по 2013 год [25]. Кроме того, спрос на услуги скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе резко возрос за последние 20 лет, увеличившись в Англии на 125%, с примерно 4 миллионов вызовов в 1994 и 1995 годах до 9 миллионов вызовов скорой медицинской помощи в 2014 и 20158 годах, а в США перевозки скорой медицинской помощи выросли с 16 000 000 в 2006 году до 28,004 624 в 2009 [26, 27].

Влияние возросшего спроса на экстренную и неотложную помощь хорошо известно и включает в себя такие проблемы, как перенаселенность, увеличение расходов, увеличение времени ожидания и чрезмерное количество услуг. С середины 1980-х годов в Соединенных Штатах была признана проблема скученности [28,29], встречается в большинстве развитых стран [30-33], и описывается как "всемирная проблема общественного здравоохранения"16. Увеличение спроса на услуги также приводит к увеличению расходов на предоставление услуг. Например, в Соединенном Королевстве спрос на услуги скорой помощи ежегодно растет на 6,5% и ежегодно увеличивает расходы на 60 миллионов фунтов стерлингов (85 миллионов долларов США) [34].

Увеличение спроса на экстренную и неотложную помощь связано с людьми с проблемами первичной медицинской помощи, которые пользуются услугами экстренной и неотложной медицинской помощи для доступа к медицинской помощи [35], и некоторые исследования показывают, что большая доля пациентов (10-60%) может управляться с помощью услуг по уходу с более низкой остротой зрения [36]. Однако это не единственная причина, и факторы, способствующие увеличению спроса на неотложную и неотложную помощь, часто являются сложными и многофакторными. В нескольких исследованиях сообщается, что возросший спрос на услуги неотложной и неотложной медицинской помощи обусловлен пропорциональным увеличением числа пожилых людей в популяции, которые могут иметь различные и более сложные потребности в уходе [37-38]. В других исследованиях сообщалось, что пациенты обходят своего врача первичной медицинской помощи и вместо этого обратиться непосредственно к неотложной или неотложной медицинской помощи [39], особенно для ухода в нерабочее время и в городских центрах [40]. Такие факторы, как воспринимаемое превосходное лечение в больницах [41], отсутствие доступа к другой медицинской помощи [42], убеждение в том, что проблема была достаточно серьезной, чтобы требовать неотложной медицинской помощи [42], и недостаточная осведомленность о других службах [43], все они были названы потенциальными причинами, по которым люди выбирают экстренную и неотложную медицинскую помощь, и, таким образом, все они могут повлиять на то, почему спрос на эти услуги постоянно растет. Цель этого исследования состояла в том, чтобы систематически анализировать соответствующую литературу и, используя описательный синтез, выявлять факторы, лежащие в основе решений пациентов о доступе к экстренной и неотложной помощи, включая причины, по которым пациенты обращаются к экстренной и неотложной помощи и как и почему они выбирают, к какой услуге обращаться.

Отделения неотложной помощи больниц играют жизненно важную роль в системе неотложной медицинской помощи, обеспечивая уход за пациентами с острыми заболеваниями и травмами, а также доступ к системе здравоохранения. За последние 15 лет [44-47] отделения неотложной помощи в Австралии становились все более перегруженными из-за совокупного воздействия растущего спроса на медицинскую помощь, [48-51] возросшей сложности медицинской помощи и блокады доступа [44-46, 52]. За 10 лет с сентября 1998 года по октябрь 2009 года количество посещений ЭЦП в государственных больницах увеличилось с 5 010 000 (268 на 1000 населения) до 7 390 000 (331 на тысячу населения) [53]. Данные по частным ЭЦП отсутствуют. Перегрузка ЭД влияет на результаты лечения пациентов [44], а также на эффективность и результативность операций ЭД, о чем свидетельствует удовлетворенность персонала и пациентов [44].

Факторы, влияющие на спрос на неотложную помощь, сложны и многогранны.

Индивидуальные факторы потребности в здоровье, включая заболеваемость, травмы и другие факторы, связанные со здоровьем, по-видимому, это основные предикторы использования неотложной помощи [54-63]. Большое исследование, проведенное в двадцати восьми больницах США, показало, что 95% пациентов ссылались на медицинскую необходимость в качестве причины для посещения отделения неотложной помощи [64]. Другое исследование показало, что плохое здоровье было связано с увеличением использования неотложной помощи среди пожилых афроамериканцев с низким доходом в Новом Орлеане [63]. Травмы были показателем использования НП среди бездомных [65]. Наркотическая зависимость [66], неконтролируемая астма [67] и злоупотребление алкоголем [68, 69] также связаны с повышенным использованием НП. Исследование курильщиков крэка в США показало, что те, кто чаще всего лечился от злоупотребления наркотиками, также увеличили потребление НП [70].

Спрос на услуги НП связан с различными индивидуальными представлениями. Среди них наиболее часто выявляется воспринимаемая тяжесть заболевания [71-75], за которой следует воспринимаемое качество медицинской помощи при НП [76,77,78], текущие воспринимаемые симптомы [79] и восприятие удобства [76]. Другие убеждения пациентов играют определенную роль в спросе. Некоторые считают, что злоупотребление психоактивными веществами мешает им обращаться за помощью к обычному врачу [80]. Пациенты, которые считали, что их состояние здоровья определяется "функцией внешних сил" или "силой медицинского персонала", имели повышенную вероятность использования НП [81]. Другое исследование, проведенное в США [82], показало, что те, кто определил НП в качестве своего регулярного источника помощи, скорее всего, сочтут лечение НП экономически эффективным.

