Папилина Л.В.
Магнитогорский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ РИСУНКУ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
В статье рассматривается процесс обучения техническому рисунку студентов - дизайнеров, построенный с учетом особенностей содержания самой учебной дисциплины, а также интеллектуальных умений будущих специалистов в области средового дизайна.
Профессиональное обучение дизайнера -проблема сложная, по своей сущности, что объясняется многогранностью самой профессии, интегрирующей в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. Ранее принятое в нашей стране официальное название - художник-конструктор точно передавало дизайнерскую деятельность как сплав искусства и инженерных знаний. И сейчас «художественное» и «техническое» выступают различными и взаимодополняющими друг друга сторонами творческого процесса профессиональной деятельности дизайнера.
В литературе последних лет, при рассмотрении роли рисунка в профессиональной архитектурно-проектной и дизайнерской деятельности, отмечается, что рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения замысла, первым и начальным этапом в создании архитектурного сооружения или вещи. Рисунок всегда являлся генератором профессиональной культуры дизайнера и архитектора, а процесс рисования - путем раскрытия и реализации замысла (1). Для гармоничного развития графической культуры, личности дизайнера необходимо уделять одинаковое внимание обучению и художественной графике, и технической.
Профессиональная культура дизайнера базируется на специальной графической подготовке. В данном случае, под специальной графической подготовкой мы понимаем «способность обучающегося оперировать понятиями и пространственными образами, связанными с визуализацией информации, транслировать ее с помощью графических средств» (2).
Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями
наглядно-образного и визуального мышления. Техника визуализации научно-технической информации, умение представить ее в виде ясного и простого рисунка, должна стать важнейшим профессиональным инструментом дизайнера. Во всех областях деятельности будущего дизайнера главное - это «вызвать определенные процессы мышления, опирающиеся на образы, а рисунок является именно тем средством, с помощью которого «графическая мысль» передается в виде «графического высказывания» (3, стр. 15).
Освоение графических дисциплин способствует созданию пространственных представлений различной степени обобщенности и схематичности, при этом одновременно активно развиваются сенсорные способности человека. Все это позволяет определять уникальность и универсальность графических дисциплин, их положительное влияние на процесс формирования познавательных способностей дизайнера, расширяя круг используемых мыслительных средств и умственных операций, что, в свою очередь, повышает адаптивные профессиональные возможности будущего специалиста.
Анализируя современную педагогическую и психологическую литературу по данному вопросу, следует отметить, что существенная роль в профессиональной подготовке дизайнеров отводится формированию пространственного мышления обучающихся. Каждая графическая дисциплина, и в том числе «Технический рисунок», в своем содержании выделяют одну из задач: развитие пространственного мышления - составляющей интеллекта. Теоретическое и практическое значение его изучения неоднократно подчеркивалось советскими и зарубежными учеными (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, Р. Арнхейм и др).
В содержании пространственного мышления принято различать два уровня: первый -создание пространственных образов, второй -оперирование ими (4). Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды дизайнерской деятельности. Поскольку в своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется в основном на графической основе, то его особенности исследуются в контексте общих характеристик художественно-образного мышления. Уровень графической подготовки определятся «...главным образом, не степенью овладения или техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его художественно-образное мышление» (А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов) (2, 5).
«Технический рисунок» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами на первом курсе. На нашей кафедре был накоплен богатый опыт преподавания данной дисциплины на педагогическом отделении. Однако «Технический рисунок» там не выделялся в отдельную дисциплину, а был частью черчения. Введение новых специальностей, новых учебных планов вызвало необходимость пересмотра содержания и методики преподавания данного предмета в системе образования будущих художников ДПИ и дизайнеров. Вопросами методики преподавания технического рисования занимались А.Д. Ботвинников, С.В. Розов, Н.Н. Ростовцев, С.А. Соловьев и др. На большое значение технического рисунка в проектировании указывал Н.Н.Анисимов: «.. .процесс проектирования во многом основывается на техническом рисовании» и далее «без технического рисунка не мыслится процесс проектирования» (6).
Нами был проведен анализ учебных планов, который позволил определить место данной дисциплины в подготовке будущих дизайнеров и выделить следующие особенности обучения техническому рисунку будущих дизайнеров:
• В государственном стандарте «Технический рисунок и начертательная геометрия»
выделены отдельной дисциплиной, что подчеркивает большое значение технического рисования в профессиональной подготовке дизайнеров;
• Выбор объектов для технического рисования осуществляется в зависимости от специализации;
• Формирование и развитие свободы в выборе вида изображения объекта;
• Изучение специальных приемов технической графики («взрывная схема», рентген-рисунок, динамический рисунок и др.).
Все это позволило составить рабочую программу и учебно-методический комплекс с учетом профессиональной направленности в обучении техническому рисованию. В течение семестра рассматриваются вопросы о видах графических изображений, способах и приемах оттенения многогранных форм и поверхностей вращения. Разбираются эффективные способы построения от руки, построение теней на ортогональном изображении, в аксонометрии. Студентами выполняются практические упражнения, задачи которых - закрепить приобретенные знания, расширить и углубить их, развить умения выполнять графические изображения в различных техниках (штриховка, ша-тировка, шраффировка, пуантель, заливка) с использованием различных материалов (карандаш, тушь) в линейно-тональной, светотеневой графике. Так как в дальнейшем будут изучаться такие предметы как «Перспектива» и «Перспектива интерьера», данный вид изображения в план занятий не включался. Идет поиск и новых форм организации занятий: деловые игры, проектные задания и т.д. В этом году студентам было предложено работать на практических и лекционных занятиях в одной тетради формата А4, для упражнений использовать альбом, где выполняются итоговые задания, и листы формата А3 - для эпюров. Это дает возможность более наглядно проиллюстрировать лекционный материал, проводить проверку конспектов и корректировать ошибки в итоговых работах. Для более эффективного проведения занятий были собраны методические папки с примерами выполнения работ (рис.1-5), подбор иллюс-
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 1-5. Образцы студенческих работ
траций. В связи с отсутствием литературы по предмету, нами создана электронная папка с текстами из учебников - эл.библиотека по «Техническому рисунку». Разработанный учебно-методический комплекс направлен на развитие пространственного мышления будущих дизайнеров. В предлагаемой
системе графических задач и упражнений студенты выполняют технические рисунки:
• с натуры;
• по ортогональным проекциям;
• по словесному описанию;
• по развертке;
• с фотографии.
Таким образом, данная дисциплина, являясь основой графической подготовки будущих дизайнеров, способствует развитию художественно-образного мышления, навыков самовыражения, поэтому результат их технического творчества служит базой для обучения на последующих курсах.
Эта дисциплина является лишь первой ступенью непрерывного художественного образования и процесса совершенного овладения графическими умениями и навыками, которые необходимо развивать и закреплять при изучении специальных дисциплин.
Список использованной литературы:
1. Тихонов С.В. и др. Рисунок: Учебное пособие для вузов / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б.Подрезков. - М.: Архитектура - С, 2003. - 296 с.
2. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991. - 296 с.
3. Боумен. У Графическое представление информации. М.: «Мир», 1971.
4. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980. - 240 с.
5. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. - М., 1983. - 128 с.
6. Анисимов Н.Н. Основы рисования. Учебное пособие для вузов. - М., Стройиздат, 1977. - с.127