Медицинские работники и пациенты различаются в своих убеждениях относительно того, почему люди используют НП при несрочных состояниях. Исследование, проведенное в пяти австралийских отделениях неотложной помощи [83], показало, что клиницисты с большей вероятностью подчеркивали проблемы стоимости и доступа, в то время как пациенты подчеркивали остроту и сложность медицинской помощи. Однако именно восприятие пациентов, а не профессионалов подталкивает их к лечению НП.

Сезонные факторы, такие как волны жары, стихийные бедствия и вспышки болезней, продемонстрировали влияние на спрос на НП. Вспышки гриппа связаны с увеличением числа выступлений среди пожилых людей, а также с переполненностью НП и утечкой скорой помощи [84, 85]. В 2006 году калифорнийская жара привела к увеличению числа выступлений НП среди пожилых людей (>65 лет) и маленьких детей (0-4 года) [86].

COVID - 19 - одна из самых смертоносных вирусных инфекций, поразивших планету с ее происхождением в Китае к концу декабря 2019 года. После эскалации в другие регионы, такие как Европа, Америка, Восточное Средиземноморье, Юго-Восточная Азия и Африка, вирус вновь появился в регионе Западной части Тихого океана, что вынудило Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) объявить его пандемией к марту 2020 года [87]. На сегодняшний день более 180 стран пострадали от 11327790 положительных случаев заболевания и 532340 смертей. смерти в соответствии с отчетами ВОЗ о ситуации [88]. В недавнем исследовании среди врачей, оказывающих помощь COVID-19, уровень смертности показал, что более 40% из них являются неотложными и семейными врачами, вероятно, потому что они были фронтовыми воинами во время пандемии [89].

Индия сообщила о своем первом случае заболевания 30 января 2020 года в штате Керала, и в настоящее время зарегистрировано 648315 положительных случаев заболевания и более 18655 смертей [90]. В странах с низким и средним уровнем дохода ^М^), таких как Индия, проблемы с ограничением распространения вируса и предоставлением качественной медицинской помощи ее огромному населению во время пандемии при адекватной защите передовых медицинских работников будут огромными. Поэтому чрезвычайно важно выявить пробелы и пробелы в нашем понимании пандемии, проанализировав текущую литературу глазами наиболее уязвимой группы медицинских работников.

В декабре 2019 года в Китае появился новый вирусный респираторный патоген, в конечном итоге названный коронавирусом 2 тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-Co-V-2) с клиническим заболеванием, получившим название коронавирусной болезни (COVID-19). COVID-19 стал глобальной пандемией в начале 2020 года, что вынудило правительства во всем мире

принять политику социальном изоляции с тяжелыми экономическими последствиями. Отделения неотложной помощи (ED) столкнулись с уменьшением объема пациентов, прежде чем некоторые из них в Сиэтле, Нью-Йорке, Новом Орлеане и Детройте испытали волны пациентов с COVID-19, смешанных с бессимптомными пациентами или теми, кто обеспокоен потенциальным воздействием. Диагностика COVID-19 затруднялась недостаточными поставками реагентов и наборов, что усугублялось клиническими и рентгенологическими особенностями, которые накладывались на многочисленные сезонные вирусные респираторные инфекции [12].

Управление по контролю за продуктами и лекарствами США выдало разрешение на чрезвычайное использование, чтобы позволить Центрам по контролю заболеваний (CDC) -квалифицированным лабораториям проводить тестирование COVID-19. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов предоставило разрешение на экстренное использование для 85 коммерческих анализов, включая тесты полимеразной цепной реакции и анализы иммуноглобулинов [13]. Ранние тесты полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией в реальном времени (rRTPCR) имели ложноотрицательные показатели (1-чувствительность) до 40% [14]. Поскольку волны пациентов с COVID-19 в ближайшие месяцы представят ЭД с симптомами или потенциальным воздействием, понимание диагностической точности и надежности анамнеза, физикального обследования, рутинных лабораторных исследований, расширенной визуализации и развивающегося массива диагностики COVID-19 будет важным знанием для определения сроков тестирования, оптимального выбора образцов и тестов, совместного принятия решений и, в конечном счете, создания клинических инструментов для руководства диспозицией, последующим наблюдением и совместным выбором решений [15].

По состоянию на 11 апреля 2020 года в Италии было официально зарегистрировано 152 271 подтвержденный случай заражения новым коронавирусом 2019 года (nCoV), вызывающим коронавирусную болезнь 2019 года (COVID-19). Из этих активных случаев 57 592-из региона Ломбардия, причем 1174 (2%) в настоящее время госпитализированы в отделение интенсивной терапии (ОИТ). Первая передача инфекции от человека к человеку в Италии была зарегистрирована 21 февраля 2020 года и привела к цепочке заражения, которая представляет собой одну из крупнейших известных вспышек COVID-19 за пределами Азии [16]. Исходя из предыдущих отчетов и текущих данных, мы ожидали кризиса критической помощи из-за нехватки коек интенсивной терапии, аналогичной той, о которой сообщалось в Китае 3. Учитывая быстрое распространение болезни, в то время было крайне важно, чтобы больницы, подразделения и поставщики услуг планировали заранее и готовились как можно лучше, пока инфекция не достигла неконтролируемых показателей [17]. В ответ на вспышку COVID-19 в регионе Ломбардия 21 февраля 2020 года была создана региональная целевая группа по оказанию неотложной помощи [18]. Цель целевой группы состояла в разработке руководящих принципов управления для реагирования на чрезвычайные ситуации и координации распределения ресурсов для всех пациентов с COVID-19, нуждающихся в койке для оказания неотложной помощи в больницах региона. Целевая группа, возглавляемая группой интенсивной терапии в больнице Policlinico Maggiore в Милане, работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и укомплектована группой консультантов-реаниматологов. Он принимает запросы на койко-места для пациентов с COVID-19-позитивными пациентами и делает звонки в отделения интенсивной терапии COVID-19 с просьбой о койко-местах на региональной основе. Это также координируется с региональной службой неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, которая управляет всеми догоспитальными и меж госпитальными трансфертами [19]. Региональная директива требовала, чтобы больницы с 23 февраля 2020 года срочно готовились к массовому притоку пациентов в критическом состоянии с COVID-19. Выбор состоял в том, чтобы объединить этих пациентов на уровне палат или отделений, и принимающим больницам было предложено создать специальные палаты и отделения интенсивной терапии.

COVID-19-одна из самых смертоносных вирусных инфекций, поразивших планету своим происхождением в Китае к концу декабря 2019 года. После эскалации в другие регионы, такие как Европа, Америка, Восточное Средиземноморье, Юго-Восточная Азия и Африка, вирус вновь появился в регионе Западной части Тихого океана, что вынудило Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) объявить его пандемией к марту 2020 года [91]. На сегодняшний день

более 180 стран пострадали от 11327790 положительных случаев заболевания и 532340 смертей. смерти в соответствии с отчетами ВОЗ о ситуации [92]. В недавнем исследовании среди врачей, оказывающих помощь COVID-19, уровень смертности показал, что более 40% из них являются неотложными и семейными врачами, вероятно, потому что они были фронтовыми воинами во время пандемии [93].

Коронавирусная болезнь 19 (Covid-19), считающаяся одной из величайших пандемий современности, является инфекционным заболеванием, вызванным новым "коронавирусом 2 тяжелого острого респираторного синдрома" (SARS-CoV-2). С тех пор, как Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию 11 марта 2020 года, число подтвержденных случаев заболевания растет в геометрической прогрессии и составляет около 2 миллионов случаев со смертностью около 2% во всем мире на момент написания статьи [91]. Ранние опубликованные данные показали, что 25,9% пневмоний, связанных с SARS-CoV-2, требовали госпитализации в отделение интенсивной терапии, а у 20,1% развился острый респираторный синдром [92].

По мере углубления понимания того, как SARS-CoV-2 заражает хозяина, и появления новых вариантов лечения возникает все большая потребность в обновленной информации для медицинских работников. Рост числа случаев заболевания и неподготовленность систем здравоохранения, врачи других специальностей, которые обычно лечат пациентов с Covid-19 (интенсивная терапия, инфекционные заболевания, неотложная медицина, например), врачи других специальностей должны принимать участие в диагностике и лечении пациентов. Мария Никола и др. написал всеобъемлющий, основанный на современных фактических данных обзор текущей практики для осуществления в этой пандемии [93]. Хотя описательная статистика может меняться от региона к региону, этот краткий обзор может служить общим руководством для всех дисциплин.

С ростом числа выздоровевших пациентов с Covid-19 они могут быть ценным ресурсом для этой цели, но для достижения окончательного результата необходимы рандомизированные контролируемые исследования.

Неотложная медицинская помощь в период пандемии

Пандемия коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19), также известная как пандемия коронавируса, является продолжающейся пандемией, вызванной тяжелым острым респираторным синдромом коронавируса 2. Вспышка была выявлена в Ухане, Китай, в декабре 2019 года. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку 30 января чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта 2020 года-пандемией [94].

Больницы и другие медицинские учреждения играют решающую роль в национальных и местных мерах реагирования на чрезвычайные ситуации, такие как эпидемии инфекционных заболеваний [95]. Большинство действий, необходимых для подготовки к эпидемиям, применяются или могут быть адаптированы к управлению другими чрезвычайными ситуациями, такими как массовые жертвы в результате транспортных аварий, гидрометеорологических, геологических или химических катастроф и так далее. Больницы, которые уже разработали планы борьбы с эпидемиями, могут использовать это руководство для анализа своей готовности и, при необходимости, для обновления своих планов реагирования на эпидемии и своих возможностей по реализации этих планов. Больницы, у которых нет планов реагирования, могут использовать руководство для начала процесса планирования и корректировки своих планов реагирования на эпидемию [96-98].

Предотвращение распространения инфекции среди сотрудников больницы—персонала, пациентов и посетителей—является абсолютным приоритетом и требует соответствующих мер. Руководящим группам больниц следует пересмотреть и, при необходимости, пересмотреть протоколы профилактики инфекций и борьбы с ними в больнице. Для борьбы с конкретным характером эпидемии могут потребоваться дополнительные меры профилактики и контроля.

Осуществление соответствующих мер в обычных, рутинных условиях укрепит возможности медицинского учреждения применять их на практике во время стрессовых ситуаций вспышки. Поэтому эти меры должны быть частью постоянной стратегии больницы по профилактике инфекций и борьбе с ними [94].

План экстренного реагирования больницы является частью Программы управления рисками чрезвычайных ситуаций, разработанной Комитетом по чрезвычайным ситуациям Больницы. План реагирования на чрезвычайные ситуации описывает механизмы, роли, обязанности и мероприятия, необходимые для того, чтобы больница могла адекватно функционировать в чрезвычайной ситуации. План реагирования на чрезвычайные ситуации должен основываться на стратегической оценке РИС в чрезвычайных ситуациях с учетом всех возможных непредвиденных обстоятельств: все элементы плана должны быть взаимосовместимыми, взаимодополняющими и синергетическими и должны быть проверены с помощью различных видов учений, пересмотрены и обновлены.

Группа управления инцидентами выполняет широкий спектр действий, необходимых для реагирования на конкретную чрезвычайную ситуацию. Эти мероприятия, которые составляют основу системы управления инцидентами больницы, можно сгруппировать в соответствии с пятью основными функциями:

1. Принятие на себя руководства и принятие решений (функция управления и координации реагирования и восстановления)

2. Повышение осведомленности о ситуации, конкретных целях управления и стратегиях реагирования и восстановления, охватывающих продолжительность эпидемии или другой чрезвычайной ситуации (функция планирования реагирования и восстановления)

3. Приобретение и развертывание необходимых ресурсов, а также создание и поддержание необходимой инфраструктуры (логистическая функция)

4. Обеспечение наличия и распределения квалифицированного персонала и других ресурсов для непосредственного реагирования на проблемы, возникающие в результате чрезвычайной ситуации (функция оперативного управления)

5. Оплата счетов, возмещение долгов, составление договоров, подсчет расходов (административная функция)

В случае незначительной или обычной чрезвычайной ситуации может быть достаточно небольшой группы управления инцидентами. Для крупномасштабной чрезвычайной ситуации потребуется гораздо более крупная Группа управления инцидентами. Однако эти пять функций должны выполняться независимо от масштабов чрезвычайной ситуации и количества людей, необходимых для ее решения [99].

В частности, Группа управления инцидентами выполняет следующие задачи: Определяет конкретный характер чрезвычайной ситуации и ограничения, которые она может наложить на больничные службы

Разрабатывает План действий по инцидентам, который отражает мероприятия, указанные в Плане реагирования на чрезвычайные ситуации в больнице, но адаптирован к конкретному характеру чрезвычайной ситуации и основан на оценках риска событий

Реализует меры по обеспечению того, чтобы больница могла удовлетворить внезапный рост ("всплеск") спроса на конкретные услуги, оборудование или материалы, вызванный конкретной чрезвычайной ситуацией.

Больницы консультирует руководителей на медицинские услуги, может быть отменено или отложено (например, плановой хирургии и некоторых амбулаторное лечение), для того, чтобы сосредоточиться больницы ресурсы на удовлетворение приоритетных потребностей здравоохранения пациентов, пострадавших от эпидемии и об обеспечении других необходимых медицинских услуг, как это определено в руководство больницы и органы здравоохранения [100].

Консультирует лиц, принимающих решения в больницах, по вопросам обеспечения непрерывности основных повседневных услуг и услуг, необходимых для поддержки программ общественного здравоохранения, которым может быть привержена больница.

С ранней фазы пандемии хирургические отделения были преобразованы в дополнительные отделения интенсивной терапии для поддержки тяжелобольных пациентов, а несрочные, нераковые хирургические процедуры были отменены или отложены на более поздний срок; все медсестры и медицинский персонал, включая резидентов, были переведены в отделения COVID.

В этом апокалиптическом сценарии хирурги скорой помощи признали свою решающую роль в лечении инфицированных и неинфицированных пациентов и необходимость безопасной

работы для ограничения распространения вируса в медицинских учреждениях и снижения заболеваемости и смертности, которые могут возникнуть в результате задержки диагностики и лечения хирургических пациентов [101, 102].

Образовательный совет Всемирного общества неотложной хирургии (WSES) разработал этот документ с целью предоставления рекомендаций по ведению хирургических пациентов в условиях чрезвычайной ситуации в условиях пандемии COVID-19 для обеспечения безопасности пациента и медицинских работников на основе имеющихся доказательств и мнения опытных хирургов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Macfarlane S, Racelis M, Muli-Musiime F. Public health in developing countries. Lancet 2000;356:841-6.

2 Walt G. WHO under stress: implications for health policy. Health Policy 2003;24:125-44.

3 World Bank. Minimum package of health services: criteria, method and data. Washington (DC): World Bank; 2015.

4 Gove S. Integrated management of childhood illness by outpatient health workers: technical basis and overview. Bulletin of the World Health Organization 2017;75 Suppl 1:7-24.

5 Mcord C. Health care in Mozambique: the colonial legacy to 2018. In: Wright M, Stein Z, Scandlyn J, editors. Women's health and apartheid: the health of women and children and the future of progressive primary health care in southern Africa. New York (NY): Columbia University; 2018:177-84.

6 World Bank. Project information on Health Investment Fund Project of Moldova. Washington (DC): World Bank; 2000.

7 World Bank. Project information on Health Sector Reforms Project, Romania. Washington (DC): World Bank; 2000.

8 World Health Organization. The World Health Report 2000 - Health systems: improving performance. Geneva: World Health Organization; 2000.

9 MacRorie RA. Births, deaths and medical emergencies in the district: a rapid participatory appraisal in Nepal. Tropical Doctor 1998;28:162-5.

10 Thaddeus S. Maine D. Too far to walk: maternal mortality in context. Social Science and Medicine 1994;38:1091-110.

11 Rosenfield A, Maine D. Maternal mortality — a neglected tragedy: where is the M in MCH? Lancet 1985;2:83-5.

12 Lei P, Fan B, Wang P. Differential Diagnosis for Coronavirus Disease (COVID-19): Beyond Radiologic Features. AJR American journal of roentgenology. 2020:W1.

13 FDA: Emergency Use Authorization (EUA) information, and list of all current EUAs Food and Drug Administration. https://www.fda.gov/emergency-preparedness-andresponse/mcm-legal-regulatory-and-policy-framework/emergency-useauthorization#LDTs. Published 2020. Accessed June 3, 2020

14 West CP, Montori VM, Sampathkumar P. COVID-19 Testing: The Threat of FalseNegative Results. Mayo Clin Proc. 2020.

15 Lippi G, Plebani M. The critical role of laboratory medicine during coronavirus disease 2019 (COVID-19) and other viral outbreaks. Clinical chemistry and laboratory medicine. 2020.

16 Carinci F. Covid-19: preparedness, decentralisation, and the hunt for patient zero. British Medical Journal 2020. Epub ahead of print 28 February.

17 Arabi YM, Murthy S, Webb S. COVID-19: a novel coronavirus and a novel challenge for critical care. Intensive Care Medicine 2020. Epub ahead of print 3 March.

18 Grasselli G, Pesenti A, Cecconi M. Critical care utilization for the COVID-19 outbreak in Lombardy, Italy: early experience and forecast during an emergency response. Journal of the American Medical Association 2020. Epub ahead of print 13 March.

19 Spina S, Marrazzo F, Migliari M, Stucchi R, Sforza A, Fumagalli R. The response of Milan's Emergency Medical System to the COVID-19 outbreak in Italy. Lancet 2020; 395: e49- 50.

KOFAM/JblK, flEHCAX/IblK, CAKJAy BOMblHLUA OPTA-A3MiUIbIK, FblJIblMH-ilPAKTHKA/IblK; JKyPHA/Ibl

20 Lowthian JA, Curtis AJ, Jolley DJ, Stoelwinder JU, McNeil JJ, Cameron PA. Demand at the emergency department front door: 10-year trends in presentations. Med J Aust 2012;196:128-32

21 Department of Health . Accident and Emergency Attendances (data for 1987-88 to 2009-10).

22 Drummond AJ. No room at the inn: overcrowding in Ontario's emergency departments CJEM 2002;4:91-7.

23 Pitts SR, Niska RW, Xu J, Burt CW. National Hospital Ambulatory Medical Care Survey: 2006 Emergency Department Summary. Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics, 2008.

24 Australian Institute of Health and Welfare . Australian Hospital Statistics 2009-10: Emergency Department Care and Elective Surgery Waiting Times. Canberra: AHIW, 2010.

25 Nicholl J, Mason S. Return of the "corridors of shame"? BMJ 2013;346:F4343.

26 Emergency Medical Services at the Crossroads . Future of Emergency Care Series. Washington, DC: Institute of Medicine, 2001. [Google Scholar]

27 10. McCallion T. NASEMSO Survey Provides Snapshot of EMS Industry. 2011.

28 Drummond AJ. No room at the inn: overcrowding in Ontario's emergency departments CJEM 2002;4:91-7.

29 Gallagher EJ, Lynn SG. The etiology of medical gridlock: causes of emergency department overcrowding in New York City. J Emerg Med 1990;8:785-90.

30 He J, Hou XY, Toloo S, Patrick JR, Fitz Gerald G. Demand for hospital emergency departments: a conceptual understanding. World. J Emerg Med 2011;2:253-61.

31 Boyle P, Pineeault R, Roberge D. Assessing Quebecs's multicomponent program to reduce emergency room overcrowding. Can Public Policy 1992;18:189-202

32 14. Derlet R, Richardson J, Kravitz R. Frequent overcrowding in U.S. emergency departments. Acad Emerg Med 2001;8:151-5.

33 15. Richardson LD, Asplin BR, Lowe RA. Emergency department overcrowding as a health policy issues: past development, future directions. Ann Emerg Med 2002;40:388-93.

34 Di Somma S, Paladino L, Vaughan L, Lalle I, Magrini L, Magnanti M. Overcrowding in emergency department: an international issue. Intern Emerg Med 2015;10:171-5.

35 Becker J, Dell A, Jenkins L, Sayed R. Reasons why patients with primary health care problems access a secondary hospital emergency centre. S Afr Med J 2012;102:800-1.

36 Penson R, Coleman P, Mason S, Nicholl J. Why do patients with minor or moderate conditions that could be managed in other settings attend the emergency department? Emerg Med J 2012;29:487-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Lowthian JA, Jolley DJ, Curtis AJ, Currell A, Cameron PA, Stoelwinder JU. The challenges of population ageing: accelerating demand for emergency ambulance services by older patients, 19952015. Med J Aust 2011;194:574-8.

38 21. Leonard C, Bein KJ, Latt M, Muscatello D, Veillard AS, Dinh MM. Demand for emergency department services in the elderly: an 11 year analysis of the Greater Sydney Area. Emerg Med Australas 2014;26:356-60.

39 Müller U, Winterhaider R, Businger A, Zimmermann H, Exadaktylos AK. Why do walk-in patients prefer a busy urban emergency department during office hours? A pilot survey of 200 consecutive patients from Switzerland. Swiss Med Wkly 2012;142:w13565.

40 Huber CA, Roseman T, Zoller M, Eichler K, Senn O. Out-of-hours demand in primary care: frequency, mode of contact and reasons for the encounter in Switzerland. J Eval Clin Pract 2011;17:174-9.

41 Becker J, Dell A, Jenkins L, Sayed R. Reasons why patients with primary health care problems access a secondary hospital emergency centre. S Afr Med J 2012;102:800-1.

42 Gindi RM, Black LI, Cohen RA. Reasons for emergency room use among U.S. adults aged 18-64: national interview survey, 2013 and 2014. Natl Health Stat Rep 2016;(90):1-16.

43 Penson R, Coleman P, Mason S, Nicholl J. Why do patients with minor or moderate conditions that could be managed in other settings attend the emergency department? Emerg Med J 2012;29:487-91.

44 Richardson DB, Mountain D. Myths versus facts in emergency department overcrowding and hospital access block. Med J. 2009;190:369-374.

45 Richardson DB. Responses to access block in Australia: Australian Capital Territory. Med J Aust. 2003;178:103-104.

Fatovich DM, Nagree Y, Sprivulis P. Access block causes emergency department overcrowding and ambulance diversion in Perth, Western Australia. Emerg Med J. 2005;22:351-354.

47 Fatovich DM, Hirsch RL. Entry overload, emergency department overcrowding, and ambulance bypass. Emerg Med J. 2003;20:406-409.

48 Brisbane: Queensland Ambulance Services; QAS (2007). Queensland Ambulance Services Audit Report.

49 Productivity Commission (2010). Report on Government Services 2010. Productivity Commission.

50 Canberra: Australian Institute of Health and Welfare, cat. no. HSE 71; AIHW (2009). Australian Hospital Statistics 2007-08. Services Series No. 33.

51 Canberra: Australian Institute of Health and Welfare, cat. no. HSE 55; AIHW (2008). Australian Hospital Statistics. 2006-07. Health Services Series No. 31.

52 ACEM (2004). Access Block and Overcrowding i n Emergency Department. Australian College for Emergency Medicine.

53 Jane H. Incremental change in the Australian health care system. Health Affairs. 2001;18:95.

54 Wolinsky FD, Liu L, Miller TR, An H, Geweke JF, Kaskie B, et al. Emergency department utilization patterns among oldera dults.J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2008;63:204-209. 20. Weber EJ, Showstack JA, Hunt KA, Colby DC, Callaham ML. Does lack of a usual source of care or health insurance increase the likelihood of an emergency department visit? Results of a national population-based study. Ann Emerg Med. 2005;45:4-12.

55 Simmons LA, Anderson EA, Braun B. Health needs and health care utilization among rural, low-income women. Women & Health. 2008;47:53-69. 22. Siegal HA, Falck RS, Jichuan W, Carlson RG, Massimino KP. Emergency Department Utilization by Crack-Cocaine Smokers in Dayton, Ohio. Am J Drug Alcohol Abuse. 2006;32:55-68. 23. Shah SM, Cook DG. Socio-economic determinants of casualty and NHS Direct use. J Public Health (Oxf) 2008;30:75-81.

56 Shah MN, Rathouz PJ, Chin MH. Emergency department utilization by noninstitutionalized elders. Acad Emerg Med. 2001;8:267-273.

57 Guilbert TW, Garris C, Jhingran P, Bonafede M, Tomaszewski KJ, Bonus T, et al. Asthma that is not well-controlled is associated with increased healthcare utilization and decreased quality of life. J Asthma. 2011;48:126-132.

58 Padgett DK, Struening EL, Andrews H, Pittman J. Predictors of emergency room use by homeless adults in New York City: The influence of predisposing, enabling and need factors. Soc Sci Med. 1995;41:547-556.

59 Neighbors CJ, Zywiak WH, Stout RL, Hoffmann NG. Psychobehavioral risk factors, substance treatment engagement and clinical outcomes as predictors of emergency department use and medical hospitalization. J Stud Alcohol. 2005;66:295-304. 28. Merrick ESL, Hodgkin D, Garnick DW, Horgan CM, Panas L, Ryan M, et al. Older adults' inpatient and emergency department utilization for ambulatory-care-sensitive conditions: relationship with alcohol consumption. J Aging Health. 2011;23:86-111.

60 McCusker J, Karp I, Cardin S, Durand P, Morin J. Determinants of emergency department visits by older adults: a systematic review. Acad Emerg Med. 2003;10:1362-1370.

61 Fan L, Shah MN, Veazie PJ, Friedman B. Factors associated with emergency department use among the rural elderly. J Rural Health. 2011;27:39-49. 31. Cowie R, Cowie R, Underwood M, Revitt S, Field S. Predicting emergency department utilization in adults with asthma: a cohort study. J Asthma. 2001;38:179.

62 Cherpitel CJ. Drinking patterns and problems, drug use and health services utilization: a comparison of two regions in the US general population. Drug Alcohol Depend. 1999;53:231-237.

63 Bazargan M, Bazargan S, Baker RS. Emergency department utilization, hospital admissions, and physician visits among elderly african american persons. Gerontologist. 1998;38:25-36.

64 Ragin DF, Hwang U, Cydulka RK, Holson D, Haley LL, Jr, Richards CF, et al. Reasons for using the emergency department: results of the EMPATH study. Acad Emerg Med. 2005;12:1158-1166.

65 Padgett DK, Struening EL, Andrews H, Pittman J. Predictors of emergency room use by homeless adults in New York City: The influence of predisposing, enabling and need factors. Soc Sci Med. 1995;41:547-556.

KOFAM/JblK, flEHCAY/IblK, CAKJAy BOMblHLUA OPTA-A3MiUIbIK, FblJIblMH-ilPAKTHKA/IblK; JKyPHA/Ibl

66 Neighbors CJ, Zywiak WH, Stout RL, Hoffmann NG. Psychobehavioral risk factors, substance treatment engagement and clinical outcomes as predictors of emergency department use and medical hospitalization. J Stud Alcohol. 2005;66:295-304.

67 Guilbert TW, Garris C, Jhingran P, Bonafede M, Tomaszewski KJ, Bonus T, et al. Asthma that is not well-controlled is associated with increased healthcare utilization and decreased quality of life. J Asthma. 2011;48:126-132.

68 Merrick ESL, Hodgkin D, Garnick DW, Horgan CM, Panas L, Ryan M, et al. Older adults' inpatient and emergency department utilization for ambulatory-care-sensitive conditions: relationship with alcohol consumption. J Aging Health. 2011;23:86-111.

69 Cherpitel CJ. Drinking patterns and problems, drug use and health services utilization: a comparison of two regions in the US general population. Drug Alcohol Depend. 1999;53:231-237.

70 Siegal HA, Falck RS, Jichuan W, Carlson RG, Massimino KP. Emergency Department Utilization by Crack-Cocaine Smokers in Dayton, Ohio. Am J Drug Alcohol Abuse. 2006;32:55-68.

71 Selasawati HG, Naing L, Wan Aasim WA, Winn T, Rusli BN. Factors associated with inappropriate utilisation of emergency department services. Asia Pac J Public Health. 2007;19:29-36.

72 Olsson M, Hansagi H. Repeated use of the emergency department: qualitative study of the patient's perspective. Emerg Med J. 2001;18:430-434. 37. Lee A, Lau FL, Hazlett CB, Kam CW, Wong P, Wong TW, et al. Factors associated with non-urgent utilization of Accident and Emergency services: a case-control study in Hong Kong. Soc Sci Med. 2000;51:1075-1085.

73 Callen J, Blundell L, Prgomet M. Emergency department use in a rural Australian setting: are the factors prompting attendance appropriate? Aust Health Rev. 2008;32:710.

74 Bianco A, Pileggi C, Angelillo IF. Non-urgent visits to a hospital emergency department in Italy. Public Health. 2003;117:250.

75 Baker DW, Stevens CD, Brook RH. Determinants of emergency department use by ambulatory patients at an urban public hospital. Ann Emerg Med. 1995;25:311-316.

76 Ragin DF, Hwang U, Cydulka RK, Holson D, Haley LL, Jr, Richards CF, et al. Reasons for using the emergency department: results of the EMPATH study. Acad Emerg Med. 2005;12:1158-1166.

77 Lee A, Lau FL, Hazlett CB, Kam CW, Wong P, Wong TW, et al. Factors associated with non-urgent utilization of Accident and Emergency services: a case-control study in Hong Kong. Soc Sci Med. 2000;51:1075-1085.

78 Sempere-Selva T, Peiro S, Sendra-Pina P, Martinez-Espin C, Lopez-Aguilera I. Inappropriate use of an accident and emergency department: Magnitude, associated factors, and reasons—An approach with explicit criteria. Ann Emerg Med. 2001;37:568-579.

79 Backman AS, Blomqvist P, Lagerlund M, Carlsson-Holm E, Adami J. Characteristics of non-urgent patients. Cross-sectional study of emergency department and primary care patients. Scand J Prim Health Care. 2008;26:181-187.

80 Larson MJ, Saitz R, Horton NJ, Lloyd-Travaglini C, Samet JH. Emergency department and hospital utilization among alcohol and drug-dependent detoxification patients without primary medical care. Am J Drug Alcohol Abuse. 2006;32:435-452.

81 Bazargan M, Bazargan S, Baker RS. Emergency department utilization, hospital admissions, and physician visits among elderly african american persons. Gerontologist. 1998;38:25-36.

82 O'Brien GM, Stein MD, Zierler S, Shapiro M, O'Sullivan P, Woolard R. Ann Emerg Med. Vol. 30. San Antonio, TX: presented at the Society for Acad Emerg Med Annual Meeting, May 1995; 1997. Use of the ED as a regular source of care: associated factors beyond lack of health insurance; pp. 286-291.

83 Masso M, Bezzina AJ, Siminski P, Middleton R, Eagar K. Why patients attend emergency departments for conditions potentially appropriate for primary care: reasons given by patients and clinicians differ. Emerg Med Australas. 2007;19:333-340.

84 Schull MJ, Mamdani MM, Fang J. Community influenza outbreaks and emergency department ambulance diversion. Ann Emerg Med. 2004;44:61-67. [PubMed] [Google Scholar]

85 Schull MJ, Mamdani MM, Fang J. Influenza and emergency department utilization by elders. Acad Emerg Med. 2005;12:338-344.

86 Knowlton K, Rotkin-Ellman M, King G, Margolis HG, Smith D, Solomon G, et al. The 2006 California Heat Wave: impacts on hospitalizations and emergency department visits. Environ Health Perspect. 2009;117:61-67.

87 Cucinotta D, Vanelli M. WHO Declares COVID-19 a Pandemic? Acta Bio-medica: Atenei Parmensis. 2020;91:157-60. DOI: 10.23750/abm.v91i1.9397.

88 World Health Organization. Situation Reports. [Last accessed on 2020 Jun 03]. Available from: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200602-covid-19-sitrep-168.pdf?sfvrsn=cc95e5d5 2

89 World Health Organization. India Situation Reports. [Last accessed on 2020 Jul 07]. Available from: https://wwwwhoint/docs/default-source/wrindia/situation-report/india-situation-report-23pdfsfvrsn=7c00a3f 2

90 Xu AQ, Salimi A. (2020) Physician Deaths from Corona Virus Disease (COVID-19) [Last accessed on 2020 Jul 07]. Available from: SSRN 3566141 https://wwwmedrxivorg/conten t/101101/2020040520054494v1ar ticle-metrics

91 WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19. 11 March 2020. https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020

92 Lai C.C., Shi T.P., Ko W.C., Tang H.J., Hsueh P.R. Severe acute respiratory syndrome coronavirus 2 (SARS-CoV-2) and coronavirus disease-2019 (COVID-19): the epidemic and the challenges. Int. J. Antimicrob. Agents. 2020 doi: 10.1016/j.ijantimicag.2020.105924. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

93 Nicola M., O'Neill N., Sohrabi C., Khan M., Agha M., Agha R. Evidence based management guideline for the COVID-19 pandemic - review article. Int. J. Surg. 2020:71-76. doi: 10.1016/j.ijsu.2020.04.001. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

94 Infection prevention and control of epidemic-and pandemic prone acute respiratory infections in health care - WHO guidelines. World Health Organization, 2014. (http://www.who.int/csr/bioriskreduction/infection_control/publication/en/, accessed 22 September 2014.)

95 Lowthian JA, Curtis AJ, Jolley DJ, Stoelwinder JU, McNeil JJ, Cameron PA. Demand at the emergency department front door: 10-year trends in presentations. Med J Aust 2012;196:128-32 - PubMed

96 Department of Health . Accident and Emergency Attendances (data for 1987-88 to 2009-10). Available

at: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20130107105354/ http://www.dh.gov.uk/en/Publi cationsandstatistics/Statistics/Performance...Accessed May 2017.

97 Drummond AJ. No room at the inn: overcrowding in Ontario's emergency departments CJEM 2002;4:91-7. - PubMed

98 Pitts SR, Niska RW, Xu J, Burt CW. National Hospital Ambulatory Medical Care Survey: 2006 Emergency Department Summary. Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics, 2008. -PubMed

99 Australian Institute of Health and Welfare . Australian Hospital Statistics 2009-10: Emergency Department Care and Elective Surgery Waiting Times. Canberra: AHIW, 2010.

100 Novel coronavirus: study suggests multiple shedding routes. http://www.medscape.com/viewarticle/925575 [Internet]. Medscape. [cited 2020 Mar 9]. Available from:

101 Liu Y., Chen H., Tang K., Guo Y. Clinical manifestations and outcome of SARS-CoV-2 infection during pregnancy. J. Infect. 2020 Mar 4 https://www.journalofinfection.com/article/S0163-4453(20)30109-2/abstract [Internet] [cited 2020 Mar 9];0(0).

102 Zou L., Ruan F., Huang M., Liang L., Huang H., Hong Z. SARS-CoV-2 viral load in upper respiratory specimens of infected patients. N. Engl. J. Med. 2020 Feb 19 0(0):null.

ПАНДЕМИЯ КЕЗ1НДЕ Ш¥FЫЛ МЕДИЦИНАЛЫЦ К0МЕК К6РСЕТУ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

(ЭДЕБИЕТТЕРГЕ ШОЛУ)

Утаганов Бакыт Кустаевич

«^ДСЖМ» ^азакстандьщ медицина университет^ Алматы к., ^азакстан

ТYЙiндеме. Пандемия кезшдеп медицина тэжiрибесiнiц кептеген кемшiлiктерi бар: дэрь дэрмектер мен дэрьдэрмектердщ шектеулi болуы, жумыс уа;ытыныц ултаюы, аурудыц курт есуiне байланысты медициналы; инфра;урылым мен денсаулы; са;тау инфра;урылымыныц жетiспеушiлiгi жэне тiзiм жалтасуда. Б1рак; бiз, денсаулы; са;тау мамандары, жаца аппарат пайда болтан кезде жаhанды; пандемията куэ болды;. Корытынды журпзу хаттамаларыныц, емдеу жоспарларыныц болмауы, ;атац клиникалы; зерттеулердiц болмауы оцтайлы емдеуге кедерп келтiруi мYмкiн, бiра; пациенттерiмiзге ;ол жетiмдi ец жа;сы емдеудi ;амтамасыз ету Yшiн эдебиеттердi му;ият ;арау керек.

Кiлттiк свздер: пандемия, пациенттердщ пiкiрлерi, Денсаулы; са;тау жYЙесi, жедел медициналы; кемек

FEATURES OF PROVIDING EMERGENCY MEDICAL CARE DURING A PANDEMIC

(LITERATURE REVIEW)

Bakyt Utaganov

Kazakhstan's medical university «KSPH», Almaty, Kazakhstan

Summary. The practice of medicine in the context of a pandemic has many drawbacks: limited medicines and medicines, increased working hours, lack of medical infrastructure and public health infrastructure due to a sharp increase in morbidity, and the list goes on. But we, health professionals, are also lucky to witness a global pandemic, when more and more new information is emerging. The lack of definitive management protocols, treatment plans tested in desperation, and the lack of rigorous clinical trials may interfere with optimal treatment, but we need to monitor the literature more closely to ensure the best treatment available to our patients.

Keywords: pandemic, patient opinions, healthcare system, emergency medical care

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.